Особенности Литургии Если Рождество выпадает на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста , а если на воскресенье или понедельник – Литургия святителя Василия Великого . Поются праздничные антифоны с особыми припевами и стихами. На малом входе – входный стих: «Из чрева прежде денницы родих тя, клястся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен «Вся земля да поклонится тебе…», стих «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его». Апостольское чтение – Послание к Галатам, 209-е зачало ( Гал. 4; 4–7 ). После Апостола – Евангелие от Матфея, зачало 3-е ( Мф. 2; 1–12 ). Вместо «Достойно есть» до отдания праздника поем задостойник: ирмос 9-й песни канона «Любити убо нам…» с припевами. Причастен праздника: «Избавление посла Господь людем Своим». По традиции, по отпусте Литургии священнослужители перед иконой праздника поют тропарь, «Слава, и ныне»: кондак праздника и величание. Во время целования креста все окропляются святой водой. Традиция праздника Как известно, миссионеры сознательно наполняли церковным содержанием многие языческие традиции, укорененные в памяти христианизируемых народов. Рождество Христово совпадало по времени с языческой Колядой – праздником наших предков, посвященным зимнему солнцевороту. Древние славяне пытались в этот день «заклясть злых духов», чтобы таким образом избавить себя от приносимого ими вреда. Для этого пелись колядки определенного содержания, которые должны были производить магическое действие на духов. Это языческое действо совершалось на Руси еще некоторое время после Крещения ее народа, а потом было вытеснено собственно церковным обрядом «славления» (прославления) новорожденного Христа. Рождественским утром, одетые волхвами или пастухами дети выходили на улицы и площади славить Христа. Обычно они несли с собою изготовленную из красочных материалов «Вифлеемскую звезду» и вертеп, представляющий собой ящик, сделанный в виде пещеры, где помещались деревянные фигурки и зажженые свечи. Славильщики разыгрывали сцены рождения Христа и исполняли песнопения о воплотившемся Богомладенце. Затем они пели колядки, основным содержанием которых были события Рождественской ночи. За это пение детей-христославов угощали различными явствами и давали деньги. Обычай славления Христа был искоренен безбожными властями СССР с большим трудом. Сейчас он возрождается везде, где жизнь православных приходов уже вошла в нормальное русло.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Все движения обряда, механически расположенные, кажутся нам странными, холодными, невыразительными; очертания, образы одежды – неблагообразными; звуки церковного речитатива – нестройными и бездушными; пение на чужом языке, в котором не распознаешь слов – не гимном народного собрания, не воплем, льющимся из души, – но концертом, искусственно устроенным, который покрывает собою богослужение, но не сливается с ним. Душа наша тоскует, здесь по своей церкви, как тоскует между чужими по родине. Русское церковное пение То ли дело у нас: вот красота неописанная, красота, понятная русскому человеку, красота, за которую он душу готов положить, – так он её любит. Русское церковное пение, – как народная песнь, льется широкою вольною струею из народной груди, и чем оно вольнее, тем полнее говорит, сердцу. Напевы у нас одинаковые с греками, но русский народ иначе поет их, потому что положил в них свою русскую душу. Кто хочет послушать, как эта душа сказывается, тому надобно идти не туда, где орудуют голосами знаменитые хоры и капеллы, где исполняется музыка новых композиторов и справляется обиход по новым официальным переложениям. Ему надо слушать пение в благоустроенном монастыре или в одной из тех приходских церквей, где сложилось добрым порядком хоровое пение; там услышит он, каким широким, вольным потоком выливается праздничный ирмос из русской груди, какою торжественною поэмой выпевается догматик, слагается стихира с канонархом, каким одушевлением радости проникнут канон Пасхи или Рождества Христова. Его влияние на душу Тут оглянемся и увидим, как отзывается каждое слово песни в народном собрании, как блестит оно в поднятых взорах, носится над склоненными головами, отражается в припевах, несущихся отовсюду, потому что всякому церковному человеку знакомы с детства и слова, и напевы, и во всяком душа поет, когда он их слышит. Богослужение стройное, истовое – действительно праздник русскому человеку, и вне церкви душа хранит глубокое ощущение, которое отражается в ней, даже при воспоминании о том или другом моменте: русская душа, привыкшая к церкви и во всякую минуту готовая воспрянуть, когда внутри её послышится песнь Пасхального или Рождественского канона, с мыслью о светлой заутрене, или любимый напев праздничного ирмоса, или «Всемирная слава» с её потрясающим «Дерзайте»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В эту Рождественскую ночь, вспоминая самое великое событие в истории человечества – Боговоплощение, мы вместе со всей Церковью поем: «Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам...» (ирмос 5-ой песни Рождественского канона). Сегодня Бог Отец послал Сына Своего, «мир подавающа нам», на землю, дабы примирить людей с Богом, соединить разъединенные силы человеческой души и примирить нас между собою. Ангелы, ликуя о избавлении человеков, радостно воспевали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». 2000 лет прошло после Боговоплощения и все это время человечество отказывалось принять «на земли мир», запятнав свою историю жестокой бесчеловечностью. До сих пор нас окружают разделения, войны, вражда, мало места миру в жизни человека. Отчего это? Господь говорит: «мир Мой даю вам, не тот мир, который м i р дает». Мы знаем, что м i р во зле лежит, и так будет до Второго Пришествия. Господь говорил о внутреннем мире, а не о внешнем. Даже если мы и живем в шатком внешнем мире с ближними, пытаясь сохранить хотя бы тот мир, который м i р дает, то часто внутри себя мира душевного не обретаем. Истинный мир человек получает только в хранении своей совести, в единении с Богом, когда начинает, действительно, жить во Христе. Этот мир Господь принес на землю, обретши который спасемся сами, и, по слову преподобного Серафима, вокруг нас спасутся многие. Церковь молится от нашего лица: «Мир подаждь ми падшему». Первым шагом к миру душевному является осознание своего падшего состояния. Когда мы начинаем видеть свою безобразную наготу душевную, тогда и Господь приближается к нам, и Своей любящей рукой очищает вертеп нашей души, какой бы он убогий не был, исполняет нас Своим миром, и делает готовыми к тому, чтобы мы достойно приняли Его. Для этого Он воплотился и родился в вифлеемской пещере, о чем и молился в Своей Первосвященнической молитве – «Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Иоан. 17, 21).

http://pravoslavie.ru/2029.html

Что касается Богородичного канона, то он как бы не решается подражать столь высоким образцам, и когда Крестовоскресный канон имеет напев из ирмосов слишком торжественных, то Богородичный поется напевами воскресного канона; так, в 1 гл. он имеет напев «Твоя победительная», в 5 гл. «Коня и всадника», в 6 гл. «Яко по суху», в 7 гл. «Манием Твоим» (исключая 9 песнь, где по образцу Крестовоскресного: «Мати Божия и Дева»). Где же Крестовоскресный имеет более скромный образец, то Богородичный продолжает у себя его напев, посему во 2 гл. и Богородичный канон имеет образцом ирмос «Нетрену, необычну», в 3 гл. «Песнь новую», в 4 гл. «Отверзу» (более подходящего образца здесь и не могло быть – ввиду катавасии). Только в 8 гл. все три канона имеют, хотя и не для всех песней (именно, исключая 4 и 7), различные образцы. Обычная катавасия воскресной утрени «Отверзу» имеет глас, тоже вполне отвечающий воскресной радости: 4-й ирмосной глас, каким поется эта катавасия, есть глас для канонов в праздники, так сказать, средней торжественности: им поются каноны большей половины двунадесятых праздников. Лишенный такой безграничности в своей радости, как 1-й глас, особенно в его пасхальном и рождественском напевах, этот глас для ирмосов все же весь переливается и блистает легкой ликующей радостью; несколько стремительный напев его напоминает иногда звуки рукоплесканий, к которым приглашает один из ирмосов воскресной катавасии. Историческая справка В ркп. слав. Октоихах, особенно в так называемых «Параклитиках» (Октоих, содержащий только каноны) XIV в. и XV в. нередко ирмосы для Крестовоскресных и Богородичных канонов указываются не те, что в нынешнем печатном слав. Октоихе, вполне согласном в этом отношении с греч. печ., но разницы меньше, чем в тропарях 2565 . Каждение в начале канона по старым уставам Как составляющий самостоятельную часть утрени, как бы особую службу, канон, подобно другим службам, имел, по старым уставам, каждение в начале. «Чин» патр. Филофея дает подробный чин этого каждения:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Конечно, молиться вполне можно и перед новой иконой, но в какой-то час нашей духовной жизни нас начинает влечь к познанию иного мира, к тому, чтобы подойти к узкому, узорному окну древней иконы и заглянуть через него в божественный мир. ...Этап от Москвы до Новосибирска был тяжелый. Где-то на пути нас построили и повели к пересыльной тюрьме. Овчарок, кажется, не было. Мы с о. Иваном замыкали колонну, а сзади нас был только один маленького роста солдатик с добродушным лицом, но, конечно, с автоматом. И вдруг, o. Иван упал, не споткнулся, а обессилел, лежал на снегу с абсолютно белым лицом. Я подумал: это лицо святых мощей. Кое-как мы его подняли. Солдат не только затревожился из-за задержки, но и явно пожалел старика. «Вставай, отец, вставай!» Потом была в этом Новосибирске ночь под Рождество, уже по старому стилю. Мы с ним лежали рядом, и, когда, наконец, умолк, уставши, профессионал-рассказчик уголовно-похабного эпоса, и кое-где уже захрапели, тогда о. Иван начал потихоньку петь ирмосы Рождественского канона: «Христос раждается, славите... Христос на земли, возноситеся!..» – «А вот восьмой-то ирмос и забыл. Все слабеет, и голова. Не дни мои, а часы сочтены. Может ты, Сергей, помнишь?» Мне было очень неприятно, но и я не помнил. «Чуда преестественного росодательная изобрази пещь образ...» Дня через два мы расстались. Дальше на Красноярск я поехал с поминающим о. Дмитрием. Перед тем как начать с нами обед или ужин, о. Серафим (Батюгов) сам обычно читал молитву. И после окончания сам тоже читал, причем не одну и не две, а иногда много разных молитв, и с особенной любовью, явно ведя нас туда же, после обычной человеческой еды, в какие-то сверхчеловеческие дали. Обычно эта вереница послеобеденных молитв начиналась с особенно часто им повторяемой: «Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающие Его. Жива будут сердца их во век века» ( Пс. 21:27 ). В связи с этим вспоминается мудрая формула аввы Силуана Афонского о норме еды: «Есть надо столько, чтобы после еды хотелось молиться, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/u...

В свирепом как перо огне Корабль как ярых волн среди. Насколько же труднее понять перевод подобных стихов на иной язык с соблюдением той же последовательности слов. Знаменитый ирмос стихотворного Рождественского канона: «Любити убо нам» полностью утратил свой смысл именно благодаря причудливому смешению слов, зависимость между которыми трудно установить и при тщательном разборе текста, а между тем слова, вошедшие в состав ирмоса, почти все просты и понятны. Г. Нельзя, далее, не упомянуть и о тех немалочисленных случаях, когда славянские переводчики допускали при переводе явные ошибки, зависящие большей частью от неправильного чтения греческих слов. Так, например, слово «tryphe»=«сладость» они читали как «trophe=«пища», следствием чего явились такие чтения, как «рай пищный» вместо «рай сладости», «пищу (вместо «сладость») в тайне обретохом». Слово «ombros» почти всегда переводится слоном «туча», тогда как оно означает «дождь». Греческое «поте» всегда переводится словом «пажить», тогда как оно весьма часто означает и самую потраву, пожирание, поедание, и метафорически – распространение заразы или болезненного процесса (смотри 2Тим 2:17 ). В кондаке святого Романа на Неделю Крестопоклонную слово «sbesis» переведено словом «соуз», тогда как оно значит «угашение». Д. Наконец, во многих местах переводчики сохраняют управление слов, свойственное греческому языку и чуждое нашему слуху. Так, например, при глаголах, обозначающих « избавление », « спасение » и тому подобных, весьма часто при дополнении не ставится предлог «от» и наряду с предложением «но избави нас от лукаваго» мы читаем такие; «да избавимся древния клятвы, свобождшеся мучения» (Суббота Сыропустная), «вечнаго огня исхити», «вечнаго избави мучения», «лютаго зверя исхити мя», «избавление скорби» и тому подобное. При глаголе «подражати» дополнение ставится в большинстве случаев в винительном падеже вместо дательного, поэтому встречаем такие фразы: «вышния силы подражающе», «того подражаим», а наряду с этим: «и сему образу подражати повелел еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

-Тоже из канона утрени на Рождество: «В рабех кесаревым повелением написатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси...» В каноне отражено вольное истощание, умаление Божества, Его послушание земным условиям и правилам. А почему это было так, почему Господь не воплотился в великого царя, вождя, чтобы земной властью заставить всех людей жить правильно - для их же блага? -В Евангелии Господь говорит о Себе, что Он, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Для этого Сын Божий входит в историю человечества, участвует в переписи, организованной правителем Римской империи. Он - не царь, не властитель в земном смысле, Его Царство не от мира сего (Ин. 18, 36). Пренебрегая земными понятиями славы, богатства, почета, к которым так стремится человеческий род, Христос показывает нам, что искать нужно, прежде всего, Царства небесного, а не славы и не власти над другими людьми. Читая Евангелие, мы видим, что Богочеловек ни в чем, нигде не нарушает воли человека, не умаляет его свободы. Нет в Евангелии ни одного эпизода, в котором бы Иисус кого-либо к чему-то принуждал. Ведь спасение по принуждению невозможно. Вход в Царство Божие - это добровольный свободный выбор человека. -Светлые песнопения Рождества контрастируют с великопостным богослужением. Великим постом мы почувствуем себя стоящими у Креста; сейчас мы стоим у яслей с Младенцем. Но возле этих яслей мы осеняем себя крестным знамением, как бы свидетельствуя: казнь «Царя иудейского» не есть случайное событие. Младенец родился для того, чтобы пострадать... -Конечно, Рождество Христово - это, прежде всего, светлый праздник. Неслучайно в некоторых богослужебных книгах он именуется зимней Пасхой. Но, вместе с тем, в строении и содержании песнопений рождественского периода ясно прослеживается параллель с песнопениями Страстной Седмицы. Вот один из многочисленных примеров: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся...» - это ирмос канона Великой пятницы; «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему...» - а это ирмос канона 5 января, накануне Рождественского сочельника. Почему такое почти полное соответствие текста? Потому, что Рождение было лишь началом того добровольного пути истощания, о котором мы с вами говорили, умаления Божества - кенозиса. А завершением крестного жертвенного пути стала Голгофа. Христос рождается, чтобы пострадать за весь человеческий род.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/5/vi...

   Богослужение в некоторые дни Рождественского поста напоминает собою великопостное Богослужение — читается молитва преп. Ефрема Сирина с поклонами и, вместо литургии, совершаются часы с междочасиями и изобразительные (обедница) с чтением дневного Апостола и Евангелия.    Пост этот не отличается столь большой строгостью, как Великий пост: по понедельникам, средам и пятницам запрещается вкушать рыбу, вино и елей, а в остальные дни запрещается только рыба, зато по субботами, воскресным дням и великим праздникам, а также в дни празднования памяти великих святых, если эти дни случатся во вторник или четверг, разрешается вкушать рыбу, а если они придутся в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушать только вино и елей. От 20 до 24 декабря включительно вкушать рыбу нельзя. Последний день поста 24-го декабря называется «сочельником», или правильнее — «сочевником» от «сочива», которое полагается в этот день вкушать за трапезой. Сочиво это то же, что «коливо» то есть «скудное кушание». Это — кушание из сухих зерен пшеницы, гороха, чечевицы или ячменя. Едят его, размочив водой или с медом. Оно же называется «кутиею». У православных всегда сохранялся благочестивый обычай — не есть ничего до появления первой вечерней звезды, которая напоминает о явлении на Востоке звезды, возвестившей о рождении Христа Спасителя. Этот обычай внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова    Уже в седьмой день Рождественского поста — 21-го ноября по старому стилю — совершается торжественное празднование Входа (или Введения) во Храм Пресвятой Богородицы. Это великий Богородичный праздник, принадлежащей к числу так называемых «двунадесятых» праздников, который является как бы преддверием праздника Рождества Христова.     «В храме Божиии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает», поется в тропаре этого праздника, и самое событие это именуется «благоволения Божия предображением», так как Рождество Христово было следствием того, что Пренепорочная Дева Мария была введена в храм Божий и получила в нем Свое духовное воспитание, сделавшее Ее достойным сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Вот почему с этого дня на всенощном бдении всех воскресных и праздничных дней поется ликующее рождественское песнопение, подготовляющее нас к радостной встрече Рождества Христова: «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!»  (1-ый ирмос рождественского канона).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Архив Пн РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 января 2021 г. 09:00 Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова. Ныне Церковь небесная и земная торжествует, радуясь пришествию в мир Господа и Спасителя нашего, возносит хвалу и благодарение Богу за Его милость и любовь к человеческому роду. С духовным трепетом вслушиваемся мы в слова песнопения: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» (ирмос канона Рождеству Христову). С благоговением и надеждой взираем на Вифлеемскую пещеру, где в убогих яслях лежит в пеленах повитый Богомладенец. Воистину днесь свершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам» (1 Тим. 3:16). Невозможно до конца проникнуть умом в тайну Боговоплощения. Невозможно в полной мере постичь, как же Тот, Кто является источником жизни для всего существующего, согревается ныне дыханием животных! Создатель Вселенной смиряет Себя, принимая образ творения! Сын Божий становится Сыном Человеческим! «Не исследуй, как это, — предупреждает святитель Иоанн Златоуст, — где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас. Все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был. Будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа). Отмечая мироспасительный праздник Рождества Христова, мы размышляем о его непреходящем духовном смысле и ключевом значении для всего человечества. И это верно. Но важно осознавать еще и личное измерение, которое имеет для каждого из нас тайна Боговоплощения, ведь неслучайно мы обращаемся в молитвах ко Господу, называя Его своим Спасителем.

http://patriarchia.ru/db/text/5732824.ht...

Что же делать нам всем, братья и сестры, в эти пришедшие уже и продолжающиеся дни поста? Прежде всего, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она дала нам пройти постный путь в благочестии и святости. Вспомним то, что мы читали сейчас в Евангелии: как Она поспешила к окрестностям Иерусалима, где жила праведная Елизавета, уже носившая недрах своих Иоанна Крестителя, и пробыла с ней три месяца (См.: Лк. 39–56). Три месяца Матерь Божия была около Своей родственницы, помогала ей, как мы теперь можем думать по-человечески, и помогая ей по хозяйству, и утешая ее словом, и радуясь ее радостью до тех пор, пока настало время Елизавете родить Предтечу Господня Иоанна. Матерь Божия, Сама переживая трудный период материнства, служила своей родственнице Елизавете, тем самым уже проявляя то сильное свойство, которое дал Ей Господь у креста: ходатайствовать за весь мир. Помолимся же Царице Небесной, чтобы и нам в эти постные дни помогла Она достойно вести нашу православную христианскую жизнь и радостно встретить праздник Рождества Христова. Пройдет совсем немного времени, и на этой неделе, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы запоем мы уже рождественские гимны: «Христос раждается – славите!» (Ирмос 1 Рождественского канона) . Вот пусть радость праздника ожидаемого, пусть слава Божия, явившаяся на земле, коснется и наших сердец. А мы приготовим путь Господень, правыми сделаем стези Его (См.: Мк.1:3 ) . Аминь. 1 декабря 1998 года  XI. Слово в преддверии Рождества Христова Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Осталось немного дней, братья и сестры, до праздника Рождества Христова. Прошлая наша беседа была в начале Рождественского поста, когда мы только готовились к празднику чрез постный подвиг и говорили о том, как предстоит проходить это служение, и я остановился на словах апостола Павла к своему любимому ученику Тимофею, который сказал следующее: «Беспрекословна великая благочестия тайна. Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе» (См.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010