Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГНОСТИЦИЗМ совокупность религиозно-философских движений эпохи позднего эллинизма, выразившихся в ряде систематических учений, сформулированных во II в. и имевших следующие характерные черты: 1) дуализм, относящий творение материального мира и его историю к сфере деятельности злого начала, действующего независимо от воли трансцендентного и неведомого Бога; 2) идея о необходимости и возможности спасения, к-рое понимается как освобождение и возвращение в божественную реальность ее элемента, присутствующего в человеке и, т. о., заключенного в мире материи; 3) концепция «знания» (гносиса, греч. γνσις) как необходимой для спасения совокупности космологических и антропологических представлений, имеющей сверхъестественное происхождение, сообщаемой посредством особого откровения и доступной только избранным; 4) изложение идей, составляющих спасительное «знание», в форме мифологического повествования о событиях, происшедших внутри божественной сферы до и во время возникновения тварного мира, что должно служить объяснением наст. состояния человека, а также показать необходимость спасения и путей его достижения. Истоки Г. Гностические учения являются продуктом синкретического по своим основным свойствам религ. движения, широко использующего материал более древних традиций: прежде всего иудейской, греч. (классической и эллинистической) и иран. В текстах, принадлежащих этим традициям, исследователи указывают целый ряд мотивов и учений, близких мн. основным элементам Г. ( Berger. S. 526-532; Colpe. 1981. S. 545-600; Rudolph. 1990. S. 296-308; Idem. 1996. S. 144-169; 170-189). Так, дуализм гностических систем имеет аналогии в греч. (напр.: Plut. De Isid. et Osir. 374b-e) и иудейской лит-рах (напр.: 1 QH; 1 QS III 13-IV 26) эллинистического периода, а также в зороастрийских текстах (см., напр.: Ясна 45. 2). Антропология и сотериология гностиков проявляют близость с платоновским учением об «уме» (νος): о его сотериологической функции ( Plat. Leg. XII 961c-d) и о подобии высшей части человеческой души и мирового разума ( Plat. Phaed. 97c-98b; Cratyl. 413c; Phaedr. 270a; Phileb. 28c).

http://pravenc.ru/text/165189.html

Разделы портала «Азбука веры» Сейчас начал изучать библию, и заинтересовал такой момент. Бог же заключил завет с евреями, что они соблюдают его заповеди, а он их защищает и благословляет. Однако сами евреи уже сотни лет не верят в библейского Бога, но при это Бог их не наказывает, почему? 6 Ответов Иудеи сами себя наказывают, оставаясь вне корабля спасения — Церкви Христовой. Более страшного наказания не существует. Очень даже наказал Бог иудеев! Господь не прекратил Своего недовольства до сего дня. За упорное отступничество и жестоковыйность (жесткие шеи) Он пообещал иудеям уничтожить их священный город Иерусалим Мф. 23:37–39 Мк. 13:1–2 что было сделано с особым тщанием. Заметим, что тексты Евангелия были написаны до описанных событий. Итак, 1. Человечество наблюдало блокаду римскими войсками Иерусалима в 70м году I века по Р.Х. и разрушение главной религиозной святыни евреев — Второго Храма, сопровождавшееся еврейской междусобицей во время 1ой Иудейской войны (66–73 годы). В этой бойне евреи оказались без воды и еды, они съедали всё живое, и даже своих младенцев. На религиозной почве братоубийство внутри осаждённого Римской армией города достигало невиданных размеров. Офицальный Рим в переписке даже удивлялся неслыханному варварству еврейских распрей, недостойных для цивилизации. 2. В 132–136 годах забвение евреев продолжилось. Во время востания Бар-Кохбы остатки Второго Храма и Иерусалима были уничтожены полностью. Город переименовали в Элия Капитолина, в честь фамилии императора Адриана, а Иудею переименовали в Палестинскую Сирию (давнего врага). По силе воздействия на умы изменения равносильны переименованиям США в Американский Иран, а современного Киева в Путинск. Сотни тысяч евреев были физически истреблены и изгнаны из Иудеи, законом запретили обрезание по всей Римской империи. 3. Вишенкой на торте стали события 691 года. В этот год была достроена мечеть Купол Скалы, сегодня входящая в Список всемирного наследия. Это мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, и одна из главных святынь ислама. Единственное место в мире, где может стоять Храм иудеев заняла мечеть, место, с которого по преданию мусульман совершилось так называемое путешествие и вознесение (мирадж) пророка Мухамеда на небеса.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-bog-ne-n...

Упадок Израиля. Эпоха пророков Южная Сирия и богатый Дамаск платили дань дому Иакова. Идумея повиновалась ему до границ Египта; Финикияне служили его торговле и просили от него лесов для кораблестроительства. Караваны шли к нему через пустыню по новым путям, в которых росли новые города; суда плыли к нему с восточных берегов Африки и юго-западных оконечностей Европы (из Офира и Таршиша). Медью, серебром и золотом, отнятыми у врагов, блистал новосозданный храм Иеговы, чудо мира, великолепное создание поэтического богопоклонения; чудные песни восторженных пророков придавали обрядам веры величие, которая не знал ни Куш, ни Иран, ни страны религиозного синкретизма. Но всё изменилось мгновенно с кончиной преемника Давидова, венчанного мудреца, слишком доверявшего своей мудрости, пресыщенного жизнью и упоенного своим величием. Зависть десяти колен, уже заражённых соблазном сиро-палестинских религий, отторгла их от Ровоама, и Мизраим (Египет), вероятно союзник Иеровоама, долго жившего при дворе фараонов, нахлынул на ослабшее царство; Шешонк перенёс на берега Нила сокровища, собранные Давидом и его преемником для дома Господня. Никогда уже не восставал Израиль. Имя это присвоили себе отделившиеся колена, отпавшие от веры и обычаев предков своих. Царство Иерусалимское приняло имя своего коленоначальника, сохраняя ещё, в упадке своём, предание давно минувшей старины. В последний раз видим мы в названии царства иудейского проявление того закона, по которому Израиль, называя себя по имени Иакова, не смел называться ни Авраамом, ни Исааком: закон, объясняющий всё летосчисление книги Бытия. Бесполезно было бы следить за упадком и беспрерывными бедствиями потомков Давида. Их четыре вековая борьба и временные союзы с преемниками Иеровоама, с Сирией, Египтом и грозными ополчениями Ниневии и Вавилона, их отступления от закона отцов и возврат к нему, вся их мелкая судьба и безотрадная жизнь исчезают в истории всемирной. Царство Израиля, исчезнувшее без следа, заслуживает ещё менее внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Разделы портала «Азбука веры» 28 Фев 2022 Беглый иранский христианин и правозащитник заявляет, что Иран вытесняет христиан и другие меньшинства из региона после прихода в 1979 года к власти исламских глав, считающих их «загрязняющими» элементами, сообщает «Cедмица.RU» со ссылкой на Camholicnewsagency. Иранский правозащитник и сотрудник проекта Philos подчеркивает, что Иран уже более сорока лет проводит стратегию выдавливания неверных из страны и близлежащих государств, таких как Ирак и Сирия, и что причины бедственного положения христиан на Ближнем Востоке «большинством на Западе понимаются неправильно и однобоко». Старший научный сотрудник проекта, доктор Фархад Резаи – иранский курд и христианин, вынужденно бежавший из Ирана после обращения. Сейчас он преподает в Йоркском университете в Торонто, Канада. Проект Philos – некоммерческая организация, которая занимается просвещением и защитой христиан на Ближнем Востоке. Резаи заявил на брифинге для прессы 22 февраля 2022 года, что господствующее представление о ведущей роли джихадистов в истреблении и вытеснении христиан на Ближнем Востоке, является «слишком упрощенным» и полностью игнорирует влияние поддерживаемых Ираном политических сил и вооруженных группировок в некоторых странах региона, в особенности в Ираке. Резаи напоминает, что после революции 1979 года страну возглавляют главы ислама, официально провозгласившие религиозные меньшинства, в частности христианство и иудаизм, «загрязняющими» элементами. С тех пор исламское государство Иран предпринимает последовательные шаги по сокращению численности и выдавливанию христианских и иудейских общин из страны. В Ираке, напоминает далее Резаи, поддерживаемые Ираном шиитские вооруженные формирования в последние годы совершают многочисленные похищения, убийства и насилия. Они также захватили большие земли, ранее принадлежавшие христианам, особенно в долине Ниневии. При этом они еще и предали огню посевы более чем на 9 тысячах гектаров и оскверняли церкви не менее 75 раз, причем по меньшей мере в девяти случаях использовали храмы в качестве военных опорных пунктов. Однако многие из этих преступлений традиционно приписываются суннитским джихадистским группировкам, в особенности Исламскому государству (запрещенная в РФ террористическая организация), а не Ирану. По его словам, мало кому на западе известно о том, что в Северном Ираке иранские войска занимают большие территории, а шиитские войска выдавливают местных христиан, захватывая из земли, дома и собственность.

http://azbyka.ru/news/beglyj-iranskij-hr...

Георгий Мирский: Христиане Ближнего Востока являются жертвами войны между исламистскими группировками Речь идет об усилении той ветви политического ислама – исламизма, который базируется на фундаментализме – возвращении к временам предков, к ‘золотому веку’, когда был чистый праведный ислам, не было разврата, коррупции, произвола. Появляются люди с особым, жестким, даже жестоким пониманием шариата. Практически это значит, что христиане стали подвергаться преследованиям. 20 июня, 2013 Речь идет об усилении той ветви политического ислама – исламизма, который базируется на фундаментализме – возвращении к временам предков, к ‘золотому веку’, когда был чистый праведный ислам, не было разврата, коррупции, произвола. Появляются люди с особым, жестким, даже жестоким пониманием шариата. Практически это значит, что христиане стали подвергаться преследованиям. Всё больше тревожных сообщений звучит в СМИ о положении христиан в странах Ближнего Востока. Погромы, уголовное преследование верующих и даже похищение архиереев — многие связывают эти события с военными кампаниями, иначе именуемыми «арабской весной». О положении христиан в арабских странах рассказал политолог, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, доктор исторических наук Георгий Мирский: Что касается положения христиан на ближнем востоке, в первую очередь надо говорить об арабском востоке, потому что в понятие ближнего востока входят также Израиль, Турция и Иран. Положение христиан в этих странах плохое и, судя по всему, будет еще хуже. Постепенно становится ясным, что к власти приходят, либо оказывают на нее все большее влияние исламисты – люди, которые относятся к христианам, мягко говоря, неважно. История: христиане и мусульмане не убивали друг друга Если взять историю и традицию, то, надо сказать, что отношения между мусульманами и христианами в странах, где распространился ислам, были более или менее приличные. Потому что, с точки зрения мусульман, христианская религия, как и иудейская, является авраамической – эти три религии имеют общий корень. В исламе многие вещи перекликаются с христианством и иудаизмом. Конечно, мусульмане всегда считали, что представители других религий являются неверными, но предполагалось, что неверные не будут мириться с существованием исламского мира и будут на него нападать – отсюда понятие «джихад» — священной войны в защиту ислама. Другое дело, что сейчас, скажем, Аль-Каида и другие течения толкуют это в другом ключе, наступательном.

http://pravmir.ru/georgij-mirskij-xristi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИБЕЛИУС [нем. Dibelius] Мартин (14.09.1883, Дрезден - 11.11.1947), нем. протестант. библеист и богослов. Богословское образование получил в Невшателе (Швейцария), Лейпциге, Тюбингене и Берлине. В 1905 г. в Лейпциге сдал 1-й богословский экзамен и в том же году, защитив подготовленную в Тюбингене под рук. Г. Гункеля работу о «Скинии Яхве» (Die Lade Jahves. Gött., 1906. (FRLANT; 7)), получил степень д-ра философии. Переехал в Берлин, где преподавал религию и нем. язык в школе; в 1908 г. получил лиценциат в области теологии на основании работы об иудейской и эллинистической ангелологии во время служения ап. Павла (Die Geisterwelt im Glauben des Paulus. Gött., 1909). В 1909 г. защитил диссертацию по НЗ (Die urchristliche Überlieferung von Johannes dem Täufer. Gött., 1911). С 1910 по 1915 г. был приват-доцентом в Берлинском ун-те. В 1915 г. Д. приглашен ординарным профессором в Гейдельбергский ун-т и оставался в этом ун-те до конца преподавательской деятельности. Убежденный демократ, в период национал-социализма Д. не шел на политические компромиссы, так что в 1938 г. гестапо лишило его на нек-рое время паспорта. М. Дибелиус. Фотография. 1-я пол. XX в. М. Дибелиус. Фотография. 1-я пол. XX в. Ряд работ Д. посвящен вопросам религ. влияния на библейское Предание др. ближневост. традиций. В исследовании о скинии Яхве, которая понималась им как пустой трон Бога, Д. подчеркивает, что при реконструкции подобного утраченного культового объекта «последнее слово должно быть за историей религии» (Die Lade Jahves. S. 60). Анализируя религиозно-исторический контекст представлений ап. Павла об ангельском мире (Die Geisterwelt im Glauben des Paulus), Д. утверждал, что в этот период понятие о посреднике между Богом и миром имело своим источником вавилонскую и егип. космологию. Но хотя Д. и признает, что апостол находился под нек-рым влиянием вост. космологии и иран. дуализма, он все же настаивает, что эти влияния оставались периферийными и не затрагивали основной мысли ап. Павла. Так, внешние формы мифа о схождении и восхождении Избавителя апостол использует просто как метафору, чтобы выразить свои христологические идеи.

http://pravenc.ru/text/171947.html

В Дохе (Катар) открылась IX международная конференция по межрелигиозному диалогу 24 октября 2011 г. 19:09 24 октября 2011 года в Дохе (Катар) открылась IX международная конференция по межрелигиозному диалогу. Организаторами форума являются министерство иностранных дел Катара и Международный центр международного диалога в Дохе. В этом году конференция посвящена теме «Социальные сети и межрелигиозный диалог: новые отношения». На конференции представлены Поместные Православные Церкви: Иерусалимский Патриархат — Патриаршим представителем в Катаре архимандритом Макарием, Московский Патриархат — сотрудником Отдела внешних церковных связей диаконом Димитрием Сафоновым. Форум собрал в столице Катара представителей христианства, ислама и иудаизма из различных стран мира. Среди его участников — архиепископ Патрик Келли (Римско-Католическая Церковь, Великобритания), епископ Себух (Саркисян) (Армянская Апостольская Церковь, Иран), муфтий Мустафа Церич (Босния и Герцеговина), председатель христианско-иудейского форума раввин Гершель Глюк (Великобритания), раввин Генри Собел (Бразилия), генеральный секретарь международной организации «Религии за мир» У. Вендли (США), пастор Джесси Джексон (США). Форум собрал около 200 участников из 55 стран мира. Открыл заседания форума глава Международного центра диалога религий в Дохе профессор Ибрагим Салех Аль-Наими. На пленарном заседании форума прозвучали также выступления министра юстиции Катара Хасана бин Абдуллы аль-Ханима. В рамках конференции пройдут заседания, посвященные следующим темам: «Опасность коммуникационных технологий», «Наука и религия», «Оптимальное использование коммуникационных технологий», «Преимущества использования социальных сетей в межрелигиозном диалоге» и другим. Кроме общих заседаний будут работать подгруппы, посвященные конкретным проблемам, связанным с социальными сетями. Конференция завершит свою работу 26 октября. В рамках форума прошла встреча диакона Димитрия Сафонова с советником-посланником Посольства России в Катаре Д.А. Трофимовым. В рамках встречи были обсуждены вопросы церковного участия в международных мероприятиях, проводимых в Катаре, а также другие вопросы, представляющие взаимный интерес. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1655425.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСАРХАДДОН [библ. Асардан; ассир. Ашшурахиддина - (бог) Ашшур дал брата;], сын Синаххериба , царь Ассирии в 680-669 гг. до Р. Х. Упоминается в 4-й Книге Царств (19. 37), где описываются обстоятельства его прихода к власти, подробно известные по ассир. и арм. источникам. Синаххериб назначил А. наследником престола в обход своих старших сыновей - Адармелика и Шарруцура (библ. Адрамелех и Шарецер), к-рые в возникшей смуте убили отца. А. сумел подавить выступление братьев, и отцеубийцы вместе со своими сторонниками бежали в сев. царство Шубрия на склонах Сасунского хребта - отрога «Араратских (т. е. Урартских) гор». Впосл. А. захватил Шубрию (673 до Р. Х.), в 675 г. до Р. Х. завоевал и разрушил финикийский г. Сидон. А. восстановил разрушенный Синаххерибом Вавилон, совершал дальние военные походы в Иран, заключил союз со скифами и завоевал Египет (671 до Р. Х.). Однако к концу его правления большая часть иран. владений вышла из-под власти А., образовав независимое царство Мидия (672 до Р. Х.), впосл. уничтожившее Ассирию. А. продолжал политику своего отца, взимая дань с гос-в Сирии и Палестины. В ассир. источниках среди подчиненных А. царей упоминается иудейский царь Манассия , к-рый присылал А. драгоценные строительные материалы для украшения Ниневии. По примеру своих предшественников А. депортировал мн. пленных с вост. окраины империи (гл. обр. из Зап. Ирана), часть из к-рых он поселил в Самарии, где они приобщились под влиянием самарян к почитанию Бога (1 Езд 4. 2). А. умер во время похода в Египет, назначив преемниками сыновей: Ашшурбанипала в Ассирию и Шамашшумукина в Вавилонию, что позднее привело к ожесточенной войне между братьями. Лит.: Hirschberg H. Studien zur Geschichte Esarhaddons. B., 1932; Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., 1935. Т. 2. С. 51-52; Wiseman D. J. The vassal-treatises of Esarhaddon. L., 1958; Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/76582.html

Кстати, преподобный Иоанн Дамаскин, гимнотворец, писатель, учитель Церкви, занимал высокий пост при халифе, он был, если не ошибаюсь, верховным визирем. Если говорить о кордовском халифате, когда центр мусульманского мира находился в Кордове в IX-X-XI веках, этот период считается расцветом Испании. Был расцвет науки, культуры, самый первый европейский университет был открыт в Кордове. Кордова была самым большим городом Европы, самым образованным, самым чистым. Когда предки нынешних европейцев с топорами бегали друг за другом по лесам или ловили блох друг у друга на голове, месяцами не мылись, потому что не было бань, в Кордове была культура, была цивилизация, были чистота, порядок, образованность и терпимое отношение друг ко другу. И христиане, и иудеи, и мусульмане мирно жили в этих странах. У христиан в это время можем наблюдать духовное развитие, многие церковные писатели творили в этот период. Замечательная мозарабская Литургия у нас сохранилась как памятник того периода. В армии халифа были иудейские генералы. Расцвет еврейской испанской поэзии того периода — Йегуда Га-Леви, Шломо ибн-Гвироль и другие. Смогут ли иудеи жить при власти современных «халифов»? Вряд ли. И христиане, и иудеи, и обычные мусульмане вряд ли там выживут. — Ощущаете ли вы исламизацию региона? — В последнее время наблюдается исламизация, хотя я бы употребил слово «радикализация». Корень radix, т. е. укорененность в собственной традиции. Правда, сейчас термин «радикализация» наполняется другим смыслом — ожесточенность по отношению к другим. — Многие страны выбирают путь повышения значимости религиозных норм — например, Иран, Турция, Ливан. В чем это заключается? Как сказывается? — Да, в Иране, в Турции мощное движение в этом направлении. Ливан — исключение на всем Ближнем Востоке. Это страна необычная, уникальная, единственная на данный момент страна Ближнего Востока, которую можно назвать христианской, где президентская власть в руках христианина, где христиан по-прежнему много, по разным подсчетам от 30 до 45%.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5158046...

Дельный вывод из всех исследований германских был бы тот, что родоначальник Израиля принёс с собой древнюю веру Ирана в область, в которой он нашёл уже язык изменённый, сделавшийся потом наречием его потомков, но в которой ещё нашёл многие семьи, хранящие старое предание о поклонении Единому Богу. Такова была действительно во время Авраама Палестина, населённая выходцами из западного Ирана – Семитами, выходцами с Юга – Ханаанитами и едва ли не выходцами из прикавказского Севера – Рефаитами, которых рост, обычаи и собственные имена отзываются чем-то близким к племенам яфетическим. Сочувствие семьи еврейской к жителям Ханаана выражается многими чертами сказания об Аврааме и словом, что в это время мера грехов аморрейских ещё не исполнилась. История Палестины и её духовного искажения в эпоху, разделяющую Авраама от Иисуса Навина, была бы тогда ясна и очевидна. Впрочем, понятие о ходе древних религий будет до тех пор тёмно и сбивчиво, покуда в основании его не положится разделение на поклонения: свободно-сущему и необходимо-живущему ( dem frei – seienden und dem notwendig – lebenden ) 135 . Восточный Иран (Вано-Бактрийцы) был искажён соблазном индо-кушитских учений и создал человекообразные религии; западный Иран был искажён не только учением африканских Кушитов, но и племенным смешением. Средний горный Иран, более удалённый от соблазна и защищённый горами от насилия, сохранил чистоту учения и племени. Ослабление ванских общин и распадение ассирийских царств дали среднему Ирану возможность выступить самобытно на поприще исторической деятельности. В восьмом столетии до P.X. Азы мидийские или Арии скинули с себя иго Ниневии. Рассказ Геродота, тёмный и, может быть, не совсем верный в подробностях, важен в том отношении, что он указывает нам на истинное состояние иранских семей, живущих ещё в первобытной простоте и не скрепивших своего родового союза условием союза государственного. Один ли человек Деиокес, или ещё прежде его Арбак 136 , или самый народ понял необходимость нового устройства, всё равно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010