Сегодня день памяти святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Мы можем предполагать, что когда Предтеча находился в пустыне и нес там свои подвиги, его, конечно же, искушал диавол, но он преодолевал диавольские искушения. Мы читаем в Евангелии, что когда Иоанн был заточен в темницу, он послал своих учеников спросить Иисуса: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11:3) так, будто бы и в темнице приступил к этому великому пророку искуситель, искушал его и говорил: «Это не Тот, вся твоя жизнь была ошибкой, и ты зря на Него указывал. Ты зря говорил, что это Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира». Но так же, как Господь преодолел искушения в пустыне, так и Иоанн Предтеча преодолел все дьявольские искушения и взошел в Небесную славу через подвиг мученичества. А вслед за Спасителем и вслед за Иоанном Предтечей многие апостолы, святители, преподобные и мученики через подвиг постничества, через подвиг мученичества или иной подвиг, который они несли в этой жизни, не только дьявольские искушения отвергли, но и указали многим людям путь, ведущий в Царствие Небесное подобно тому, как этот путь указывал Иоанн Креститель, когда показывал на Христа и говорил: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29). Святые, которых мы почитаем, нам указывают ни что иное, как путь в Царствие Небесное. И ни на кого другого они не показывают нам, как на Самого Господа Иисуса Христа, ибо именно Господь есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6) – путь к Царствию Небесному, истина, которая раскрывается для нас через слово Священного Писания, и жизнь, подаваемая нам в Таинствах церковных, наипаче же в Таинстве Святого Причащения. В день, когда мы празднуем Собор Иоанна Предтечи, будем прославлять Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю, чтобы взять на Себя грехи мира, крестился в водах Иордана, дабы Своим схождением в воды их освятить и открыть нам путь к купели пакирождения, к рождению свыше рождению от воды и Духа. Будем также прославлять Его верного служителя Предтечу Господня Иоанна, который многим людям указал путь ко Христу и сегодня служит для нас напоминанием об этом пути, ведущем в Царство Небесное».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Христа с Никодимом (3:1–21) и, наконец, в заключение всего, приводит еще одно и последнее свидетельство Предтечи о Христе (3:22–36). Все эти события, повторяем, имели место в самом начале общественного служения И. Христа; взятые в совокупности, они составляют цельный и вполне законченный отдел, обнимающий довольно значительный период времени, приблизительно месяцев в восемь, считая время от конца искушений Господа, в половине февраля 780 года от основания Рима, и до заключения Иоанна Предтечи в темницу, в половине ноября того же 780 года. 1. Свидетельства Предтечи ο Христе ( Ин. 19–37 ) Святому Иоанну Предтече определено было от Бога не только приготовить в сердцах людей путь грядущему Мессии, но и явить его Израилеви ( Ин.1:31 ), т. е. лично указать на Него всем. И он исполнил это назначение своими торжественными свидетельствами о Христе при самом вступлении Его в служение. Св. Иоанн Богослов, ближайший ученик Предтечи и очевидец всего, передает нам в своем Евангелии именно три свидетельства, в которых Предтеча ясно и определенно указал всем на Христа, – это, во-первых, свидетельство его пред посланными от синедриона (1:19–28), потом пред народом (1:29–34) и в третий раз пред учениками (1:35–37). Первое свидетельство, можно думать, совпало с последним днем искушений Господа в пустыне. 140 Можно думать, что в то самое время, когда Господь подвергся ожесточенным нападениям от диавола, в это самое время Предтеча Его подвергся не менее, судя по-человечески, тяжкому испытанию от синедриона чрез посланных. И вот в это-то время Иоанн, в ответ на коварный вопрос: ты кто еси? необинуясь заявил: иесмь аз Христос... аз крещаю водою посреде же вас стоит, его же, вы не весте. Той есть грядый no мне, иже предо мною быстъ... (ст. 19–27). В этих словах Предтеча ясно дал понять посланным от синедриона, что Христос уже явился, но они Его не знают. На другой день, когда Господь после искушений в пустыне пришел на Иордан к Иоанну, он снова свидетельствовал о Нем и лично указал на Него всему народу, говоря: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским. Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. О сем свидетельствует нам и Дух Святый… Святой Дух, как Ипостась Единого и Нераздельного Бога-Троицы, участвовал в воплощении Сына Божия Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. …Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Святой Дух способствовал земному служению Иисуса Христа Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. Сошествие (ниспослание) Святого Духа было предсказано Иисусом Христом

http://azbyka.ru/shemy/bog-svjatoj-duh.s...

Тот же самый Архангел Гавриил предвозвестил Пресвятой Деве Марии рождение от Нее Сына Божия. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, вошедши к ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами» ( Лк. 1:26–28 ). Когда Иосиф, обручник Пресвятой Девы, усомнившись в ее девственной чистоте, возымел намерение тайно прекратить условие обручения с нею, то удержан был от этой несправедливости Ангелом, который указал ему на сверхъестественное зачатие обручницы его и таким образом не позволил ему преткнуться о камень соблазна. Рождается Христос, и его рождение приветствуется хором Ангелов. Когда Господь Иисус родился в Вифлееме, Ангел Господень ночью явился пастырям и благовествовал им о рождении в Вифлееме Спасителя мира. «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь: я возвещу вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» ( Лк. 2:8–11 ). И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение. (Там же, Лк. 2:13–14 .) Христос-Младенец подвергается опасности смерти, и через Ангела Господь повелевает Иосифу удалиться с Ним в Египет. Праведный Иосиф, по требованию небесного вестника, вместе с младенцем Иисусом и Его Матерью бежал в Египет для того, чтобы таким образом избавить Святого Младенца от рук жестокого Ирода. Этот же Ангел сообщил Иосифу о смерти Ирода и повелел ему теперь возвратиться в свою отечественную землю. Христос, крестившийся от Иоанна, подвергается в пустыне искушению от диавола и укрепляется явлением Ангелов Божиих. После искушения Иисуса Христа в пустыне приступили к Нему Ангелы и служили Ему. Искуситель говорит Иисусу: «Бог заповедает Ангелам Своим хранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею». Слова эти заимствованы из девяностого псалма Давидова (11–12 ст.) и доказывают веру иудеев в бытие Ангелов-Хранителей. Спаситель подтверждает истину существования таких Ангелов, когда говорит, что Ангелы детей постоянно созерцают лицо Его Небесного Отца. На последнем суде добрые Ангелы отделят праведных от грешников и ввергнут грешников в вечный огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Когда Иоанн увидел и тех, и других на берегу Иордана; сказал им: «Порождения ехиднины! кто вразумил вас бежать от угрожающего гнева? Если вы раскаиваетесь: то принесите плоды, достойные покаяния, и не мечтайте о себе, говоря: – отец у нас Авраам: – я сказываю вам, что может Бог и из этих камней произвести детей Аврааму. Вот уже и секира у корней дерев лежит. Всякое дерево, которое не приносит плода доброго, срубают и бросают в огонь». У него спрашивали: «Что же нам делать?» Он отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же». Пришли, также, креститься и мытари. Это были люди, бравшие на откуп у Римлян, подати и пошлинные сборы, которые, обыкновенно, производили они не без притеснений. Они сказали Иоанну: «Учитель! что нам делать?» Он отвечал: «не берите больше надлежащего». Спрашивали его и воины: «а нам что делать?» Он сказал: «никого не обижайте; не клевещите, и будьте довольны своим жалованьем». Народ был в каком-то ожидании; все тайно думали об Иоанне – не Христос ли он? Но он открыто проповедовал: «я крещу вас водою для покаяния: но идет за мною, Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонясь, развязать ремень обуви Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата в руке у Него; и Он вывеет хлеб на гумне Своем, и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.» Много и другого благовествовал он народу, увещевая его к исправлению жизни: так что на нем совершенно сбылись слова пророка Исайи, который пророчествовал о нем: «(слышен) голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, исправьте стези Ему» ( Ис. 40:3 ). 2. Крещение Иисуса Христа (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21, 22) В те дни, когда крестился народ, приходит из Назарета на Иордан к Иоанну Иисус, и просит у него крещения. Иоанн, еще из детства зная, необыкновенно святую жизнь Его, удерживал Его, и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, а Ты приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему: – «теперь не время говорить об этом; нам надобно исполнить то, к чему мы призваны». – Тогда Иоанн допускает Его к крещению. Так как Безгрешному нечего было исповедовать пред Иоанном, то, погрузившись в Иордане, Иисус, тотчас, вышел из воды, и молился. И вдруг, Иоанн увидел, что разверзаются небеса, и Дух Святый, в телесном виде, как голубь, сходит и ниспускается на Иисуса. И вот, пришел с небес голос к Нему: – «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе все Мое благоволение!» 3. Сорокадневный пост Иисуса Христа, и искушение Его диаволом (Лк. 4:1–13; Мф. 4:1–11; Мк. 1:12, 13)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Лучше всего о праведности высказался великий миссионер — апостол Павел: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере» (Флп. 3: 8, 9). Апостол Павел желал только одного — быть со Христом. Вот те голод и жажда, о которых мы слышим в заповедях блаженства. В Евангелии от Матфея есть повествование об искушении Христа диаволом. Перед выходом на проповедь Иисус Христос в течение сорока дней пребывает в пустыне, соблюдая пост. И вот к Нему приступает искуситель и говорит: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 3, 4). Праведность — это то, что становится содержанием человеческой жизни. Есть известное высказывание: «Мы — это наши желания». Этим словам нет места в Евангелии. Потому что в самом начале Евангелия Христос показывает, что человек живет не только ради удовлетворения своих желаний. Христос терпит голод, но отвергает искушение. А затем Христос терпит страдания и смерть, но возвращает всем жизнь. Поэтому единственно возможная правда и праведность — это жизнь со Христом и уподобление Ему. Евангелие — это призыв почувствовать нашу зависимость от Бога, зависимость от праведности. Этот призыв проходит красной нитью через все блаженства. Увидеть свою нищету перед Богом, оплакивать свои грехи, стать кротким, алкать и жаждать правды Божией. Праведность Бога становится единственным критерием или мерилом нашей жизни. Если считать правильным выражение: «У каждого своя правда», то где тогда эту правду искать и как тогда отличить грех от добродетели? Если для нас правда заключена в узкие рамки личных интересов (ведь именно здесь и кроется искушение: «Скажи, и камни сделаются хлебами», а еще раньше змей-искуситель предлагал первым людям: «Вкусите плод, и будете как боги» (см. Быт. 3: 1–5)), то мы уже обречены на рабство своей собственной плоти. Но Бог призывает нас, напоминая, что не хлебом единым мы обретаем настоящую жизнь.

http://pravmir.ru/zhizn-po-pravde-bozhie...

В Евангелии есть описание искушения Господа после принятия Им Крещения во Иордане. Это описание заканчивается словами: «И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени». О каком времени говорит Евангелие? Какое отношение имеет это к нашей жизни? Г.И. Анасенко, г. Рязань Весь путь Христа с самого начала — искушение. И путь каждого христианина по дару Христа, в надежде на победу, одержанную Им, — таков же. Не напрасно говорят святые отцы: «Неискушен — неискусен». Мы видим, как Господь восходит к Своему Кресту в убийственном Иерусалиме. Пройдя через Великий пост, в течение которого мы готовились к Страстной седмице, мы призываемся увидеть весь Его путь. То, перед чем мы будем скоро предстоять, уже было с самого начала в Назарете. Тогда враги Христовы выгнали Его вон из города и возвели на вершину горы, поставив перед пустым пространством, чтобы сбросить вниз. Можно удивляться, каким образом этой своре, вооруженной, наверное, как в Гефсимании, мечами и дрекольями, удалось взять Господа. Где же были Его ученики? Что они сделали, чтобы защитить своего Учителя? Эта засада прообразовала Его оставленность в Гефсимании. Господь совершенно один. Петр, Иаков и Иоанн оставили Его. Нельзя не видеть сходства между Крестными Страстями и началом общественной деятельности Господа. В пустыне Он уже встретился с пустотой. На крыле храма сатана искушал Его: «Бросься вниз». Но самую бездонную пустоту Господь ощутит, когда у Него будет впечатление, что Отец Небесный оставляет Его одного — упасть с высоты Креста. «Но Он, пройдя посреди них, удалился». Он пошел дальше. Это означало, что Его Крестный путь уже начался. Господь следует этим путем в молчании, не жалуясь на тяжесть его. Здесь твой путь, христианин, здесь Бог зовет тебя всегда и особенно в эти дни. Пусть каждый из нас последует за Господом. Будем знать, что Бог ждет нас впереди на дороге в Эммаус. Но что должны делать мы, чтобы обрести этот путь Воскресения? Наш путь — шествие в ночи. В ночи веры. В ночи Иисуса Христа. Как важна ночь в жизни Господа! В ночи ангел возвещает пастухам о рождении Сына Божия. В ночи Господь умирает на Кресте среди полудня, когда мрак покрывает всю землю. В самой темной ночи, потому что Господь проходит через оставленность Богом и людьми. И в самой светлой ночи, когда Он восстает из гроба. Он воскресает из мертвых. Воскресение всегда будет самой великой тайной. В нем — полнота нашей жизни. Но наша надежда до конца будет искушаема бездной неизвестности. Мы в ночи, преображенной светом Пасхи. Ибо «свет во тьме светит, и тьма не может объять его».

http://moral.ru/dom_04_2016/

“ Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов ” (ст.28). а) Вольнодумцы не верят в бытие злых духов и в их влияние на человека. Они говорят: “ни мы, ни наши знакомые никогда не видали дьявола и не испытывали его влияния.” Но он есть дух и действует невидимо, духовно и проч. б) “ Бог есть всеблагий Отец . Он конечно не допустит, чтобы злые духи мучили нас и вредили нам.” Действительно, Бог — всеблагий Отец. Но злые люди всякого рода, как и падшие ангелы, имеют свободную волю и могут делать всевозможные злодеяния. A свободный человек может или противиться или уступать внушениям и нападениям злых духов. в) “ Иисус Христос разрушил власть диавола ; христианам вредить он не может.” Правда, истинным христианам, диавол, при всем своем влиянии, вредить не может; даже христианское дитя, с помощью христианских средств может прогонять от себя злого духа, но власть его еще не уничтожена окончательно, а только ослаблена (Ефес. 2:2 ). О существовании злых духов. В этом мы убеждаемся. 1. Из Божественного Откровения. Много доказательств о существовании и действии злых духов мы могли бы привести из Божественного Откровения, из Священного писания и предания: но ограничимся только главными. а) Свидетельства ветхого завета . Грехопадение наших прародителей совершилось по влиянию злого духа, при их согласии и по Божьему допущению, и из-за этого весь род человеческий подвергся всевозможным бедствиям. Искуситель был одним из многих падших ангелов. Каждая почти книга Ветхого Завета говорит о диаволе, о злых духах. Как весь языческий, так и весь иудейский мир до Иисуса Христа веровал во влияние диавола. б) Свидетельства Нового Завета . Иисус Христос пришел для разрушения дел диавола. История искушения Спасителя в пустыне. Бесноватые в нынешнем евангелии. Иуда предатель. Апостол Петр сказал Анании: “ для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать ?” (Деян. 5:3 )? Он же пишет: “ трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ” (1 Пет. 5:8).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Книга Иисуса Навина повествует о завоевании евреями и разделении земли Ханаанской. Книга Судей излагает историю еврейского народа от смерти Иисуса Навина до рождения Самуила; продолжения ее, – книга Руфь, содержит историю и Руфи-моавитянки, которая за свое благочестие удостоилась быть праматерью Давида и родоначальницей по плотя Иисуса Христа. Четыре книги Царств содержат историю еврейских царей. Книги Паралипоменон или Остатков составляют дополнение к истории царей иудейских. Книги Ездры и Неемии повествуют о возвращении иудеев из плена, построении второго храма и укреплении Иерусалима. Книга Есфирь содержит историю иудеянки Есфири, жены персидского царя Артаксеркса, которая своим благочестием и молитвою спасла иудейский народ от погибели. Книга Иова излагает поучительную историю этого праведника, его искушения от диавола, его страдания и благословение Божие за терпеливое перенесение всех испытаний. В ярких чертах раскрывает и решает она труднейший вопрос о несоответствии между добродетелью и счастьем на земле. Псалтирь содержит 150 псалмов или духовных песней, написанных, большей частью, Давидом; она служит превосходным руководством к молитве; покаянию и прославлению Бога и содержит многие пророчества об Иисусе Христе; она особенно много и широко употребляется при Богослужении нашей Церкви и как прежде, так и теперь много читается благочестивыми христианами. Притчи Соломона – это краткие изречения премудрого царя, относящиеся к жизни и спасению души. Екклезиаст или Проповедник развивает ту мысль, что все радости и приобретения на свете суетны и что одно лишь истинное приобретете – благочестие и страх Божий. В Песни песней представляется таинственный союз Христа с Церковью под видом союза жениха с невестой. В книге пророка Исаии содержатся пророчества о разрушении Иерусалима и храма, о плене Вавилонском и об освобождении иудеев из плена Киром, царем Персидским. О Спасителе предсказывается. что Он будет Богочеловек (7:14; 9:6–8), что Он родится от Девы (7:14), что перед Ним явится Предтеча – глас вопиющего в пустыне (40:3); что Он будет творить чудеса (35:4–7) и подвергнется страданиям за грехи людей (53 глава).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Буря мя злых (зол) обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру, и мне руку простри ( Мф.14:31 ). Яко спасл еси Петра возопивши спаси, предварив мя (поспеши спасти и меня), Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя ( Мф.14:30–31 ). Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса. – Принявший на Себя образ человеческий, Един из Лиц Святой Троицы, единосущный Отцу и Духу, Сын Божий во дни Своей земной жизни сотворил множество чудес, показавших Его власть над болезнями, над бесами, над смертью, над стихиями. Он чудесным образом исцелял увечных, прокаженных, слепых, хромых, расслабленных, бесноватых, воскрешал мертвых, укрощал бури, претворил воду в вино. Чудеса Иисуса Христа прежде всего свидетельствовали о Его Божественном посольстве в мир. Сам Он говорил о них: Я имею свидетельство больше Иоаннова, ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня ( Ин.5:36 ). Вместе с тем в чудесах Христовых замечательно то, что они человеколюбивы, знаменательны. Ни одного чуда Христос не совершил с единственной целью прославления Себя. Еще во время искушения в пустыне Он отказался превратить камень в хлеб и броситься с высокой кровли храма без малейшего вреда для Своей жизни. Эти чудеса, которых требовал от Христа диавол, могли бы только послужить к личной славе Христовой, но не имели бы спасительного значения для людей. Во время Своего общественного служения Иисус Христос по той же причине не согласился на предложение фарисеев и книжников показать знамение с неба ( Мф.12:39 ; Лк.11:16–29 ), например, произвести гром и молнию в ясную погоду. Такое знамение, может быть, умножило бы славу Христа, но Он избегал славы человеческой и Своим Божеским всемогуществом никогда не пользовался для прославления Себя. Все дела Его всемогущества были делами человеколюбия и благости. По человеколюбию и благости Он отказал также в позволении двоим ученикам Своим, ревновавшим о Его славе, низвести огонь с неба на самарян в наказание за то, что они не приняли Его ( Лк.9:55 ). Чудо над смоковницей, высохшей после проклятия ее Христом, казалось бы, свидетельствует об Его бесцельной строгости, на самом же деле оно было символическим пророчеством об отвержении иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010