Окончание строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический» обсудили на встрече председателя Патриаршего совета по культуре с представителями музейного сообщества 11 апреля 2024 г. 18:56 10 апреля 2024 года в Государственном музее-заповеднике «Херсонес Таврический» состоялась рабочая встреча председателя Патриаршего совета по культуре митрополита Симферопольского и Крымского Тихона с представителями музейного сообщества России. В мероприятии приняли участие представители ведущих музеев, в частности, музеев Московского Кремля, Государственного исторического музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, а также Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации, научные сотрудники, ученые-археологи. Присутствовали губернатор Севастополя М.В. Развожаев, заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, представители Министерства обороны РФ и Фонда поддержки гуманитарных наук «Моя история». Главной темой совещания стали окончание строительства историко-археологического парка «Херсонес Таврический», инициатором которого выступил Президент Российской Федерации В.В. Путин, и создание экспозиции первого в России Музея христианства. Участники совещания обсудили формирование экспозиции будущего историко-археологического парка, проведение временных выставок после ввода объекта в эксплуатацию, а также наполнение экспозиционного пространства из государственных музеев и частных коллекций оригинальными предметами и копиями артефактов. «Современные мультимедийные технологии будут сочетаться с музейными экспонатами, благодаря чему посетители смогут узнать об истории Херсонеса и всей страны от эпохи правления князя Владимира и Крещения Руси до наших дней», — отметили в отделе по связям с общественностью музея-заповедника «Херсонес Таврический». Как уточнил митрополит Тихон, одним из ключевых пространств Музея христианства станет зал, повествующий о евангельских событиях. Сейчас прорабатывается вариант создания цифровых копий экспонатов из собраний Третьяковской галереи и Русского музея.

http://patriarchia.ru/db/text/6119930.ht...

В Верхотурском историко-архитектурном музее-заповеднике открылась экспозиция «Верхотурье. История города и уезда. 1598-1917 годы» 28 сентября 2007 г. 12:20 26 сентября в здании Государевых амбаров Верхотурского кремля состоялось открытие постоянной исторической экспозиции Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Верхотурье. История города и уезда. 1598-1917 годы». Об этом сообщила пресс-служба министерства культуры Свердловской области. Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник был создан в 1999 году. Разместился музей-заповедник на базе Верхотурского Кремля — уникального комплекса объектов культурного наследия XVIII — начала XX веков. В основу его фондов легло собрание небольшого муниципального краеведческого музея, которое значительно выросло за несколько последних лет деятельности музея в новом статусе. Верхотурье — старейший город Свердловской области, первая столица Урала, его духовный центр. Город получил достойное отражение своего славного прошлого в новой экспозиции музея-заповедника. Три зала, где размещена экспозиция, охватывают период с конца XVI по начало XX века. В старину Верхотурская застава была центром ямской гоньбы, здесь находилась таможня. Город являлся родиной таких знаменитых людей, как купец и строитель храмов Максим Походяшин. Посетители музея познакомятся с бытом верхотурцев, промыслами, культурной жизнью горожан, смогут сфотографироваться на память в фотосалоне первого верхотурского фотографа Бурина, интерьер которого реконструирован по фотографиям начала ХХ века серовским художником А.С. Печориным. Генеральное решение художественного образа экспозиции было разработано известным уральским музейным дизайнером Валентиной Ивановной Пташник. Большую помощь в создании тематико-экспозиционного плана оказал известный пермский ученый-археолог Павел Анатольевич Корчагин. Над воплощением художественного проекта вместе с сотрудниками музея-заповедника трудился Уральский региональный институт музейных проектов под руководством Ольги Сергеевны Лобановой.

http://patriarchia.ru/db/text/300063.htm...

Третий день съезда (19 августа) был посвящен обсуждению проблем, связанных с актуальными нуждами русской египтологии. И. Н. Бороздин по этому поводу пишет: «Всесторонне и подробно был рассмотрен вопрос о положении египетских коллекций в русских музеях и хранилищах. Информация в общем итоге представила весьма печальную картину... Зимы без дров и отопления дали себя знать» . Имеется в виду прежде всего Музей изящных искусств, в котором хранилась знаменитая коллекция египетских древностей В. С. Голенищева . Ни Франк-Каменецкий , ни Бороздин не упоминают о выступлении по этому поводу В. М. Викентьева. Дело в том, что Викентьев, директор Музея-института Классического Востока, еще с 1918 г. пытался отобрать коллекцию Голенищева, ссылаясь на отсутствие отопления и ремонта в Музее, пострадавшем от событий октября 1917 г. Об этом выступлении мы узнаем из ответного письма директора Музея изящных искусств в Главнауку на заявление Викентьева:   24 ноября 1922 г. В ГЛАВНАУКУ АКАДЕМИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Ознакомившись с направленным в Главнауку заявлением Заведующего Музеем-Институтом Классического Востока гражданина Викентьева, ходатайствующего о передаче во вверенный ему Музей из Музея Изящных Искусств Голенищевской коллекции египетских древностей, Ученый Совет Музея Изящных Искусств прежде всего решительно протестует против утверждения гр. Викентьева относительно разрушения памятников означенной коллекции. Для исследования этих памятников весной сего года со стороны Главмузея была командирована специальная комиссия, которая нашла их состояние вполне удовлетворительным, тогда как, согласно заключению той же комиссии, памятники Музея-Института Классического Востока оказались сильно пострадавшими. В полной сохранности Голенищевской коллекции имел случай убедиться и состоявшийся в августе съезд египтологов. На этом съезде гр. Викентьевым было сделано аналогично поданному в Главнауку заявление, но съезд не только с ним не согласился, но и возбудил вопрос о перенесении в Музей Изящных Искусств хранящихся в Историческом Музее памятников Музея Классического Востока, вследствие отсутствия подходящего в Историческом Музее для них помещения .

http://bogoslov.ru/article/6194495

В 1970-е годы политическая ситуация в Украине была сложной. Иностранные гости интересовались украинским селом, его бытом, однако их почти не пускали в села, вместо этого интуристов из Киева возили в показательное село Ксаверовка. На момент открытия музея Пирогово в 1976 году его территория составляла 120 га, на которых было размещено более 150 сооружений - памятников украинской архитектуры и быта. Все они были сгруппированы в 5 экспозиций: Средняя Надднепрянщина, Полтавщина, Слобожанщина, Полесье и Подолье. Центром музея является расположенная на возвышении шестая экспозиция - группа ветряных мельниц. Вторую жизнь получили также перевезены в музей деревянные церкви — уникальное явление мировой архитектуры. В процессе формирования фондов музея экспонаты приходилось собирать по всей территории Украины. Так как в музее сначала планировали создать отдельные экспозиции, которые бы передавали особенности архитектуры и быта исторических регионов Украины, то возникли сложности, связанные с подбором экспонатов, характерных для конкретного исторического региона. Так удалось найти и доставить в музей уникальную украинскую хату 16 века, древнейшую на сегодняшний день во всей Украине. Коллектив музея выполнил грандиозную экспедиционно-поисковую работу по созданию архитектурных и художественно-бытовых фондов и экспозиции в сжатые сроки к открытию в 1976 году. В музей также были перевезены деревянные церкви, мельницы и другие памятники архитектуры и быта. Некоторые экспонаты, необходимые для создания экспозиций, найти не удалось, поэтому они были восстановлены под руководством историков со всеми деталями. Но основной фонд музея составляют сохраненные ранее архитектурные сооружения, созданные украинцами много веков назад. Источник: сайт Национального Музея народной архитектуры и быта " Пирогово " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=28625

П. А. Флоренский принимал непосредственное участие в приеме и описании икон, панагий и серебра ризницы Троице-Сергиевой Лавры, музея Московской Духовной Академии и музея в покоях митрополита Платона. Он много сделал для организации охраны памятников в окрестностях Сергиева Посада и других культурных центрах, в особенности в Абрамцеве, куда неоднократно сам выезжал. Развивая проект музея Троице-Сергиевой Лавры, составленный 9 декабря 1918 года П. А. Флоренским и П. Н. Каптеревым , Комиссия заложила новые принципы советского музейного дела, когда музей, обладающий самыми различными по типу и хронологии коллекциями предметов, рассматривается как единое целое (см.: Николаева Т. В. Русское прикладное искусство Московской Руси. М., 1976, с. 14–15; Вздорнов Г. И. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1981, с. 53). В результате деятельности Комиссии по охране Лавры было принято и научно описано огромное историко-художественное богатство Лавры и спасено национальное достояние неизмеримой духовной и материальной ценности. Деятельность Комиссии подготовила условия для Декрета «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры» от 20 апреля 1920 года, подписанного председателем Совнаркома В. И. Лениным (СУР, 21 апреля 1920 года, 27, с. 133). После создания Сергиевского историко-художественного музея П. А. Флоренский был назначен 14 сентября 1920 года экспертом музея по серебру и художественному металлу. С мая 1920 года П. А. Флоренский участвовал в работе византийской секции Московского института историко-художественных изысканий и музееведения (MUXIM) при Российской Академии Истории материальной культуры Наркомпроса, а также в работах по организации Русского (ныне Государственного) Исторического музея. В 1919–1921 годах П. А. Флоренский вел уроки физики на младших курсах Сергиевского института народного образования; на старших курсах он разработал и читал лекции по дисциплинам, тогда почти не имевшим литературы: методика (дидактика) геометрии, энциклопедия математики, астрономия, история материальной культуры. Одновременно он заведовал физическим кабинетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Закрыть itemscope itemtype="" > «За одного битого двух небитых дают» Военно-медицинскому музею исполнилось 75 лет 16.11.2017 2881 Время на чтение 3 минуты 12 ноября Военно-медицинский музейМузей медицины России и военно-медицинской службы отметил свое 75-летие. Музей располагается в Санкт-Петербурге в нескольких зданиях на исторической территории лейб-гвардии Семеновского полка и его госпиталя. Но основан музей был в Москве 12 ноября 1942 года, в самые тяжелые дни Сталинградской битвы, когда медицина стала эффективным инструментом восполнения человеческих ресурсов. Музей должен был стать школой обучения медиков, чтобы повысить уровень подготовки военно-медицинских подразделений. В период Великой Отечественной войны было госпитализировано более 22 млн человек. Из них более 18 млн бойцов и командиров Советской армии вернули в строй военные медики, а их врачебный опыт собирался и изучался в Военно-медицинском музее, который после снятия блокады был переведен в Ленинг рад. Сотрудники Военно-медицинского музея, характеризуя разнообразие и масштабы его коллекции, называют музей «медицинским Эрмитажем». В нем собраны живописные полотна, скульптура, коллекции медицинских инструментов, лекарственных средств, форменная одежда гражданских и военных медиков, указы, атласы, медицинские книги, фотографии. Музей хранит более трехсот персональных фондов светил мировой медицины, в том числе С.П. Боткина, И.П. Павлова, Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, Ф.Г. Углова и других ученых. 8 ноября в агентстве «Интерфакс Северо-Запад» состоялась пресс-конференция, посвященная юбилею Военно-медицинского музея, на которой была представлена книга «Главные победы военных врачей. Военные врачи в годы Великой Отечественной войны 1941−1945 гг.» и выставка «С днем рождения, медицинский Эрмитаж!» В пресс-конференции приняли участие директор Военно-медицинского музея Анатолий Будко, заместитель директора музея по экспозиционно-выставочной работе Дмитрий Журавлев, старший научный сотрудник музея Борис Назарцев и сотрудник-ветеран музея Александр Горовой.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/16/za...

В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен. Но ни Серов, ни Сергей Малютин, которому после Серова было поручено сделать панно, ни Сергей Коровин, так и не завершили работу. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и исполнителями. Всех требований ученых так и не удалось удовлетворить ни одному живописцу. Рама, в которой планировалось разметить панно, пустовала вплоть до 1950 года, пока в ней не был помещен нейтральный пейзаж с видами Москвы. Валентин Серов. После Куликовской битвы, эскиз Серов напряженно работал над эскизом к панно. В 1894 году, побывал на Куликовом поле, детально прорабатывал композицию. Сохранились сотни набросков и восемь эскизов, часть из которых была выполнена в масле. Работа регулярно обсуждалась на заседаниях Ученого совета Исторического музея, менялась композиционно и даже художественно по настойчивому требованию Забелина. Первое время Серов послушно следовал указаниям, но в 1898 году после очередного заседания отказался от продолжения работы над эскизом и вернул деньги, выданные ему Историческим музеем в счет оплаты картины. Многочисленные эскизы сегодня хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея. Чуть раньше к теме событий Куликовской битвы обратился выходец из уфимского купечества Михаил Нестеров. Впрочем, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества интересовала не только батальная сторона событий 1380 года. Нестеров был тем художником, который одним из первых обратился к теме религиозной самобытности страны и сделал героем живописного полотна – святого отшельника. Троице Сергиева лавра, рядом с которой поселился художник (он гостил в имении Мамонтовых в Абрамцево), прочно вошла в его жизнь. Здесь он черпал вдохновение и силы.

http://pravmir.ru/kulikovskaya-bitva-zhi...

Эксперт Росохранкультуры, член Ассоциации искусствоведов Александр Самойлов уверен, что случайно затеряться Богоматерь Смоленская Шуйская в запасниках ГИМ, ну, никак не могла: «Если исчезла одна вещь, значит, она была заказана. Для конкретного человека. Она пожизненно будет находиться в чьем-то частном собрании и не увидит свет. Продавать он ее не станет», - считает искусствовед. «Новые Известия» попросили Государственный исторический музей рассказать о результатах расследования, внутреннего и официального. Представители музея оказались совсем не словоохотливыми на этот счет, но факт кражи еще раз подтвердили. «В ответ на Ваш запрос, сообщаем, что в настоящее время правоохранительные органы ведут соответствующую работу. При появлении у музея дополнительной информации по данному вопросу, мы обязательно сообщим ее средствам массовой информации», - прокомментировала Мария Лемигова, начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея. На наши вопросы о том, есть ли в материалах дела хотя бы подозреваемые или обвиняемые и установлено ли нынешнее место нахождения иконы, представитель ГИТ сухо ответила: «Мы ответили на Ваш вопрос в рамках своей компетенции», что, безусловно, наталкивает на мысли о самом печальном исходе. Как же так получается, что шедевр древнерусской иконописи бесследно выкрадывают в метрах от Кремля и никто, даже профессиональные сыщики, не могут сыскать улик? Ответ кроется, скорее всего, в особом статусе заказчика, сослужить службу которому посчитали за честь профессионалы. КАК ГРАБИЛИ ЭРМИТАЖ Кража Богоматери Шуйской Смоленской – не первая громкая кража ценностей культуры и искусства из культовых заведений страны. В 1994 году после реставрации музея-заповедника Коломенское украли икону «Освобождение Москвы Великим князем Иваном III Васильевичем и крестный ход с иконой Богоматери Владимирской» середины XIX в. Кража была совершена ночью, похитители проникли в музейное здание через разбитое окно и похитили из экспозиции только одну эту икону. Затем она была контрабандно вывезена из России и вскоре обнаружилась в частной коллекции за рубежом, откуда попала к лидеру мирового арт-рынка – аукционный дом «Christie’s».

http://ruskline.ru/opp/2022/11/24/pohiwe...

В Третьяковской галерее пройдет выставка «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского» Выставка пройдет с 13 июня по 8 августа 2021 года МОСКВА. С 13 июня по 8 августа 2021 года в Москве пройдет выставка «История России глазами художников. К 800-летию со дня рождения Александра Невского». Масштабная экспозиция, идея которой принадлежит Патриаршему совету по культуре, организована Государственной Третьяковской галереей, Фондом «Моя история» и Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Выставка готовилась более полутора лет и посвящена исторической картине в русской живописи конца XVIII — начала XX века. Это пример плодотворного межмузейного сотрудничества, объединившего экспонаты из 40 российских музейных и частных собраний из разных регионов страны. Среди произведений, представленных в экспозиции, — картины, ранее не покидавшие музейные фонды и не выставлявшиеся в Москве, в том числе портрет Александра Невского из Челябинского художественного музея, полотна из Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственного музея-заповедника «Павловск», Самарского областного художественного музея, Курской государственной картинной галереи и многих других собраний. Картины, включенные в экспозицию, рассказывают о важнейших событиях в истории страны — от Крещения Руси до Первой мировой войны. В экспозиции собраны произведения выдающихся мастеров нескольких эпох: от родоначальников исторического жанра в отечественном искусстве, первых воспитанников Императорской академии художеств до корифеев, входивших в Товарищество передвижных художественных выставок. В.И. Суриков, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.В. Верещагин, С.В. Иванов, К.В. Лебедев, А.Д. Литовченко, К.Е. Маковский, В.Г. Перов, Г.И. Семирадский и многие другие художники отразили в своих картинах характерные для того времени представления о далеком и недавнем прошлом России.

http://sedmitza.ru/text/10007276.html

Говоря о значении награды, директор Института российской истории РАН Ю.А. Петров, в частности, констатировал: «Забелинская премия за эти годы приобрела общепризнанное значение как высокий знак отличия, как знак профессионализма для работников музейной сферы; десятки авторов стали лауреатами этой премии. Уровень изданий, которые получили первую, вторые и третьи премии в нынешнем году, высок — премия имени И.Е. Забелина обрела своих достойных обладателей». Председатель Совета директоров ОАО «Протек», соучредитель Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова В.С. Якунин отметил: «Это проект особый, потому что через данную программу мы поддерживаем деятельность наших ученых и музейных работников, которые занимаются изучением истории и культуры России, хранят богатства музейных собраний, которые собраны предыдущими поколениями». Далее митрополит Иларион вручил награды лауреатам премии имени И.Е. Забелина. Согласно решению Экспертной комиссии Ученого совета Государственного исторического музея, первая премия присуждена работе «Кресты-энколпионы из собрания ГИМ» (М., 2013. Авторы: Н.И. Асташова, Л.А. Петрова, Т.Г. Сарачева. Государственный исторический музей, г. Москва). Второй премией отмечены: альбом-каталог коллекции Государственного литературного музея «А.И. Герцен, Н.П. Огарев, и их окружение» (М., 2015. Автор-составитель и автор предисловия И.А. Желвакова. Составители: С.Р. Головко, Т.Ю. Соболь, Е.Г. Нарекая. Государственный литературный музей, г. Москва) и «Памятник Н.М. Карамзину в Симбирске. История создания по документам, письмам и периодическим изданиям» (Ульяновск, 2016 г. Автор: Е.К. Беспалова, зав. научно-исследовательским отделом Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», г. Ульяновск). Третьей премии удостоены работы: «А.Ф. Котс. Собрание сочинений. т. 1-4» (г. Москва, 2013-2016 гг. Авторы: научный редактор, доктор педагогических наук, директор Государственного Дарвиновского музея А.И. Клюкина; кандидат искусствоведения Н.И. Трегуб — заведующая издательским отделом; Т.С. Кабанова — старший научный сотрудник издательского отдела (редактор), И.П. Калачева — заведующая сектором архивных фондов, А.Н. Курзаева — научный сотрудник сектора фотоматериалов (хранитель фотографий). Государственный Дарвиновский музей, г. Москва), «Иркутский исторический некрополь: Иерусалимское кладбище» (Иркутск, 2016. Автор старший научный сотрудник МБУК «Музей истории города Иркутска им. Л.М. Сибирякова» А.Н. Гаращенко. Музей истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова, г. Иркутск), каталог «Вятское кружево в трех веках» (г. Киров, 2016. Автор Л.И. Остапенко, хранитель Кировского областного краеведческого музея (посмертно). Кировский областной краеведческий музей, г. Киров).

http://patriarchia.ru/db/text/5217033.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010