I. Влияние святителя Григория Богослова Наиболее торжественная часть двух важнейших служб богослужебного круга, рождественской и пасхальной, – состоящий из восьми песен канон утрени – начинается цитатами из Григория Богослова. Уже только это показывает, насколько творчество святителя увлекало византийских гимнографов и влияло на них. Канон утрени Рождества (25 декабря) начинается следующими словами: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля , и веселием воспойте, людие, яко прославися» (ирмос песни 1). Это буквальная цитата (за исключением последних слов) из начала Слова 38 «На Богоявление» Григория Богослова. Эта гомилия, произнесенная по случаю Рождества-Богоявления, входит в состав четырех праздничных слов Назианзина (38-41), впоследствии широко использовавшихся в византийском богословии и гимнографии. Их популярность объясняется, в частности, тем, что они читались в церквях и особенно монастырях на литургии часов (утрене). Из этих четырех слов особенно ценилось Слово на Богоявление: его цитировала большая часть участников христологических споров. Другой пример использования этого слова в православном рождественском богослужении – великолепный отрывок из его параграфа 2: «Бесплотный воплощается. Слово отвердевает. Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается. Бездетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим ». Его мы обнаруживаем в службе вечерни 26 декабря: «Како изреку великое таинство? Безплотный воплощается, Слово одебелевает, невидимый видится, и неосязаемый осязается, и безначальный начинается. Сын Божий сын человечь бывает». Гимнограф не нашел иного способа воспеть неизреченное таинство воплощения Слова кроме как процитировать Григория Богослова. Слово 38 также известно тем, что Григорий называет в нем Христа «сугубым» (διπλος), то есть двойным , поскольку совершенное Божество в нем соединено с совершенным человечеством. Это прилагательное, употребляющееся и в других произведениях Богослова , пользовалось большим успехом в халкидонской христологии; оно встречается во многих богослужебных гимнах, в частности, в песни 1 канона на повечерии шестого гласа и на утрене 27 декабря, в день памяти святого первомученика и архидиакона Стефана (седален по втором стихословии), а также в воскресном богородичном догматике восьмого гласа.

http://bogoslov.ru/article/3400419

О покаянии» (1887), «Объяснение слов первого послания апостола Павла (1, 14–16). О страхе Божием как средстве к достижению святости» (1888), «Объяснение слов псалма (117, 18–21): Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды, вшед в ня, исповемы Господеви: сия врата Господня, праведнии внидут в ня» (1889), «Объяснении слов псалма: Еда забудет ущедрити Бог, или удержит вол гневе Своем щедроты Своя. О милосердии Божием» (1890). Давались общие советы по борьбе со страстями: «Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения» (1876), «Об искоренении зависти» (1878), «Смысл скорбей» (1885). О сущности праздника Рождества Христова и его значении в нашей жизни старец писал: «Всем известно, что в первую ночь Рождества Христова небесные воинства ангелов между небом и землей, на пространстве воздушном, прославляли Господа пресладчайшим пением: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Да и доселе ежедневно в Церкви православной повторяют слова сего ангельского пения. Но мы, будучи ослепляемы суетою помыслов и печалей, и попечений житейских, или земных, не всегда вникаем достодолжно в великий смысл и в великое значение сей ангельской песни. За все постигающее нас скорбное или болезненное, а иногда и утешительное, не воздавая должного благодарения и славы Богу, в вышних живущему во свете неприступнем, мы лишаемся мира Христова, превосходящего всяк ум, даруемого достойным по неизреченному благоволению Божию к роду человеческому. О, дабы Всеблагий Господь не лишил всех нас того, о чем пишу вас. Только нужно позаботиться нам о том, чтобы соответствовать Божию благоволению нашим благим произволением» (из послания 1873 г.). Особенно назидательным чтением являются те строки, в которых старец на основе своего молитвенного опыта истолковывает слова песнопений Рождества. Ирмос первой песни Рождественского канона звучит так: Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите: Христос на земли, возноситеся: пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися.

http://pravoslavie.ru/67415.html

20. Ср.: Ис.11:1,10; Ирмос 4-й песни 1-го Рождественского канона прп. Иоанна Дамаскина, глас 1. - Изд. 21. Подобные чудеса творил Бог часто в Ветхом Завете. Так было чудо с Анной, матерью пророка Самуила (см.: 1Цар.1:19), и с Елисаветой, матерью святого Предтечи, которого Бог освятил еще в утробе матери (см.: Лк.1:15), так же как и пророка Иеремию (см.: Иер.1:5). Из-за этого, конечно, никто никогда не считал, что эти три святых пророка были рождены вне наследия первородного греха. 22. По словам Дамаскина, " от брака произошли все смертные, после (то есть кроме) прародителей (ПВ IV,24). Только Христос родился " не из соединения природного " , то есть не из брака, ибо Он " зачат в непорочной утробе Девы не от соединения с мужем, или из сладострастного зарождения, но от Святого Духа " (А,3; ПВ III,1). По учению отцов, брак был установлен для того, " чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертию " (ПВ IV,24), и именно с семенем падшего Адама связана наследственность первородного греха (ср.: Симеон Новый Богослов, прп. Нравственные слова, 13//Sources chretiennes. P.408). Поэтому Господь Спаситель и не зачат из этого семени, ибо, по словам св. Паламы, " если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы новым человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих " (PG 151,169). Еще яснее об этом говорит св. Максим Исповедник: " Все рождаемые от Адама в беззакониях зачинаются (ср.: Пс.50:7), подпадая осуждению праотца... Природа человеческая после падения имела началом своего происхождения сладострастное зачатие из семени и текущее рождение и концом болезненную через тление смерть. Господь же, не имея такое начало телесного рождения, не подлежал также и такой кончине, то есть смерти " (PG 90,788,1325). См. также и слова св. Епифания о рождении Святой Девы: " Она не рождена иначе, но как человеческая природа, то есть как все прочие, из семени мужа и утробы жены " (PG 42,748). Ср. и " Слово на Введение " св. Тарасия Константинопольского (PG 98,1485). 23. Ср.: Андрей Критский, свт. Слово на Успение, 1//PG 97,1052: " И если надо сказать правду, и до Нее дошла природная человеческая смерть " . Святителю Андрею Критскому, который был иерусалимлянином и поэтому выражал иерусалимское предание, следует очень часто Иоанн Дамаскин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

о. и прор. Даниила; ввиду приближения Рождества Христова на службе поется стихира Рождества; в остальном служба, как в проч. будние дни Рождественского поста. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ради праздника отменяются часы (ГИМ. Син. 330, XII-XIII вв. Л. 106-107). В Евергетидском Типиконе есть замечание о стихословии 7-й библейской песни (т. е. гимна В. о.) на глас канона, если 17 дек. не приходится на воскресенье; кроме того, следует отметить наличие указаний о совершении службы, когда на 17 дек. приходится воскресный день ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 341). В московских печатных Типиконах XVII в., как и в ныне принятом в РПЦ, служба В. о. и прор. Даниила обозначена как шестеричная (см. Знаки праздников месяцеслова ). Типикон допускает соединение 4 последований при совпадении 17 дек. с воскресеньем: на «Господи, воззвах» из каждой группы подобнов В. о. и прор. Даниила по одной стихире переносится на литию; каноны пророка и В. о. поютаются вместе на 6 (в обычных условиях канон Минеи по уставу поется не менее чем на 4) - этот вариант применяется в Типиконе и в др. подобных случаях. В совр. греч. Минее 17 дек. приведено еще одно последование - свт. Дионисия Нового, архиеп. Эгинского; все 3 последования (В. о., прор. Даниила, свт. Дионисия) соединены. Служба - с паремиями, литией на вечерне, степенным антифоном, прокимном и Евангелием на утрене; в конце утрени поется великое славословие . Корпус песнопений, не претерпевший значительных изменений со времени введения Студийского устава, включает в себя: тропарь 2-го гласа: «      »; кондак 6-го гласа: «        »; канон 8-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τρες Παδας μν, Δανιλ τε τν μγαν» (            ), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξυρν» (        ), нач.: «Τν ναρχον Λγον τν κ Πατρς, πρ πντων ανων» (              ); неск. подобнов. Канон В. о. употребляется также в Неделю св. праотец. Служба на литургии - как в Неделю всех святых, кроме Евангелия (Лк 11. 47 - 12. 1). В Студийско-Алексиевском Типиконе служба на литургии иная (общая пророкам).

http://pravenc.ru/text/153809.html

От всего сердца поздравляю вас с великим и радостным праздником Рождества Христова. Как знаменательно и поучительно для нас это священное событие, столь обильное Божественной любовию к людям! Какая бездна премудрости и снисхождения явлена миру: Сам Источник и Податель жизни — Сын Божий приобщился плоти и крови нашей (Евр 2, 14— 16), чтобы обновить и спасти человечество. Придя на землю, Господь Иисус Христос преподал людям Свое Божественное учение и спасительные жизненные силы, которые оставил навсегда в основанной Им Церкви, в этом великом и вечном источнике всеспасающей и исцеляющей благодати Божией. С благодарной и трепетной любовью к Рождшемуся Богомладенцу прославим Его, возлюбленные, в духовном восторге дорогими православному сердцу песнопениями, вдохновляющими христианскую душу рождественской радостию: «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» (ирмос 1-й песни рождественского канона). Приветствую вас, возлюбленные о Господе, и с наступившим новолетием. Молю Бога о Его всещедрой помощи в жизни вашей, в делах и трудах ваших, в усердном исполнении вами заповедей Господних. Радуясь о Господе, снисшедшем на землю, будем проводить жизнь в единомыслии веры и любви, как чада Единого Бога и братья во Христе Иисусе, Господе нашем. По велению нашего верующего сердца вознесем ныне Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему, горячие молитвы, дабы новый год был для возлюбленного Отечества нашего временем мира, благоденствия, спокойного труда. Божие благословение да пребывает на семьях ваших, на трудах и молитве, на всяком добром деле. Молясь о мире всего мира, мы верим в торжество мира, стоим на страже мира и с помощью Божией прилагаем свои заботы и усилия, чтобы содействовать мирной жизни между народами и решению всех международных проблем мирным путем. В спасительный праздник Рождества Христова, праздник мира и любви, мы сугубо призываем всех христиан и людей доброй воли к единению во имя мира, сотрудничества между народами, процветания всех народов земли.

http://foma.ru/rozhdestvenskoe-poslanie-...

Закрыть itemscope itemtype="" > День Рождества Христова есть мать всех праздников Рождественское послание митрополита Константина пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви 05.01.2018 990 Время на чтение 5 минут Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь: играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки. (Стихира на литии в канун праздника) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От всего сердца, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим праздником Рождества Христова и Новолетием. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «... день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их... Ибо к чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть, - всё это совершилось в день Рождества Христова: Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми» . Праздник Рождества Христова - это встреча человечества с Богом Воплотившимся: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14). Сын Божий стал Сыном Человеческим и явился во всём подобный нам, кроме греха , чтобы спасти мир, вывести человеческий род из-под власти смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Божий и последует Ему. Родившегося в Вифлееме от Девы Марии Иисуса евангелист Иоанн Богослов именует Светом Истинным, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). И Церковь Божия ныне радостно свидетельствует о том, что, благодаря Рождеству Христову, воссиял миру Свет Разума. Но перед Христом, Который принес на землю Божественную правду, мир и любовь, земля закрыла двери своих домов. С Вифлеемских яслей - начался Крестный путь Спасителя мира к Голгофе: «В яслех Повиваемого убити ищет Ирод; но мы Христу поим: славно бо прославися» (ирмос 1 -й песни канона Навечерия Рождества Христова). И Церковь Христова в своём историческом спасительном странствовании, и наше христианское Отечество повторяют путь земной жизни Богомладенца Иисуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/05/de...

   Следующий за праздником Пятидесятницы понедельник носит название «Духов день», так как он является праздником в честь Всесвятаго Животворящаго и Всесильнаго Духа, Единого от Троицы лица единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну. Песнопения в этот день почти все те же самые, что и на первый день праздника. С вечера совершается Малое повечерие (так как вечерня уже была) с каноном Святому Духу. Утреня без полиелея, но с Великим славословием. На ней не поется «Честнейшую», а ирмос 9-ой песни канона. На литургии антифонов уже нет, а поются Изобразительные и «Блаженны», но особенность та, что бывает Входной стих. Праздник Пятидесятницы совершается затем всю неделю, на коей разрешается поэтому пост в среду и пяток (сплошная неделя) и отдается праздник в субботу. Неделя всех Святых     Неделя 1-ая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых, как «жатвы Духа Божия», как «плодов Божественной благодати», ниспосланной людям в день Пятидесятницы. Этим праздником оканчивается период Цветной Триоди и начинается обычное, будничное время года, когда Богослужение совершается по Октоиху и Минее. С понедельника после Недели Всех Святых начинается Петровский или Апостольский пост, который служит приготовлением к великому празднику в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня. Вследствие того, что Неделя Всех святых зависит от дня празднования Пасхи и является поэтому праздником передвижным, Апостольский или Петровский пост бывает разной продолжительности от 8 дней до шести недель. Устав этого поста во всем таков же, как поста Рождественского.    После Пятидесятницы, начиная с первой недели Всех Святых, все недели, то есть воскресные дни, обозначаются числами от первого до тридцать второго включительно. До недели Мытаря и Фарисея означено всего 32 недели. Соответственно этому счету следуют столпы воскресных утренних Евангелий и столпы гласов Октоиха. Столп Евангелий начинается с Недели Всех Святых, когда на утрени читается 1-ое утреннее воскресное Евангелие. Но столп гласов Октоиха начинается со следующей 2-ой недели. В эту неделю указан 1-ый глас, а Евангелие 2-ое. Дальше все идет по порядку. Начиная с Недели Всех Святых, катавасия всего лета: «Отверзу уста моя…»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Рождественское послание Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви 11 января 2010 г. 12:42 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил Рождественское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви. Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! (Ирмос 1-й песни Рождественского канона) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне, братья и сестры! Стремительно течение жизни — и вот мы вновь стоим на пороге наступившего года благости Божией, вновь встречаем великий праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Народные песнопения, прославляющие рождение Богомладенца, радостной вестью озаряют нашу жизнь, оттесняя проблемы и будничные заботы на второй план. В этих духовных гимнах с детской искренностью и чистотой отражается душа нашего боголюбивого народа, его вера, его вековые надежды и чаяния, радость встречи с Тем, Кто явил миру путь, истину и жизнь (Ин. 14:6). С какими чувствами мы должны мысленно приступить к Вифлеемским яслям? Какими словами можем выразить наше благоговение перед Таинством вочеловечения Бога, созерцая «Небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог»? Тайна воплощения Сына Божия никогда не будет доступна холодному разуму, дерзкому в своих исканиях, не знающему границ и преград. Великое таинство любви Бога к человеку — тайну Боговоплощения — мы постигаем прежде всего своим сердцем, принимая в него новорожденного Богомладенца, так как наш разум недоумевает и смиряется перед Тайной веры. Рождественская радость — это не просто дань традиции или один из праздников в череде ежегодных праздничных мероприятий. Это радость утешения отягощенных грехами и страстями людей, радость долгожданной встречи с Отцом после долгой разлуки, радость осознания того, что мы не забыты и не оставлены Богом, что мы не обречены на отверженность и вечное изгнание.

http://patriarchia.ru/db/text/988431.htm...

Стихиры на стиховне В стихирах этих, как и в литийных, тон ликующий: прославление Бога за спасение мира через Воплотившегося Бога Слова. Боговоплощение уже само говорит за милосердие Божие к людям и в песнопениях Рождественской службы собственно моление об исполнении религиозных нужд первый раз встречается только в 3 песни канона (ирмос 2 кан.). Из стихир 1-ая Германова «Велие и преславное чудо» рисует внутренний процесс события (нетление Девы при рождении и неразлучность Сына Божия от Отца при воплощении), достойно вызвавший общее прославление; 2-я, его же (что и отмечено в греч. минее), «Днесь раждает Дева» дает полную внешнюю картину события; 3-я Анатолия IX в. «Господу Иисусу рождшуся» изъясняет факт поклонения волхвов, как важнейший эпизод события; В Славнике Иоанна Дамаскина «Веселися Иерусалиме» изображается догматическая ценность боговоплощения, влияние его на грех Адамов, вызванный Евою, которая противопоставляется Богоматери (стихира м. б. предназначалась в богородичны); стихира на И ныне по греч.минее – Анатолия «В вертеп вселился еси», как заключительная, дает очерк вместе внешней и внутренней стороны события, рассматривая дело боговоплощения в целой системе домостроительства и приготовления мира к принятию Спасителя, поскольку с пришествием Христа и в обстоятельствах Его рождения исполнились вещания о Мессии пророков. По напеву стихиры тоже самогласны, и, явно продолжая течение гласов литийных стихир (основных четырех), перебирают дальнейшие гласы: первая – 2 гласа, вторая и третья – 3 гл., две последние – 4 гласа. Самогласны, глас 2. Германово Великое 223 и высшее всяких представлений 224 чудо 225 совершилось сегодня: Дева раждает и утроба не истлевает 226 ; Слово воплощается, и не отлучается 227 от Отца. Ангелы славят с пастухами 228 , и мы с ними восклицаем: «Слава в вышних Богу и на земле мир!» Из чрева прежде денницы Я родил тебя. Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 3–4) 229 . Сегодня Дева рождает Творца всего 230 ; Эдем предлагает пещеру 231 , и звезда указывает 232 погруженным во тьму 233 на Христа, как на Солнце 234 . Просвещаемые в (своих) верованиях 235 волхвы с дарами поклонились, и пастухи увидели чудо – ангелов, поющих и произносящих: «Слава в вышних Богу».

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

Когда ей исполнилось три года, родители, памятуя свой обет, отвели ее в Храм. Она сама поднялась на тридцать три ступеньки Храма, ее встретил там первосвященник и еще несколько священников, среди которых был Захария, отец Иоанна Крестителя . И ввели ее по наитию Духа во Святая Святых, куда раз в год входил только первосвященник. Благочестивые родители посвятили — еще до рождения обещали посвятить — этого младенца Богу. А как часто мы видим обратное, — и в наши времена, и в предыдущем веке: вспомните хотя бы житие Антония Киево-Печерского, который столько претерпел за свое стремление к благочестивой иноческой жизни. Как мы протестуем, когда кто-то из наших детей хочет принять монашество или послужить Церкви в духовном звании. Это для нас с вами трагедия. А вот Иоаким и Анна сразу, до рождения, решили посвятить ребенка, — поучительно! Когда мы читаем богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то очень много поучительного относится и к нам самим. «Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет; днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует. С нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость» . И сегодня по существу нам зримо и близко свидетельствуется, что Рождество уже близко, что оно здесь. Это — свидетельство людям, тем священникам, которые принимали Ее. И не случайно, что начинается рождественское пение; на Введение в Храм Пресвятой Богородицы мы впервые начинаем петь: «Христос раждается, славите» . Правда, если на Рождестве это будет ирмос канона, то пока мы поем это как катавасию, заключение нашей канонной песни. Да, сама Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого. И нам кажется, что эти слова от нас далеки, что они касаются только Богородицы. Так вот, вспомните, что писал апостол Павел: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3:16).

http://pravmir.ru/vvedenie-presvyatoj-bo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010