Ответ на возражение 1 . В основе этого аргумента лежит предположение о необходимости, которая могла бы понудить Бога. Ответ на возражение 2. В основе этого аргумента лежит предположение о необходимости, которая могла бы понудить человека Христа. Ответ на возражение 3. Человек избавляется страстями Христовыми в соответствии и с Его милостью, и с Его правосудностью. В соответствии с Его правосудностью потому, что посредством Своих страстей Христос принес искупление за грехи человечества, и таким вот образом человек был освобожден правосудностью Христа. В соответствии с Его милостью потому что коль скоро сам человек, как уже было сказано (1,2), не может искупить грех всей человеческой природы, Бог во искупление его послал ему Своего Сына, согласно сказанному [в Писании]: «Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру)» ( Рим. 3, 24, 25 ). При этом такая милость гораздо изобильнее той, которой Он мог бы простить нам грехи без искупления. Поэтому читаем [в Писании]: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви (которою возлюбил нас), и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» ( Еф. 2, 4 ). Ответ на возражение 4. Грехопадение ангелов, в отличие от грехопадения первого человека, безвозвратно (I, 64, 2). Раздел 2. Существовал ли какой-то иной способ избавления человечества помимо страстей Христовых? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что иного способа избавления человечества помимо страстей Христовых не существовало. Ведь сказал же Господь: «Истинно, истинно говорю вам – если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» ( Ин. 12, 24 ). Комментируя эти слова, Августин замечает, что «под зерном Христос разумел Себя». Следовательно, если бы Он не умер, то не принес бы плода нашего искупления. Возражение 2. Далее, Господь сказал, обращаясь к Отцу: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, – да будет воля Твоя!» ( Мф. 26, 42 ). Но упомянутая Им чаша была чашей Страстей. Следовательно, Христа не могли миновать Его страсти, в связи с чем Иларий говорит: «Чаша не могла миновать Его так, чтобы Ему не пить, поскольку мы не можем быть искуплены иначе, как только посредством Его страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Сообразно с словами Спасителя, как может кто ( Мф. 12:29 ) войти в дом сильного и расхитит вещи его, если прежде не свяжет сильного, нужно заключать, что связание сатаны произошло исключительно ради искупительных заслуг Иисуса Христа. До искупительного служения Господа сатана был полным властителем мира сего, был его князем. Даже Самому Иисусу Христу сатана осмелился предложить: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне ( Мф. 4:9 ). Но, однако, Иисус Христос для того и пришел на землю, чтобы разрушить дела дьявола ( 1Ин. 3:5 ), чтобы Своею смертью лишить силы имеющего державу смерти ( Евр. 2:14 ). А о значении Своих страданий для уничтожения дьявольской власти над миром, Сам Спаситель говорил: ныне князь мира сего изгнан будет вон ( Ин. 12:31 ). Бесы, сознавая свое ничтожество перед Иисусом Христом и необходимость ради Его страданий быть связанными в своих действиях, молили Его, чтобы Он не мучил их прежде времени ( Мф. 8:29 ) и не повелевал бы идти в бездну ( Лк. 8:31 ). О власти Иисуса Христа над злыми духами говорили и Его апостолы, замечая Ему, что и бесы повинуются им о имени Его ( Лк. 10:17 ). В свящ. Писании мы находим даже и выражение, напоминающее нам выражение 2 ст. о связанности сатаны и о заключении его в бездну, именно: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связал узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет. 2:4 ). Собственно, смерть Иисуса Христа и Его воскресение нужно считать тем моментом, когда дьявол, лишенный своей прежней власти над уже искупленным человечеством, был, так сказать, связан Иисусом Христом и осужден 1451 на бесплодность (сравнительную) своей деятельности. К этому времени и нужно относить символическое действие ангела связания сатаны и заключения его в бездну. Он не только был связан, не только заключен в бездну, как бы в некоторую темницу, но еще и запечатан. Печать означает твердость охраны ( Мф. 27:66 ; Дан. 6:17 ) и указывает на то, что запечатанное ею не может быть вскрыто без воли и желания того, кто наложил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Важнейшим аспектом христологии Е. П. является описание первосвященнического служения Христа, Который вошел в Святое святых и принес Свою Кровь (Евр 9. 12). Он предстательствовал за народ пред Лицом Божиим (Евр 9. 24). Его жертвой уничтожен грех (Евр 9. 26). Она была принесена однократно (Евр 10. 10), раз и навсегда (Евр 10. 12). Как Христос пребывает вечно, так и священство Его непреходяще (Евр 7. 24). Второе пришествие Христово должно принести с собой полноту спасения тем, кто Его ожидают (Евр 9. 28). В библейской критике ставился вопрос о значении сравнения Христа с ангелами. Нек-рые считали, что это было обусловлено либо желанием исключить возможность поклонения христиан ангельскому чину наравне с Богом ( Manson. 1962. P. 242 sqq.), либо противостоянием эбионитской христологии (см. Эбиониты ), в которой Христос понимался как главенствующий ангел (ср.: Epiph. Adv. haer. XXX 16. 4; Dunn. 1977. P. 242). Между тем сказанное об ангелах в Евр 1. 4-14 получает раскрытие в словах из Евр 2. 1-10, особенно из Евр 2. 2-3, согласно к-рым Откровение, принесенное Христом, превосходит всякое ангельское откровение - т. е. ветхозаветный закон, к-рый, по иудейским толкованиям того времени, был дан Моисею через ангелов (Юб 2. 17-19; CD 5. 18; Ios. Flav. Antiq. XV 136). Ангелы являются лишь служителями (Евр 1. 7, 14), и закон, открытый ими Моисею, имеет второстепенное значение в домостроительстве спасения. Распятие. Миниатюра. XII в. (Ath. Vatop. 762. Fol. 149r) Центральной темой богословия Послания является искупление через Крестную смерть Христа. Смерть Христа и излияние Его крови - это жертвоприношение, необходимое для спасения людей (Евр 9. 12, 14), т. к. без пролития крови не может быть прощения грехов (Евр 9. 22). Поскольку Сам Христос «претерпел», Он может «сострадать» и помочь людям в страданиях (Евр 2. 18; 4. 15). Страдания Христа, к-рыми Он был прославлен, приводятся читателям в пример, чтобы «...не изнемочь и не ослабеть душами...» (Евр 12. 3; ср.: 13. 13). Во Христе человеческая природа увенчана славою и честью, о чем свидетельствуют слова из Пс 8. 5-7 (Евр 2. 6-8; ср.: 1 Кор 15. 27; Еф 1. 22). Христос как «вождь спасения» открыл всему человечеству путь, который надлежит пройти всем верующим (Евр 2. 10).

http://pravenc.ru/text/187302.html

Наконец, если человек исключительно своими силами, своим «нравственно-субъективным» восприятием веры в «искупление» его Христом, искупление, в смысле возвещенного ему Христом высочайшего нравственного идеала и показанной ему реализации этого идеала, может и должен осуществлять в своей жизни этот идеал, то излишними являются почитание и молитвенное призывание Пресвятой Богородицы, св. Ангелов, св. Апостолов и св. угодников Божиих, а также и молитвы за умерших: человек сам содевает свое спасение, не нужна ему и Церковь с ее спасительными таинствами… Открывается широкий простор для религиозных заблуждений человека, как в народных массах, так и в среде пастырства… Все заблуждения модернизирующих православное учение об Искуплении вытекают у них из стремления сделать догматы Христианства приемлемыми для мудрецов мира сего, охристианизировать их. На деле же получается обратное: не «мудрость мира сего» христианизируется, а Христианское учение обмирщается и теряет свою Богооткровенность. Из разномыслия в понимании Искупления вытекает необходимость воспроизвести или изложить правильное понимание догмата Искупления. Такое понимание мы должны почерпать прежде; и главнее всего из основных источников христианского учения. Единственным источником христианского учения являются «Слова Божии», как об этом пишет св. ап. Павел: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил ( Евр.1:1–2 ). Эти Слова Божии ( Ин.3:34, 8:47 ), устно переданные Богом через пророков до Иисуса Христа, принадлежат Ветхому Завету, а переданные через Иисуса Христа – Новому Завету. Те и другие Слова Божии и составляют Священное Предание Ветхозаветное и Новозаветное ( Иер.31:31 ; ап. Павла к Евр.8:8,13 ; 2Кор.3:14 ). В Ветхом Завете Священное Предание впервые стал записывать Моисей, а за ним уже и другие боговдохновенные писатели. Так и образовалось Священное Ветхозаветное Писание. Однако, наряду со Священным Писанием в Ветхом Завете хранилась в преемственной передаче и незаписанная часть Слов Божиих, составлявшая в узком смысле Священное Ветхозаветное Предание ( Втор.4:9–10, 32:7 ; Иов.8:8–10 ; Пс.43:2, 77:3–4 ; Ион.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Характерные особенности и темы 1 . Содержание. В начальном видении Христос является в образе величественного Царя и Судии вселенной, главенствующего над церквами (1,12–20). Далее, в 2,1 3,22 Христос обращает внимание на нужды каждой церкви в отдельности. Его обетования также напоминают церквам о величии их призвания (2,7.10.11.17.26–28; 3,5.12.21). Выбор именно семи церквей указывает на глобальное значение содержания книги (1,4 и ком.). Начиная с гл. 4 и по 22,5 укоры и поощрения, высказанные Христом, обретают иное содержание. Через Христа и Его ангелов (22,8.9.16) Иоанн получает ряд видений, цель которых открыть верующим царское достоинство и величие Христа, природу духовной брани, окончательное наказание зла и исход долгой духовной войны. Господь со Своим воинством одержит победу (17,14; 19,1.2). Его силам противостоит сатана, большой дракон (12,3), который обольщает всю вселенную (12,9). Сатана имеет двух пособников: зверя и лжепророка, все вместе они образуют лжетроицу (13,1–18; 16,13; ком. к 13,1–10). Зверь, олицетворяющий насилие и преследования, исходящие от государственной системы, угрожает уничтожить истинных свидетелей Христа и принудить людей поклониться ему (13,7.8). Лжепророк выступает как его помощник и провозвестник. Вавилон представляет мир сей и его соблазны. Противостав всем этим угрозам, искупленные должны держаться истинного и верного свидетельства даже ценой мученичества (12,11) и хранить подлинную духовную чистоту (14,4; 19,8). Свидетельство верных найдет свое выражение в конечном прославлении Божественной истины (21,22–27), их чистота достигнет совершенное выражение в образе непорочной невесты Агнца (21,9). Главная тема Откровения Бог правит историей и приведет ее к триумфальному завершению в Иисусе Христе, когда слава Божия наполнит все мироздание (21,22.23; 22,5; ком. к 4,1 5,14). Эти истины воплощены в видениях с множеством подробностей, которые следует рассматривать как фрагменты более общей картины как Бог руководит ходом истории. 2 . Литературные особенности. Книга Откровение относится к жанру апокалипсической литературы. Подобно книгам пророков Иезекииля, Даниила и Захарии, она содержит видения с большим числом символических элементов. Используя художественные образы, а также обетования и предостережения, Откровение сплетает в единое поэтическое полотно темы всего Священного Писания. Это «откровение», т.е. раскрытие тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Сотворивши вселенную, Бог не предоставил ее самой себе, но непрестанно промышляет о ней – поддерживает ее бытие, споспешествует добру, пресекает зло. Конечно, такой деятельности Божией еретики отрицать не могли, да и не имели желания. И вот Василий Великий в различных местах своих сочинений, хотя, впрочем, и довольно кратко, показывает, что и Дух Святой тоже Промыслитель и, как таковой, причастен не твари, но Божеству. Несомненно в этом положении Он изображается Василием Великим , когда именуется «Подателем жизни» 261 , «все, что от Бога и чрез Сына, поддерживающим в бытии» 262 , управляющим разумною природою 263 , помогающим людям достигать естественного добродетельного конца 264 , – когда о Нем говорится, что на Нем зиждется порядок и строй Ангелов, их совершенство и святыня 265 . Не меньшим, если не большим сравнительно с творческой и промыслительной деятельностью доказательством божественности Духа служит Его, по учению Василия Великого , спасительно-освятительная деятельность. Везде, где идет речь о спасении падшего человека, виновником этого спасения вместе с Сыном Божиим и Богом Отцом является и Святой Дух. «Домостроительства о человеке, – говорит Василий Великий , – какие, по благости Божией, совершены великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом, окончательно исполнены Духом Святым» 266 . Еще в Ветхом Завете благословения патриархов, помощь в законоположении, прообразования, пророчества, чудеса 267 – все это было чрез Духа Святого. Что же касается Нового Завета, то «все Домостроительство пришествия Господня во плоти» совершено чрез Духа, а именно: Сын Божий по воле Отца для спасения падшего человека воплощается, и Дух неразлучно пребывает с плотию Господней, ставши ее помазанием ( Ин.1:33 ; Деян.10:38 ); Сын Божий искушается от диавола, и Дух соприсущ Ему, как возведший Его в пустыню искуситися ( Мф.4:1 ); Сын Божий совершает чудеса, но «о Дусе Божии» ( Мф.12:28 ) 268 . Сын Божий приводит в бездействие диавола, но в соприсутствии Духа. Поэтому с несомненностью можно сказать, что чрез Духа – искупление грехов 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Упование на промысл Божий – тоже важная часть нашей веры. В любых обстоятельствах мы должны полагаться на то, что Бог контролирует ситуацию и обратит все к осуществлению Его благих целей. Вспомним молитву, с которой Апостолы обращаются к Богу, впервые столкнувшись с враждебностью и угрозами из-за проповеди Евангелия: «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:24–28 ). Даже люди, противящиеся Богу и яростно преследующие Его Церковь , могут сделать только то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». Самый яркий пример промысла – искупление мира Господом нашим Иисусом Христом. Евангелие постоянно подчеркивает, что смерть Господа – не просто трагический результат людской злобы и неверия, но осуществление открытого в Писаниях замысла Божия. Постоянно повторяющийся в Евангелиях рефрен: «Сие же все было, да сбудутся писания пророков» ( Матф.26:56 ). Как говорит святой Апостол Петр: «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» ( Деян.3:18 ). Как же это согласовать? Это неизбежно вызывает вопрос о том, как замысел Божий может быть исполнен с такой неотвратимостью в мире, где развитие событий определяется множеством свободных воль, создающих невероятно запутанный и непредсказуемый хаос. Мы все знаем, как легко рушатся самые блестящие планы, и как действия разумных и благонамеренных людей приводят к последствиям, которые хорошо описываются известным афоризмом: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Как же Божий промысл действует в мире свободных личностей – ангелов и людей?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Бог, как Существо бесконечно-свободное и самодовольное, сотворил вселенную, без сомнения, не по какой-либо нужде и постороннему побуждению, и не для какой-нибудь внешней цели, но как побуждение, так и цель творения должны заключаться в глубине самого существа Его. Таким образом побуждением к творению вселенной было в Боге не иное что, как бесконечная любовь Его к высочайшим совершенствам триипостасного существа Его, по которой Он восхотел и вне Себя открыть сии совершенства. Цель сотворения вселенной есть, следовательно, не другая, как слава Божия. Сие несомненно утверждает священное Писание, когда, а) говорит, что Господь вся содела Себе ради ( Притч. 16:4 ); что Его ради всяческая ( Евр. 2:10 ), и все направлено к тому, да будет Бог всяческая во всех ( 1Кор. 15:29 ); б) учит, что творение вселенной было для славы Божией: небеса поведают славу Божию ( Пс. 18:1 ), и вся вообще вселенная, от ангелов небесных до гадов земных, есть не что иное, как единый и величественный орган сей славы ( Пс. 148 ); что искупление имеет туже цель, – ибо Иисус Христос совершение дела искупления называет именно прославлением Отца своего: прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю ( Ин. 17:4 ); прежде нарек нас, говорит Апостол, во усыновление Иисус Христом, в похвалу славы благодати своея ( Еф. 1:5, 6 ); и что наконец человек, лучшее из творений Божиих, именно сотворен по образу и по подобию Божию ( Быт. 1:27 ), и сотворен для того, дабы возвещать совершенства Того, Кто призвал его из тьмы в чудный свой свет ( 1Пет. 2:9 ), и славить Его всей своей жизнью: аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите ( 1Кор. 10:31 ), и все вообще в мире сюда направлено ( Ин. 9:3; 11:4 ; Рим. 9:17, 21, 22, 23 ). § 81. Совершенство творения Вселенная вышла из рук Творца своего совершенной, т. е. вполне достаточной для своей великой цели. Сие явствует а) из понятия о бесконечных совершенствах Божиих: ибо если Бог бесконечно всемогущ, премудр и благ, то что могло воспрепятствовать Ему сообщить творению своему надлежащее совершенство? б) Из ясных свидетельств священного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

И вот теперь они стоят победившие у престола Божия, держа гусли Божии , ибо желают всеми возможными средствами прославить Бога (5,8). Кроме того, гусли означают благоустроенную в согласии добродетелей жизнь, руководимую смычком Святого Духа и источающую дивную песнь славословия Божия. 15 .3–4 И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца. Песнь, воспетая стоящими на стеклянном море, поименована как песнь Моисея, раба Божия , ибо содержит в себе воспоминание о тех казнях, которые были посланы Богом на Египет от руки Моисея и за которые Моисей и евреи прославили Бога в своей торжественной песни после чудесного перехода через Красное море ( Исх. 15:1–19 ). И песнь Агнца , ибо прославляется дело человеческого спасения, совершенное Иисусом Христом, непорочным Агнцем Божиим. Или же под воспевающими песнь Моисея, раба Божия , можно разуметь спасавшихся под сенью Моисеева закона до пришествия Христа в мир. Они спасались верой в грядущего Христа, как говорил пророк Аввакум, стоя на божественной страже на башне наблюдения: «праведный своею верою жив будет» (2,1.4). Это – ветхозаветный Израиль, воспевший песнь Моисея ( Исх. 15:1–19 ). Воспевшие же песнь Агнца – это спасавшиеся под сенью Христовой благодати после совершения Им дела искупления человечества. Это уже – новозаветный Израиль. Таким образом, здесь показана совокупность спасенных Ветхого и Нового Заветов, поющих песнь ходатаев Заветов: Моисея и Христа. Если же здесь разуметь только непосредственно прошедших через великую скорбь во времена антихриста (ст. 2), то они поют песнь Моисея как прошедшие, подобно древним евреям, страшные казни-язвы, посланные Богом в мир и избавившие их от Египта греха и нечестия. Песнь Агнца они поют как спасенные кровью Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В отношении творения был один Бог , а в отношении объединения этого не было, потому что, когда разлилась языческая прелесть, люди отторглись от повиновения. «В устроении, – пишет, – полноты времен». Исполнением времен он назвал самое (домостроительство). Заметь, как отчетливо он выражается. Показывая, что начало (спасения нашего), предложение, желание и первое стремление – в Отце, а исполнение его на деле – чрез Сына, он нигде, однако же, не называет Его (Сына) слугой. " Избрал, – говорит, – нас в Нем прежде создания мира, ...предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа ...в похвалу славы благодати Своей, ...в Котором мы имеем искупление Кровью Его, ...которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все ...соединить под главою Христом» ( Еф.1:4–7, 9–10 ), – и нигде не назвал Его слугой. Если скажешь, что частицы εν (в), δια (чрез) указывают на (звание) слуги, то заметь, как они здесь употребляются. В самом начале послания (апостол) сказал: «Волею Отца» ( δια το δελματος το Πατρς). Отец, говорит, восхотел, Сын (хотение) исполнил. Здесь нет того, чтобы Сын лишен был действования, потому что Отец восхотел, или чтобы Отец лишен был хотения, потому что Сын действовал; у Отца и Сына все общее. «И все Мое Твое, и Твое Мое», – говорит (Сын) ( Иоан. 17:10 ). Исполнением времен было Его пришествие. Итак, когда Он все сделал чрез ангелов, пророков и закон, и нисколько не успел, напротив находился еще в опасности (раскаяться), что напрасно сотворил человека, что напрасно привел (к бытию) того, кто слишком (имел) преуспевать во зле; когда все без разбору погибали и погибали в большем количестве, чем при потопе, тогда Он нашел домостроительство посредством благодати, так что (оказалось) Он не безрассудно и не напрасно сотворил его. Это исполнение времен он называет и премудростью. Почему? Потому, что люди тогда были спасены, когда всего больше они могли погибать. Возглавить, пишет. Что это значит: возглавить ( νακεφαλαισασθαι)? Значит: соединить. Впрочем постараемся быть, как можно, ближе к самой истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010