Не косни [ 5 ] вне пути Божия! – Приходящим греховным помышлениям, мечтаниям и ощущениям противопоставляй с верою и смирением евангельские заповеди, говоря со святым патриархом Иосифом: Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом [ 6 ]. Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда – душевное расстройство. Вечером, отходя ко сну, который по отношению к жизни того дня есть смерть, рассмотри действия свои в течение мимошедшего дня. Для того, кто проводит внимательную жизнь, такое рассматривание незатруднительно, потому что по причине внимания к себе уничтожается забывчивость, столько свойственная человеку развлеченному. Итак, припомнив все согрешения свои делом, словом, помышлением, ощущением, принеси в них покаяние Богу с расположением и сердечным залогом исправления. Потом, прочитав молитвенное правило, заключи Богомыслием день, начатый Богомыслием. Куда уходят все помышления и чувствования спящего человека? Что это за таинственное состояние – сон, при котором душа и тело живы, и вместе не живут, чужды сознания своей жизни, как бы мертвые? Сон так же непонятен, как и смерть. Во время его покоится душа, забывая самые лютые горести и бедствия земные, в образ своего вечного покоя; а тело!... если оно восстает от сна, то непременно воскреснет и из мертвых. Сказал великий Агафон: " Невозможно без усиленного внимания себе преуспеть в добродетели " [ 7 ]. Аминь. Подразумевается не боязнь наказания, а страх отпасть от Бога через нарушения заповедей Божиих. – Прим. сост. Добротолюбие, ч. II, главы преподобного Филофея Синайского. Исаак Сирский. Слово 71. 1 Тимоф. II, 8. Здесь – не замедляй, не останавливайся. – Прим. сост. Быт. XXX, 9. Патерик Скитский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

С другой стороны, при развитии жизни церкви и церковной дисциплины, появились церковные правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения – 2, 3, 6, 7, 10 и более лет (см. правила Анкирского собора 5, 6, 7, 8, 9,16, 21. Василия 61, 64, 82, 73. Первого Всел. Собора 12 пр. Петра Ал. 8 пр. Дионисия 2 и 4, Тимофея 5 и 7 пр.). Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники. (См. прав. 13 Первого собора, Карфагенского 7 пр., Григория Нисского 5 и 2 пр. и рассказ о старце Серапионе в Ц. Ист. Евсевия кн. VI. гл. XLIV.) Клирики, согрешившие грехом смертным, низводились со своей степени, но не лишались причастия Св. Тайн (Васил. 32, 51). Женам, находящимся в очищении, запрещалось причащаться (канон, послание св. Дионисия Алек, к епископу Василиду пр. 2. Тимоф. пр. 7). Двоеженцы отлучались от св. причащения на один или два года (Неокесар. пр. 7, Лаодик. 1 прав., Василия Великого 4 пр.). Вышедшие замуж без согласия отца или господина отлучались на 3 года от причащения (Васил. 38 пр.). Вдовица 60-летняя, если бы захотела выйти замуж, должна была лишаться св. причастия, доколе не оставляла страстной нечистоты (Васил. 24). Верные, одержимые бесом, ежели не нарушали тайны и не хулили, могли причащаться по временам (Тимоф. 3 пр.). Муж и жена, преспавшие ночью, по утру не должны были причащаться (Тимоф. 5). Готовящийся к причащению и нечаянно проглотивший воду мог причаститься (Тимоф. 16). Кто не ходил в церковь три недели, тот лишался св. причастия (Шест. 80 стр.). Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Относительно апостольского времени с несомненностью нужно сказать, что Св. Дары принимались не натощак, как это можно заключить из речи ап. Павла к Коринфским христианам (Коринф. 11 гл. 20–34 ст.). Но уже со II в. идут свидетельства другого рода. Так, Тертуллиан , имея в виду причащение на дому, говорит жене (кн. 2): «Не узнает ли супруг, что ты тайно прежде всякой пищи вкушаешь.» У св. Златоуста в беседе 27 на 1 Кор. мы читаем: «Ты постишься пред причащением, дабы всячески быть оного достойным» Св. Киприан (письмо 63), Василий Великий (беседа 1 о посте), св. Григорий Наз. (слово 40) и другие отцы представляют эту практику как результат традиции, сохраняемой везде. А бл. Августин даже видит благодать Св. Духа в этом общем единении церквей. Угодно было Св. Духу, пишет бл. Августин, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи (epist ad Januar. Из Martigny 168 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Григория, – как на Западе, так и на Востоке. Ясный намек на его существование в восточной церкви сохранился, например, y толкователя церковных правил Вальсамона (XIII в.) 230 . Сказавши о том, почему причащение мертвых было запрещено соборами, он замечает: «а что архиереям по кончине влагают в руки св. хлеб, и таким образом погребают, это делается, думаю, для отгнания злых духов, и дабы напутствуем был им к небесам удостоенный великого и апостольского обетования». О более же позднем существовании этого обычая в Западной Церкви свидетельствует Иво (12 в.) Он повествует, что «когда переносилось тело св. Отмара, то вместе с ним были перенесены из его усыпальницы и св. дары» (Binghami, Oper. VI, 427.). Рассмотрением этого, долго практиковавшегося в Церкви, обычая мы и закончим свою речь о древнехристианской практике причащения св. таин. 5 I. Wilpert. Fractio panis. Die älteste Darstellung des euharistischen Opfers in der „Capella Greca“. Freiburg im Breisgau. 1895. стр. 32, 8–9. 8 Книга Правил. Изд. Моск. Синод. типогр. 1893 г. стр. 12–13; срв. 2 Пр. Карфаг. Собора, там же стр. 153. 16 Augustin Epist. 118 ad. Jannuar. c. 2 y Augusti, Denkwürdgk. aus d. Christ. Archäol. B. VIII, стр. 648. 36 Примеч. О причащении по субботним дням ясно говорят следующие свидетельства: 1) Сократа Церк. Истор. lib V с. XXI; lib. VI с. VIII; 2) Кассиана instit, lib. Ill с. II (y Ringham. VI, 577); 3) Василия Великого , 89 письмо к Кесарию. Руск. П. ч. VI стр. 20 ; 4) Златоуста, 5 бесед. на 1 к Тимоф. y Ветринского 3 т. 270; 5) Тимофея Александр. в 13 канон. ответе см. книгу Правил. (изд. 1893) стр. 380; и наконец 6) свидетельство Иеронима (за церкви: Римскую и Испанскую) в 66 письме к Люцинию. Твор. в Рус. ч. 2. стр. 260. 46 Martene, De antiquis eccles. ritibus I т. стр. 153. и Migne, Theolog. Curs. Complet. t. 20, 257. 65 Ioann. diacon. vit. Gregor, lib. II ap. Boham, liturg. lib. II c. XVII § III, срв. Binghami U. VI,485. 86 Здесь разумеется часть евхаристич. хлеба, который древние верующие имели обыкновение приносить с собою из собраний на дом, и здесь вкушать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А. Преступления духовных лиц против должности. а. Неправильное совершение святых Таинств и церковных служб. Между церковными правилами IV и V вв. встречается очень много определяющих правильный способ совершения святых Таинств и служб церковных. Большая часть из них изложена в положительной (категорической) форме как бы ответа на предложенный вопрос. Таковы правила, касающиеся: 1) Способа принятия в церковь и крещения еретиков и раскольников (I Вселенск. собор, прав. 8 и 19; II Вселен. собор, прав. 7; святого Василия Великого прав. 1-е), младенцев и больных (Карфаг. собор, прав. 54, 83, 124; святого Тимофея Александрийского прав. 2 и 4; Неокесар. собор, прав. 6-е), обучения крещаемых вере и наблюдения за их жизнью (Лаодик. собор, прав. 46, 47, 49; Неокесар. собор, прав. 5; свят. Тимоф. Александр. 1 и др.) и правила, запрещающие совершение Крещения над умершими и клириками, впавшими в тяжкие грехи (Карф. собор, прав. 26, 36). 2) Таковы же правила о совершении святого Таинства Миропомазания (Лаодик. собор, прав. 7, 48; Карф. собор, прав. 68; I Вселен. собор, прав. 8 и II Вселен. собор, прав. 7). 3) Относительно святого таинства причащения, например: о не совершении святой Евхаристии в частном доме (Лаодик. собор, прав. 58), о не преподавании святых Тайн телам скончавшихся (Карф. собор, прав. 26), о не вношении во святой алтарь никаких плодов для совершения Евхаристии кроме хлеба и вина (Карф. собор, прав. 46) о совершении Литургии людьми неядшими (Карф. собор, прав. 50 и 58), о необходимом напутствии умирающего причащением святых Тайн (I Всел. собор, прав. 13) о порядке причащения святых Тайн епископа, пресвитеров и дьяконов во время совершения Литургии (I Всел. собор, прав. 18). 4) Таковы же, далее, правила относительно назначения кающимся времени покаяния и открытого их примирения на Литургии, совершения мира и освящения дев как действий, принадлежащих только епископу, но не пресвитеру (Карф. собор, прав. 6, 7 и 52). 5) Есть, наконец, правила относительно правильного и единообразного совершения молитв, как предначинательных, так и окончательных, молитв предложения или возложения рук (Карф. собор, прав. 116), совершения Литургии и Вечерни (Лаодик. собор, прав. 19 и 18), относительно отправления службы иподьяконами, чтецами, певцами и парамонариями (Лаодик. собор, 15, 16–23, 25, 43, 59 и 60; Карфаг. собор, прав. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

м-ря Киприан), 515 (в 1727 г. сюда назначен архимандритом Синодальн. дома иеромон. Иларион); VII, 1727 г., 5 (епископ Воронеж. Иосиф скончался и погребен в м-ре 1726 г.), 325 (архим. Иларион был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.), прилож., XL, VI (архим. Иосифу за поминовение быв. митроп. Воронеж. Пахомия дана ряса объяренная на песцовом меху); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1362 (межевая книга 1653 г. вотчины м-ря в пустошах Пшенишной и Грибановой Зарецкой половины), 1376 (межев. кн. 1664 г. вотчин м-ря в дер. Печатниковой Копотенского стана), 1463 (межев. кн. 1678 г. вотчин м-ря в селе Бисерове с дер. Печернева стана), 1470 (межев. кн 1679 г. опять того села), 1474 (межев. кн. 1680 г. вотчин в сельце Чернецком, Вельяминово тоже, Замыцкой волости); II, книги дозорн., переписн. и проч., стр. 58, 74, 91, 105 (опись 1680 г. церков. земли в вотчин. м-ря сел Бисарева, Карачарова, Крюкова и Покровского у р. Незнани); Бычков, “Опис. рукоп И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Андроника, ученика Сергия Радонеж., 13 июня); “Москвитянин», 1842 г., III, 272 (Иванчин-Писарев, “Спасо-Андроник. м-рь, важное истор. перепутье»); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., V, 372 (акт избрания ц. Мих. Фед. в 1613 г.; архим. Сергий), 80 (архим. Никон был на коронации ц. Федора Алексеев. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Сергий подписался под грам., данною в 1614 г. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому); 1789 г., XI, 245 (архим. Симеон, с 1676 г. архиеп. Смолен.), 246 (архим. Никифор, с 1681 г. митроп. Астрахан.), 248 (архим. Авраамий, с 1687 г. митроп. Рязан., а на его место перевед. из Спасо-Преобр. Ярослав. м-ря архим Арсений), 315 (церкви в м-ре); 1791 г., XVII, 392 (духовная около 1500 г. кн. Ив. Юрьев. Голицына): XIX, 374 (надгробн. надписи в м-ре); “Продолж. древ. Виолиоф.», 1788 г., III, 170 (духовн. 1472 г. Юрия Вас.; а к Спасу в Ондрониково даю свое село Березницы); IV, 98 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; м-рю дано сельцо Лучинское), 236 (духовн. 1504 г., кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

I. Власть совершать таинство брака, как и все другие таинства, с самого начала христианства принадлежала пастырям Церкви, епископам и пресвитерам. Об этом говорит еще св. Игнатий Богоносец , и потом свидетельствуют: св. Василий Великий , св. Григорий Богослов , св. Иоанн Златоустый и др. II. Лица, приступаются к таинству брака, по правилам православной Церкви – 1. Должны быть оба веры христианской. Ибо без веры во Христа нестъ в человеке и приемлемости для благодати Божией, сообщаемой через таинства, и вообще пользоваться духовными дарами, какие предлагаются в царстве благодати Христовой, могут одни те, которые вступили уже в это царство через дверь крещения ( Ин. 3:5 ). Посему брак с неверными (не христианами) христианам запрещен ( IV всел. Собор, прав. 14; VI вселенск. 72). 2. Должны быть веры православной, если не оба, то, по крайней мере, одно, т.е. жених или невеста. Иначе, как может быть принято с искреннею верою благословение Божие от служителя православной Церкви, когда нет веры к самой Церкви, раздаятельнице даров благодати? Но если хотя одно лице из брачущихся православно: то ради этого одного низводится благословение Божие на союз брачующихся, так как оба они, по слову Божиему, становятся тогда в плоть едину ( Мф. 19:5 ). Низводится однако же, под тем условием, чтобы неправославное лице никаким образом не касалось впредь веры лица православного, и чтобы имеющие произойти от них дети были воспитаны в православной вере (Соб. Лаод. прав. 10, 31; IV всел. прав. 14; VI всел. прав. 72). 3. Должны находиться вне известных степеней родства плотского и духовного, определенных правилами Церкви (VI всел. прав. 53, 54; Неокесар. 2; Васил. Вел. 23, 78, 87; Тимоф. 11). 4. Должны иметь взаимное добровольное согласие на вступление в брак. Это вытекает из самого существа брачного союза: оставит человек, – сказал Господь, – отца своего и матерь, и будета оба в плоть едину ( Мф. 19:5 ). Такое соединение двух лиц возможно только по силе свободной воли, движимой любовью, а отнюдь не по принуждению. Потому Церковь всегда торжественно вопрошает жениха и невесту пред самым их венчанием: по благому ли и непринужденному произволению вступают они в супружество. И, только получив утвердительный ответ, благословляет их союз. § 169. Свойства христианского брака, освящаемого таинством

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ты (епископ) суди так, как бы судил пред Богом; потому что суд – дело Божие, говорит Он ( Втор.1:17 ). посему сначала осуждай виновного по власти, потом привлекай его к себе милостью, щедротою и помилованием, обещая ему спасение, если изменит поведение и обратится к покаянию, и, если он раскаивается, то, строго наказав, прими его, памятуя, что Господь сказал: радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся ( Лк.15:7 ). Ап. Пост. кн. II, гл. 36, 13. б) Гражданская власть. Как говорит Свящ. Писание о почтении к государю? Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противятся Божию установлению и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести ( Рим.13:1–5 ). Бойся, сын мой, Господа и Царя; с мятежниками не сообщайся ( Притч.25:21 ). Отдайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу ( Мф.22:21 ). Бога бойтесь, царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Катих., 107–108 стр. Если какой-либо пресвитер или диакон, презрев своего епископа и отделившись от Церкви, начнет устраивать частные собрания и, поставив (с этою целью) жертвенник, не будет внимать увещаниям епископа, не захочет покориться ему и не послушает ни первого, ни второго его приглашения, то да будет совершенно низвержен из своего чина и уже ни служить, ни возвратить своего сана не может. Если же он будет упорно возмущать Церковь и производить беспорядки в ней, то укрощать его внешнею властью (гражданскою), как бунтовщика. Антиох. соб.пр.5. Так как часто случается, что в Церковь прибегают, требуя помощи, осужденные на заточение или на остров, или подверженные другому какому-либо наказанию, то таковым не следует отказывать в помощи, но немедленно и не колеблясь просить для них снисхождения. Итак, если и это угодно, изъявите все согласие. Все ответили: да будет и это постановлено. Сард. соб., 7 пр. Условия правильного вменения: необходимо обращать строгое внимание на лицо действующее (возраст, пол, звание, его внутреннее настроение), на предмет действия, на цель, образ и средство, место и время совершения действия. С какого возраста человека грехи его судятся от Бога? По мере познания и рассуждения человека каждого, иные судятся с десятилетнего возраста, а иные с последующих лет. Тимоф. Алекс., прав.18.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

17. Точно также епископы должны были подвергаться дисциплинарной ответственности и за принятие вообще всех путешествующих христиан без мирных грамот (ант. 7). 742 Карфаг. 40. В прав. 3 Кирилла александр. (Ср. послание III всел. соб. к соб. памфилийскому об Евстафие), не одобряется также и отречение от должности, „ибо аще достойны служити, да пребывают в сем, аще же недостойны, да удаляются от служения не отречением, а паче осуждением по делам; но двукр. 16 допускает отречение. 748 Вас. В. 90; Геннад. окруж. посл.; халкид. 2; трул. 22; VII всел. 5 и 19; Тарасия посл. к Адриану. 751 Трул. 101. В древней церкви, как и в период вселенских соборов, Св. Дары преподаваемы были народу в руки, причем многие, из побуждений суетности более, чем из сознания о нечистоте своих рук, делали дорогие вместилища, в которые и принимали от священнослужителей Св. Дары (Иоанн, II, 502–503). 759 Тимоф. алекс. 11. Ср. Никифора пр. 153. В правилах Никифора говорится еще: о совершении литургии без антиминса (98), о совершении литургии после прикосновения к трупу (158), о совершении литургии без теплоты (32), о пролитии Св. Даров (175), как о должностных преступлениях против церковной дисциплины. 760 Но в правилах Никифора содержится масса дисциплинарных предписаний относительно монастырской жизни. См. напр. пр. 47–65, 202–221 и друг. В силу этих канонов воспрещаются, с назначением определенного наказания, как общие преступления, напр. блуд, так и разные нарушения монашеской дисциплины – сонливость, объедение, неуместный смех и т. п. См. там же епитимийные правила Феодора Студита в XCIX томе Патрологии Миня, Ser. gr. 766 VII всел. 18. Ср. трул. 47: „ни жена в мужеском монастыре, ни муж в женском да не спит.“ VII всел. 20 воспрещает даже разговор монаха с монахиней наедине. 772 Халкид. 7 приравнивает монахов, оставляющих монашество, к клирикам, слагающим с себя сан, подвергая анафеме тех н других. Ср. прав. 91 патр. Никифора. 774 В северной Африке, как видно из 42 пр. карфаг., введена была опись церковного имущества, но в описи или инвентари вносились лишь недвижимые имения церквей и разные принадлежности церковного богослужения, а не денежные суммы, и кроме того из восточных канонов не видно, чтобы на востоке введены были эти описи так же рано, как в северной Африке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

2) Священные сосуды, в которых священнодействовал преп. Сергий, – деревянные, покрытые красною краскою. 3) Сандалии кожаные, которые носил преп. Сергий. 4) Евангелие вместе с Апостолом на пергаменте. На окладе передней доски вычеканена по серебру следующая надпись: «в лето 6852 месяца Декабря осьмый на десятъ день, на память св. мучен. Севастиана, создано бысть Евангелие се Благоверным князем Великим Семеном Ивановичем». Рукопись весьма древняя. 5) Евангелие, на греческом языке, писанное на пергаменте в 4 долю, в XII веке. Принесено с Афона известным писателем Андреем Николаевичем Муравьевым, в 1830 году. 6) Псалтирь на пергаменте, в большой лист, пожалованный царем Иоанном Васильевичем Грозным по князе Василии Ивановиче Скопине-Шуйском. Замечателен, как по древности, так и по красивости письма. 7) Крест из восточного хрусталя, с изображением распятия, Божией матери и Иоанна Богослова, дар князя Дм. Тимоф. Трубецкого, в 7126 года. 8) Сосуды золотые с принадлежностями, украшенные алмазами и антиками – дар императрицы Екатерины II, 1795 г. Весу в них 12 фунтов. 9) Воздухи из штофа и парчи, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, – вклады царей Бориса Федоровича и Федора Алексеевича. 10) Покров, шитый золотом и шелком, с следующею надписью на нем: «повелением Благовернаго и Христолюбиваго Василия, Божиею милостию Государя всея Руси и Великаго Князя Володимерскаго и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тверскаго, и Югорскаго, и Перм­скаго, и Вятскаго, и Болгарскаго и иных, сделан покров сей на гроб Пр. Сер. Чудотв., в лето 7032, в 19-е лето Государства его и при его Благоверной и Великой Княгине Соломонии.» 11) Покров – дар супруги Димитрия Андреевича Строганова, Анны, – примечателен по богатству украшений. 12) Митра, низанная жемчугом по серебряной, вызолоченной доске, украшенная драгоценными камнями, из которых один рубин оценен в 20 000 рублей. Дар императрицы Анны Иоанновны. 13) Панагия из агата, в котором с замечательною рельефностью – ясно и отчетливо – изображено распятие и пред ним на коленях молящийся человек. Осыпана бриллиантами; принадлежала митрополиту Платону.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Интересно, что служение преп. Иова на горе Почаевской для утверждения и защиты православия (1604 – 1651 г.) совпадает как раз с тем временем, когда в Восточной Руси Святотроицкая лавра преподобного Сергия, одушевляемая всегда присущим ей духом своего великого основателя, отстаивала православие и землю русскую от тех же самых врагов и клевретов унии, с которыми боролся преподобный Иов в звании игумена Почаевского. И если не возможно сомневаться, что преп. Иов имел самые обстоятельные сведения о всем, что совершалось тогда в Московском государстве в смутные времена самозванщины и междуцарствия (1608 – 1612 г.), то нужно согласиться, что как истинный сын православной церкви, он всеми силами души своей сочувствовал и всему тому, что совершаемо было тогда лаврою и от лавры преп. Сергия, и если не делом, то крепкою молитвою и сердечными благожеланиями споспешествовали тому, на чем теперь непоколебимо зиждется сила и величие народа русского, а с сим вместе, конечно, и всех русских областей, составляющих, единое неразделеьное целое под скипетром государя Всероссийского. II. Внутренняя духовная жизнь и подвиги преподобного Иова и Иосафата и их прославление. Аще же и постраждет кто, не венчается, аще не законно мучен будет (2 Тимоф. И, 5). Вот прозрачная, звездная ночь южно-русская. Возвышаясь на сотни футов над уровнем окружающей местности, покоится в сумраке святая гора Почаевская, сверху до низу покрытая вековыми буками, грабами и широколиственными грецкими орехами. Окончивши келлейное правило, иноки почаевские давно уже потушили огни в своих тесных келлиях. Одна белая, как снег, новосооруженная церковь Св. Троицы с цельбоносною Стопою и чудотворною иконою Богоматери под своими сводами приветливо стоит на самой вершине скалы, как бы на страже за своих молитвенников. А тут внизу, на южном склоне горы, посредине, на равном почти расстоянии между Свято-троицким соборным храмом и горными основаниями, скромно приютилась древнейшая деревянная Почаевская церковь Успения Божией Матери, и против нее прямо в скале, как темная пропасть, зияет глубокая пещера, искони знакомая отшельникам почаевским, как лучшее убежище для молитвенных подвигов и богомыслия, вдали от шума мирской суеты и треволнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010