О, если бы мы престали обманывать самих себя и усмотрели настоящее свое место! О, если бы мы решились сойти с воображаемых высот, нам не принадлежащих, с холмов самомечтания, на коих возносясь и покоясь, мы почитаем себя и безопасными, и сильными, и умными, и добросердечными! О, если бы решились низойти в темную храмину души нашей, остановиться в ней, и обозреть внимательно ее дикость и ужас! О, если бы всю нашу внутренность проникло это чувство: худо мне, горько мне жить без Бога, по своей воле! Тогда, конечно, возопили бы мы из глубины сердца: изведи из темницы душу мою ( Пс. 141:18 ). И Господь, в вертепе родившийся и в яслях возлегший нашего ради спасения, услышал бы наши вопли, благоволил бы войти под смиренный кров души нашей, и просветил бы тьму нашу ( Пс. 17:29 ). Великие подвижники благочестия, те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:38 ), чтобы в запустении, дикости и суровости тех мест всегда видеть образ дикости и безобразия ветхого сердца. И, во мраке пещер, сиял для них и запечатлевался на них свет лица Христова и из тления ветхого человека рождался новый. Так, сеющие слезами, пожинали они бессмертную, неизглаголанную радость ( Пс. 125:5 ). Так и нам нужно прежде научиться искренно сетовать о своей худости, если желаем истинно радоваться: и тогда наша радость будет живее и прочнее. Как размягчено и открыто для живой радости, для чувствований благодарности и умиления сердце, довольно долго находившееся под гнетом скорби, не чаявшее отрады, и, вдруг, получившее утешение и избавление! Это знают страдавшие долговременной и тяжкой болезнью, зревшие край гроба, и потом ожившие. Это знают томившиеся долго в мрачной темнице, и, вдруг, из нее изведенные на свет. И мы, сколько бы ни утешались покойными и светлыми домами, обилием и богатством, преходящими удовольствиями дружества и прочими ложными опорами спокойствия; но, в самом деле, по внутреннему состоянию души нашей, находимся во тьме, покуда не просветит нас Христос. Тогда только исполнятся истинной радости уста наши, и язык наш веселия. Почто же преждевременно утешать себя ложной радостью, не имея истинной? Лучше приготовить себе вечное веселье временным сетованием, нежели, убегая здесь легкой скорби, лишиться радости непреходящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Таже митрополитъ: Миръ всмъ. Пвцы: И духови Твоему. Главы ваша Господеви приклоните. Пвцы: Теб, Господи. Митрополитъ молится тайно, и чтетъ молитву Теб, Богу всхъ и Царю, выю сердца благодаряще приклоняемъ, яко достойныхъ насъ служителей быти Божественнымъ симъ сотворилъ еси Тайнамъ, и милость проповдуемъ, юже на насъ обильно еси, и отъ Тебе, яко мро на глав, молимъ, зане мро (Псн. 1, 2), имя Единородному Твоему Сыну, Христу Богу нашему, въ немже благоухается весь видимый и невидимый мíръ. Ты бо еси покланяемый и прославляемый, и Теб славу и возсылаемъ, Отцу и Сыну и Святому Духу, нын и присно, и во вки вковъ, аминь. Таже, знаменавъ паки тое святое мро трижды, покрываетъ покровомъ въ сосудхъ. Потомъ глаголетъ Вся святыя помянувше… Рипиды же стоятъ до: Да исполнятся уста наша… А посл литургíи, износятъ святое мро протопопъ со священниками въ снодальную сосудохранительницу, и поставляется на уготованномъ мст. И, изходяще изъ собору, поютъ псаломъ 44: Отрыгну сердце мое [слово благо, глаголю азъ дла моя Цареви, языкъ мой — трость книжника скорописца. Красенъ добротою паче сыновъ человческихъ, благодать во устнахъ Твоихъ, сего ради благослови Тя Богъ во вкъ. Препояши мечь Твой по бедр Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успвай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и наставитъ Тя дивно десница Твоя. Стрлы Твоя изощрены, Сильне, подъ Тобою падутъ въ сердцы врагъ царевыхъ. Престолъ Твой, Боже, въ вкъ вка: жезлъ правости, жезлъ Твоего. Возлюбилъ еси правду и возненавидлъ еси сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ. Смирна, и стакти, и кассíя отъ ризъ Твоихъ, отъ тяжестей слоновыхъ, изъ нихже возвеселиша Тя. Дщери царей въ чести Твоей. Предста Царица одесную Тебе, въ ризахъ позлащенныхъ одяна, преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и домъ отца Твоего, и возжелаетъ Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой, и поклонишася Ему. И дщи Тирова съ дары, лицу Твоему помолятся Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одяна и преиспещрена. Приведутся Царю двы въ слдъ Ея. Ея приведутся Теб, приведутся въ и введутся въ храмъ Царевъ. Вмсто отецъ Твоихъ быша сынове Твои, поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всякомъ род и род. Сего ради исповдятся Теб въ вкъ и во вкъ вка].

http://azbyka.ru/chin-mirovareniya

Тем не менее в греч. печатных изданиях (в отличие от слав., груз. и проч.), начиная с первопечатных XVI в. (Ibid.) и вплоть до мн. новейших (см., напр.: Αρχιερατικν. Θεσσαλονκη, 2004. Σ. 47), «Д. и.» не указывается, что связано с устоявшейся греч. практикой опускать это песнопение (впрочем, в последнее время наблюдается тенденция к возрождению «Д. и.» и в греч. практике - напр., в издаваемом мон-рем Симонопетра Иератиконе оно присутствует согласно афонской традиции). Священнодействие перенесения Св. Даров со св. престола на жертвенник, происходящее во время «Д. и.», в слав. рукописной традиции может иметь название: «перенос» (см., напр.: РНБ. Q. п. I. 7. Л. 55 об., XIV в.) или «малый перенос» (в противопоставление «большому переносу», т. е. великому входу ). По традиции после причащения мирян диакон или предстоятель ссыпает оставшиеся на дискосе частицы в Чашу; предстоятель благословляет народ со словами, основанными на Пс 27. 9, после чего хор поет       или иное песнопение (при архиерейском богослужении - также «Ис полла эти, дэспота»), а предстоятель кадит Чашу и дискос со словами Пс 56. 12 и отдает дискос и кадило диакону, к-рый, покадив народ из св. врат, относит дискос на жертвенник; наконец, предстоятель, тихо говоря: «Благословен Бог наш», крестообразно осеняет Чашей св. престол и (при архиерейском служении архиерей передает в этот момент Чашу священнику, к-рый и произносит дальнейший возглас), возглашая: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», осеняет Чашей народ и относит ее на жертвенник, после чего хор поет «Аминь» и «Д. и.» (в греч. традиции часто опускается), а священник ставит на жертвенник свечу перед Чашей, кадит их и отдает кадило диакону, к-рый, покадив священника, идет произносить благодарственную ектению ( Георгиевский. С. 80-82). Те же священнодействия (за исключением ссыпания частиц) совершаются и за литургией Преждеосвященных Даров , но в нек-рых южноитал. (в отличие от к-польских) греч. Евхологиях «Д. и.» за этой литургией может заменяться иным песнопением, Εχαριστομν σοι, Κριε (      ) ( Taft.

http://pravenc.ru/text/ Да исполнятся ...

Фото Юлии Маковейчук После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего псалма (140), начинающегося со стиха: " Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою... " Этот 140-й псалом уже пели перед Входом; каково же значение пения тех же самых стихов во второй раз? Можно полагать, на основании некоторых указаний, что повторное пение этих стихов восходит к самому раннему периоду совершения Литургии Преждеосвященных Даров. Возможно, что в те времена, когда эта Литургия еще не приобрела теперешней своей торжественности и состояла просто в Причащении за вечерней, эти стихи пели во время Причащения. Но теперь они составляют как бы прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т. е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Эта вторая часть начинается с Литургии Оглашенных, целым рядом особых молитв и прошений о готовящихся к Крещению. В половине Поста, в среду на четвертой неделе, прибавляется еще ектения о " просвещаемых " , т. е. " уже готовых к просвещению (озарению) " . Еще раз подчеркивается основной смысл Великого Поста как приготовления к Крещению. После удаления оглашенных Литургия верных начинается с двух молитв. В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших: ... око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным не-входен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убо отрятися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоего утверждая благодатию. ... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздер жатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Фото Юлии Маковейчук Вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.

http://foma.ru/protoierey-aleksandr-shme...

Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем (Пс. 35:11). Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою (Пс. 70:15–16). Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются; истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес; и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой; правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои (Пс. 84:11–14). Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его (Пс. 96:2). Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею (Пс. 118:40). Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей (Пс. 118:123). Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина… Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить (Пс. 118:142, 144). Таким образом, правда в Ветхом Завете выступает как одно из качеств Самого Бога. Человеческая же праведность является прямым отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. В данном контексте «алчущие и жаждущие правды» — это те, кто горячо стремится исполнять заповеди Божии. Можно также сказать, что алчущие и жаждущие правды — это те, кто всем сердцем ищет Бога, потому что Бог — источник всякой правды. «Нагорная проповедь». Фреска. Фото: arch-heritage.livejournal.com В Новом же Завете акцент делается на милость как свойство Бога, не зависящее от поведения людей: Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). В Новом Завете представление о божественной справедливости почти полностью замещается идеей божественного милосердия. Этой теме посвящены многочисленные притчи Иисуса, в том числе притча о работниках в винограднике: каждый работник получает от Бога равную награду вне зависимости от того, с какого часа он начал трудиться (Мф. 20:1–16). Уместно здесь снова вспомнить об Исааке Сирине, который настаивает на том, что «милосердие противоположно правосудию» , поэтому не следует говорить о справедливости Божией, а можно говорить только о милосердии, превосходящем всякую справедливость: «Как песчинка не уравновешивает большое количество золота, так требования правосудия Божия не выдерживают равновесия в сравнении с милосердием Божиим. Что горсть песка, брошенная в великое море, то прегрешения всякой плоти в сравнении с разумом Божиим» .

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Евангелие читается от Иоанна (зач. 1) – о Божестве Христа, Который Воскресением из мертвых явил миру Свою Божественную власть. Евангелие обычно читают несколько священнослужителей на разных языках 571 , в том числе на древних, в ознаменование того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле среди всех народов (ср. Мк. 16, 15 ). В основании этого обычая лежит и иная цель – чтобы никто из стоящих в храме не остался лишенным благовестия в первый день Святой Пасхи. После чтения на разных языках диакон читает Евангелие на церковно-славянском языке. На Литургии поется задостойник: «Ангел вопияше Благодатней» и ирмос 9 песни: «Светися, Светися, новый Иерусалиме». Причастный стих: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите». В конце Литургии вместо обычных песнопений: «Благословен грядый во Имя Господне», «Да исполнятся уста наша», «Видехом свет истинный» поется (единожды) тропарь: «Христос воскресе из мертвых». После заамвонной молитвы вместо «Буди Имя Господне» и 33 псалма хор поет («поскору») тропарь: «Христос воскресе» (12). Священник вместо: «Слава Тебе, Христе Боже» поет начало тропаря: «Христос воскресе», хор заканчивает пение. После этого священник творит пасхальный отпуст. Такое окончание Литургии бывает и во всю Светлую седмицу. Отпуст говорит священник с Крестом в руках. По заамвонной молитве освящается артос по особому чину. По окончании Литургии совершается освящение куличей и пасох. После окончания Литургии бывает христосование священнослужителей с народом. Для этого священнослужители выходят перед царские врата: настоятель с Крестом, прочие становятся по чину справа от него с Евангелием и иконой Воскресения. Верующие лобызают Крест, Евангелие и икону и приветствуют пасхальным приветствием «Христос воскресе» и целованием священнослужителей. Священнослужители отвечают: «Воистину воскресе». Затем христиане лобызают друг друга с пасхальным приветствием. Это приветствие напоминает о радости апостолов при услышанной ими вести о Воскресении Спасителя и служит выражением радости самих верующих, знаком взаимного мира и братской любви. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни, сокрытой в нем; оно напоминает нам о том, что наша новая жизнь возникла в недрах гроба, и эта новая жизнь приобретена Пречистой Кровию Господа Иисуса Христа. Обычай дарить пасхальные яйца по древнему церковному преданию обязан своим началом святой равноапостольной Марии Магдалине, которая, представ перед императором Тиверием, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе». ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ АРТОСА

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В конце литургии отпуст творит также предстоятель. (См. Указ Свят. Синода на имя Донского преосвящ. 13 сент. 1874 г .) Купить эту книгу можно Священники, имеющие скуфьи и камилавки, придерживаются следующих правил относительно их употребления во время богослужения. Пред литургией для чтения входных молитв священники исходят пред царские врата в камилавках и снимают их при чтении тропаря «Пречистому Образу», — когда надо целовать иконы и читать молитву «Господи, низпосли»; также входят в алтарь и целуют престол с открытой головой. Проскомидию принято совершать без камилавки или скуфьи. Скуфьи и камилавки надеваются пред «Благословенно Царство», и в таком виде священники стоят до Евангелия, совершая и малый вход с покрытой головой по примеру архимандритов, совершающих этот вход в митрах. На чтение Евангелия скуфьи и камилавки снимаются, а потом опять надеваются, и таким образом священники стоят до начала пения «Херувимской». Пред чтением: «Никтоже достоин» скуфьи и камилавки снимают и уже не надевают во все дальнейшее продолжение литургии до возгласа «Всегда ныне и присно» в конце литургии при последнем явлении Святых Даров народу. Поставив  Дары на жертвенник, священник надевает скуфью или камилавку и в таком виде стоит до конца литургии. На вечерне и утрене камилавки снимают при чтении т. наз. светильничных и утренних молитв, при чтении Евангелия, а также при чтении акафистов, молитв на молебне. На Преждеосвященной литургии камилавки снимаются при перенесении Святых Даров с престола на жертвенник, на пение «Да исправится», и начиная с «Ныне Силы Небесныя» до «Да исполнятся уста наша» (Руков. для сельских пастырей, 1880 г .).   По существующей практике на юго-западе России остальные священники (распределив между собой) поминают еще: а) священство, монашество и весь причт церковный; б) благотворителей, благоукрасителей и жертвователей святаго храма (сего) и др. По другой практике сослужащие священники, начиная со второго, приняв Святое Тело и придя на свое место, читают, каждый в отдельности, молитву «Верую, Господи, и исповедую», после чего причащаются Тела Христова. Предстоятель читает молитву и причащается после того, как все священники возьмут частицу Тела. (См. у архиеп. Антония Храповицкого. Разъяснения о причащении священнослужителей при соборном служении).

http://pravoslavie.ru/2330.html

«Возлюбленные братья, так по прочтении мест из Св. Писания, мест располагающих к сокрушению о грехах и исповеди, обращается священник к молящимся, Писание во многих местах побуждает нас к признанию и исповеданию многоразличных грехов и беззаконий наших... И хотя мы должны во вся времена смиренно признавать грехи свои перед Богом; однако наипаче особенным образом исполнять сие, когда собираемся и сходимся вкупе приносить благодарение за великие благодеяния, от руки Его полученные... Сего ради прошу и молю вас всех, здесь предстоящих, последовать мне с чистым сердцем, и кротким гласом, приступающему к престолу небесные благодати, и говорить за мной». Произносится «общая исповедь». Вследствие больших злоупотреблений частной исповедью в католичестве, в период преобразования, Англиканская церковь заменила частную исповедь общей исповедью. Форма общей исповеди следующая: «Боже Вседержителю и Отче премилосердный! (ориг.: Заблудихом) Заблудились и (ориг.: уклонихомся) уклонились от путей Твоих, яко погибшие овцы! Довольно (ориг.: ходихом) хождений в начинаниях сердец наших. (Ориг.: Преступихом) Переступили святые Твои законы. (Ориг.: Еже должны бехом сотворити, не сотворихом: сотворихом же, еже не подобаше нам творити) Что должны мы были сделать, не сделали: сделали же то, что не подлежало нам делать же, еже не надлежит нам делать: и спасение есть в нас. Ты же, Господи, помилуй нас, (ориг.: окаянных) проклятых оскорбителей, пощади, Боже исповедующих согрешения свои. (Ориг.: Восстави) Восстанови кающихся по (ориг.: обетованиям) обещаниям Твоим, иже возвестил еси роду человеческому во Христе Иисусе Господе нашем. И даёшь, премилосердный Отче, ради Его, да отныне поживём благочестиво, праведно и целомудренно, ко славе имени Твоего святого». Общая исповедь читается всем собранием с преклонёнными коленами. По прочтении исповеди поднимается один только священник и изрекает прощение грехов. «Вседержитель Бог , Отец Господа нашего Иисуса Христа, нехотяй смерти грешника, но еже обратитися ему, и давый власть и заповеди служителям своим возвещати и произрекати людем Его, кающимся, разрешение и прощение грехов их: Той прощает и разрешает всех, иже истинно каются, и чистосердечно веруют в Его святое Евангелие» и т. д. На это разрешение (и вообще в конце всех молитв) люди отвечают: Аминь. Тогда и священник преклоняет колена и «во услышанье людям» читаем молитву Господню: Отче наш, иже еси на небесех. Как и здесь, так и в других местах, где будет читаться молитва Господня, священник и люди преклоняют колена. Продолжая стоять на коленях, священник говорит: «Господи, устне моя отверзеши». Люди отвечают: «и уста наша возвестят хвалу Твою». 17 Священ. «Боже, поспеши спасти нас». Ответ: «Господи, поспеши помощи нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

Впении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» ( Пс. 65 ), «Боже, ущедри ны и благослови ны...» ( Пс. 66 ), а также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога...» – Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу. За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» читается Апостол из книги Деяний ( Деян. 1:1–8 ), содержащей ясное свидетельство о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам. Далее наступает торжественное чтение Евангелия, благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве ( Ин. 1:1–17 ): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог...» Евангелие читается на различных языках: еврейском, греческом и римском 2 , на которых была сделана надпись на Кресте Христовом, а также и на новых языках мира, благовествующих истину веры Христовой в знак радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. По древней практике Русской Церкви, Евангелие на литургии первого Дня Пасхи читается на разных языках – в знак того, что Воскресение Христово проповедуется всем народам мира. Чтение Евангелия сопровождается звоном колокола и заканчивается кратким трезвоном, как бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова. Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высокой светлой пасхальной радости. К особенностям службы следует отнести пение ирмоса 9-й песни канона: «Светися, светися, Новый Иерусалиме...» – с припевом: «Ангел вопияше Благодатней...» – и многократное радостное повторение в течение службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых», который поется вместо «Благословен Грядый...», «Видехом Свет истинный...», «Да исполнятся уста наша...», «Буди Имя Господне...», «Благословлю Господа...» и во время причащения мирян. По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, именуемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Диакон: Со страхом Божиим и верою приступите.Певцы: Благословлю Господа на всякое время. Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя.Певцы: Видехом свет истинный.Иерей (тайно: Благословен Бог наш) возглашает: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков.Певцы: Аминь. Да исполнятся уста наша.Диакон: ектения: Прости, приимше божественных.Иерей: Яко Ты еси освещение наше.Певцы: Аминь.Иерей: С миром изыдем.Певцы: О имени Господни.Диакон: Господу помолимся.Певцы: Господи, помилуй.Иерей: Владыко Вседержителю (заамвонная молитва).Певцы: Аминь. Буди имя Господне благословенно.Чтец: Псалом 33: Благословлю Господа.Иерей: Благословение Господне на вас.Певцы: Аминь.Иерей: Слава Тебе, Христе Боже.Певцы: Слава и ныне.Господи, помилуй, трижды. Благослови.Иерей: Христос, истинный Бог наш (отпуст). Литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого разделяются на три части, в первой части священнослужители приготовляют вещество для таинства из принесенных даров – хлеба и вина. Эта часть литургии называется проскомидией – приношением. Вторая часть литургии состоит из молитвословий, чтений и пений, при которых верующие приготовляются к таинству и при которых могут присутствовать и оглашенные. Эта часть литургии называется литургией оглашенных. Третья часть литургии состоит из молитвословий и песнопений при совершении самого таинства евхаристии. При этом могут присутствовать только одни верные. Эта часть литургии называется литургией верных. Придя в храм для совершения литургии, священнослужители прежде всего приготовляют себя молитвословиями. Они становятся перед царскими дверями и молятся перед алтарем, «творят к ликам поклоны, прося тем у предстоящих прощения в обидах и оскорблении». Затем диакон и священник облачаются. Когда священник украсится одеждами, тогда он с диаконом отходит в предложение, в ту часть алтаря, где хранятся сосуды, и там оба умывают руки. Умовением рук перед началом священнодействия они выражают, что приступают к служению, очистивши себя, сколько возможно для сил человеческих, от всякой скверны плоти и духа, приступают с незлобивою душою, с правотою сердца. Они произносят псалом: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010