Храм в стиле зрелого классицизма в плане представляет латинский крест. Средокрестие увенчано световым барабаном-ротондой с куполом. Западная часть - трапезная с приделами Казанской иконы Божией Матери и прп.Андрея Критского имеет вальмовую кровлю с полуциркульными чердачными окнами. Небольшое лестничное помещение соединяет трапезную с трехъярусной колокольней (два четверика и ротонда). Декоративное убранство фасадов здания отличается лаконичностью и тщательностью обработки деталей. В интерьере световой барабан-ротонда перекрыт сомкнутым сводом, переход от четверика осуществлен при помощи парусов. Внутри имеет четыре мощных опорных столба-пилона. Трапезная - бесстолпная, перекрыта единым коробовым сводом. К 1984 г. сохранялись остатки лепной отделки стен и сводов, фрагменты более поздней живописи. Иконостасы были утрачены. Кафельные полы относились к советскому времени. По материалам сайта " Храмы России " . Использованы материалы паспорта научного учета на здание, составленное в 1984 г. М.Г. Карповой. Церковь Иоанна Предтечи в усадьбе " Фряново " , по адресу: Щелковский район, пос.Фряново, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. 624). Современный адрес: г/п Фряново, р.п.Фряново, ул.Ленинская, д.22. Кирилл Аминов, 25 мая 2015 г. Строительство и попечение о храме Иоанна Предтечи во Фрянове связано с дворянином Иваном Лазаревым, владельцем села с 1779 года. В Москве основатель российской ветви рода Лазарь Назарович Газарян (1700–1782 г.) взял фамилию Лазарев и занялся торговлей шелковым товаром и ювелирными изделиями. Четверо его сыновей — Ованес (Иван), Манас, Хачетур, Аваким (Еким, Аким) — стали ближайшими его помощниками. Лазаревы покупают дом в Москве и шелковую фабрику во Фрянове. На фабрике выпускался большой ассортимент шелковых и полушелковых тканей: бархаты, грезеты, штофы, тафты, шелковые гобелены, и, конечно, парчи и домасты – всего более тридцати наименований тканей. Фряновские материи славились высоким качеством и разнообразными цветочными узорами, а фабрика стала одной из ведущих шелковых мануфактур России. Ее изделия ценились и шли для украшения пышных дворцов Екатерины II, а также пользовались большим спросом за границей.

http://sobory.ru/article/?object=07103

На ней специальными условными обозначениями для каменных и деревянных церквей отчетливо отображено их размещение: каменной церкви Собора Иоанна Предтечи, сооруженной на средства И.Л. Лазарева, и освященной ок. 1797 года «на горе», где она существует и поныне. И деревянной Воскресенской церкви до переезда через реку, в конце села на правой стороне улицы. Стоит рассмотреть довольно распространенное мнение о том, что фряновская церковь была перенесена на кладбище из села Беседы. Впервые оно было отражено на страницах «Московского журнала»: «Рубленая, клетского типа Воскресенская церковь рубежа XVII-XVIII веков в середине XIX века перенесенная сюда из соседнего села Беседы, стояла до недавнего времени на старом кладбище поселка Фряново». Краевед К.Т. Сергазина, видимо, склонна относить эту историю к более раннему времени. Не подтверждая, но и не опровергая того, что перенесенная церковь была не шатровая, а именно «клецкого типа», автор сообщает: «…кладбищенская церковь перенесена из села Беседы, в котором в 1771 г. состоялся конфликт помещицы М.П. Шереметевой с местным священником, закончившийся закрытием храма и распределением прихода по окрестным церквам. Видимо, после конфликта храм был выкуплен Лазаревыми и перенесен во Фряново на приходское кладбище». В материалах по селу Беседы у В.С. Кусова мы находим следующие данные 1766-1770-х годов: «Беседы, село Московского уезда, Шеренского Отъезжего стана, владение вдовы, капитанши Марьи Петровны Шереметевой, межевал 18 сентября 1768 г. Нагель». Согласно материалам книги «Русское дворянство в 1812 году», владельцем села Беседы являлась жена капитана Елена Васильевна Шереметева. Непонятной оказывается причина выкупа церкви со стороны Лазаря Назаровича Лазарева (если она была произведена около 1771 года), коль скоро документные и картографические источники не только прямо свидетельствуют о том, что деревянная церковь Воскресения Христова существовала во Фряново с 1680 года и продолжала существовать в 1780-х годах, но и недвусмысленно указывают на ее точное расположение на кладбище, в низине Фрянова, до переезда «на гору». План Генерального межевания Богородского уезда 1778-1786 годов составления (участок 176) содержит недвусмысленное указание на присутствие в селе Беседы церкви. На двухверстовке межевания Московской губернии 1778-1797 года составления у села Беседы - отчетливый знак, обозначающий присутствие в ней деревянной церкви. В книге «Московская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года» Беседы снова именуются селом с 227 жителями и 24 дворами. Таким образом, собранные документальные данные не дают возможности предположить, что по крайней мере в период с 1766 по 1859 год село Беседы лишалось своей церкви и снова становилось деревней. Исходя из этого, надо признать, что ни приблизительная датировка переноса церкви из села бесед во Фряново К.Т. Сергазиной, ни датировка этого переноса в статье «Московского журнала» не выдерживают критики.

http://sobory.ru/article/?object=41924

Фряново. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты В 1680 году во Фряново была построена деревянная шатровая церковь Воскресения Господня с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и Андрея Критского. Церковь Иоанна Предтечи построена в 1797 году владельцами села Лазаревыми. Строителем храма является Иван Лазарев. Род Лазаревых известен своей благотворительностью, всего ими построено двадцать церквей по всей России. С 1902 по 1937 годы в церкви Иоанна Предтечи служил псаломщиком, диаконом и священником священномученик Михаил Никологорский. Отец Михаил был арестован 5 декабря 1937 года, 7 декабря приговорён к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере и отправлен на общие работы на Беломорско-Балтийский канал. Священник Михаил Никологорский скончался в заключении 2 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле. Память священномученика Михаила совершается в день его смерти - 17 февраля (2 марта), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. В советское время в 1940 году храм был закрыт. Восстановление храма началось в январе 1990 года, тогда же были возобновлены богослужения. Церковь Собора Иоанна Предтечи была построена в 1797 г. владельцем села и местной фабрики И.Л. Лазаревым по проекту известных архитекторов Ю.М. Фельтена (автора многих построек Санкт-Петербурга) и И.Подьячева (местного уроженца). Была как усадебной, так и приходской для рабочих фабрики, чем объясняются ее большие размеры. Из-за смерти И.Л. Лазарева в 1801 г. храм остался без внутреннего убранства. Сооруженный позднее иконостас, остатки которого сохранялись до начала ХХ в., был примитивен, живопись отсутствовала. В 1842 г. при владельцах Ефимовых поставлен новый иконостас, позолочены главы и кресты. В 1853 г. деревянный пол был заменен чугунным с орнаментальным рисунком, устроено духовое отопление. В 1870 г. на средства купцов Залогиных храм был впервые расписан. Эти же вкладчики в 1888 г. заменили кровлю, а в 1891 г. возвели ограду (сохранялась фрагментарно). В XIX в. колокольню украшали башенные часы. В начале ХХ в. было перестроено завершение, световой барабан заменен глухим, отверстие заложено. Церковь была закрыта в конце 1930-х гг. (1940 г. ?). и использовалась под склад и мастерские. Вновь открыта в 1990 г. и отреставрирована.

http://sobory.ru/article/?object=07103

Церковь стала быстро разрушаться, особенно из-за порчи кровли. " Не поназначению " церковное здание служило до 1980-х годов, а потом было и вовсе брошено на прозвол судьбы. Здание активно стало разрушаться, местные жители обходили храм стороной, т. к. сверху, в любой момент мог упасть кирпич или местная подвыпившая молодёжь нередко разводила костры под сводами старинной церкви и пугала прохожих.  27 ноября 1989 года Совет по делам религии при Совете министров СССР постановил " зарегистрировать приход РПЦ в посёлке Фряново и передать ему в пользование пустующее здание бывшей церкви Иоанна Предтечи для молитвенных целей. В 1989 году храм был передан церковной общине, которая с помощью Фряновской общественной комиссии «Пробуждение» подготовили здание церкви к богослужению. 30 января 1990 года храм был открыт для служения. Настоятелем храма был назначен протоиерей Василий Решетняк (+2010 г.), молитвами и трудами его, усилиями приходского совета и прихожан была проделана большая работа по восстановлению храма. Храм был приведен в терпимое состояние, вывезены горы мусора, вставлены окна и двери, появилась возможность совершать богослужения. Крыша и купол были покрыты медью, водружены кресты, проведено газовое отопление. Выбоины в полу были забетонированы. В конце 1997 года отца Василия перевели настоятелем храмов в селе Гребнево, а во Фряново назначили иерея Михаила Герасимова. В это время храм оставался с неоштукатуреными стенами и искарёженным тракторными гусеницами полом. Росписи в храме не сохранились, отсутствовал иконостас. Ступени парапетов с южной и северной стороны были погребены под толстым земляным слоем. Подвал был засыпан землей». Восстанавление храма продолжилось на приношения прихожан, пожертвования и материальную помощь администрации Фрянова, ЗАО «Фряновская фабрика», АСХО «Фряновское», благотворителей из жителей поселка. Была проведена реставрация старинных парадных дверей, а новые двери установленые в притворе были выполнены в том же стиле с ручной резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=07103

которую уступил, или предоставил во владение церкви И.Ю. Бахметев. Выплаты денег ежегодной церковной пошлины, собиравшиеся патриаршим Казенным приказом (упраздненным в 1700 г.) с принадлежавших духовенству и приходу дворов, земель и угодий, обеспечивали внесение церкви в Приходные (или «доходные») книги жилых, то есть действующих церквей. Далее Холмогоровы приводят следующие данные Переписных книг: «Под 1704 г. значится в селе Фряневе церковь деревянная во имя Воскресения Христова; при ней были священники: Спиридон Артемьев 1680 г., Петр Иванов 1704 г., Трофим Осипов 1715 г и Степан Гаврилов с дьячком Иваном Трофимовым 1722 год... В 1704 г. в селе был двор вотчинника Бахметева с одним скотным двором». Согласно Холмогоровым, в тех же приходных книгах «Воскресенская церковь» писалась под Радонежскою десятиною по 1740 г. «в вотчине стольника Ивана Юрьева Бахметева да Василия Желябужского, в селе Фряневе». Церковной дани в 1712-1739 гг. платилось 17 алтын 4 деньги». Таким образом, последние данные по священникам церкви, приведенные у Холмогоровых, обрываются 1722 годом, последние выплаты «церковной дани» - 1739 годом. Карта надела Лазаревых времен Генерального межевания, или «межевой паспорт» села Фряново 1766-1770 годов составления, описанный Владимиром Святославовичем Кусовым в его книге «Земли Московской губернии в XVIII веке». Описание землевладения гласит: «Фряново, село Московского уезда, Шеренского отъезжего стана, владение фабрик содержателей Лазаря Назаровича и Петра Сафаровича Лазаревых, межевал 28 июля 1768 г. Д.Нагель». Как отчетливо видно из межевого паспорта, обозначение церкви расположено в конце правой стороны улицы, образованной двумя рядами изб до переезда через реку Шеренку. Именно такое расположение храма на краю села было характерно для церквей, вокруг которых начинали складываться сельские кладбища. Впервые церковь «на горе» в картографических источниках встречается на известной двухверстовке Московской губернии Ф.Ф. Шуберта, составленной в 1837-1840 годах.

http://sobory.ru/article/?object=41924

Фряново. Церковь Воскресения Словущего. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Воскресения Христова во Фрянове: трехсотлетняя история утраченного памятника деревянного зодчества Деревня Фряново по документальным данным стала селом к 1680 году. Пустошь «Фрязиново», купленная в период 1584-1586 годов конюшенным дьяком Шеметом Ивановым и его племянником Грабышем Ивановым сыном Баскакова, постепенно стала деревней. Как следует из Писцовых книг, деревня до 1617 года была продана дяде следующего владельца деревни и в 1617 году перепродана им его племяннику дъяку Разрядного приказа Андрею Варееву. По свидетельству братьев Холмогоровых, в 1648 году деревня меняет своих владельцев: " В 7156 (1648) г., деревнею владели Тимофей Желябужский и Андрей Николаевич Демский " . Т. Желябужский вскоре отдал свою половину деревни в приданое дочери Анне. Но вместе с преждевременной кончиной последней в 1649 г., ее часть досталась её родным братьям Василию и Ивану Тимофеевичам Желябужским. В 1659 г. Иван Тимофеевич отдает половину Фрянова в залог Кириллу Федорову Кутузову. Как свидетельствуют Холмогоровы: " В 7188 (1680) г. вотчина Кирилла Кутузова отписана на великого государя и того же года половина села Френева, принадлежавшая Кутузову, отказана стольнику Василию Тимофееву Желябужскому, а другая половина того села находилась во владении у Ивана Юрьевича Бахметева " . Первое свидетельство о существовании деревянной церкви во Фрянове Холмогоровы относят именно к 1680 году: " Церковь Воскресения Христова в селе Фряневе в 1680 г. была деревянная " шатровая вверх " с двумя приделами Пресвятые Богородицы Казанския и Св. Андрея Критскаго не освященными " ; " в церкви Божие милосердие: образы местные, да трои царския двери, а книг в ней нет, у церкви два колокола " . Описание церкви взято Холмогоровыми из так называемых «Отказных книг», хранящихся сейчас в фонде Поместного приказа Российского государственного архива древних актов (РГАДА, ф. 1209). В 1699 г.

http://sobory.ru/article/?object=41924

Кроме шелкоткачества, Лазаревы владели рядом заводов на Урале, которые были приобретены ими в 70-х годах 18-го века. При И.Л. Лазареве в 1797 г. во Фрянове был возведён храм Иоанна Предтечи, построена роскошная деревянная усадьба, которую посещали светлейший князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический и граф Александр Андреевич Безбородко, разбита сложная система проточных прудов. В самом центре поселка стоит старинная деревянная усадьба Лазаревых - уникальный памятник архитектуры федерального значения. Постановлением Совета министров РСФСР в 1974 году усадебному архитектурно-парковому комплексу Фряново был присвоен статус памятника архитектуры и истории федерального значения. Усадьба была построена Иваном Лазаревичем Лазаревым (1735-1801 г.), сыном Лазаря Назаровича Лазарева перебравшегося вместе с женой и детьми в Россию из Новой Джульфы близ Искана в Иране (Персии) в 1747 году. Здание усадьбы сохранило внешний облик и внутреннюю планировку - образец деревянного усадебного дома конца 18-начала 19в. Главной особенностью усадьбы во Фряново, строительство которой началось в последние годы XVIII века, является то, что эта одна из трёх уцелевших деревянных усадеб не только Москвы, но и всего Подмосковья. Подобных исторических сооружений в столичном регионе всего два: это дворец Шереметевых в Кускове и их же дворец в Останкине. Сейчас вместе с усадьбой и прилегающим к ней парком единый усадебный ансамбль составляет каменный храм. Он был построен стараниями Ивана Лазаревича Лазаревича, и посвящен Иоанну Предтече святому, имя которого носил храмоздатель. Род Лазаревых известен своей благотворительностью, всего ими построено двадцать церквей по всей России. Заложенный в 1779 и освященный в 1797 году каменный храм Собора Иоанна Предтечи во Фрянове создан в стиле русского классицизма второй половины XVIII в. Ряд архитектурных черт храма указывает на авторство архитектора Николая Александровича Львова (1753-1804 г.). Храм строили архитекторы Ю. М. Фельтон, автор проекта Старого Эрмитажа и Летнего сада в Санкт-Петербурге, и крепостной архитектор-самоучка Иван Матвеевич Подъячев, родом из пос.

http://sobory.ru/article/?object=07103

Интервью номера: Алексей Рыбников . Покаяние не бывает запоздалым, или Музыка для оглашенных . Беседовала Ольга Булгакова . Фото Владимира Ештокина и «РИА-Новости»//Фома. - – июль 2011. – С.10-14. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Алексей Львович Рыбников » (С.12). Реклама : С.15. Тема номера. Поколение разводов: Юрий Пущаев , Алексей Соколов . Поколение разводов . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2011. – С.16-21. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). На врезках к статье: «По Вашему мнению, развод – это…». Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru 6-7 июня 2011 года//Фома. - – июль 2011. – С.19. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Таблица соотношения браков и разводов за 1985, 2000, 2002, 2010 гг.//Фома. - – июль 2011. – С.20. - (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). Александр Ткаченко . Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов //Фома. - – июль 2011. – С.22-27. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). См. также: Оскорбленная любовь . Отклик на статью «Когда завянут помидоры» («Фома» 7(99), июль 2011 года)/Автор отклика – Света //Фома. - – сентябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »); Что делать жене? Отклик на статью «Когда завянут помидоры» («Фома», июль 2011 года)/Автор отклика – Анна //Фома. - – октябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »). Протоиерей Николай Емельянов . «Человек отмороженный», или Почему развод нельзя привести в пример //Фома. - – июль 2011. – С.28-29. - (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). См. также отзыв о «Теме номера»: Владимир Викторович Уйба , руководитель Федерального медико-биологического агентства России. Не прятать голову в песок //Фома. - – июль 2011. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.30-45. Протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви. Христос Евангелия или идол «хороших людей»? Ил.: Спас Ярое Око. Феофан Грек. 1378 г. (Фото «РИА Новости»)//Фома. - – июль 2011. – С.30-31. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

–1930: 22 .02(07.03).1930–29.05(11.06).1930: Феодор Баженов 1930–11(24).06.1931: Палладий Бельтюков 1931–1933: 1933–1934: Сергий Иванцов Иркутская 26 .01(08.02).1916–03(16).12.1918: Иоанн Смирнов 07(20).12.1918–1919: Зосима Сидоровский, в. у. 1919–1923: междуархиерейство 1923–1924: Анатолий Каменский 10(23).07.1924–04(17).08.1924: Иоанн Братолюбов в. у 02 .1924–27.11(10.12).1925: Гурий Степанов 1925–1926: Ираклий Попов, в. у. 1926–1927: Евсевий Рождественский, в. у. 02(15).09.1927–24.04(07.05). 1929: Киприан Комаровский в. у. 24 .04(07.05).1929–25.06(08.07).1930: Варсонофий Лузин 25 .06(08.07).1930–03(16).06.1933: Дионисий Прозоровский 11 (24).06.1933–09.1937: Павел Павловский 1937–1943: 11 .1943–1943: Филипп Ставицкий 13(26).02.1943–21.05(03.06).1948: Варфоломей Городцов, в. у. Иркутская (обн.) 11(24).09.1922–31.05(13.06).1923: Николай Чижов 1923–1925: Василий Виноградов , в. у. 1925–1926: Василий Виноградов 1927–1928: Илия Фокин 1928–1930: Владимир Злобин 09 .1930–08(21).01.1931: Пётр Добринский 08(21).01.1931–20.10(02.11).1932: Алексий Копытов 1932–1934: 1934–24.04(07.05).1938: Константин Знаменский Ишимская (обн.) 05(18).09.1923–21.08 (03.09).1926: Алексий Копытов 1926–1926: Константин Спасский 28 .08(10.09).1926–01(14).02.1928: Константин Запрудский 1927–1927: Александр Филиппов 15(28).02.1928–1928: Евгений Добротин 11(24).04.1928–16(29).11.1929: Иннокентий Копейкин 1929–1930: Михаил Орлов , в. у. 1929–1931: 04(17).05.1931–1931: Николай Кратиров 1931–23.07(05.08).1936: Александр Филиппов, паки 23 .07(05.08).1936–13(26).02.1937: Николай Чудновцев Кабановская (обн.) 02(15).07.1923–17(30).09.1924: Георгий Георгиевский Кавказская и Черноморская см. Ставропольская Кавказская (обн.) см. Ставропольская (обн.) Казанская 10(23).12.1910–1919: Иаков Пятницкий 1911–1911: Алексий Дородницын , в. у. 1919–04.1922: Кирилл Смирнов 1922–1925: 1925–1925: Митрофан Поликарпов, в. у. 1925–1930: 1930–1930: Иоанн Широков, в. у. 1930–1930: Ириней Шульмин, в. у. 24 .04.(07.05).1930–10(23).03.1933: Афанасий Малинин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вопрос номера. C емь таинств: Откуда в Церкви таинства? Письмо читателя на e - mail : vopros @ foma . ru /Галина //Фома. - – июль 2016. – С.20-21. – (рубрика « Вопрос номера. Семь таинств »). Отвечает Александр Ткаченко . Всё таинство становится явным . Фото Михаила Зыkoba@Zykov, @popova-tati и фото Владислава Никишина//Фома. - – июль 2016. – С.22-25. - (рубрика « Вопрос номера. Семь таинств »). См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Иван Глазунов ,        заслуженный             художник России//Фома. - – июль 2016. –             С.98. – (рубрика « Эпилог »). Семь таинств. Основания в Библии. [Общие сведения о сути и истории возникновения таинств]//Фома. - – июль 2016. – С.26-27. - (рубрика « Вопрос номера. Семь таинств »). Охарактеризованы: Книги, из которых можно подробнее узнать о таинствах Церкви : //Фома. - – июль 2016. – С.28. - (рубрика « Вопрос номера. Семь таинств »). В список включены и кратко охарактеризованы книги: Патриарх Кирилл. Церковь – это и есть таинство . Из выступления на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июль 2016. – С.29. - (рубрика « Вопрос номера. Семь таинств »). Митрополит Иларион ( Алфеев ). 4 вопроса о таинствах Фото Дмитрия Рыжкова//Фома. - – июль 2016. – С.30-31. - (рубрика « Вопрос номера. Семь таинств »). и подзаголовки даны редакцией. См. также материал на с.83. Школа «Фомы». Суть вещей: Остромирово Евангелие [Остромирово Евангелие – древнейшая из сохранившихся русская рукописная книга; Время написания: 1056-1057 гг.; Место написания; Переписчик; Заказчик; Где находится; и другая информация]. Ил.: фото «РИА Новости»//Фома. - – июль 2016. – С.32-33. - (рубрика « Школа “Фомы”. Суть вещей »).                           ВЕРА (раздел). – С.34-51. Екатерина Моисеенкова . Сила любви. 5 историй о людях, которых не разделила даже смерть . [Накануне Дня семьи, любви и верности, связанного с именами Петра и Февронии, журнал предлагает читателю найденные в церковной истории менее известные, но потрясающие примеры подлинной Иллюстрации Марии Буртовой//Фома. - – июль 2016. – С.34-40. – (раздел « Вера »). В главах материала представлены:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010