Автор советует душе следовать новозаветным примерам праведности, уклоняться от греха, упражняться в посте и молитве: «Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением (Из новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью). Следующий сюжет — сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне и искушения, которые предложил Ему диавол. Преподобный Андрей призывает нас, подобно Иисусу, преодолевать искушения молитвой и постом: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится» (Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом). Читать полностью отрывок из Библии Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом , где был Младенец.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Господь Иисус рассматривает попытку дьявола подтолкнуть Его, Сына Божия, к праздному чуду как род искушений Господа Бога. Мы читаем далее: Мф.4:7 . «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего». Очень распространенное искушение – искушение Священным Писанием. Сатана говорит: «заповедает о Тебе» , то есть сказано или написано о Тебе. Дьявол – первый религиозный диссидент, раскольник и сектант. Он использует Слово Божие в своих собственных целях и всегда выхватывает библейский текст из контекста. В пустыне он цитирует Священное Писание с единственной целью – соблазнить Христа Иисуса. Но как он может соблазнить Святым Словом Само воплощенное Слово (Логос)?! Господь Иисус Христос отвечает на его искушения словами Писания, и дьявол и здесь терпит полное поражение. Далее дьявол пытается искусить Сына Божия преимуществами политического господства над миром. Сказано: Мф.4:8–9 . «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне». Вот, оказывается, в чем заключается секрет высшей политической власти – дьявол дает ее тем, которые уже поклонились ему (поклонились, – то есть присягнули ему на верность). Он показывает Христу «все царства мира и славу их» как свою собственность, как некую систему различных форм управления, которые всецело находятся под его (дьявола) контролем. А разве дело обстоит иначе? Секуляризация (обмирщение) различных законодательных систем привела к тому, что они находятся теперь в таком взаимоотношении с Заповедями Творца, что давно уже являются их полной противоположностью. Заповеди дьявола лежат теперь в основе многих действующих конституций и кодексов. Только библейски неграмотные люди не могут замечать этого. Мир оккупирован силами зла, и те жалкие усилия, которые осуществляют отдельные государства против нового мирового порядка, моментально сталкиваются с самыми жестокими формами негодования и враждебности со стороны новых правителей падшего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот именно этот «грех» и взял на Себя Спаситель — нашу больную грехом природу. Блаженный Феодорит Кирский говорит, что Христос, соединив с Собою эту побеждённую грехом человеческую природу, вводит её в борьбу, делает её победительницей греха и таким образом возвращает ей утраченную свободу. Именно поэтому мы и зовём Христа Спасителем, потому что Он спас нас от власти греха и диавола. По теме: Откуда взялся диавол? Священное Писание рассказывает о том, что один из самых приближенных к Богу Ангелов по имени Денница возгордился и восстал против Господа: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своём: взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонм богов, на краю севера; и взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис. 14:12-15 ). Денница, которого ещё называют «диаволом», «сатаной» или «лукавым», был повержен, но увлёк за собой часть Ангелов. Хоть по своей природе они и остались Ангелами, но теперь это злые и мрачные существа, которые пытаются делать всё вопреки воле Божией. Этих падших духов принято именовать «бесами» или «демонами» Искушение господа в пустыне Искушение — испытание Первое сражение Христа с диаволом произошло вскоре после Крещения Господня, когда Спаситель отправился в пустыню и постился там 40 дней и 40 ночей. Под конец этого изнурительного подвига Христос подвергся искушению от диавола. Диавол — нечестный соперник, поэтому он почти всегда нападает на человека, когда он ослаблен и уязвим, но зато мы знаем, что и «сила Божия в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ). Христос становится как бы новым Адамом, но если первый Адам проигрывает схватку, прельщаясь диавольским обманом, то Иисус, второй Адам, твёрдо противостоит козням лукавого и побеждает: Но это была далеко не последняя схватка между Сыном Божиим и врагом нашего спасения. Евангелие говорит, что диавол отступил от Христа лишь на некоторое время.   По теме: Что надо делать, когда подвергаешься искушению? 

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Искушение Иисуса Христа в Пустыне . ( Матф. 4 ; Марк.1 ; Лк. 4 ) Приняв крещение от Иоанна Крестителя, Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен Духом в пустыню, для искушения от диавола. И постившись сорок дней и сорок ночей, живши со зверями, напоследок взалкал. Он показал в Себе эту человеческую немощь, дабы дать диаволу смелость искусить Его; диавол, действительно, принял это алкание за удобный случай или соблазнить Иисуса, или, по крайней мере, открыть кто Он. Тогда приступил к Нему искуситель и сказал: если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Но Он сказал в ответ: в Писании сказано: не хлебом единым живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Втор.8, 3 ). Потом берёт Его диавол во святой град и поставляет Его на кровле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо в Писании сказано: Ангелам своим заповесть о Тебе (сохранить Тебя), и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею ( Псал. 90, 11–12 ). Иисус сказал ему: в Писании сказано также: не искушай Господа Бога твоего ( Втор. 6, 16 ). Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства и славу их; и говорит Ему: всё сие дам Тебе, ежели падши поклонишися мне. Тогда говорит ему Иисус: отойди от Меня сатана; ибо в Писании сказано: Господу Богу твоему покланяйся и служи Ему единому ( Втор. 6, 13 ). После сих искушений диавол скрылся до времени страданий Иисуса Христа, когда он мучениями искушал Того, Кого не мог победить ни чувственностью, ни властолюбием, ни тщеславием. Тогда пришли к Иисусу Ангелы и служили Ему. Назидательные размышления Неверующие, которые иногда принимают на себя вид благочестивой ревности, соблазняются тем, что Спаситель попустил диаволу искушать Его; это значит, говорят они, в своей притворной ревности, дать врагу спасения власть, оскорбительную для достоинства Сына Божия. Отцы Церкви давно уже на эти возражения, подновляемые ныне, ответствовали так: Спасителю мира так же приличествовало быть искушаемым, как и быть облечённым немощами человеческого естества, или терпеть поругания от иудеев и быть распяту ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Содержание молитвы Иисуса Христа ясно: мир, во зле лежащий ( 1Ин.5:19 ), не должен внести от себя заразы и порчи в образ поведения и способы и средства действования Церкви в ее представителях. Опасность обмирщения Церкви в ее представителях, т. е. в иерархии Церкви, могла предстоять двоякая: или, во-первых, воля человеческая, с ее греховными вожделениями, с «сониями и мечтами сердца», могла, прикрываясь волей Божией и созидая наместничество и викариатство этой воли, авторитеризировать себя в абсолютизме власти, и, действуя во имя якобы Божие, на самом деле действовало бы во имя свое, обращая закон Божий в орудийное себе служение, что, действительно, и внушал диавол самому Иисусу Христу, т.е. Его человеческой воле, в первом и втором искушении в пустыне; или, во-вторых, Церковь в лице иерархии могла поклониться миру и преклониться перед ним, заимствовать от него, с одной стороны, образ действования, с другой – вожделев славы и красоты мира, как «дара и блага» себе, чего действительно и дерзнул потребовать от человеческой воли Иисуса Христа диавол в третьем искушении в пустыне. Сохранение Церкви именно от заражения миром в ее предстоятелях и представителях и составляет предмет молитвы Иисуса Христа об Апостолах: «Освяти их истиною Твоею, – взывал Он к Отцу Небесному, – слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин.17:17–20 ). Не мир должен привлечь Апостолов и их преемников в свою волю, не Церковь должна обмирщиться, приняв образ поведения мира и вожделев его благ и красоты, а Апостолы и их преемники должны привлечь мир в свою волю, в волю Церкви, которая должна быть верна воле Божией, а люди этого мира должны образ поведения своего и саму жизнь свою преобразовать в образ поведения и в образ жизни Церкви Христовой, верной своей Главе и своему Основателю: «...Да будут все едино, – говорил далее в молитве Своей Иисус Христос, – как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин.17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Под этими последствиями мы прежде всего разумеем жизнь и деятельность Иисуса Христа, a затем Его учение. Мы рассмотрим главнейшие проявления этой жизни, чтобы показать, что она есть благо для людей. – Причину, почему земная жизнь Иисуса Христа приносит благодеяние людям, апостол Павел в Послании к Евреям указывает именно в том, что Иисус Христос был во всем подобен людям, что Он был истинный человек. Он должен был, говорит Апостол, во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником.... Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен; то может и искушаемым помочь (2:17, 18). Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (4:15, 16). В самом деле, людей искушает диавол: и Иисус Христос троекратно был искушаем им в пустыне. Людей искушают влечения их собственной немощной природы: и Иисус Христос был искушаем мучениями голода в пустыне, жаждою на кресте, и Его душа возмутилась, когда приближался час крестных страданий Его ( Ин. 12:27 ), – скорбела смертельно ( Мф. 26:38 ) при одном представлении об ожидающих Его муках и смерти; и Он умолял Отца с воплем крепким и со слезами ( Евр. 5:7 ) и, в борении с Самим Собой, до пота кровавого ( Лук. 22:44 ) молился, чтобы Отец благоволил пронесть мимо Него чашу страданий и смерти ( Лук. 22:44 ), хотя Он Сам ясно сознавал, что Он пришел на землю именно для страданий и смерти ( Ин. 12:27 ). Людей искушают другие люди: но был ли кто другой, кого бы люди искушали более, нежели Иисуса Христа? Его искушали невежественный народ, злобствующие на Него законники, гордые и суеверные фарисеи, Его собственный ученик-предатель и прочие ученики, которые сами не знали, чего просили и желали ( Марк. 10:38 ), которые не знали, какого они духа, ( Лук. 9:55 ) и один из которых, отрекшийся от Него в тягостную минуту, получил от Него однажды название сатаны-соблазнителя ( Марк. 8:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Власть Иисуса Христа над бесами пугала людей. Однажды, когда Он исцелил слепого и немого бесноватого, так что больной стал и говорить и видеть, фарисеи стали обвинять Его в том, что Он изгоняет бесов силою самого сатаны. Это было очень серьезное обвинение, ведь закон Моисеев наказывал смертью за колдовство и связь с нечистой силой. Иисус сказал им: «Как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять то царство» (см.: Мф 12, 25–32; Мк 3, 23–30; Лк 11, 1 7–20). Победа Иисуса Христа над диаволом — явное действие силы Духа Божия. Отрицать это чудо — значит открыто противиться Богу и хулить Духа Святого. Чудеса и вера Диавол, искушая Христа в пустыне, предлагал Ему совершить чудо — остаться невредимым, сбросившись с крыши храма, и этим привлечь к себе последователей. Некоторые книжники и фарисеи также просили Его, чтобы Он знамениями и чудесами доказал им, что Он Христос. Иисус Христос ищет в Своих учениках свободную, непринужденную веру. Не вера в Христа рождается из чудес, а, напротив, Свои чудеса Христос совершает, когда видит веру обращающихся к Нему людей. Искушение Христа в пустыне      Однажды Иисус проповедовал в доме в Капернауме. Собралось такое множество народа, так что уже и у дверей не было места. К Нему принесли расслабленного (полностью парализованного) человека и, не имея возможности приблизиться к Иисусу, поднявшись на крышу и разобрав легкую кровлю дома, спустили постель, на которой лежал больной, к ногам Христа. Иисус, видя веру их, обратился к расслабленному: Чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф 9, 2). Кое-кто из учителей закона, находившихся там, подумал: «Ведь это же богохульство! Кто, кроме Бога, может прощать грехи?» Господь тотчас понял, о чем они думают, и сказал: «Что легче, сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи, или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий, то есть Христос, имеет власть на земле прощать грехи. — Тут Господь обратился к больному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и ходи». Больной тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога. Так Господь по вере этих людей исцелил и душу, и тело человека (см.: Мф 9, 1–28; Мк 2, 1–12; Лк 5, 1 7–26).

http://pravoslavie.ru/104249.html

Подобно своим ветхозаветным прообразам, Моисею и Илие, также удалявшимся на время в пустыню и подвергавшимся там сорокадневному посту, Иисус Христос «ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал». Этим моментом человеческой немощи и воспользовался искуситель. Приступив к безгрешному Богочеловеку, искуситель обратился к Нему с лукавой речью: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Муки голода чувствуются тем сильнее, если они поддерживаются добавочными терзаниями живого воображения; а как раз перед глазами Иисуса лежали камни, кото­рые удивительно похожи на хлебы и, по преданию, были именно окаменелыми хлебами жителей содомского пятиградия, некогда навлекшего на себя страшный гнев Божий. Указывая «на сии кам­ни», диавол рассчитывал так же успешно затронуть чувственную немощь Иисуса, как он затронул ее некогда в первых людях в раю. Вместе с тем искушение это прикрывалось множеством самых лукавых извивов мысли. Израиль также много страдал от голода в пустыне, и там в его крайней нужде Бог питал его манной, которая была как бы ангельским хлебом с неба. Почему же Сыну Божию также не снабдить Себя нищею в пустыне? Ведь Он может сделать это, если только захочет, и почему же Он медлит? Если ангел указал жаж­дущей Агари источник, если ангел показал пищу голодающему Илии, то зачем Ему ждать даже услуги ангелов, когда такая услуга не нужна, и когда, если бы только Он захотел, ангелы с радостью стали бы служить Ему? Но последовавший ответ сразу разбил лукавую логику искусителя. Ссылаясь на тот же самый урок, который вытекал из славнейших изречений ветхого завета, Спаситель отвечал: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Этим ответом наносился решительный удар господству плоти в человек и показывалось, что человек отнюдь не исклю­чительно плотское существо, а напротив существо, которое все­гда может торжествовать над немощами плоти. Кто думает, что мы живем только хлебом, тот делает заботу о хлебе главною целью своей жизни, на добывание его тратит все свои силы, и станет жалким и мятежным, когда даже на время будет лишен его; не ища другой более возвышенной пищи, он неизбежно будет томиться голодом даже посреди ее. Но кто сознает, что человек живет не хлебом одним, тот не будет терять из-за нее того, что делает жизнь наиболее дорогою и священною; исполнив свой долг, он будет уповать на Бога в отношении всего необходимого для тела, с большим усердием и тщанием будет искать хлеба небесного и той воды живой, испивший которой не возжаждет во век.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Самым откровенным, ясным учением о том, что духовное нужно предпочитать телесному, что заботу о душе нужно предпочитать заботе о теле, является повествование об искушении Господа Иисуса Христа в пустыне. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: " Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами " (Мф.4:1-3). Казалось бы, нечто подобное Господь наш Иисус Христос впоследствии сделал: умножил пять хлебов, чтобы насытить ими несколько тысяч человек, сотворил ученикам из ничего пищу в виде хлеба и рыбы, пекшейся на костре, претворил воду в вино - разве это не то же самое, что камни превратить в хлебы? Никакой принципиальной разницы нет. К тому же, подобное чудо, превращение камней в пищу, совершали даже подвижники Христовы, то есть не только Сам Господь мог сделать это, но и Его ученики уже спустя много веков, как, например, украинский подвижник блаженный Феофил. Желая накормить богомольцев, паломников, шедших издалека, он велел своему ученику бросить камни в котелок с кипящей водой и помешивать ложкой, посолив. Тот из послушания все это сделал. Феофил потом говорит ему: " Пробуй " . Ученик попробовал и изумился: " Отче! Каша! " Таким образом, если это мог сделать подвижник благочестия, живший в девятнадцатом веке, то, конечно же, и для Того, Кто дал ему эту силу, для Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, ничего невозможного во время пребывания Его в пустыне не было. Но Он не захотел, чтобы камни сии сделались хлебами, по той причине, что одно дело заботиться о других людях, а другое дело заботиться о себе. Он не захотел этого сделать, хотя и взалкал после того, как сорок дней и ночей ничего не ел и не пил, что для человеческого естества является крайним пределом возможного. Вообще столько времени не пить человек практически не способен без благодати Божией. Хотя были немногие подвижники благочестия, такие как Симеон столпник, весьма строго постившиеся, но даже для человека, укрепляемого благодатью, сорок дней без пищи и без воды - это предельная возможность, это на грани жизни и смерти. И тем не менее Господь Иисус Христос не захотел удовлетворять Своего голода предложенным диаволом способом: Он же сказал ему в ответ: " Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Мф.4:4). Этому примеру Христа мы и должны следовать, хорошо понимая, что мы, конечно, имеем право заботиться о своем пропитании и, если с удовольствием вкушаем дозволенную пищу, в этом нет никакого греха, но предпочитать должны всегда Слово Божие, волю Божию, заботиться о своей душе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея (Мф.3:13-17); от Марка (Мк.1:9-11); от Луки (Лк.3:21-22); от Иоанна (Ин.1:32-34).    Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, 6-го января (19 янв. н. ст.). Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что во время крещения Бог явил (показал) Себя людям, что Он есть Пресвятая Троица, именно: Бог Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел в виде голубя. А также при крещении впервые люди могли видеть, что в лице Иисуса Христа явился не человек только, но вместе и Бог.    Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду. Шествие для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан.    Во Иордане крещающуся Тебе. Господи, Троическое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.    Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, тогда открылось (на земле с особенной ясностью) явление Святой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность этого слова (т. е. подтверждал свидетельство Бога Отца). Явившийся Христос Бог, и просветивший мир, слава Тебе!    Извествоваше словесе утверждение — подтверждал истинность этого слова; явлейся — явившийся; мир просвещей — мир просветивший. Иисус Христос в пустыне и искушение Его от диавола...    После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней и сорок ночей был Он в дикой пустыне, со зверями, не вкушая никакой пищи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010