«Он не златом и сребром и не иною какою ценою, но честною Своею кровию искупил тебе от смерти вечныя; что разсуждая, неотменно убедишися благодарить Его от чистаго сердца, и от благодарности угождать Ему, яко своему великому благодетелю» (свт. Тихон Задонский ) (цит. по 24: 29 со ссылкой на: Творения свт. Тихона. 6-е изд. Т. 4. 1899 г. С. 28). Профессор В. Н. Лосский об искуплении пишет: «Присущая восточному богословию апофатическая характерность находит свое выражение во множестве образов, предлагаемых греческими отцами нашему уму, чтобы возвести его к созерцанию дела, совершенного Христом и непостижимого для ангелов,– по выражению апостола Павла. Это дело называют чаще всего искуплением, что предполагает понятие уплаты долга, выкупа пленных – образ, заимствованный из юридической практики. Этот образ, воспроизведенный всеми отцами, так же, как и другой образ юридического порядка – образ “Посредника”, примиряющего людей с Богом через крест, на котором Он упразднил вражду, дан апостолом Павлом. Другие образы скорее характерно воинственны: борьба, победа, уничтожение силы противника. Святой Григорий Нисский представляет домостроительство спасения как некую Божественную хитрость, которая разрушила козни духа злобы и освободила таким образом человечество. Также очень часто прибегают к образам физического порядка: это – огонь, уничтожающий скверну естества, нетление, упраздняющее тление, врач, исцеляющий немощную природу, и т. д. Однако, если мы захотим какому-либо из этих образов придать значение, адекватное тайне нашего спасения, то мы рискуем заменить “тайну, сокрытую в Боге прежде всех веков”, чисто человеческими и неподходящими понятиями. Святой Максим вмещает все эти образы искупления в своем сильном и глубоко значительном слове: “Смерть Христа на кресте, – говорит он, – это суд над судом”» (13: 114, 115); «Чтобы человек мог свободно вернуться к Богу, нужно, чтобы Бог сначала освободил его от состояния повинности греху и смерти. Это состояние требует искупления, которое в целокупности Божественного плана предстает, таким образом, перед нами не как цель, а как негативное средство. Ведь спасен может быть только тот, кто является беспомощной добычей зла…

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Свободу умеряй благоразумием; силу и власть соединяй с любовью к добру и смирением; правду растворяй милостью; милость ограничивай правдой: подражай Богу, в котором все в совершеннейшей гармонии. 3) О свойствах Божиих, относящихся к сущности и жизни Божией § 44 Указание сих свойств Из обозрения бесконечных совершенств сущности и жизни Божией само собой открывается, что столь совершеннейшее существо – Бог есть 1) бесконечно великий и славный, 2) бесконечно блаженный и 3) единый. § 45. Величие и слава Божия Обладание бесконечными, ни с чем несравненными совершенствами составляет величие и славу Божию. Священное Писание во многих местах величественно изображает сие свойство Божие. Оно называет Его Богом богов, великим и крепким: Господь Бог ваш, сей Бог богов и Господь господа, Бог великий и крепкий и страшный ( Втор. 10:17 ); Богом славы: Бог славы явися отцу нашему Аврааму, сущу в Месопотамии ( Деян. 7:2 ). Особенно Псалмопевец любил воспевать славу Божию: велий Господь и хвален зело; Господь вышний страшен: Царь велий по всей земли. Господь вышний над всею землею, зело превознеслся над всеми боги; от восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Вообще славу Божию изображают псалмы: 46, 47, 92, 94, 95, 96, 112, а в псалме 148 богодухновенный певец все творение, от ангелов небесных до гадов земных, как бы некоторый орган, возбуждает к хвалению Бога. Будучи славен Сам в Себе прежде сложения мира – от вечности, Бог явил славу свою и вне – в творении: небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь ( Пс. 18:1 ); в искуплении: Аз прославих Тя на земли: дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю ( Ин. 17:4 ), говорил Иисус Христос, готовясь идти на страдание для искупления человеков; прежде нарек нас во усыновление Иисус Христом, в похвалу славы благодати своея, говорит Апостол (Еф. 1:5, 6). Но во всем блеске своем слава Божия откроется по окончании сего века в будущем, когда Сын человеческий приидет во славе своей и вси святии ангели с Ним, и сядет на престоле славы своея, и воцарится, и царствию Его не будет конца ( Мф. 25:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Они нуждаются в наставлении, и Господь сообщал им учение и проповедовал покаяние также, как и людям. Они не чужды вины, и к ним, как и к нам, являлся Спаситель и даровал им искупление от вины и примирение с Богом. Дело искупления, совершенного Иисусом Христом, по воззрениям Оригена , расширяется в своих действиях, и ему указываются такие пределы, каких не указывает ни Откровение, ни церковь , хотя Ориген и старался находить подтверждение своему мнению в словах священного Писания. Так в одной беседе на Евангелие от Луки Ориген разъясняет, что в пришествии Господа Спасителя воспользовались милосердием Божиим Авраам, Исаак, Иаков и другие ветхозаветные патриархи, и потом восходит мыслью дальше и продолжает: «И что я говорю о патриархах? Следуя авторитету Писания, я смело восхожу выше; потому что пришествие Господа Иисуса и Его домостроительство принесло помощь не только земным, но и небесным, как и Апостол говорит, что Отец посредством Его примирил с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его и земное, и небесное ( Кол.1:20 )» 237 . «Спаситель, читаем мы в другой беседе 238 Оригена , приходил не к одним людям, но и к ангелам и силам небесным проповедовать спасительное покаяние, да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:10–11 )». Ориген допускает даже, что и люди, по внушению свыше, обращают к ангелам наставительные речи. Спаситель наш и Дух Святый, говоривший в пророках (читается в той же беседе, из которой мы взяли сейчас приведенный отрывок), учит не только людей, но и ангелов и невидимые силы. Что говорить о Спасителе? Сами пророки и апостолы проповедуют не только людям, но и ангелам. А чтобы ты знал, что это так, говорит Писание: вонми небо, и возглаголю ( Втор.32:1 ); и: пред ангелы воспою Тебе ( Пс.137:1 ); и: хвалите Господа вси ангели Его..., хвалите его небеса небес и вода, яже превыше небес ( Пс.148:2–4 ). Найдешь в весьма многих местах, по преимуществу в псалмах, что и к ангелам обращается речь, по данной власти человеку (однако такому, который имеет Духа Святого) говорить и к ангелам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Сотворивши вселенную, Бог не предоставил ее самой себе, но непрестанно промышляет о ней – поддерживает ее бытие, споспешествует добру, пресекает зло. Конечно, такой деятельности Божией еретики отрицать не могли, да и не имели желания. И вот Василий Великий в различных местах своих сочинений, хотя, впрочем, и довольно кратко, показывает, что и Дух Святой тоже Промыслитель и, как таковой, причастен не твари, но Божеству. Несомненно в этом положении Он изображается Василием Великим , когда именуется «Подателем жизни» 261 , «все, что от Бога и чрез Сына, поддерживающим в бытии» 262 , управляющим разумною природою 263 , помогающим людям достигать естественного добродетельного конца 264 , – когда о Нем говорится, что на Нем зиждется порядок и строй Ангелов, их совершенство и святыня 265 . Не меньшим, если не большим сравнительно с творческой и промыслительной деятельностью доказательством божественности Духа служит Его, по учению Василия Великого , спасительно-освятительная деятельность. Везде, где идет речь о спасении падшего человека, виновником этого спасения вместе с Сыном Божиим и Богом Отцом является и Святой Дух. «Домостроительства о человеке, – говорит Василий Великий , – какие, по благости Божией, совершены великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом, окончательно исполнены Духом Святым» 266 . Еще в Ветхом Завете благословения патриархов, помощь в законоположении, прообразования, пророчества, чудеса 267 – все это было чрез Духа Святого. Что же касается Нового Завета, то «все Домостроительство пришествия Господня во плоти» совершено чрез Духа, а именно: Сын Божий по воле Отца для спасения падшего человека воплощается, и Дух неразлучно пребывает с плотию Господней, ставши ее помазанием ( Ин.1:33 ; Деян.10:38 ); Сын Божий искушается от диавола, и Дух соприсущ Ему, как возведший Его в пустыню искуситися ( Мф.4:1 ); Сын Божий совершает чудеса, но «о Дусе Божии» ( Мф.12:28 ) 268 . Сын Божий приводит в бездействие диавола, но в соприсутствии Духа. Поэтому с несомненностью можно сказать, что чрез Духа – искупление грехов 269 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Пусть так, и – о, если бы это исполнилось! Ибо сего-то и жаждет и хочет, и желает, о сем радуется и веселится преблагий Господь, да никто не лишится божественных даров Его. Ибо неужели ангелам он уготовил награды и венцы? Неужели для спасения небесных духов Он пришёл на землю, нетленно воплотился от Девы, соделался человеком, вкусил страдания и смерть? Неужели ангелам Он скажет: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие ( Мф.25:34 )? Ты не можешь сего сказать, противник; но всё он уготовал для человека, за которого и пострадал. Ибо кто, составив пир и созвав друзей, не пожелает, чтобы они все пришли и насытились благ его? Иначе для чего ему и пиршество готовить, как не для того, чтобы угостить друзей своих? И ежели мы о сем только заботимся, то что сказать о великодаровитом, едином, по естеству преблагом и человеколюбивом Боге, Который, раздавая и подавая, более радуется и веселится, нежели тот, кто приемлет и приобретает себе величайшее спасение?» 25 . § 4. В отечественном богословии точно так же находим подтверждение как тому, что ангелы не нуждались в искуплении 26 , так – в частности – и тому, что их не следует поминать на проскомидии. Архиепископ черниговский Филарет в своём «Православном Догматическом Богословии», доказывая всеобщность искупления говорит: «Апостол пишет, что от вечности было определено Отцом τ ν τος ορανος κα τ π τς γς νακεφαλαισασϑαι ν Ατ (ν Χρστ) небесное и земное соединить под главою Христом ( Еф.1:10 ), или, как иначе выражается он: δι’ Ατο ποκαταλλξαι τ πντα ες Ατν, ερηνοποισας δι το αματος το σταυρο Ατο, δι’ Ατο, ετε τ π τς γς, ετε τ ν τος ορανος ( Кол.1:20 ). Не говорит Апостол, что положено было примирить небесное с Богом 27 . Мир небесный τ ν τος ορανος, мир ангелов как мир святых ( Мк.8:38 ), как служителей Божиих ( Пс.102:21 ), не имел нужды в примирении с Богом; и Откровение говорит об Искупителе: Он не ангелов восприемлет, но восприемлет семя Авраамово ( Евр.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Быт. 16:7 . «И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.» Быт. 16:8 . «И сказал (ей Ангел Господень): Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары. Госпожи моей.» Быт. 19:1 . «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли.» Следовательно, изображения св. ангелов могли быть истинными, и потому дано было Господом прямое повеление употреблять иконы св. ангелов: Исх. 25:18 . «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки.» Исх. 26:1 . «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою.» Иконы ангелов действительно были в широком употреблении в ветхозаветном храме: 3Цар. 6:23 . «И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей.» 3Цар. 6:35 . «И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе.» 2Пар. 3:7 . «И вырезал на стенах херувимов.» 2Пар. 3:10 . «И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом.» 2Пар. 3:14 . «И сделал завесу... и изобразил на ней херувимов.» Изображений св. мужей и св. жен в Ветхом Завете не было и не могло быть, потому что люди тогда не были искуплены и оправданы, а были «все под грехом», т. е. первородным: Рим. 3:9 . «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.» Рим. 3:25 . «Которого (Христа) Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде.» Так как оправдание и искупление принесено на землю Господом Иисусом Христом ( Гал. 3:13; 4:4–5 ), то в Новом Завете люди удостоились лицезрения всех трех Лиц Пресвятой Троицы – Бога Отца: Ин. 14:9 . «Иисус сказал ему (Филиппу): столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Как в одном теле у нас много членов, – пишет св. Павел к римлянам ( Рим.12:4–5 ), – но не у всех членов одно и то же дело; так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. Как тело одно, – пишет он же к коринфянам ( 1Кор.12:12–14 ), – но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним Духом. Тело же состоит не из одного члена, но из многих, Вы тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ). «Бог Отец призвал нас, – пишет он же, св. Павел, к колоссянам ( Кол.1:12–20 ), – к участью в наследии святых во свете и ввел в царство возлюбленного Сына своего, в котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов; который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, Господства ли, начальства ли, власти ли; – все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего и все Им стоит и Он есть глава тела церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ибо благоугодно было Богу Отцу, чтобы в Нем обитала, всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с собою все, умиротворив чрез Него, кровью крестною, и земное и небесное». «Вы приступили, – пишет он же, св. Павел, в послании к евреям ( Евр.12:18, 22–24 ), – не к синайской горе осязаемой и пылающей огнем, но к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и к тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю завета нового Иисусу, и к крови кропления, лучше говорящей, нежели Авелева». «Бог Отец все небесное и земное соединил под единою главою Христом, – пишет он же, св. Павел, к ефесеям ( Еф.1:10, 20–23 ), – воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем, и нас, мертвых по преступлениям ( Еф.2:5–6, 11–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Павел к римлянам ( Рим.12:4–6 ), – «но не у всех членов одно и тоже дело; так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. Как тело одно, пишет он же к коринфянам ( 1Кор.12:12–14 ), – «но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело; так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним Духом. Тело же состоит не из одного члена, но из многих. Вы тело Христово, а порознь члены ( 1Кор.12–27 ). Бог Отец призвал нас», – пишет он же, св. Павел, к колоссянам ( Кол.1:12–20 ), – «к участию в наследии святых во свете и ввел в царство возлюбленного Сына своего, в котором мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов; который есть образ Бога невидимого, рожденного прежде всякой твари, Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли; все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего и все Им стоит и Он есть глава тела церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Ибо благоугодно было Богу Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с собою все, умиротворив чрез Него, кровью крестною, и земное и небесное. – Вы приступили– пишет он же, св. Павел, в послании к евреям ( Евр.12:22–24 ),– «не к синайской горе осязаемой и пылающей огнем, но к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и к тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю завета нового Иисуса, и к крови кропления, лучше говорящей, нежели Авелева. Бог Отец все небесное и земное соединил под единою главою Христом», – пишет он же, св. Павел, к ефесеям ( Ефес.1:10, 20–23 ), – «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою церкви, которая есть тело Его, полнота наполняющего все во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Упование на промысл Божий – тоже важная часть нашей веры. В любых обстоятельствах мы должны полагаться на то, что Бог контролирует ситуацию и обратит все к осуществлению Его благих целей. Вспомним молитву, с которой Апостолы обращаются к Богу, впервые столкнувшись с враждебностью и угрозами из-за проповеди Евангелия: «Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:24–28 ). Даже люди, противящиеся Богу и яростно преследующие Его Церковь , могут сделать только то, «чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой». Самый яркий пример промысла – искупление мира Господом нашим Иисусом Христом. Евангелие постоянно подчеркивает, что смерть Господа – не просто трагический результат людской злобы и неверия, но осуществление открытого в Писаниях замысла Божия. Постоянно повторяющийся в Евангелиях рефрен: «Сие же все было, да сбудутся писания пророков» ( Матф.26:56 ). Как говорит святой Апостол Петр: «Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил» ( Деян.3:18 ). Как же это согласовать? Это неизбежно вызывает вопрос о том, как замысел Божий может быть исполнен с такой неотвратимостью в мире, где развитие событий определяется множеством свободных воль, создающих невероятно запутанный и непредсказуемый хаос. Мы все знаем, как легко рушатся самые блестящие планы, и как действия разумных и благонамеренных людей приводят к последствиям, которые хорошо описываются известным афоризмом: «Хотели как лучше, а вышло как всегда». Как же Божий промысл действует в мире свободных личностей – ангелов и людей?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Слово (Логос) пришло спасти мир, Оно же придет и судить его. Христос, всадник на белом коне, явится на суд не один, но в сопровождении целого небесного воинства. Откр.19:14 И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Под воинствами небесными следует разуметь сонмы ангелов. Об этом пророчествовал еще пророк Енох: «Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих» ( Иуд. 14 ). Христос грядет «во славе Своей и Отца и святых Ангелов» ( Лк. 9:26 ), как и апостол пишет, что будет «явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» ( 2Сол. 1:7 ). Подобно своему предводителю, ангелы изображаются всадниками на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый . Небесные силы отличаются тонкостью природы, высотою разумения и светлостью добродетелей. Они – святы и совершенны. Но есть и отличие их от Христа. У Христа одежда обагрена кровью, а у ангелов нет. Это имеет двоякое значение. Во-первых, этим означено, что спасение наше совершено только Христом. Только Он пролил на Кресте за мир Свою честную кровь. Только Его тело было обагрено кровью за грехи мира. Только «Кровь Иисуса Христа Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1:7 ). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5–6 ). Ангелы же только споспешествовали Христу в том, что совершить Он должен был Сам. Они сами, облеченные в виссон белый и чистый , безгрешны, но не могут никого очистить своею силой. Только Обагривший одежду Своей кровью может нам сказать: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» ( Ис. 1:18 ). Во-вторых, и в кончину века весь Суд совершит Христос, ибо Отец «весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ). Ангелы будут только слугами Его, споспешниками Его, славой Его, но Суд вершить будет Христос, и потому только Его одежда будет обагрена кровью наказуемых. Никто не скажет, что меня спас ангел, или, что меня осудил ангел. То и другое совершает только Сам Христос-Бог. Ангелы же сослужат Ему при этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010