Как и др. мелкие княжества Месопотамии, А. оказалась в положении буферного гос-ва между соседними великими державами - Римом, Парфией, а также Великой Арменией, усилившейся при Тигране II. В 80-х гг. до Р. Х. А. была на время завоевана Арменией, в 61 г. по Р. Х. царь А. Монобаз II с помощью парфян отразил новое арм. вторжение. Куда большую угрозу для Месопотамии представляла рим. экспансия. Большинство адиабенских царей занимали последовательно антирим. позицию. В 49-50 гг. по Р. Х. при участии Изата II потерпел поражение претендовавший на парфянский престол рим. ставленник Мехердат. В 116 г. А. была захвачена имп. Траяном во время его месопотамской кампании, однако вскоре римляне отвели свои войска на прежнюю границу по Евфрату. В 193 г. цари Осроены и А. осадили принадлежавший римлянам Нисибин, после чего В. Месопотамия подверглась вторжению армии Септимия Севера , к-рый в ознаменование своих побед принял в 195 г. титул «Адиабенского». Однако Север не пытался закрепиться на захваченных территориях, и вост. граница империи, как и раньше, проходила через Нисибин. В 216 г. войска Каракаллы в ходе новой войны с Парфией переправились через Тигр и взяли Арбелу. Однако после гибели императора от рук заговорщиков парфяне при поддержке адиабенского царя Шахрата совершили ответный поход на Месопотамию и вынудили нового имп. Макрина заключить мир с уплатой большого выкупа. Как полунезависимое царство А. не пережила своего сюзерена, Парфянскую державу, уничтоженную во время восстания персов во главе с Ардаширом Папаканом (221-224). Новое персид. гос-во Сасанидов отличалось намного более высокой степенью централизации; все вассальные царства были превращены в сатрапии. Хотя последний царь А.- Шахрат поддержал персов в их борьбе с парфянами, его гос-во не избегло общей участи и было упразднено. Удачное расположение А. на оживленной торговой магистрали благоприятствовало взаимопроникновению религий и культур. Толерантные парфяне, офиц. религией к-рых был зороастризм, не запрещали и культы древних языческих богов Месопотамии. В этнокультурном плане население А. представляло, видимо, смесь арам. и иран. элементов с заметными вкраплениями иных общин, в т. ч. евр. диаспоры. В I в. по Р. Х. иудейское влияние было настолько сильным, что иудаизм приняли даже неск. царей правящей династии, в частности упомянутый выше Изат II и его мать Елена. По свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. древн. ХХ 18 сл.), царица Елена посетила Иерусалим, где совершила благодарственные жертвоприношения и оказала множество благодеяний иудеям. Проиудейская ориентация Изата даже вызвала ок. 54 г. конфликт между ним и частью знати, придерживавшейся традиц. культов.

http://pravenc.ru/text/63540.html

Заключение Значение Библейско-археологических изучений юридических памятников Древнего Востока для экзегезы Ветхого Завета При изучении и исследовании Священного Писания в средневековое время и даже в новое, экзегеты значительно больше уделяли внимания религиозно-нравственной стороне Библии. В свое время это было оправдано, поскольку не имелось достаточных данных для проведения экзегетических исследований сведений исторического характера и тем более юридического. Возможность таких исследований появилась с бурным развитием археологии древнего Востока, которая предоставила в распоряжение библеистов и экзегетов большой, никем не изученный, сравнительный материал. Именно он позволяет экзегетам нашего времени делать более тщательные и научно обоснованные изучения ветхозаветного текста с целью воссоздания исторически достоверных условий жизни древне-израильского общества, на фоне которых перед нами наиболее ясно и отчетливо предстает богооткровенный характер идейной основы законоположений Ветхого Завета, их высокое религиозно-чувственное значение и особое, почти не имеющее аналогов, место среди узаконений древности. Чтобы показать огромное значение для библеистики археологии Древнего Востока, ограничимся простым перечислением главных открытий, сделанных с помощью кирки и лопаты: эпоха патриархов возвращена к лизни раскопками в Нузи и Мари, раскопки в Угарите прошли больше света на древнееврейскую поэзию и язык, благодаря публикации законов Липит-Иштара, Эшнунны, ассирийцев, хеттов, перед нами рельефно предстали истоки законодательства Моисея, а Египет и Иран по новому осветили персидский период иудейской истории. Однако, самым большим достижением древневосточной археологии, по мнению В. Ф. Олбрайта, является создание цельной и полной исторической картины, которая позволяет нам видеть жизнь избранного народа на фоне окружающего его мира и перед этим достижением все остальные научные открытия должны считаться второстепенными. 191 Проведенные в этой работе сравнения и исследования в какой-то мере позволяют определить место ветхозаветного законодательства среди древних юридических памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

божества, к-рое рассматривалось в качестве посредника между высшим божеством, Кроносом-Сатурном, и людьми (см. Митраизм ). Митра - устроитель не только социального, но и природного космоса. Он связан с солнцем, он хозяин пастбищ, благодаря ему идут дожди и зеленеют растения, он исполняет просьбы и обеспечивает материальный достаток. Главную миссию Митры его почитатели усматривали в борьбе со злым началом, соответствующим иран. противнику Ормазда ( Ахура Мазды ) - Ариману ( Анхра-Майнью ). В конце мира, когда сумма добра перевесит сумму зла, Митра должен возвратиться на землю, окончательно победить зло и установить всеобщее царство добра и счастья. Верующие своим поведением и соблюдением моральных норм и проч. предписаний должны были содействовать скорейшей победе и пришествию Митры. Постепенно культ Митры, включавший мистерии в его честь, распространился по всей империи (особенно среди военных и адм. персонала); поклонниками Митры были императоры Нерон (54-68) и Коммод (180-192). В Остии раскопаны 14 храмов Митры - митреумов. Не менее популярны были издавна известные и официально признанные Калигулой (37-41) егип. божества Исида и Серапис. Клавдий (41-54) реформировал культ Кибелы, почтив ее великолепным праздником (отмечался 24-27 марта) с пышными шествиями, обрядом омовения статуи богини и торжественными молебнами за императора, армию, сенат и народ. Широкое распространение на территории Римской империи получил иудаизм , который обладал немалой притягательной силой для разных слоев рим. общества, подверженного влиянию вост. культов, особенно со II в. до Р. Х. Именно иудейский прозелитизм питал стойкое предубеждение рим. консерваторов и моралистов в отношении иудаизма: они видели в нем серьезную угрозу для традиц. рим. уклада, основанного на «нравах предков» (mores maiorum). Специфический рим. «антисемитизм» начинается с Цицерона, отмечен у Горация, Квинтилиана, Персия, Сенеки , Петрония, Марциала и достигает апогея в произведениях Тацита и Ювенала. Между тем Варрон с интересом и симпатией относился к иудаизму, а Сенека и Тацит с известным уважением отзывались о вере евреев в единого Бога - unum numen.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Для византийской дипломатии характерно, что три поколения одной и той же семьи – дед Еупор, его сын Авраам и внук Нонн последовательно выполняли поручения Анастасия, Юстина, Юстиниана. Их миссия касалась мелких государств Передней Азии, которых империя мастерски умела держать в руках, ссорить, мирить, одаривать, обманывать, – империя, о которой один из тюркских каганов непочтительно говорил: у ромеев десять языков и ни одного слова правды. Династия дипломатов, начинавшаяся с Еупора, вела переговоры с арабскими племенами кинди, маадеями, арабами Хирты, химьяритами, эфиопами. Византия ценила и в этом случае традиции, живую передачу нарыков, связей, опыта, знание языка и людей из поколения в поколение. Если с эфиопами Византии удалось занять устойчивее положение, то в Йемене ей постоянно приходилось сталкиваться с иранским влиянием. Ещё в конце V – начале VI в. шах Кавад „криводушествовал» и затруднял византийскую торговлю с химьяритами, в которой шёлк играл далеко не последнюю роль. Ибн-Халдун о зу-Иле (конец III, начало IV в. н. э.) сообщает, что „он был первый из царей Йемена, сделавших набег на Рум, и первый, кто ввёл шёлк и парчу» 389 . Эфиопы ещё в V в. подчинили Йемен, назначили туда своего ставленника и держали химьяритов под контролем, от которого последние стремились освободиться. В экономических причинах эфиопо-химьяритских войн в первой четверти VI в. не приходится сомневаться. Конкурирующие и борющиеся силы представляли сложный клубок отношений. На всём протяжении пути из Палестины в Южную Аравию, по побережью были расположены многочисленные и богатые иудейские колонии. Они и были здесь движущей силой, до того, как в VII в. арабы заняли доминирующее положение. Часть химьяритов, связанная с этими колониями традиционной торговлей и поддерживаемая Ираном, стремилась сбросить эфиопское господство. Иран не желал уступать Византии возможности торговых сношений в Индийском океане и поддерживал враждебные эфиопам группировки химьяритов, так как за спиной торговой африканской державы стоял Константинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ходжес), историки (П. Браун) и др. ученые, было доказано, что в христ. Церкви следует видеть не «могильщика античности», а фактор стабильности, позволивший отсрочить упадок Римской империи и связавший классическое прошлое со средневек. будущим. Фрагмент древнейшей рукописи НЗ (Ин 18.31–33; 18. 37–38). Египет. Ок. 125 г. (Б-ка ун-та в Манчестере) Фрагмент древнейшей рукописи НЗ (Ин 18.31–33; 18. 37–38). Египет. Ок. 125 г. (Б-ка ун-та в Манчестере) Одной из важнейших форм развития А. х. стали международные конгрессы христ. археологии (МКХА с 1898). К 50-м гг. XX в. были разрешены дискуссионные вопросы о распространении базилик в Италии, воздействии визант. архитектуры и приоритете вост. (иудейских, иран.) или зап. (классических) истоков в христ. иконографии. Если первые МКХА контролировались католич. Церковью и ограничивались зоной ее интересов, то в послевоенный период началось исследование проблем сравнительной истории, объединявших вост. и зап. материал (история баптистерия; христиане в доконстантиновскую эпоху; сложение раннехрист. города; роль паломничеств в культуре об-ва и др.). А. х. вышла за рамки определенной конфессии: в Папском ин-те христ. археологии учатся слушатели разных вероисповеданий, преподавание А. х. введено во мн. ун-тах. Среди главных открытий А. х.- география и время распространения христианства, его формы и особенности в регионах. А. х. доказала, что христианство гораздо шире и глубже вошло в жизнь об-ва, чем это отражено в письменных источниках. Предметно очерчены 3 главных этапа развития раннего христианства: выделение материальной культуры христиан из общего эллинистически-рим. окружения в кон. II - нач. IV в.; переход от поздней античности к визант. об-ву во 2-й пол. V в. на Востоке и раннему средневековью V-VII вв. на Западе; конфликт с ранним исламским миром в VII в. В иконографии, эпиграфике, погребальном обряде А. х. этого периода отражены такие явления, как монтанизм, донатизм, монофизитство . Основные открытия Археология ранней Византии составила важную часть совр.

http://pravenc.ru/text/76478.html

Сопровождавшая приход Д. к власти политическая катастрофа возродила мессианские ожидания у вернувшихся в Иерусалим из плена иудеев и привела к подъему пророческого движения. Пророки Аггей и Захария призывали к ускорению работ по восстановлению храма после отказа иудеев на предложение самарян принять участие в этом деле. Работы возглавляли потомок династии Давида Зоровавель , к-рого персид. власти назначили царским наместником в Иудее, и первосвященник Иисус (Агг 1. 1; 2. 4). Пророки видели в возведении храма первый шаг к восстановлению Иудейского царства и предвещали полное избавление от чужеземного ига: особые надежды возлагались на «отрасль» из дома Давидова, к-рой был в их понимании Зоровавель (Агг 2. 23; Зах 3. 8; 6. 12). На 2-м году царствования Д. в гос. архиве в Экбатанах (ныне Хамадан, Зап. Иран) была найдена копия декрета персид. царя Кира от 538 г. до Р. Х., в к-ром он разрешал иудейским пленникам вернуться в Иерусалим и восстановить разрушенный храм (Езд 6. 1-5). На этом основании Д. разрешил возобновить постройку, пресекая попытки противодействия со стороны самарян, и на 6-м году его царствования (ок. 516 г. до Р. Х.) строительство храма завершилось - примерно через 70 лет после его разрушения (Езд 6. 15). Вероятно, в период правления Д. между Зоровавелем и первосвященником Иисусом произошли разногласия относительно разделения властных полномочий. В результате Зоровавель больше не упоминался в мессианских текстах. В царствование Д. получает окончательное оформление адм. структура Иудеи, к-рая сохранялась на протяжении последующих 200 лет персид. владычества. Иудея при Д. называлась по-арамейски Яхуд (  ) и была одной из независимых провинций в сатрапии Заречье с адм. центром в Иерусалиме, к-рая управлялась наместником. На севере она граничила с пров. Самарией, на юго-западе - с филистимской пров. Ашдод. Входило ли в ее состав Заиорданье, точно неизвестно. Иудее при Д. была предоставлена широкая внутренняя автономия. В основе ее управления стояла гражданско-храмовая община Иерусалима, к-рой руководили первосвященник и главы влиятельных семей.

http://pravenc.ru/text/171376.html

…Я даже думаю, что и Основы православной культуры в школе тоже не нужны, потому что тогда нужны будут где-то и Основы исламской культуры, и иудейской и буддийской, в итоге будет кураевский учебник, где всего понемного, чтобы ужаснувшиеся родители выбрали Основы светской этики». Иерей Евгений Хованский: «Ошибаетесь... И основы мусульманской культуры нужны... Предмет выбирается родителями, изучается предметы не все, а один из пяти... Результаты положительные есть (где учебник не от Кураева)... Основы мусульманской культуры это прививка от ваххабизма для детей мусульманской культуры...» Константин Новиков: «Альтернатива такой версии «клерикализма» называется «светское государство», где религия может быть уважаемой и даже местами интегрированной в культурное поле, часто по остаточному принципу, но в целом в основе общественных отношений не лежит, оставаясь частным делом. Клерикализм - это не священник в школе и тем более не ОПК, а господство клира. Клир, заменяющий собой бюрократию или подчиняющий себе ее административно. Не духовно, а административно». Павел Тихомиров: «…Не заменяющий, а, скорее. исполняющий функцию «Идеологического отдела ЦК КПСС». В нашем случае – «Единой России»». Константин Новиков: «Если идеологического отдела, то, скорее, нет. Так как это идейный контроль, а не бюрократический. Иран - пример мягкой формы клерикализма, с оговорками. Там муллы командуют госаппаратом. На верхушечном уровне командуют. На низовом вмешиваются». Православные братства – залог силы и равновесия Церкви и общества Анатолий Степанов: «Это крайность, такого у нас в принципе быть не может. А вот элементы папизма, попытки церковников руководить чиновниками могут. А что самое реальное и опасное - это замыкание духовенства в отдельную касту, которая должна учить мирян и задавать некое идейное пространство. А иранский клерикализм нам не грозит, даже ватиканский в полной мере. Петр подавил клерикализм еще в начале 18 века, потом его потомки дело продолжили. За что клерикалы отомстили в 1917-м, вынеся царский трон из зала заседаний Синода. Закончилось плохо. Советская прививка у нас мешает клерикализму».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/29/ro...

Трудности АПЦ не ограничивались богословскими противоречиями. Антиохия не раз терпела значительный ущерб от природных катастроф, особенно землетрясений в VI в. В 540 г. персид. армия шаханшаха Хосрова I Ануширвана захватила Антиохию и почти полностью разрушила ее, уведя в плен немалое число горожан ( Procop. Bell. Pers. II 8. 20-35; 9. 14-18). Хотя имп. Юстиниан I отстроил город, дав ему новое имя - Феополь (Θεοπολις - Божий Град), сохраняющееся в титулатуре Антиохийских Патриархов, он так и не оправился от разгрома (в результате резкого сокращения населения было восстановлено лишь 20% прежней площади). В 541-542 гг. свирепствовала эпидемия чумы, эпидемии и землетрясения имели место в 557, 559 и 588 гг. Последовавшие затем затяжные войны с Ираном и араб. завоевания привели к прекращению судостроения и мореходства в прибрежных городах, упадку торговли и строительства. Шла постепенная аграризация городов Сирии. В 608 г., в самый разгар византино-персид. войны, имп. Фока начал преследование иудеев и насильственное обращение в христианство. Иудеи подняли восстание в Антиохии и избили христиан; от их рук принял мученическую смерть Патриарх Анастасий II. Тысячи беженцев устремились на территорию, уже захваченную персами. Городам наносили ущерб постоянные столкновения на конфессиональной почве, одно из к-рых произошло в Антиохии в том же году, что и иудейское восстание. В год восшествия на престол имп. Ираклия (610) персы под предводительством шаханшаха Хосрова II Парвиза предприняли новое наступление. Персид. армия во главе с полководцем Шахр-Варазом захватила Антиохию и Дамаск (613), затем и Иерусалим (614), откуда в Иран были вывезены христ. реликвии - Честный Крест и Св. Копье. С огромным трудом имп. Ираклий смог собрать мощную армию, отвоевать у персов вост. провинции и вернуть священные реликвии (628). Однако изнурительная война подточила силы обеих сторон, и мир оказался весьма зыбким. Ист.: Iulii Africani Fragmenta/Ed. M. J. Routh//Reliquiae Sacrae. Oxonii, 1846. Vol. 2; Евсевий. Церк. ист.; Iohannes Chrysostomus. De S. Meletio Antiocheno//PG. 50. Col. 515-520; Jean Chrysostome. Discours sur Babylas/Ed. et trad. M. A. Schatkin e. al. Suivi de Homélie sur Babylas/Ed. et trad. B. Arillet, J.-N. Guinot. P., 1990. (SC; 362); Сократ Схоластик. Церк. ист.; Theodoretus. Hist. eccl.; Sophronius Hierosolymitanus. Epistula synodica ad Sergium Constantinopolitanum/Ed. R. Riedinger//ActaCO. Ser. 2. Vol. 2/1. P. 410-494; Прокопий. Войны; Евагрий. Церк. ист.; Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. G. Ch. Hansen. B., 19952; Chron. Pasch.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Оба слова содержат в себе смысл обмана и злого духа, но нельзя не вспомнить, что главная эпоха астрономическая началась в Вавилоне, что астрономия бесспорно процветала искони и едва ли не родилась в Ассирии (Ассур), и весьма позволительно заключить, при всевозможном уважении к индопоклонникам Немцам, что в слове Ассура (в этом случае) заключается память об Ассирии, так же как в именах злых Гираньякиса, Гирания-касипу и Мадгу заключается воспоминание о вражде с Ираном и Мидией, хотя гирана и значит золото, и мадгу сладкий. Всякий исторический факт обращается в религиозную сказку поэтическим ладом народа, и потом всякая сказка возводится в отвлечённо религиозный миф вечно мудрствующим Брахманом. Таков характер Индостана, и пора науке понять его. Самая религия в своей сказочной и народной жизни подверглась также изменению от соприкосновения с эллинским мифом; это можно утверждать a priori, но бесполезно исследовать, потому что выводы будут, во всяком случае, ничтожны. Земля бактрийская и Ариана не оставили нам письменных памятников подобно Индостану; но неописанный памятник остался в позднейшем просвещении всей области, в процветании словесности при дворе Газневидов и Самонов, в образовании мягкого и поэтического наречия Фарси или Цабане-дери, в художественном великолепии Самарканда и Балка и вероятно в распространении христианства в пределах Бактрии. Существование христианской общины можно заключить из китайских рассказов о земле ванской, в которой весной народ плачет о смерти своего Бога, ищет его, обходя селение со свечами и наконец, нашедши его, поёт радостные песни: ясно праздник Пасхи. Таково влияние эллинской эпохи на восточный Иран. Трудно сказать, отозвалось ли оно далее на северо-запад к берегам Волги и Балтики: предположение не совсем вероятное, потому что торжество македонцев совпадает с эпохой торжества Финно-турецких народов (мнимых Скифов) и распространения Азо-Аланов (Сарматов) по Приволжью 206 . 195 «Колония Иудейская в Абиссинии». По Людольфу, Семиты проникли в Абиссинию ещё до Иисуса Навина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

«Но это будет не завтра, а послезавтра, в отдаленной перспективе. Пока же роль этого фактора сохранится на прежнем уровне, или будет даже возрастать», — добавил эксперт. Что касается настоящего времени, то, по мнению Подцероба, фундаменталистский ислам действительно играет дестабилизирующую роль. Однако правящие режимы настроены на другой — умеренный, реформаторский ислам, способствующий интеграции и стабилизации. В борьбе с экстремизмом Подцероб советует брать пример с Туниса, который, по его оценкам, достиг в этой области наибольших успехов благодаря не только секуляризации, но целому комплексу мер в экономической, социальной, политической и идеологической сферах. Третий участник дискуссии — исполнительный председатель правления Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов — заявил, что сама суть палестино-израильского конфликта, равно как и растущей напряженности в Косово, Польше и Прибалтике, — религиозная. Он убежден, что в будущем роль религии в политике на Ближнем Востоке и мире в целом будет только возрастать. По словам Матузова, лично беседовавшего с Ясиром Арафатом, Вторая интифада (новый раунд вооруженного противостояния с Израилем в 2000 году) началась после того, как Арафат отказался подписать предложенную Эхудом Бараком «бумагу религиозного аспекта», которая предусматривала строительство под мечетью Аль-Акса в Иерусалиме «третьего иудейского храма». В основе политики Джорджа Буша и Кондолизы Райс, которых Матузов назвал «христианскими фундаменталистами», по его мнению, также лежит религиозный, протестантский взгляд на ближневосточные процессы, и этот взгляд «идентичен иудейскому представлению». «В Русской Православной Церкви не разделяют таких подходов», — сказал Матузов. Он также выразил убеждение, что все религии созданы с благими намерениями, и там, где появляется фанатизм и исчезает логика, надо искать чьи-то корыстные интересы. «Сейчас разжигается шиитско-суннитское противостояние. Я жил в Ливане, Сирии, и никогда между суннитами и шиитами не было таких проблем, как сейчас. Американцы добились своих целей. И даже если завтра из Ирака выведут войска и там начнется страшная гражданская война, американцы переживать не будут — они переключатся на Иран, потому что их задача — дестабилизация, а не стабилизация», — считает Матузов.

http://patriarchia.ru/db/text/262605.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010