В Казань мы приехали 28 июля. Громадные здания этого города с башнями цитадели и куполами церквей издали уже приветствовали нас, дальних путников, красиво рисуясь на горизонте. Уже первый взгляд на этот город пробудил в душе моей много воспоминаний. Мне казалось, что я вижу основателя Казани М.ти 243 , положившего свою грозную руку на орды окружающие; вижу предков наших, сетующих на берегах Казанки о Москве белокаменной; а там – на северо-западе от Казани – виднелось мне будто знамя Царя Русского, Царя Грозного, который с дружинами чудо-богатырей грозно карал вероломных мусульман на пространном поле, прилегающем к Волге с севера. Потом я будто слышал клики торжества и радости русских, когда они одержали победу и взошли победителями в крепость 2 окт. 1552 г. Отдохнувши, мы отправились к А. Т. г. Максимову , квартирующему на пороховом заводе, и провели у него часа три с удовольствием. Потом были в храме, воздвигнутом на месте, где веяло знамя Царя Грозного, и молились с чувством. Сходили под церковь , в пещеру гробовую, где в одной общей гробнице покоятся кости витязей русских 244 до последних звуков трубы Архангела. Я молился со слезами Спасителю об упокоении душ их и души друга Таши. Исполненный чувствами благоговения, вышел я из этой священной гробницы нехотя, так она привязала меня к себе! Мысль учредить этот памятник делает честь изобретателю. Священные памятники возбуждают в душе св. думы, подъемлющие душу к небу. Это ступени той лестницы, по коей мы сходим, освещаемые факелом истории в глубь веков, и живем сладкой жизнью отживших, но не чуждых нашему сердцу поколений предков. Вставши утром, я отправился с детьми в Казанский женский монастырь, известный по иконе Божией Матери Казанской 245 . Отслушав утреню и раннюю, я молился Владычице с чувством умиления, и Она, преблагая, приосенила меня, скитальца, своим омофором 246 ; приложившись к Ее чудотворной иконе, я вышел из храма умиренный – с покойною душой. Затем осмотрел теплый собор – много есть и в нем замечательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Памятник Барклаю де Толли — это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой — жезл фельдмаршала. Он указывает им вперед, как будто отдает команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамена. Минута молчания у памятника М. И. Кутузову перед уходом на фронт в 1943 году Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так. Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение! Ключи не от квартиры Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?! Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы. В Казанском соборе осталось только 6 знамен и 6 связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова. Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

http://foma.ru/kazanskij-sobor.html

1) Предшествующая картина греко-римского мира начинается со времени республики и оканчивается временами Златоустого. Здесь сказано об аристократизме известных фамилий, о деспотизме власти отеческой, о недостатках христианского воспитания юношества. И всё это заключается словами: „над этим то чисто языческим строем жизни поднято было знамя христианства императорами“, и т. д. „Ревнующим об осуществлении христианства в жизни естественно могло показаться, что не империя сделалась христианскою, а христианство низводится до язычества“. Какие же доказательства на то? а) Константин удерживает титул Pontifex maximus; б) Константин вмешивается в дела церкви. – Как бы нас не обвинила и церковь , и наука за то, что мы утверждаем, будто Константин низвёл христианство до язычества. Во-первых, картина мира греко-римского начертана так неопределённо, что не знаем, к какому времени её отнести. Как будто она относится ко временам до Константина В., потому что сказано: „над этим то строем жизни чисто языческим поднято“... Значит до этой поры стояло над ним знамя язычества? Но по указаниям на Иеронима и Златоуста видно, что говорится уже об империи со времени Константина. В таком случае как понять: над этим то строем жизни чисто языческим поднято... Если эта картина должна изображать нам мир до Константина В., следовательно ещё языческий, то надобно думать, что язычество не одним только аристократизмом, деспотизмом отцов и недостатком воспитания страдали. Картина была бы вернее, если бы прибавлено было поболее красок, поболее выдающихся позорных сюжетов. И в таком случае нельзя было бы сказать, что всё это уцелело в течение всего времени от Константина В. до Златоустого. И тогда неверно оказалось бы замечание, что Константин ничего не сделал для христианства. Сравните настоящий мир языческий, каков он был при императорах I–III в., и сравните с ним IV в. И тогда скажите, одно ли это и тоже? Что касается до того, что Константин продолжал носить звание Pontifex maximus, то нужно бы навести справки, продолжал ли первый христианский император выполнять обязанности, соединённые с этим титлом, приносил ли он торжественные жертвы и т. п.? Учёные увидели это название на медалях, – и отсюда составили против Константина обвинение. Сильно ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В ответ на это представители КО РС заявили, что: «Девиз русских людей «Россия для русских» нисколько не противоречит девизу, провозглашённому от. Андреем: «Святая Русь на службе миру». Этот вывод казанские эрэсовцы достаточно резонно аргументировали тем, что: «Русь Святая до тех пор и может быть Святой и на службе миру, пока она остаётся Русскою, т.е. пока господином в ней будет коренной русский народ – строитель и собиратель России, а не покорённые им народы и народцы, и пришельцы в нашей земле. Только «Россия для русских», крепко в единении стоящая и высоко держащая своё национальное знамя, способна осуществить и высокую всемирную миссию, как её понимают славянофилы и все истинно-русские люди – просветить все народы Востока и Запада светом Христова учения и привести их в Единое стадо под Единою главою Христом». Однако архимандрит Андрей и на это заметил, что: «Если это знамя «русского собрания» не противоречит моему: «святая Русь на службе миру», то оно, несомненно, сформулировано неудачно и мои возражения на него остаются в полной силе». Через два года – в 1908 г. – в своей статье «Православные инородцы и «Союз Русского Народа», помещённой в газете «Московские Ведомости», епископ Андрей дал резкую отповедь протоиерею А.Миропольскому, заявившему на страницах «Деятеля», что «система Н.И.Ильминского » является причиной многочисленных «отпадений» в ислам . Согласно его утверждению, все нападки на таковую были абсурдны хотя бы уже потому, что она «никогда в существе дела в полном объёме и не применялась и даже не применяется и до сих пор». Причинами же названных «отпадений», по мнению епископа Андрея, стали «ошибки русских администраторов», пьянство, мздоимство священников и незнание ими инородческих языков. Осудив действия тех черносотенцев, что отталкивают от себя инородцев, он заметил, что: «Лучших христиан и лучших друзей русской гражданственности, чем большинство тех инородцев, которых я знаю, – трудно найти среди самих русских! Я уже неоднократно писал, что многие крещёные татары, где их менее, чем магометан, оказываются истинными мучениками за Христа! Им нужно помочь, их нужно от всей души пожалеть, а не отталкивать от себя, не обижать их вечным напоминанием, – вы-де «инородцы», благодарите Бога, что мы вас терпим около себя, но вы к нам – всё-таки ни ногой! А эти православные инородцы ведь без всякого преувеличения знают только Бога на небе да Царя православного на земле... И не понимают они, как это случилось, что у русских людей, которые написали на своём знамени: «Православие, Самодержавие, Народность», как они, православные, оказались не только забыты, но и в большой обиде».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Основание Зилантова монастыря положено при самом взятии Казани в 1552 году самим царем Иоанном Грозным на месте, где стояло царское знамя и погребены русские воины, павшие при взятии Казани. Первоначально там стояла обыденная церковь во имя Спаса Нерукотворенного. Святитель Гурий, по прибытии на Казанскую кафедру, занялся устройством монастыря, о чем писал царю, намечая и будущее миссионерское значение Зилантова монастыря. 1 В 1556 году устроен Спасо-Преображенский монастырь в Казани, сделавшийся центром религиозной жизни бывшей мусульманской столицы. Устроитель его и просветитель инородцев архимандрит Варсонофий всецело посвятил себя делу благоустройства нового монастыря. Годом раньше, в 1555 году, возник Богородице-Успенский мужской монастырь в г. Свияжске по повелению и на средства Царя Ивана Васильевича с целью распространения и утверждения христианства среди инородцев. Над устройством его потрудился другой сотрудник святителя Гурия архимандрит Герман. В 1579 году, по случаю обретения иконы Божией Матери, именуемой Казанской, царь Иван Васильевич основал в Казани женский монастырь. Названные четыре монастыря сделались не только центрами христианской жизни среди мусульманского населения, но и рассадниками христианского просвещения в связи с усилением русского элемента среди инородцев. Во второй половине XVI в. возникло еще несколько казанских городских и уездных монастырей: Иоанно-Предтеченский в Казани, Федоровский, Троицкий Чебоксарский и др. Как видно из истории первоначального возникновения казанских монастырей, правительство, в лице самого царя, особенно внимательно относилось к монастырям, этим лучшим проводникам и охранителям русских и христианских понятий. Иначе не могло и быть. Русского человека XVI века считают малообразованным, но он был горячо верующим христианином. Его православная вера всегда и всюду являлась самою действительною силой, которую русский человек противопоставлял чуждому влиянию. После присоединения Казанского царства к Русской Державе эта сила не утратила своего значения в отношении казанских инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Литература. Баклагин Н. Русский православный Святой и Провидец. Гдовская заря. 23.11.1999. Баклагин Н. Наша Святыня. Знамя труда. 12.11.1992. В.И. Будько Север Гдовщины. Псковское возрождение. 2005 Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена протоиереем Николаем Кузнецовым в деревне Низы в 1896 году. Рядом с храмом была возведена и церковно-приходская школа. В 1951 году, когда все храмы были закрыты, церковь Казанской иконы Божией Матери осталась единственной действующей церковью, где совершались Богослужения. В 1953 году, после затопления деревни Низы, по просьбе верующих, церковь была перенесена в деревню Большие Поля, где принимала прихожан до 2015 года. Затем храм пришлось закрыть из-за аварийного состояния. И вот, в 2019 году приход Казанской иконы Божией Матери совместно с верующими, кому не безразлична судьба храма, занялись восстановлением знакомой многим с детства церкви в Больших Полях. Как проходят восстановительные работы, рассказал Благочинный Сланцевского района, Протоиерей Алексей Гришанов: – Начиная с 2015 года, мы питали надежду, что отремонтируем храм. Но когда собрали первые деньги, приступили к ремонту и стали снимать обшивку, то увидели, что всё и внутри и снаружи находится в плачевном состоянии. Тогда было принято решение на месте старой церкви построить новый храм. Старый храм был разобран и на его месте залит новый фундамент, а затем поставлен новый деревянный сруб. Приходом был создан фонд и сейчас собираются средства для того, чтобы сделать крышу, которую необходимо поставить до наступления холодов. В таком виде храм будет стоять около года, чтобы сруб отстоялся. Затем будет выполнена внутренняя отделка и храм снова откроет свои двери для прихожан. Конечно, очень хочется по возможности сохранить церковь архитектурно в таком виде, в каком она была изначально. Но, к сожалению ни эскизных чертежей, ни точных данных, ни фотографий храма в первозданном его виде не сохранилось даже в архивах, поэтому все детали наружного оформления делаются по воспоминаниям прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=03942

Р.Р.Сулейманов добавил также, что РСК, придерживающееся консервативной идеологии и отстаивающее традиционные основы государственного строя России, ставит своей задачей в известной степени возродить и переосмыслить тот опыт, который был накоплен предшественниками. При этом он напомнил, что идея возрождения Казанского отдела «Русского Собрания» была реализована в 1990 г. доцентом Казанского государственного университета Сергеем Петровичем Гавриловым (1946 – 2003), и «на протяжении девяностых годов, когда здесь была политическая нестабильность, “Русское Собрание” пыталось как раз играть роль такой пророссийской организации». Теперь же – 18 июня 2014 г. – было решено «фактически возродить Казанское отделение “Русского Собрания”, которое было до революции, которое было в девяностые годы». «Сегодня на русском общественно-политическом пространстве Республики Татарстан, – отметил Р.Р.Сулейманова, – у нас три такие организации: Русское национально-культурное общество, Общество русской культуры Республики Татарстан и, вот, “Русское Собрание”». В качестве одного из конкретных шагов по возрождению традиций дореволюционного Казанского отдела «Русского Собрания» координатор РСК обозначил идею возобновления издания общественно-литературного журнала «Деятель», выходившего в Казани с 1896 по 1917 гг. Выступивший вслед за этим член Совета РСК, председатель Казанского епархиального общества «Трезвение» во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского В.А.Юферов особо отметил, что: «У Бога все живы! И здорово, что именно эта жизнь через трезвение, через духовное трезвение, возрождается и идёт даже сейчас». Он подчеркнул, что А.Т.Соловьёв с соратниками создал в Казани трезвенническое движение, в которое «входили многие правящие архиереи, священники, входили губернаторы, градоначальники, представители власти», что это движение было очень сильным как в российском, так и даже в мировом масштабе. В.А.Юферов сказал, что об А.Т.Соловьёве сам он узнал в 2009 г. «в далёком городе Ангарске», и сложилось так, что через сорок лет по возвращении сюда, ему с соратниками удалось возродить православное трезвенное движение в лице Казанского епархиального общества «Трезвение». До этого, как отметил оратор, «знамя трезвости и трезвения» уже поднимали Центр профилактики алкогольной и наркотической зависимости «Выбор» и Казанское отделение МНАТ. «Сегодня на территории Татарстана, – подчеркнул В.А.Юферов, – у нас уже пятнадцать приходских общин трезвости». В целом же по России, по его словам, действуют свыше ста пятидесяти общин в РПЦ, «есть общины трезвости в Украине , в Белоруссии, в Казахстане и даже есть в Нью-Йорке, в США».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/07/11/do...

Владивосток. Церковь Казанской иконы Божией Матери на Эгершельдском кладбище (старая). /// Объект утрачен Усыпальница или часовня на кладбище. Фото с сайта Андрей Агафонов 1 января 1910 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Эгершельдское крепостное кладбище, участок для которого был отведен на землях военного ведомства на полуострове Шкота в 1895 году, разместилось на высоком берегу Амурского залива к югу от мыса Купера, на южном склоне одноименной горы. С востока его естественной границей стала крепостная дорога, превратившаяся позже в улицу Верхне-Портовую. Первоначально на нем хоронили солдат и офицеров гарнизона Владивостокской крепости, строителей крепостных фортификационных сооружений.  Одним из первых на новом кладбище был похоронен помощник начальника строительства крепости инженер-подполковник К.Г. Сергиенко. В марте 1908 года на территории одного из первых городских погостов была торжественно открыта деревянная военно-кладбищенская церковь Казанской иконы Божьей Матери. Средства на ее возведение были собраны во время богослужений от солдат и офицеров крепости Владивосток. С 1910 года на крепостном кладбище военное командование разрешило хоронить и горожан из появившихся рядом с ним жилых кварталов. В разные годы здесь были похоронены известные предприниматели К.Г. Гольденштейн, А.Г. Свидерский, инженер-полковник И.А. Ющенков, Владивостокский городской глава А.И. Бушуев, редактор газеты " Красное знамя " П.В. Уткин. В 1930 году на Эгершельдском кладбище был похоронен выдающийся путешественник В.К. Арсеньев, не смотря на то, что его просьбой была похоронить его не на кладбище, а в лесу. В 1932 году церковь была закрыта, а на ее фундаменте был возведен кинотеатр " Вымпел " . В декабре 2002 года храм в честь Казанской иконы Божией Матери вновь появился на своем историческом месте. Около него был установлен крест в память о похороненных на старом кладбище горожан. http://primamedia.ru/news/society/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41219

   Но вот настали особенно-страшные времена для Российского Государства — так называемое «Смутное время». Прекратился род царской династии Рюриковичей, чем и воспользовались враги России — поляки и шведы. Поляки захватили самую Москву, шведы стали господствовать в северных областях. По всей стране ходили разбойничьи шайки, грабя и убивая безнаказанно всех, кого хотели. Стали появляться самозванцы, желая овладеть опустевшим царским престолом. Из Москвы от находившегося в заключении у поляков Святейшего Патриарха Гермогена и из Троице-Сергиевой лавры стали всюду разсылаться грамоты, убеждавшие русских людей не малодушествовать, а подняться на освобождение Москвы и спасение Отечества. «Здесь», писалось в этих грамотах, «корень царства, здесь знамя Отечества, здесь Богоматерь, изображенная Евангелистом Лукой».    Первое ополчение, двинувшееся на освобождение Москвы, оказалось неуспешными. В Нижнем Новгороде организовалось тогда новое ополчение, благодаря воодушевленному призыву Козьмы Минина-Сухорука: «Станем все, как один, за Русь Святую, за Дом Пресвятыя Богородицы, заложим жен и детей, но освободим Отечество!» Новое ополчение было возглавлено глубоко-верующим князем Димитрием М. Пожарским, который взял с собой чудотворный образ Казанской Божией Матери. Разсуждая чисто по-человечески, надежд на спасение Отечества не могло быть никаких: войско не имело средств для своего содержания, не было оружия, среди воинов и вождей не было необходимого единодушия. Все надежды были возложены на чудесную помощь Заступницы Усердной рода христианского, и Ей ополчение и весь народ стали возсылать горячие моления. После отслуженного торжественного молебна пред Казанской чудотворной иконой, все решили наложить на себя трехдневный строгий пост.    И эти скорбные мольбы и вопли русских людей были услышаны. В Кремле у поляков томился в плену маститый святитель Арсений, и он-то и явился вестником небесного милосердия к России. Среди полночной тишины келлия его озарилась необыкновенным светом, и он увидел перед собою преподобного Сергия Радонежского. «Арсений!» - сказал ему преподобный; «ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд об отечестве нашем преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Эта радостная весть, переходя из уст в уста, быстро распространилась повсюду, и исполнила души осаждающих непреодолимым мужеством. Дерзая о Имени Богоматери, христолюбивое воинство наше устремилось на приступ, и 22 октября 1612 года Кремль был в руках русских, а поляки бежали. В следующий же воскресный день благодарное воинство торжественно вступило в освобожденную столицу, неся впереди Казанскую икону Божией Матери, а навстречу ему вышел святитель Арсений, неся сохраненную им в плену Владимирскую икону. В память этого был установлен Всероссийский Праздник в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери 22 октября, кроме дня ее явления 8 июля ст.ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

К ранним формам записи многоголосия следует отнести, очевидно, описанное Финдейзеном и «казанское знамя», представляющее собой отдельную систему нотописания, изобретенную певчими дьяками и приближенными царя Иоанна Васильевича Грозного в честь его – как победителя Казанского царства. Финдейзен, приписывая изобретение казанского знамени Василию Рогову, Федору Христианину и Ивану Носу, речь о которых будет идти впереди, пишет следующее: «К прежнему уставному одноголосному распеву мастера-творцы сочинили второй сопровождающий голос и таким образом составили новую нотацию для двух-, а затем и трехголосного пения. Для уразумения ее была составлена ими целая «Книга, глаголемая Коки-зы, сиречь ключь к казанскому знамени», заключавшая собрание 240 мелодических напевов и 67 фит. В основу нотографии казанского знамени были положены в большинстве начертания крюковой (знаменной) системы в иных комбинациях и в иных значениях. Партитура писалась в два цвета: нижняя строка – черная, средняя – красная, верхняя – снова черная». Этот двухцветный принцип был распространен затем на все строчные партитуры. Основную массу строчных партитур можно разделить на две категории в зависимости от способа их написания: партитуры, записываемые демественной и отчасти путевой нотацией и партитуры, записываемые знаменной нотацией. Эти два вида партитур соответствуют двум видам строчного пения, которые мы будем называть демественным строчным пением и знаменным строчным пением. Демественное строчное пение есть наиболее древний, исконно русский и самобытный вид многоголосия, в то время как знаменное строчное пение – более поздний и менее самостоятельный вид многоголосия, носящий на себе явные черты западного влияния. Демественное строчное пение представлено значительным количеством строчных партитур как крюковых, так и нотолинейных, что свидетельствует о сильной и устойчивой традиции этого пения. Есть сведения, что строчное демество пелось вплоть до тридцатых годов XVIII в. в московской церкви святых мучеников Космы и Да-миана. Что же касается знаменного строчного пения, то оно не имело ощутимой традиции, о чем свидетельствуют весьма малое количество крюковых партитур и полное отсутствие нотолинейных партитур, фиксирующих это пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010