„Тысячи и тысячи православного народа – говорил М.И. Горчаков – теснились и теснятся около твоего гроба, многочтимый мой друг Александр Тимофеевич. И горе! и радость! „Горе и радость, весьма часто в твоей жизни, одновременно встречались с тобою и кругом тебя. И твоею смертью , никем нежданною и никому нежеланною, ты причинил нам и горе, ничем не устранимое, и радость, которая невольно волнует душу, при виде тысячи почитателей, окружающих твой гроб. Смотри – тысячи, десятки тысяч выражали и выражают признательное уважение к твоему достославному служению в святой церкви. Слава тебе Господи! слава святой церкви! Честь православному русскому народу! Задушевное благодарение тебе, почивший от трудов достойный служитель православной русской церкви и христианской веры. „Что же составляет ту влекущую силу, которая притягивает к твоему гробу столь громадное стечение отдающих тебе последний земной долг? – Ничто же сумняся, отвечаю: эта сила то церковное знамя, которое ты 30-ть лет крепко держал и в самом гробе держишь в твоей мощной руке: ты неустанно носил его и днем и ночью; ты бодро, смело, отважно, сильною десницею возвышал его всегда в твоей жизни. Это знамя предносилось вчера твоему гробу, по пути, которым ты чуть не ежедневно ходил в течение 25-ти лет – от твоего земного жилища к святому храму. Оно торжественно вчера предносилось твоему гробу, как бы наперекор, как бы в диаметральную противоположность тому, которое, в четыре часа пред появлением церковного знамени у твоего гроба, с глуповозмутительною дерзостью на секунду показалось в оскорбление Казанской Божией Матери и всему православному русскому народу 83 . „ Твое, почивший, знамязнамя святой веры, православной вселенской церкви, русской христианской любви к людям, несокрушимой жизненной правды, непоколебимого уважения к закону, порядку и общечеловеческой справедливости. „ Под знаменем церкви ты, Александр Тимофеевич, был неутомим в своих трудах. С раннего, в буквальном смысле, с раннего утра, весьма часто с двух часов утра и до глубокой ночи, почти ежедневно, почивший неустанно и плодоносно работал в своем приходе, в течение 25-ти лет беспрерывного священнослужения при сем благолепном, между прочим, благодаря его трудам, храме. Под осенением церковного знамени он как будто не чувствовал и никогда не выражал даже словом, в своей жизни, ни тягости носимых им трудов, ни скорбей той болезни, которая незримо для стороннего взора медленно подтачивала силы доброго духа покойного, и неожиданно для всех нас прекратила многодеятельную его жизнь. Памятники его трудов на благо приходского общества известны всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

произошло коренное преобразование церковного пения в России, совершенно изменившее нотацию певческих рукописей. К концу XV в. заметны стали некоторые изменения и в мелодиях знаменного распева, но эти изменения нисколько не нарушали общего характера знаменного распева, а представляли лишь распространение, сокращение и различные вариации его основных черт. Главный остов песнопения оставался всегда почти нерушимым. Стоглавый Собор, озаботившийся увеличением „книжных училищ“, где вместе с чтением и письмом обучали и пению, дал сильный толчок разработке церковных мелодий их записей. Появилось много „мастеров церковного пения“ 2492 , которые стали трудиться над составле- —90— нием новых мелодий. Новые мелодии носили разные на именования: „малое знамя“, „Ино знамя“, „путевой распев“ и др. Малое знамя отличалось кратким изложением методической основы, ино знамя представляло уже большую распространенность знаменного распева, а путевой распев был самым цветистым и распространенным видом того же распева. Конец XVI и начало XVII веков, помимо увеличения „мастеров церковного пения“ и улучшения самого пения, были замечательны еще увеличением богослужебно-певческих книг. Над положением на ноты стихир русских святым трудился даже сам царь Иоанн Грозный. Результатом композиторской деятельности русских песнорачителей означенного периода явились нотные книги: „Трезвон“, „Всенощное бдение“ и „Псалтирь“, положенная на ноты игуменом Новгородского Хутынского монастыря Маркеллом Безбородым и др. Теми же певцами расширена несколько и самая область крюковой семиографии. В конце XVI века стал входить в употребление особый вид нотных знаков, именуемый казанским знаменем. Казанское знамя представляло собою смесь знаменной нотации со знаками демественного пения. Этот вид нотного письма изобретен певчими дьяками царя Иоанна Васильевича и употреблялся наравне с крюковой системой нотописания 2493 . Измененные мелодии знаменного распева носили название переводов. Переводы свое название получали или от имени их творцов, или по месту их происхождения, напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиерейские богослужения совершены в храмах Санкт-Петербургской епархии в праздник Воздвижения Креста Господня сентября 2012 Божественную литургию в храме Илии Пророка на Пороховых возглавил митропролит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Архиерейские богослужения совершены в храмах Санкт-Петербургской епархии 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Божественную литургию в  храме Илии Пророка на Пороховых  возглавил  митропролит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир .   Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма, благочинный Большеохтинского округа  протоиерей Александр Будников , благочинный Приморского округа  протоиерей Ипполит Ковальский  и другие клирики епархии. В этот день в небольшом храме было более ста причастников.   " Крест - символ жертвенной любви, орудие нашего спасения, величайшая святыня для каждого православного " , - отметил владыка Владимир.  В этот день владыка Маркелл отметил шестилетие своей епископской хиротонии , совершенной в Казанском соборе Патриархом Кириллом 27 сентября 2006 года. С этой датой Его Преосвященство поздравил настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов. Он произнес слово о высоком епископском служении, которое тоже является тяжелым крестом, а также зачитал приветствие правящего архиерея и преподнес владыке букет белых роз.        За Божественной литургией в храме апостола Иоанна Богослова в СПбПДА, которую возглавил ректор академии епископ Гатчинский Амвросий , была возглашена заупокойная ектения о  новопреставленном протоиерее Георгие Тельписе . По окончании богослужения владыка ректор и духовенство совершили славление и поклонение Животворящему Кресту.  " Крест - это знамя нашей победы, знамя Воскресения, знамя, с которым мы идем по жизни. Он не есть образ поражения или слабости, Крест - образ вечной надежды и вечной радости в сражении, которое еще продолжается во времени и будет продолжаться, пока еще время не перестало быть и не растворилось в вечности " , - сказал владыка Амвросий. Богослужение в  Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры  было совершено наместником монастыря  епископом Выборгским Назарием  в сослужении братии. В проповеди владыка, отмечая важность поклонения Кресту, предостерег верующих от нездравомысленной веры в его " магическую " силу.           " Вода живая " ,  27.09.12  Поделиться 27 сентября 2015 27 сентября 2014 27 сентября 2006 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 9 марта 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=244...

Скачать epub pdf (8/21 августа 1873 г. – 8/21 августа 1973 г.) В годы страшных бедствий, постигших великий русский народ, Божественный Промысл воздвиг многих самоотверженных и мудрых мужей, указывавших путь, идя по которому Россия не только избежала бы всех своих бедствий, но и пришла бы к небывалому величию, славе и расцвету. В нашей Зарубежной Руси такими славными мужами были – главным образом приснопамятный Митрополит Антоний и два его ученика, по Московской Духовной Академии – Митрополит Анастасий и по Казанской Духовной Академии – Архиепископ Виталий. От времени их рождения ныне исполняется столетие. Они были от детства своего избранниками Божиими – чистые девственники, самоотверженные подвижники и от юности своей посвятившие себя служению Церкви Божией. В эти дни сего славного столетия на меня, бывшего в течение 14 лет в Америке помощником и сотрудником Архиепископа Виталия, возложена честь написать эти строки о нем. Архиепископ Виталий в своей подвижнической и многотрудной и самоотверженной жизни прошел служение пророческое, святительское и народное. Перейдя из земной Церкви в Церковь торжествующую, небесную, он оставил нам священные заветы и знамя, которым русский народ может одержать победу над своим врагом – безбожным коммунизмом. Эти заветы его жизнь, а вещественное знамя – основанный им Св. Владимирский Храм Памятник – памятник былой Святой Руси и знамя надежды на ея воскресение, – Св. Троицкий Монастырь и Св. Троицкая Духовная Семинария, при нем разросшиеся и укрепленные. В годы смуты перед мысленным взором Архиепископа Виталия предстояла Русская Православная Церковь и Россия, которым он самоотверженно служил. В докладе Епархиальному Съезду в г. Нью-Иорке 19 марта 1935 года Архиепископ Виталий сказал следующия слова: «Вы помните эту нашу родную величественную матерь, Русскую Церковь , как она стояла до войны? На шестую часть вселенной раскинулась. Больше ста миллионов членов. Сколько она племен и народов соединила во едино с русским народом! Какое господствующее ея положение было в христианском мире! Она оказывала высокое покровительство и помощь Вселенским Патриархам, славянским и прочим православным Церквам, 115 епархий, огромныя Миссии в Китае, в Америке, в Японии, в Корее, в Персии, в Иерусалиме, 160 архиереев, более 50 тысяч подготовленных священнослужителей, еще более церквей, 1000 монастырей, более 50 тысяч иночествующих, 4 академии, 80 семинарий, 2½ миллиона учащихся в церковных школах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ НОТАЦИЯ [Казанское знамя], рус. безлинейная система записи мелоса, использовавшаяся гл. обр. для многоголосного строчного пения и демественного пения . Ограниченное число знаков К. н. применялось для записи ранних гармонизаций знаменного распева и греческого распева . История изучения С сер. XIX и до 20-х гг. XX в. исследователи не подвергали сомнению наличие К. н. По поводу времени возникновения многоголосия и названия нотации, его фиксирующей, исследователи были единодушны: многоголосное пение было изобретено государевыми певчими дьяками царя Иоанна IV Васильевича Грозного; нотация, составленная для его записи, названа казанской в честь завоевания Казанского ханства в 1552 г. Первым это мнение высказал И. П. Сахаров , никак не обосновав его ( Сахаров. 1849. Т. 61. С. 157; Т. 63. С. 9), позднее с небольшими модификациями оно было повторено в работах др. исследователей ( Разумовский. 1867-1869. С. 184, 218; Металлов. 1893. С. 41; Смоленский. 1901. С. 54; Преображенский. 1907. С. 10; Финдейзен. 1928. С. 313). Блаженна с указанием «казан». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 31 об.) Блаженна с указанием «казан». Певч. сборник. 70–80-е гг. XVII в. (РГБ. ТСЛ. 436. Л. 31 об.) В решении вопроса о графике К. н. среди исследователей указанного периода можно выделить 2 т. зр. Сахаров, прот. Димитрий Разумовский и прот. Василий Металлов считали, что казанское знамя образовано из соединения столповых крюков (см. Знаменная нотация ) с демественными (см. Демественная нотация ) ( Сахаров. 1849. Т. 63. С. 9; Разумовский. 1867-1869. С. 184; Металлов. 1893. С. 41). С. В. Смоленский и Н. Ф. Финдейзен расценивали графику К. н. как производную от столповой нотации ( Смоленский. 1911. С. 99; Финдейзен. 1928. С. 313). Вероятно, это различие во мнениях о графике К. н. было следствием малой степени изученности этой знаковой системы (к-рая в дореволюционной рус. муз. медиевистике не являлась предметом специального анализа) и общей неразработанности проблематики русского церковнопевч. искусства.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Все это мы видели своими глазами, так что не лживое это описание, но истинное. Нечестивых же побили так много, что мертвых тел казанских татар, лежавшие возле стен внутри города, сравнялись с городскими стенами. И в городских воротах, и в самом городе лежали огромные кучи мертвых, и за городом – во рвах, в реке Казани и за Казанью рекою – везде было бесчисленное множество мертвых. Благочестивый же царь и великий князь всей Руси Иван Васильевич, видя такое милосердие Божие к себе и ко всему своему христолюбивому воинству, воздев руки к Господу, приносил благодарственные молитвы, говоря так: «Слава тебе, всемилостивый Господи Иисусе Христе, сыне Божий, даровавший нам победу над врагами нашими! Десница твоя, Господи, прославилась своей крепостью и сокрушила, Господи, правая твоя рука врагов наших. Чем воздадим мы тебе, Господи, за все то благое, что сделал ты для нас? Слава тебе, милосерднейший человеколюбец Господи, за то, что не презрел молений раба своего! Слава тебе, Господи, за то, что услышал ты тихие воздыхания сердца моего и слезы и исполнил прошения наши, и излил на нас великое милосердие свое, и всех врагов наших истребил до конца. О премилостивая владычица Богородица, слава тебе, ибо твоими молитвами и заступничеством побеждены были враги наши. О всемилостивая госпожа владычица Богородица, умолила ты со всеми святыми и нашими заступниками – новыми русскими чудотворцами Господа нашего Иисуса Христа с безначальным его Отцом и животворящим Духом, чтобы услышал Господь молитву твою и даровал нам победу над супостатами, и покорил нам под ноги врагов наших. И прославляется всем этим святое имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь». И повелел благочестивый царь и великий князь, чтобы священный собор и весь причт церковный с честным крестом, содержащим кусочек животворящего древа, на котором распят был Господь наш Иисус Христос, и со святыми чудотворными иконами пришли к месту, где стояло царское знамя, и приказал в честь победы петь молебные песнопения, воссылая благодарности всесильному Богу. И повелел он тогда же поставить животворящий крест и заложить церковь в честь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на том месте, где стояло его знамя, ибо на знамени его царском был запечатлен нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1920 г., после епископской хиротонии, занимал Ханькоускую кафедру (Зарубежная Церковь). Здесь за несколько лет сумел сплотить русскую диаспору вокруг Церкви, организовав детские приюты, бесплатные столовые и аптеку, поставив дело социального служения на небывалую высоту. Уже при жизни своей почитался святым. По смерти своей явился во сне одному больному ногами мальчику, сословами: «Возьми мои ноги, они мне теперь не нужны», и мальчик чудесно исцелился. Православными приходами в Китае почитается, как подвижник благочестия. Цитируется по записной книжке архимандрита Варсонофия (Лузина). Архив составителя. Клировая ведомость Пятницкой церкви г. Казани за 1918 год. (Архив составителя) . Биографические сведения об о. Феодоре Гидаспове и его послужной список приводятся по Клировой ведомости Пятницкой церкви г. Казани за 1918 год. (Архив составителя). Прот. Феодор Гидаспов. Милость Божия, явленная через Казанский Образ Божией Матери//«Известия по Казанской Епархии». 1916. 11 — 12. С. 304–306. Устав Союза пастырей г. Казани и Казанской Епархии. «Изв. по Казан. еп,». 36–37 (22 ноября) 1917 г. С. 601–603. Скорби и радости пастырского служения. «Изв. по Казан, еп.». 29— 30 (1–8 августа) 1917 г. С. 476. Там же, С. 474. Записная книжка священника Феодора Гидаспова. (Архив составителя). Всего через два месяца в послании Святейшего Патриарха Тихона от 13 (26) октября 1918 года появился тот же образ дающего камень вместо хлеба и змею вместо рыбы ( Мф. 7:9-10 ) применительно к безбожной власти, соблазнившей народ возможностью легкой и безнаказанной наживы и увлекшей последний в тщету Вавилонского строительства. «Знамя Революции». 1918. (9 окт.). С. 6. Архив КГБ РТ, 928–18 (221). Прошение на имя Товарища Коменданта г. Казани от рабочих Пятницкого прихода г. Казани. Там же. Там же, С. 8. Записная книжка священника Феодора Гидаспова. Архив составителя. После расстрела о. Феодора, супруга его Елизавета Григорьевна Гидаспова осталась с пятью несовершеннолетними детьми на руках: 16-летним Владимиром, 12-летней Катериной, 8летним Юрием, 6летней Серафимой и 8месячной Зоей, крещенной в Пятницкой церкви. Свидетельство о мученической смерти о. Константина Далматова и обстоятельствах ее, сохранилось в семье Бренингов. «Изв. по Казан, еп.”. 1916. «Изв. по Казан, еп.». 1916. С. 504–505. «Изв. по Казан, еп.». 1916. С. 666–667. О подробностям мученической кончины о. Ореста Александрова сообщила его внучка Людмила Владимировна. «Знамя революции». 1918. С. 3. ЦГА РТ, ф. 894, оп. 1, д. 599.

http://azbyka.ru/fiction/zhizneopisaniya...

В самой Казани созидаются обыденные церкви: 1) на том месте, где стояло царское знамя, во имя Нерукотворного Спаса; 2) церковь Киприяна и Устины; в средине города – собор Благовещения, а на костях павших – храм Успения Пресвятой Богородицы; храм этот был перенесен впоследствии на Зилантову гору, а над могилами построена часовня для пения панихид монахами Зилантьевского монастыря, которые стали попечителями казанской братской могилы. В Зилантьевском монастыре до сих пор хранится синодик павших воинов (понятно, не всех), приводимый ниже в извлечении. Имена победителей Казани и прочих особ, поминаемых при отпевании панихид в Зилантове монастыре и памятнике. «Бысть и лето 7060 (1552) Православный Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич, всея Руси Самодержец, собрав все свое Христолюбивое воинство, с Божиею помощию и вооружився всеоружеством Честнаго и Животворящаго Креста, и иде бранию на град Казань за святыя церкви и за многопролитие христианской крови, и за великую свою обиду, и за многую татар измену и великую их неправду; и прииде ко граду со множеством войска Августа в 22 день, и облеже его, и стоя дней сорок два, и зело великую победу на неверных сотвори, град Казань Божиею помощию зело храбрственно взя, и людие Казанстии, иже в град и вси избиени быша, и не одни от них не избысть, разве жен и детей; токмо царя Едигера и с ним трех татаринов живых руками яша: же, иже в граде жены и дети вси пленени быша Русскими вои, и Русскаго плену многие множество, от полону число до шестидесять тысяч. Бысть же силе Божия помощь и великая победа на враги Благочестивому Царю Иоанну в начало лета 7060, месяца октября во 2 день Воскресный, на память святых мученик Киприана и Устины; и повеле царское знамя прияти и место очертити монастырю ту быти во имя Успения Божия Матери и всех Святых и иде из ставки во град Казань со святыми кресты и иконы, и созда ту церковь Святых Мученик Киприана и Устины в одни день, и град православием просвети и вело казанску землю покори, и святые церкви многи в славословие Божие воздвиже и с великою победою и славою здрав о Христе в своя возвратися в царствующий град Москву, на свой царский Богом порученный ему престол, и тако ко Господу отъиде. Ему же казанскаго царствия победителю и христианския веры насадителю вечная память.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Храм святых Царственных страстотерпцев (Ижевск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Святых Царственных мучеников — церковь, расположенная на Северном кладбище города Ижевска рядом с захоронениями воинов ВОВ. Содержание История [ править править код ] 2002 год: 12.06. — в День города, при большом стечении верующих на Северном кладбище был установлен поклонный крест — на месте будущего строительства храма в честь святых Царственных Страстотерпцев. 2005 год: 14.04. — установлены кресты на купола храма в честь святых Царственных мучеников. 2005 год: 9 мая состоялось первое богослужение. 2007 год: Роспись храма осуществили мастера из Палехской иконописной мастерской «Лик». Строительство храма велось при помощи мецената Гуцериева Михаила Сафарбековича. 14 апреля в Ижевске, на Северном кладбище, у мемориала погибшим в Великой Отечественной войне установлены кресты на купола новопостроенного храма в честь святых Царственных мучеников Молебен и чин освящения крестов совершил Архиепископ Ижевский и Удмуртский Николай в сослужении митрофорного протоиерея Виктора Костенкова и иерея Александра Хлебникова. На молебне присутствовали верующие, юные спасатели из кадетских классов, руководители строительства, а также генеральный директор ОАО «Белкамнефть» — Игнатко Владимир Михайлович. На средства предприятия «Белкамнефть» осуществлялось строительство храма. По завершению молебна Владыка Николай поблагодарил строителей от имени народа. «Эти кресты, как две звезды, — сказал Владыка, — которые будут соединять народ с небом. Здесь лежат совершенно святые люди; «Нет выше той любви, если кто душу свою положит за други своя»». Со слов митрофорного протоиерея Виктора Костенкова, кресты изготовлены в Ижевске, специалистами при Казанско-Богородицком храме при благотворительной помощи «Белкамнефти». Для газеты «Православные Вести» протоиерей Виктор Костенков сказал: «Кресты, воздвигаемые где либо – в селе или в городе – это особое событие, мы ставим знамя победы! Знамя победы добра над злом, вечной жизни над смертью. Крест – это соединение между землею и небом. Это особое событие для Ижевска. Нужно восстановить то количество храмов, которое было до революции». Храм почти готов. Строителям за очень короткий срок, несколько месяцев, удалось полностью возвести здание и кровлю. Открытие храма и освящение престола планируется 9 мая, в день 60-летия Победы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_Ца...

В 1871 г. церковь получила новое значительное украшение: на ступенях солей поставлена бронзовая вызолоченная решетка, вылитая из балясин прежних хор, на заводе Никольс и Плинке (26 с половиной пудов, за 1500 руб.), на суммы главного инженерного управления. В 1876 г. случайно открыты в складе старых ненужных вещей замка барельефы 4 евангелистов из белого мрамора, превосходной работы, бывшие первоначально на наружной стене церкви, над окнами второго этажа. Теперь они вычищены и поставлены внутри церкви, на восточной и западной стенах средней части храма. Кроме вышеописанного, из принадлежащих церкви предметов нужно указать на Казанскую икону Божией Матери и знамя саперного батальона. Знамя саперного батальона, с Георгиевским крестом, находится в церкви с 1829 г. Храм сей однопрестольный. Антиминс священнодействован высокопреосвященным Григорием, митрополитом новгородским и с.-петербургским, 11 апреля 1857 г. Михаило-архангельская церковь инженерного замка сначала была в придворном ведомстве, а в 1822 г. перешла в епархиальное. О причте, бывшем при церкви до 1822 г., по неимению документов за это время, ничего определенного нет. Можно только предполагать, что после кончины императора Павла I эта церковь не имела своего самостоятельного причта, и службы в ней отправлял причта Зимнего дворца, по крайней мере, в исповедных записях, сохранившихся в церковном архиве, исповедывавшими подписывались те же лица, которые состояли в тоже время при соборах Зимнего дворца. С 1822 г. причт состоит из одного священника и одного псаломщика. Причт и старосты постоянно заботились о том, чтобы в церкви был хор певчих. Доколе в церковь ходили воспитанники инженерного училища, и хор певчих большею частью состоял из них же, но в 1851 г. уже начали приглашать посторонних певчих из егерского полка. В 1852 и 1853 гг. певчие вызывались через объявления в полицейской газете. Хор певчих в сей церкви в разное время состоял из нестроевых чинов морского ведомства, писарей, артиллеристов, саперов и проч. Иногда жалованье хору доходило до 1000 руб. в год.

http://sobory.ru/article/?object=02326

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010