I Международный научный симпозиум «Визуальная теология. Темы и горизонты» пройдет в Великом Новгороде Симпозиум состоится 23–24 сентября 2021 года ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. Кафедра теологии Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и редакция научного журнала «Визуальная теология» при содействии Научно-образовательной теологической ассоциации организуют первый международный научный симпозиум «Визуальная теология. Темы и горизонты» и приглашают вас принять участие в нём. Симпозиум состоится 23–24 сентября 2021 г. в Великом Новгороде. Цель работы симпозиума: формулировка и обсуждение предметной сферы, проблематики и методологии визуально-теологических исследований. Визуальная фиксация и трансляция теологических утверждений и норм входит в число неотъемлемых признаков религиозной культуры. Физически явленные или подразумеваемые визуальные формы выражения богословского знания или морально-теологического предписания составляют огромную и разнообразную область религиозной теории и практики. Визуальное, наряду с вербальным, несёт значительную смысловую нагрузку как в области систематизации доктрины, так и в сферах богослужебных действий, практик иеротопии и организации повседневного обитаемого пространства, демонстрации иерархического статуса и конфессиональной идентичности. Визуально-теологическая тематика имеет особую значимость для исследования христианства: различные формы визуализации веры неотделимы от сложного комплекса христианских сакральных практик, а история христианского богословия содержит богатый опыт теоретического осмысления этих форм. В эпоху «визуального поворота» христианские практики закрепления и передачи религиозного опыта привлекают особое внимание и требуют специального изучения. Наконец, полнота теологического знания недостижима без научного осмысления его «зрительных» предпосылок и его «оптической» презентации. Современное гуманитарное знание развивается в русле междисциплинарности; именно такой подход обеспечивает достижение наиболее значимых результатов и в области исследования визуальных параметров христианской культуры. Симпозиум объединит и взаимно усилит возможности и ресурсы многих специальных научных направлений: теологии, философии, искусствознания, истории художественной культуры, эстетики. К работе симпозиума приглашаются специалисты в сфере архитектуры, иконологии, иконографии, визуальной антропологии, визуальной семиотики, религиоведения, культурологии и иных смежных дисциплин. Основное внимание предполагается уделить решению базовых вопросов, связанных с определением специфики визуальной теологии как особой междисциплинарной области знания. В связи с этим основная тематика симпозиума формулируется следующим образом:

http://sedmitza.ru/text/9813614.html

Между прочим, выписка этого «церковного» постановления Политбюро, изготовленная 13 июля 1922 г. и адресованная Назаретяну, сохранилась вместе с обновленческими ходатайствами и письмом Зиновьева в тематическом деле АПРФ, посвященном церковным судебным процессам 1922 г. 440 Правда, непонятно, отпуск это или тот самый единственный экземпляр выписки для заведующего Бюро Секретариата. Документ напечатан на бланке ЦК РКП(б), имеет адрес «Товарищу Назаретяну» и исходящий номер, совпадающий с тем, что указан под фамилией адресата в тексте постановления из «подлинного» протокола 17. Проставлен на выписке и штамп о принадлежности к пункту 16 протокола 17 заседания Политбюро от 13 июля 1922 г. Помимо штампа на документе имеются три рукописные пометы: «В Архив Пол[ит]Б[юро]. Ст[алин]», «Строго Секретно», «Исполнено. И. Ст[алин]. 14/VII». Не исключено, что все эти пометы, несмотря на подписи генсека, написаны рукой адресата данной выписки – Назаретяна. Тем не менее, третья помета, несомненно, говорит о том, что постановление Политбюро «о питерских попах» было доведено до сведения Президиума ВЦИК. Из пункта 16, зафиксированного в позднейшей машинописной тетради «хранилищного» протокола 17 заседания Политбюро от 13 июля 1922 г., столь важной для исследуемого постановления информации почерпнуть нельзя 441 . Здесь нет ни адреса рассылки, ни исходящего номера, ни штампа о принадлежности, ни делопроизводственных помет. Ничего удивительного в этом нет, т. к. данный пункт заведомо не изготавливался ни с выписки тематического дела, ни с рукописного текста постановления из «подлинного» протокола. Тем не менее, текст позднейшего пункта 16, как и в выписке тематического дела АПРФ, дан с учетом правки текста постановления из «подлинного» протокола, но без сохранения дореволюционной орфографии. В качестве официального приложения к пункту 16 и в тематическом деле АПРФ, посвященном церковным судебным процессам 1922 г. 442 , и в деле РГАСПИ с «хранилищным» протоколом 17 заседания Политбюро от 13 июля 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сожалению, более подробно узнать, что предлагал Троцкий, мотивируя свою очередную инициативу в отношении епископа Антонина, и почему Политбюро решило «не возражать», невозможно. Ни в делах с «подлинным» и с «хранилищным» протоколами 2 заседания Политбюро в фонде ЦК партии в РГАСПИ, ни в доступных нам тематических делах фонда Политбюро в АПРФ никаких инициативных документов Троцкого не отложилось. В просмотренных тематических делах АПРФ даже нет самой выписки с данным постановлением высшего партийного органа. На выписке из «подлинного» протокола, правда, оттиснут штамп о размещении ее экземпляра в тематическом деле АПРФ, посвященном помощи голодающим. Однако находится или нет этот экземпляр выписки и инициативный документ Троцкого в данном тематическом деле, сказать крайне трудно. Возможно, Троцкий считал, что в третий раз вопрос о введении «советского» духовенства и, конкретно, епископа Антонина в состав ЦК Помгола может не мотивироваться и даже не обсуждаться непосредственно на заседании Политбюро. Это предположение отчасти подтверждается и особенностями оформления постановления высшего партийного органа об епископе Антонине в «подлинном» протоколе 2. Как неоднократно отмечалось на примере постановлений Политбюро X созыва, наличие в качестве текста постановления, обычно рукописного, машинописной выписки говорит о том, что рассматриваемый вопрос был принят опросом, а не на заседании. Об «опросном» характере принятия решения свидетельствует и имеющаяся над основными колонками текста строчка, в которой отсутствует слово «заседание»: «Выписка из протокола Политбюро 2 от 12/IV-22 г.». Исходя из наблюдений, проведенных в предшествующей главе над подобными строчками, можно утверждать, что опрос членов и кандидатов в члены Политбюро проводился 12 апреля 1922 г., следовательно, за день до заседания, к протоколу которого это постановление было приписано. Кстати, дата 12 апреля 1922 г., выправленная из первоначально написанной даты 10 апреля 1922 г., указана и в рукописной помете о принадлежности документа к пункту 27 протокола 2, проставленной на выписке коричневыми чернилами сотрудником Бюро Секретариата. (Рядом с пометой, возможно позднее был оттиснут еще и сходный штамп о принадлежности, но уже без даты опроса.) Согласно адресу рассылки, напечатанному под бланком, экземпляры выписок с изучаемым постановлением должны были получить два человека: инициатор Троцкий и исполнитель Калинин. Очевидно, эти документы ушли к адресатам за подписью приступившего к работе на новой должности генерального секретаря Сталина. Ведь именно росчерк его фамилии в качестве подписи был проставлен красными чернилами на экземпляре выписки, сохранившемся в «подлинном» протоколе 2 Политбюро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Познакомившись с письмом, Троцкий, видимо, не решился самостоятельно выполнить просьбу Крестинского, сочтя необходимым переслать полученный из Берлина документ в НКЮ Красикову и в ГПУ Самсонову. Для этого в Секретариате РВСР была отпечатана сопроводительная почто-телеграмма от 13 июня 1922 г., адресованная Красикову и Самсонову. Неподписанный Троцким отпуск этой почто-телеграммы с проставленным на нем штампом о принадлежности к пункту 27 протокола 13 заседания Политбюро от 22 июня 1922 г. так же, как и предыдущий документ, сохранился в тематическом деле АПРФ о сменовеховцах 416 . Два других экземпляра, вероятно, за факсимильной подписью Троцкого ушли к адресатам с требованием после прочтения обязательно вернуть назад в Секретариат РВСР письмо Крестинского. В почто-телеграмме от 13 июня 1922 г. Троцкий просил Красикова и Самсонова, помимо прочтения письма из Берлина, еще и «дать в спешном порядке письменное заключение по поводу вопроса о допущении в Россию В. Львова». Несмотря на то, что «бывший обер-прокурор синода при Керенском» объявил себя коммунистом и мог быть даже полезным «в некоторых отношениях», Троцкий, тем не менее, не исключал и ситуации, когда Львов, вернувшись, «не найдет себе места в работе». На полученные в НКЮ почто-телеграмму Троцкого и письмо Крестинского ответил не Красиков, находящийся в Петрограде, а сам глава ведомства – нарком Курский. Он считал, что деятельность Львова в качестве консультанта по вопросу об отделении церкви от государства была бы большим подспорьем в работе V отдела НКЮ. Приведенный ответ был оформлен делопроизводителями НКЮ в виде машинописной записки за подписью-росчерком Курского от 15 июня 1922 г. Документ был адресован Троцкому, что дополнительно, на наш взгляд, подтверждает сделанный выше вывод о подписи и в целом об авторстве сопроводительной почто-телеграммы от 13 июня 1922 г. Записка за подписью Курского, как и отпуск почто-телеграммы Троцкого, была размещена в тематическом деле АПРФ о сменовеховцах. Несомненно, в выборе этого дела сыграли свою роль оттиснутые на записке штампы о размещении и о принадлежности к пункту 27 протокола 13 заседания Политбюро от 22 июня 1922 года 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На следующий день, 11 июля 1923 г., заместитель председателя АРК Н. Н. Попов на основе принятого АРК решения написал от руки на бланке ЦК РКП(б) инициативную записку. Эта записка, адресованная «секретарю Ц.К.Р.К.П. т. Сталину», отложилась в тематическом деле АПРФ, посвященном подготовке процесса над патриархом Тихоном 590 . То, что она была получена адресатом, подтверждается оттиснутым на ней регистрационным штампом Бюро Секретариата. Как и Ярославский в своих инициативных документах, Попов предварил основной текст вводным предложением: «Прошу поставить на ближайшем заседании Политбюро вопросы». Далее зампред АРК сформулировал первым вопросом утвержденное на заседании Комиссии 10 июля 1923 г. решение о «католической церкви в С.С.С.Р.» Вторым же вопросом им был дан, по сути, обобщенный пересказ текста третьего пункта «О деле Тихона» из протокола 29 заседания АРК от 10 июля 1923 г. Только теперь у него был несколько иной заголовок: «О дальнейшем ходе процесса б. патриарха Тихона», т. е. партийный функционер продолжал придерживаться обновленческой точки зрения, что Тихон – бывший патриарх. Под этим заголовком в круглых скобках Попов написал два «конкретных предложения». Заменив текст об откладывании процесса «на неопределенное время» на более краткое «1) продлить следствие», он переиначил и два других подпункта решения АРК, объединив их в один: «2) не возражать против изменения меры пресечения и тем из сопроцессников Тихона, которые публично покаятся в своих преступлениях». Таким образом, зампред комиссии предложил в своей инициативной записке своеобразный проект постановления Политбюро из двух пунктов, сделав ее одновременно и подготовительным документом. С этой рукописной записки (в Бюро Секретариата?) была снята незаверенная машинописная копия с обозначением, что она «отпечат[ана] в I экз[емпляре]», и без указания на то, что этот документ – копия. Подпись-росчерк Попова под документом воспроизведена в данной копии машинописью, а дата написания записки – 11 июля 1923 г. – вообще опущена. Следовательно, узнать из этого экземпляра послания, что он является копией записки зампреда АРК от 11 июля 1923 г., нельзя. В отличие от рукописного подлинника, напротив текста копии с двумя «конкретными предложениями» рукой сотрудника Бюро Секретариата (Назаретяна?) было помечено: «принять». Этот незаверенный и непродатированный экземпляр записки Попова отложился вместе с ее оригиналом в тематическом деле АПРФ, посвященном подготовке процесса над патриархом Тихоном 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербургской духовной академии прошла X Международная научно-богословская конференция 27.09.2018 25-26 сентября 2018 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии прошла X Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Конференцию открыло пленарное заседание, которое началось со вступительного слова ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима. Пленарное заседание продолжили доклады, посвященные различным направлениям богословской науки. Выступления открыл доклад доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета А.Н. Кашеварова на тему «Патриарх Тихон и Гражданская война 1918-1920 гг.». Доктор философских наук, ассистент кафедры ветхозаветных исследований Православного богословского факультета Белградского университета Божович Ненад прочитал доклад «Древо жизни в буквальном и аллегорическом смысле: Экзегеза Быт 2:9 в святоотеческих текстах». Кандидат искусствоведения, преподаватель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии Д.Г. Мироненко представил доклад «Примеры иконографии как проповеднического средства иконного образа». В завершение прозвучал доклад научного сотрудника Института всеобщей истории РАН А.В. Громовой «Просветительские и миссионерские задачи и их решение в рамках национального проекта " Императорский маршрут " . К 100-летию памяти Царской семьи». По окончании пленарного заседания участники конференции продолжили работу по различным тематическим секциям. Во второй половине для гостей была организована экскурсия, в ходе которой они посетили бывшее здание Святейшего Синода на Сенатской площади. 26 сентября, в заключительный день работы конференции, участники распределились по тематическим секциям: «История Церкви в XX веке, подвиг новомучеников Церкви Русской», «История Церкви до XX века», «Новозаветные исследования», «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии», «Богословие и патрология», «Религиозная философия», «Литургика», «Церковное изобразительное искусство и архитектура», «Церковно-музыкальное искусство».

http://drevo-info.ru/news/24112.html

Архив Пн Рекомендации тематической секции Всемирного конгресса соотечественников «Роль Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий в укреплении единого духовного пространства Русского мира» 11 декабря 2009 г. 17:08 2 декабря 2009 года в рамках III Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, состоялось заседание секции «Роль Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий в укреплении единого духовного пространства Русского мира». В работе секции приняли участие представители  Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Министерства иностранных дел Российской Федерации , Россотрудничества, Московского дома соотечественника, архиереи, клирики и миряне Московского Патриархата из ближнего и дальнего зарубежья, представители организаций соотечественников. Участники секции с большим воодушевлением восприняли программные выступления Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии Всемирного конгресса соотечественников . Участники заседания, исходя из необходимости: консолидации соотечественников посредством сохранения их религиозной и национально-культурной идентичности; поддержания духовных и культурных связей соотечественников с Родиной; адаптации соотечественников к социальной среде и условиям проживания в том или ином регионе мира; поддержки зарубежных сил и личностей, для которых дороги культура, традиции и языки народов исторической России; учитывая важную роль и исторический опыт Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий в укреплении зарубежного Русского мира, защите духовных, культурных и социально-экономических прав соотечественников, а также историческое значение подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей , приняли следующие рекомендации: 1. Считать необходимым выстраивание системного взаимодействия Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Синодальных учреждений, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничества, зарубежных епархий и приходов Русской Православной Церкви, зарубежных общин традиционных российских конфессий и организациями соотечественников (регулярные встречи, в том числе в рамках партнерского диалога Россия соотечественники, составление планов сотрудничества, оказание консультативно-правовой поддержки приходам и организациям соотечественников, включение в программу официальных делегаций посещение духовных центров зарубежья).

http://patriarchia.ru/db/text/962908.htm...

Завершились VIII Московские областные Рождественские образовательные чтения 20 декабря 2010 г. 12:59 17 декабря 2010 года во Дворце спорта «Видное» состоялось торжественное закрытие VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» В течение месяца во всех муниципальных образованиях Московской области в рамках Рождественских чтений проходили конференции, тематические классные часы, семинары, круглые столы, общешкольные родительские собрания, утренники, педагогические чтения, тематические занятия и беседы на духовные темы, экскурсионные и паломнические поездки по историческим и духовным местам Подмосковья, православные сборы и слеты. По итогам чтений подготовлен сборник материалов, который вручался всем гостям праздника. В церемонии закрытия чтений приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , губернатор Московской области Б.В. Громов, министр образования Правительства Московской области Л.Н. Антонова, главы муниципальных образований Московской области, руководители муниципальных органов управления образованием, специалисты и руководители муниципальных образовательных учреждений, ректоры государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Московской области, настоятели и настоятельницы монастырей Московской епархии , благочинные церковных округов, преподаватели и студенты Коломенской православной духовной семинарии, представители воскресных школ, православных гимназий и молодежных центров Московской епархии. Впервые Московские областные Рождественские чтения состоялись 1 декабря 2003 года в Коломне. В этом году Рождественские чтения состоялись уже в восьмой раз. С каждым годом образовательный форум собирает все больше участников, растет охват педагогической и родительской общественности. Для участников церемонии во Дворце спорта «Видное» были подготовлены выставки районных центров детского творчества «Импульс» и «Гармония», а также фотовыставка «Рождественские чтения 2003-2010», рассказывающая о проведении чтений в Московской епархии в эти годы. Для гостей праздника было подготовлено музыкальное театрализованное представление, в котором участвовали около шестисот юных артистов — учащихся образовательных учреждений, коллективов художественной самодеятельности, народных театров, детских музыкальных школ, церковных воскресных школ Видновской земли. Затем к участникам Рождественских образовательных чтений, собравшимся во Дворце спорта, обратились с приветствиями губернатор Б.В. Громов, митрополит Ювеналий и министр образования Л.Н. Антонова. Сайт Московской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1345302.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышел в свет первый том учебника по патрологии для духовных семинарий «Церковная письменность доникейского периода» 24.05.2019 В Издательском доме «Познание» вышел в свет первый том учебника по курсу патрологии для духовных семинарий. В планируемых к изданию трех томах будут впервые собраны воедино материалы, охватывающие весь классический период церковной письменности с I по XV век. Авторы учебника — профессор Московской духовной академии А.И. Сидоров, доцент МДА П.К. Доброцветов и профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия А.Р. Фокин. Опираясь на творения святых отцов и церковных писателей, а также отечественную и зарубежную исследовательскую литературу по патрологии, авторы стремились максимально полно отразить учение Церкви в его исторической динамике. Изданные к настоящему времени курсы патрологии чаще всего сосредотачиваются на каком-то одном периоде — доникейском или IV — начале V века, изредка доходят до VIII века. Большинство из них, отмечают авторы учебника, содержат в себе избыток узко специальной информации, интересующей более специалистов. Некоторые же несколько устарели. Именно это обстоятельство определило задачу, которую поставили перед собой авторы: свести воедино (в трех томах) весь курс патрологии, опираясь на материалы современной отечественной и зарубежной литературы и многолетний опыт преподавания этого предмета и исследовательской работы в этой области. Как отмечают авторы учебника, они стремились к простоте изложения столь непростой по составу и тематике науки. С этой целью материалы, вошедшие в книгу, подбирались в соответствии с приоритетом представления фактологии, необходимой для освоения и осмысления святоотеческого наследия Православной Церкви. Собственно научная составляющая патрологии, с ее частой дискуссионностью и сложной проблематикой, доступной лишь весьма узкому кругу квалифицированных ученых, сознательно вынесена авторами за рамки учебника. В тексте сведены к минимуму научные комментарии и ссылки на литературу, непосредственно не относящиеся к тематике рассматриваемого материала. По словам авторов, в книге, адресованной студентам современной семинарии, они стремились максимально полно отразить учение Церкви о Боге и спасении, нравственное учение, а также образцы христианской святости на примере житий святых отцов.

http://drevo-info.ru/news/24964.html

Иначе обстоит дело с духовно-нравственной и богословской литературой. Книги, научающие основам православной веры и духовной жизни, рассказывающие о Боге, почти недоступны читателю как правило, он может найти их только в храмах, монастырях и церковных лавках. Следующий важный момент количество выпускаемых изданий православной религиозной тематики. Церковные издательства ежегодно выпускают в свет более трех тысяч наименований изданий. Зададимся вопросом какая часть этих изданий попадает на полки свечных лавок храмов и церковных лавок? И если даже не все разнообразие православной литературы доступно прихожанам в большинстве храмов, то насколько уместно продавать там светскую литературу? Следует также напомнить о том, что у Издательского Совета как Синодального учреждения, отвечающего за соответствие содержания изданий православному вероучению, должна быть уверенность, что любая книга, приобретенная в церковной лавке или свечной лавке храма, будет полезна читателю, послужит его духовному развитию. Ведь именно за такой литературой люди и приходят в церковные лавки. Аналогичный вопрос относительно научной литературы (хороших трудов по истории, иконописи, архитектуре и т.д., изданных светскими издательствами)? Книги по иконописи или церковной архитектуре, конечно же, получают соответствующий гриф и в общем порядке попадают на полки церковных лавок и свечных лавок храмов. Историческая церковная литература также подпадает под общее правило, то есть рассматривается в Издательском Совете и получает или не получает соответствующий гриф. Светские же книги по истории, в которых существенно не затрагиваются вопросы церковной жизни, грифа Издательского Совета не получают. Для нас важно, чтобы издатели поняли, что мы, будучи церковной организацией, присваиваем гриф только тем изданиям, содержание которых так или иначе относится к церковной тематике. Еще раз подчеркнем, что фактически мы решаем, допустить или не допустить то или иное издание к распространению через систему именно церковной книготорговли. В то же время следует понимать, что если в тексте книги, объем которой, к примеру, более ста страниц, лишь три-четыре молитвы или нескольких абзацев текста относятся к церковной тематике, то никаких оснований присваивать церковный гриф такому изданию нет.

http://patriarchia.ru/db/text/1593247.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010