2 июля, в день памяти святителя Иова, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. В богослужении приняла участие делегация Калужской епархии. По окончании Литургии у раки с честными мощами святителя Иова была прочитана молитва и совершено славление.        Затем Святейший Патриарх Кирилл приветствовал делегацию Калужской епархии и обратился к верующим с первосвятительским словом.        Также Предстоятель Русской Церкви приветствовал епископа Дмитровского Феофилакта, напомнив присутствовавшим, что епископ Феофилакт защитил диссертацию по теме, связанной с жизнью святителя Иова. Материалы ученого труда были затем использованы при подготовке канонизации святителя Иова. Во внимание к трудам по строительству кафедрального собора Живоначальной Троицы города Брянска Святейший Патриарх наградил епископа Дмитровского Феофилакта орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени.  Затем Святейшего владыку приветствовал митрополит Калужский и Боровский Климент. Митрополит Климент коснулся отмечаемого в этом году 200-летия Отечественной войны 1812 года и напомнил, что многие ключевые события той войны проходили именно на Калужской земле, в том числе сражения в районе села Тарутина и под Малоярославцем.    По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл принял участие в братской трапезе.                 6 июля в официальной патриаршей и синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял главу Суверенного Мальтийского ордена Фра Мэтью Фестинга. В ходе встречи обсуждались вопросы гуманитарного и культурного сотрудничества, а также тема христианофобии и дискриминации христиан.        В завершение беседы глава Мальтийского ордена передал в дар Русской Православной Церкви частицу креста Господня. В свою очередь Святейший Патриарх вручил высокому гостю памятный подарок.                6 июля в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Савватия (Загребельного), клирика Омской епархии, во епископа Тарского и Тюкалинского, архимандрита Петра (Мансурова), клирика Омской епархии, во епископа Калачинского и Муромцевского, архимандрита Мефодия (Зайцева), клирика Казанской епархии, во епископа Альметьевского и Бугульминского и архимандрита Софрония (Китаева), клирика Белгородской епархии, во епископа Губкинского и Грайворонского.               

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

Вскоре владыка Макарий вынужден был прекратить голодовку, покинуть собор и 19 марта 1990 года был освобожден от управления епархией. Фиаско Филарета Леонид Кравчук и митрополит Филарет Далее события развивались стремительно. 3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Пимен , и митрополит Филарет принял обязанности местоблюстителя Патриаршего престола. В Киевской митрополии заговорили о ближайшем избрании Филарета Предстоятелем Русской Православной Церкви. Евгения Петровна Родионова, слывшая «сестрой» Филарета, распоряжалась подготовкой контейнеров для отправки имущества Филарета в Москву. Кандидату в Патриархи, каковым видело в ближайшем будущем его окружение, даже был пошит патриарший клобук. Однако Господь судил иначе: на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7 июня 1990 года Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий (Ридигер) . Председательствующий в первый день Собора Филарет потерпел сокрушительное фиаско еще в первом туре голосования, получив 66 голосов участников Собора; за митрополита Алексия было отдано 139 голосов и за митрополита Владимира (Сабодана) – 107. Во втором туре, состоявшемся в тот же день, митрополит Алексий, набравший 166 голосов, обошёл митрополита Владимира на 23 голоса и был избран Патриархом. 28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе Киевских митрополитов Святой Софии Патриархом Московским Алексием была дарована Благословенная Грамота (Томас) о даровании Украинской Церкви статуса независимой и самостоятельной в управлении. Характерно, что стратег Филарет пригласил Патриарха в период партийного съезда «руховцев» в Киеве. На Софиевской площади произошло столкновение войск ОМОН с протестующими против приезда Патриарха националистами. Зная о предполагаемых беспорядках, Филарет распорядился прийти на площадь крестными ходами монашествующих женских монастырей и Лавры, в результате чего многие миряне и монашествующие пострадали от рук милиции и оголтелых «руховцев». Так будущий раскольник готовил почву для осуществления своих амбициозных планов – стать «патриархом всея Украины».

http://pravoslavie.ru/103919.html

В ходе заседаний Архиерейского Собора 2016 года Преосвященный епископ Тарский и Тюкалинский Савватий выступил с просьбой о создании кратких буклетов с житиями новомучеников. Святейшим Патриархом Кириллом было поручено Издательству Московской Патриархии изучить возможность создания такой серии брошюр, а мне как председателю Церковно-общественного совета — руководить данным проектом. В апреле сего года у нас состоялась встреча с представителями Издательства Московской Патриархии, на которой мы обсудили варианты брошюр и решили, какие тексты должны быть использованы при их издании, чтобы не допустить публикации житий с недостоверной информацией, которая, к сожалению, во множестве размещена в сети Интернет и публикуется некоторыми издателями. Надеюсь, что в ближайшее время Издательство Московской Патриархии представит мне на рассмотрение первые макеты данной серии. Церковно-общественный совет на заседании, состоявшемся 17 ноября 2015 года, поручил настоятелю храма Новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерею Кириллу Каледе подготовить и направить Святейшему Патриарху список храмов города Москвы, в которых служили новомученики и исповедники Церкви Русской, имена которых в настоящее время включены в официальный календарь Русской Православной Церкви, для последующего указания настоятелям храмов предоставить эскизы мемориальных досок. Такой список, включающий в себя все действующие храмы и монастыри Московской городской епархии , а также ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, в которых служили новомученики и исповедники Церкви Русской, с соответствующим списком имен новомучеников был составлен и направлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Одним из существенных аспектов успеха исполнения определения Архиерейского Собора 2011 года об увековечении памяти новомучеников является отражение информации о подвиге новомучеников и исповедников Церкви Русской в средствах массовой информации. В соответствии с характером своей деятельности Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ предоставил сведения о ходе исполнения определения Архиерейского Собора в период с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года, которые получены от 85 епархий.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4659239...

На заседании Священного Синода 7 июня в Даниловом монастыре в Москве была выражена поддержка архиереям, священнослужителям, монашествующим и мирянам УПЦ, которые, осознавая необходимость соблюдения канонического строя, стремятся придерживаться порядка, определенного грамотой Святейшего Патриарха Алексия II от 27 октября 1990 года, и канонической нормы поминовения за богослужениями Патриарха Московского и всея Руси. Синод напомнил, что решение об изменении статуса УПЦ может быть принято лишь в рамках канонической процедуры, включающей постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви, и подчеркнул, что самочинное изменение статуса УПЦ может привести к появлению нового раскола внутри нее. Упомянув о состоявшемся в Санкт-Петербургской епархии региональном форуме Всемирного русского народного собора (ВРНС), посвященном 350-летию со дня рождения императора Петра Великого, в котором он принял участие, владыка отметил, что в резолюции, принятой по итогам заседания, была подчеркнута роль императора Петра I в развитии Российского государства, успехи его внешней и внутренней политики, результатом которой стало не только усвоение европейского опыта, но и сохранение самобытности, основанной на православной вере. Владыка также напомнил о конференции " Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества " , прошедшей 18 мая в бизнес-центре " Невская ратуша " . Она была организована городскими отделом по связям с религиозными объединениями и комитетом по межнациональным отношениям. Среди участников были председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл и ответственный секретарь комитета иерей Тимофей Чайкин. Было обращено внимание присутствующих на информационное циркулярное письмо управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия от 9 июня, в котором говорилось о том, что в 2025 году исполняется 100 лет со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского, возглавившего Русскую Церковь в годы лютых испытаний, и было предложено почтить память святого возведением храмов в его честь к 2025 году. Учитывая значение личности и трудов святителя Тихона, принято решение озаботиться строительством храмов в его честь в епархиях Санкт-Петербургской митрополии и их освящением к 2025 году.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

1946 . Иеромонах Иоанн (Вендланд) вышел на открытое церковное служение. Вместе со своим духовным отцом архимандритом Гурием (Егоровым) принимал участие в возрождении Троице-Сергиевой Лавры. 1946, с августа . Секретарь епископа Ташкентского Гурия (Егорова). 1946–1953 . Священник Успенского собора города Ташкента. 1950 . Ко дню Святой Пасхи возведен епископом Гурием в сан архимандрита. 1953 . Отъезд из Ташкента. Настоятель Духосошественского собора в Саратове. 1956 . Завершение учебы в Ленинградской духовной академии со степенью кандидата богословия. 1957/58 . Ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Андреевской церкви. 1958 . Начало церковно-дипломатического служения. Назначен представителем Русской Православной Церкви при Патриархе Антиохийском (Дамаск, Сирия). 1958, 28 декабря . Хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Алексий (Симанский), митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) ; архиепископы: Можайский Макарий (Даев), Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров); епископы: Лужский Алексий (Коноплев) и Дмитровский Пимен (Извеков). 1960, 30 июня . Назначен епископом Среднеевропейским, Экзархом Московской Патриархии в Средней Европе. 1960, 22 августа . Возведен в сан архиепископа. 1960, с 28 августа . Член Комиссии по межхристианским связям. 1962, 16 июня . Назначен в Нью-Йорк архиепископом Алеутским и Североамериканским. 1963, с 22 февраля . Экзарх Северной и Южной Америки. 1963, 25 февраля . Награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира 2й степени. 1963, 11 мая . Награжден правом ношения креста на клобуке. 1963, 3 августа . Возведен в сан митрополита. Во время службы за границей награжден Блаженнейшим Патриархом Антиохийским Феодосием орденом Святых первоверховных апостолов Петра и Павла; награжден Патриархом Александрийским Христофором орденом Святого апостола Марка; Блаженнейшим митрополитом Пражским и Всея Чехословакии Дорофеем – орденом Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

В дальнейшем данный духовный статус и Русского Государя, и самой России в 1561 году был подтвержден грамотой Константинопольского Патриарха Иоасафа и Соборным постановлением – грамотой Московского собора 1589 года по утверждению Патриаршего Престола на Руси при Царе Феодоре Иоанновиче с участием Константинопольского Патриарха Иеремии . С 25 по 28 января 1547 года состоялось паломничество Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича в Троице-Сергиев монастырь. Как пишет летописец: «…Помолитися и молебного пения послушати, игумену и всемъ старцомъ великыа обители повеле о Своем здравии Бога молити, о милости Божией и о укреплении Царства Его» .   Всероссийский Церковный Собор   1–2 февраля состоялся Собор Русской Церкви. Как свидетельствует Летопись того времени, « Месяца Февраля 1 день, повелением Благовернаго Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии и Господина Святейшии Митрополит Макарей ... и с всем иже о них Священным Собором Рускиа митрополиа, поставили ныне празноватя новым чюдотворцем в Соборной церкве и по всем градом и монастырем Великаго Царства Российкаго, пети и празновати повсюду» . Собор Русской Церкви прославил для общецерковного почитания четырнадцать Угодников Божиих и девять местночтимых Святых: 1. Иже во святых отец наш Иоанн, архиепископ Новгородский чудотворец. Преставился в 1186 г. месяца сентября в 7 день. 2. Иже во святых отец наш Иона, митрополит Московский и всея Руси. Преставился в 1461 г. месяца марта в 31 день. 3. Преподобный отец наш Никон Радонежский, ученик Сергиев. Преставился в 1428 г. месяца ноября в 17 день. 4. Преподобный отец наш Павел Комельский, иже на Обноре реце Вологодский чудотворец. Преставился в 1429 г. месяца генваря в 10 день на 112-м году жизни. 5. Преподобный отец наш Саватий, Соловецкий чудотворец. Преставился в 1435 г. месяца сентября в 27 день. 6. Преподобный отец наш Зосима, игумен Соловецкий чудотворец. Преставился в 1478 г. месяца апреля в 17 день. 7. Преподобный отец наш Дионисий Глушицкий, Вологодский чудотворец. Преставился в 1437 г. месяца июня в 1 день.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Последствия польско-литовского нашествия вызвали к жизни одну из важнейших жизненных задач — снабжение храмов богослужебными книгами. Неудивительно, что именно преподобный Дионисий, наместник Троице-Сергиевого монастыря, получил благословение церковного священноначалия на редакторско-издательский труд. Общение с Патриархом Иовом и знакомство с его мыслями и планами относительно типографского дела получили дальнейшее творческое развитие и реализацию в книгоиздательской деятельности преподобного Дионисия. Конкретные исторические события, обусловившие эту генетическую духовно-творческую преемственность двух подвижников в области отечественного просвещения, вполне достойны самостоятельного очерка. В данной работе достаточно засвидетельствовать этот факт как одну из форм обращения благодатной памяти сподвижников и последователей Святейшего Патриарха Иова к его общецерковной деятельности. Известно, что преподобный Дионисий участвовал в погребении первого русского Патриарха. Для совершения чина погребения прибыли митрополит Крутицкий Пафнутий и архиепископ Тверской Феоктист. Во время службы, которую совершали архиереи совместно с преподобным Дионисием и «протчими священницы», на лице усопшего «бысть аки роса велика». «Дионисий же ту росу отираше и смочиша два полотенца», — повествует «История о первом Патриархе Иове» . В момент же самого погребения лицо Святителя, как передает тот же документ, «бысть светло, яко живу ему сущу» . Святейший Патриарх был погребен у западных дверей Успенского собора монастыря, напротив правого клироса. Здесь тело его покоилось до 1652 г. Над гробом Патриарха была впоследствии воздвигнута часовня с надписью на гробнице: «7115 (1607) года июня в 19 день на день воскресения в нощи преставися раб Божий Святейший Патриарх 1-й Иов Московский и всея России, урожденец града Старицы из посадников, от своих вдан в монастырь Старицы Успения Божией Матери архимандриту Герману, от него же научен чтению и слову Божию; в оном же монастыре пострижен в монашество тем же архимандритом и посвящен в иеромонахи; от благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича (IV) умолен бысть архимандритом в оном монастыре, а потом взят был в Коломну во епископы, оттуда переведен в Ростов в архиепископы, из Ростова в Москву в митрополиты, из митрополитов в Патриархи Московские и всея России. По времени воста самозванец Гришка Отрепьев, возненавидел и сослал его паки в Старицкий Успенский монастырь под начал, где, проживая не малое время, окончил жизнь и погребен Крутицким митрополитом Пафнутием и Тверским архиепископом Феоктистом, при архимандрите Дионисии со священным собором в сей палатке. Ныне же чудодействуя молит о всех Вседержителя Бога Господа нашего Иисуса Христа. Аминь» .

http://sedmitza.ru/lib/text/439794/

В празднике Успения Божией Матери мы воочию видим смысл нашей жизни: она должна проходить со вниманием ко всему, что нас окружает и встречает – не потерять ни малейшего времени, чтобы каждая минута, каждое мгновение были с пользой для вечности. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с этим праздником! Дай Бог всем радости духовной, дай Бог всем помощи Божией по молитвам Пресвятой Богородицы, чтобы мы трудились, не унывали, а надеялись и жертвенно служили Богу, людям и нашему Отечеству, зная, что за это Господь воздаст великими благами в Царстве Божием. – Владыка, с 24 по 29 июня в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго проходило заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Вы были его участником. Чем для Церкви является Архиерейский Собор? Его решения носят рекомендательный или обязательный характер? И для кого они? Для священников или для мирян? – Да, мы имеем большую радость, что милостью Божией совершился очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который по Уставу Церкви собирается один раз в четыре года. И мы рады, благодарны Богу, что Господь дает силы нашему Святейшему Патриарху Алексию, который уже несколько раз председательствует на Соборах, благополучно и с особым отеческим вниманием проводит их. Ныне прошедший в Москве, в храме Христа Спасителя Собор проходил на довольно высоком уровне, с особой любовью, и все мы чувствовали тепло, которое исходило от нашего Святейшего Патриарха, его любовь, внимание ко всем архипастырям. И все вопросы, которые обсуждались на Соборе, предложения, которые высказывали архиереи нашей Церкви, принимались Святейшим Патриархом, и чувствовалось, что озабоченность, которую проявляли архиереи нашей Церкви в различных областях церковной жизни, Святейший принимал с особым вниманием и старался эту озабоченность выяснить и обсудить её более детально. Решения Собора для нас обязательны, потому что это и есть благословение Церкви на дальнейший путь нашей жизни – какой Церковь видит свою дальнейшую деятельность в разных направлениях жизни нашего общества. Это благословение Божие не только для архиереев или священников, оно и для мирян. Архиерейский Собор выработал специальные послания, обращенные ко всей пастве всероссийской, которые в ближайшее время, я думаю, будут зачитываться нашими пастырями в храмах, чтобы каждый христианин мог слышать голос нашей Церкви, Святейшего Патриарха и Архиерейского Собора, который призывает людей к миру, единомыслию, активной работе над собой, к активной деятельности по просвещению народа Божия – чтобы люди больше могли приобрести знаний о Боге, увидели в нас, архипастырях, пастырях и мирянах Православной Церкви пример духовной жизни и как можно больше людей становилось бы на путь истины, святости, добра и спасения.

http://pravoslavie.ru/36930.html

Череповецкая епархия впервые была образованна в 1924 г. В Череповецкую епархию в 1935 г. входили приходы Череповецкого, Кирилловского, Белозерского и ряда других районов. В ходе Большого террора органы НКВД фальсифицировали раскрытие на территории епархии «контрреволюционной повстанческой организации церковников». По делу этой придуманной организации в Ленинграде 9 октября 1937 г. было расстреляно 100 человек — священнослужителей, монахинь и мирян. С образованием Вологодской области (23 сентября 1937 г.), в которую вошли районы, составлявшие Череповецкую епархию, в Вологде 31 октября 1937 года была создана Тройка при областном управлении НКВД, которая завершила уничтожение духовенства Череповецкой епархии. После 1937 года кафедра не замещалась. Упразднена официально в 1943 году при изменении епархиального устройства. 23 октября 2014 г. Священный Синод Русской Православной Церкви вновь учредил Череповецкую епархию и включил ее в состав новообразованной Вологодской митрополии. На момент образования епархии в 2014 г. было 40 священнослужителей и  23 прихода. На данный момент в епархии 68 священнослужителей, 29 монашествующих, 88 приходов. Кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких 8 октября 2006 г. в Макаринской роще на месте предполагавшегося строительства храма установили поклонный крест. Активная работа по проектированию и возведению началась лишь после того, как инициативу горожан поддержала компания «ФосАгро». Святейший Патриарх Кирилл дал благословение на воплощение в жизнь эскизного проекта храмового комплекса череповецкого архитектора Игоря Орлова. В 2012 году собор был построен и стал первым храмом, посвященным преподобным Афанасию и Феодосию Череповецким. 23 июня 2014 г. приходу храма был присвоен статус архиерейского подворья. 5 февраля 2015 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл присвоил храму статус кафедрального собора Череповецкой епархии.  На территории храмового комплекса находится колокольня, дом причта, здание воскресной школы, административное здание и хозяйственные помещения. Нижний храм собора освящен в честь покровителей Череповца преподобных Афанасия и Феодосия, верхний храм — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храмовый комплекс органично вписан в рельеф высокого правого берега реки Шексны.

http://patriarchia.ru/db/text/5222014.ht...

12 июня 2008 г. на официальном портале Украинской Православной Церкви прошла веб-конференция архимандрита Кирилла (Говоруна). На ней прозвучал вполне резонный в нынешней украинской ситуации вопрос: «Отец Кирилл, вы можете перечислить перечень вопросов, которые Украинская Православная Церковь никак не может решить без согласования с Русской Православной Церковью даже на своей территории?» На что архимандрит Кирилл, ответил: «Мне не приходит на ум ни одного вопроса, который бы относился к жизни Украинской Православной Церкви, и который она не могла бы решить самостоятельно». И действительно, будто в подтверждение этих слов, на сайте Украинской Православной Церкви появилось сообщение , что новая версия Статута после утверждения Предстоятелем Украинской Православной Церкви зарегистрирована в государственных органах. Оказалось, что на самом деле Собор епископов Украинской Православной Церкви принял не «проект в целом», а полноценный действующий Статут. Более того, ни в одном информационном сообщении, посвященном утверждению Статута Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, не было сказано, что Статут одобрен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Искренне хочется надеяться, что подобный казус в деле внесения изменений в основной документ об управлении Украинской Православной Церкви стал лишь следствием невнимательности исполнителей, но никак не свидетельством того, что Украинская Православная Церковь готова рассматривать свое существование вне правового контекста Матери-Церкви. Как верно заметил преосвященный епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, в своей работе «Православие в посттоталитарной Украине (вехи истории)» , одним из негативных последствий стремления к автономизации Киевской митрополии в начале 90-х годов прошлого столетия стала потеря «подотчетности в своих действиях Святейшему Патриарху и Синоду Русской Церкви» тогдашним митрополитом Киевским Филаретом и абсолютизация им своей власти. Не последняя роль в том процессе была отведена Уставу об управлении Украинской Православной Церкви, принятому на первом Соборе Украинской Православной Церкви 22-23 октября 1990 года. Дальнейшая судьба митрополита Филарета известна всем. Но многие спорные положения того Устава остались и в новой редакции Статута. Будем надеяться, что все они будут исправлены и приведены в соответствие с Уставом Русской Православной Церкви и определениями Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, под которыми стоят подписи, в том числе, всех украинских епископов.

http://bogoslov.ru/article/304770

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010