Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект 19–7810143). Организация выполнения проекта – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Содержание Введение Теоретические основания исследования Стадиальность жизни в христианской аскетике Стадиальность жизни в возрастной психологии Методология исследования Доминирование нормативного представления о священнике Кризисное представление о священнике Этапы служения и жизни священника «Принятие священства», 1-й год после хиротонии «Пастырское становление», 2–5 лет хиротонии «Деятельный священник», 5–10 лет хиротонии «Зрелый пастырь», 10–25 лет хиротонии «Опытный священник», больше 25 лет хиротонии «Старение и уход» Заключение Список литературы References     Аннотация: В данной статье предлагаются результаты эмпирического исследования на материале биографических интервью действующих священников Русской Православной Церкви. Ставится вопрос о служении и жизни священника не как неизменного и нормативного осуществления священства, все вариации которого предполагают лишь неизбежные ошибки и уклонения от нормы, а как служения меняющегося в течение жизни священника, имеющего ряд этапов, предполагающих последовательный переход от одного к другому. Исследование основано на аскетическом представлении о стадиальности духовной жизни. Это представление сталкивается с кризисным осмыслением этапов жизни человека в возрастной психологии и позволяет продуктивно его критиковать. В противовес пониманию служения и жизни священника как статичной нормы, жизнь пастыря представлена как ряд отличающихся по содержанию этапов – от принятия священства после хиротонии до старения и ухода в конце жизни. Понятие пастырского искушения, которым оперирует русское пастырское богословие, противопоставлено понятию кризиса развития, который может приводить к ошибкам и искушениям, вплоть до оставления священства, но при продуктивном осмыслении становится переходом к новому этапу служения. Переход к следующему этапу не всегда сопровождается кризисом. Он может осмысляться как протяженный во времени период накопления пастырского опыта. Предлагается описание основных переходов и этапов в служении и жизни священника, соотнесенных с соответствующей группой ступеней «Лествицы» прп. Иоанна. Анализируются ситуации, в которых появляется кризисная составляющая перехода, и различные типы реакции на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Emelya...

М.А. Поляковская Проблеме ростовщичества посвящены два сочинения Николая Кавасилы – трактат «Слово против ростовщиков» и письмо «Благочестивейшей Августе о проценте», адресованное матери малолетнего императора Иоанна V Палеолога. Оба опуса написаны автором в конце 40-х – начале 50-х гг. XIV в. 1 – в годы, когда состояние общественного дискомфорта в империи, поддерживаемое бесконечными внутренними политическими смутами и устойчивой угрозой интервенции, сочеталось с глубоким обнищанием страны. Поражение зилотского движения в Фессалонике, переход власти в стране в руки сепаратистски настроенных магнатов, вынужденное покровительство иностранным купцам на территории империи окончательно утвердили статут бесперспективности для городской экономики. Николай Кавасила , молодой образованный аристократ, искавший, как и многие его современники, причину общественных неурядиц, вычленил из хаоса бед империи одну – ростовщичество – и возвел ее до первопричины всех несчастий в стране. Ростовщичество, лишь сопутствующее общему обнищанию, более, нежели истинные причины этого явления, бросалось в глаза современникам. Само по себе присвоение чужой собственности в виде высоких ссудных процентов не меняло характера производства этого времени; ростовщики лишь паразитировали на теле империи. «Ростовщичество не изменяет способа производства, но присасывается к нему как паразит и приводит его в жалкое состояние. Оно высасывает его соки, истощает его и заставляет воспроизводство совершаться при все более жалких условиях» 2 . Не удивительно, что Николай Кавасила выделяет ростовщичество как основную причину общественных бед: в империи XIV в. проценты были чрезвычайно велики. Интересны в этом отношении наблюдения Н. П. Матсиса, отметившего на основании документов константинопольского патриархата, что ссудный процент в течение XIV в. (он ведет наблюдения от 1324 г.) значительно вырастает. Самый малый процент, который зафиксировали патриаршьи акты конца XIV в., составлял 15 3 . Достаточно весомым аргументом для доказательства возрастания влияния ростовщичества является сопоставление следующих фактов. В 1324 г. патриарх Исайа потребовал взыскать с вдовы должника лишь долг, но без процентов, действуя, таким образом, в соответствии с положениями священного писания о проценте. По решению же патриарха Mamфeя I (конец XIV в.) подтверждается по делу Мануила Котзаса 4 процент 26,6 (с долга в 27 иперпир причитается через 5 месяцев 30 иперпир, включающих капитальную сумму и полагающийся процент) 5 . Если вспомнить, что дозволенное законом количество колебалось от 4 до 8% (в особых случаях, связанных с риском, до 12%) 6 , то картина гнета ростовщичества в империи становится выразительной. Несомненно, что во второй половине XIV в. высокий процент стал уже нормой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» протоиерей Павел Великанов Как избавиться от страха и начать жить? " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 4  голоса:  5.0 из  5) Постоянный страх за близких – то, что не даёт нам жить радостно и спокойно. Но есть ли это истинное проявление заботы и христианской любви к ближним? Как перестать бояться за семью и как доверить её жизнь, здоровье, благополучие и спасение Богу?  В  своём интервью интернет-версии журнала «Фома» размышляет протоиерей Павел Великанов.  …Тема страха и попыток его преодоления во все времена волновала человечество. И сегодня в редакцию регулярно приходят письма, в которых люди пишут о своих тревогах и опасениях. Кто-то переживает за семейные отношения, другие страшатся за будущее своих детей, третьи рассказывают об ужасе, который испытывают, когда думают о болезни или смерти – своей или близких. О том, что же может стоять за нашими мучительными тревогами, возможно ли с ними бороться и есть ли у Церкви «вакцина» от страха, «Фома» поговорил с протоиереем Павлом Великановым. Страх перед будущим – Как избавиться от страха и начать жить? В послании апостола Иоанна мы встречаем такие слова: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви ( 1 Ин. 4:18 ). Получается, что для апостола самый обычный страх становится самой главной преградой для совершенной любви? Но ведь в жизни мы встречаем прямо противоположное. Чем больше мы любим кого-то, тем больше боимся такого человека потерять. Чем сильнее любовь, тем глубже страх. Как же тогда возможно сопоставлять эту мысль апостола с действительностью, если она ей противоречит? – Мне кажется, здесь возникает путаница понятий. Сначала мы должны определить, что такое страх. Страх – это состояние оцепенения. Состояние паралича душевных сил, когда человек оказывается неспособным адекватно воспринимать происходящие вокруг него события и не может рационально на них реагировать.

http://azbyka.ru/deti/kak-izbavitsya-ot-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – апрель 2012 18 мин., 30.04.2012 1 страница обложки – «Бурановские бабушки», сельский творческий коллектив, выигравший в 2012 году право представлять Россию на международном конкурсе Евровидение (PhotoXpress). См. в «Интервью номера» статью «”Бурановские бабушки”: Евровидение как способ построить храм» (С.10-14). Пролог : (на заставке – фото Валерия Пешкова) Владимир Набоков. Пасха. На смерть отца («Я вижу облако сияющее, крышу…»). Стихотворение. 1922 г.//Фома. - – апрель 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма о Боге. О самой главной в жизни встрече . Подборка писем и цитат//Фома. - – апрель 2012. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). Первое послание Иоанна I :5. Цитата: «Бог есть свет…». – С.4; Освобождение / Вера , 23 года, Санкт-Петербург. – С.4; Преподобный Серафим Вырицкий (1866-1949). « Беседа Бога с душою человека ». Цитата: «Думал ли ты когда либо, что все касающееся тебя, касается и Меня?..». – С.4; Николай Бердяев (1874-1948). Цитата: «Мы приходим к Богу совсем не потому, что рациональное мышление требует бытия Божьего…». – С.4; Сомневающийся физик / М.- С.4-5; Митрополит Анастасий ( Грибановский ) (1873-1965). Цитата: «Я бы хотел верить, - говорят некоторые, - но не могу. «Нет, ты можешь, но не хочешь», - следует ответить им… ». – С. 5; Святитель Иннокентий ( Борисов ), архиепископ Херсонский (1800-1857). Цитата: «Мы должны радоваться тому, что Бог непостижим…». – С.5; « Отрекаюсь!»/ В ., Санкт–Петербург. – С.5-6; Евангелие от Иоанна 3:16 . Цитата: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…». – С.6; Преподобный Силуан Афонский (1866-1938). Цитата: «Сердце рвется сказать…». – С.6; Гилберт К. Честертон (1874-1936). « Вечный человек ». Цитата: «В наши дни принято считать, что все религии равны, а все основатели религий – соперники…». – С.6; Сон / Вера , г. Саки, Украина. – С.6; См. также: Борис Любимов , ректор Высшего театрального училища (института) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом малом театре. Что почитать атеистам //Фома. - – апрель 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-108-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2019 27 мин., 24.11.2019 1-я страница обложки. На узком берегу накрытого свинцовыми тучами океана лежит запечатанная стеклянная бутылка, внутри которой помещена модель рвущегося вперед парусного судна. Сверху надпись: НЕТ ИСТИНЫ В ВИНЕ. Внизу страницы: КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ЧУВСТВО ВИНЫ ЗАГНАЛО ТЕБЯ В ТУПИК. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Как справиться с чувством вины?»  (С.18-25). Пролог : (на заставке фото Svetlana Gritsenko) Анатолий Жигулин. «Белый-белый торжественный снег...» .Стихотворение. 1991//Фома. - – ноябрь 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание: С.3. Даты месяца : Даты месяца: ноябрь //Фома. - – ноябрь 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 4 ноября. День народного единства. [ Патриарх Кирилл, из послания ко Дню народного единства, 2014: «В этот день мы вспоминаем не столько победу над внешними врагами, не столько изгнание из пределов нашего Отечества интервентов, сколько преодоление Смуты, кровавой         междоусобицы и братоубийства...»]. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. - С.4; 5 ноября. 75 лет назад родился митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. [«Для человека, который привык жить по воле Божьей, закону Божьему, Церковь — это свобода. Я себя не чувствую ограниченным чем-то, живя в Церкви.   Это очень интересная жизнь. Жизнь, которая связана с внутренним миром человека...».  Из интервью телеканалу          «Интер »].  Фото news.churh.ua. - C.5; 24 ноября. 65 лет назад родился Эмир Кустурица . [«Большинство сегодняшних фильмов никак не касаются смысла человеческого существования. А значит, они заведомо не могут быть христианскими. Более того, можно откровенно назвать их языческими.  Сегодняшнее кино делится не на христианское и нехристианское, а скорее на коммерческое и некоммерческое. Современная цивилизация - то есть рынок - нуждается лишь в тех картинах, которые пойдут на ура у публики. При   этом считается, что публика любит кино развлекательное...».  Из интервью журналу «Фома» ]. Э. Кустурица. Фото. - С.5;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2020 22 мин., 02.01.2020 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2020. 1-я страница обложки: Ночное звездное небо над темным еловым лесом. Снизу в высоту поднимается святящийся облачный столб, постепенно растворяющийся в небесах. Надпись, отмеченная изображением Рождественского вертепа и Вифлеемской звезды: ЗА ВАМИ ПРИШЛИ. В нижней части обложки пояснение: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО: ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ ОТКРЫТ. Пролог : (на заставке фото Натальи Фаустовой) Дмитрий Мишутин . « За половину укатилось мое лето. ..». Стихотворение//Фома. - – январь 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: январь //Фома. - – январь 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 2 января. День памяти святого Иоанна Кронштадтского . [Цитата святого: «Ближнего надо еще более любить, когда он согрешает против Бога или против нас...»]. Ил.: Фотопортрет святого Иоанна Кронштадтского. - С.4; 25 января. Татьянин день. [В этот день также отмечается 25-летие возрождения храма мученицы Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова. В прошлом году на фасаде храма были установлены памятные доски с именами святых, учившихся или преподававших в МГУ. На досках увековечены имена 20 святых — все они принадлежат к Собору          новомучеников и исповедников Церкви Русской]. Ил.: Храм мученицы      Татианы и памятные доски. Фото Александра Гаврилова. - С.4; 19 января. Крещение Господне . [Митрополит Сурожский Антоний : «Когда Христос вышел из вод Иордана, Он оставался тем же безгрешным Спасителем Христом, каким Он был, когда в них погрузился, но Он нес на Себе всю тяжесть тысячелетней истории человеческого греха...»]. Ил.:        Крещение Господне. Михаил Нестеров, Роспись в крестильне  Владимирского собора в Киеве. 1890-1894. - С.4; 7 января. Рождество Христово . [ Патриарх Кирилл . Из рождественского интервью телеканалу « Россия », 2019: «Замечательные слова есть в Священном Писании: свет во тьме светит, и тьма не объяла его . Свет Рождества, то есть тот свет, который пришел в мир через рождение Господа и Спасителя нашего. Какие только силы не работали на          протяжении этих двух тысяч лет, чтобы этот свет заглушить! Перечислять невозможно, а он светит!..»]. Ил.: Рождество Христово. Миниатюра из Минология Василия II. 985; Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы патриарха Московского и всея Руси. - С.4-5.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1201-y...

Сараево. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Воскресенская церковь с. Сараево каменная, с такою же колокольнею, построена в 1795 г. на средства прихожан. Церковь обнесена каменной оградой, внутри коей приходское кладбище. Престолов 3: а) в холодной в честь Воскресения Христова, в теплой б) правый во имя святителя Николая Чудотворца и в) левый в честь Рождества Божией Матери. Расстояние от Костромы 38 в., от Нерехты 17 в. Ближайшие церкви: Богородицерождественская с. Осокина в 1,5 в. и Знаменская с. Михеевского в 5 в. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. стр. 206 Церковь Воскресения в селе Сараево Хомутовской сельской администрации - выразительный пример довольно крупной сельской приходской церкви конца 18 - нач. 19 веков. В архитектуре храма просматривается традиционное сочетание черт барокко и классицизма со свойственным для региона типом пятиглавого храма. Церковь расположена на высоком месте у пруда на краю села и служит высотным ориентиром в широком, слегка всхолмленном ландшафте. Село Сараево в старину называлось Мансуровым, по фамилии вотчинника И.Я. Мансурова. В 1610 г. И.Я. Мансуров возглавлял Галичское ополчение, которое примкнуло к Нижегородскому ополчению Минина и Пожарского, шедшему для освобождения Москвы от интервентов. Потом селом владел сын И.Я. Мансурова - Пётр Иванович Мансуров, который был русским послом в Крыму, а позже служил в Вятке воеводой. В сер. 19 в. село Сараево с деревнями Горки, Прислон, Афонасово, Рылово принадлежало М.С. Борщову, сыну генерала С.С. Борщова, участника войны 1812 г. В советское время в Сараево находилась центральная усадьба совхоза " Красная заря " . Существующий каменный Воскресенский храм с приделами Рождества Богородицы и Николая Чудотворца был освящён в 1795 г. В нач. 19 в. с запада к нему была пристроена колокольня, с трёх сторон окружённая папертью.

http://sobory.ru/article/?object=14859

Закрыть Человек, остановивший поворот северных рек Ваши заслуги не забыты, академик Лемешев Александр Цыбульский   15:38 24.01.2024 364 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором В начале нового 2024 года в первую его неделю прошли две памятные даты для родных и близких, для друзей и земляков большого ученого, академика РАЕН и великого гражданина и патриота России – Лемешева Михаила Яковлевича. В далеком 1927 году 1 января в небольшом селе Теменичи, что в 25 км от Брянска, в крестьянской семье родился мальчик Миша, которому волей судеб предстояло сыграть значительную роль в истории Отчизны. А три года назад, 6 января 2021 года, Михаила Яковлевича не стало. Михаил Яковлевич прожил долгую (94 года), трудную, полную драматизма, жертвенную жизнь . Как сказал поэт: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии…» На мой взгляд, общество не в полной мере оценило деяния нашего великого земляка. Нам еще предстоит многое сделать, чтобы о нем узнали тысячи и миллионы наших граждан. В ряде публикаций на портале «Русская народная линия» были размещены материалы об академике Лемешеве, интервью с ним главного редактора Степанова Анатолия Дмитриевича «Человек, остановивший поворот северных рек» , прекрасная статья «Патриарх русской экологии» Анатолия Грешневикова депутата Государственной Думы РФ ФС 1-8 созывов о совместной деятельности в Думе (ссылка), моя статья о конференции в Аграрном университете, посвященной Михаилу Яковлевичу, прошедшей в октябре 2023 года . К сожалению, забыла о Лемешеве, никаким образом не проявилась ЛДПР, депутатом от которой Лемешев занимался законотворческой работой, возглавлял Комитет по экологии в Госдуме 1 созыва в 1993-1995 годов. Не вспомнили о нем и не вспоминают в правительстве и в Российской Академии Наук. Читаю сегодняшнюю прессу, нахожу заголовки: «Дефицит воды в Казахстане, миллиарды, потраченные впустую», «Россия отказала Казахстану в переброске воды из своих рек. Казахи возмущены», «Кыргызстан столкнулся с дефицитом воды», «К 2030 году Узбекистану будет не хватать 7 млрд. кубометров воды», «Таджикистану угрожает дефицит питьевой воды». Читаю, и приходят мне в голову грустные мысли: «А найдется ли среди моих сограждан, среди лиц, облеченных властью, человек, по масштабу личности близкий к Михаилу Лемешеву. Боец, с государственным мышлением, способный противостоять временщикам и торгашам, которые наверняка найдутся в нашей продажной элите, готовой распродать Родину и оптом и в розницу. ЭТИ доберутся и до северных рек, и до Байкала… И убедят власть придержащих, что это так полезно для страны, столько поступит денег в казну…Грядут новые проекты поворота сибирских рек…».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/24/ch...

Святейший Патриарх Кирилл и настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова) ЖМП 1 январь 2024 /  5 февраля 2024 г. 17:00 Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное» В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля /1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа/1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии».   PDF-bepcuя. Возрождение обители — Досточтимая матушка Сергия, чем вам близка игумения Мария (Ушакова) и что вы взяли для себя из ее игуменского и монашеского опыта? — Для меня пример игумении Марии очень значим. Можно прямо сказать, что ее путь — это фундамент, на который можно опереться. Она заложила основы нашей монастырской жизни. Читая воспоминания современников, невольно восторгаешься смиренным нравом первой дивеевской игумении. Своим терпением, кротостью и любовью матушка Мария победила духовную смуту в Дивеевской общине (см. справку), зачинщиком которой был саровский послушник Иоанн Толстошеев, нарушивший спокойное течение жизни в обители, основанной на заповедях преподобного Серафима Саровского. Она не возмущалась нестроениями и трудностями, а с молитвой и надеждой на Бога их переносила. Матушка действительно пришла служить Господу, отверглась себя и последовала за Христом. И сестры признавали и любили ее именно за кроткий, терпеливый нрав. Авторитет, основанный на доверии, уважении и любви, может быть примером для игумении и в наше время.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Фильмы против абортов 1 из 2 Перейти к странице Выполнить Почти сто лет прошло с того дня, когда у нас было узаконено прерывание беременности. Оказывается, еще в бытность СССР мы первыми в мире пошли на легализацию абортов. И сегодня наша страна - лидер по количеству абортов на одну женщину. Чтобы представить себе масштабы, достаточно сказать, что только в прошлом году около миллиона россиянок уничтожили в себе зарождающуюся жизнь. Неофициальная статистика еще печальнее. Умножьте эту цифру на 5-6… У противников абортов в России и в мире становится все больше сторонников. Мы, присоединяясь к ним, открываем новую рубрику – Фильмы против абортов. Смотрим… Смотреть тем, кто надумал убить своего ребеночка. В этом небольшом, но емком ролике все понятно... Опомнитесь, люди, не убивайте... Хочу жить! Фрагмент из документального фильма Ольги Пастуховой " Хочу жить " , показанного на телеканале " Россия 1 " 01.06.2010 Развитие беременности по неделям Не убивай меня, мама! Позволь мне родиться, мама, не у-би-вай... Аборты должны быть запрещены: видео-манифест Батюшка Дмитрий создаёт сайт против абортов. Интервью о проблемах семьи... 2 февраля 2016 г. АБОРТ - УЗАКОНЕННОЕ УБИЙСТВО. Мнение врачей. О том, какие последствия влечёт за собой предродовое детоубийство, рассказывает гл.врач перинатального центра Людмила Никитина. Как искупить грех аборта? Как вымолить души убиенных от аборта младенцев? (прот. Владимир Головин, г. Болгар) Мужья, возлюбленные, врачи — как выдержать прессинг? В продолжение разговора об абортах ведущая программы " Православие: заметки на полях " разбирает ситуацию, когда женщине приходится отстаивать перед отцом ребенка или врачами, уговаривающими прервать беременность, свое право родить. Что делать, если муж или возлюбленный отказываются брать на себя ответственность за ребенка и настойчиво советуют сделать аборт? Где искать помощи? Почему Православная Церковь позволяет себе в этом вопросе вмешиваться в личные дела людей, как считают многие, и призывает отказаться от аборта?

http://azbyka.ru/detforum/threads/filmy-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010