Иерусалим Город Иерусалим – один из древнейших городов мира. За 2000 лет до пришествия Спасителя он именовался Салимом и имел своего царя, Мелхиседека (Быт 14, 18). Здесь, у подножия горы Мориа, праотец Авраам готов был принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака (Быт 22, 1–13). Спустя века недалеко от этого места, на горе Голгофе, Сын Божий принес Себя в Жертву за грехи мира… Старый Город Старый город, заключенный в стены из белого иерусалимского камня, примерно соответствует размерам и границам того Иерусалима, в котором бывал Иисус Христос… Храм Воскресения Христова Камень Помазания Евангелие от Иоанна 19, 38–42 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. Из службы Великого Пятка Тропарь, глас 2 Благообразный Иосиф,/с древа снем Пречистое Тело Твое,/плащаницею чистою обвив//и, вонями во гробе нове покрыв, положи. Старый город, заключенный в стены из белого иерусалимского камня, примерно соответствует размерам и границам того Иерусалима, в котором бывал Иисус Христос… Камень Помазания, покрытый мрамором, находится в притворе храма Гроба Господня. На нем было положено снятое с Креста Тело Спасителя для умащения Его ароматами перед погребением. Здесь Пречистая Дева оплакала Своего Божественного Сына. Стихира, глас 5 Тебе, одеющагося светом, яко ризою,/снем Иосиф с Древа с Никодимом/и, видев мертва нага непогребена,/благосердный плач восприим, рыдая глаголаше:/увы мне, сладчайший Иисусе,/Егоже вмале солнце на Кресте висяща узрев,/мраком облагашеся,/и земля страхом колебашеся,/и раздирашеся церковная завеса,/но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть./ Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию?/ Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу?/ Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре?/ Величаю страсти Твоя,/песнословлю и погребение Твое со воскресением,//зовый: Господи, слава Тебе. Живоносный Гроб Господень

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Кадес или Кадес-Варни, город в пустыне Син; близ этого города умерла сестра Моисея Мариам ( Чис.20:1 ). Цевоим , город, в котором колено Вениаминово жило по возвращении из плена ( Неем.11:34 ). Ароир , город на дороге из Петры в Газу. Давид послал этому городу часть из добычи, отнятой им у Амаликитян ( 1Цар.30:28 ). § 31. Страна Филистимская В первом разделе земли Ханаанской между коленами Израильскими страна Филистимская была отдана колену Иудину ( Нав.15:45 ); но Израильтяне не могли завладеть этой страной долгое время и, напротив, сами часто были притесняемы Филистимлянами. Города Филистимлян: Иамния , на берегу Средиземного моря. Озия, царь Иудейский, взял этот город у Филистимлян ( 2Пар.26:6 ). Впоследствии Иуда Маккавей сжег гавань Иамнии за то, что жители хотели избить находившихся между ними Иудеев, как поступили перед тем жители Иоппии. «Он напал ночью на Иамнитян, и зажег пристань с кораблями, так что пламя видно было в Иерусалиме за двести сорок стадий» ( 2Мак.12:3–9 ). Аккарон , близ моря. В Аккарон Охозия посылал послов спросить у Веелзевула, божества Аккаронского, выздоровеет ли он от своей болезни ( 4Цар.1:2 ). Пророк Илия встретил посланных и сказал им, что Охозия умрет за то, что, оставив Бота Израилева, обратился к Веелзевулу ( 4Цар.1:4 ). Впоследствии Аккарон, со всею областью его, был подарен в наследственное владение Ионафану Маккавею Александром Валою ( 1Мак.10:89 ). Аккарон во многих местах Св. Писания называется Екроном: «Екрон искоренится» ( Соф.2:5 ); «от Сихора, что пред Египтом, до пределов Екрона» ( Нав.13:3 ). Азот , близ моря. В Азоте был поставлен Филистимлянами ковчег завета в капище Дагона ( 1Цар.5:2 ). На другой день Азотяне увидели, что Дагон лежит лицом своим к земле пред ковчегом завета. Они поставили Дагона на свое место, но на следующий день нашли его разбитого на куски: голова, руки и ноги были отсечены, оставалось только туловище. Наконец рука Господня отяготела над Азотянами: Господь поразил их мучительными болезнями ( 1Цар.5:3–6 ), и они отправили ковчег завета в Геф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На высокой горе Израилевой посажу Я ее, и пустит она ветви, и принесет плод, и сделается кедром величавым, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево делаю низким, а низкое дерево — высоким, зеленеющее дерево — иссохшим, а сухое дерево — цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю». В Книге Даниила 4:7–24 образ великого древа применен к земному царству Валтасара, но и тут для характеристики древа (с явственными чертами т. н. мирового древа как общечеловеческого мифопоэтического архетипа) весьма важно, что «в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (4:9). 5:1  Гераса  — город, расположенный на расстоянии не менее чем Двухдневного пути от Генисаретского озера. Мт 8:28 («И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем») упоминает в том же контексте вместо Герасы Гадару, отстоящую от озера на расстояние двухчасового пути. Скорее всего, оба топонима явились в результате легкого искажения рукописной (или еще изустной) традиции как субституты третьего, весьма схожего по звучанию и написанию, но менее известного топонима, называемого т. н. александрийской версией текста: Гергеса. Это место идеально подходит к сцене, рисуемой обоими Евангелистами: оно лежит у юго-восточного берега Генисаретского озера, с крутым спуском к воде. Ср. G. Dalman, Orte und Wege Jesu, 3. Aufg., Frankfurt a. M., 1924, S. 190–193; E. Schurer, Geschichte des judischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Nachdruck, Hildesheim, 1964, Bd. II, S. 177–189. Из древних толкователей та же точка зрения энергично выражена у Оригена (In Ioann. VI, 41): «Гераса — город аравийский, не имеющий поблизости от себя ни моря, ни озера […], Гадара — город иудейский, […] но вот Гергеса, по которой именуются гергесяне, — старинный город возле того озера, что ныне называется Тивериадским, и от нее крутой спуск к озеру».

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

Опять было слово Господне к Ионе, идти и проповедать покаяние в Ниневию, и повиновался Пророк; он явился на стогнах и возвестил, что через три дня погибнет город. – Уверовали в Бога люди Ниневийские, от мала до велика, все наложили на себя пост, и сам Царь восстал с престола, облекся во вретище и сел на пепле; он велел провозгласить, чрез вельмож своих, чтобы все строго соблюдали пост, и даже лишали пищи домашний скот. Весь народ единодушно возопил к Богу, и каждый человек возвратился с неправого пути своего, говоря сам в себе: «кто знает, быть может, сжалится над нами и умолен будет Господь, отложит гнев свой, и мы не погибнем!» – увидел Господь общее раскаяние и помиловал Ниневию. Опечалился Иона, и в смущении духа возроптал: «о Господи, не говорил ли я все сие, будучи еще в стране моей? Для того и хотел я бежать в Фарсис, потому что знал, сколько Ты щедр, долготерпелив и милостив, и каешься о злобах человеческих! И ныне, владыко мой Господи, прими душу мою, потому что для меня лучше умереть, нежели жить!» Иона вышел из города, и устроив себе кущу, сел против Ниневии, чтобы видеть, чем кончится её судьба. Господь велел тыкве внезапно возрасти над головой Пророка, чтобы укрыть его от зноя, и обрадовался прохладе Иона; но наутро послал Бог червя, подточить тыкву, и она иссохла также скоро, как и расцвела, а между тем поднялся знойный ветер и лучи солнечные опалили лишенного тени. Малодушествовал Иона и опять, в смятении духа, воскликнул: «лучше мне умереть, нежели жить!» – Тогда Господь спросил своего Пророка: «не слишком ли опечалился он о растении?» и услышав ответ его: «опечалился даже до смерти,» обличил малодушие, кроткой речью, в которой обнаружился промысел всеблагого Творца о своей твари: «вот ты огорчился за растение, над которым не трудился, ибо в одну ночь оно возникло и в одну ночь погибло; как же мне не пощадить Ниневию, город великий, в котором более ста двадцати тысяч живущих, не различающих своей правой руки от левой?» Во дни того же Иеровоама, Царя Израильского, и Озии Иудейского, призвал Пророка Господь, из числа пасущих стада, как сам о себе свидетельствует Амос: «я не был Пророк, ни сын пророческий, но был пастырь и собирал ягоды. Господь взял меня от овец и сказал: иди и прореки на людей моих Израиля.» Таково звание Божие, избирающее орудия, которые кажутся презренными в мире, но совершают дивное. Хотя местом рождения Амоса был город Иудейский Фекуа, однако местом проповеди его было царство Израильское, и преимущественно город Вефиль, где поставлен был, в соблазн всему городу и царству, златой телец, первым Иеровоамом; там терпел горькие обиды Пророк, от жреца идольского Амасии, который доложил о нем Царю, что не может земля понести слово его. Явно порицал он идолослужение, гнусное кровосмещение, наглые обманы и несправедливость в судах, бесчеловечное утеснение бедных, и непомерную роскошь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Точно так же еванг. Марк поступил, повествуя о исцелении бесноватого отрока ( Мк.5:2 и далее). Некоторые думают и так, – что Господь и исцелил двух различных слепцов, – одного при входе в Иерусалим, а другого при выходе оттуда (Воскр. чт. 30 г.). Мк.10:46 . Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Во Иерихон. Иерихон, это – во времена Христовы был большой Иудейский город. Он находится в 20-ти верстах к северо-востоку от Иерусалима и 7-ми к западу от р. Иордана. Это был тот город, недалеко от которого Евреи чудесно перешли Иордан, вступая в землю Обетованную ( Нав.3:16–17 ); Иерихон первым, тоже чудесно, был взят Евреями при завоевании сей земли ( Нав.6:20 ); в Иерихоне были училища пророческие во времена царей ( 4Цар.2:5 ). Так как этот город стоял на равнине, окруженной возвышающимися одна над другой горами, то окрестности его были очень прекрасны, растительность роскошная, климат превосходный. От Иерихона до Иерусалима лежала пустыня, скалистая и мрачная, наполненная зверями и разбойниками, делавшими путь во св. город небезопасным, почему путешественники отправлялись туда караванами. В настоящее время Иерихон представляет собой небольшую и бедную арабскую деревню – Риху. Со множеством народа (народу многу). Иисуса Христа постоянно окружало множество народа, особенно же теперь, когда приближался праздник Пасхи, и в Иерусалим на праздник Пасхи собиралось бесчисленное множество богомольцев. Сын Давидов, то же, что Мессия, так как Иисус Христос Мессия, по человечеству, происходил из рода Давида, царя Еврейского ( Мф.1:1 ). Мк.10:47 . Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Помилуй мя, т.е. смилуйся, сжалься надо мной. Из этого восклицания видно, что слепец, слыша об Иисусе из рассказов других, уверовал в Него, как в обетованного великого потомка Давидова, Мессию; веровал и в то, что Он может исцелить его Своей божественной силой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

12. И пожжетъ огнемъ домы богвъ ихъ, и пожжетъ , и преселитъ , и покрыетъ землю Егпетскю, коже покрываетс пастхъ ризою своею: и изыдетъ тд с миромъ: 12. И зажгу огонь в капищах богов Египтян; и он сожжет оныя, а их пленит, и оденется в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою, и выйдет оттуда спокойно. 13. И сокршитъ столпы ) иже в Егпт, и домы богвъ Егпетскихъ пожжетъ огнемъ. ) солнечнаг града, 13. И сокрушит статуи в Бефсамисе, что в земле Египетской, и капища богов Египетских сожжет огнем.  – И пожжетъ огнемъ домы богвъ ихъ (ср. примеч.) …и преселитъ . Религиозная святыня народа служила для него средоточием единения; и потому гражданские властители народов заботились об утверждении таких святынь в месте своего пребывания. Припомним Давида, перенесшего ковчег завета в Сионскую крепость, между тем как этот же ковчег стоял в последние дни жизни Иисуса Навина в Силоме, городе Ефремова колена, из которого происходил Иисус. Припомним историю отделения израильского царства от иудейского, сопровождавшуюся устройством в первом особых святынь, которые заменили бы для израильтян храм Соломонов ( 3Цар. 12:26  и сл.). Вот почему завоеватели, лишая народы государственной независимости, в тоже время разрушали и его святыни, или, уводя их в плен, переносили туда же и их богов (ср. Ос. 10:5, 6 ; Мих. 1:7 ; Иер. 48:7, 49:3, 50:2 ). Предсказывая Египту падение его государственной независимости в лице его фараона, пророк угрожает также разрушением его храмов и перенесением его богов – этого центра народного тяготения – в чужую землю. Падение государственной независимости египтян будет полное. И сокршитъ столпы иже во Егпт. Город Илиополь (λιοπολις=город солнца) в евр. тексте называется Бет-шемеш (Бефсамис=также город солнца). Слова «иже во Египте» прибавлены с целию отличить Бефсамис египетский от Бефсамиса иудейского ( Нав. 21:16 ; 1Цар. 6:12 ; 3Цар. 4:9  и др.). «Столпами» называются здесь обелиски в честь бога солнца, из которых один в Илиополе сохранился доныне. И оденется в землю Египетскую, как пастух надевает на себя одежду свою=будет распоряжаться в Египте так же легко и удобно, как распоряжаются безспорною собственностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

3Цар.9:18 .  и Ваалаф и Фадмор в пустыне, «Ваалаф» – в Дановом колене ( Нав.19:44 ) недалеко от Газера и Вефорона (ср. И. Флав. Иудейские Древн. VII, 6, 1). «Фадмор» (Thadmor, LXX: Θωμθ, Onomastic. 515: по Евсевию: Θερμθ; по блаж. Иерониму: Thermoth) – по предположению, «большой богатый город между Ефратом и Дамаском» (Кейль), в горах Ливанских, нынешний Баальбек (И. Флав. Иудейские Древн. VII, 6, 1). В пользу этого предположения может говорить то обстоятельство, что в ketib масоретского текста имя Фадмор написано: Тамар (собств. пальма): Пальмира-Баальбек. Но в параллельном месте ( 2Пар. 8:4 ) имеется Thadmor, так читают древние переводы и массоретское qeri 9 в кодд. 30, 113, 115, 246, 249, 251. Главное же, что не позволяет здесь видеть Пальмиру или Баальбек, сирийский город, состоит в том, что Соломон не мог владеть этим городом по отдаленности его местоположения от границы его владений. Вероятнее поэтому «Фадмор в пустыне» искать на юге царства Соломонова, тем более, что у пророка Иезекииля ( Иез.47:19,48:28 ) город этого имени назван в числе южных пограничных городов Палестины. 3Цар.9:19 .  и все города для запасов, которые были у Соломона, и города для колесниц, и города для конницы и все то, что Соломон хотел построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле своего владения. «Города для запасов» – вроде египетских Пифома и Раамсеса ( Исх.1:11 ; ср. 2Пар.8:4,17:12 ), где были хлебные склады или магазины ( 2Пар.16:4 ); «города для колесниц, и города для конницы»: конница и колесницы Соломона были размещены по разным городам, жители которых содержали конницу и хранили колесницы ( 3Цар.4:26,10:26 ). 3Цар.9:20 .  Весь народ, оставшийся от Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Хананеев,] Евеев, Иевусеев и [Гергесеев], которые были не из сынов Израилевых, 3Цар.9:21 .  детей их, оставшихся после них на земле, которых сыны Израилевы не могли истребить, Соломон сделал оброчными работниками до сего дня. 3Цар.9:22 .  Сынов же Израилевых Соломон не делал работниками, но они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу Молитесь, т. е. просите, чтобы Господь облегчил тяжесть бедствия Своею милостью, чтобы, напр., не случилось бегство ваше зимою (в зиме), когда обыкновенно бывают дожди и непогода, которые могут увеличить страдания спасающихся бегством, или в субботу, так как закон запрещает Иудеям дальний путь в этот день, даже и в крайних случаях ( Исх. 16:29 ), а дозволяет им проходить только около версты или 2000 шагов, каковое пространство называлось у них субботним путем ( Деян. 1:12 ). Молитесь. В лице апостолов Господь говорит это Иудеям, потому что апостолы прежде бедствий вышли из Иерусалима (Феоф.). 21. Бдетъ бо тогда скорбь коваже не была начала досел, ниж имать быти. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет Так действительно и было при разрушении Иерусалима. Иудейский писатель, очевидец событий, Иосиф Флавий, свидетельствует, что тогда погибло Иудеев более миллиона. Такое, повидимому, невероятное множество погибших объясняется тем, что осада Иерусалима началась во время праздника Пасхи, когда собиралось в Иерусалим до 2 миллионов, кроме женщин и детей (Мих.). Римские воины, ворвавшись в город, умерщвляли без различия всех, кого только встречали, и беспощадно жгли дома с их жителями. А иные дома они находили уже полные трупами умерших от голода. От голода Иудеи ели то, к чему отказывались прикасаться неразборчивые в пище животные, ели и трупы умерших людей. Город до такой степени был наполнен кровию, что во многих местах пламя пожара потухало от неё. Множество Иудеев было распято римскими воинами на крестах, так что не доставало места около Иерусалима для постановления крестов и самых крестов для распинаемых. Многие умирали еще от открывшейся в городе язвы. Затем Иудеи, лишенные отечества, рассеяны были по всему свету. Так и исполнилось высказанное Иудеями заклятие: кровь Его (И. Хр.) на нас и на детях наших (27:25). Так наказан был народ Иудейский за отвержение Мессии! Так погиб их славный город Иерусалим с великолепным храмом в нем! Но что же теперь Иудеи? Они доселе тщетно продолжают устремлять свой взор к Иерусалиму и ждать обетованного Мессии...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Псалом 47 Как велик Господь в своем царственном городе, которого Он Защитник (2–4)! Собрались враги, но погибли, как погибли и корабли Фарсийские (5–8). Мы сами видели одно из чудес, о которых слышали от наших предков; мы полны благоговения пред Тобою (9–11). Пусть радуются все города иудейские. Пусть осмотрят Иерусалим, спасенный Богом от врагов и неповрежденный. Этот – Бог наш на веки и веки (12–15). Пс.47:3 .  Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя. Гора Сион – прекрасная возвышенность, потому что на северной ее стороне расположен город великого Царя, т. е. город Иерусалим, где находится храм, а в нем – сам Господь. Пс.47:4 .  Бог в жилищах его ведом, как заступник: Все жилища этого города находятся под защитой Господа и в них (жилищах) знают, что Он – их Заступник. Пс.47:8 .  восточным ветром Ты сокрушил Фарсийские корабли. После гибели языческих народов, о которой писатель говорил ранее, он указывает и на гибель кораблей своего царя, как дело великой защиты и благоволения Божия. В этом факте писатель видит кару за союз своего царя с нечестивым Охозией. Этот союз и предприятие, в случае их успеха, могли сблизить царей между собою. Так как Охозия был царь нечестивый, то это сближение могло угрожать распространением нечестия среди иудейского народа. Гибель кораблей, поэтому, есть знак попечительный. Забота Господа о своем народе и является выражением Его великой предупреждающей любви и милости, заслуживающих воспевания. Пс.47:9 .  Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог утвердит его на веки. Чудеса, которые Господь совершал в прошлой истории еврейского народа и о которых сохранялись устные рассказы, повторились и сейчас. Это чудо – избавление города от нападений многочисленных и грозных врагов. Пс.47:11 .  Как имя Твое, Боже, так и хвала Твоя до концов земли; десница Твоя полна правды. «Десница Твоя полна правды» – Ты поступил с врагами так, как они того заслуживали. Пс.47:12 .  Да веселится гора Сион, [и] да радуются дщери Иудейские ради судов Твоих, [Господи].

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На реках Вавилонских… Был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где покланялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. 2 февраля, 2013 Был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где покланялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. Наступает второе воскресение подготовки к Великому посту , в которое читается Евангелие о блудном сыне . В это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 «На реках Вавилонских«. Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 («Хвалите Имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»). Псалом «На реках Вавилонских» является следующим по порядку в Псалтири. Но по содержанию своему он резко отличается от предыдущих двух. Этот псалом – яркая короткая историческая новелла об одном из моментов жизни древних евреев. Ли Портер. Реки Вавилонские Текст псалма переносит нас в VI век до Р.Х. Это было время неисчислимых бедствий иудейского народа. Вавилоняне вторглись на территорию иудейского царства, разграбили и уничтожили до основания Иерусалим. Так же был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где поклонялись Истинному Богу. Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии. «Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц» (Плач Иер. 2.7, 11). Казалось, что надежды на сохранение единства народа и возвращение домой уже нет. Никто не мог знать, что через 50 лет Вавилонское царство падет, а персидский царь Кир Великий милостиво разрешит иудеям вернуться домой и начать отстраивать город и Храм.

http://pravmir.ru/na-rekax-vavilonskix/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010