О терпении и мужестве сказал Господь: да будут чресла ваша препоясана, и светил-ницы горящий; и вы подобии человеком, чающим Господа своего (Лк. 12:35—36). Еще: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19). Опять: претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24:13). И еще: никтоже возложь руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божий (Лк. 9:62). Наконец: вы есте пребывше со Мною в напастех Моих. И Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, Царство. Да ясте и пиете на трапезе Моей, во Царствии Моем (Лк. 22:28—29). И Апостол говорит: станите убо препоясани чресла ваша истиною... и обувше нозе во уготование благо-вествования мира... яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем... сего ради приимите вся оружия Божия... (Еф. 6:12—15). Также: тверди бывайте, непоступни (1 Кор. 15:58). Еще: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). Опять: кто ны разлучит от любве Божия? скорбь ли, или теснота... (Рим. 8:35). И в других местах: яже преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася, да терпением и утешением Писаний, упование имамы (Рим. 15:4); никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (2 Тим. 2:4); никтоже венчается, аще не законно мучен будет (ст. 5); скорбь терпение соделовает: терпение же искусство, искусство же упование; упование же не посрамит (Рим. 5:3—5); во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах (2 Кор. 6:4); благоволю в немощех, в досаждениих (2 Кор. 12:10).     О том, что ничего не должно делать напоказ, Господь сказал: внемлите милостыни вашея не творити пред человека, да видами будете ими... Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя (Мф. 6:1, 3). Также: егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, Иже в тайне; и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве (Мф. 6:6). Господь Сам, по исцелении (38-летнего) недужного, уклонился, народу сущу на месте (Ин. 5:13). И опять, прокаженному сказал: вижд, никомуже повежд (Мф. 8:4). Тоже и Апостолам по Преображении сказал: никомуже поведите видения, дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет (Мф. 17:9). Иудеям говорил: како можете веровати, славу друг от друга приемлюще? (Ин. 5:44). И Апостол говорит: ничтоже по рвению или по тщеславию творите (Флп. 2:3). Также: аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще (Гал. 5:25—26). Ибо от тщеславия рождается зависть, и те, кои делают что напоказ, суть делатели лъствии, преобразующеся во Апостолы Христовы (2 Кор. 11:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Кто же тут ошибся, – дух или автор? Однако он в своих примечаниях свидетельствует, как отчетливо каждый стук выражает известную букву, и что из этих букв составляются слова, хотя и медленнее, но даже отчетливее тех, которые пишутся на бумаге под влиянием духа. Итак, в этом случае дух пролгался, а верующий ему автор, не уступая ему в невежестве, в познании Священного Писания , так и пустил в печать свою нелепость, которую с благоговением приемлют спириты.       Хотите ли еще пример подобного же незнания евангельских текстов? Дух, носящий имя Марии, ударами стола высказал следующие слова, ссылаясь на 8 главу евангелиста Матфея (1–5): «Имейте столько же веры, сколько сотник, о котором говорит евангелист Матфей, и вы будете творить чудеса». Раскроем эту главу из евангелиста: первые четыре стиха говорят об исцелении прокаженного; только в 5 стихе начинается рассказ о сотнике, останавливающийся на этих словах: приступи к нему сотник, моля его и глаголя. Следовательно, в этих пяти стихах вовсе не сказано того, на что ссылается мнимая Мария. Далее, в последующих стихах Спаситель удивляется только вере сотника; о том же, что ученики его будут творить чудеса, если будут иметь веру, сказано Господом уже в 21 главе (ст. 21). Итак, все перепутано домашним духом доктора Гранда, а между тем, как бы нарочно, вслед за тем приведя еще несколько текстов, сам он изумляется духовным познанием своего домового, говоря, что эти указания на Священное Писание , с обозначением самых глав и стихов, свидетельствуют о познании мнимого духа по сему предмету: «Ибо физически невозможно пишущему медиуму запомнить все эти числа» (с. 39). Каково же обличение невежественному духу, или тем, кто ему верит! В другой раз супруга доктора допрашивала свою домовую Аннушку: «Какую книгу ей читать для своего усовершенствования?» Аннушка отвечала: «Подражание Христу». «Какую главу в особенности?» Она опять отвечала: «Книгу 5, гл. 3». Кажется, нельзя быть отчетливее в своих ответах; одна лишь беда: пятой книги вовсе не существует в книге о подражании Христу, ибо творение это состоит на всех языках только из 4 книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

  Одним одни, другим другие богатства распределяет жизнь, предоставляя каждому то, что ему нужно и полезно. Нам же Бог уделил одно богатство Духа, умножаемое верой и имеющее величайшую ценность, по написанному: " один и тот же Дух разделяет каждому особо, как Ему угодно " (1 Кор. 12: 11). Одна лишь вера пребывает с имеющими ее; она не обманывает обладающего ею, не изменяет приобретшему ее, не похищается ворами, недоступна для грабителей, не требует печатей, не нуждается в охране: ее охраняет Бог, ради нее доставляющий всем все с готовностью. Ее желают иметь цари, но имеют простецы, домогаются вельможи, но она сама приходит к бедным и лобызает смиренных, приходит к слабым и, укрепляя их, руководит ими, безвозмездно даруя исцеления. Итак, когда ты видишь, возлюбленный, что Христос нисходит с горы и опять восходит на гору, приближается к озеру, переплывает море, идет через поля, города и деревни, вместе с Его земным хождением вспоминай и Его небесное пребывание: не забывай сидения на херувимах, не оставляй без внимания Божественного ради человеческого, не предавай забвению неба, не забывай, что Слово сделалось плотью, как восхотело. Да, Слово стало плотью: как плоть, Оно ходит, как Слово пребывает; как плоть восходит на гору, как Слово восседает на херувимах; как плоть испытывает ради меня свойственное мне, как Слово без труда творит дела Отца Своего, претворив воду в вино в Кане; Оно отверзает двери света, брением и перстом воссоздав зрение. Он сказал прокаженному: " хочу, очистись " (Мф. 8: 3 и 9: 6), и по слову Его болезни не стало. " Встань " , – говорит Он расслабленному, и слово Его послужило тому вместо ног, и вместе с повелением больной получил способность ходить. Пришел Он в дом Иаира, и печаль тотчас сменилась радостью. Вот и сегодня, окруженный толпой народа, Он испускает свет из края одежды и в потоке веры останавливает течение крови. Что именно поведал нам сегодня Евангелист, свидетельствуя о многоразличной пользе веры? " Был, – говорит он, – некий начальник синагоги, ревнитель закона Моисеева и наставник народа, по имени Иаир " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В то время Он уже считался иудейским Пророком, необыкновенным Учителем, Святым. Самарянин, будучи еретиком, пренебрегал иудейскими нравами, обычаями и верованиями, но, тем не менее, в данном случае подчинился. Может быть, по той причине, что надеялся получить какую-то пользу от этого иудейского Пророка. «Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились» (ст. 14). По Моисееву закону, больной должен был показаться священнику, чтобы тот освидетельствовал его, посмотрел, есть ли на нем проказа. Когда человек исцелялся, он также должен был прийти к священнику, чтобы исцеление было засвидетельствовано, и после некоторых обрядов считался здоровым и мог жить с прочими людьми. Вот какой смысл имело приказание Спасителя. По дороге вдруг произошло очищение. Видимо, в этих людях была крепкая вера. Вспомним другое евангельское повествование о неком прокаженном, который, подойдя к Спасителю, требовал Его прикосновения,« бы очиститься (см. Мф.8:2 ; Мк.1:40 ; Лк.5:12 ). Но эти десять прокаженных понимают что исцеление возможно и на расстоянии. Тем не менее только один из них, как повествует Евангелие, «видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бол пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин» (ст. 15–16). К сожалению, в нашей жизни бывает такое: получив пользу от человека, мы в дальнейшем пренебрег? им. Желаем прославить Бога и не замечаем того, что Бог действовал через определен! го человека. В особенности это касается христианской жизни — жизни духовной, когда речь идет об исцелении нашей души от греховной проказы. Получив пользу от духовника, наставника, мы забываем о нем и продолжаем свой путь, подобно этим девяти иен ленным иудеям, думая, что мы исполняем закон. Но когда мы пренебрегаем тем человеком, который исцелил нас от греховной проказы, мы не получаем дальнейшего исцеления. А получить некоторую пользу — это еще не значит быть спасенным. Самарянин прославлял Бога, но он понимал, что Бог действовал через Господ Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   Бури греха и страстей многие не боятся, даже любят ее, как смельчаки любят опасности на море, рассуждая, что это буря сама собой утихнет под старость. Ложный расчет! Прежде чем доживешь до старости, пожалуй, погибнешь от этой бури; если же и доживешь, нельзя ручаться, что будешь иметь силы и желание сопротивляться ей: с возрастом застаревают нередко духовные недуги, - и тогда не до борьбы с бурями. Поспеши бросить обманчивую надежду на время, — оно не в твоих руках: не откладывай покаяние до старости ввиду опасности из глубины греховной попасть в глубину ада. Глава 55 Исцеление прокаженных    «Прокаженные исцели». Господь Иисус исцелил многих прокаженных, как видно из того, что когда Иоанн Креститель послал к Нему учеников своих вопросить Его: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Христос дал им ответ: Скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают,.. прокаженные очищаются» (Мф. 11:5). Кроме того, в Евангелиях повествуется о двух отдельных случаях исцеления Христом прокаженных, так одного прокаженного, умоляющего Его о помощи: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить, Он исцелил словами: Хочу, очистись» — и прикосновением к нему (см. Мф. 8:2—3; Мк. 1:4; Лк. 5:12). При входе Иисуса в одно селение встретили Его десять прокаженных и, не дерзая по причине своей нечистоты и заразительности болезни приблизиться к Нему, издали возопили к Нему о помощи. Он послал их в Иерусалим к священникам. Дорогой они очистились от проказы, но из них только самарянин поспешил с дороги возвратиться к Иисусу и возблагодарить Его (см. Лк. 17:12—19).    В чем состояла болезнь, известная под именем проказы, и какое сходство с ней греховного состояния, уже было говорено.    Здесь прибавим немногое. Проказа — такая болезнь, против которой бессильно искусство врачей. Никто из людей не мог очистить от проказы, — люди могли только определять признаки этой болезни и если она, в редких случаях, проходила сама собой, могли засвидетельствовать это. Похоже на проказу греховное состояние. Грехи — такая болезнь, исцелить которую никто из людей не может. Это может сделать одна Божественная благодать. Господь Иисус, приходящий в мир спасти грешника, есть единственный Врач душ, зараженных проказой греха. «Кровь... Его очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Он Своей кровью стяжал нам не только прощение грехов, но и освящающую нас благодать, так что возрожденные сею благодатью уже не грешат (см. 1 Ин. 5:18), имеют силу противоборствовать греху с таким успехом, что не только не дают ему обнаружиться во внешних греховных делах, но достигают чистоты сердечной. К ним приражается грех, но не встречает в них сочувствия и если оскверняет их, то вскоре же омывается слезами покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   5. Поскольку же под «проказой» иносказательно подразумевается грех, то тот факт, что долженствовало представить священникам на показ очищение от нее, полностью означает, что никто из грешащих против Бога, хотя бы и отступил от греха, хотя бы и возместил делами покаяния, не возможет принять от Него отпущения и быть причисленным к неповинным, если только, придя к имеющему от Бога власть разрешать грехи, не откроет ему, путем исповеди, свою больную проказой — вследствие греха — душу, и не примет от него полное удостоверение о прощении (его грехов). Таким образом, ради нас исполняя и символику Закона, Он по этой причине и посылает прокаженных к священникам на исследование; вместе же с этим и нечто большее имею целью: потому что это чудо довлело для того, чтобы и самих священников освободить от неверия (во Христа). Так, некогда и сестра Моисея Мариам заболела проказой, по причине о которой сейчас не время говорить; заболела она проказой, и Моисей, пораженный горем, в молитве просил у Бога исцеления своей сестры, и, хотя и получил просимое, но по прошествии седми дней. Обратите внимание: о каком великом превосходстве Христа над Моисеем свидетельствует это чудо: так, в ответ на слова к Нему прокаженного: «Господи, аще хощеши, можеши мя очистити», — говоря: «Хощу, очистися» (Мф.8:2-3), Он тотчас же освободил его от проказы; здесь же числом десяти прокаженным, издали молящим об очищении. Он и не говоря им, но только согласившись на их просьбу, даровал им исцеление. Так что ужели не ясно — для всех обладающих разумом, что Он — Тот Самый, Которому молился Моисей и Которого умолял, как Бога, соблаговолить очистить Мариам (от проказы)? Итак, поэтому эти прокаженные, таким образом очищенные от болезни, были посланы к священникам, чтобы на основании чуда и те познали силу Христову, научившись от прокаженных, что по Его воле, имеющего таковую силу, они пришли исполнить Закон, и уразумели бы, что по Его воле было то, что они прияли Закон, данный через Моисея, и таким образом уверовали бы во Единого Сего Бога, Того же Самого Сущего Бога, как в Законе, так и в Благодати, и видя очистившихся прокаженных, и сами бы пришли более совершенным образом в веру в Него. Потому что так следовало Ему поступить, даже если они бессмысленно сделали противоположное тому (что подобало бы). Если они и поступили противоположно сему, однако, Христос не оставил отнюдь ничего из того, что могло бы привлечь их ко спасению: потому что Его долготерпение и человеколюбие неистощимы и неодолимы, и Его великодушие не могло бы быть побеждено их злобою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Turon. Virt. Mart. III 42). Григорий упоминает нек-рые чудеса М., описанные Сульпицием Севером, которые были известны паломникам: явление Христа, одетого в половину плаща, которую М. отдал нищему ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 2); воскрешение усопшего (Ibid. 7-8); исцеление прокаженного (Ibid. 18); благословение масла, получившего целительную силу ( Idem. Dial. III 3). Эти сцены были изображены на стенах туронской соборной церкви и базилики М. Вероятно, иконография оказала влияние на описания внешности святого в рассказах о его явлениях: М. чаще всего представляли как улыбающегося седого старика в одежде епископа или клирика ( Van Dam. 1988. P. 12-24; ср.: Pietri. 1983. P. 828-830). Григорий Турский приводит сведения о М., неизвестные более ранним агиографам; их достоверность трудно определить, но нек-рые из них были заимствованы из устной традиции. Так, со ссылкой на рассказы стариков Григорий приводит легенду о том, что М. отказался от намерения посетить Арверн, когда узнал, что местная знать приготовила ему пышную встречу ( Greg. Turon. Glor. conf. 5). В сочинениях Григория упоминается о церквах, якобы основанных М., и о местах, связанных с событиями из его жизни. Так, в память о чудесах святого были построены оратории в Амбианах (ныне Амьен) ( Idem. Virt. Mart. I 17) и в Паризиях (ныне Париж) ( Idem. Hist. Franc. VIII 33). Согласно Григорию, о кончине М. чудесным образом узнали его современники: св. Северин, еп. Колонии (ныне Кёльн), и св. Амвросий Медиоланский ( Idem. Virt. Mart. I 4-5). Неясно, насколько достоверны сведения о молитве М. на могиле еп. Катиана (Гатиана) в Туронах ( Idem. Glor. conf. 4), а также описание перенесения мощей и погребения святого ( Idem. Hist. Franc. I 48). Ссылаясь на письменные источники и устные предания, Григорий упоминал о галльских подвижниках, к-рых считали учениками М. ( Idem. Glor. conf. 22, 45, 56). Степень достоверности этих сведений трудно определить. По свидетельству Григория, в Туронах хранился сапфировый кубок (patena colore sapphirino), якобы подаренный святому имп.

http://pravenc.ru/text/2562414.html

    Не книжники и фарисеи дивились Его учению; если они и были тут, то только мучились от зависти, — дивился простой народ. И не красоте речей дивился этот незлобивый народ, а Божественной властности Его слова: ИБО ОН УЧИЛ ИХ, КАК ВЛАСТЬ ИМЕЮЩИЙ, А НЕ КАК КНИЖНИКИ И ФАРИСЕИ, эти сухие, гордые формалисты, которые высокомерно толковали и спорили о мелочах, о разных вымыслах человеческих, и не обращали внимания на самое главное — в чем сущность воли Божией и Божия Закона. А слово Христово было просто, важно, Божественно; оно было выше слова даже древних пророков: те говорили: «так говорит Господь», а Он, как Бог, говорит: «Я говорю вам». Он не только объясняет Закон, но и пополняет его, отменяет его устаревшие формы, раскрывает самый Дух Божественной истины. Он вещает как Бог — Законодатель и Судия. Исцеление прокаженного (Мф. 8:1-4 )     Христос Спаситель сошел уже с горы, а Его слушатели все еще не отходили от Него: им жаль было расстаться с дивным Учителем. КОГДА ЖЕ СОШЕЛ ОН С ГОРЫ, ЗА НИМ ПОСЛЕДОВАЛО МНОЖЕСТВО НАРОДА. «Обрати внимание на мудрость Владыки, — говорит святитель Златоуст, — как разнообразно Он устрояет пользу предстоящих, когда переходит то от чудес к словам, то от слов к чудесам. Прежде, чем взошел Он на гору, исцелил многих, пролагая через это путь к проповеди, а после окончания этой продолжительной беседы опять возвращается к чудесам, чтобы самым делом подтвердить сказанное Им. Он учил, «как власть имеющий», и вот, чтобы таковой образ Его учения не сочли тщеславным и высокомерным, Он то же самое и делами подтверждает и, как имеющий власть, исцеляет болезни». И ВОТ ПОДОШЕЛ ПРОКАЖЕННЫЙ, вдруг, с отчаянной мольбой предстал перед Ним несчастный страдалец, прокаженный: И, КЛАНЯЯСЬ ЕМУ, падая перед Ним на колени, повергаясь ниц, с сердечным воплем СКАЗАЛ: ГОСПОДИ! ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, МОЖЕШЬ МЕНЯ ОЧИСТИТЬ. Проказа — самая отвратительная и притом неизлечимая болезнь. Лицо несчастного опухает, нос высыхает и обостряется, глаза тускнеют и делаются слезоточивыми, голос сипнет, волосы выпадают, все тело покрывается гниющими язвами, из обезображенного рта течет зловонная слюна, пальцы на руках и на ногах постепенно отпадают, человек делается похож на отвратительный труп... И с этой болезнью, медленно приближаясь к смерти, страдалец иногда живет тридцать — сорок лет!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

После краткого очерка проповеди Предтечи (1:1–8), крещения от него Иисуса (1:9–11), Евангелист показывает, что Ангелы служили Ему, как Богу, и в пустыне, куда он изведен был для искушения, и что Его проповедь о наступлении Царствия Божия требует от людей – грешников покаяния и веры (1:12–15). Божественное же всемогущество свое Он ясно доказал делами; одного слова Иисусова достаточно было для того, чтобы Симон, Андрей и сыны Зеведеевы оставили своего отца и все имущество свое и пошли за Ним (1:16–22) и чтобы нечистый дух вышел из бесноватого, к ужасу всех видевших и слышавших (1:23–28). Он берет за руку больную тёщу Симона – и горячка тотчас оставила ее (1:29 31); с такой же легкостью он исцелил и других многих больных и бесноватых, принесенных и сбежавшихся со всего Капернаума к дверям дома Симонова (1:32–34), так же поступал Он и в других местах (1:35–39). Он прикасается к прокаженному – и проказа тотчас исчезает (1:40–45); повелевает расслабленному встать – и расслабленный тотчас, в виду всех, берет одр свой и уходит (2:1–12). Но поскольку, даруя исцеление расслабленному, Господь сказал ему: отпутаются тебе греси твои (2:5), поскольку, призвав в апостольство мытаря Левию Алфеева, в доме его возлежал с мытарями и грешниками (2:13–17), поскольку ученики Его не показывали наружным, знаков поста, подобно ученикам фарисейских (2:18–22), поскольку он дозволил ученикам Своим в субботу растирать колосья (2:23, 28) и Сам в субботу исцелил сухорукого (3:1–5); то фарисеи, книжники и начальники народа решили погубить Его, как человека, нарушающего Божественные постановления и дерзко присвояющего Себе, власть Божественную; а чудеса Его стали объяснять силой Вельзевула. Впрочем, простой народ не изменил своих понятий о Нем: отовсюду стекался к Нему в великом множестве и считал Его всемогущим врачом всяких болезней (3:5–12, 20–29). В сих обстоятельствах из последователей своих Господь избрал двенадцать, дал им власть учить, исцелять болезни и изгонять бесов (3:13–19), объявив притом торжественно, что иже сотворить волю Божию, сей брат Мой и сестра Моя и мати ми есть (3:30–35).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Объяснение библейских прообразов таинства крещения отличается глубиной и многообразием. Так, в начале мира Дух Божий носился над водами (ср.: Быт. 1, 2), а сейчас Он сходит в купель, совершая освящение и возрождение крещаемых (De myst. 9, 59). Вода, породившая «душу живую», теперь дарует людям новое рождение и обновление (De sacr. III, 3). Потоп, поглотивший грешников и сохранивший в живых праведника (ср.: Быт. 7, 23), также есть образ крещения, в котором тонет грех. Ворон, который был выпущен Ноем и не вернулся (ср.: Быт. 8, 7 — по LXX), есть образ греха, который уничтожен (De sacr. I, 23; II, 1; De myst. 10, 11). Переход через Чермное море, в котором погибли египтяне, — образ перехода через воды крещения. Это переход, то есть Пасха, от земного к небесному, от греха — к жизни, от вины — к благодати, от нечистоты — к святости. Столп огненный, светящий во тьме, — это Христос Господь, а столп облачный — Дух Святой. Иудеи, совершив переход через море, все крестились в облаке и в море (1 Кор. 10, 2), но затем умерли в пустыне. Тот же, кто переходит через купель крещения, не умирает, но воскресает (De sacr. I, 12, 20, 22; De myst. 12, 13). Источник Мерры, у которого Моисей отнял горечь, бросив в него дерево (ср.: Исх. 15, 23–25), символизирует купель крещения, в которую «погружается» Крест Христов через прославление его в молитве водоосвящения. Крест сообщает воде силу омывать грехи, и она становится «сладкой» по благодати (De sacr. II, 1, 13; De myst. 14). Очищение прокаженного Неемана Сирийца в водах Иордана (ср.: 4 Цар. 5, 1–14) — образ исцеления от пороков, которое происходит в крещении (De sacr. I, 9, 13, 15; II, 8; De myst. 16–18). Топор, появившийся на поверхности воды после того, как пророк Елисей, призвав имя Господа, бросил туда топорище (ср.: 4 Цар. 6, 5–6), изображает изменение новокрещеного, который был отягощен грехами, был «тяжелым» как топор, а стал «легким» как ветка плодоносного дерева (De sacr. II, 11). «Иссушенный» грехом человек погружается в купель и начинает «расцветать» и «плодоносить», подобно жезлу Аарона (ср.: Чис.

http://e-vestnik.ru/analytics/amvrosiy_m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010