7:28,29 Заключение (ср.: Мк. 1:21,22 ). Обычная заключительная формула поучений в Евангелии от Матфея здесь несколько расширена и включает в себя описание реакции слушателей. Противопоставление Иисуса книжникам (т. е. законоучителям) напоминает сказанное в 5:21–47, где власть Иисуса, Его авторитет раскрываются в простой фразе, ставящей Его выше книжников: «А Я говорю вам». Заключительные призывы в этом фрагменте еще больше усиливают это впечатление, и Его слушатели осознают это в полную меру («народ дивился»). Следующие две главы посвящены тому, как слово Иисуса раскрывается в действии. 8:1 – 9:34 Чудеса, сотворенные Иисусом Матфей собрал здесь девять рассказов о чудесах Иисуса (в одном из которых объединены две чудодейственных истории; 9:18–26). Они составляют три группы (по три чуда в каждой: 8:1–7; 8:23 – 9:8; 9:18–34), разделенные краткими отступлениями, в которых внимание сконцентрировано на повелениях Иисуса (8:18–22; 9:9–17). Матфей рассказывает эти истории более сжато, чем Марк, оставляя в стороне большинство живописных подробностей и сосредоточивая внимание на Самом Иисусе. В результате создается яркое впечатление неодолимой власти Иисуса над болезнями, демоническими силами и природными стихиями и силы Его воздействия на Своих последователей, которые принимают для себя кардинальные решения. Все это раскрывает дополнительные грани Его авторитета, который Он продемонстрировал в первом блоке поучений. 8:1–17Три чуда исцеления (см.: Мк. 1:40–45,29–34 ; Лк. 5:12–16; 7:1–10; 4:38–41 ). Эти три истории собраны вместе и завершаются заключительной формулой–цитатой, подчеркивающей их значение (17). Их объединяет и то, что исцеленные принадлежали к тем категориям, которые не считались полноправными в обществе: прокаженный, язычник и женщина. Прикосновение Иисуса к прокаженному явилось мощной демонстрацией того, что Его любовь и сострадание преодолевают все социальные запреты. Повеление пойди покажи себя священнику (как в Лев. 14:10–32 ) служило свидетельством уважения Иисуса к закону и Его исцеляющей силы как Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Евангелист Матфей заканчивает повествование о Нагорной проповеди свидетельством о том, что народ дивился новому учению, поскольку Господь учил их как власть имущий, а не как книжники и фарисеи. Учение фарисеев, в большей части, состояло из мелочей, из бесполезных словоизлияний и словопрений; учение же Иисуса Христа было просто и возвышено, так как Он говорил от Себя лично, как Сын Божий: «А Я говорю вам...» — в этих словах ясно чувствуется Его Божественная власть и сила. Исцеление прокаженного (Матф. 8:1-4). Когда Господь Иисус Христос сошел после Своей проповеди с горы, за Ним последовало множество слушавших Его и, несомненно, глубоко потрясенных. И вот к Нему вновь, как это было уже однажды, о чем повествуют Евангелисты Марк (1:40-45) и Лука (5:12-16), подошел прокаженный, прося об избавлении от ужасной болезни. Конечно, это был далеко не единичный случай исцеления прокаженных, принимая во внимание то множество чудесных исцелений, которые вообще совершил Господь за время Своего общественного служения людям. Неудивительно и то, что этот случай описан весьма сходно с первым; неудивительно также, что и этому прокаженному Господь велел явиться к священнику для того, чтобы тот, согласно предписанию закона Моисея, официально засвидетельствовал бы факт исцеления, без чего бывший прокаженный не смог бы возвратиться опять в общество здоровых людей: все бы боялись и сторонились, зная его, как больного страшной и заразной проказой. Господь приказал бывшему больному молчать об исцелении, но немедленно идти к священнику и показаться ему. Некоторые толкователи полагают, что если бы исцеленный не пошел сразу в Иерусалим к священнику, а стал бы разглашать повсюду о совершенном над ним чуде, то молва об исцелении могла бы дойти до Иерусалима раньше его прихода, и тогда бы священники, враждебно относящиеся к Господу, стали бы утверждать, будто исцеленный и не был никогда болен. Исцеление слуги капернаумского сотника (Матф. 8:5-13; Луки 7:1-10). После этого Господь пошел в Капернаум, где еще раз совершил чудо заочного исцеления слуги римского сотника, стоявшего, по-видимому, во главе римского воинского гарнизона из сотни воинов. Военные гарнизоны римлян стояли тогда на страже в некоторых городах Палестины, подвластной Римской Империи. Сотник этот был язычником по рождению, но был расположен к иудейской религии, доказательством чему служит построенная им синагога. Слуга его, по св. Матфею, жестоко страдал расслаблением, а по св. Луке, даже находился при смерти. Св. Лука рассказывает об этом случае более подробно.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

О самой личности последнего можно сказать только немногое. Так как нет известий, чтобы в то время в Капернауме стояли римские войска, то нужно думать, что сотник служил у Ирода Антипы, войска которого, по свидетельству Иосифа Флавия, состояли из наемников. Сотники называются в Евангелиях и Деяниях κατοντρχος, χης или κεντυρων (=centurio, Мк.15:39, 44–45 ). Римские легионы разделялись на 10 когорт ( Деян.10:1 ), или полков, в каждой когорте было по три манипулы, а каждая манипула состояла из сотней; если число это убывало, сотня не переставала быть сотней. В каждом легионе было 60 сотен. Сотник был, очевидно, язычник. Это, по словам Цана, само понятно и составляет сущность рассказа. Думают даже, что Матфей намеренно поставил два рассказа рядом – об исцелении прокаженного и слуги язычника, которые оба были нечисты с обрядовой точки зрения. Сотник мог быть нечист даже и в том случае, если бы был иудеем, потому что иудеи, если вступали в войска, состоящие из чужеземных солдат, то, по свидетельству Иосифа Флавия, считались как мытари. Но он, вероятно, принадлежал к язычникам, которые склонялись к иудейству и принимали живое участие в богослужении синагоги. На развалины синагоги, построенной сотником в Капернауме, указывают и теперь. Мф.8:6 .  Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Мф.8:7 .  Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Буквально: «мальчик мой поражен в доме, параличный, страшно мучающийся». Относительно греческого слова «мальчик» ( πας) следует сказать, что оно употребляется и в смысле «сын», – так переводится оно в других местах ( Ин.4:51 ; Деян.3:13, 26 ), и «раб» или «слуга» у Луки ( Лк.12:45, 15:26 ). В рассматриваемом месте это слово несомненно означает «раб», потому что оно пояснено так у Луки ( Лк.7:2 – δολος). Название болезни неопределенно. Ссылаясь на 1Мак.9:55–56 , Элфорд говорит, что, может быть, это был tetanus, который древние врачи смешивали с параличом. Такая болезнь более обычна в жарких странах, чем у нас. Согласно Луке, мальчик был при смерти. Думали, что это и было причиной, почему сотник сам не явился ко Христу с просьбой об его исцелении. Но с таким объяснением не согласен Иоанн Златоуст , полагая, что неприбытие сотника было таким же делом его веры, как и его слова. Это был, по словам Иеронима, первый параличный, исцеленный Христом. Описание болезни у Матфея не противоречит показанию Луки ( Лк.7:2 ), но у Матфея несколько подробнее и точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, фарисейство, или религиозное лицемерие, есть сплошной обман, так как человек здесь лжет и Богу, и себе, и людям. В этом-то и кроется главная опасность этого порока, делающая его трудноисправимым. Открытого, даже закоренелого грешника легче обратить на путь правды, ибо он внутренне все-таки сознает, что дела его дурны. Но убедить привычного лицемера в том, что он стоит на ложном пути, почти невозможно. Он так привык лгать и себе, и людям, так одурманен собственным обманом, так много в его распоряжении разных софизмов для своего оправдания, что чувство правды в нем притупилось, если не исчезло окончательно, и путь истинной жизни для него безнадежно затерян в лабиринте диалектических ухищрений. Вот те душевные устроения, те основные пороки, которые Господь называет «заквасками» и от которых особенно предостерегает Своих последователей, указывая на них как на самые опасные мели, угрожающие крушением кораблю нашего спасения: Иродова закваска – порок сердца, эгоизм и его внешние проявления: безучастность и равнодушие к ближним. Саддукейская закваска – порок ума, умственная гордость и ее внешние проявления: маловерие и неверие. Фарисейская закваска – порок воли, духовная леность и рожденное ею лицемерие. Мк.8:22–26 Когда читаешь евангельские повествования о чудесах исцелений, совершенных Господом, невольно обращаешь внимание на описание способов этих исцелений. Господь редко исцелял только словом или одною молитвою. Обыкновенно исцелению предшествует какой-нибудь осязательный жест или прикосновение, причем приемы, употребленные Спасителем, чрезвычайно разнообразны, почти никогда не повторяются и всегда приспособлены к особенностям данного случая. То Он берет больного за руку, помогая ему подняться ( Мк.1:31, 5:41, 9:27 ), то вкладывает персты Свои в уши глухого ( Мк.7:33 ), то возлагает руки на глаза слепого ( Мк.8:25 ), то прикасается к гнойным язвам прокаженного со словами: «очистись!» ( Мк.1:41 ). Иногда Он требует от больного сделать какое-нибудь, движение ( Мк.2:11, 3:5 ). В свою очередь, люди, искавшие помощи от Господа Иисуса Христа, прежде всего стараются прикоснуться к Нему или к Его одежде ( Мк.3:10, 5:27–28, 6:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Наберите, болящие, воды целительной:/ибо изливает Всечистая/из божественного источника истинную усладу,/подлинно источая блаженства поток./Потому и мы все струи обильные/с верою почерпнем. Припев:  Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев:  Пресвятая Богородица, спаси нас. [Ξ]  Удивляют слышащия, Владычице,/странная Твоя чудеса, вся верныя:/немыя бо и глухия, яко благоглаголивыя/показует вода Твоя,/страждущия же люте врачует,/и исцеление дарует. Удивляют всех верных, об этом слышащих,/Твои, Владычица, необычайные чудеса:/ибо немых и глухих/прекрасно говорящими вода Твоя являет,/и тяжко страждущих врачует,/и исцеление подает. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. [Α]  Возводиши от пещи скорбей,/орошающи водами от страннаго источника,/приступающия к Тебе, Чистая:/каркинския бо раны свобождается человек,/прокаженна же исцеляеши,/и распаление угасила еси. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Выводишь Ты из печи скорбей,/орошая водами из дивного источника/приступающих к Тебе, Досточтимая:/ибо от злокачественной язвы и погибели/ некий человек освобождается,/и прокаженного Ты исцеляешь,/и воспаления гасишь. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. [Ν]  Юноши и отроковицы Владычицу,/и вси человецы верою от души восхвалим светло;/сокрушения бо гноевиц, и вреды лукавых,/и отоки, и разслабленнаго исцели. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Юноши, и отроковицы, и все люди/с верою от души Владычицу/блистательно восхвалим:/ибо раны от гвоздей, и язвы злые,/и опухоли, и расслабление исцелила Она. Катавасия: Отроки от пещи избавивый:  И тропарь: Христос воскресе:  трижды. Катавасия: Отроков из печи Избавивший:  И тропарь: Христос воскрес из мертвых:  (3) Песнь 8. Песнь 8 Ирмос: Сей нареченный и святый день,/Един суббот Царь и Господь,/праздников праздник/и торжество есть торжеств,/воньже благословим Христа во веки. Ирмос: Этот желанный и святой день,/первый от субботы, царственный и главный,/есть праздников праздник/и торжество из торжеств./В сей день благословляем Христа вовеки! Припев:  Христос воскресе из мертвых.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/pyatnicza...

И он тотчас , от прикосновения святой руки Господа, очистился от проказы . “Природа, – говорит св. Златоуст, – получив повеление, повинуется, и повинуется с большей скоростью, ибо слово тотчас не выражает той скорости, с какой совершилось дело. Но для чего Спаситель, очищая его хотением и словом, еще прикоснулся рукой? Для того, чтобы и этим показать, что Он выше Закона, и что для Чистого нет ничего нечистого. Елисей даже не посмотрел на Неемана, и строго соблюдая Закон, послал, сам остался дома, а его послал к Иордану омыться. Но Владыка в доказательство что Он исцеляет не как раб, но как Господь, прикасается. Ибо рука от прикосновения к проказе не сделалась нечистой, между тем тело прокаженного, от святой руки стало чисто. Христос пришел уврачевать не только тела, но и души. Как не запрещал он есть неумытыми руками, так и здесь учит, что надо заботиться о душе, и оставив внешние телесные очищения, надлежит очищать и страшиться собственной душевной проказы, которая есть грех . Телесная проказа не мало не препятствует добродетели. Он Сам первый прикасается к прокаженному и никто не обвиняет Его. Он нарушает букву Закона, который считал прикосновение к прокаженному осквернением; но в то же время раскрыл дух Закона, по которому милость лучше жертвы. – И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди – немедленно – покажи себя священнику . Господь знает, что наше грешное сердце иногда бывает склонно хвалиться без нужды, ради одного тщеславия, говорить о чудесах Божиих, явленных над нами, и в таком случае запрещает разглашать о них. И в то же время не препятствует благодарному сердцу возвещать дела Божии во славу Божию. “А для чего, – вопрошает св. Златоуст, – Господь приказал исцеленному показаться священнику и принести дар? – Для того, чтобы исполнить Закон. Древний Закон требовал, чтобы очистившийся прокаженный представлял священнику доказательство своего очищения, и только по суду священника был принимаем в число чистых. Доколе священник не объявлял, что он чист, дотоле он оставался еще с нечистыми вне стана. Вот почему Спаситель и сказал: покажи себя священнику. И принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Не сказал: принеси дар, который Я повелел, но до времени отсылает к Закону, чтобы иудеи не сказали, что Он предвосхитил у священников славу, – посему дело совершил Сам, а испытание предоставил священникам и их определил судьями Своих чудес. Поступает так только тот, кто почитает Закон, уважает Моисея и не противится древним постановлениям. Господь хотел показать, что Новый Завет не противоречит Ветхому, и Он, совершивший ныне исцеление, есть в то же время и Давший самый Закон. Исцеление слуги сотника Капернаумского (8:5–13)

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Благодать Божья и воля человека, но еще – физический контакт: решающим является это прикосновение, через которое Иисус берет на Себя нечистоту прокаженного, неприкосновенного – и прокаженный обретает исцеление в Иисусе. Возвращаясь к Елисею, можно сказать, что, конечно, химическое, фармакологическое умение не совсем бесполезно: например, если похлебка в котле несъедобна, можно сделать ее съедобной, бросив в нее муки (4Цар 4:38-41); если воду нельзя пить, можно очистить ее солью (4Цар 2:19-22). Но терапевтическое пророчество Елисея проявляется прежде всего в воскрешении мертвеца. Подобный случай был и у Илии, но рассказ о воскрешении Елисеем гораздо более пространен и детален и необходимо внимательно прочесть весь эпизод 4Цар 4:8-37. Прежде всего, мы читаем о точном диагнозе болезни, которая привела ребенка, единственного сына женщины-сонамитянки, к смерти: все началось с сильной головной боли. Затем о терапии, порученной пророком своему слуге: положить посох на лицо мальчика (то есть говорится о контакте). Это действие оказывается неэффективным. Но пророк испытывает сначала его, а не то средство, которое окажется действенным. Наконец, закрыв дверь – в комнате остаются только двое, Елисей и мертвый ребенок – Елисей простирается на мальчике: уста к устам, глаза к глазам, ладони к ладоням. Тело воздействует на тело. Это не только борьба, но и обмен жизни со смертью. В этот момент “согрелось тело ребенка”. Но, как ни странно, пророк не продолжает, а, напротив, останавливается и начинает нервно ходить по комнате. Ему необходимо восстановить силы, поскольку действительно произошел обмен: он вдохнул в ребенка жизнь, но принял в себя его смерть. Затем он возвращается, и на сей раз соприкосновение тела с телом производит решающий эффект: дитя семь раз чихает, а затем открывает глаза. Он воскрес, чудесный обмен жизни со смертью произошел. В опыте других целителей реализуется тот же болезненный обмен: целитель берет на себя болезнь другого, и порой даже его смерть. Исцеление не может наступить без физической встречи, без персонального обмена. Наша высокотехнологичная медицина старается сократить до минимума любую возможность личного контакта.

http://pravmir.ru/kto-takie-proroki/

   Что чудеса эти были истинные, т. е. были события сверхъестественные, доказательством тому служат:    1) Самое их свойство: все они, очевидно, превышают силы и законы природы, и никакой здравомыслящий не станет утверждать, чтобы, например, возможно было человеку одним словом воскрешать мертвых и исцелять всякие болезни, или немногими хлебами насытить целые тысячи, или дать зрение слепорожденному и повелевать стихиями природы и под.    2) Образ их совершения. Спаситель совершал Свои чудеса так, что решительно невозможно подозревать в них какого-либо подлога, или искусства. Он совершал их – а) без всяких приготовлений, внезапно, как только представлялся случай; б) совершал одним словом, нередко одним прикосновением или даже мыслию и желанием (Лук. VI:19; Иоан. IV:50 – 54; Матф. VIII:8 и 13); говорил расслабленному: востани, возми одр твой, и иди в дом твой, – и расслабленный исцелялся (Матф. IX:6); говорил прокаженному; хощу, очистися, – и мгновенно оставляла его проказа (Матф. VIII:3); воззвал к мертвому: Лазаре, гряди вон – и четверодневный мертвец, начавший уже смердеть, вышел из гроба (Иоан. XI:43); в) совершал не в одном каком-либо определенном месте и не в одно какое-либо время, в присутствии немногих свидетелей, напротив всегда и везде, открыто и все- народно. Он проходил грады и веси иудейские, нередко сопутствуемый целыми тысячами народа, являлся во Иерусалиме, в местах общественных, в храме, во время великих праздников, на которые собирались иудеи со всех сторон, и везде показывал Свое всемогущество и чудодейственную силу. Исцеленные Им жили, после своего исцеление, в тех же городах и селах, где прежде видели их больными. Как болезни их, так и чудесное исцеление были известны их родственникам, соседям и всем согражданы; целые толпы стекались, например, чтобы видеть воскресшего Лазаря, так что начальники синагоги искали погубить его, яко мнози его ради идяху от Иудей и вероваху во Иисуса (Иоан. XII:11).    3) Цель этих чудес. Цель чудес евангельских была самая высокая, вполне достойная Бога. Она состояла в том, чтобы показать людям во Иисусе Христе истинного Мессию, Сына Божие, расположить их уверовать в Него, принять Его учение и благодать, и таким образом достигнуть вечного спасение (Иоан. X:38; XV, 24; Матф. XI:20 – 24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Тщетно станут раскаиваться и стенать те, кто не верит в ожидающие их кары. Но я сохраню навек тех, кто мне верит». Все это Цельс вкладывает в уста христианских проповедников, а дальше он пишет уже от себя: «К таким заманчивым обещаниям они присоединяют и другие – непонятные, фантастические, таинственные, до того безрассудные, что даже ученый не мог бы найти в них смысла. Но они открывают широкий простор произвольным и лицемерным толкованиям любого глупца или обманщика». Вспомните, как у ап. Павла говорится о том, что «слово крестное – для иудеев соблазн, для эллинов безумие». Сочинения Цельса – яркое тому подтверждение. Лекция 7 Сегодняшняя лекция касается уже собственно евангельского материала. Мы с вами переходим к понятию о синоптической проблеме и основным характеристикам Евангелий в целом (прежде, чем обратимся непосредственно к самому «телу» евангельского текста). Итак, у нас есть четыре канонических Евангелия, из которых первые три именуются синоптическими (от греч. «синопсис» – обозрение, общий обзор). Итак, при сопоставлении этих трех текстов первых Евангелистов легко заметить, что эти Евангелия содержат совпадающие по содержанию эпизоды – так называемые параллельные места. Кроме того, наблюдается иногда общая для двух или для трех Евангелий последовательность этих повествовательных эпизодов, или, как иногда их именуют, перекопов (слово «перекопа» – греческое, означает оно «законченный отрезок текста»). Скажем, перекопа о блудном сыне, перекопа о мытаре и фарисее, перекопа о милосердном самарянине и т.д. Между греческими текстами параллельных перекоп в двух или во всех трех синоптических Евангелиях часто обнаруживаются вербальные совпадения – т.е. совпадения дословные. Приведем два таких примера. Совпадения целых фраз в трех Евангелиях можно проследить в повествованиях об исцелении прокаженного. Это общее синоптическое место ( Мф.8 ; Мк.1 ; Лк.5 ). Яркий пример текстуальной близости в параллельных текстах из двух Евангелий – исцеление слуги сотника ( Мф.8 ; Лк.7 ).

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

Скачать epub pdf Глава 2 Исцеление прокаженного в Капернауме и ответ книжникам (1–12). Призвание Левия (Матфея) мытаря (13–17). Ответ Христа на вопрос, почему ученики его не постятся (18–22). Защищение учеников, срывавших колосья в субботу (23–28). Мк.2:1–2 . «Через несколько дней»: когда несколько улеглось возбужденное состояние народа, не позволявшее Господу на время входить в город и удерживавшее Его в пустынных местах ( Мк.1:45 ), Господь опять пришел в Капернаум (см. прим. к Мф.4:13 ). – Из дальнейших слов повествования: «слышно стало» – можно заключить, что и на этот раз Господь пришел в Капернаум тихо, как бы скрываясь. – «И у дверей не было места»: так называемый двор был полон народа, и около входных дверей была толпа. – «Говорил им слово»: слово Божие или учение свое, т. е. Евангелие (ср. Мк.8:38 ). Мк.2:3–12 . Об исцелении расслабленного ев. Марк повествует согласно с ев. Матфеем, но несколько подробнее, восполняя таким образом сказание первого евангелиста (см. Мф.9:2–8 и прим.). – «Раскрыли кровлю дома» и пр.: в иудее дома (не бедных, у которых большей частью была одна комната) строились по большей части так: середину занимал двор, по четырем сторонам которого воздвигались постройки, составлявшие собственно жилище; с улицы в этот двор вела дверь или ворота, и отсюда уже были двери в комнаты дома. Этот двор у богатых выстилался мрамором и украшался разными орнаментами, иногда фонтаном, и, во всяком случае, даже и у небогатых содержался чисто. Здесь бывали праздники и семейные беседы. Двор был открыт сверху; но в случае ненастья или дурной погоды вообще его покрывали сверху щитами из досок или кожи, или полотна. Собственно жилые постройки, окружавшие двор, были с плоскими крышами, обнесенными балюстрадой, и составляли таким образом галереи, по которым прогуливались, куда уединялись и пр. На эти кровли или галереи вели лестницы изнутри двора и иногда с улицы. Кровли домов соседних иногда соединялись под одну так, что взошедши на один дом, можно было пройти часть улицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010