протоиерей Николай Зефиров Первое соборное послание святого апостола Петра Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его ( Мф.17 ; Мф.26 ; Лк.8:45–51 ). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес ( Деян.2:22–24 ); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись ( Деян.5:16 ). Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию ( Гал.2:11 ; 1Пет.1:1; 5:13 ; 1Кор.1:12 ), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным. Читатели послания Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Разделы портала «Азбука веры» В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк.2:3, 5 ). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение 1  для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) 2 .

http://azbyka.ru/obshhee-soborovanie-ist...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Болезни – одно из последствия грехопадения, следствие отпадения человека от Бога , связанное с порчей человеческого естества, выражаемое в отклонении от нормального, естественного для человека здорового состояния; ущерб, недостаток здоровья. В соответствии с Евангелием болезни человека можно подразделить на две группы: 1) телесные, психические, психосоматические; 2) духовно-нравственные (например, духовная слепота). Христианское отношение к болезни бывает связано с пониманием её как: Гюстав Доре. Иисус исцеляет больных ( Мф.15:29-31 ). Учил ли Иисус Христос молиться за больных? Скорби и болезни сопровождают людей на протяжении земной жизни. Церковь учит, что правильное отношение христианина к скорбям, в том числе связанным с перенесением различных заболеваний, может способствовать его духовно-нравственному преуспеянию. Заметим, что иногда именно скорби от болезней побуждают людей обратиться ко Господу, особенно, если речь идёт о таких тяжелых заболеваниях, когда все испробованные человеком естественные врачебные средства оказываются бессильными его исцелить. Но следует ли из этого автоматически, что христианин не должен (не вправе) противостоять тем или иным болезненным недугам? Отнюдь. Известно, что во время осуществления Своего земного служения Господь Иисус Христос утешил множество скорбящих, исцелил множество немощных, болящих людей. Посылая апостолов на проповедь, Он наделил их особою властью «…врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф.10:11 ). По Вознесении Господа апостолы, при содействии Божьем, продолжали совершать чудеса исцелений. Разумеется, они это делали не своей собственной силой, но при посредстве Божественной благодати , в соответствии с тем учением, которое им преподал Господь. Примеры избавления людей от болезней, по действию Божьему, известны нам и из истории Ветхого Завета. Одной из ярчайших иллюстраций в этой связи является исцеление царя Езекии. Так, когда он заболел смертельной болезнью и, будучи уведомлен Божьим пророком, что не выздоровеет, но умрёт, стал сердечно молиться, и Бог «услышал» его молитву. В результате ему было обещано через того же пророка, что он выздоровеет и проживет ещё 15 лет ( 4Цар.20:1-6 ).

http://azbyka.ru/bolezn

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Герман (Чесноков) Проповедь перед чином изгнания злых духов из человека " loading="" decoding="" title=""/> По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Уважаемый читатель! В этой брошюре мы изложили проповедь при отчитке одержимых злыми духами. В Троице-Сергиевой Лавре ежедневно в храме Иоанна Предтечи мы совершаем чин-последование молитв над больными людьми. Со всей России стекаются к нам за исцелением больные, одержимые нечистыми, злыми духами-демонами. Речь тут идет об особого рода болезнях, в медицине они называются душевными, а в многовековой практике врачевания Русской Православной Церкви — порчей и беснованием. Под беснованием подразумевается более сильное душевное повреждение: говорят в таких случаях, что бес вошел в сердце человека. Мы помогаем больным исцелиться от этого тяжкого недуга. В храме мы читаем специальные молитвы, составленные святыми отцами еще 4го века, помазываем святым елеем, окропляем святой Богоявленской водой, осеняем крестом. При этом бесы порой проявляют себя нечеловеческими голосами, как бы каркают и рычат, вопиют, бьются, плачут, сотрясают одержимых, заставляя их совершать странные телодвижения. Иногда привозят из других городов больных, связанных цепями. Перед чтением молитв от болезней и злых духов мы неукоснительно говорим проповедь, в которой исследуются причины болезней, и даем советы, как можно избежать козней диавола. Архимандрит ГЕРМАН Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Все вы сегодня собрались в этой святой древней обители Преподобного Сергия, в храме Святого Иоанна Предтечи, чтобы послушать молитвы для больных людей и получить помощь от Господа Бога. Но прежде чем начать нашу проповедь и чтение молитв, необходимо спросить у вас: все ли вы крещены в Православной Церкви? Здесь мы принимаем только крещеных православных христиан. Если все крещены, тогда, может быть, кто из вас забыл- надеть крест на шею? Без креста присутствие в храме, тем более на этих молитвах, недопустимо. Требуем, чтобы у вас всех были кресты.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-pere...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 2. Недели Триоди Цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Неделя о Расслабленном I. Евангельское чтение. Зачало 1. Евангелие от святого апостола Иоанна 5:1–15 1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. Практический очерк содержания рядового чтения. Иисус Христос, как Врач души и тела 1. Он исцеляет телесные болезни, как бы они ни были неизлечимы. а)  Болезни составляют всеобщее явление между людьми , как последствие первородного греха: “ множество больных, слепых, хромых, иссохших ” (ст. 3).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Санкт-Петербург. Церковь Георгия Победоносца при Георгиевской общине сестер милосердия. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Конец 60-х и начало 70-х годов XIX в. ознаменованы самыми полезными и капитальными благотворительными учреждениями со стороны Всероссийского общества Красного Креста, руководимого его покровительницей Государыней Марией Александровной. В промежуток этого же времени были открыты обществом Красного Креста фельдшерские женские курсы в 1870 году, а II и V комитетами общества, по соизволению государыни Марии Александровны и под покровительством императрицы Марии Федоровны, была осуществлена заветная идея графини Е.Н. Гейден, одной из главных представительниц помянутых комитетов, т.е. было положено начало общины св. Георгия сестер милосердия, имеющей целью безвозмездное пользование больных и раненых в военное и мирное время. Первоначальное, весьма скромное по размерам учреждение это, по желанию великой княгини Елены Павловны, приютилось при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия, отчасти потому, что средства нового учреждения еще не позволяли приобрести собственного помещения, а главное для того, чтобы впервые набранный контингент сестер мог приглядеться и приучиться к уходу за больными под руководством опытных уже сестер Крестовоздвиженской общины... В 1871 г. община перешла в приобретенный в собственность дом от лейб-медика Нароновича, на Петербургской стороне, по набережной реки Большой Невки. Тут почва для благотворительной деятельности общины оказалось наиболее пригодной: берега реки Большой Невки застроены множеством разнообразных фабрик и заводов, привлекающих десятки тысяч рабочего люда, для которых община явилась ключем живой воды для исцеления их болезней и неизбежных увечий при фабричной работе. Теперь община св. Георгия, из первоначальной маленькой больнички на 8 кроватей, выросла в обширное с вполне правильной организацией, занимающей целый большой четырехэтажный каменный дом, и где увеличение числа больных и сестер вызвало потребность в церкви.

http://sobory.ru/article/?object=24687

Слово того же грешного монаха о расслабленном, по Бытию и по евангельскому повествованию, – в четвертую неделю по Пасхе Неизмерима небесная высота, неисследима преисподняя глубина, непостижима и тайна Божьего промысла, ибо велика и несказанна милость его к человеческому роду, та, которой были мы помилованы. Потому должны мы, братья, славословить, петь и восхвалять Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, возвещая о великих его чудесах, сколько он их ни сотворил, ибо непостижимы они и ангелам, не то что людям. Ныне вот побеседуем о расслабленном, о ком сегодня помянул сам Господь, кого призрел он и помиловал, – того, кем пренебрегли врачи, кого забыли погружавшие больных в купель служители; все они, когда вскипала вода, печась о здравии богатых, отталкивали того, кого ныне благой человеколюбец Христос исцелил словом, – ибо врач он нашим душам и телам, и слово его было делом. Глаголет евангелист: пришел Иисус в Иерусалим в преполовение еврейского праздника, когда множество народа со всех городов собирается по обычаю в Иерусалим. Тогда и Господь пришел, помогая всячески своим рабам и обличая безумие непокорных иудеев; поистине, пришел, чтобы найти заблудших и спасти погибших. Много сотворил он чудес по всей Палестине, но не веруют ему и в ответ на благодать хулят его, называя соблазнителем и лжецом. Потому пришел он при стечении множества народа к Силуамскому водоему, что зовется Вифезда, или Овчая купель (ибо там внутренности жертвенных овец полоскали). Над ней был храм с пятью притворами, и там лежало множество больных, хромых и слепых, и страждущих другими недугами, чающих движения воды; ибо ангел Господень приходил и возмущал воду, и первый, кто входил в нее после возмущения, исцелялся. И был это прообраз святого крещения. Ибо не всегда вода та исцеляла, но лишь когда возмущал ее ангел. А теперь к крестильной купели сам владыка ангелов, Святой Дух, приходит и ее освящает и подает здравие душам и телам и грехам очищение; если кто ослеп разумом, или охромел неверием, или иссох от отчаяния за многие преступления, или расслаблен еретическим учением – всех крещальная вода делает здоровыми. Та купель многих принимала, но одного исцеляла, да и то не всегда, а единожды в лето, – а крещальная купель всякий день многих оживляет и делает здоровыми. Ведь даже если люди со всей земли придут к крещению, не уменьшится Божья благодать, подающая всем исцеление от недугов греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Толкование Евангелия на каждый день года. Суббота 20-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 19 зач., 5, 17—26 Когда учил Иисус, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, — вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чем лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.   Когда ты болен, не ропщи, но молись Господу, и Он исцелит тебя. От Вышнего приходит врачевание, как царский подарок, — говорит Премудрый в Ветхом Завете. Оттого, что мы все больны болезнью к смерти, пришел к нам Господь и предлагает лечение, как никто другой раньше не делал этого. Исполнились времена, приблизилось Царство. Врач здесь, и все больные народа Божия будут исцелены. Тем не менее, все гораздо глубже, чем нам порою хотелось бы. Как удивительно открывает нам это сегодняшнее Евангелие! Толпы народа следуют за Господом, и многие не могут скрыть своего волнения. Если Он исцелил одного сегодня утром, почему не исцеляет других? Будет ли Он всегда столь же щедрым, не покинет ли Он эту страну? И когда Господь снова останавливается в доме своих друзей в Капернауме, все спешат к Нему и приводят больных и одержимых. Все идут сюда, кто опираясь на костыль, кто опираясь на брата, кто на спине своей матери, дом заполнен до предела, и на улице стоит народ, и все жадно слушают, что говорит Христос. Все лица обращены к Нему, только бы коснуться, просто коснуться Его руки или края одежды, встретиться с Его взглядом. Его уже знают достаточно хорошо, знают, что Он беззащитен перед тем, кто плачет и молит, что Он не переносит никакого притворства и зла, что от Него исходит сила, которая исцеляет всех.

http://pravoslavie.ru/3690.html

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю восьмую (Мф.14:14–22) Над слепыми, и хромыми, и сухорукими, и прокаженными, идропиками и расслабленными, глухими и немыми, лихорадочными, кровоточивыми, бесными показал Богочеловек Иисус Божественное Свое милосердие и явил беспредельную Свою силу. Исцелил всякую болезнь и немощь, изгнал бесов, воскресил мертвых, воздвиг и из гроба четверодневного Лазаря, сотворил чудеса многие, велия и преестественные. Нынешнее же священное Евангелие возвестило нам и еще новый вид чудеси, равно великого и поразительного. Пятью хлебами и двумя рыбами насытил пять тысяч мужей, кроме тамо бывших жен и детей, да еще и осталось хлеба дванадесять полных с укрухами кошниц. Сие не токмо доказывает благоутробие и всемогущество Иисуса Христа, но и вливает в сердца в Него верующих многое дерзновение и великую надежду. Кто с верою отверзет слух и со благоговением послушает толкования нынешних Евангельских слов, тот узрит Промысл Божий, не токмо врачующий болезни наши, но и предупреждающий всякую нужду, и избавляющий нас от всякой напасти. Подадите убо слову нашему слышание, внимание, веру, благоговение, да вселится в сердцах ваших надежда Божия, святая и спасительная. Мф.14:14 .  Во время оно, виде Иисус мног народ, и милосердова о них, и исцели недужныя их. Слышав Господь неправедное убийство Предтечи и Крестителя Иоанна, удалился от Иерусалима и пришел в пустыню близ града Вифсаиды, да успокоится тамо со учениками Своими наедине ( Мф.14:12–13 ; Мк.6:6, 45 ). Народ же окрестных градов узнав, что Иисус от Иерусалима удалился, немедленно с женами и детьми путешествуя, в след за Ним пустился с толикою поспешностию и пришел в оную пустыню, что не успел взять с собою ни малейшей пищи. Видев Благоутробный таковую веру и ревность их, умилосердился над ними, и прежде много поучил их, как пишет Евангелист Марко, потом, хотя ни один Его не просил, исцелил всех больных, которых туда приносили ( Мк.6:34 ). Из чего великая надежда возрождается в сердцах наших. Ежели Человеколюбец безо всякого ходатайства, ради единой веры и ревности народа, умилосердясь, исцелил больных между ним: то кольми паче умилосердится над нами, если мы, будучи немощными, с верою и благоговением простирая руки, будем просить Его, да исцелит немощи наши. Видно же, что Богочеловек чрез несколько часов продолжал слово учения Своего, или толикое множество было недужных, что между тем, как каждый из оных к Нему подходил для получения исцеления, прошел день и наступил вечер. Ибо пишет Евангелист:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Второй год служения Христова 27. Вторая пасха. Иисус в Иерусалиме. Исцеление расслабленного. Ин. 5:1–18 На праздник пасхи Иисус Христос пошел в Иерусалим. В Иерусалиме одни из ворот городской стены назывались овечьими, потому что через них прогонялись в храм овцы для жертвоприношений. У этих ворот была купальня, к которой вели пять крытых ходов или галерей. По временам вода в этой купальне возмущалась, становилась мутною; и кто первый погружался в нее, тот получал исцеление от всякой болезни, какою бы ни страдал. Купальня эта называлась домом милосердия или милости Божией: только по милости Божией к народу она могла иметь такое чудесно-целебное свойство. И все объясняли это свойство тем, что, по повелению Божию, Ангел сходил иногда в нее и возмущал воду. В галереях этой купальни всегда лежало много больных, ожидавших возмущения воды. Лежал тут же и один несчастный, страдавший уже тридцать восемь лет. Увидя его, Господь спросил: Хочешь ли быть здоров? Хочу, Господи отвечал , но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Сострадая беспомощному положению несчастного, Господь сказал: Встань! возьми постель свою и ходи. Исцеление произошло мгновенно: больной встал, взял постель, на которой лежал, и пошел. Навстречу ему шли начальники иудейские, остановили его и сказали: «Сегодня суббота; в субботу нельзя нести постель» – Исцеленный отвечал: «Кто меня исцелил, Тот сказал мне: возьми постель твою и ходи». – Его спросили: «Кто тот Человек, который сказал тебе это?» – Но исцеленный не знал своего Благодетеля, потому что Христос, совершив это чудо, вмешался в толпу народа. Исцеленный пошел в храм благодарить Бога за дарованную милость. Там встретил его Господь и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Узнав своего Исцелителя, бывший расслабленный пошел к начальникам и объявил, что исцелил его Иисус. И стали они упрекать Иисуса в нарушении субботы. А Он ответил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю . Эти слова надо понимать так: Бог действует постоянно, непрерывно; и никто не смеет упрекать Его в нарушении субботнего покоя. Поэтому нельзя упрекать и Иисуса Христа, потому что Он делает то, что и Отец Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010