В-третьих, они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу . Много искупленных из людей, имеющих наследовать спасение, но эти искуплены как первенцы Богу, они лучшие и совершеннейшие его чада. Это будут первенцы того совершенства, которое достижимо при исключительных обстоятельствах последнего времени. В-четвертых, в устах их нет лукавства . Дьявол «лжец и отец лжи» ( Ин. 8:44 ). Лживые уста – уста дьявола. Потому победа над ним не может быть достигнута иначе, как победой над ложью и лукавством. Как далеки от истины те верующие, которые допускают в своей жизни ложь, – их устами вещает дьявол, ибо ложь порождается только им. Говорят о «лжи во спасение», о «святой лжи» – но таковой нет. Есть только ложь в погибель и лукавство. Мотивация лжи (ради чего лгать) будет усматриваться только при установлении степени наказания, гибель же постигнет всех, в чьих устах будет обнаружено лукавство и ложь, ибо «всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (21,8). В устах же этих 144000 нет лукавства , и они блаженствуют со Христом. В-пятых, они непорочны пред престолом Божиим . Это уже высшее. Человек часто бывает непорочен в собственных глазах, в глазах своих почитателей, но уже крайне редко бывает непорочен перед своими недругами или судьями. Эти же непорочны перед белым престолом Божественной славы! Неужели это возможно?! Нет, своими силами и делами этого достичь не может никто. «Человекам это невозможно» ( Мф. 19:26 ). Но тут же и сказано: «Богу же все возможно». Кровью Агнца омываются следующие за Ним, куда бы Он ни пошел, и своей богоугодной жизнью через благодать Божию стяжают эту дивную непорочность перед престолом Божиим. Это святые, почитаемые Церковью. Видение трёх ангелов-вестников 14 .6–7 И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Введение. Понятие о церкви и определение задачи сочинения Понятие, означаемое словом « церковь », весьма растяжимо. Не говоря о том несобственном, переносном, которое подразумевается, когда говорят: «пойду в церковь », и взятое в собственном смысле, это слово заключает в себе несколько различных представлений. В самом широком смысле им обозначают, совокупность всех свободно разумных существ, не только верующих христиан, но и мир ангельский, мир всех святых небожителей. Действительно все разумно свободные существа, как творение Божие, для Бога составляют один нераздельный мир или одну Церковь , члены которой различаются лишь условиями жизни и степенями своего приближения к Богу. Жизнь разумных существ на нашей планете есть временная, даже очень кратковременная жизнь, отходя от которой, верующие уже причисляются к небожителям и по образу новой жизни в новых условиях становятся «равны ангелам» (σγγελο εσι, Лук.20:36 ) 1 . Но говоря собственно о Церкви Христовой, мы исключаем из нее не подлежащий искуплению мир ангельский и разумеем только верующих, искупленных кровью единородного Сына Божия ( Деян.20:28 ). Об этой именно Церкви говорит апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь (τν κκλησαν) и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью , не имеющею пятна или порока»... ( Ефес.5:25–27 ). И Сам Христос Спаситель, употребляя слово церковь ( κκλησα), разумел именно общество верующих в Него людей. «Создам Церковь Мою (μο τν κκλησαν) и врата ада (т. е. все зло этого мира, – соблазны, страсти, внешние преследования, а также смерть и власть дьявола в собственном смысле) не одолеют ее» ( Мф.16:18 ; ср. 18:17). А так как «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лук.20:38 ), то Церковь Христову составляют не только все верующие, живущие в данное время на земле и стремящиеся к христианскому спасению, но и все наши братья во Христе, почившие в вере и покаянии, и даже ветхозаветные праведники, начиная с Адама, нашедшие себе вечное упокоение в Боге. Однако в отношении образа жизни мы разделяем эту Церковь на две половины: на «воинствующую» земную и «торжествующую» небесную. Как такая, Церковь собственно опять превращается в Церковь, взятую в указанном широком смысле. Ибо отошедшие от этого мира уже на самом деле «приступили к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов» ( Евр.12:22–23 ) и таким образом сочетались с миром ангельским. Великое искупление кровью Христа Спасителя это и иметь в виду, т. е. «все небесное и земное соединить под главою Христом» и следоват. создать одну Церковь, «которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем» ( Ефес.1:5–10, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Вознесение Господне является еще одним свидетельством Его победы над грехом, смертью и адом, показывающим, что страданиями Искупителя устранена духовная преграда между человеком и Богом. В вознесении Господнем заключен важный сотериологический смысл: обоженная человеческая природа во Христе была вознесена к престолу Божию и пребывает в Божественной славе. Так Им лично пройден и проложен путь из мира греха и страданий к высшему блаженству в Боге (ср.: Ин 14. 6); было положено начало обожению человечества и восхождению людей в Царство Божие (ср.: Ин 14. 2-3). Такое завершение земного служения Иисуса Христа как Богочеловека и Искупителя мира является естественным и необходимым. В свете Вознесения св. отцами раскрывается и та истина, что люди могут получить славу и честь, превышающую даже достоинство бесплотных ангелов. Пресвятая Богородица является высочайшим примером осуществления этих возможностей. Христос-Пророк Одним из аспектов совершенного Христом И. является Его пророческое служение, понимаемое как благовестие и свидетельство истины. Ибо для воссоздания людей необходимо было указать им путь спасения и научить их истинному боговедению, о чем Сам Он говорит: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин 18. 37). Пророк - это святой человек, избранный Богом для вразумления людей и открытия им Божественной воли. Поскольку И. должно совершаться без нарушения свободы человека, то призыв и личный пример являются теми формами воздействия на личность человека, к-рые соответствуют замыслу Божию. Эти возможности использовал Искупитель, совершив Свое служение в т. ч. и как величайший Пророк. О грядущем Мессии как Пророке предвозвещал в древности Моисей: «И сказал мне Господь… Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор 18. 17-19). Однако отличие Христа от ветхозаветных пророков значительное: те лишь возвещали волю Божию и призывали хранить Ему верность; Христос не только в доступной для людей полноте открыл истину, но и дал благодать, чтобы ее усвоить: «...закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1. 17). Этим Он являл Свое всеведение и Божественное достоинство, так что люди признавали: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Ин 7. 46).

http://pravenc.ru/text/674968.html

Здесь Иоанн видит тех, кто в великой скорби антихристовой познает Христа, мученически умрет за Него и спасётся. Неверно понимают баптисты и другие сектанты, что Церковь будет вознесена до великой скорби, неверно потому, что об этом в Писании нигде нет ни слова. Далее в Откровении везде видим, что при антихристе Церковь еще на земле. В толковании 20-й главы будет показано, что будет одно воскресение из мертвых, а не два. Кроме того, у баптистов возникает еще одна странная мысль, что для спасения этих людей нужен будет не обычный евангельский путь спасения, а нужна обязательно мученическая кончина, кровь. Этой мысли в Писании тоже нигде нет. Она противоречит ему. В Апокалипсисе подчеркивается не мученичество, а то, что омылись и убелились кровью Агнца. Откр.7:15 За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и сидящий на престоле будет обитать в них. За это они пребывают ныне перед престолом Бога. Только за это , а не за иное, они спасены. Иные полагают, что спасение можно чем-то заработать: количеством добрых дел, поклонов, заказных обедней, милостыней, а возможно, и своим мученичеством. Это непонимание того, что мы сами ничем не можем спастись, «потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» ( Рим. 3:23–25 ). А все, что мы как верующие делаем, не само по себе нас спасает, а является средством для оправдания нас кровью Христовой. Оправдывает и спасает только Сам Христос Своею благодатью. Существует протестантское ложное понимание, которое в свое время активно начал проповедывать вождь реформации Мартин Лютер, что спасение обретается не добрыми делами, но исключительно только верою во Христа. Этого Писание нигде не говорит. Сказано, что спасает только Христос по Своей благодати, а не только вера в Него. Нам же для принятия дара спасения от Христа необходимы и вера, и таинства, и добрые дела. Через это мы спасаемся Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, Бог-Отец сделал Своего Сына совершенным через страдания. И дальше апостол Павел в этом же Послании пишет: " хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного " (Евр. 5:8). Опять то же слово: сделавшись совершенным, " сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного " . Виновником - значит причиной, по-славянски. Вот оно - послушание человечества во Христе Богу, вот он, смысл нашего спасения, совершенного Христом. Ни в одной человеческой личности, ни в одной человеческой ипостаси такого полного послушания быть не могло. Боговоплощение и, более того, Крестные Страдания потребовались именно для того, чтобы это послушание было явлено в полной мере, в самых что ни на есть противоречащих такому послушанию обстоятельствах. Представляете, как тяжело было страдать Христу, Который осознавал, что Он в любой момент может Своей властью с Креста сойти. Спаситель мог разогнать всех этих распинателей и камня на камне там не оставить. Если разбойник, вися рядом с Ним, не мог освободиться: его поймали, прибили и всё, - то Христос имел такую силу и власть... но Он этого не сделал. Помните, как Он остановил апостола Петра (который мечом отрубил ухо рабу), сказав: " или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? " (Мф. 26:53). Понимаете, это послушание со стороны человечества Христова Богу и есть основа нашего спасения. Только Бог как Личность мог явить такое послушание человеческой природы. И поэтому лишь Бог мог совершить наше спасение. И всё же, кому приносится Жертва? Этот вопрос обсуждался в течение веков и был решен на Константинопольском Соборе XII века, где осудили ложное представление, заключавшееся в том, что Сын принес Жертву Отцу... Еще святитель Григорий Богослов в IV веке, задаваясь этим вопросом, писал: " Кому принесена эта Жертва - Отцу? Но это же нечестиво думать. Отец, Который не восхотел крови Исаака и запретил Аврааму заколение, неужели бы Он захотел Крови Единородного Сына? А говорить о том, что Он принес выкуп дьяволу - нечестиво.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

К земному не имей ни к чему пристрастия, ибо из-за пристрастия сердечного к земному непрестанно оскорбляется Господь Бог, Создатель, Промыслитель и Спаситель наш и живый образ Его на земле – человек, да и сам пристрастный оскорбляет прежде всего себя самого, самого себя отдает во власть врага темного, в лапы его, в пасть его, сам подвергается скорби, тесноте, мраку, уничижению, отчуждается от Бога и Пречистой Матери Господа Иисуса Христа, святых Ангелов Божиих и святых человеков и всех сочеловеков, с ним живущих, и сочетовается с диаволом и его аггелами. Помни: ты хотя на земле, но небесный человек, к Царствию Небесному, к соцарствию со Христом позванный. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [ Рим. 8, 18 ]. Помни свое призвание и избрание. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор. 3, 16 ). Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии [ Рим. 8, 14 ]. Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа [ Флп. 3, 20 ]. Прочь старая прелесть – земные блага и вражда к ближнему! Возлюбим друг друга. Прочь, старый прелестник! За что я ненавижу светские театры и журналы, это за то, что в них никогда не слышно имени Отца и Сына и Святого Духа, никогда не говорится о великом деле нашего искупления от греха, проклятия и смерти, а все одна светская суета, пустословие светское. Пятница. Сколько горечи за меня перенес ныне Господь мой Иисус Христос, чтобы избавить меня от вечных мук! Чем я благодарю Его за это? Огорчаю ли плоть свою, прелюбодейную, злую, завистливую, скупую, своенравную, гордую? Нет, услаждаю, окаянный: с медом, сахаром ем и пью. О, сластолюбец! О, обманщик, прелестник сатана! Он внушает мне завидовать ближнему, его довольству, благополучию или быть скупым к нему или озлобляться на него, или гордиться пред ним, презирать его, а сам издевается во всех этих случаях надо мною, мучит меня, терзает прежде всех меня! О, обманщик, о, прелестник! Не все ли мы, люди, одна плоть и кровь? Не все ли Христово тело? Не все ли Христовы? Господи! Благодарю Тебя за краткое бывшия печали моея посещение и за помилование Твое великое, ибо не в глаз лошадь ушибла меня оглоблею, но в мякоть лица. О, как чудесно Ты сохранил меня, Господи! Как я был близок от опасности! Благодарю Тебя, Господи, дарователю жизни, хранителю мой! Господи! Даруй мне быть всегда с Тобою, с Тобою единым, а не с благами мира сего, не с людьми мира сего! 11 декабря 1865 г. Благодарю Тебя, Господи Боже мой, яко вчера избавил еси меня по молитве моей от лютых страстей, терзавших меня в бытность у меня девицы Марьи из-за города, из богадельни. Ты умиротворил меня, чуждого мира, когда я преклонил пред Тобою на молитву колена мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Крест – знамение победы, победы над диаволом и темными силами зла, «оружие мира, непобедимая победа», как воспевает Святая Церковь . «Вас, – пишет Колоссянам святой апостол Павел, – которые были мертвы во грехах… (Бог. – Прим. авт.) оживил вместе с Ним (Христом. – Прим. авт.), простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол. 2:13–15 ). И этому непобедимому оружию Божией силы, Кресту Господню, мы поклоняемся с радостью и любовью: «Днесь происходит Крест Господень, – поет Святая Церковь , – и вернии приемлют того желанием… Сего целуим радостию и страхом. Страхом – греха ради, яко недостойни суще, радостию же спасения ради, еже подает миру на том пригвоздившийся Христос Бог , имеяй велию милость» (праздник Воздвижения Креста, «Слава, и ныне, на хвалитех»). Крест – Божественная сила любви и самопожертвования, которою зиждется мир и которая освящает все концы вселенной: «Четвероконечный мир днесь освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту, Христе Боже наш» (праздник Воздвижения Креста, стихира на поклонение Кресту). Это – в порядке космическом. А в историческом и промыслительном – «Крест – хранитель всея вселенныя, Крест – красота Церкви, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва» (светилен праздника Воздвижения Креста). Божественная сила крестная действовала извечно: само творение мира и человека невозможно было бы без неё. Крест начертан в самом телесном образе человека. В Ветхом Завете мы видим прообразы Креста в райском Древе Жизни, в благословении Иакова, в жезле Моисея и в простертых руках его во время битвы против Амалика, в медном змие и т.д. Но только на Голгофе, в добровольной Крестной смерти воплощенного Сына Божия полностью проявилась непостижимая и непобедимая сила любви Божией к человеку. Для нас, искупленных драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира ( 1Пет. 1:19–20 ), Крестная жертва Христа является началом новой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

«Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 44–45). Таков божественный порядок, божественный смысл мессианизма для Самого Христа, на что Он прямо указывает Петру, когда тот начинает Ему «прекословить»: «отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь  не о том, что Божие, а что человеческое»(Мк. 8, 33=Мф. 16, 23). Замечателен ответ на просьбу сынов Зеведеевых о местах в Царстве Небесном: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 19, 38). Ясно, что самый путь к грядущей славе определяется здесь как крестный путь. Новейшие критики, как Гольцман, настаивают на том, что сознание необходимости страданий и смерти явилось у Христа не от начала, а именно с того времени, как Он стал открывать это Своим ученикам. Подобное утверждение является слишком решительным: мы не знаем, когда «Отец» открыл Иисусу Свою волю, – во всяком случае, как признает и сам Гольцман, спор о посте, возбужденный учениками Иоанна (Мк. 2, 18=Мф. 9, 14=Лк. 5, 33–39), имел место несравненно ранее исповедания Петра в Кесарии, и ответ Иисуса, хотя и неясный для спрашивавших, достаточно показывает, что уже в то время Он видел дни, когда «отнимется жених» у Его учеников. В сущности, как мы уже сказали, путь крестный определился для Христа от начала, и уже в пустыне, поборов искушения ложного мессианизма. Он явно вступил на него, хотя до последнего часа Он верил, что Отцу «все возможно»: сознавая Себя Христом, Сыном Божиим, Он несомненно верил, что Отец мог в самую последнюю минуту по молитве Его представить Ему «более     –  481  –   нежели 12 легионов ангелов», т. е.  явить Его миру Судией и Мессией. Если в это верили впоследствии Его ученики, если в самый момент падения храма, объятого пламенем, тысячи иудеев ожидали внезапного знамения Сына человеческого, то и Он не был бы Мессией, «Сыном человеческим», если бы Он не верил в возможность такого конца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Отвечаю: главным предназначением священника является быть посредником между Богом и людьми, ибо он, так сказать, преподносит людям божественное. В самом деле, «sacerdos» (священник) означает «податель священного» (sacra dans), поскольку, согласно сказанному [в Писании], «Закона ищут от уст его» ( Мал. 2, 7 ); а еще он предлагает молитвы людей Богу и приносит искупление Богу за их грехи, в связи с чем апостол говорит: «Всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи» ( Евр. 5, 1 ). Но все это в первую очередь приличествует Христу. В самом деле, чрез Него людям сообщены всяческие дары, согласно сказанному о том, что Им, то есть Христом, «дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества» ( 2Петр. 1, 4 ). Кроме того, Он примирил человечество с Богом, согласно сказанному [в Писании]: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем», то есть в Христе, «обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все» ( Кол. 1, 19, 20 ). Следовательно, Христу в высочайшей степени приличествует быть священником. Ответ на возражение 1. Иерархическое начальствование принадлежит ангелам, поскольку они, как разъясняет нам Дионисий, тоже находятся между Богом и человеком 308 , по каковой причине и самого священника как находящегося между Богом и человеком называют ангелом, согласно сказанному [в Писании]: «Он – вестник Господа Саваофа» ( Мал. 2, 7 ). Но Христос превосходил ангелов не только в Своем Божестве, но и в Своем человечестве, ибо был полон благодати и славы. Поэтому Он обладал иерархической и священнической властью в гораздо более превосходной степени, чем ангелы, по каковой причине ангелы были служителями Его священничества, согласно сказанному [в Евангелии]: «Ангелы приступили и служили Ему» ( Мф. 4, 11 ). Но в том, что касалось Его претерпеваний, Он, по словам апостола, «не много был унижен пред ангелами» ( Евр. 2, 9 ), и в этом смысле Он был подобен тем странникам, которые были определены к священничеству.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Писания заключают в себе следующие положения, подтверждаемые бытом и историей жизни сынов человеческих: во-первых, присуще есть истории сынов человеческих пролитие невинной праведной крови: в чем, спрашивается, «суд» сей крови добра над злом! во-вторых, присуще есть быту сынов человеческих пролитие крови рукой злодея-убийцы, подстерегшего свою жертву и «осквернившего землю пролитием крови» ( Чис.35:33–34 ): в чем, спрашивается, «суд» сей крови в среде людей? в-третьих, присуще есть быту людей страдание одних от угнетения других: в чем, спрашивается, «суд» сих страданий? в-четвертых, присущи суть быту и истории сынов человеческих такие массовые – общие страдания и бедствия, которые «огненно», так сказать, и обнимают всех, и вконец низводят всех в племенах, коленах и народах: в чем, спрашивается, «суд» сих страданий и бедствий? наконец, в-пятых, удел самой жизни человека суть «труд, скорбь и болезни», кончаемые «смертию»: в чем, спрашивается, «суд» самого «удела человеческой земной жизни»? . Ап. Павел, говоря о «вечном искуплении» рода человеческого Иисусом Христом, как «Первосвященником, вошедшим во святилище не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию», и как «Ходатаем нового завета» ( Евр.9:11 ...15), делает следующее знаменательное сопоставление «крови вечного искупления» Спасителя мира с невинной кровию праведника: «Вы, – говорит Апостол христианам, – приступили... ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (κα αματι αντισμο, κρετονα λαλοντι παρ τòν βελ – Евр.12:22–24 ). Итак, если «кровь» Спасителя мира «говорит» свое – могущественнейшее – «лучшее», именно – «вечное спасение», и «говорит сие лучшее» сверх того и больше – «лучше» того, что говорит «кровь Авеля»: то, значит, есть нечто такое и за кровью Авеля, как принадлежащее сей «крови», что «говорить» пред Богом, пред Церковью небесной и пред Церковью Божиею земною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010