2 . Существовал некогда на Орронте Божий град Антиохия, гремевший величием театров, красотою портиков, зданиями храмов, многочисленностью граждан и несметными богатствами и далеко превосходивший (во всем этом) почти все восточные города. Но время и рука варваров уничтожили его благосостояние: хотя и теперь еще он блистает крепкими башнями, сильными бойницами, цветущими лугами и струями разливающихся вокруг его вод; благодаря тому, что у самого города тихо течет река, опоясывает его и окружает его укрепления влажными кольцами. Кроме того он изрядно орошается водами Кастальского источника, волны когорого струятся вокруг его на подобие ключей и частыми протоками каналов омывают весь город и наполняют его струями, так как, благодаря щедрости и великодушию основателя города, воды из этого источника проведены в город чрез горы. Здесь пресловутое предместие Дафны украшается как венком богатой и разнообразной растительностью. (Тут же) и дивная гора, на которой обитал чудный Симеон. С ними граничит Чорная гора и Скопел, на которых древле многие боголюбивые человеки, искавшие Бога, обрели Его, и ныне есть такие из спасающихся, которые обитают в лесных чащах тех гор, красотою их привлекаемые. Кастальский источник, пробивающийся посреди двух холмов из подножия одного из них, обращенного к морю, огромной массой воды как бы из пасти извергается: тут и портик (бассейн) громадный усматривается, охватывающий волны источника; из него (портика) вода, переполняясь до краев, разделяется на два русла. Одно из них, направляясь по каналам, проведенным по возвышенностям и делаясь как бы воздушною рекой, проникает в город с правой возвышенной стороны; а другое при левом источнике, протекая по низменностям, разливается лагунами и орошает весь луг Дафны и смешивается с потоками Орронта с левой стороны. Дивная гора, помещаясь между городом и морем, является чем-то особенным и приятным для глаз зрителей; ибо, гранича с одной стороны с городом, с другой – с (известным) Росо, она в свою очередь имеет у себя с обеих сторон Скопел и так называемый Кавказ. А река Орронт, струясь безчисленными извилинами у подошвы горы, изливает свои струи в море. На вершине этой горы великий оный муж, предавшись молчальничеству, и восхождения положив в сердце 1 , в теле делается как бы превыше тела и тщится с телом соделаться эфирным и занять средину между Богом и людьми. И как соделалось это диво с боголюбивым оным мужем, я разъясню. Руками каменотесов вырубивши углубление в вершине дивной горы, он устроил монолитный или односоставный монастырь, посреди которого обтесавши цельный столп, на нем положил восхождения, на камени, по писанию, утвердив стопы 2 , на восток солнца воздвигает прекрасный Богу храм: в нем собирает своих учеников; и в то время как сам он под открытым небом, а они внутри церкви, стоя целую ночь, приносили Богу подобающую святым службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот период произведения византийских исихастов переводились в Болгарии, Сербии и других православных странах на церковнославянский язык и многие из этих переводов доставлялись на Русь. Русские последователи исихазма практиковали «умную молитву», изучая не только произведения древней святоотеческой традиции, но и сочинения Григория Синаита. В середине XIV столетия, — подчеркивает И.Ф. Мейендорф, — преподобный Сергий, великий основатель русского монашества, и многие его ученики предавались Иисусовой молитве. Богатая библиотека основанной преп.Сергием Лавры Святой Троицы включала переводы Григория Синаита, сделанные в XIV b. Кроме того, многие монахи совершали паломничества на Афон и там учились безмолвничеству из самого его источника» . Роль преп. Сергия Радонежского как крупнейшего древнерусского просветителя, живо откликнувшегося на  идею Возрождения Православия, рожденную  в христоцентричной  культуре Византии XIV b., подчеркивал П.А. Флоренский. «Все духовные силы царства Ромеев, — писал он в своем труде «Троице-Сергиева лавра и Россия», — тут вновь пробуждаются — и в умозрении, и в поэзии, и в изобразительных искусствах. Древняя Русь возжигает пламя своей культуры непосредственно из священного огня Византии, из рук в руки принимая как свое драгоценнейшее достояние... В преподобного Сергия, как в воспринимающее око, собираются в один фокус достижения греческого средневековья... от преподобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут, как из нового центра объединения, наполняя собой русский народ» . Г.М. Прохоров говорит о преп. Сергии Радонежском в аспекте личностного типа эпохи: «Наиболее же ярким русским представителем нового, сложившегося в Восточной Европе типа монаха — созерцателя, общественного деятеля, организатора и советчика был в XIV веке, конечно, сам преп.Сергий Радонежский, стремившийся, чтобы в сердце его воссияло “мысленное солнце правды”, устроитель и глава монашеского общежития, ставшего на Руси культурным центром и “центром новых мистических настроений”, и основатель многих других монастырей, человек, принимавший активное участие и в политической жизни и борьбе своего времени, и всей Русской земли нашей учитель и наставник» .

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/19/...

Епископ Якутский Роман: Погружение в прорубь полезно только с молитвой Никакое сакральное действие не может совершаться помимо нее, без нее, вопреки ей. 17 января, 2013 Никакое сакральное действие не может совершаться помимо нее, без нее, вопреки ей. Епископ Якутский и Ленский Роман на сайте «Православная Якутия» обратился  к боголюбивой пастве в дни Крещения Господня: Дорогие братия и сестры! В эти светлые дни Православная Церковь, торжественно прославив Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа, отмечает великий праздник – Крещение Господне, или Богоявление. Издавна наш благочестивый народ любит всем сердцем Праздник Крещения Господнего. Обращаясь к неисчерпаемому источнику богословия – православному богослужению – мы вместе со всей полнотой Православия призваны уяснить духовный смысл Богоявления. Вода – древнейший религиозный символ. В Священном Писании в рассказе о сотворении мира упоминается о воде: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:2) Таким образом, вода становится символом зарождения и обновления жизни. Именно поэтому вода часто воспринималась во многих культурах как первичная субстанция. Но после грехопадения прародителей – вся земля несет печать проклятия (Быт. 3:17). Не осталось ничего, чтобы было изъято из катастрофических последствий, все подвержено тлению, в том числе и символ жизни — вода. Господь Иисус Христос – Новый Адам (1Кор.15:45); и как через ветхого Адама все существующее стало причастно тлению и смерти, так через Иисуса Христа – все освящается, обновляется, оживотворяется. Во Христе весь мир получает новое существование, становится новым творением (2Кор.5:17). В молитве, которую священник от имени всех молящихся читает во время освящения воды, говорится «Ты и иорданские струи освятил, ниспослав с небес Всесвятого Твоего Духа и сокрушил головы гнездящихся там змиев». Слова эти объясняют нам, что Господь Иисус Христос, приняв Крещение от руки Иоанна Предтечи, тогда, две тысячи лет назад, освятил и изъял водную стихию из абсолютной власти тления, уничтожив над ней власть духов злобы и назначив ей стать источником возрождения, очищения и чистоты.

http://pravmir.ru/episkop-yakutskij-roma...

Жития святых жен в пустынях Востока: отшельницы Фиваидские, гор Нитрийской и Фермийской, пустынь Келлий, Сетейской, Каламонской, Порфирионской и Каламской, Египетские и Палестинские. Книга 1 Источник Отшельницы Фиваидские, гор Нитрийской и Фермийской, пустынь Келий, Сетейской, Каламонской, и Каламской, Египетские и Палестинские. Предварительное пояснение Содержание предлагаемого Сборника, цель, назначение и непререкаемая польза чтения такой книги, очевидно, освобождают ее от всякой надобности ссылаться на источники, прибегать к указаниям и цитатам, в бесполезное утолщение выпусков и в увеличение их цены не допустили однако же, в этом отношении, некоторые изъятия, особенно по поводу превосходного последнего труда многоученого писателя нашего, Архиепископа Черниговского и Нежинского, покойного Высокопр. Филарета (Историческое учение об отцах церкви. Спб. 1859 г.). Это понятно; монастырские уставы, правила аскетической жизни, духовное руководство, самые добродетели тех подвижниц, жития которых мы представляем, были плодами трудов, уроков и личного примера сих великих отцов, как и основание обителей и руководство ими, было их же делом. Кто были те отцы, что значили они, какими всегда признавала и признает их церковь , – не может быть засвидетельствовано ничем вернее, как упомянутым сочинением. За сим остается только пояснить, почему мы обратились, как к основанию нашего Сборника, к труду Марена 1 , издание которого составляет теперь почти редкость, не только библиографическую, но и редкость в ряду подобных книг западных писателей, по ее высокому беспристрастию и тщательности добросовестной обработки. Не имея важного, почти общего этого рода изданиям недостатка, – сухости, мелочности, сопровождаемой многоречием, этот труд не представляет и той отрывочной краткости, в которой одною чертой, одним изречением человека, желают познакомить с его мировоззрением и с ним самим, тех, которые никак не могут еще стать на высоту здравой, глубокой оценки известного изречения или действия, т. е. людей, требующих не крепкой пищи, здоровой для возмужалых, а мягкой пищи приличной младенцам. Им нужна повесть о полноте и выдержанности целой жизни, со многими ее переходами и борьбами, из которых всегда, как из неиссякаемого источника чистой веры, вырывались струи святых слов и дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > За чертой горизонта Мир Валерия Воронина 11.08.2020 765 Время на чтение 6 минут Поистине, непостижим человек. Подобен артезианскому источнику, неустанно льющему из земных недр чистейшие струи. Почти тридцать лет знаю я ветлужского резчика по дереву Валерия Воронина, автора мастерски исполненных миниатюрных скульптур и сюжетных панно. На одном из них - деликатного, настольного формата - выстроились три старинных храма Ветлуги: Троицкий, Екатерининская церковь, Воскресенский собор. Не перечислительно, а как бы духовно скрепляющих ориентиры славного в прошлом селения, которому императрица Екатерина II пожаловала статус Города. Да и кто в сегодняшней Ветлуге не знает " мастера на все руки " Валерия Воронина, искусного реставратора старинной мебели, которая ещё водится в таких же старинных деревянных домах. Но не только ради тонкой работы приглашают к себе безотказного мастера, а - кому упавший забор залатать, скосить заполонившую сад траву, наладить обветшавший огородный инвентарь, просто помочь одиноким и старым людям. Казалось бы, небогата внешними событиями биография Валерия: после восьмилетки - училище, армия, работа... Но уже в 70-е прослеживается, будто чётко намеченная судьбой, - " линия жизни " . Да, училище, но знаменитое Хохломское в городе Семёнове. Корни мастерства, которому там обучают, восходят к древним, народным промыслам Северной Руси. Деревянная заготовка должна была превратиться в диск изысканной тарелки, в чашу, шкатулку... А когда наносились на них чёрно-золотые завитки узоров, казалось, изделие начинало звучать. Было и ещё одно художественное училище в биографии Воронина - Нижегородское. Знаменательно, что темой своей дипломной работы Валерий избрал - оформление магазина Народных Промыслов на улице Покровка (тогда - Свердловская) В Нижнем Новгороде (тогда - городе Горьком). И вот - юбилейная выставка к 65-летию художника в Ветлужском Краеведческом музее. Я ожидала увидеть резные скульптуры, рельефные образы панорам, а открыла - незаурядного художника-монументалиста. Автор свободно чувствует себя - и в легендарных мифах античности, и в залах, где звучат космические Фуги Баха, и наедине - лицом к лицу - с исповедниками христианской веры в Поветлужье...

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/11/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ЗЛАТОСТРУЙ» некалендарный четий сборник относительно устойчивого состава, содержащий Слова и поучения, к-рые преимущественно надписаны именем свт. Иоанна Златоуста (из них часть действительно принадлежит свт. Иоанну, часть текстов, в т. ч. слав. происхождения, ему приписана). Известно несколько десятков списков «З.» XI-XIX вв. (полных сборников и фрагментов), из них ок. 40 рукописей младше XVII в. Выделяют пространную, краткую, особую (определена М. С. Фоминой) и саратовскую (определена амер. славистом У. Р. Федером) редакции сборника. Списки, содержащие сборник целиком,- восточнослав. происхождения, только в восточнославянских списках известна пространная редакция «З.». Во всех списках пространной редакции «З.» вслед за оглавлением помещается «Прилог», где сообщается, что «З.» был составлен болг. царем Симеоном (893-927), к-рый, «Божественного писания испытав и всех учитель нравы, и обычаи, и мудрость разумев», выбрал «словеса от всех книг» свт. Иоанна Златоуста и составил из них книгу, именуемую «З.», т. к. «сладкие речи» ее, словно «златые струи», омывают души людей. Исследователи по-разному интерпретировали этот текст: И. И. Срезневский считал, что «Прилог» мог принадлежать перу царя Симеона, В. Н. Малинин предлагал называть «Прилог» панегириком царю, составленным неизвестным книжником. При этом у всех исследователей не вызывала сомнения связь прототипа «З.» с этим болг. правителем. Малинин показал, что составитель прототипа «З.» использовал не труды свт. Иоанна Златоуста, но визант. сборники, содержащие извлечения из сочинений святителя или их переработки. В частности, источниками для «З.» могли быть компиляции из нравоучительных частей Бесед свт. Иоанна на новозаветные книги (Евангелие от Иоанна, Деяния св. апостолов, Послания ап. Павла к Римлянам, к Коринфянам, к Филиппийцам, к Тимофею, к Титу, к Евреям). Впосл. в сборник вошел ряд др. статей. К позднейшим дополнениям к пространной редакции следует отнести неск.

http://pravenc.ru/text/199905.html

Основа спасения Глава 1 Предисловие Духовно-нравственная литература нашей Православной Церкви очень богата руководствами для ищущих спасения души. Но так как творения святых отцов не всем доступны, к тому же не все имеют достаточно времени для чтения пространных сочинений, то и предпринято составление настоящей книги – «Духовно-нравственные поучения», в которую, как в сокровищницу, собрано много хорошего, ценного из поучений святых отцов, и особенно подвижников благочестия последнего времени. При составлении этой книги имелись в виду: краткость и ясность изложения, желание помочь в деле спасения, особенно тем, кто вверил мне свои души как духовному отцу для духовного руководства. Возлюбленные, читайте и перечитывайте предложенное здесь вам учение! Вы усмотрите в нем чудное свойство: оно переполнено жизни и силы, оно читается каждый раз, как бы читалось в первый раз, изливая в душу читателя обильно струи духовного разума и благодатных ощущений. Призываю благословение Божие на малый труд сей и прошу, да отверзутся благодатию Его ум и сердца читающих, стремящихся ко спасению и заботящихся об исполнении святой воли Его, по реченному: «Пути Твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя». Молитвенно с вами пребывающий ваш Д.О.С Что такое спасение «Направи мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей» ( Пс. 85,11 ). В православно-христианском вероучении особое место принадлежит учению о спасении. Что такое спасение? От кого оно исходит? Почему оно необходимо? На все эти вопросы православные христиане должны знать четкие и ясные ответы. Спасение есть прежде всего избавление от греха, очищение от всякой скверны, избавление от власти обычаев мира, противных заповедям Христа, от насилия диавола, от рабства тлению, от грядущего гнева Божия, наконец от вечной смерти мучения с диаволом. Спасение человека уготовано Богом от вечности. Своим источником оно имеет ЛЮБОВЬ Божию, милосердие и долготерпение Божие к человеческому роду. Бог благоволил спасти человека Единородным Сыном, Которого мы называем своим Спасителем. Он есть Бог нашего спасения, пришедый в мир спасти погибшего человека. Таким образом, спасение есть дело Божие. Оно воссияло нам туне, т. е. даром.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Поучение в день Святого Богоявления. Из древнего сборника (XVII в.). – „Статир» Тот, Кто знает число звезд небесных и всем им дает имена, Кому известно количество песчинок в море и каплей в дожде, Кто положил предел воде и основания суше, Кто сообщил небу – красоту, солнцу – свет, Кто направляет движения ветров, и установил порядок времен и лет, – Творец веков и всякого дыхания Создатель соделался человеком. Пречистый и безгрешный ныне просит крещения и очищения. Кому со страхом предстоят Ангелы, Архангелы и все небесные Силы, – преклоняет главу под бренную руку, и от раба Своего просит крещения, чтобы в водах потопить грехи всего мира. Об этом ясно повествует нам Евангелие от Матфея в зачале шестом. Во время оно прииде Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:13–14 )? Это новое таинство, Христолюбцы, превышает всякий ум и слово. Живущий во свете неприступном, Свет светлейший всякого света, тщится принять крещение. По истине, это – великая и неизреченная тайна, полная радости и веселия, зрелище, достойное удивления! Иоанн взял к себе грешников; но, увидев Безгрешного, вострепетал, убоялся и недоумевал: как это Владыка пришел к рабу, Бог – к человеку, Всевышний – к ничтожному, Зодчий – к глине, Небесный – к земному, Солнце – к деннице, Море – к ручейку, Царь – к воину, Свет – к светильнику, Проповеданный к пророку, Очиститель – к очищаемому, Разрешитель грехов – к проповеднику покаяния, Бессмертный – к смертному, Творец – к твари! О, тайна предивная! О, дар неисповедимый! Иоанн возражает, Ангелы благоговеют, небеса отверзаются, глас Отца слышится, Дух Святой сходит, Иордан готовит струи, чтобы принять неестественный Огнь и освятиться от Очищающего все. Владыка повелевает рабу, Иоанн отрицается. Узнав Владыку, он воскликнул: се Агнец Божий вземляй грехи мира ( Ин. 1:20 ), – Агнец Божий непорочный и чистейший, о Котором предвозвестили древние пророки, Которого видел в образе своего закалаемого сына Авраам. А когда Иоанн увидел Его идущим ко крещению, то возопил с ужасом: «Ты ли идешь ко мне? Не смею я, сено, прикоснуться -к Огню: не смею и, брение, приблизиться к Источнику жизни. Я прошу у Тебя очищения, я имею нужду в крещении от Тебя. Освяти меня и воды». Вот – раб благоговейный и смиренный! Хотя он и видел Владыку своего в образе человека, однако же познал в Нем истинного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Разделы портала «Азбука веры» ( 13  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Незакатный свет Мне не верилось, что когда-то побываю на Святой земле. И теперь, когда уже дважды был на ней, не верится, что своими ногами ступал по следам Спасителя. Все как приснилось: и в этом дивном сиянии лучезарного сна вновь и вновь, уже совершенно бесплотно, иду по долинам и горам Палестины. Господи Боже мой, это я, грешный, поднимался на Фавор, это мое грешное тело погружалось в целебные струи Иордана, мои глаза видели Мертвое море и долину Иосафата, мои руки касались мрамора и гранита Голгофы и Вифлеема. И это я пил из источника Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете. Я, грешный, стоял на развалинах дворца царя Ирода, откуда был отдан приказ убить вифлеемских младенцев. Четырнадцать тысяч ангельских душ возлетели, славя Господа, к престолу Всевышнего, а еще через тридцать три года в страшную пятницу эти ангелы божии рыдали у распятия Христа, а в воскресенье вместе со всеми небесными силами славили его воскресение. Все, что только можно, прочел я о Святой земле. Эти описания очень разные. Сходятся они в одном: все авторы говорят о бессилии выразить словами впечатление от Святой земли. Молитвенность — вот слово, которое постоянно звучит в памяти слуха, когда уносишься в ветхозаветные и новозаветные времена Святой земли. Все здесь молитвенно: медленные, редкие облака над Хевроном, зеленое и золотое сияние холмистых берегов Тивериадского моря, синее и серебристое мерцание его поверхности, по которой «яко по суху» ходил Иисус Христос, темная зелень и выгорающая трава горы Блаженств, тихое шелестение ветра в листьях деревьев Фавора, жаркое дыхание раскаленных серо-коричневых склонов Сорокадневной горы, ласковое прохладное течение хрустальных вод Иордана… все-все говорит нам о святости и вечности. И о том, что именно здесь свершилась победа над смертью, именно здесь Господь открыл тайну спасения души. Она легка: не надо грешить. И она тяжела: не грешить трудно. Мы стремимся к Святой земле, потому что чаем спасения.

http://azbyka.ru/fiction/nezakatnyj-svet...

Текст Святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст Святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника.  Святое Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа При часе 5-м дне (11-й час дня – А.Р.) знаменует в великое, и потом во вся тяжкая. И собравшеся во храм, начинаем Вечерню: и поем обычный псалом. Таже ектениа великая. И по ектении, аще будет в субботу, стихословим, Б лажен муж: кафисму всю. Аще же в неделю, поем 1-й антифон. Аще же во иныя дни, стихологиа не бывает. Но абие поем, Г осподи, воззвах, на глас 2. Иерей же творит проскомидию. Диакон кадит церковь по обычаю. И мы поем: Стихиры праздника на 8, глас 2. [Самогласны Иоанна монаха:] П росветителя нашего, просвещающаго всякаго человека, видев Предтеча креститися пришедша, радуется душею, и трепещет, рукою показует Его, и глаголет людем: Сей избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления. О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе. [Дважды.] И збавителю нашему от раба крещаему, и Духа пришествием свидетельствуему, ужасошася зряще ангельская воинства. Глас же с небесе принесеся от Отца: Сей, Егоже Предтеча рукою крещает, Сын Мой есть возлюбленный, о Немже благоволих. Христе Боже наш слава Тебе. [Дважды.] И орданския струи Тебе источника прияша, и Утешитель в виде голубине схождаше. Приклоняет верх, Приклонивый небеса. Зовет и вопиет брение Зиждителю: что ми повелеваеши, яже выше мене? Аз требую Твоего крещения. О безгрешный Христе Боже наш, слава Тебе. [Дважды.] С пасти хотя заблуждшаго человека, не не сподобился еси в рабий зрак облещися, подобаше бо Тебе Владыце и Богу восприяти наша за ны: Тебе бо крещшуся плотию Избавителю, оставления сподобил еси нас, темже вопием Ти: Христе Боже наш, слава Тебе. [Дважды.]

http://pravmir.ru/chto-poetsya-v-xrame-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010