Участникам мероприятия была продемонстрирована визуальная презентация для прикладного использования материалов с информационного портала Издательского Совета. Заместитель председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров) провел семинар по взаимодействию церковной и светской библиотечных систем для работников библиотек Пушкинского городского округа. Иеромонах Макарий (Комогоров) также представил уникальный издательский проект — факсимильное воспроизведение Нового Завета, принадлежавшего великому русскому писателю Ф.М. Достоевскому. Это издание выпущено Фондом «Возрождение Тобольска» к 200-летию классика. Завершилась встреча презентацией Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне», который проводится Издательским Советом с 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при поддержке Фонда президентских грантов. Тематические направления конкурса «Лето Господне» предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей. В десятом сезоне тематические направления конкурса посвящены теме образа Евангелия в творчестве русских писателей и году русского языка в странах СНГ. Отец Макарий (Комогоров) пригласил библиотекарей при возможности активно привлекать школьников к данному проекту. В рамках программы мероприятий выставки-форума «Радость Слова» в Сергиево-Посадской епархии проходят встречи с известным богословом, старейшим профессором Московской духовной академии А.И. Осиповым, известным публицистом, богословом и миссионером архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) и с лауреатом Патриаршей литературной премии писателем В.М. Николаевым. По материалам сайта Издательского Совета Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/2023/12/22/v-podmosko...

Следовательно, при написании и одного, и другого письма Чичерин опирался если и не на сам текст обвинительного заключения, то на материалы с ним связанные 529 . Составляя послание к Крестинскому, Чичерин имел под руками, видимо, и письмо к Оболенскому. Ведь точно так же, как и в письме от 12 апреля 1923 г., нарком по иностранным делам в послании от 13 апреля 1923 г. предуведомил перечень «преступлений» предстоятеля Русской церкви призывом «вести подготовительную контр-кампанию по делу Тихона ввиду уже начавшейся подготовительной кампании со стороны наших врагов». Для более успешного продвижения по этому пути Чичерин счел необходимым повторить своим адресатам и обещание дополнительно дослать им «некоторые документы из дела Цепляка и Буткевича и еще некоторые материалы из дела Тихона». Таким образом, следует признать, что Чичерин своими письмами от 12 и 13 апреля 1923 г. исполнил поручения Политбюро «поднять кампанию» по делу патриарха Тихона и «усилить необходимую контр-агитацию» по делу архиепископа Цепляка, зафиксированные третьим и четвертым подпунктами «церковного» постановления высшего партийного органа от 12 апреля 1923 года. В целом же, суммируя результаты проведенного исследования постановления Политбюро «о Тихоне», заметим, что рассмотренные послания наркома по иностранным делам советским полпредам, без сомнения, являются итоговыми документами к третьему пункту протокола 61 заседания Политбюро от 12 апреля 1923 г. При этом напомним, что только на экземпляре письма от 13 апреля 1923 г., сохранившимся в тематическом деле АПРФ, имеется помета «Арх[ив] п[олит]б[юро]», связывающая этот документ с секретным делопроизводством высшего органа ЦК РКП(б). На отложившихся в этом же тематическом деле АПРФ инициативных документах к «церковному» постановлению Политбюро от 12 апреля 1923 г. таких помет нет. Однако и на письме Чичерина от 10 апреля 1923 г., и на протоколах Комиссии по руководству процессом над патриархом Тихоном от 7 и 11 апреля 1923 г., и на сопроводительном письме Рыкова ко второму протоколу от 11 апреля 1923 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В позднейшей машинописной тетради «хранилищного» протокола 5 заседания Политбюро от 4 мая 1922 г. произведенная правка текста колонки «Постановили» была полностью внесена в соответствующий абзац изучаемого постановления. Правда, в отличие от «подлинного» протокола, фамилии получателей выписок за ненадобностью восстановлены не были. Поэтому узнать имена исполнителей данного постановления Политбюро, имея в распоряжении только «хранилищный» протокол, нельзя 315 . Невозможно почерпнуть эту информацию и из двух позднейших выписок на бланках ЦК ВКП(б) 1930-х гг. из тематических дел АПРФ, посвященных церковным судебным процессам 1922 г. и подготовке процесса над патриархом Тихоном 316 . По-видимому, при их изготовлении технические сотрудники ЦК партии опирались на текст постановления из «хранилищного» протокола. Соответственно, учтенной оказалась вся надстрочная правка, сделанная в «подлинном» протоколе. Фамилии же исполнителей в этих позднейших выписках воспроизведены не были. Более того, в бланке вместо даты заседания Политбюро 4 мая ошибочно было впечатано 5 мая 1922 г., а номер протокола не указан вообще. Всего таких выписок было изготовлено три экземпляра одной машинописной закладки, в отмеченных тематических делах отложились отпуски. Помимо самого экземпляра выписки перед ним в тематическом деле, посвященном подготовке процесса над патриархом Тихоном, партийными архивистами были помещены еще два документа: протокол совещания Президиума ГПУ от 3 мая 1922 г. и сопроводительное письмо к этому протоколу с той же датой 317 . Несомненно, эти документы следует признать инициативными для рассматриваемого постановления Политбюро от 4 мая 1922 г. Хотя ни на протоколе, ни на сопроводительном письме нет соответствующих штампов или помет о принадлежности (лишь на письме рукописная карандашная помета: «Арх[ив] п[олит]б[юро]», а также рукописный чернильный входящий номер ЦК РКП(б) с датой 5 мая 1922 г. и пометой «ГПУ. Пом. гол»). Тем не менее, четыре из пяти пунктов протокола по своему содержанию перекликаются с пунктами постановления высшего партийного органа. Исключение составляет последний пятый пункт протокола, в котором речь идет об издании некоего журнала, по-видимому, первого номера обновленческой «Живой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1870 гг. параллельно «богословскому» направлению в области изучения каноники возникло т. н. «юридическое», продуцируемое профессорско-преподавательской корпорацией на кафедрах правоведения в светских образовательных заведениях. Данный вектор развития канонического права предполагал большую зависимость в изучении церковноправового материала от историко-критических принципов и научных достижений юриспруденции того времени. В настоящее время тематика истории становления научной дисциплины «каноническое право» мало интересует исследователей и, можно сказать, располагается вне плоскости актуальных интересов академического сообщества. Поэтому до сих пор существует потребность в комплексном анализе многих еще не решенных вопросов. Какое место занимало каноническое право в системе права Российской империи? Какие существовали научные направления в период становления научной дисциплины «каноническое право»? Как правильно структурировать систему канонического права в современности, учитывая многочисленные опыты построения систем в прошлом?   Источники Литература   См.: Варьяс М. Ю. Церковное право в романо-германской правовой системе: автореф. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01/Моск. юр. акад. М., 1997. Там же. С. 18. Гаранова Е. П. Церковное право в правовой системе российского общества: Общетеоретический и исторический аспекты: автор. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01/Нижегор. акад. МВД России. Нижний Новгород, 2004. Боровой Д. Д. Каноническое (церковное) право как нормативная система социально-правового регулирования: автореф. дисс. … канд. юр. н.: 12.00.01/Ставроп. гос. ун-т. Ставрополь, 2004. См.: Дорская А. А. Церковное право в системе права Российской империи конца — начала ХХ вв.: дисс. … д-ра юр. н. М., 2008. Церковное право и государственное законодательство в истории России: Мат-лы научн. конф.: К 75-летию члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова. Религии мира: история и современность: ежегодник. М., 2004. С. 9–233. Власть и общество в России во время русско-японской войны и революции 1905–1907: тез. докл. Междунар. научн.-практ. конф. 29–30 сентября 2005 г. СПб., 2005.

http://bogoslov.ru/article/6175035

В разделе " Публикации " размещены статьи, специально написанные для нашего сайта: это и апробационные статьи студентов, которые хотят получить степень кандидата богословия и таким образом плод своего научного исследования выносят на всеобщее обозрение, и статьи ученых и преподавателей, которые специализируются, например, в вопросах богословия и постмодерна или в вопросах освещения проблем церковной истории на рубеже веков, современных проблем канонического права. Кроме того, здесь приведены рецензии на некоторые недавно вышедшие книги. Отдельно нужно сказать о разделе " Проекты " : это перспективы развития нашего сайта, среди которых мне хочется выделить " Богословие в эпоху постмодерна " и проект мультимедийного учебника по патрологии, который в настоящее время подготавливает священник Сергий Говорун. Несколько слов о самой структуре портала. Где бы вы ни находились на сайте, вы можете отобрать интересующие вас материалы в соответствии с тематическим рубрикатором, который постоянно сопровождает нашего читателя (слева на экране). Соответственно, посетив раздел, например, " Библиография " и после этого выделив " Историю западных исповеданий " , вы получите выборку из всей обильной библиографии, то есть из всех 10000 библиограмм будут отобраны только те, которые соответствуют вашему запросу. Так, вы получите ответ на запрос: " библиография – историяистория западных исповеданий " . На сайте существует сквозной поиск, благодаря которому любой материал можно найти через обычный или расширенный поиск. Конечно, на сайте есть ошибки, есть недоработки, но, надеюсь, наш читатель простит и подскажет, что еще надо изменить, что надо улучшить, чтобы сайт был максимально удобен для пользования и принес пользу духовному образованию и церковной науке. Если говорить о том, кто является нашим адресатом, я бы сказал так: мы рассчитываем на то, что нашими посетителями будут самые широкие круги интеллигенции, как церковной, так, может, и не очень церковной, но интересующейся областью богословского знания. Естественно, мы надеемся, что наш сайт будет интересен для студентов как духовных, так и светских учебных заведений, где они смогут ко времени окончательного формирования контента сайта получать достоверную и проверенную информацию, научную информацию по тем вопросам, которые являются актуальными для них и в целом для церковной науки.

http://religare.ru/2_48676.html

Помимо литургики и церковного права, к церковно-практическим дисциплинам в духовных школах Русской Церкви обычно относят ряд других, менее заметных, предметов: гомилетику, то есть искусство проповеди, миссиологию — науку об истории и теории христианской миссии, и др. Но в нашей Общецерковной аспирантуре церковно-практическое направление уникально тем, что у нас в нем особенно ярко представлены темы социального служения и диаконии. К ним относятся такие очень острые и актуальные аспекты служения Церкви в современном обществе, как богословские и философские основы медицинской практики, волонтерские движения, душепопечение в специфичной среде (например, в местах лишения свободы), работа с наркозависимыми и т.д. В принятых ныне программах духовных школ соответствующие предметы социально-диаконической тематики присутствуют, в общем, спорадически; единой концепции их преподавания не существует; выпускных квалификационных работ по этим вопросам пишется немного. У нас же этой тематике посвящена примерно половина диссертаций, готовящихся по кафедре Церковно-практических наук. Резюмируя сказанное, еще раз отмечу, что наша кафедра объединяет два направления. К первому относятся литургика, церковное право, гомилетика, миссиология, вообще служение пастыря на приходе в его традиционном понимании, а ко второму — практическое аспекты церковной жизни в современном обществе во всем его многообразии. — Какую роль в жизни ОЦАД играет кафедра церковно-практических наук? — Кафедра церковно-практических наук существует с момента основания Общецерковной аспирантуры. Как уже было сказано выше, она обслуживает одно из фундаментальных направлений духовного образования и церковной науки. Как на других кафедрах, специалисты кафедры церковно-практических наук, прежде всего, осуществляют преподавательскую деятельность: читают лекции, проводят семинары, руководят научными проектами магистрантов, аспирантов и докторантов. Количество диссертаций в целом по кафедре сопоставимо с количеством диссертаций по другим базовым кафедрам — богословия, библеистики и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/3736483.ht...

Известный русский религиозный философ князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862–1905) опубликовал указатель литературы по истории религии 1280 . Серьезный анализ развития российской историко-церковной науки в XIX в. оставили А.П. Лебедев , H.H. Глубоковский, профессор всеобщей истории Казанского университета Николай Алексеевич Осокин (1843–1895) 1281 . Были опубликованы справочные издания (не всегда полные) по отдельным направлениям богословских исследований: церковной истории 1282 , патрологии 1283 , каноническому праву 1284 , литургическим изданиям 1285 . Имеются также справочники и указатели, где учитываются материалы периодических изданий по духовной тематике 1286 . Во 2-й половине XX в. были опубликованы «Описание изданий, напечатанных кириллицей, 1689 – январь 1725» (M., 1958), «Описание изданий гражданской печати, 1708 – январь 1725» (M., 1955), «Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII в., 1725–1800» (в 5 т. M., 1962–1967), максимально учитывающие издания в фондах крупнейших отечественных библиотек. В пятитомник включены авторы из среды духовенства (писатели, богословы, переводчики и проч.), есть указатели – именной, систематический (по богословию, патрологии, церковной истории) и др. В 2000 г. начато издание «Сводного каталога русской книги, 1801–1825». Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) с 1994 г. ежеквартально издает роспись книг и статей по религиоведению, поступивших в ИНИОН (с указанием шифра хранения), сопровождаемый предметным и именным указателями 1287 . Возможность составить суждение о состоянии и развитии отечественных историко-церковных исследований после 1917 г. дают библиографические указатели «Православие» 1288 , «Исихазм» 1289 , «Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей (1947–2000)» 1290 , каталоги изданий Московской патриархии 1291 , систематический библиографический указатель публикаций в «Журнале Московской Патриархии» 1292 , указатель христианской периодики на русском языке 1293 , указатель литературы по раннему христианству 1294 , отдельным проблемам церковной истории 1295 (включая историю протестантских деноминаций 1296 ), церковному искусству 1297 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди общих работ по богословию, более всего поспособствовавших развитию канонического права как самостоятельной учебной дисциплины, нельзя не упомянуть труд митрополита Макария (Булгакова) «Введение в православное богословие» . Владыка Макарий, будучи самым плодовитым писателем середины XIX cmoлemuя в Русской Православной Церкви, более известен как автор многотомника по истории Русской Православной Церкви и учебного пособия по догматическому богословию, хотя он своим «Введением…» обеспечил и движение в области канонического права. Впервые эта работа увидела свет в 1847 г., но впоследствии ввиду ее крайней востребованности пять раз переиздавалась. Предметом канонического права архим. Макарий считал «христианское управление», которое должно изучаться в трех направлениях: историческое обозрение развития права, анализ действующего права и сравнение с иноконфессиональными системами права . В дисциплине канонического права (церковного законоведения) архим. Макарий (Булгаков) выделял два тематических ядра: внутреннее (правила церковного сообщества) и внешнее (взаимоотношения с иными сообществами) право Церкви. В конечном счете, у архим. Макария (Булгакова) складывалась трехчастная система канонического права, по которой в первом разделе исследовались первоначальные права и исторические основания канонического права, далее изучалось внутреннее право Церкви (каноны, регулирующие устройство Церкви, как особого общества верующих), а в заключительном разделе обращалось внимание на внешнее право Церкви (отношение Церкви к обществу гражданскому, иноверцам). Стоит отметить, что многие канонисты впоследствии брали за основу систему церковного права, предложенную митрополитом Макарием (Булгаковым) . Современные исследователи объясняют резкое увеличение с 40-х гг. XIX b. монографий по церковному праву Русской Православной Церкви обстоятельствами политического характера. Период с 1770 до 1840 г. обозначился смягчением правового положения для иных христианских конфессий. Российская империя предоставила им больше обязанностей, прав и институциональных структур, чем уже имели православные. Это и было одним из важных факторов, воздействовавших на усиление изучения церковного права Русской Православной Церкви, иначе возникший перекос мог нанести удар по «господствующему и первенствующему положению» Русской Православной Церкви. С середины XIX b. мы уже наблюдаем целый поток публикаций, посвященных каноническому праву как самостоятельной богословской дисциплине. Безусловно, как и в предыдущие годы, центром формирования богословской дисциплины «канонического права» стали духовные учебные заведения.

http://bogoslov.ru/article/6175035

Церковно-государственные взаимоотношения в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви Деятельность Русской Православной Церкви имеет ярко выраженный наднациональный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она осуществляет свое служение не в одном государстве и окормляет не один народ или этнос, но включает в сферу своего канонического попечения более полутора десятка разных стран. В каждом государстве архипастыри, клирики и миряне, независимо от личного гражданства, молятся о мире и благополучии той страны, где они живут, и трудятся на ее благо. Нередко, наряду с исторически принятым церковнославянским языком, богослужебные тексты произносятся и поются на местных языках, а где-то, как в Японии, национальный язык является основным для богослужений. В каждой отдельной стране церковно-государственные и церковно-общественные отношения выстраиваются особым образом. В Российской Федерации в период с 2013 года по сегодняшний день церковными учреждениями были подготовлены поправки в 35 законопроектов и 5 подзаконных актов. Особого упоминания заслуживают законодательные новеллы, касающиеся восстановления прав студентов духовных учебных заведений на отсрочку от призыва на военную службу в период обучения, изменения юридического статуса религиозных организаций, осуществления реставрации памятников архитектуры, находящихся в собственности религиозных общин на средства государственного финансирования, включения в законодательство понятия религиозно-исторического места. Необходимые разъяснения по поводу этих и других изменений в законодательстве были своевременно разосланы Управлением делами Московской Патриархии. С 2013 года в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений в верхней и нижней палатах Российского Парламента поочередно проводятся Рождественские парламентские встречи. Этот церковно-государственный форум является уникальной моделью взаимодействия Церкви с законодательными органами власти. Являясь постоянным сопредседателем Рождественских парламентских встреч, Предстоятель имеет возможность выступать с докладом на пленарном заседании, координировать программу и работу парламентских встреч. Кроме того, в их рамках ежегодно проходит более десяти круглых столов и тематических конференций.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о развитии церковно-государственного диалога в России в межсоборный период 29 ноября 2017 г. 18:21 Обширный раздел в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архиерейскому Собору 2017 года был посвящен церковно-государственным отношениям в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви. Святейший Владыка отметил, что деятельность Русской Православной Церкви имеет ярко выраженный наднациональный характер, — «это проявляется, в частности, в том, что она осуществляет свое служение не в одном государстве и окормляет не один народ или этнос, но включает в сферу своего канонического попечения более полутора десятка разных стран». При том в каждой отдельной стране церковно-государственные и церковно-общественные отношения выстраиваются особым образом. Говоря о ситуации в Российской Федерации, Патриарх Кирилл отметил, что в период с 2013 года по сегодняшний день церковными учреждениями были подготовлены поправки в 35 законопроектов и 5 подзаконных актов. Особого упоминания, по словам Его Святейшества, «заслуживают законодательные новеллы, касающиеся восстановления прав студентов духовных учебных заведений на отсрочку от призыва на военную службу в период обучения, изменения юридического статуса религиозных организаций, осуществления реставрации памятников архитектуры, находящихся в собственности религиозных общин на средства государственного финансирования, включения в законодательство понятия религиозно-исторического места». С 2013 года в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений в верхней и нижней палатах Федерального Собрания поочередно проводятся Рождественские парламентские встречи. Церковно-государственный форум представляет собой уникальную модель взаимодействия Церкви с законодательными органами власти. Являясь постоянным сопредседателем Рождественских парламентских встреч, Предстоятель Русской Православной Церкви имеет возможность выступать с докладом на пленарном заседании, координировать программу и работу форума. Кроме того, в рамках Рождественских парламентских встреч ежегодно проходит более десяти круглых столов и тематических конференций.

http://patriarchia.ru/db/text/5073223.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010