«Херсонес в годы Великой Отечественной войны» – тематическая экскурсия в музее-заповеднике В этом году исполняется 80 лет со дня освобождения Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков. Этому важнейшему историческому событию посвящена тематическая экскурсия «Херсонес в годы Великой Отечественной войны». С 6 мая по 28 июня ее участники смогут узнать о жизни Херсонеса в годы Великой Отечественной войны, о том, как сотрудники музея сопротивлялись врагу и как до последнего боролись за уникальную коллекцию памятников и древностей. Экскурсоводы проведут гостей по улицам древнего города и расскажут о событиях военного времени. Их повествование дополнят архивные кадры 1930–1950-х годов, на которых запечатлены виды Херсонеса тех лет, повседневность и находки, этапы восстановления мирной жизни и портреты сотрудников музея того времени. Все это поможет воссоздать картину прошлых лет и представить тогдашнюю жизнь музея и его сотрудников. После прогулки по городищу гости посетят тематическую выставку «Высеченные в камне имена», рассказывающую о героях Херсонеса, его патриотах и защитниках. Затем в шатре в Саду миниатюр состоится мастер-класс, в рамках которого гости увидят презентацию и выполнят задания в «Дневнике музейного полка», что поможет им закрепить полученные на экскурсии знания. После этого участники постарше смогут выразить словами свою благодарность воинам, отстоявшим свободу нашей Родины, написав «Письмо солдату», а совсем юные гости нарисуют «Салют Победы». Приглашаем всех узнать больше о людях, ценой своей жизни отстоявших мирное будущее нашей Родины, и посетить экскурсию «Херсонес в годы Великой Отечественной войны». Запись на экскурсию по телефону: +7 918 059-82-11 (можно через Telegram или WhamsApp). Стоимость билета: 550 рублей с человека. Экскурсии проводятся с 6 мая по 28 июня 2024 года, только по предварительной записи. Отдел по связям с общественностью Государственного музея-заповедника " Херсонес Таврический " 1 мая 2024 г. скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/159970.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве открылась выставка " Обратная перспектива: предметный мир восточного и западного Христианства " 19.11.2013 В московском Музее современной истории России открылась вставка " Обратная перспектива. Предметный мир восточного и западного христианства середины XIX в. - XX вв. " , организованная Государственным центральным музеем современной истории России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации совместно с Отделом внешних церковных связей Московского патриархата, Апостольской нунциатурой (дипломатическая миссия Ватикана) в Российской Федерации и Службой литургических церемоний Верховного понтифика Ватикана. Экспонаты, предлагаемые вниманию зрителей, представляют историю Православной и Католической церквей за последние сто лет. На выставке показаны церковные облачения и утварь из собраний Апостольской Нунциатуры в Российской Федерации, Церковно-археологического кабинета Московской Духовной Академии, московских католических приходов Собора Непорочного Зачатия Девы Марии, храма Святого Людовика Французского, фондовых коллекций Государственного центрального музея современной истории России и Государственного исторического музея. По словам генерального директора Музея современной истории России Сергея Архангелова, среди выставочных проектов музея выставка " Обратная перспектива " занимает особое место. " Она представляет собой уникальную возможность представить широкой публике аспект не столько теологический, сколько культурный, экспонируя символику восточной и западной ветвей христианства в литургическом облачении и церковной утвари " , - приводит слова Архангелова. " Мы убеждены, что данная выставка станет одним из важнейших событий в духовной и культурной жизни России и послужит делу укрепления межцерковного сотрудничества и дальнейшему развитию культурных связей между Россией и Ватиканом " , - приводит " Благовест-инфо " слова гендиректора.

http://drevo-info.ru/news/16251.html

  2 С. Шварц. Доклад о деятельности и результатах работы Комиссии по учету и изъятию ценностей в ТССР 19 июня 1922 г.   …Характерно отметить действия профессоров-экспертов – предста­вителей Главмузея – по определению историко-художественных предметов гр[аждан] Миронова и Сокола, всячески стремившихся отстоять даже такие предметы, которые не имеют ни исторической, ни художественной ценности. Проф[ессор] Миронов в одном из особых мнений пишет: «Нахожу недопустимым изъятие 3 потиров», лишь потому, что в храме имеется три престола, ссылаясь при этом на канонические правила церкви. На вопрос «Входит ли в компетенции экспертов Главмузея подобного рода защита» Миронов ответил: «Нет». По имеющимся в Татполитотделе сведениям, на одном из собраний духовенства проф[ессор] Сокол, оправдываясь перед нападками духовенства, заявил, что он отстаивал и такие предметы, которые совершенно и не обязан защищать, и не его беда, что все-таки такие предметы комиссией были изъяты. Проф[ессор] Сокол в данном случае об­винял духовенство, упрекая их в том, что они не сумели обставить дело так, как это нужно было...     © Степанов А. Ф., 2014 Национальный архив Республики Татарстан (далее – НА РТ), ф. Р–1172, оп. 3, д.1415, л. 29–29 об. Рукописный подлинник на бланке Казанского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников старины и искусства, подписи – автографы. Круглая печать Казанского подотдела. Там же, ф. Р–2021, оп. 1, д. 30, л. 24 об.–25. Александр Георгиевич Кудинов, педагог-музеевед, заведующий отделением педагогики Казанского музея с июня 1919 г. Екатерина Эдуардовна Адольф (род. 1894 г.), сотрудник Этнографического музея, преподаватель Казанского университета, с апреля 1922 г. заведующий этнографическим отделом Казанского музея. Вячеслав Алексеевич Мизерский (род. 1867/68 г.), смотритель здания, завхоз, казначей, член коллегии Центрального музея Татарской АССР в 1922–1927 гг. НА РТ, ф. Р–2021, оп. 1, д. 30, л. 27. Рукописный подлинник, написан К. Харламповичем.

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

Первые труды, претендующие на научный подход, появились в 1930-е гг. Они принадлежат советскому антирелигиозному деятелю, одному из организаторов Центрального антирелигиозного музея в Москве Б. П. Кандидову. Автор не скрывал, что главной целью его трудов является обличение «классовой сущности» религии. Он является первым публикатором документов ЮВРЦС. В книге под названием «Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919г.» 3 , написанной Кандидовым в 1930 г., автор отметил, что использовал в качестве источников архивные материалы Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России 4 . В той же работе опубликована фотокопия обложки дела с заголовком «Церковнобелогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. Материалы по вопросу об организации церковной контрреволюции в годы гражданской войны» с печатью и штампом Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ). Таким образом, Кандидов сделал документы Собора экспонатом в Центральном антирелигиозном музее, а затем сдал их в Архив Октябрьской революции, фонды которого являются ныне фондами ГАРФ. Возникает вопрос, каким образом документы Собора оказались у Кандидова. Однозначного ответа на данном этапе изучения вопроса нет, но можно высказать обоснованное предположение. Кандидов оставил мемуары 5 , в которых описал свою деятельность по организации антирелигиозных выставок и впоследствии музея. Фанатично преданный своему делу, в 1926–1929 гг. он провел огромную поисковую работу, собрав немалое число источников (церковных документов, периодических изданий) на местах или, по его терминологии, в «церковных гнездах». Целью такой работы было использование исторического материала в антирелигиозной пропаганде. В 1928–1929 гг. Кандидов приобрел ряд ценных экспонатов для ЦАМ. В 1928 г. он совершил поездку в Крым, о которой писал: «Через несколько дней после приезда предпринял ряд шагов к получению нужных музею материалов и установил, что крымское духовенство скрывает деникинские и врангельские церковные архивы. Для розыска материалов ездил в Симферополь, Балаклаву, Ялту и обходил различные «уютные» места. Работа закончилась успешно, в одном гнезде я разыскал весьма ценные материалы, забрал их и привез в Москву. Этот материал затем использовал для научных работ, для музея и впоследствии передал в архив Октябрьской революции в г. Москве» 6 . Скорее всего, именно из этой поездки Кандидов привез документы ВВЦУ, включая документы Собора. А значит, они всегда оставались в России и не были вывезены эмигрировавшим из Крыма с остатками частей Добровольческой армии ВВЦУ. Возможно, это было связано с тем, что планировалось представить их с отчетом Патриарху (в России остались также председатель Собора и ВВЦУ – архиепископ Митрофан (Симашкевич), секретарь Собора и член ВВЦУ П. В. Верховский, другие члены Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще в 2011 году мне удалось установить, что после революции приходская библиотека храма в Толмачах поступила в библиотеку Общества любителей духовного просвещения (Лихов переулок, дом 6), с 1917 года находившуюся в ведомстве Государственного Исторического музея с.103; 5, с.97–98]. В октябре 1921 г. Исторический музей передал библиотеку в Лиховом переулке Государственному Румянцевскому музею. Летом 1922 года филиальное отделение Румянцевского музея в Лиховом переулке в связи с сокращением штата служащих было закрыто, и в октябре того же года всю Толмачевскую библиотеку (она же библиотека святителя Феофана) перевезли в основное помещение библиотеки музея. Через два года, в 1924 году, на основе библиотеки Румянцевского музея была открыта Государственная библиотека Ленина (ныне – РГБ). Со временем заботливо собранные святителем Феофаном книги и рукописи разошлись по разным библиотечным фондам Ленинской библиотеки. В этом году мне удалось выявить в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки три рукописные книги, являвшиеся ранее частью келейной библиотеки святителя Феофана. На листах всех трех рукописей проставлен штамп Толмачевской библиотеки: «Приходская библиотека имени Луки и Матвея Васильевичей Лосевых». Такой штамп был проставлен на всех книгах и рукописях святителя Феофана после того, как они оказались в Толмачах. Следует отметить, что в составе Толмачевской библиотеки находились не только книги и рукописи, принадлежавшие святителю Феофану. Так, настоятель храма в Толмачах и редактор «Душеполезного чтения» протоиерей Димитрий Касицын пожертвовал в приходскую библиотеку свое книжное собрание. Эти книги, помимо штампа библиотеки Лосевых, имеют штамп «Из книг заслуженного профессора протоиерея Димитрия Феодоровича Касицына». В этой связи особенно важно отсутствие на листах выявленных в Отделе рукописей РГБ документов каких-либо иных штампов, кроме штампа библиотеки Лосевых. Это позволяет с большой долей вероятности утверждать, что все три обнаруженные рукописи являлись частью именно келейной библиотеки святителя Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Исторические парки «Россия – Моя история»: Новый этап развития Москва, 23 апреля 2018 г.      Сегодня в Москве заключено соглашение о сотрудничестве между Российским военно-историческим обществом, Патриаршим советом по культуре Русской Православной Церкви и Фондом гуманитарных проектов, сообщает сайт РВИО . Документ направлен на продвижение исторических парков «Россия – Моя история», развитии трехсторонних отношений в области привлечения внимания к военной истории России, патриотического и военно-исторического воспитания граждан. Соглашение подписали Министр культуры РФ, Председатель РВИО Владимир Мединский, Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) и Управляющий директор Фонда гуманитарных проектов Иван Есин. Предметом соглашения является сотрудничество сторон в сфере патриотического и военно-исторического воспитания граждан, повышения внимания к отечественной военной истории. Цель соглашения – продвижение проекта «Россия – Моя история» на территории страны с использованием опыта и возможностей региональных отделений РВИО. Совместная деятельность призвана придать дополнительный стимул развитию посещаемости исторических парков, их просветительской миссии, увеличению разнообразия и повышению качества экскурсий. План реализации соглашения рассчитан на несколько лет. - В данном случае у нас есть уже отработанный и спланированный проект. Под него уже выделены ресурсы. Замечательная идея, которая реализована в проекте «Россия – моя история» - создание исторических парков. Идея беспрецедентная с точки зрения просветительства. И мы будем делать все возможное, чтобы использовать потенциал Российского военно-исторического общества и исторических музеев для продвижения проекта на территории России. Исторические парки – это промежуточное звено между школой и музеями,- сказал Владимир Мединский.      Директор Государственного исторического музея Анатолий Левыкин считает, что соглашение придаст новый импульс развитию проекта «Россия – моя история». - Подписание этого соглашения – событие значимое. Владыкой Тихоном был создан потрясающе интересный ресурс, который оказался крайне популярным. Это мы видим и в Москве, и в других городах. Для Государственного исторического музея участие в проекте «Россия – моя история» очень интересно как с точки зрения расширения деятельности, так и расширения присутствия музея в регионах. Мы уже обсуждали с Владыкой возможность создания экспозиционных ресурсов, которые могли бы быть использованы и парками, и историческими музеями, - сказал Анатолий Левыкин.

http://pravoslavie.ru/112449.html

Теперь эти подготовительные работы почти завершены, и потому предложение Ю. А. Олсуфьева является вполне своевременным, деловым проектом, а не фантастическим прожектерством, для какового не было бы надобности не только в годе изучения комиссией имеющегося в Лавре, но даже и в приезде сюда из далекого кабинета» 19 . Первый проект музея Троице-Сергиевой лавры был составлен П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым 9 декабря 1918 г. Он строился на принципе сохранения каждого предмета в конкретной связи с обстановкой его возникновения и жизни, по принципу органически целостного «живого музея» Лавры. «Проект музея Троице-Сергиевой лавры, составленный членами Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры профессорами П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым по поручению комиссии. Комиссия рассматривает Лавру как единый живой музей. Целостность организма Лавры и ее исключительное значение для русской культуры заставляет дорожить не только отдельными сторонами ее исторического бытия, но и в особенности их взаимной связанностью, вне которой каждая из сторон теряет значительную долю присущей ей значительности. Поэтому руководящим принципом при обсуждении устройства музея Лавры является сохранение каждого, по возможности, предмета в его конкретной связи с обстановкой его возникновения и жизни. Выделение вещей из этой их жизненной обстановки обрывает им корни и мертвит их, так что наименование «Музей Лавры», в собственном смысле слова, может быть приурочено только ко всей Лавре, в ее органически целом, а не к одному какому-либо зданию, где были бы собраны, как в банке со спиртом, все редкости, достопримечательности и художественные сокровища Лавры. Но понимание и изучение этого организма Лавры, трудно доступное в настоящее время не только для широких народных масс, но и для специалистов, может и должно быть облегчено созданием специальных вспомогательных учреждений, не нарушающих целости лаврского организма, а лишь делавших понимание его более доступным. Основным из этих учреждений должна быть ризница. В настоящее время она составлена из собрания различных древних произведений искусства и предметов высокого исторического интереса и из склада современных богослужебных принадлежностей, интерес которых определяется лишь их употреблением. Ввиду этого комиссия полагает полезным разделить современную ризницу на два [отдела]: древлехранилище, для которого предоставить помещение ризницы, с расширением его в целях большей доступности и удобств для обозрения и изучения; в нем должны быть сосредоточены все предметы ризницы, составляющие художественный или исторический интерес, тогда как расхожие (обиходные) облачения, сосуды, иконы и т. д. нового времени обособить в особое помещение – собственно ризницу и считать эти последние предметы в отделе инвентаря лаврских храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

был введен в состав Ученой коллегии Российского Исторического музея. В 1919 г. художник находился в Городце «для продолжения работы по иллюстрированию памятников древнерусской письменности для Российского Исторического музея». (Сохранилась «Автография жизни моей», написанная Б. для представления в Архивную комиссию Городца.) В 1919/20 г. Б. на правах сотрудника Государственного Румянцевского музея был командирован в Городец для приобретения рукописных книг из собраний Прянишникова и Овчинникова. В 1920-1924 гг. работал сначала директором, затем научным сотрудником Городецкого краеведческого музея, образованного по инициативе художника. В 1925 г. вернулся в родную деревню, работал в колхозе «Красный маяк», в 30-х гг. был лектором в сельском клубе и ответственным редактором городецкой газ. «Колхозный ударник». 30-ми гг. XX в. датируются последние книгописные работы Б.: неск. лицевых списков «Истории города Городца» и лицевой список «Слова о полку Игореве», создававшийся по заказу хранителя ОР Гос. б-ки им. В. И. Ленина Г. П. Георгиевского , но оставшийся незавершенным. Б. было написано свыше 100 лицевых и орнаментированных рукописных книг разного объема и содержания: жития святых, древнерус. сказания, повести, поучения, лицевые синодики, канонники и отдельные службы и каноны святым и праздникам; художник также переписал и проиллюстрировал «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Мн. рукописные книги были исполнены в неск. экземплярах. Большая часть рукописных книг Б. написана полууставом, напоминающим полуустав XVI-XVII вв. Отдельные книги (нек-рые списки «Слова о полку Игореве», «Песнь о вещем Олеге», др. работы) выполнены с помощью стилизованного круглого уставного письма, являющегося в значительной мере изобретением книжного мастера. Известны тексты, написанные Б. стилизованной скорописью XVII в. Книги, созданные им, имели разнообразное художественное оформление в виде миниатюр, заставок, концовок, инициалов, маргинальных украшений и вязи. В конце рукописей Б. нередко помещал «выходные записи», в к-рых указывал время работы над рукописью, оригинал, с к-рого переписывалась книга, иногда ее судьбу, встречаются упоминания фактов из жизни Б.

http://pravenc.ru/text/149385.html

Архимандрит Иннокентий, верный и преданный помощник митрополита Питирима, его ученик и воспитанник, работал над этим проектом около 20 лет. В основу издания положена первая русская Библия 1499 года (общеславянская). Комиссия по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси одобрила издание Геннадиевской Библии в 1986 году. С того времени, после успешных переговоров на уровне министерств и ведомств, началась фотосъемка Библии 1499 года в Отделе рукописей Государственного исторического музея и всех доступных иллюстрированных Библейских книг в основных книгохранилищах страны. Фотосъемка проводилась собственными силами Издательского отдела. При жизни архимандрита Иннокентия из печати вышли два тома – 7-й и 8-й. Оба тома включают около 500 миниатюр. В седьмом томе представлено 50 рукописных Библейских кодексов с XI по XIX века. Особую ценность представляет Четвероевангелие из Библейского свода 1502–1507 годов (так называемый «Десятоглав Матфея Десятого»), принадлежавшее ранее Супрасльскому монастырю (хранится в БАН). В восьмом томе особое значение имеют миниатюры Апокалипсиса XVI века из собрания Егорова (РГБ). Лицевой Апокалипсис впервые представлен в полном объеме, раскрывая Откровение о последних судьбах мира так, как это видели наши духоносные отцы. Митрополит Питирим называл это издание «антологией русской книжности». С 1991 года по новому закону о печати Издательский отдел Московского Патриархата мог заниматься издательской деятельностью только при наличии лицензии, однако на тот момент у Издательского отдела были определенные затруднения с быстрым ее получением. Издание «Русская Библия » находилось в типографии, и производственный процесс нельзя было прекращать. 27 апреля 1991 года было официально объявлено об открытии музея Библии в Иосифо-Волоцком монастыре с представительством в Москве. Учредитель музея Библии митрополит Питирим назначил его директором архимандрита Иннокентия. Быстрое оформление музея как юридического лица с получением лицензии на издательскую деятельность дало архимандриту Иннокентию возможность продолжать реализацию Библейского проекта – действовать по получению валютного кредита на издание, затем, по предоставлении кредита, по получению бумаги и переплетных материалов и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

555 Лес вокруг скита, как бы принадлежавший теперь музею, назван был устроителями «Заповедник имени Ф.М. Достоевского». 556 «При организации музея “Оптина пустынь” 18 мая 1919 г. охрану и временное заведование музеем поручили оптинскому иеромонаху Никону (Беляеву) ; к организационной работе разрешалось привлечь “проживающую при пустыни” Лидию Васильевну Защук (р. 2 июня 1871 г.), которая с 4 декабря 1919 г. стала хранительницей музея (опт. архив ГИМ. Ед. хр. 2. Л. 39), а с ноября 1920 г. по документам она проходит уже как заведующая... Музей “Оптина пустынь” с самого начала ставил перед собой задачу сохранения фондов, монастырских зданий и территории... Музей состоял из библиотеки (30 тыс. томов) и павильонов: Потолочной и стенной живописи; Культового; Макарьевского, Вассиановского; Бытового; Кустарного; Лубка; Исторического; Портретов; Литературного; Гравюрного; Болотовской живописи; Виноградовской живописи (иеромонах Алексий (Александр Николаевич Виноградов, р. в 1846 г.), окончил Демидовский лицей, потом учился в Петербургской Духовной Академии и в Академии Художеств. Кандидат юридических наук, археограф, китаевед, художник. В составе Духовной миссии посещал Китай. Опубликовал ряд работ о Китае. В архиве Оптиной пустыни хранились некоторые его китаеведческие труды, в 1920-е гг. приезжал знакомиться с ними академик Н.И. Конрад. Основное послушание о. Алексия в Оптиной было иконописание. См. его житие в книге: Афанасьев В. Оптинские были. М., 2003. С. 516–525.); Рукодельного» (Письменные памятники в собрании ГИМ. М., 1993. С. 79). 557 ОПИ ГИМ (Отдел Письменных источников Государственного Исторического Музея). Ф. 521. Ед. хр. 4. Л. 35–35 об. 564 Иеромонах Кукша (Крискент Васильевич Степченков), р. в 1859 г. в селе Стариково Курской губернии. Начало своего монашеского жития положил в Глинской пустыни. Перешел в скит Оптиной пустыни 7 апреля 1885 г. Пострижен в мантию 4 декабря 1899 г. Был портным в ризнице и певчим на клиросе. Иеродиакон с 1 марта 1908 г. Иеромонах с 8 февраля 1909 г. Уставщик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010