Закрыть itemscope itemtype="" > Похищение Богоматери: почему уникальную икону из Исторического музея никто не ищет? 24.11.2022 593 Время на чтение 8 минут Источник: Новые Известия В 2018 году в самом сердце Москвы произошла кража. Из Государственного исторического музея на Красной площади вынесли Шуйскую икону Божией Матери. За прошедшие 4 года ни музей, ни Минкультуры, ни полиция не могут внятно ответить, куда же делась икона и кто ее похитил. ЧУДО ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ 15 ноября (2 ноября) праздновали день сотворения особо почитаемой Русской православной церковью иконы Богородицы с младенцем на руках. В 1654 году во время страшнейшей в истории эпидемии чумы, которая дошла и до центральной части России, житель города Шуи в Ивановской области предложил написать образ и поставить его в Воскресенской приходской церкви. Во время работы над иконой произошло чудо – иконописец нанес на доску прорись, а наутро обнаружил, что положение рук и ног маленького Иисуса изменилось. Мастер исправил изображение в соответствии с каноном Смоленской иконы Богоматери, но и на следующее утро история повторилась. Иконописец Герасим Иконников больше не осмелился исправлять образ, а горожанам объявил о проявлении Промысла Божиего. После молитв перед новой иконой чума покинула город. В дальнейшем комиссии из разных духовенств больше сотни раз свидетельствовали «подлинность исцелений», которая творила «чудесем роспись». Считается, что именно эта икона не раз спасала Русь и Российскую империю от эпидемий и мора. В 2018 году эта икона вернулась в Государственный исторический музей после экспонирования в Мурманском музее. В декабре того же года хранитель должен был выдать ее для плановой выставки «Русский север» в Москве, но в фондах музея образ не обнаружили. Старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи и ответственный хранитель фонда после сверки коллекций констатировали пропажу иконы. РЕЗУЛЬТАТ ПРЕСТУПНОГО СГОВОРА? Широкая общественность узнала об исчезновении ценности лишь спустя два месяца – 24 января 2019 г. после выхода новостей в СМИ. Директор Департамента музеев Минкульта РФ Владислав Кононов сообщил прессе, что директором музея до него доведены сведения о краже из фондохранилища. Тогда же впервые прокомментировал случившееся Владимир Мединский, тогда министр культуры РФ. Он сообщил, что директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин подал заявление в полицию по факту кражи иконы. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по п. б ч.4 ст.158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»).

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/pohiwe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность В Александро-Невской лавре начал работу воссозданный музей обители 23.01.2017 633 Время на чтение 6 минут Вчера в музейно-библиотечном корпусе Александро-Невской лавры была представлена постоянная экспозиция музея монастыря, сообщает сайт обители. Церемония открытия началась с молебна, который возглавил наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий. Владыка отметил, что открытие стоит рассматривать как возобновление деятельности музея, хотя прошло более ста лет, как древлехранилище было разорено и в экспозиции нет ничего из того, что было тогда. Большинство экспонатов относятся к XIX - началу XX века. Цели музея - просветительская и миссионерская, посетители смогут познакомиться не только с 300-летней историей лавры, но и с историей Церкви. Создатели экспозиции также хотели показать, что нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность. «Мы не только используем сокровища культуры, но сохраняем их, - сказал наместник. - Хочется, чтобы между верующими и сотрудниками музеев было больше взаимопонимания». Владыка почтил память предыдущего хранителя музея - приснопамятной Лидии Соколовой, начинавшей его создание. Нынешний хранитель музея Роман Катаев отметил, что помощь в его организации оказали Музей истории религии, Эрмитаж и Военно-медицинский музей. Большинство витрин для экспонатов изготовили сотрудники реставрационной, столярной и других мастерских лавры. Основные экспонаты музея имеют отношение к лавре. Это облачения духовенства монастыря XIX века, (они затем стали реквизитом БДТ), иконы, исторические документы, большинство которых - копии оригиналов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве. Вторая часть предметов - собрание икон, которые не были в лавре, а пришли из других источников, в том числе - резные Царские врата. Третья группа экспонатов связана с новомучениками и исповедниками российскими. Среди них - облачение расстрелянного в 1937 году настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. Он возглавлял Александро-Невское братство в начале его деятельности. Другой экспонат - дверь из тюрьмы на Шпалерной улице. Возможно, в камере за этой дверью сидели осужденные священнослужители, ставшие новомучениками.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/23/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это исторический день» В Санкт-Петербурге на территории Артиллерийского музея состоялось открытие и освящение памятника Великому князю Михаилу Николаевичу Романову 20.11.2013 709 Время на чтение 5 минут Вчера, 19 ноября, в день ракетных войск и артиллерии, в Санкт-Петербурге на территории Артиллерийского музея состоялось торжественное открытие и освящение памятника Великому князю Михаилу Николаевичу Романову, сообщает наш корреспондент, присутствовавший на мероприятии. Освящение совершили настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов и наместник Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни игумен Герасим (Буняев) . После того, как с памятника было сдернуто покрывало, директор Артиллерийского музея Валерий Крылов рассказал об истории создания монумента. «Из всех вариантов мест установки наилучшим был признан Артиллерийский музей, поскольку без малого 50 лет Великий князь был главным артиллеристом Российской Империи и, будучи генерал-фельдцейхмейстером, стал покровителем музея и внес значительный вклад в его становление и пополнение коллекции музея. В музее хранятся подлинные вещи Михаила Николаевича, в том числе его рабочий стол, предметы, одежда, личное оружие, часть из них стали экспонатами выставки, которую мы в свое время открывали к 180-летию со дня рождения Великого князя», - сообщил он. «Особую значимость сегодняшнему событию придал и тот факт, что этот монумент стал первым скульптурным сооружением во славу Великих князей, установленным в новейшей истории России в Петербурге», - сказал Валерий Крылов. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Игорь Коровин поздравил присутствующих с открытием памятника. Начальник Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В.Хрулева генерал-лейтенант Владимир Ивановский отметил, что «благодаря усилиям сотрудников музея, Русской Православной Церкви мы присутствуем на историческом знаменательном событии - открытии памятника Великому князю Михаилу Николаевичу Романову, который всю свою сознательную жизнь посвятил служению нашему Отечеству».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/20/et...

Тальцы. Иркутский архитектурно-этнографический музей " Тальцы " . Музей деревянного зодчества.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1969. (основание). Ссылки:   Адрес: Россия, Иркутская область, Иркутский район, п. Тальцы, 47-й км Байкальского тракта (фактический адрес); г. Иркутск, ул. Грязнова, 22 (администрация в Иркутске) Координаты: 51.996812, 104.664457 Проезд:от Иркутска авт. на Листвянку до ост. Тальцы, пешком на юго-запад 800 м. Изменить описание объекта Храмы на территории музея: Карта и ближайшие объекты В музее собрано 78 архитектурных памятников оборонного, культового и гражданского зодчества народов иркутской области XVII-XX вв., а также этнографические коллекции Х-ХХ вв., всесторонее отражающих материальную и духовную культуру русских, бурят, эвенков, тофалар. Решение о строительстве музея было принято 9 января 1966 г. В 1980 г. музей, ставший филиалом Иркутского государственного объединенного музея, принял первых посетителей. С 1 января 1994 года музей функционирует в качестве самостоятельного. 20 февраля 1995 года указом Президента Российской федерации музей " Тальцы " отнесен в объектам исторического и культурного наследия федерального значения. (www.museum.ru) Постоянные экспозиции: «Илимский острог 17 века», «Казанская часовня 17 века», «Церковно-приходская школа, 19 век», «Усадьба крестьянина Зарубина, начало 20 века», «Усадьба Московского», «Усадьба псаломщика, 19 век», «Усадьба крестьянина Непомилуева», «Бурятский улус-летник, 19 век», «Каскад водяных мельниц», «Тальцинское кладбище», «Эвенкийские стойбища», «Традиционная женская народная одежда», «Женский традиционный головной убор». (www.go-baikal.ru): Троицкая церковь (1914 г). Вывезена из дер. Дядино, Жигаловского района. В 1990-1992 гг. на территории музея снимался советско-японский фильм " Сны о России " . Для его съемок за счет японских кинематографистов церковь была перенесена на территорию музея и собрана в предварительной сборке без канонической ориентации алтарем на восток. В планах музея перенос церкви на другое место и установка ее в соответствии с христианской традицией.

http://sobory.ru/article/?object=09220

16 сентября. ПРАВМИР. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с министром культуры РФ Владимиром Мединским и представителями музейного сообщества. Как сообщается на сайте патриархии, во встрече принимали участие Елена Гагарина, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», Владимир Гусев, директор Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея (Москва), Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Светлана Мельникова, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь), Михаил Пиотровский, президент Союза музеев России, генеральный директор Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи (Москва). Приветствуя собравшихся, Предстоятель Русской Церкви посетовал, что в обществе некоторые темы порой интерпретируются как непреодолимый конфликт между Церковью и музейным сообществом. «Я никогда этого конфликта на уровне сознания и даже на уровне сердца не чувствовал, а, общаясь с вами, всегда убеждался в том, что никакого глубинного конфликта нет», — подчеркнул Патриарх. Вместе с тем Предстоятель констатировал наличие определенных сложностей во взаимодействии Церкви с учреждениями культуры и призвал задуматься, почему эти проблемы «приобретают общественно-негативное звучание и почему вокруг них возникает напряжение, которого не желают ни Церковь, ни музейное сообщество». Кроме того, Патриарх Кирилл поделился своими мыслями о роли музеев, в том числе их воспитательной функции, прежде всего в эстетическом плане. «Музей открывает возможность для любого человека прикасаться к замечательным произведениям искусства и, конечно, учиться понимать эти произведения, — добавил Патриарх. — Учиться понимать произведение — значит обязательно задаваться вопросом об эпохе его создания. Вот почему история искусств — это наиважнейший предмет, который формирует целостное мировоззрение человека».

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nikako...

Вильям Симпсон. Карантинное кладбище и церковь Всех Святых. Вид с французской батареи. Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». Лондон. 1856. Литография. Национальный музей героической обороны Севастополя (Панорама), Севастополь 15 июня 2011 г. " Образы православного Севастополя " : уникальная выставка ко Дню города-героя В Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря открылась выставка «Образы православного Севастополя». Всего представлено более 70-ти реликвий из Национального музея героической обороны Севастополя (Панорама), Военно-исторического музея Черноморского флота РФ, Государственного научно- исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Крымского республиканского центрального музея Тавриды, Национального заповедника «Херсонес Таврический», Севастопольского художественного музея, галереи современного искусства «Зеленая пирамида», частных коллекций. Никогда ранее экспозиция, посвященная православной тематике, не формировалась в севастопольских музеях. Однако именно в 2011 году давно ожидаемое событие свершилось. Концепция выставки сформировалась под влиянием поистине вселенских событий, происходивших на Херсонесе и в его окрестностях. Здесь 1910 лет назад принял мученическую кончину ученик святого апостола Петра, первый святой, в земле Российской просиявший, Климент, папа Римский. На Ангельском островке в Казачьей бухте в 861 году обрел его мощи равноапостольный учитель Словенский Кирилл. Наконец, 150 лет минуло с того дня, когда император Александр II собственноручно заложил Свято-Владимирский собор на месте крещения Великого князя Руси Владимира Святославовича. Выставка «Образы православного Севастополя» относится к числу проектов концептуально сложных, требующих больших организаторских усилий. Она подразумевает освещение православной жизни города в той мере, в какой это позволяют сделать дошедшие до нас артефакты из музеев Крыма и частных коллекций. Экспозиция посредством иконографических, художественных и лапидарных экспонатов наглядно отображает сакральное бытие на легендарной Гераклейской земле, начиная с ее раннехристианского периода.

http://e-vestnik.ru/reports/obrazy_pravo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Тихон прочитал лекции по истории России для студентов Николай Павленко об открытии в Ставрополе парка-музея «Россия. Моя история» 18.09.2017 1602 Время на чтение 4 минуты В Ставрополе начало осени ознаменовалось очень важным событием в духовно-культурной жизни города. В сентябре в город приехал Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря, член Патриаршего совета по культуре, редактор сайта Pravoslavie.ru, автор получившей признание книги «Несвятые святые». Приезд владыки начался со встречи с преподавателями и студентами Ставропольской духовной семинарии. Главными темами дискуссии стали предстоящее открытие исторического парка-музея «Россия. Моя история» и события в нашей стране столетней давности. Владыка Тихон предложил всем участникам встречи очень серьезный разговор, в котором во многом нелицеприятно, строго и правдиво были рассмотрены причины, которые породили трагедию 1917 года. Все слои российского общества и даже представители Русской Церкови в определенной степени повинны в том, что не удалось остановить разрушительные вихри революции, приведшие к социальному взрыву и миллионам жертв русских людей, водовороту братоубийственной гражданской войны, поруганию святынь и забвению исторического наследия. До сих пор люди лишены всей исторической правды, из-за чего невозможно правильно осмыслить события недавней истории нашего Отечества, сделать соответствующие выводы из этого исторического урока, встать на путь духовного преображения и культурного развития на основе тысячелетней традиции. На следующий день Владыка Тихон встретился с коллективом Северо-Кавказского федерального университета, поделившись с местными учеными и студентами своим видением событий начала прошлого века. Многие вопросы были поставлены непривычно принципиально и остро, что заставило серьезно задуматься многочисленную аудиторию, собравшуюся в стенах ВУЗа. Главным же событием стало открытие в новом микрорайоне Ставрополя исторического парка-музея «Россия. Моя история». В новом жилом микрорайоне в быстроразвивающейся части города идет строительство храма во имя святого Равноапостольного Великого князя Владимира. Здесь же местные власти выделили огромную территорию в несколько гектаров, где теперь расположился исторический парк с памятником Равноапостольному князю и мультимедийным музеем истории России.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/18/vl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Просим содействия в создании «Музея народного почитания Суворова» в Краснодаре Обращение к Президенту России Владимиру Путину 20.06.2019 570 Время на чтение 4 минуты Уважаемый Владимир Владимирович! Год назад Вы предложили запустить программу создания в регионах культурно-образовательных и музейных комплексов. «Они будут включать в себя концертные залы, театральные, музыкальные, хореографические и другие творческие школы, а также выставочные пространства, где ведущие музеи страны смогут разворачивать свои экспозиции… Это должны быть настоящие центры культурной жизни, открытые для молодежи и людей всех возрастов». Всецело поддерживаем Вашу инициативу и просим рассмотреть возможность создания подобной площадки в Краснодаре (основанном на месте суворовского Архангельского фельдшанца), а также включить в его составляющую культурно-просветительский комплекс «Музей народного почитания А.В. Суворова». Музея времени, устремленного в будущее! Это станет важной вехой в деле сохранения исторической памяти в отношении основателя южного форпоста Российской Империи, Величайшего полководца, государственного деятеля и духовного подвижника Александра Васильевича Суворова. Уверены, что подобный комплекс будет востребован и в других регионах. Целью создания музея служит историческое и духовно-нравственное просвещение, развитие патриотического молодежного движения на основе суворовского наследия, подготовка программ для проведения Года Суворова в России, раскрытие феноменов «суворовское чудо» и «русская победа», сбор примеров народного почитания А.В. Суворова. Содержание культурно-просветительского комплекса будет доносить до общественного сознания источник и основание нашей Великой Победы: - это победы предыдущего тысячелетия над врагами внешними; - это победы русского духа над своими слабостями пороками, духовной немощью; - это умение нашего народа сплотиться вокруг своих вождей в моменты в смертельной опасности. Основой комплекса станут не только исторические артефакты и интерактивная выставка «Суворовское чудо», но и активно пополняемая коллекция: экспонаты и литература, собранные и принесенные в дар Краснодарскому региональному общественному движению в поддержку прославления А.В.Суворова в лике святых Русской Православной Церкви «Суворовское движение», полный банк данных свидетельств народного почитания и неувядающей любви к честному воину, информация о полководце русского духа и его деятельности на Кубани и в других регионах, презентация программ Суворовского движения, а также контакты и связь с почитателями Суворова по всему миру. Эта площадка позволит осуществлять координацию действий по разработке образовательного курса коллективного и личностного развития «Наука побеждать», адаптированного к современным стандартам образования, который призван дать новый импульс патриотическому молодежному движению, появлению поколения «чудо-богатырей».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/20/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «У русских есть защитный панцирь – это Достоевский» Людмила Козлова о двух знаковых презентациях – трёхтомника «Евангелие Ф.М.Достоевского» и 28-го выпуска альманаха «Тобольск и вся Сибирь» 21.01.2019 935 Время на чтение 12 минут 21 декабря, в день 80-летия Государственной публичной исторической библиотеки России, в Москве , в зале «Под сводами» исторического здания ГПИБ (бывший дом Куманиных) прошли две знаковых презентации изданий общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» – трёхтомника «Евангелие Ф.М.Достоевского» и 28-го выпуска альманаха, четырёхтомника «Тобольск и вся Сибирь. Северный морской путь». В праздничном событии участвовали сотрудники библиотеки, издатель – председатель президиума фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов, авторы презентуемых изданий, писатели, общественные деятели. Праздничное событие ознаменовалось открытием выставки, посвящённой книгам из «Музея памяти Ф.М. Достоевского». Экспозиция открывалась разделом «Достоевский и журналистика». Собравшимся продемонстрировали экземпляр журнала «Гражданин», в котором писатель работал редактором. Именно в «Гражданине» возникла особая рубрика – «Дневник писателя». С 1876 г. под этим названием Достоевский начал выпускать отдельное ежемесячное издание. Особое внимание привлекли экземпляры журналов «Время» (издавался в 1861-1863 гг.) и «Эпоха» (издавался в 1864-1865 гг.). Их титульные листы написаны рукой А.Г.Достоевской, второй жены писателя. Журналы «Время» и «Эпоха» были совместным издательским предприятием Михаила и Фёдора Достоевских; деньги на издание «Эпохи» племянникам дала их тётушка А.Ф.Куманина. Именно на эти журналы в 1960-х гг. обратила внимание Г.Ф.Коган, директор Музея-квартиры Ф.М.Достоевского. Обратив внимание на почерк А.Г.Достоевской, она по ее регистрационным надписям нашла в фондах библиотеки значительную часть книжной коллекции из «Музея памяти Ф.М.Достоевского» - первого меморативного музея в России, основанного женой писателя - Анной Григорьевной.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/21/u_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ. История строительства Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ). Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова . 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович , с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин , с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов. Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) В 1873 г.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010