Среди чужих равнин, ведя на подвиг правый Суровый строй полков своих, Ты памятник бессмертный русской славы На сердце собствеенном воздвиг. Но не умолкло сердце полководца, И в грозный час оно зовет на бой, Оно живет и мужественно бьется В сынах Отечества, спасенного тобой! И ныне, проходя по боевому следу Твоих знамен, пронесшихся в дыму, Знамена собственной победы Мы клоним к сердцу твоему! – Эти слова – наша память и о Кутузове, и о героях 1945-го. Простительное, светлое заблуждение. Впрочем, вопрос захоронений Михаила Илларионовича Кутузова таит немало загадок – стоит ли снова и снова ворошить останки? Пруссия Пруссией, а в Российской империи похороны спасителя Отечества выдались громкими. Когда траурный кортеж прибыл на окраину Петербурга, его встретила возбужденная толпа горожан. Жители столицы выпрягли шестерку лошадей и на собственном горбу докатили коляску с гробом фельдмаршала от Нарвских ворот к Казанскому собору. Недавно отстроенный собор стал символом сопротивления Наполеону, символом победы в войне 1812 года. Символично, что с Кутузовым прощались именно там, там и похоронили… Два дня длилось прощание петербуржцев с прахом Кутузова. Его похоронили 13 июня 1813 года у западной стены северного придела собора. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Рядом укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На ней изображено событие из истории российской воинской славы – освобождение Москвы ополчением под руководством Минина и князя Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери. Перед этой иконой молился и Кутузов в 1812-м году, и о Пожарском вспоминал он нередко. Ведь у двух спасителей России был общий предок – Василий Беклемишев. Александр I, смягчившись после смерти старика, в письме к жене Михаила Илларионовича писал о полководце: «Болезненная не для однех вас, но и для всего отечества потеря! …имя и дела его останутся бессмертными. Благодарное отечество не забудет никогда заслуг его. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться, и внесут имя его в число знаменитейших полководцев. В честь ему воздвигнется памятник, при котором россиянин, смотря на изваянный образ его, будет гордиться, чужестранец же уважать землю, порождающую толь великих мужей».

http://pravmir.ru/pered-grobniceyu-svyat...

Адрианов Успенский , 3 кл., в 5 в. от г. Пошехонья. Основан в 1540 г. пр. Адрианом (см. 5 мар.) и старцем Леонидом. В мон. соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса, открыто почивают мощи пр. Адриана. В мон. находится чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда пр. Адрианом из Корнилиева ион., и хранятся вериги, игуменский посох и древняя икона преподобного. При мон. школа с 1888 г. Алексеевский , 3 кл., в г. Угличе. Основан в 1371 г., по желанию митр. Московского Алексия, иноком Адрианом. Здесь хранится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Вратарницей», на которой Богоматерь изображена в виде монахини, и жезлом и четками в левой руке и свечей в правой; эта св. икона, находившаяся в монастырской кладовой, в 1894 г., 23 июня, но просьбе больного купца, прибывшего из Петербурга в обитель, согласно бывшему ему сонному видению, была торжественно перенесена в монастырский Успенский храм и прославилась исцелением этого больного; празднование в честь этой св. иконы, источившей и многие другие чудотворения, совершается 23 июня. Кроме этой св. иконы, в мон. находится также местночтимая Казанская икона Божией Матери. В. Афанасиевский , 3 кл., в Ярославле. Основан в XVI в.; возобновлен в 1613 г. За монастырской оградой в приписанной к мон. Знаменской церкви находится святыня города – чудотворная икона Знамения Божией Матери. Борисоглебский , 2 кл., в 18 в. от Ростова. Основан в 1363 г. по благословению пр. Сергия старцами Феодором и Павлом. Здесь находится рака пр. Иринарха (см. 13 янв.) и при ней железные цепи, вериги и кресты, которые носил на себе преподобный. В мон. хранится знамя, оставленное в 1610 г. гетманом Сапегой. При мон. школа и иконописная мастерская. Белогостицкий Георгиевский , зашт., на левом бер. р. Вексы, в 8 в. от Ростова. Основан в XV в.; в 1857 г. приписан к архиерейскому дому. В соборной церкви Благовещения находятся древние чудотворные иконы Божией Матери: Казанская и Грузинская; 20 мая они переносятся с крестным ходом в Ростов, где и остаются до 8 июля. При мон. с 1900 г. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Казанский кафедральный собор является выдающим памятником русской воинской славы. Его история тесно связана с Отечественной войной 1812 г. В соборе похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, а также находятся французские боевые знамена и ключи от французских крепостей, взятых русской армией. Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 г. После горячей молитвы перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери к войскам под Смоленск отправился великий русский полководец М. И. Голенищев-Кутузов. По мере разгрома наполеоновских войск на территории России и за ее пределами в собор начинают поступать французские штандарты и знамена, которые размещали на стенах собора. Всего в соборе было 107 знамен и штандартов, большинство из которых в настоящее время находятся в Москве. В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М. И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева " Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве " . На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери. После успешного освобождения русскими войсками под командованием М. Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М. И. Кутузова. Перед собором в 1837 г. по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.

http://sobory.ru/article/?object=01954

После церемонии, состоявшейся у входа в храм в присутствии 16 священников из разных регионов России, прошел молебен в честь иконы Казанской Божьей Матери с участием Клироса Министерства обороны. Молебен провёл настоятель храма иконы Божией Матери «Благодатное небо» при 45 полку Спецназа ВДВ в г. Кубинка протоиерей Александр Солдатенков. По окончании молебна о.Александр обратился к присутствующим с приветственной речью. Также на церемонии выступили Заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», руководитель Международного патриотического автопробега «От общей Победы — к общему миру!» Виктор Кауров и Председатель Женского православно-патриотического общества Галина Ананьина. 3 сентября, в день окончания Второй мировой войны, на Поклонной Горе были подведены итоги международного общественно-патриотического проекта «От общей Победы — к общему миру!», проведен 75-й показ спектакля «Молодая Гвардия», традиционно развернуты масштабная Георгиевская лента и огромное Знамя Победы. Первый заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Дмитрий Вадимович Саблин наградил участников проекта. В рамках программы Женского православно-патриотического общества «Чудотворные Кресты России», разработанной к 600-летию явления Животворящего Креста Господня (ныне находящегося в Годеново), Крестный ход Женского православно-патриотического общества «Святая Русь», возглавляемый Алёной Андреевой, продолжает свой путь по святым местам, монастырям, приходам, заброшенным храмам нашей страны с копиями Казанской иконы Божией Матери «Державный покров» и Небоявленного Креста. Галина Васильевна Ананьина , председатель правления Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук, общественный деятель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/07/ob...

Июль 8 царь достиг г. Владимира, где, по обыкновению, он посетил все монастыри, прося у духовенства благословения и молитв. Здесь он был порадован вестью о прекращении болезни в Свияжске, а в Муроме ему донесли, что изменники, горные люди, были разбиты, били челом в покорности, пришли к Свияжску с женами и детьми. За муромскими лесами выходили на встречу царю Черемисы и Мордва и приносили все нужное для войска. Государь простил им все прежние вины их. Августа 13 достигли Свияжска, куда войска пришли как в свой дом, потому что сюда привезено было множество всяких запасов Волгой. Посетив Свияжские святыни и помолившись, царь держал совет с ближними своими в шатре своем под городом. Решено было идти на Казань немедля, но наперед послать Казанцам грамоты с тем, что если они захотят без крови бить челом, то государь их помилует. Осада Казани Августа 20-го царь Иоанн переправился через Казанку, и здесь получил из Казани ответ на свою грамоту. Казанский царь Едигер поносил гордыми и скверными словами веру православную и царя русского. Иоанн велел начать осаду. На рассвете 23-го августа войско выстроилось в боевом порядке; Государь вышел на луг против города и велел развернуть знамя с изображением Нерукотворного образа, которое было у прародителя его, достохвального князя Дмитрия Донского, в день знаменитой Куликовской битвы. Начался молебен; царь молился усердно, со слезами, и, после молебна, подозвавши ближних своих, сказал им: «Приспело время нашему подвигу, потщитесь, призвавши на помощь милосердного Бога и ни в чем не сомневаясь, единодушно пострадать за благочестие, за святые церкви, за святую веру православную, за единодушную братию, православных христиан, плененных в продолжении многих лет и тяжко страдающих от безбожных этих Казанцев. Вспомним Христово слово: ничто же сего больши, еже души положити за други своя… Хощу лучше здесь умереть, нежели жить и видеть Христа хулимого, и порученных мне от Бога христиан тяжко мучимых безбожными Казанцами» … В ответ на это князь Владимир Андреевич сказал: «Видим, Государь, что ты тверд в истинном законе, за православие себя не щадишь и нас на то утверждаешь: поэтому все мы должны единодушно помереть в борьбе с безбожными этими Агарянами.» От речей этих прослезилось все войско. Приняв благословение от духовного отца своего и приказав войску осенить себя крестным знамением, Иоанн сел на коня и повел войско к городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ставши под городом на лугу в шатре, царь советовался с князем Владимиром Андреевичем, с царем Шиг-Алеем, с боярами и воеводами, как ему, государю, своим делом промышлять, и приговорил идти к Казани не мешкая, а к казанцам послать грамоты, что если захотят без крови бить челом государю, то государь их пожалует. Шиг-Алей должен был писать к родственнику своему, новому казанскому царю Едигеру, чтоб выехал из города к государю, не опасаясь ничего, и государь его пожалует; сам Иоанн послал грамоты к главному мулле и всей земле Казанской, чтоб били челом и он их простит. 16 августа войска начали уже перевозиться чрез Волгу и становиться на Казанской стороне, 18 – сам царь переправился за Волгу, 20 – за Казанку и здесь получил ответ от Едигера: в нем заключалось ругательство на христианство, на Иоанна, на Шиг-Алея и вызов на брань. Иоанн велел вынимать из судов пушки и все устраивать, как идти к городу; тут приехал к нему служить Камай-мурза с семью козаками и рассказывал, что их поехало человек с двести служить государю, но казанцы, узнав об этом, почти всех перехватали; про Казань рассказывал, что царь Едигер и вельможи бить челом государю не хотят и всю землю на лихо наводят, запасов в городе много, остальное войско, которое не в городе, собрано под начальством князя Япанчи в Арской засеке, чтоб не пропускать русских людей на Арское поле. Царь созвал совет, рассказал Камаевы речи и рассуждал, как идти к городу. Приговорили: самому государю и князю Владимиру Андреевичу стать на Царском лугу, царю Шиг-Алею – за Булаком; на Арском поле стать большому полку, передовому и удельной дружине князя Владимира Андреевича; правой руке с козаками – за Казанкою; сторожевому полку – на устье Булака, а левой руке – выше его. Приказано было, чтоб во всей рати приготовили на 10 человек туру да чтоб всякий человек приготовил по бревну на тын; приказано было также настрого, чтоб без царского повеления, а в полках без воеводского повеления никто не смел бросаться к городу. 23 августа полки заняли назначенные им места; как вышел царь на луг против города, то велел развернуть свое знамя: на знамени был нерукотворенный образ, а наверху – крест, который был у великого князя Димитрия на Дону; когда отслужили молебен, царь подозвал князя Владимира Андреевича, бояр, воевод, ратных людей своего полка и говорил им: «Приспело время нашему подвигу! Потщитесь единодушно пострадать за благочестие, за святые церкви, за православную веру христианскую, за единородную нашу братию, православных христиан, терпящих долгий плен, страдающих от этих безбожных казанцев; вспомним слово Христово, что нет ничего больше, как полагать души за други свои; припадем чистыми сердцами к создателю нашему Христу, попросим у него избавления бедным христианам, да не предаст нас в руки врагам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Очевидно, игумен Гурий участвовал в работе Стоглавого Собора в 1551 году как настоятель знаменитой обители. 17 мая 1551 годы были подтверждены жалованные грамоты монастырям и среди них – целый ряд документов, представленных настоятелем Волоцкой обители, которые были даны ранее ещё при игумене Данииле (1515–1522) 29 , Нифонте (1522–1543) 30 . В монастырском летописце говорится об игумене Гурии: «…и игумен был в Иосифове монастыре 9 лет без дву месяц; да оставив игуменьство, жил в Иосифове ж два году неполны; да потом в Селижарове у Троицы год на игуме[н]стве был» 31 (1551–1555). В связи с оставлением игуменства архиепископ Филарет Черниговский говорит: «…темничная жизнь расстроила здоровье его на всю жизнь» 32 . Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии 33 , что произошло «с благословения Митрополита Макария» 34 . В это время на Руси произошло важное событие: в 1552 году, во время третьего похода, была покорена Казань. Казенная летопись Московской Руси того времени свидетельствует о славной победе. В память Казанского взятия в Москве была воздвигнута обетная церковь у Флоровских ворот Кремля – собор Покрова на рву, известный ныне как храм Василия Блаженного. Во время штурма Казани походная церковь , в которой молился царь, стояла на Зилантьевой горе. Там были затем погребены павшие русские воины и был устроен монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы и Всех святых 35 . «В честь взятия Казани в Коломенском кремле основывается Брусенский монастырь и строится каменная шатровая соборная церковь Успения» 36 . В Муроме на месте царской стоянки был воздвигнут шатровый храм святых бессребреников Космы и Дамиана 37 . Будучи в 1545 году в Ростове, Иоанн Грозный взял оттуда святыню – посох преподобного Авраамия Ростовского (†1077; пам. 29 окт.), которым был некогда сокрушен идол Велес. Позднее над гробницей святого был построен собор в благодарность «за отнятую от гроба трость на победу и одоление Казанского царства» 38 . Радость великой победы нашла свое отражение не только в церковной архитектуре. В Макарьевской иконописной мастерской была написана икона, в которой дано осмысление исторического события – покорения Казани 39 . Имена погибших под Казанью русских воинов были занесены в поминальный Синодик 40 . В русском богослужебном пении появилось «казанское знамя», т.е. новый распев. Славное событие было описано и в памятниках древнерусской литературы – в «Казанской истории» 41 и других исторических произведениях 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К декабрю 1850 года здесь была построена деревянная часовня во имя Казанской иконы Божией Матери и 8 келий. В них жило около 30 сестер-послушниц в возрасте от 22 до 60 лет, среди которых было две дворянки, три солдатки, семь мещанок, одна казачка, восемь келейниц купеческого звания и две – духовного. Настоятельницей была избрана Мария Янова. Палата госимуществ и благотворители выделили обители более тысячи десятин земли в разных концах губернии, а также две рыбные ловли, огород и сад. 21 августа 1860 года вышел указ Святейшего Синода о преобразовании общины в женский общежительный монастырь. Он получил название Иверский по имени иконы Иверской Божией Матери, подаренной самарской благотворительницей Е.С. Марихиной с условием, что обитель будет особо почитать эту икону. В это время в монастыре проживало 217 человек. Со временем обитель была обнесена каменной оградой. Здесь было построено несколько храмов и 17 корпусов, в которых находились покои игуменьи и послушниц, а также хозяйственные службы. Монастырь имел прекрасные мастерские: золотошвейную, белошвейную, ткацкую, ковровую, переплетную, иконописную. Именно здесь в 1876 году было вышито знаменитое Самарское знамя. В 1889 году при Иверском монастыре было открыто училище для девочек, в котором обучалось около 100 юных жительниц Самары. В годы Первой мировой войны в монастыре была устроена больница для раненых солдат и приют для девочек-сирот. Послушницы бесплатно шили белье и одежду для воинов. С приходом советской власти в марте 1922 года у монастыря были изъяты все серебряные и золотые вещи и переданы в губфинотдел. А в 1925 году монастырь закрыли. Его жилые корпуса отдали Самарской ГРЭС и Жигулевскому пивоваренному заводу, колокольню и другие строения разобрали. Лишь спустя 66 лет, в 1991 году Иверский монастырь стал возрождаться. На средства частных благотворителей и ряда организаций начались работы по восстановлению храмов и жилых помещений. Обитель получила подворье в Волжском районе. Сейчас Иверский монастырь – настоящее украшение Самары.

http://sobory.ru/article/?object=33194

6 дек. 1814 г. император с императрицей, фельдмаршал М. Б. Барклай-де-Толли и казачий атаман гр. М. И. Платов присутствовали в соборе по поводу «торжества всеобщего мира». Митр. Новгородский и С.-Петербургский Амвросий (Подобедов) отслужил Божественную литургию и особый молебен, составленный находившимся в тот день в соборе архим. свт. Филаретом (Дроздовым). Митр. Амвросий назвал собор «священным памятником священной войны» (Казанский собор. 2001. С. 66). Гр. Платов прислал в собор ок. 813 кг серебра из рус. храмов, конфискованного казаками у отступавших французов. Митр. Амвросий назвал «счастьем» возможность устроить в соборе «священный памятник священной войны» (Там же). Из серебра, первоначально предназначавшегося для изготовления статуй евангелистов, по предложению митр. Амвросия впосл. частично изготовили облицовку нового иконостаса. 25-26 авг. 1912 г. собор стал центром столичных торжеств в связи со 100-летием Отечественной войны. После крестного хода из Исаакиевского собора литургию в присутствии вел. кнг. Марии Павловны возглавил архиеп. Выборгский и Финляндский Сергий (Страгородский). Проект юбилейного оформления составил архит. И. А. Фомин. Большая часть трофеев после выставки в Москве в 1913 г. была передана в ГИМ. В К. с. сохранились лишь 5 наполеоновских штандартов, знамя и ключи от 6 городов. Ремонты и реставрации, изменения в убранстве собора Из-за ошибок, допущенных при строительстве собора, и сырости 17 апр. 1814 г. с потолка упал кусок штукатурки весом ок. 63 кг. В результате последовавшего ремонта был демонтирован плафон «Коронование Богоматери» (В. К. Шебуев, 1807-1811), погибли все барельефы интерьера, кроме 2, и лепнина, за исключением капителей пилястр. Собор значительно изменился в царствование имп. Николая I. В 1826 г. по проекту бывш. помощника Воронихина архит. П. С. Филиппова в храме начались ремонтные работы, продолженные в 1828 г. О. Монферраном. В 1828 г. в парусах были выполнены изображения евангелистов (А. Т. Марковым - ап. Марк, А. В.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

Сегодня Князь-Владимирский собор является памятником архитектуры, охраняемым государством. Здесь продолжается молитва, почитается память героев России и воспитывается достойным своих благочестивых предков новое поколение. Казанский Поют колокола на Пасху… Мне всегда хотелось во время Светлой Седмицы последовать доброй традиции, согласно которой всем дозволяется побывать на колокольнях православных храмов и позвонить в колокола. И для меня впервые случилось это в Казанском соборе. В далёком студенчестве его колоннада было одним из моих любимых мест в городе. Здесь назначались встречи с друзьями, поскольку даже в непогоду было удобно поджидать друг друга на площадке под гранитными сводами, укрывающими от дождя. Весной нам нравилось сидеть на скамейках у фонтана, расположенного близ Казанского собора, подставляя свои бледные лица солнечным лучам. Здесь была читана- перечитана масса конспектов во время сессий в педагогическом университете имени Герцена, где я училась. Но, наряду с радостными воспоминаниями, не забывается и грустный момент, когда однажды мы с подругой зашли внутрь собора и попали «на экскурсию». Там тогда размещался музей религии и атеизма. Слушать бредни экскурсовода было невозможно. Мне стало плохо даже на физическом уровне, и я покинула пленённый в те года безбожниками храм. Сегодня Казанский собор вновь продолжает свою истинную миссию. Удивительна история этого символа триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Бывая здесь, всегда подхожу к гробнице блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне 1813 года из прусского города Бунцлау. У места погребения, где А. Н. Воронихиным возведена бронзовая ограда, установлено пять штандартов и одно знамя, сохранившиеся и сегодня. В храмовом пространстве в имперские времена было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покорённых крепостей и городов Франции.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010