Во вратах сынов народа (то есть для простого народа, или общенародных), которыми, по близости их к дворцу, входили и выходили цари иудейские и при которых собирался народ для суда, Пророк, имея в виду нарушение жителями Иерусалима закона о субботе, говорит: «не выносите нош в день субботний, и не вносите их вратами Иерусалимскими. И не выносите нош из домов ваших в день субботний, и никакого дела не делайте; но святите день субботний так, как повелено отцам вашим, которые впрочем не слушали и не приклонили уха своего. Если послушаете меня в том, чтоб не носить нош вратами сего города в день субботний: то вратами сего города будут ходить цари и князи, сидящие на престоле Давида, и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно. А если не послушаете меня в том, чтобы святить день субботний: то возгорится огнь во вратах его, и пожрет чертоги Иерусалима и не потухнет» (гл. 17). Угрозы и увещания пророка не только остались без всякого действия на слушателей, но даже имели следствием злоумышление против него. И сказали они: «пойдем, посоветуемся о мерах против Иеремии; ибо не исчез же закон у священника, и совет у мудреца. и слово у пророка; пойдем сразим его языком! и не будем внимания обращать на все слова его». Посему пророк в сильнейших выражениях жалуется на своих врагов и призывает на них мщение Боже. «Внемли мне, о Иегова, и услышь голос моих противников! платят ли злом за добро? а они роют яму душе моей. Вспомни, что я стою пред лицом Твоим, чтоб говорить о них доброе, чтоб отклонять от них гнев Твой. Итак предай сынов их голоду, и низложи их мечом; пусть жены их останутся бездетными вдовами и мужья их поражены будут смертью , юноши их умерщвлены мечом на войне. Ты, Иегова, знаешь весь совет их на меня к смерти; не закрой вины их, И греха их не изгладь пред лицом Твоим» 16 5) (гл. 18.). В другое время пророк покупает кувшин у горшечника, и, вышедши на долину сынов Енномовых 17 , при старейшинах народа и старейшинах священнических разбивает кувшин, и говорить: «как сокрушен горшечников сосуд, которого уже не можно починить: так Иегова воинств сокрушит народ сей и город сей. Вот, Он ведет зло на место сие, о котором кто ни услышит, у того зазвенит в ушах. Вот приходят дни, когда место сие не будут уже называть долиною сынов Енномовых, но долиною убиения. И отниму рассудок у Иудеи и Иерусалима на месте сем, и сражу их мечом пред лицом врагов их; и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным. И сделаю город сей предметом ужаса и посмеяния. И плоть друг друга будут есть, находясь в тесноте и осаде, когда стеснят их враги их» (гл. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Глава 22 1–14. Пророчество об Иерусалиме. 15–25. Пророчество о царедворцах Севне и Елиакиме. Ис.22:1–14 . Пророк возвещает Иерусалиму грозный суд Божий. Город некому охранять – иудейская армия разбита и враги угрожают уже столице Иудейского царства. Жители Иерусалима, однако, организуют защиту города, не желая обратиться за помощью к Всевышнему, Который, собственно, и послал на них это грозное испытание. Другие же совершенно отчаялись во всяком спасении и проводят время в безумных пиршествах. Это ожесточение иудеев не будет им прощено Господом! Ис.22:1 . Пророче­с­т­во о долине виде­ния. – Что с тобою, что ты весь взошел на кровли? «Долина видения». Как видно из 9 и 10 ст., здесь пророк имеет в виду Иерусалим. Долиной (точнее: котловиной) он назван потому, что окружен высокими горами ( Пс.124:2 ; ср. Иер.21:13 ). «Видения». Это слово обозначает Иерусалим как место, где пророк имел видения или откровения от Бога. «Взошел на кровли». Очевидно, в то время, какое имеет в виду пророк, на ближайших к Иерусалиму горах уже показывались отряды вражеских войск (ассирийских), направлявшиеся в южную Иудею ( 4Цар.18:13, 14 ). Ис.22:2 . Город шумный, волну­ю­щийся, город лику­ю­щий! Поражен­ные твои не мечом убиты и не в битве умерли; Ис.22:3 . все вожди твои бежали вместе, но были связаны стрелками; все найден­ные у тебя связаны вместе, как ни далеко бежали. «Ликующий» – в переводе с евр. «полный безумного вопля». Это указывает на панику, охватившую жителей Иерусалима. «Не в битве умерли», т. е. не легли с честью на поле брани, но, как видно из 3-го стиха, бежали с поля битвы и были захвачены врагами, которые и предали их жестокой казни. «Стрелками» – в переводе с евр. «без помощи лука», т. е. врагам не пришлось даже, при взятии бежавших иудеев, употреблять в дело оружие – так те были поражены ужасом! «Найденные» – правильнее переводить, как и у LXX, «воины твои». 22 Ис.22:4 . Потому говорю: оставьте меня, я буду плакать горько; не усиливайтесь утешать меня в разо­ре­нии дочери народа моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XV. Ст. 1. Бремя Моава; ибо ночью опустошен Ар, Моав умолк; ибо ночью разрушена стена, Моав умолк. О бремени и тяжести пусть будет достаточно сказать один раз. Кратко отмечаю лишь то, что бремя всегда сопровождается печальным, а в видении высказывается или тотчас же радостное, или после печального радостное. Моав есть Аравийская область, в которой был Валав сын Веора ( Числ. 22 ), приведший из Месопотамии прорицателя Валаама, чтобы он проклял Израиля, где народ и предался служению Веельфегору (там же гл. 25). Столица этой области есть город Ар, который теперь из соединения еврейского слова с греческим называется Арсополис, а не потому, как некоторые думают, что это есть город ρεος, т. е. Марса. А как он был знаменит, об этом свидетельствует Иеремия, говоря: «нет более ликования в Моаве» и еще: «ты полагался на укрепления твои и на сокровища твои»; и еще: «плодороден был Моав от юности своей, и сидел на дрожжах своих, и не переливался из сосуда в сосуд, и в переселение не ходил, и оттого оставался вкус его в нем, и запах его не изменялся». И в другом месте: «каким образом переломлен жезл сильный, трость славная»? и немного ниже: «слышали мы о гордости Моава, он горд чрезмерно. Высокомерие, и надменность, и гордость, и возношение сердца его Я знаю, говорит Господь, и дерзость его» ( Иер. 48:2, 7, 11, 25, 29, 30 ). Следовательно как против Вавилона и Филистимлян пророк предсказывал, что они будут угнетать народ Иудейский, так теперь предсказывается разорение Моавитян, т. е. Аравии Ассириянами и Вавилонянами. Ибо они были опустошены тем и другим народом в то время, когда Сеннахериб отвел в плен Израиля, и когда Навуходоносор разрушил Иерусалим ( 4Цар. 17 и 25). Ибо Моав, по случаю нашествия на Ефрема и Иуду того и другого врага, радовался, как говорит Иеремия: «ударит рукою Моав в блевотине своей, и сам будет посмеянием. Не был ли в посмеянии у тебя Израиль, как будто между ворами ты поймал его» ( Иер. 68:26–28 ). Итак за слова твои, какие ты сказал против него, ты будешь отведен в плен. А слова: ночью опустошен Ар, Моав умолк составляют приличное начало поругания, что опустошен был в темноте тот, который от кровосмешения отца был зачат ночью; если только под ночью мы не должны разуметь силы ужаса, и если нельзя думать, что так как он надеялся на стены, то был побежден хитростью и подкопами. Я слышал от одного Ареополитанца, что подтверждает и самый город, – что великим землетрясением, бывшим во время моего детства 23 , когда во всем мире моря вышли из берегов, в ту же ночь пали стены и этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Господь делает внушение всем, убеждая их не искать первенства. В ответ на проявленное ими честолюбие Господь учит их, что основное правило нравственности членов Его Царства, в отличие от царств земных, — это смирение и самоотвержение. Как на пример такого смирения и самоотвержения Господь указывает Апостолам, на Самого Себя: Он пришел не для того, чтобы «Ему служили»;»но чтобы послужить, и отдать душу Свою для искупления многих.» «Многие» названы здесь вместо «всех.» Все люди находились в духовном рабстве диавола и работали греху. Чтобы освободить их, необходим был выкуп (по греч. «литрон»). Господь и дал этот выкуп, искупление («апалитросин»), ценою Своих крестных страданий и смерти. Исцеление Иерихонских слепцов (Матф. 20:29-34; Марк. 10:46-52; Луки 18 35-43). Иерихон был большой в то время иудейский город в 20 верстах к северо-востоку от Иерусалима и в 7 верстах к западу от Иордана, город важный по историческим воспоминаниям. Недалеко от него евреи чудесно перешли через Иордан, когда шли из Египта (Нав. 3:16). Это был первый, чудесно взятый евреями город (Нав 6:20). Здесь были потом пророческие училища (4 Цар. 2:5), здесь пророк Елисей совершил чудо, усладив горькие воды (4 Цар. 2:21). Окрестности отличались роскошной растительностью и превосходным климатом, но далее, по дороге к Иерусалиму лежала скалистая мрачная пустыня, в которой обитали дикие звери и разбойники. Когда Господь выходил из Иерихона, шествуя обычной для иудеев дорогой из Галилеи через заиордансткую область Перею, «за Ним следовало множество народа,» подобно Ему шедшего в Иерусалим на праздник Пасхи. Сидевшие при дороге и просившие милостыню слепцы начали кричать: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» Это восклицание свидетельствовало о живой вере их в Иисуса Христа, как в Мессию. Народ заставлял их молчать, чтобы они не беспокоили Иисуса Христа, вероятно потому, что Господь в это время говорил какое-то поучение народу. Господь спросил их, чего они хотят от Него, и получив ответ: «чтобы открылись глаза наши,» прикоснувшись к очам их, исцелил их от слепоты, после чего они пошли за Ним.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

до P. X.) город дважды был захвачен филистимлянами – факт, не отмеченный в Библии. Вторая эпоха процветания города относится к периоду Объединенного Царства. После раздела Иудеи и Израиля, царь Иеровоам пытался использовать древнее святилище Вефиля для создания культа, альтернативного по отношению к Иерусалимскому Храму. Он воздвиг храм и алтарь с золотым тельцом, установил новый порядок священства и новые праздники, которые должны были праздноваться отделившимися от Иерусалима иудеями. «И посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане» (3 Цар. 12:28–29). В Вефиле бывали пророки Илия и Елисей. Обличение культа, введенного Иеровоамом, содержится в книгах пророков Амоса, Осии и Иеремии. Но разрушено святилище было только царем Иосией (4 Цар. 23:15), который вторгся в Израиль и захватил все места жертвоприношений, добившись полной централизации иудейского богослужения в Иерусалиме. С этого времени Вефиль утратил значение религиозного центра. Как город, он продолжал существовать в эллинистический период. В 69 г. н. э. он был захвачен Веспасианом, а вскоре отстроен заново по римскому образцу. В византийское время на месте, где видел Иаков во сне свою лествицу (в христианской литургической поэзии и иконографии – один из прообразов Богородицы), был построен храм. На 38-м км Наблусского шоссе повернем вправо и сразу затем влево, чтобы достичь Селуна – древнего Силома, раскопанного недавно археологами. ...Груды камней, без следа каких-либо построек, на небольшом холме – все, что осталось от первого храма Бога Израилева. Когда-то, в XII в. до P. X., здесь находился Ковчег Завета. О пребывании Ковчега в Силоме подробно рассказывается в «Третьей книге Царств», в связи с историей пророка Самуила. Раскопки обнаружили следы поселения, существовавшего на этом месте и разрушенного еще в XVII-XVI вв. до P. X. Древний утрамбованный вал 25-метровой длины, перед массивной стеной, во многом определяет форму поселения. Кем и когда был разрушен город, мы не знаем, но еще более загадочно его назначение. Раскопки не выявили никаких следов жилья! Похоже, Силом с самого начала был чисто культовым центром. Сакральное значение сохранил он и в последующие века, вот почему израильтяне избрали это место для своего главного святилища. «Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания, ибо земля была покорена ими» (Иис. Нав. 18:1). Построенный храм (скиния) с пребывавшим в нем Ковчегом Завета стал местом ежегодного всенародного паломничества. Религиозная жизнь в Силоме продолжалась до 1050 г. до P. X., когда филистимляне захватили и разрушили его, а Ковчег Завета перенесли в Авен-Езер, а затем в Азот (современный Ашдот).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Дорога вдоль Средиземного моря  ведёт в город Кейсарию - столицу римской провинции Сирия. Там жили прокураторы Иудеи, в Иерусалиме они бывали лишь несколько раз в году во время трёх больших иудейских праздников. Кейсария была построена Иродом Великим и названа в честь римского кесаря. Сейчас  в этом собрании римских, византийских и средневековых развалин трудно увидеть то великолепие, которым когда - то поражал этот эллинистический город. Ирод Великий строил  много и красиво и был умелым политиком и хорошим администратором, хотя народ его не любил за жестокость и союз с римлянами. Одержимый властолюбием, он не щадил не только младенцев в Вифлееме и окрестностях, но и своих жён и детей. Когда в Риме услышали об убийстве Иродом своего сына, то император, зная, что иудеи не едят свинину, заметил, что безопаснее быть свиньёй Ирода, чем его сыном. Напрашивается историческая аналогия с одним правителем нашего недавнего прошлого, он тоже обладал безупречным архитектурным вкусом, был прекрасным администратором и восточным деспотом, наполнившим страну доносами и лагерями. На берегу моря стоял дворец Ирода, в котором находилась тюрьма, где два года провёл апостол Павел. Сейчас трудно сказать наверняка, где именно было это помещение, здания разрушились, береговая линия изменилась, хорошо сохранился лишь огромный амфитеатр тех времён.     Из Кейсарии мы оправились на гору Кармель, туда, где подвизался пророк Илия, дальше в Хайфу, крупный промышленный центр страны, а потом через Канну Галилейскую в Назарет, где жила Дева Мария с Иосифом обручником, и наш Господь до Своего выхода на проповедь Евангелия как пишет об этом евангелист Матфей:   Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется. (Мф. 2: 22-23).                  Назарет - самый христианский город Израиля. Христиан там 31% , а выходной день – воскресенье.

http://radonezh.ru/analytics/zemlya-gde-...

Древность сооружений свидетельствуется строительной техникой, в которой они выполнены. Хотя пруды не упоминаются впрямую в Священном Писании , историки считают, что именно о них говорит Соломон в автобиографическом отрывке из Екклезиаста: «Я предпринял большие дела: построил себе дома, посадил виноградники, устроил сады и рощи, сделал себе водоемы для орошения деревьев» (см. Еккл. 2, 4–6 ). Комментаторы Иосифа Флавия отождествляют Пруды Соломона с описанным в «Иудейских древностях» местечком Ифам, представляющим благодаря своим садам и обилию влаги в одинаковой мере приятный и плодородный уголок. «Местечко это, – пишет далее Иосиф, – служило целью утренних поездок царя, когда тот обыкновенно на заре выезжал на своей колеснице в белом одеянии и сам правил лошадьми, а всадники, цветущие юноши, которые ежедневно посыпали себе волосы золотым песком, так что головы их сияли золотом в лучах солнца, с луками в руках окружали царя» (Иудейские древности. Кн. VIII, гл. 7). И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною. ...И оглянулся я на все дела мои... и на труд, которым трудился... и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем ( Еккл. 2, 9–11 ). Этот грустный вывод делает мудрый царь после перечисления своих хозяйственных достижений. Но вопреки скептицизму и разочарованию водоемы устроенные им, существуют и поныне. Город Патриархов, один из древнейших в Святой Земле, одинаково почитаемый христианами, иудеями и мусульманами, Хеврон и сегодня важный центр в жизни Палестинской Национальной Администрации. Типичный город Горной Иудеи (950 м над уровнем моря), он сохранил вполне традиционный характер древних палестинских городов – с террасными садами, каменными подслеповатыми домами и крутыми узкими улочками, – о которых Господь сказал в Евангелии: «Не может укрыться город на верху горы» (см. Мф. 5, 14 ). Как показывают раскопки, поселение существовало здесь уже в третьем тысячелетии до Р.Х. Впервые это место упоминается в Библии в связи с историей праотца Авраама. Точнее еще, Аврама («Аврам» – означает «отец многих», Авраам – «отец многих народов»). И поднялся Аврам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было... И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу ( Быт. 13, 1, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Дух безумного увлечения наконец охватил и большую часть народа, по крайней мере в столице. Иеремия, с своими мрачными предчувствиями и пророчествами касательно исхода этого шага, стоял совершенно в стороне. Даже его собственные единомышленники, верные приверженцы Иеговы, твердо держались уверенности, что Иерусалим – город Божий, и храм не может погибнуть, что враг, как бы ни многочисленно было его войско, не в состоянии будет покорить их. Даже соседние страны, по-видимому, считали Иерусалим обеспеченным против военного бедствия и разрушения. «Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы враг и неприятель вошел во врата Иерусалима» ( Плч. 4:12 ). Иудейская столица, в течение пятисотлетнего своего существования хотя и подвергалась взятию со стороны неприятелей (как напр. Сусакима), однако же постоянно оставалась невредимою; этот факт мог служить для ее жителей признаком ее несокрушимости. Кроме того, многие пророки восхваляли ее как святой город убежища, который мог давать своим жителям опору и защиту под своими материнскими крыльями во всякой беде. Пророк Иоиль, возвещавший страшный день Господень для грешников и преступников, обещал, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» ( Иоил. 2:32 ). И пророк Исаия высказывал то же самое обетование, говоря, что когда Господь омоет скверну дочерей Сиона, то над всеми чтимыми святынями св. города будет покров: «и будет шатер для осенения днем от зноя, и для убежища и защиты от непогоды и огня» ( Ис. 4:4–6 ). Не удивительно в виду всего этого, что военная партия находилась в весьма бодром настроении, и была уверена, что отпадете от Навуходоносора не повлечет за собою никаких бедствий. Иазания, Фалтия и другие князья народа, стремившиеся к отпадению, уверенно и резко говорили: «еще не близко, будем строить домы; он (город) – котел, а мы мясо», которые не отделить друг от друга ( Иез. 11:1, 2 ). Конечно, вожди народа при этом не теряли времени и для военных приготовлений, старались придать стенам Иерусалима большую способность к сопротивлению, собрать военные средства и снабдить его необходимыми запасами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ему не могло быть неизвестно, что восстание Иуды Галилеянина, о котором он говорит, было именно вследствие окончательного соединения Иудеи с Римским государством, и, следовательно, спустя значительное время после смерти Ирода. В Евангелии же, упоминая о переписи, он ясно говорит, что она была еще при жизни Ирода. Во-вторых, из Лк.23:6–9 ясно видно также, что евангелисту Луке в точности известно было и позднейшее разделение между Иудеею и Галилеею, между тем в рассматриваемом месте его Евангелия ( Лк.3:1–5 ) Иудея и Галилея представляются еще как единая монархия или царство, находящееся под властью одного Ирода. В виду этих уже двух ясных фактов всякое обвинение в незнании или смешении евангелистом исторических событий отпадает само собою; а отсюда само собою следует и то, что, следовательно, и встречаемые нами трудности в истолковании 2-го стиха 2 гл. его Евангелия заключаются в недостатке наших нынешних сведений различных обстоятельств из истории Иудеи, а отнюдь не в тех или других мнимых погрешностях священного историка. Лк.2:3–4 . И пойти все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. Возражают, что будто бы, согласно римским обычаям ведения переписи, Иосифу и Марии не было никакой нужды отправляться для записи в свой отечественный город, так как запись эта могла быть сделана в самом месте их жительства, т.е. в Назарете. Но о каком-либо строгом проведении римских обычаев здесь не может быть, как уже сказано, речи. Напротив, повеем данным видно, что в настоящем случае, в виду сохранявшейся еще относительной независимости Иудейского государства, особенности общественного строя и духа его были приняты в полное внимание римским правительством. Производство переписи было облечено совершенно в иудейские формы, то есть применительно к существовавшему делению его на колена и фамилии или роды. Производство ее в такой форме представлялось к тому же действительно удобным, так как большая часть колен и родов продолжали еще жить в своих родовых участках; для тех же из них, которые жили в других местах, весьма важно было восстановить порванные связи, от которых зависели наследственные и другие права.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Епископ наложил на свою паству трехдневный пост. -Не убоимся наглого супостата, - сказал он, - но все упование возложим на Господа Бога. Христиане, заполнив храмы, слезно умоляли Спасителя и угодников Божиих избавить их от смертельной опасности. Накануне решительного штурма епископу явился Архистратиг Божий Михаил. -Смело выходите из города и атакуйте супостата! - сказал он. - Я буду с вами! Как только открылись городские ворота и воины-христиане выступили на врага, раздался страшный гром, засверкали ослепительные молнии; огненные стрелы в одну секунду поразили более шестисот воинов-язычников. Остаток войска обратился в паническое бегство. Христиане преследовали врагов, восвояси вернулись лишь жалкие остатки. Вот еще одно свидетельство. Это произошло во времена благочестивого царя Иудейского Езекии (II-й век до Рождества Христова). Ассирийский царь Сеннахерим вторгся в его владения и стал у стен Иерусалима. Положение было отчаянное; всем были известны дикие бесчеловечные нравы подступившего врага. Езекия обратился к Господу с молитвой: «Господи, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня. И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас из руки его (Сеннахерима), и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один» (4 Цар. 19, 15-16; 19). Вот что ответил Господь Своему верному рабу: «Не войдет он (Сеннахерим) в сей город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 19, 32-34). По повелению Господа Архангел Михаил вошел ночью в ассирийский стан и поразил сто восемьдесят пять тысяч (!) воинов. Сеннахерим, увидев случившееся, пришел в неописуемый ужас и стремительно бежал прочь. Архистратиг Божий Михаил может и ныне, как и много веков назад, прийти на помощь тем, кто его призывает. Богобоязненный царь Езекия молился один, а нас, православных христиан, тысячи и тысячи. Усердно, как и он, помолимся архистратигу Михаилу, чтобы он огненным мечем поразил не 185 тысяч бандеро-нацистских вояк, которые подняли гордые главы против России, а 285 тысяч. И как только это произойдет, сатанинский украинский режим сразу поймет, что с нами Бог, и не стоит идти против рожна.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/02/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010