Третья часть имеет надписание: «Указ ο иных подметных словах известного ради разумения и явственного познания божественного пения». Текст начинается словами: «Пишутся u иныя слова подметные, а указуют же оне: како знамя пети, идеже подобает борзо, или тихо пропети, или гласом закинути, или покачати, или во едино согласие два или три знамя пропети, или ударити, или вниз гласом отдати». Здесь писатель не упоминает ο Шайдурове. что этот Указ принадлежит к древним сочинениям. Замечательно, что в учении Шайдурова пометные буквы не имели еще значения Италианских нот: ут, ре, ми, фа, соль, ля. Это изменение помет совершилось во второй половине XVII века, и едва ли не с появлением учения Мезенца. По неимению верных данных, невозможно определить, кто такой был Щайдуров, и когда он жил? 1 Учение его произвело в Русском церковном пении совершенный переворот и принято было повсюду. Может быть, со временем, этот переход от древнего пения к пометам будет обьяснен удовлетворительнее. По крайней мере, теперь, упадок пения в ΧΥΙ веке остается для нас загадкою. Из значения Шайдурова помет видим только, что Русские потеряли древнее значение крюковых нот. Иначе, для чего было изобретать новые знаки? 2) Книга, глаголемая Какизы, Столповому и Казанскому знамени сиречь ключ. Эта книга состоит из собрания разных статей и принадлежит к первой половине XVII века. В ней находим: Имена строкам, κακо которая зовется и како поется. –Именование строкам по числу двустом и четырем надесять. –Сказание и известно разсуждение существоваше фитам, сущим числом речении шестьдесят седмию. –Имена столповому знамению, како которое именем звати. –Толк знамени столповому. В разных списках находим разный состав сего сборника. Составитель сей книги, без всякого сомнения, был только сборником статей, написанных задолго до него и другими лицами. Позднейшие переписчики изменяли и дополняли текст сей книги по-свосму. Трудно угадать первоначальный состав сего сборника. До появления сочинения Мезенца, он был единственным руководством после учения Шайдурова. Статьи: Имена столповому знамени и толк знамени столповому известны в списках ΧΥ столетия. Следовательно, оне составляют основание древней литерагуры, а не книги Какиз. Мы можем предполагать, что все статьи сборника принадлежали к древним руководствам церковного пения; но не можем определить: Русские ли оне, или переводные? Толк знамени столповому – есть статья переводная, взятая от Греков. В одном списке XII века старого сборника мы нашли краткую статью об учении Шайдурова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Ключ»); вокализация формул на отдельные гласные (  - РГБ. Ф. 178. 875). Особый тип А. п. (по типологии З. М. Гусейновой - «кокизник-толкование»), содержащий развернутое толкование попевок с примерами из песнопений, сложился в XVII в. (одна из его редакций - в «Ключе», другая - напр., в списке 2-й четв. XVII в. РГБ. Ф. 210. 1). Во 2-й пол. XVII в. появились А. п. с аллегорическим толкованием знамен, вероятно своеобразно продолжившие линию толкований хирономии визант. невм . Появление в посл. четв. XVI в. новых форм нотации (см. Путевая нотация , Казанское знамя) привело к возникновению А. п., объясняющих значение новых знаков с помощью известного, столпового знамени (по типологии З. М. Гусейновой - «согласник»; «Согласие знамени с путным знаменем» - в «Ключе», «Какизы сиречь ключ столповому и казанскому знамени» - напр., в списке 1628 г. РГБ. Ф. 37. 93). Др. формой руководства, служившей той же цели, были т. н. грани (в «Ключе» - «А се путное знамя розведено столповым»). В виде граней составлялись и старообрядческие А. п. демественной нотации . Изд.: Gerbert M. De cantu et musica sacra a prima ecclesiae aetate usque ad praeaena tempus. St. Blasien, 1774. Vol. 2. P. 57; idem. Scriptopres. Vol. 3. S. 397-398; Χρσανθος κ Μαδτου, ρχιεπ . Θεωρετικν μγα τς μουσικς. Τεργστη, 1832. Αθναι, 19773; Смоленский С. В. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца («Извещение о согласнейших пометах»). Каз., 1888; Калашников Л. Азбука церковного знаменного пения. К., 1908; он же. Азбука демественного пения. К., 1911; Быстров Л. Азбука крюкового пения//Старообрядческая мысль. 1911. 7, 9, 11, 12; Thibaut J. B. Monuments de la notation ekphonétique et hagiopolite de l " église grecque. St.-Pb., 1913; Tardo L. L " antica melurgia bizantina nell " interpretazione della scuola monastica di Grottaferrata. Grottaferrata, 1938; Gardner J. v., Koschmieder E. Ein handschriftlicher Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift. Münch., 1963, 1966, 1972. Teil 1-3; The Hagiopolites: A Byzantine treatise on musical theory/Prelim.

http://pravenc.ru/text/63676.html

Влад. Андр. одобрил мой проект, принял докладную записку и на Московском съезде представителей монархических партий поручил профессору Владиславу Францевичу Залескому разобрать этот вопрос и составить устав союза мусульман с народом русским. Весной 1908 г. на Петербургском съезде представитель союза русского народа Влад. Франц. [Залеский] представил на рассмотрение съезда устав союза мусульман с народом русским, но съезд устав просмотреть отказался и нашёл сближение мусульман с народом русским излишним. Такое постановление по меньшей мере странно. Провинциальная жизнь выдвигает вопросы, успешное решение которых иногда зависит от быстроты их решения, а Петербург, далёкий от жизни, запросы провинциальной жизни признаёт излишними и обходит их молчанием. Я буду считать себя счастливейшим человеком, если настоящий мой доклад возбудит в г.г. членах кружка дворян живой интерес к мусульманскому вопросу. Мы, люди русские, не должны забывать, что «зелёное знамя пророка» не жидовская красная тряпка. Мусульман в России около 40 миллионов, и, если они поднимут зелёное знамя, то сумеют постоять за себя и свои интересы, и много русской крови прольётся тогда.... Но да не будет так». (Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 1. Оп. 6. Д. 607. Л. 136 об.) Источники и литература: Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 4. Оп. 1. Д. 125513. Л. 1 и об., Д. 127829. Л.л. 1 – 2 об., 18 об., 20 – 22; Алексеев И.Е. Во имя Христа и во славу Государеву (история «Казанского Общества Трезвости» и Казанского отдела «Русского Собрания» в кратких очерках, документах и комментариях к ним): В двух частях. – Часть I. – Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 2003. – 304 с.; Алексеев И.Е. Полемика казанских черносотенцев с последователями системы Н.И.Ильминского //Материалы научно-практической конференции на тему «Этнические и конфессиональные традиции кряшен: история и современность». – Б.м. [Казань]: Кряшенский приход г. Казани, 2001. – С.с. 79 – 83.; Алексеев И.Е. Русское национальное движение в Казанской губернии и Татарстане: конец XIX – начало XXI веков (опыт словаря). – Казань: «Мастер Лайн», 2004. – 322 с.;

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

—52— 7) Ординарного академика Императорской Академии Наук Алексея Ивановича Соболевского: «Получив сведение об избрании меня Имп. Московскою Духовною Академиею своим почетным членом, спешу принесть Вашему Преосвященству и всем членам Совета Академии мою глубокую благодарность за оказанную мне высокую честь». 8) Заслуженного ординарного профессора Императорской Казанской Духовной Академии Ильи Степановича Бердникова: «2 Марта сего года я имел честь получить от Совета Императорской Московской Духовной Академии диплом на звание почетного члена сей Академии. Московская Духовная Академия пожелала разделить славу своего векового плодотворного служения делу высшего духовного просвещения в России с современными ей деятелями на том же поприще. Это в высшей степени благородно с ее стороны и отрадно для скромных тружеников, которые не считают себя заслуживающими той высокой чести, какой их удостаивают заведения, держащие высоко знамя богословской науки. Достоподражаемый пример высокой многоплодной деятельности Академии и честь оказанная ею моему недостоинству, конечно, должны обязывать мою совесть позаботиться о поддержании этой чести усугублением своих усилий в разработке ученых вопросов, тем более, что по запросам настоящего времени жатвы много, делателей же не особенно много. Но заметная слабость моих сил подает очень мало надежды на осуществимость моего искреннего желания». 9) Заслуженного ординарного профессора Императорской Казанской Духовной Академии Феодора Афанасьевича Курганова: «Приношу Вашему Преосвященству и всем досточтимым членам Академического Совета сердечную благодарность за высокую честь, оказанную мне избранием меня в почетные члены управляемой Вами Академии. По своей службе в Духовной Академии по роду своих занятий я всегда считал —53— Императорскую Московскую Духовную Академию, как и другие Академии, по духу близкою моему сердцу, родною. Теперь, благоволением Вашего Преосвященства и остальных досточтимых членов Академическая Совета, я уже de facto становлюсь присным ее членом. На память о сем, весьма лестном для меня, событии усердно прошу Ваше Преосвященство и каждого из остальных досточтимых членов Совета благосклонно принять от меня экземпляр из посылаемого при сем моего труда: «Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Россия погрузилась во мглу, в хаос. Восьмой год шла гражданская война, по стране разгуливали шайки разбойников и банды анархистов, в 1606 году началось восстание Ивана Болотникова, в 1607 году Россия подверглась набегу ногайцев, в 1608 году - крымских татар. Поляки, которым нужен был «управляемый хаос», разочаровались в российской несистемной оппозиции. Они убедились, что наша оппозиция может устроить «русский бунт, бессмысленный и беспощадный», может организовать голод, может спровоцировать перманентный экономический кризис, одним словом, вызвать хаос может, но контролировать его - нет. Интервенты поняли, что статус полуколонии для России невозможен, и уже в 1610 году польский король Сигизмунд III Ваза решил ввести в России прямое правление и, при своем регентстве, посадил на русский престол 15-летнего сына - королевича Владислава. Королевичу присягнуло Временное боярское правительство, в состав которого входили крупнейшие русские олигархи, так называемая Семибоярщина. Казалось, что история России как независимого государства кончилась, и начинается история польской провинции «Московии». Вот тут-то и сказал свое крепкое слово средний класс. Народ наконец понял, что русский лимит на революции исчерпан и в стране пора навести порядок. К тому же и объективная причина Смутного времени - вулканическая зима, о которой было сказано выше, кончилась, природа ожила, голод прекратился, русский народ «отъелся» и накопил силы. Стараниями пламенных патриотов святителя Гермогена патриарха Московского, князя Дмитрия Пожарского и нижегородского старосты Кузьмы Минина было собрано народное ополчение. 1 ноября 1612 года ополченцы подошли к оккупированной поляками столице, началась Московская битва. 4 ноября бойцы народного ополчения освободили столицу нашей Родины, польский гарнизон капитулировал, оккупанты были изгнаны из Москвы. Поскольку национально-освободительная борьба с интервентами-католиками носила религиозный характер, ополчение несло перед собой как знамя православную Казанскую икону Богоматери. Именно чудотворной Казанской иконе, а не своим ратным подвигам, отнесли ополченцы победу над неприятелем и установили 4 ноября «Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году».

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/30/...

" Нет на свете той затеи, Нет той отрасли труда, Где на каждой русской шее Не сидело бы жида! " Ему вторил рабочий Н.Ф.Сурьянинов,который " в своей небольшой, но характерной речи " призвал " к бойкоту жидовской коммерции " , подчеркнув, что это - " единственное средство, действительное против жидов " . Весьма эмоциональным оказалось и выступление гостя собрания - члена Тифлисского отделаСРН И.П.Щеблыкина " Ужасом веяло от его речи, - сообщал " Казанский Телеграф " . - Передав привет русским казанцам от тифлисских союзников, он начал говорить о кавказских делах. Перед собранием замелькали цифры смерти: " 150 членов союза рус.[ского]нар.[ода] казнено жидами террористами в Тифлисе за 3 года " . Оратор почти рыдал. " Ранили мою старуху мать " ! На одного члена г.[осподина] Перушкина за год были 27 покушений... оторвало руку...размозжена нога... И после этого наместник гр.[аф] [И.И.]Воронцов-Дашков пишет: " на Кавказеспокойно " . " Да, там спокойно,как на Шипке на картине [В.В.]Верещагина " , закончил оратор. Потрясённое докладом собрание, как один человек, поднялось и почтило этим память убитых страдальцев-героев " . И только после этого,когда собрание оказалось в значительной мере " разогрето " , оно " приступилок главному вопросу: о напечатании в газете " Русское Знамя " кощунственной статьи " . Любопытно, что " Казанский Телеграф " воспроизвёл сделанный по этому поводу В.Ф.Залеским доклад " почти целиком со стенограммы " . Принимая во внимание серьёзность предъявленных им печатному органу Главного Совета СРН обвинений и слабую изученность данного эпизода истории черносотенного движения,воспроизвожу его здесь полностью. " М.м.[илостивые] г.г.[оспода]! Уже не первый раз в центральном органе Союза Рус.[ского] Народа " Русском Знамени " появлялись статьи, которые наводили на мысль, что в редакции творится что-тостранное. Не хочу этим сказать, что д[окто]р[А.И.]Дубровин стал ренегатом, но, конечно, потому, что он не понял смысла некоторых статей, присланных в редакцию и, не поняв смысла, не посоветовался с людьми более понимающим[и]. В " Р.[усском] Зн.[амени] " появились такие статьи, которые ещё никогда ни в какой русской печати не появлялись.Напр.[имер], в N от 4-го октября с.[его] г.[ода]появилась статья " Между строками истории " , где автор, нечаянно или нарочно, играет совершенно некстати словом " агнец " . А это слово ведь означает собою " Тело Господа Нашего Иисуса Христа " .Слово " агнец " здесь неудобно. Господь наш не кровь в мир вносит, амир душевный, всеобщий. И редактор сознал это, извинившись за " напечатаниепо недосмотру " этой статьи в N от 1 ноября.

http://ruskline.ru/analitika/2007/03/13/...

При втором допросе Дмитрий представил судебному следователю Новый Завет , переплетенный вместе с Псалтирью, книгу «Любимых стихов» и четырнадцать брошюр. На заглавном листе Нового Завета стояли синий —127— штемпельный знак Общества для распространения Св. Писания в России. Многие места в тексте отмечены черным и красным карандашами. Отметки сделаны горизонтальными линиями. Отметок на полях вертикальными линиями, которыми пашковцы отмечают основную мысль своего учения, выводя ее из ( Тит.3:5–7 ), не было в Дмитриевом экземпляре Нового Завета. Стихотворения в книге «Любимых Стихов» были: а) «Превыше разума любовь Твоя», б) «Я слышу голос Твой», в) «Подними меня выше», г) «Еще для Иисуса окончен день», д) «Радостная песнь», е) «Есть место у Креста», ж) «Ладья спасенья», з) «Пустыней знойной утомлен», и) «В стране небесной», i) «Я быть ничто желаю», к) «Непобедимое знамя», л) «О, если б тысячью устами», м) «Да светишь свет вам», и) «Господь ищет тебя», о) «Риза спасения», и) «Чудный день», р) «Усмотрит Господь». Брошюры назывались: а) «Краткое руководство к чтению Нового Завета», 1882 г., с приложением вида реки Иордана, двух карт и плана, б) «Прииди ко Иисусу Христу», 1878 г., в) «Путь ко спасению», 1880 г., г) «Открытая дверь, ответы неверующему», д) «Он любишь меня», 1880 г., е) «Что такое христианин», 1878 г., ж) «Жизнь Иисуса Христа по Священному Писанию », 1878 г., з) «Спасен или погиб», и) «Будьте готовы», 1878 г., i) «Строгий осмотр», 1880 г., к) «Пастух и овцы», 1878 г., л) «Два богатства и истинная радость, или сила Божия в деле спасения», 1881 г., м) «Чему учит Священное Писание», 1877 г., п) «Первая молитва», 1878 г., о) «Поденежник», 1883 г. Все брошюры печатаны с разрешения духовной цензуры. Кроме того, у Дмитрия отобраны были урядником и доставлены исправнику, а от него поступили в духовную консисторию, две рукописи, одна без названия, а другая под названием: «Звание христианина и его значение». Обе писаны Дмитрием с свойственными ему грубыми орфографическими ошибками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

братья дали свою особую, созданную ими, приспособленную к звукам славянского именно языка азбуку; создали язык литературный, взявши его из живого обращения и внесши уже упорядоченный в новую, неведомую дотоле славянам, область книжного употребления; пересадили на славянскую почву основную христианскую литературу, и как этою переводною письменностью, так и опытами своих оригинальных сочинений надолго определили характер и направление славяно-русской литературы, создавшей, в свою очередь, известный, определенный строй и склад славянской жизни». Развивши эти мысли Г. Царевский, в конце речи, сказал несколько горячих слов об общеславянском единении, и так закончил свою речь: «у Чехов есть поговорка: народы не гаснут пока жива их речь». Не можем к этому не прибавить: народы не гибнут, пока в их памяти живы дела их давних предков, пока им дороги священныя предания их давней истории. Наше теперешнее славянское ликование пред всем миром гласит, что вспомнили мы, славяне, свое прошлое, вспомнили, чтобы никогда не забывать его и значит-чтобы вовеки жить». 298 Между прочим, он говорил, что время жизни Свв. Мефодия и Кирилла было полно множеством разных религиозных запросов, и они стоя на полной высоте развития, чутко и деятельно отзывались на все требования своего времени. Как передовой боец, Св. Кириллъ является в средоточие магометанства и ведет поразительный спор с учеными их. Затем Св. братья идут на другой передовой пост, к врагам христианства-в Хазарию. Наконец они явились поборниками Христовой истины на Западе, и не только не дали ему ассимилировать с собою политически, и религиозно славянские племена, но явились борцами за самобытную историческую жизнь славянских народов, ввели их в семью европейского народа и наметили им определенную цель в общечеловеческой жизни- понести знамя православия во весь мир и возвещать истину Христову из рода в род. 299 После некоторого рода пролога, поэт декламировал: Была пора: в глуши лесов На берегах реки Моравы, Дымились огнищи костров, Сжигались жертвы тел кровавых...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

При этом осмотре я познакомился с прелестным скрипачом Котеком, игравшим свою экзаменную пьесу. Вскоре по окончании осмотра я встретил на той же площадке о. Разумовского, и затем, по приглашению Н.Г. Рубинштейна, мы вошли в «круглую комнату». Оказалось тут, что доканчивался экзамен Петра Ильича Чайковского по «гармонии для певцов» и переэкзаменовка моего земляка фортепьяниста Соловцова, ныне продолжающего по музыке только давать уроки, но увлекшегося психологией и шахматной игрой. Земляк был крепко сконфужен, когда, запнувшись на какой-то секвенции, должен был раз пять выслушать от нервно-возбужденного Чайковского: «Ре-бемоль, ре-бемоль…». Забравшись в какую-то ступень потруднее, он не мог сообразить что-то вроде секстаккорда и робко пробовал его то так, то этак. После нового «ребемоль» Николай Григорьевич окончательно вышел из себя. Земляк мой получил с лихвою заслуженные комплименты и, сколько помнится, после энергичного «пошел вон» вылетел из «круглой комнаты». После такого окончания экзамена я познакомился с милейшим Петром Ильичем Чайковским, сейчас же, впрочем, ушедшим, так как он в самом деле был раздражен и утомлен. Экзамен по истории церковного пения я не могу вспомнить без грустного и досадного смеха. Экзаменовались, сколько помнится, человек пять-шесть. Все они отвечали Бог знает что экзаменовавшему их Николаю Григорьевичу, приговаривавшему ободрительно: «Хорошо, хорошо». «Ну, расскажи, что такое (смотря в программу) де-демественное пение – или нет, нет! (ко мне: «Это но вашей части – казанское знамя?»). Прихвати тут и о малом Знаменском роспеве!». Я услыхал ответ ученика, просто ни с чем несообразный. «Хорошо, хорошо», – тихо подбадривал Николай Григорьевич и вдруг [обратился] к сидевшему «очи долу» о. Д.В. Разумовскому: «Батюшка, а ведь он недурно рассказывает, должно быть, основательно знает». Признаться, у меня захватило дух при мысли, что любезный Николай Григорьевич может обратиться ко мне как к гостю с каким-либо вопросом вроде сейчас указанного шли предложить мне спросить экзаменующегося самому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

кагскому парламенту, как громадному шагу вперёд на пути к осуществлению этого братства во вселенной. Религиозный парламент Чикаго «знаменует собой начало новой эпохи братства и мира» (м. Боннэй); «на нём впервые поднято знамя любви, общения и братства (м. Барроус); «представители племён и религий мира, собираясь здесь вместе, беседуя и созерцая друг друга, приобретут в конце концов искреннее взаимное уважение и сердечные, братские чувства дружбы» (арх. Фиган); «мы стоим здесь под одним общим знаменем любви, гуманности и милосердия», «все мы покинем это собрание проникнутые большей любовью друг к другу» (кард. Джиббонс); мы «собрались здесь представителями одного общего всем людям чувства, – сознания, что все люди братья» (м. Гигинботэм); «ораторы всюду говорили о том, что все люди братья, и ревностно возбуждали у своих слушателей братские чувства любви ко всему человечеству» (кн. Волконский); «великое благо..., что последователи разных религий могут теперь дружественно собраться для обмена мыслей по важнейшим вопросам» (Р. Шибата); «представители тех церквей и сект, которые в минувшие века ненавидели и проклинали друг друга, сидели здесь на одной эстраде, как братья» (м. Момери); «ледяные преграды религиозной вражды теперь растаяли под лучами солнца любви» (проф. Черьянц); «до настоящего времени величайшая вражда существовала между религиями мира, а теперь вместо борьбы друг с другом, они сошлись вместе для дружественного совещания» (принц Момолу); «колокол, звучавший в честь настоящего собрания, пробил смертный час всякому фанатизму, всяким гонениям и мечом и пером, всяким неприязненным чувствам между теми, кто идёт хотя разными путями, но к одной и той же цели» (Вивекананда); «отныне религии мира будут вести войну не друг с другом, а против тех исполинских зол, которыми страдает человечество». «Отныне пусть во всём мире все поклоняющиеся Богу и любящие ближнего соединятся в ангельском славословии: «Слава в вышних Богу и на земли мир в человецех благоволение!» (м. Боннэй). – Что же собственно сделал Чикагский парламент и в чём его заслуга, что ему придают такое великое

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010