Первый акт очистительного обряда ( Лев. 14:1–9 ) состоял в обратном принятии прежде считавшегося за мертвеца в общество живых 540 , и заключался в следующих обрядах. Прокаженный, почувствовавший исцеление, обращался к священнику, в области которого находилось место обитания прокаженного ( Лк. 17:14 ), и объявлял о своем исцелении. После того, как священник удостоверялся в исцелении прокаженного от проказы, последний приносил двух живых чистых птиц и с ними – кедрового дерева, червленицу и иссоп. Священник брал у него одну из птиц, заколал ее над глиняным сосудом живой воды, куда выпускал кровь птицы, после чего брал другую живую птицу, и вместе с кедровым деревом, червленицей и иссопом, погружал в смешанную с кровью воду. Потом он семь раз окроплял очищающегося водою, смешанной с кровью, и отпускал живую птицу на свободу. После того очищающийся омывал свои одежды, остригал все волосы, омывался водой и, как уже чистый, входил в стан, за черту своего города или селения, хотя в течение семи дней оставался еще вне своего дома ( Лев. 14:1–8 ). В седьмой день он снова остригал свои волосы на голове, бороде, бровях и всем теле и омывал как одежды, так и все тело свое водой (ibid. 9). Этим и завершался первый акт очищения. Второй акт очищения совершался во дворе скинии или храма, в восьмой день по совершении первого акта. В этот день очищающийся приходил к скинии или храму 541 и приносил с собой двух непорочных агнцев и одну однолетнюю агницу, с 3 / 10 эфы пшеничной муки, смешанной с елеем, и 1 лог елея. Священник поставлял очищающегося пред входом в скинию, потом брал одного агнца, лог елея и, совершив жертвенное потрясение пред Господом, приносил агнца в жертву повинности. Потом он брал крови жертвы и возлагал ее на край правого уха, на большой палец правой руки и большой палец правой ноги очищающегося. После того брал лог елея, выливал его на ладонь своей левой руки, омокал в него правый палец и сперва брызгал семь раз по направлению скинии, потом помазывал край правого уха, большой палец правой руки и большой палец правой ноги очищающегося, а оставшийся елей выливал на его голову 542 . Оставшуюся агницу священник приносил в жертву за грех, а агнца – в жертву всесожжения, после чего очищавшийся объявлялся чистым ( Лев. 14:9–20 ). В случае недостаточной состоятельности очищающегося, агница, приносившаяся в жертву за грех, и агнец, приносившийся в жертву всесожжения, могли быть заменены голубями, из которых один приносился в жертву за грех, а другой – в жертву всесожжения ( Лев. 14:21–32 ). § 144. Очищение родильницы

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Когда стало известно, что Он приближается к городу, Закхей очень хотел посмотреть на Него, но, будучи мал ростом не мог видеть за толпой народа, окружавшего Господа. Он забежал тогда вперед и влез на смоковницу, росшую около дороги, по которой должен проходит Господь. Поровнявшись с деревом, Иисус Христос остановился и сказал сидевшему на ветвях Закхею: «Закхей! сойди скоро; ибо сегодня в дому твоем подобает Мне быть». Закхей тотчас слез с дерева и с великою радостью принял Господа в своем доме. Ни один еврей не позволил бы себе войти в дом мытаря, и поступок Христа возбудил большое неудовольствие в народе. Но Господь не обращал внимание на народные предрассудки, а смотрел на сердце человека. А сердце Закхея было готово к принятию слова Божия. Растроганный оказанным внпманием, он воскликнул: «Господи! се, полимения моего дам нищим и, если кого чем обидел, воздам четверицею». Господь сказал ему: «ныне пришло спасение дому сему, поскольку и он (Закхей) – сын Авраама; ибо Сын Человеческий нришел взыскатьи спасти погибшее». Вечеря в дому Симона Прокаженного. (Мф. 26:6–13; Мк. 14:3–9; Ин. 12:1–8) За шесть дней до Пасхи Иисус Христос пришел в Вифанию и остановился в доме Лазаря, которого недавно воскресил из мертвых. Дом этот евангелисты Матфей и Марк называют домом Симона Прокаженного. Не известно, кто этот Симон. Предполагают, что он былъ старшим членом семьи Лазаря и был некогда исцелен Господом от проказы. День был субботний. Сестры приготовили Господу и ученикам Его вечерю. Марфа по обыкновению служила у стола, а Лазарь был в числе возлежащих. Во время вечери Мария взяла алавастр чистого благовонного нарда и, сняв печать с сосуда, возлила миро на голову и на ноги Христа и отерла их волосами. Тонкий аромат разлился по комнате. Миро было очень дорогое и употребление из него, сделанное Марией, показалось одному из учеников бесцельной тратой денег. Этот ученик был Иуда Искарютский. Он принимал и хранил деньги, которые давал народ на содержание небольшой общины учеников Христа, для чего всегда имел при себе особый ковчежец. На его же обязанности было и вести расходы этих денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Проказа была страшная болезнь, которая и теперь встречается, и не только в жарких странах. В древности она считалась неизлечимой, хотя и установлены были законы «об очищении прокаженных», которые, конечно, незачем было бы устанавливать, если бы все прокаженные безвозвратно приговорены были к смерти. Проказа принадлежала, во всяком случае, к наиболее тяжким болезням. Некоторые считают ее незаразной и доказывают это тем, что Нееман был прокаженным и, однако, служил военачальником у сирийского царя; Гиезий, хотя и прокаженный, разговаривает с царем Израильским ( 4Цар.8:4–5 ). Священники должны были осматривать прокаженных тщательно, но ниоткуда не видно, чтобы они заражались проказой. Приводят и мнения современных ученых в доказательство незаразности проказы. Однако предосторожности против нее, принимавшиеся и евреями, и жителями других стран, показывают, что совершенно незаразной ее считать нельзя. Болезнь поражала члены тела, они гнили и отваливались, зубы расшатывались и выпадали, нёбо проваливалось. При жизни каждый прокаженный считался живой смертью , должен был вести себя как умерший, и всем следовало обращаться с ним как с умершим. Каждый прокаженный был нечистым. Христос, как это бывало обыкновенно, отнесся с любовью к прокаженному. Некоторые объясняют смысл его просьбы так: если Ты хочешь, то очисти меня; Ты можешь это сделать. Этого будто бы требует условная частица ν, указывающая на будущее время или на какой-либо возможный случай. По словам Цана, выражение: «если хочешь, указывает на сомнение прокаженного в склонности Иисуса Христа совершить исцеление. Сомнение обусловливалось самим свойством его болезни. Трудно, конечно, судить, как было в действительности, подлинник не дает никакого права говорить ни за, ни против таких толкований. Лучше и безыскуснее объясняет просьбу прокаженного Ориген : «Господи! Через Тебя все делается; ибо если Ты захочешь, то будешь иметь возможность меня очистить. Твоя воля есть дело, и все Твоей воле повинуется. Ты и прежде Неемана сириянина очистил от проказы, и если только захочешь, можешь и меня очистить».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иисус Христос отрицает обе указанные в вопросе причины слепоты: причина эта, говорит Он, не заключается ни в собственных грехах слепого, ни в грехах его родителей. К словам ни сей согреши, ни родителя его нужно, следовательно, присовокупить «что он ради этого родился слепым»; потому что Спаситель здесь говорит, конечно, не о совершенной безгрешности слепого и его родителей. Не входя в исследование причины, Иисус Христос указывает цель слепоты этого человека, именно, показать Его Божественную спасительную силу. Ученики должны только иметь в виду это предназначение, которое Он тотчас исполнит, и вопрос о причине слепоты разрешится сам собою. Да явятся дела Божия на нем (ст. 3). Иисус Христос хотел этим сказать не то, что этот человек родился слепым единственно для той цели, чтобы на нем явились дела Божии, но что это несчастие, это зло как уже существующее должно теперь по воле Божией служить к тому, чтобы в нем через Христа открылся, явил Свою силу Бог. Следовательно, не исключается, что это зло могло служить и для других целей. Дела Божии – это дела, совершенные Богом чрез Христа, и в этом случае – чудесное исцеление слепорожденного. В виду Своего близкого отшествия из мира Иисус Христос говорит: Мне подобает делати дела Пославшего Мя, дóндеже день есть: приидет нощь, егда никтоже может делати (ст. 4). Спаситель сравнивает здесь продолжение Своей земной деятельности со днем, временем труда для людей, а смерть Свою с ночью, временем покоя, и хочет сказать: «Мне нужно пользоваться всяким представляющимся случаем для совершения порученных Мне Богом дел и для засвидетельствования, что Я посланник Божий». Может быть, Он также хотел наперед оправдать этим и то, что предпринимает исцеление в субботу. Егда в мире есмь, то есть находясь в мире, свет есмь миру (ст. 5). Иисус Христос называет здесь Себя светом миру имея в виду предстоящее исцеление слепорожденного. Этим предварительным замечанием Он хочет поставить Своих слушателей на надлежащую точку зрения, с которой они должны смотреть на имевшее последовать чудо. Чудеса Господа имели своею целью не только засвидетельствовать Его Божественное посланничество, но и вместе с тем служить внешними символами Его внутренней духовной деятельности и как бы объяснением Его учения. Христос учил, что Он есть духовный свет миру (8:18), и внешним образом засвидетельствовал это тем, что возвращал физическое зрение телесно слепым. Он сказал: «Отпускаются твои грехи» ( Мф. 9:2 ) и, чтобы показать, что Он имеет власть очищать и от духовной проказы греха, сказал прокаженному телесно: «Хочу, очистись» ( Мф. 8:3 ). Он называл Себя в духовном смысле жизнию и воскресением (11:25) – и воскресил из гроба умершего Лазаря (11 и далее); Он называл Себя хлебом жизни (6:32) – и насытил тысячи несколькими хлебами (6:11 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

И как Христос не возгнушался прокаженного, которого все гнушались, даже не почел осквернением для Себя прикоснуться, вопреки закону, к нечистому человеку, так Он не возгнушается и твоей нечистоты, убелит тебя паче снега и, уничтожив в тебе духовную омертвелость, избавит тебя от сетей вечной смерти. Исцеление кровоточивой Кровоточивыя ток уставил еси, Спасе, прикосновением риз. Господа Иисуса во время Его благовествовательных путешествий обыкновенно сопровождали толпы народа. Одни искали у Него исцеления, другие слушали Его учение. Однажды к сопровождавшему Его и теснившемуся около Него народу присоединилась женщина, страдавшая кровотечением 12 лет. Много потерпела она от многих врачей, истратила на лечение все свое имущество и не получила никакой пользы, но пришла в еще худшее состояние. Слух об Иисусе, исцеляющем недуги, пробудил в ней надежду на исцеление. Она протискивается сквозь толпу, окружавшую Иисуса, и, не объявляя Ему своего желания, тайно прикасается к краю Его одежды в надежде, что как других прикасающихся к Нему исцеляла исходившая из Его тела сила, так и она исцелеет. Надежда ее оправдалась. Но напрасно она надеялась уйти незамеченной Иисусом. Иисус знал, кто получил исцеление от прикосновения к Его одежде, и не хотел оставить исцеленную в заблуждении, будто можно укрыться от Его всеведения. Он спросил: – Кто прикоснулся ко Мне? Ибо Я чувствую силу, исшедшую из Меня. Исцеленная, убедившись, что не может укрыться от Него, падает к Его ногам и открывает всю истину. Без сомнения, ей тяжело было признаться, что у нее была болезнь, делавшая ее по закону нечистой и запрещавшая ей прикасаться к людям, чтобы не осквернить их. Она поступила вопреки этому закону. Но Иисус снисходительно отнесся к ее смущению, естественному в ее положении. Он успокаивает ее, одобряет веру ее, говорит: – Дерзай, дщи, вера твоя спасе тя, иди с миром ( Лк.8:44–48 ). Почудимся беспримерному снисхождению к нам Господа: Неприкосновенный существом бывает прикосновенен для всех. Не одна кровоточивая дерзнула прикоснуться к Нему, весь народ искал прикасаться к Нему ( Лк.6:19 ). К Нему имели доступ все желавшие слушать Его искренне, для пользы душевной, и даже злонамеренно, с целью уловить Его в слове. К Нему приступали все нуждавшиеся в Его помощи в душевных и телесных недугах. Он не отвергал ни одного грешника, как бы ни были тяжки его грехи. Среди увечных и больных, приступавших к Нему, были такие, от которых многие из нас по брезгливости сами убежали бы. Но Христос никого не гнал, никем не гнушался. Его все окружали и теснили ( Лк.8:45 ). К Нему смело приближались обезображенные болезнями, покрытые ранами, грязные и зловонные. К Нему насильно влекут беснуемых и бросают у ног. И Он все терпит, всех допускает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Учение фарисеев состояло, большей частью, в мелочах, в бесполезных словоизвитиях и словопрениях — учение Иисуса Христа было просто и возвышенно, ибо Он говорил, как Сын Божий, как никто до того не говорил, говорил при этом лично от Себя: «А Я говорю вам» — в словах Его ясно чувствовалась Божественная власть и сила. 8. ИСЦЕЛЕНИЕ ПРОКАЖЕННОГО (Матфея 8:1-4) Когда Господь Иисус Христос сошел после Своей Нагорной проповеди с горы, за Ним последовало множество слушавшего Его и несомненно глубоко потрясенного Его проповедью народа. И вот к Нему вновь, как это было уже однажды, о чем повествуют Евангелисты Марк и Лука (Мрк. 1:40-45 и Лк. 5:12-16) , подошел прокаженный, прося об исцелении его ужасной болезни. Конечно, это далеко не было единичным случаем исцеления прокаженных, принимая во внимание то множество чудес всевозможных исцелений, которое вообще совершил Господь за время Своего общественного служения людям. Неудивительно, что этот случай описывается сходно с первым; неудивительно, что и этому прокаженному Господь приказал явиться к священнику для того, чтобы тот, согласно предписанию закона Моисеева, засвидетельствовал бы официально факт исцеления, без чего бывший прокаженный даже не мог возвратиться опять в общество здоровых людей: все бы его боялись, зная его, как больного страшной болезнью проказой, и сторонились бы его. Господь приказал исцеленному молчать об исцелении, но немедленно идти показаться священнику. Некоторые толкователи полагают, что если бы исцеленный не пошел сразу же во Иерусалим к священнику, а стал бы разглашать о совершившемся над ним чуде исцеления, то молва об исцелении могла бы дойти до Иерусалима раньше его прихода, и тогда священники, враждебные Господу, стали бы утверждать, что исцеленный вовсе и не был болен проказой. 9. ИСЦЕЛЕНИЕ СЛУГИ КАПЕРНАУМСКОГО СОТНИКА (Матфея 8:5-13; Луки 7:1-10) Вслед за тем Господь вошел в Капернаум, где совершил чудо заочного исцеления слуги римского сотника, по-видимому стоявшего во главе римского гарнизона из сотни воинов, каковые гарнизоны стояли тогда стражей в некоторых городах Палестины, подвластной римлянам.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

«Если хочешь, можешь меня очистить» ( Мф.8:2 ). Человек тот видел, что Господь не всех мертвых воскрешает и не всех больных исцеляет, на этом основании он думал, что исцеляет (только) тех, кого хочет (исцелить), и потому сказал Ему: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Вследствие этого Господь посредством неблаговоления показал, что Он исцеляет не по лицеприятию. Однако, поскольку (прокаженный) веровал, говоря: «Если хочешь, можешь меня очистить», то Господь исцелением его открыл, что Он не отвергает веры. Кроме того, так как прокаженный видел, что разными наставлениями, даваемыми относительно проказы священниками, прокаженные (только) обременяются, не получая от них исцеления, то обряды закона по этой причине потеряли в глазах его силу, и потому он сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить» ( Мф.8:2 ). И Господь ради таковых (его) помышлений прогневался на него и потом повелел ему: «И ди, покажись священникам и исполни закон, который ты презираешь» (ср. Мф.8:4 ). Далее, сделал это потому, что прокаженный думал, что Христос имеет такое же мнение (о законе, как и он), поскольку видел, что Он нарушает нечто из закона. Но заметь и то, что Христос гневался не на него, а на проказу. «Если хочешь, можешь меня очистить... И простер... руку» (ср. Мф.8:2, 3 ). Что простер руку, в этом, говорят, заключается нарушение закона, ибо по закону нечисто все, что касается проказы. Но Господь отнюдь не прикоснулся к прокаженному, а распростер над ним Свою целительную десницу. Оказался ли врагом закона, это мы увидим, перечитывая вновь то, что следует (в рассказе далее). Показал, что природа (сама по себе) есть благо, потому что пополнил ее недостаток, и, посылая его к священникам, утвердил священство. Затем, повелевая (ему) принести дары за свое очищение, разве (этим) не утвердил закон, как и тем, что добавил: «как... повелел вам Моисей» (ср. Мф.8:4 )? Много повелений о проказе дал им Моисей, но они не могли получить от них никакой пользы; с явлением же Христа явилось и исцеление чрез слово и отменило многие роды повелений (Моисея), к которым относится, кажется, и закон о проказе. «И ди к священникам для свидетельства их» (ср. Мф.8:4 ), ибо предписано было, чтобы они исследовали проказу перед очищением и после перенесения (очищения от) проказы служили свидетелями (выздоровления). Христос сказал это о повелениях древнего закона Моисея и призвал их в свидетельство Своего учения, говоря: «Как... повелел Моисей» (ср. Мф.8:4 ). Этими словами научил, что они не отменяются Им, но (напротив) становятся глашатаями Его перед лицом народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Касательно нарушенного прокаженным приказания хранить молчание и о том, он, «вышедши, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем ( Мк.1:45 ), мнения толкователей не одинаковы. Характеристическую черту и глубокое различие между римско-католическими и протестантскими толкователями составляет то, что первые, сколько известно, все без исключения скорее похваляют, чем осуждают этих людей за неисполнение строгого и сопряженного с угрозою повеления Христа никому не разглашать о полученном ими даре, и что учители той Церкви видят в этом непослушании неудержимое излияние благодарных сердец, что, в сущности, должно считаться не грехом, а заслугой. Некоторые из древних, например Феофилакт, не обинуясь утверждают, что эти люди вовсе не были ослушниками, разглашая о чуде, что Христос вовсе не имел намерения обязать их заповедию молчания, но предписал ее по Своему смирению и не оскорбился их непослушанием. Что касается до толкователей протестантских, для которых слово Божие есть безусловное правило и закон и которые не допускают поклонения Богу посредством самопроизвольных дел, а следуют образцу, им указанному, то все они считают, что повиновение лучше жертвы, хотя бы жертва предназначалась для особенного чествования Божия ( 1Цар.15:21 ). Потому разглашение чуда вопреки повелению Христа они считают недостатком в вере ослушников, виною, которую нельзя оправдать, хотя и признают, что она истекает из благодарного сердца. Изъяснение св. Исидора Пелусиота 4-го стиха 8-й главы Евангелия от Матфея Творения свв. отцов, т. 34 Прокаженному повелено было принести предписанный законом дар для того, чтобы показать согласие двух заветов, а также и то, что Совершивший исцеление ныне есть Один и Тот же с Давшим закон. Исцеление расслабленного в Капернауме (Мф.9:1–8) «Воскресное чтение», 1825 В чем состоял этот недуг расслабления? Судя по описанию и по самому названию больных такого рода в Евангелии ( παραθλυτικος, от παρα’λυσις), это была та же или почти та же самая болезнь, которая у нас также теперь известна под именем паралича и обнаруживается поражением и ослаблением нервов в организме человека в большей или меньшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

По крайней мере, еврейские раввины не обладали никакими средствами для ее лечения, хотя и считали исцеление от нее возможным по милосердию Божию. Прокаженные считались мертвыми, а прикосновение к ним было одним из главных осквернений. Вместо того, чтобы позаботиться о такого рода больных, доставить им приют, пищу, одежду и прочее, к ним относились с крайним бессердечием. Один раввин бросал камни в прокаженных, чтобы удержать их от себя как можно дальше. Лицо, прикоснувшееся к прокаженному, считалось нечистым в течение семи дней. Прокаженным запрещалось входить в окруженные стенами города под страхом наказания в сорок ударов плетью без одного. Они считались заживо погребенными, должны были завязывать подбородок платком, а, при встрече с кем-нибудь, кричать: «Нечисть! нечисть!» Никто не должен был приветствовать прокаженных. Им запрещалось умывать лицо. Один раввин не хотел есть яйца, купленного на улице, где был прокаженный. Христос отнесся в прокаженному совершенно иначе, чем раввины и народ. При этом он не боялся осквернения от прокаженного. Он был чист и безгрешен и к Нему не могло пристать никакого осквернения. Исцеление расслабленного в Капернауме Mamф. IX, 1–8 ; Mapk. II, 1–12 ; Лyk. V, 17–26 После Своего путешествия по Галилее Господь опять пришел в Капернаум. Пронесся слух, что Он остановился в доме Петра. Тотчас собралось множество народа, так что даже и за дверями не было места. Господь начал учить народ. Сидели тут фарисеи и книжники, пришедшие из всех мест Галилеи, Иудеи и Иерусалима. В это время к дому подошли четыре человека с расслабленным и старались внести его в дом, чтобы положить пред Иисусом. Но они не имели возможности приблизиться к Нему за многолюдством. Поэтому они обошли вокруг дома и по особой лестнице, устраивавшейся около домов, или же по плоским крышам соседних домов, прошли на плоскую же крышу дома, принадлежавшего Петру. Господь находился или внутри дома, или вне его, на галерее, из которой несколько дверей вело во внутренние комнаты. В первом случае несшие параличного могли раскрыть отверстие, которое обыкновенно устраивается в еврейских домах из внутренних комнат на крышу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Изложение частных событий царственно-мессианского служения Спасителя евангелист открывает чудесным освобождением людей от страданий зла, частнее – от немощей и болезней телесных, указуя в этом исполнение пророчества Исаии об Отроке Иеговы, вземлющем немощи наши и несущем болезни наши (8, 17 ср. Иса. 53, 4 и Иоан. 1, 29 ). Чем сильнее чувственно-националистический эгоизм иудаизма разжигался мечтаниями фарисействующего зилотизма о внешних поразительных деяниях ожидаемого Мессии царя для освобождения Израиля от внешнеполитического гнета язычников и от чувственно-телесных бедствий (голода, болезней, угнетения политического, социального и семейного и пр. и пр.), тем важнее было для Евангелиста направить сердца своих соплеменников на другую, предвозвещенную в Ветхом Завете и не безъизвестную лучшим представителям раввинизма, нравственную задачу царственного служения Мессии – внутреннее очищение и духовное возрождение самого человека, как на условие его истинного блаженства и действительного спасения, поскольку настоящей причиной всех страданий человечества внешних и внутренних – служит грех человека. Притом и по степени чудотворности (в отношении, конечно, к человеку, а не к всемогуществу Бога) исцеление человека должно стоять выше других чудес. Божественное всемогущество не может, конечно, иметь никаких ограничений, так что, например, истребление людей водой или огнем, потопление войска Фараонова, умерщвление первенцев Египетских и небесная манна для божественного всемогущества одинаково легки, как и укрощение бури, изгнание беса из человека и воскресение мертвеца. Но при исцелении телесных и душевных страданий человеческих, как необходимых следствий греха и явлений нравственно-волевых, божественное всемогущество может или волит действовать только под условием нравственно-волевого содействия со стороны исцеляемого и спасаемого. Насилие здесь было бы противно началам действенности божественного всемогущества. Всемогущий Бог совершил чудо создания мира посредством Своего Слова – Сына, независимо от воли еще не существовавших тварей: но спасти согрешившего человека мог уже только Сам ставший человеком Сын Божий, дабы возбудить в нравственно-разумном существе волю к отвержению зла и спасению. Таким образом создать человека Бог мог без человека, но спасти человека Он не мог и не может без человека, почему Сын Божий должен был стать человеком и возбуждать веру в человеке 2 . I) Исцеление прокаженного: 8.1 – 4 ср. Марк. 1, 40 – 45 и Лук. 5, 12 – 16

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010