Если первый период есть период откровения преимущественно Сына Божия, но вкупе со Св. Духом и Отцом, то второй – по преимуществу откровения Духа Св., но вкупе с Сыном и Отцом. Мы живем в царстве по преимуществу Духа Св. или в периоде приведения всех Духом Св. ко Христу и чрез Христа к Отцу. Ныне, говорит св. Григорий Богослов в день пятидесятницы, «мы празднуем пришествие Духа, окончательное завершение обетования... оканчиваются дела Христовы телесные... начинаются дела Духа» 10 . Не нужно только при этом забывать, что, как выражается св. Василий великий , «Дух, во всяком действовании соединен и неразделен с Отцом и Сыном » 11 . 2) Домостроительство человеческого спасения И. Христом и усвоение спасения каждого отдельного лица во Христе Духом Св. – В особенности нужно помнить, что Дух содевает наше спасение во Христе и со Христом. Во Христе – как источнике спасения, как совершителе спасения всего рода человеческого чрез искупление; со Христом, – как соустроителем вместе с Духом спасения каждого человека. Дух Св. устраивает наше спасение на основе дела Христова и не без соучастия нашего Искупителя. В отношении же Господа нашего И. Христа к спасению каждого из нас нужно различать домостроительство или устроение всего потребного для спасения и содевание спасения каждого из нас. Первое, т. е. устроение всего потребного для нашего спасения совершено Господом нашим И. Христом во время земной Его жизни воплощением, уничижением, крестною Его смертью , воскресением, вознесением, и седением одесную Отца – совершено по благоволению Бога Отца со Св. Духом. В воплотившемся Сыне Божьем, нашем Искупителе дан всему роду человеческому неисчерпаемый источник новой жизни с Богом и в Боге, вместо прежней греховной, в удалении от Бога. Но этот приснотекущий в жизнь вечную источник воды живой во Христе Иисусе, Господе нашем, течет для нас в Духе Св. или чрез Духа Св. По словам самого Христа Спасителя, реки воды живой истекают из Него, но чрез Духа Его святого (Иоан. 37–39), согласно с чем и ап. Павел замечает, что «никтоже может рещи Господа Иисуса точию Духом Святым» ( 1Kop. XII, 3 ). Он, Дух Св. привлекает нас ко Христу, усвояет нам все потребное для нашего спасения, уготованное нам нашим Искупителем, переливает в нас, так сказать, струи животворящей жизни Христовой, прививает нас к Нему, как диких маслин. И если Христос приходит к нам и, по Его обещанию, обитает в нас, то только чрез Духа Св. и вместе с Ним содевает наше спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Жажда истины — вот первое условие, необходимое нам, чтобы, подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога. И истина непостижимой святости Божией и Его милосердия поразит сердце наше, и в свете этой истины мы увидим и истину своего падения, истину своей греховности. И живое чувство горя приведет нас к Источнику живой воды, и Божия благодать своей живительной силой восстановит нас от падения, доставит духовную свободу уму, освободит от оков греха. Други наши, мы живем ныне в такое уплотненное время, когда опыт духовного прозябения и возрастания в жизни человека совершается зримо, не растягиваясь на десятилетия. Но вот здесь, сейчас, оно, это прозябение, совершается с нами. Человек “был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (Лк. 15, 32). Сколько таких живых мертвецов пришли ныне с распутий жизни в Церковь, водимые единственным чувством,— жаждой истины. И Господь творит чудо,— восставляя мертвых к жизни. Вслед за жаждой истины скоро, очень скоро начинает в жаждущем появляться и познание истины, ибо Господь открывает Себя жаждущему. Истина — это и есть Сам Господь. “Аз есмь Путь и Истина и Жизнь”,— говорит Он о Себе в Священном Писании. И сила Божия неминуемо является вместе с Богом в нашу жизнь в Таинствах Церкви, становясь в нас источником живой воды, текущей в Жизнь Вечную. Истина — это есть и слово Божие — живое, всегда действенное, ведущее жаждущего путника по пути жизни. “…слово Твое есть истина” ,— свидетельствует Писание (Ин. 17, 17). Истина — это и Дух Истины, Дух Святой, Дух Божий, от Отца исходящий, Сыном же являемый. “Дух Святой наставит нас на всякую правду”. Вот три живоносные струи одного ИсточникаИсточника Жизни Духа. Но лишь вера во Христа дарует познание этой живоносной истины. А вот и еще последнее условие, без которого завянет росток ожившего духа. Надо нам жить истиной каждую минуту, надо ощущать свою жизнь постоянно в присутствии Живого Бога. Вот Он здесь, со мной. Он видит мои поступки, Он предвосхищает чувства моего сердца, Он зрит движение моего ума.

http://pravmir.ru/slovo-v-nedelyu-5-yu-p...

Отец Гавриил говорил: «Выше всех канонов и уставов - любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека, отвратителен перед Богом. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога». Человека, не имеющего в себе любви, он сравнивал с кувшином без дна. Сегодня в монастырь Самтавро стекается непрерывный поток страждущих и немощных людей. Житие, наставления и посмертные чудеса святого записаны в книге архимандрита Кириона (Ониани) «Юродивый Гавриил (Ургебадзе), преподобноисповедник», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря, а также в книге «Диадема старца Гавриила» издательства ПСТГУ. «Авво Давиде, моли Бога о нас» Особенно запоминающейся для паломников стала поездка к источнику святого Давида Гареджийского на склоне горы Мтацминда и в Кахетинскую пустыню, где расположен комплекс пещерных монастырей VI века «Давид Гареджа». Почитание святого Давида Гареджийского среди грузин можно сравнить с почитанием в русском народе святых Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. В России не так много людей, которые знакомы с житием этого подвижника, а в Грузии его знает буквально каждый. Особенно почитают его женщины. К целебному источнику преподобного Давида тянутся длинные вереницы паломниц. Святой старец - скорый помощник в женских недугах и молитвенник пред Господом о даровании неплодным женам долгожданных чад. Давид Гареджийский прибыл в Иверию из Сирии или Каппадокии спустя двести лет после распространения на этой земле христианства, около середины VI века. Для своих апостольских трудов он избрал город Тбилиси. Святой поселился на горе Мтацминда. Как повествует предание, отец Давид по четвергам спускался с горы к жителям и своими проповедями утверждал в них христианскую веру. Таким образом старец нажил себе немало врагов и завистников. В памяти грузинского народа до сих пор жива одна удивительная история. В буклете, издаваемом храмом «Мама Давиди», имеется подробное описание этого случая: «На месте ныне существующей Кашветской церкви, что на проспекте Руставели, жила дочь одного из жителей города. Девица эта, соблазненная кем-то, забеременела. Наученная и подкупленная врагами отца Давида, она оклеветала святого подвижника. Но праведный отец всенародно обличил клеветницу: дотронувшись посохом до ее чрева, он спросил зачатого ребенка: " Я ли отец твой? " . Из утробы девицы послышался голос " Не ты... " ».

http://ruskline.ru/opp/2018/avgust/2018-...

22) ( ξος) Напоили оцетом Источника сладких потоков, подали желчь Одождившему манною и Источившему водныя струи из камня. Он же, биенный тростию, (ею же) подписал изгнание врага. Обнаженный на кресте, Он снял с врагов (Своих одежду) жизни 2 . Принесший радость мертвым и живым, снятый с древа, Он обвит был плащаницею, положившись во гробе, да ликует Адам. 23) ( μνησον) Сего воспой, ты земнородный, восхвали (в песнях) пострадавшаго и умершаго за тебя (Господа), и вскоре узрев душею Его (опять) живым, приими (Его) с радостию. Ибо Христос хощет воскреснуть из гроба и обновить тебя, о человек! И так приготовь (в сретение) Ему душу чистую, дабы Он сделал тебя (и) здесь жителем неба. Царь твой скоро приидет, и исполнит радостию Церковь Свою, да ликует Адам. Источник : Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове./Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 118 –124 2. Перевод П.И.Цветкова СТРАДАНИЯ ХРИСТОВЫ. Пролог. Кончилось Вражды 3 тиранство, Слезы высушены Евы Вольной страстию Твоею, Христе Человеколюбче! Ею обновлен умерший, Ею в рай введен разбойник... Веселись, ликуй, Адам! 4 1. Небо! Долу ниспади!.. В хаос погрузись, земля! Солнце! Не дерзни смотреть На Владыку своего, Изволеньем собственным На Кресте Распятаго!.. Камни! Распадайтеся, Ибо Камень жизни днесь 5 В ребра прободается! Разрывайся надвое, Ты, завеса храмная, Ибо тело Господа Копием пронзается Беззаконников!.. Вся тварь При страдании Творца Да вздыхает в трепете!.. Веселись, ликуй, Адам!.. 6 2. Спасе мой! Ты взял мое, Чтоб Твое я получил... Ты подъял страдание, Чтобы я страстей моих Полным властелином был... Я из гроба возведен, Смерти быв добычею, Ты во гробе положен И нас в рай вновь водворил... В преисподнюю сойдя, Ты возвел меня горе... Двери адския узрев,

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

4 . Блаж. Феофилакт болгарский : „действует благодать и чрез недостойных, так что мы освящаемся и чрез недостойных иереев“ („In Matth“., VII). Для объяснения этих мыслей можно указать на то, что и чрез сухой, безжизненный канал может передаваться живительная влага, что доброе семя принесет свой плод, будет ли брошена в землю чистыми или нечистыми руками, что солнечный луч, протекая и нечистые среды, не делается от того нечистым. (См. „Прав.-догм. Богосл“. – Макария, 1853 г, т V, стр. 59–61). I. Таинство Крещения 1. Беседа о Таинстве Крещения I. Святое Крещение омывает нас от первородного греха, чрез троекратное во имя Отца и Сына и Святого Духа погружение в водяные струи, при наитии на них благодати. Оно творческою силою имени Отца и Сына и Святого Духа возрождает нас к новой жизни уже не по ветхому праотцу, который заразил весь род свой духовною болезнью и тлением греха (потому что рожденное не может быть совершеннее родившего, и от зараженного источника естественно идет зараженный поток), но по новому человеку, Христу Богу, Который все Собою обновил и собственным принятием Крещения сообщил божественную силу Таинству. Как в самую минуту Крещения Спасителя видимо явилась миру троичность Лиц Единого Божества: глас Отца возвестил о Сыне, и Святой Дух снисшел в виде голубине, и как Спаситель, посылая в мир апостолов, повелел им: „шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа“ ( Мф. 28:19 ): так и святая Церковь , ни на одну йоту не отступая от слов Христовых, производит в число чад Его тремя погружениями, во имя каждого лица Святой Троицы, что самое составляет основание и сущность святого Крещения; прочие же молитвы и обряды только поясняют Таинство или приготовляют к нему верующих. В первые века Церкви готовящиеся к святому Крещению назывались оглашенными, потому что оглашались первоначальным учением веры; они не могли быть в храме во время совершения Таинств; благонадёжнейшие из них и уже назначенные к просвещению приготовляемы были в течение целого поста молитвами и поучениями к принятию Таинства, и во время первой половины литургии позволялось им находиться в притворе храма до особой о них молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В богородичных тропарях этой службы Церковь испрашивает ходатайство у Пречистой Девы Марии лишь за верных: «Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» (Песнь 8). Лаодикийский Собор запрещает членам Церкви молитвенное поминовение умерших, погребенных на неправославных кладбищах (ранее ведь еретиков и иноверцев хоронили отдельно от православных): «На кладбища всяких еретиков, или в так именуемыя у них мученическия места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенными общения церковного на некое время» (Правило 9). В толковании на это правило епископ Никодим (Милаш) отмечал: «Данное правило Лаодикийского Собора воспрещает православному, или, как сказано в тексте «церковным», каждому принадлежащему к Церкви, посещать ради молитвы и богослужения такие еретические места, так как в противном случае его можно заподозрить в склонности к той или иной ереси и не считать православным по убеждению». Ведь заупокойная молитва в кладбищенских храмах и часовнях совершается, согласно Служебнику, о «зде лежащих и повсюду православных». За «зде лежащих иноверцев» Церковь не молится. Так что заупокойная лития архимандрита Виктора (Бедя) по униату и фашистскому палачу Роману Шухевичу имеет чисто политическое направление, служа пропаганде идей нацизма нео-бандеровского образца, который ныне так набирает силу на Украине. Ранее некоторые возжелавшие «незалежности» от Русской Матери Церкви церковные деятели обзывали православно-патриотические движения, за которыми стоит большинство мирян, «политическим православием». На счет этого термина Патриарх Кирилл справедливо отметил, что он «не понимает, что это такое». Но если уж искать случаи попрания канонов ради торжества политической идеологии, то как раз деятельность ректора Ужгородской «богословской академии» - ярчайший тому пример. Но он как раз осыпан многими наградами Митрополии УПЦ МП.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/08/re...

Канон Богородицы со ирмосом на 6 и апостола на 8, глас 8. Песнь 1 Ирмос: Песнь возслем, людие,/Чудному Богу нашему,/свободившему Израиля от работы,/песнь победную поюще и вопиюще,/поим Тебе, Единому Владыце. Колесница Божия пресветлая был еси,/Всесвятое нося Имя пред человеки, Луко всечестне,/колесницы и тристаты прелести погружая крепко. Струю приим жизни, зноем изсыхаемый безбожия, напоил еси мир, Луко всеблаженне,/тучами Богоразумия,/из чрева твоего изскачущими. Блистанием Духа, Луко, и жития чистотою озаряем,/яко молния, треблаженне, Богоданно сиял еси всей вселенней, просвещая верных сердца. Богородичен: Радуйся, всесвятый храме, руно Богоросное,/запечатанный источниче безсмертныя Струи,/стадо Твое, Владычице, сохраняй от всех ратных непленимо. Катавасия: Отверзу уста моя Песнь 3 Ирмос: Несть свят, яко Господь,/и несть праведен, яко Бог наш,/Егоже поет вся тварь:/несть праведен, паче Тебе, Господи. Возсияв, яко солнце, проповеданием,/Церкве украсил еси, Луко, утверждение,/прелести мглу теплотою веры истаив, всеблаженне. Скрижали изсекл еси Боголепныя от камене, пребогате, Божия воплощения,/оскорд 26 имея Божественный язык твой и уста Богодухновенная. Во облак всесветлый входяй/и облаком покрываемь,/приял еси, премудре, Новый Закон,/перстом Духа писанный на сердцы твоем. Богородичен: Несть непорочны, яко Ты, Владычице,/и несть пречисты, паче Тебе, Всенепорочная:/во чреве бо Бога Слова вместила еси,/Единаго Многомилостиваго. Седален, глас 8. Подобен: Премудрости: Яко сошественник Павлов явився,/различныя беды терпеливне претерпел еси,/всехвальне Господень апостоле,/и течение страданием совершив веры,/с ним в вышних веселишися, блаженне./Тем и миру Христово Евангелие проповедав,/просветил еси подсолнечную всю, Луко всечестне./Моли Христа Бога грехов оставление подати празднующим любовию святую память твою. Слава, и ныне, Богородичен: Солнца облаче разумнаго,/Божественнаго Света светильниче златокованный,/Нескверная, Неблазная, Всенепорочная Владычице,/омраченную душу мою ослеплением страстей/безстрастия зарею просвети, молюся,/и оскверненное мое сердце омый потоки умиления,/покаяния же слезами,/и от тимения 27 мя очисти дел моих, да любовию зову Ти:/Богородице Приснодево, моли Христа Бога/прегрешений оставление подати ми,/Тебе бо имею надежду, раб Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нанедренник , или панагия – Нанедренник, иначе енколпий, т.е. «наперстник», или панагия, т.е. «всесвятая», есть небольшая круглая икона лика Спасителя или Божией Матери. Панагию носят на недрех, персях, груди архиереи и некоторые архимандриты. Нанедренник, носимый архиереем на персях, напоминает, что архиерей постоянно должен иметь в своем сердце Господа и ходатайницу пред Богом Матерь Божию. Крест – При крещении крест возлагается на каждого христианина в знак того, что он есть последователь Христа. Этот крест обыкновенно носят под одеждою. Священнослужители же имеют крест сверх одежды, для постоянного памятования, что они не только должны носить в сердце, но и пред всеми исповедовать Господа распятого, и указывается Уставом целовать крест на персях. Митра означает повязку, диадему, венец, в богослужебных книгах митра называется «шапкою». Митра есть царское украшение и даруется священнослужителю потому, что он в служении изображает Царя Христа. Митра служит и знаком власти, даруемой служителю Церкви. Вместе с тем митра напоминает о терновом венце, который был положен на голове Спасителя мира, и о том сударе, которым была обвита голова погребенного ( Ин. 20:7 ), но воссиявшего из гроба Христа Живодавца. Мантия , иначе палий, есть монашеская одежда, покрывающая собою все тело, кроме головы. Мантия своею свободною развиваемостью изображает крылатость ангелов и потому называется ангельскою одеждою. Мантия объемлет собою все тело; этим выражается всепокрывающая сила Божия, а также строгость, благоговение и смирение монашеской жизни и то, что у монаха ни руки, ни другие члены не живут и неспособны для мирской деятельности, но все мертвы. Кроме архиереев мантию носят архимандриты и простые монахи. Мантия архиерейская имеет ту особенность, что она не черного цвета, как монашеская, а лилового или другого, и на ней нашиваются так называемые «скрижали» и, главным образом, «источники». Скрижали (поматы) бывают и у мантии архимандритов. Скрижалями называются четырехугольные платы цветной материи, нашиваемые к верхним и нижним краям мантии. Они изображают собою Ветхий и Новый Завет , откуда священнослужители должны почерпать учение. Источниками же называются разных цветов ленты (большею частью – белого и красного цвета), которые нашиваются вдоль мантии и изображают струи учения, которое истекает из уст архиерея. На мантии архиерея есть звонки. Они были и на верхней одежде иудейского первосвященника ( Исх. 28:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но как выразим Спасителю нашему свое сострадание, когда ни ум наш, ни наши уста, ни наше сердце и ничто другое не имеет в себе и доли спасительной чистоты? Станем ли целовать Его язвы своими устами? Но они нечисты у нас. Языком ли своим пожелаем возвеличить страдания Христовы? Но наш язык осквернен неправдоглаголанием, клеветой, ложью, досаждением, укорением и празднословием. Сердцем ли спострадаем Христу? Но и оно нечисто у нас. И оно осквернено раздражением, гневом, злобою, самолюбием и всякой земной похотью. Не лучше ли нам с вами, подобно женам-мироносицам, смиренно отойти от гроба Спасителя и издали наблюдать, как будут достойные целовать тело Иисусово? Никто не дерзай сего творити! Христос лежит безгласен, но язвами Своими Он всем вопиет: «Приидите ко Мне и прикоснитесь к Моим язвам, целуйте их и лобзайте, и Я исцелю вас. Я для того и язвлен и мучим был, чтобы источить вам струи живительной силы». Приди же ко гробу Спасителя всякий: в священный ли сан облеченный или простой мирской человек; старцы и юноши, старицы и девы — приди и лобзай Христовы язвы! Пусть нечисты твои уста, пусть осквернены твои ум и сердце, но ты иди к Спасителевым ранам, как к источникам целительной воды. Иди с сокрушенным сердцем, иди не как праведник, а как нуждающийся в исцелении. Омой в Христовых ранах свою нечистоту слезами покаяния. Христе Иисусе, нас ради поруганный и распятый, источи нашим душевным ранам Свою живительную силу, исцели греховность нашего сердца, нашей воли и ума и помяни нас, егда при-идеши во царствии Твое. Аминь. О стремлении к Пасхе вечной (В день отдания Пасхи) О Пасха велия и священнейшая, Христе!.. Тропарь 2й девятой песни пасхального канона В течение всего пасхального периода мы с вами, возлюбленные братья и сестры, наслаждались величием и торжеством Святой Пасхи. Как никогда в эти священные дни мы чувствовали над собой Божию милость и Христову любовь. Мы ликовали, мы радовались, мы прославляли в пениях и песнях духовных ВИНОВНИКА сего великого торжества. Как хорошо нам было в эти дни! О, Пасха велия и священнейшая! Ты возвышала наш ум, ты очищала наше сердце, ты укрепляла нашу веру. Пасха! Ты ясно и убедительно свидетельствовала нам о том, что Христос есть истинный Бог и истинный человек. Ты подтвердила высоту Христова учения, приносящего человеку радость и покой. Пасха! ПАСХА! Ты засвидетельствовала величайшую истину, что ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Ты разрешила много лет мучивший древних философов вопрос: есть ли жизнь за гробом. Ты ясно сказала об этом: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

О если бы восстановилась и Межигорская, и это очаровательное место, созданное для жилища иноков, возвратилось опять безмолвию пустынному! Тогда бы горы огласились вновь ликами иноческими, и старый Днепр, встрепенувшись при столь отрадном звуке после полувекового безмолвия, на быстрых волнах своих донес бы гул сей в обрадованную матерь городов Русских: тогда бы опять лавра, как средоточие молитвы, на десять поприщ вверх по реке до Межигорья и на десять вниз до Китаевой пустыни, ограждена была возникшими из нее обителями, которые, как передовая стража, охраняли сию древнейшую духовную твердыню всея Руси. – Может быть, и сбудется когда-нибудь благоговейное желание! Было время, когда незабвенный наш историограф грустил о запустении и древней обители Симоновской! – «Часто прихожу, писал он, на то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Симонова монастыря, и почти всегда встречал там весну: туда же прихожу и в мрачные дни осенние горевать вместе с природою: страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробовых камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет; иногда вхожу в кельи и представляю себе тех, которые в них жили, – печальная картина!» – И вот обитель Симоновская опять во всем ее блеске! А в Межигорской нет такого запустения, как было некогда в Симоновой; все еще цело, и даже обновлены обе церкви, кельи и часть ограды; – недостает только иноков для богослужения. Но какая очаровательная Фиваида в лесистых удольях Межигория! как уединенно и отрадно звучит прозрачный горный ключ, прозванный Звонками, ибо во дни благосостояния обители чистые струи его, падая на металлические полосы, издавали гармонические звуки. Малая беседка его осеняет любимое отдохновение отшельников Межигорских; там любили они погружаться в созерцание, под тенью развесистых ракит и тополей, в живописной долине, по которой струится между дерев светлый ручей. Какое обилие виноградников, вишен, яблонь и груш на обеих горах, как бы нарочно раздвинувшихся, чтобы дать место обители! – Это были плодовитые сады ее, которыми издавна она славилась, и как хорош этот синий Днепр с своим диким Заднепровьем в каменистой раме утесов! На обрыве его стоит монастырь; вокруг него одни только горы, леса и воды, лишь изредка оживляемые белым ветрилом, но уже не Запорожским, и не причаливают более легкие челноки Сечи, ходившие добывать за море в дальний Требизонд сокровища Анатолии для украшения любимой своей обители. Читать далее Источник: Путешествие по святым местам русским/[А.Н. Муравьёв] : в 4-х Частях. - 5-е изд. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1863./Ч. 1. - VIII, II, 324 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010