Если Вы такое понимание Искупления считаете «моментальным», то разве не будет моментальным и Вами лично созданное понимание его? Ведь если искупительная сострадательная любовь выразилась в оплакивании Христом в саду Гефсиманском грехов человечества, то был же последний момент Его плача и сокрушения, за которыми совершилось Искупление. Не так ли? Где же я так говорил? Если Христос воспринял на Себя грехи людей со всею скверною, то, как же могло произойти Искупление вне душ человеческих. Я только говорил, что люди реально этого не сознавали, до сошествия Св. Духа на Апостолов, не веровали в Него, как Искупителя от грехов. Даже ученики Христовы не только во время Его жизни ( Лк.24:21 ), но и пред Вознесением все мечтали увидеть в Нем земного царя ( Деян.1:6 ). Однако это не означает, что Искупление Христовою смертью произошло вне спасаемых душ. Наоборот, здесь произошло таинственное не только объединение Искупителя со всеми людьми (Вы прибавляете: «точнее со всеми верующими» – какими же? где они находились? а весь мир?), как Вы говорите, но больше того, совершилось восприятие Им в Себя индивидуально всего человечества. «Когда я вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» ( Ин.12:32 ). А это Христос сказал, имея в виду Свою смерть. И Ап. Павел говорит: «Христос для того и умер и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим.14:9 ). «Итак, твердо знай весь дом Израилев, Что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли. Слыша это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать мужие, братие? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из Вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:36–38 ). Здесь уже выявление в действительности таинственного восприятия в Себя грехов человеческих, а с ними и душ их. Потому-то на просьбу фарисеев показать им знамение с небеси Господь сказал, что знамение не дастся роду лукавому, кроме знамения Ионы, т. е. смерти и Воскресения Спасителя, указывая этим на то, что только таинственно воспринятое в этих искупительных актах человечество придет к познанию Христа, как Искупителя ( Деян.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Из этих высказываний можно сделать вывод — Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое тело. И каждый из нас спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу. Иными словами, спасение наше осуществляется не на основании заключения индивидуального " контракта " о спасении, но через вхождение в Вечный Завет между Богом и человеком, однажды установленный Иисусом Христом в собственной Его Крови. Таким образом, спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в таинствах, прежде всего, в таинстве Евхаристии: " ...истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " (Ин. 6, 53—54). Относится это и к другим таинствам, например, к Крещению: " ...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " (Ин. 3, 5). Таинства, посредством которых мы соединяемся со Христом, естественно, возможны только в Церкви, которая сохраняет апостольское преемство. Говоря, что спасение невозможно вне Церкви, невозможно не задаться вопросом о судьбе людей, находящихся вне Церкви. Очевидно, что люди, находящиеся вне Церкви, не представляют собой единое целое, но являются некой недифференцированной массой; существуют различные категории таких людей, и говорить о судьбе принадлежащих к каждой из них нужно отдельно. Что касается вероотступников, а также тех, кто сознательно противится Богу и Истине, то они, согласно Свщ. Писанию, лишают себя надежды на спасение. О вероотступниках ап. Петр говорит, что они " ...отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель " (2 Пет. 2, 1). О тех, кто сознательно противится Богу, свидетельствует Сам Господь: " ...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Мф. 12, 31-32).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Из этих высказываний можно сделать вывод – Христос спасает не каждого отдельного человека, но Церковь как единое целое, как Свое Тело. И каждый из нас спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу. Иными словами, спасение наше осуществляется не на основании заключения индивидуального «контракта» о спасении, но через вхождение в вечный Завет между Богом и человеком, однажды установленный Иисусом Христом в собственной Его Крови. Таким образом, спасение невозможно без участия в жизни Церкви, без участия в таинствах, прежде всего в таинстве Евхаристии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:53–54 ). Относится это и к другим таинствам, например к крещению: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Таинства, посредством которых мы соединяемся со Христом, естественно, возможны только в Церкви, которая сохраняет апостольское преемство. Говоря, что спасение невозможно вне Церкви, нельзя не задаться вопросом о судьбе людей, находящихся вне ее ограды. Очевидно, что эти люди не представляют собой единое целое – различных категорий таких людей много, и говорить о судьбе принадлежащих к каждой из них нужно отдельно. Очевидно, что вероотступники, а также те, кто сознательно противится Богу и Истине, лишают себя надежды на спасение. По слову ап. Петра, они, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель ( 2Пет.2:1 ). О тех, кто сознательно противится Богу, свидетельствует Сам Господь: Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:31–32 ). Что же касается прочих людей, тех, кто, не будучи богоборцами или вероотступниками, тем не менее не веровали во Христа или веровали неправо, то достоверно об их судьбе мы ничего не знаем. Церковь предает их милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

К сожалению, в последнее время мы видим, что общество постепенно доходит до обесценения личности, индивидуальности, вообще человеческой жизни. А ведь жизнь каждого человека – грамотного, неграмотного, высококультурного, великого, простого – неповторима и дана Богом. И ее надо ценить независимо от того, какое положение человек занимает в обществе, не говоря уже о пресловутом материальном богатстве или бедности, которые вообще не имеют никакого отношения к человеческой личности. А богатство очень часто идет во вред, потому что сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»(Мф. 6:19–22). Если бы меня спросили, в чем состоит главное отличие женщины от «сильной половины», то есть от мужчины, можно было бы сказать, что женщина нежнее, ранимее, красивее, она более верная, самоотверженная, – можно долго перечислять разные добродетели. Но, может быть, главные отличительные качества женщины – величайшее терпение и безграничная любовь. Какое нужно иметь терпение, чтобы носить плод, будущего ребенка, в течение девяти месяцев в своем чреве? И после – всю свою жизнь посвятить детям, лишая себя многих радостей, удовольствий, наслаждений. Дети растут, болеют, хулиганят, чего только они не делают! И мать все сносит, воспитывая их своим терпением и своей любовью, не говоря уже о том, что, когда им угрожает опасность, она готова отдать жизнь ради их спасения. Апостол Павел абсолютно прав, когда первым составным качеством любви называет долготерпение. Сам Спаситель говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). О каком законе идет речь? Этот закон и есть закон любви: человека к Богу, Бога к человеку, человека к человеку. В древней трагедии Софокла прекрасная Антигона спорит с царем Креонтом, который, руководствуясь действующим законом, запрещает похоронить с обычными почестями ее брата, считающегося предателем. Но она, отвечая Креонту, восклицает: «Я рождена любить, не ненавидеть!» Ибо закон любви выше любых юридических законов.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/25/obraz_...

Но: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» ( Галат. 6, 7 ). По закону греха интеллектуально-моральное извращение переходит в телесное. Апостол не стесняется говорить о массовом лесбийстве и содомии адептов извращенных религий и культов. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребное» ( Рим. 1, 28 ), и апостол перечисляет 23 проявления «превратного ума» 51 . «Мерзости» превратного ума подробно описаны в книге пророка Иезекииля: «И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними… и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху… И сказал мне (Бог): обратись и увидишь еще большие мерзости» (Иезек. 8, 10–13). Образ человеческий Я Если понятия духа, души и тела можно считать прочно установленными в современной философии и психологии, то нельзя сказать того же о понятиях другой, менее конкретной триады: личности, индивидуальности и Я. Понятия личности и индивидуальности являются сравнительно новыми и не встречаются в Св. Писании, в то время как понятия духа, души и тела выводимы из Писания и легли в основу научно-философских воззрений. Личность часто отождествляется с индивидуальностью, личность с Я, а Я с индивидуальностью. Личность есть дух человеческий, олицетворенная активность, бытие или сущность, основная форма релятивного бытия. Основу индивидуальности составляет душа, названная Платоном индивидуальной душой. Индивидуальность обретает бытие в связи с личностью и духом, а тело – в связи с духом и душою. Я есть наиболее широкое и конкретное понятие в сравнении с личностью и индивидуальностью, включает в себя обе последние. Я есть дух и душа в земном их бытии, в физическом теле. Личность, окунувшись в эмпирический мир, становится Я, обрастает телесными и душевными оболочками, обретая телесное, мозговое сознание. Я есть субъект и объект, то есть может стать для самого себя объектом, ощущает гетевское раздвоение. В религиозном созерцании Я и личность сливаются, исчезает дуализм Я и Не-Я, субъекта и объекта. Таким образом разграничение понятий второй человеческой триады: личности, индивидуальности и Я становится понятным только на основе древнецерковной антропологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Ответ на возражение 2. О блуднике сказано как о грешащем против собственного тела не только потому, что наслаждение блудом осуществляется в плоти, что также имеет место и в случае чревоугодия, но и потому, что он противодействует благу собственного тела посредством недолжного разрешения [семени], нечистоты и неуместной связи с другим [телом]. Но из этого нисколько не следует, что блуд является наиболее тяжким грехом, поскольку в человеке разум ценнее тела, и потому более тяжким является тот грех, который в большей степени противодействует разуму. Ответ на возражение 3. Грех блуда противен благу человечества в той мере, в какой он наносит ущерб индивидуальному порождению одного человека, который может быть зачат. Но тот, кто уже является актуальным членом человеческого вида, обладает большим видовым совершенством, чем тот, кто является человеком в возможности, и с этой точки зрения убийство как более противное благу человеческого вида является гораздо более тяжким грехом, чем блуд и вообще любой вид похоти. Кроме того, божественное благо превосходит благо человечества, и потому наиболее тяжкими являются направленные против Бога грехи. Но блуд является грехом против Бога не непосредственно, как если бы блудник желал оскорбить Бога, а так, как и все смертные грехи, то есть опосредованно. И подобно тому, как члены нашего тела суть члены Христовы, точно так же наш дух един с Христом, согласно сказанному [в Писании]: «Соединяющийся с Господом есть один дух» ( 1Кор. 6:17 ). Поэтому духовные грехи в большей степени направлены против Христа, чем блуд. Раздел 4. Может ли наличествовать смертный грех в прикосновениях и поцелуях? С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что в прикосновениях и поцелуях нет никакого смертного греха. Так, апостол говорит: «Блуд, и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас (как прилично святым)», после чего добавляет: «Также бесстыдство 409 (которое, по словам глоссы, суть “поцелуи и ласки”), и пустословие (то есть “вкрадчивые речи”), и смехотворство (которое “глупцы называют весёлостью, а именно шутовство”)», и далее продолжает: «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель (который есть идолослужитель) не имеет наследия в царстве Христа и Бога» ( Еф. 5:3–5 ), и при этом более не упоминает о бесстыдстве, пустословии и смехотворстве. Следовательно, они не являются смертными грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Поэтому очень важно верить и жить в единении со всем Собором, со всею Церковью, ни в чем не противополагая себя Ей. Быть в единении, не значит растворяться в безличии, потому что каждый человек есть неповторимая личность, индивидуальное неповторимое отображение Божества, с лишь ему принадлежащими, никогда и ни в ком неповторимыми свойствами, как неповторимы свойства Каждой Божественной Личности Святой Троицы. Каждый человек имеет свои, лишь ему присущие задачи в жизни, но осуществлять эти задачи он должен в соборности, в единении, единосущии с прочими членами того же организма – Церкви. Такова краткая схема кафоличности. О ней, кафоличности, о соборности человечества, о восстановлении грехом нарушенного единства всего человеческого рода молился Христос Спаситель наш в первосвященнической молитве пред крестными страданиями: «Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы ... Молю и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин. 18:12 , Ин. 17:20 ). Здесь Христос молился об установлении Церкви, человеческого Собора, подобного Предвечному Троическому Собору, ибо к богоподобию мы призваны от момента самого создания нашего. 16. Церковь как восстановление подлинного человека Церковь мы исповедуем единую и соборную. Строго говоря, нельзя говорить о разделении Церкви, можно говорить лишь об отпадении от нее , какими отпадениями были всевозможные ереси и расколы. Но не являются разделениями внутренние деления Церкви, например, на поместные церкви: Русскую, Греческую, Сербскую, Болгарскую, Румынскую... Все эти поместные церкви составляют единую Православную Церковь . Они суть даже не части Церкви, потому что Церковь не дробима на части, но лишь местные, обусловленные характером народа или государства, отдельные выявления одной и той же Церкви. Своеобразие каждой поместной Церкви может быть велико, но единство остается ненарушенным, если сохранены чистота веры и благодать апостольского преемства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Прежде всего, попытаемся выяснить, что за связь существует (в порядке евхаристических идей) между «телом» (σμα) и «плотью» (σρξ) 11 . Многочисленными примерами как из Ветхого, так и из Нового Завета можно подтвердить тот вывод, что хотя оба слова и употребляются иногда синонимически, но слово «плоть» чаще применяется для обозначения смертной и тленной части человеческого существа 12 . Тогда как слово «тело» по преимуществу соединяет с собой представление о цельной и неделимой индивидуальности человека. В Ветхом Завете термину «плоть» соответствует еврейское слово «басар», применяемое при противоположении смертного, преходящего человека бессмертному и вечному Богу, а также и для обозначения того общего плотского состава, который одинаково присущ как человеку, так и всякому животному ( Быт.6:3, 13, 17 ; Иов.10:4 ; Пс.55:5, 135:25 и др.). И если в переводе LXX сравнительно часто не делается особого различия между обоими терминами, а слово «басар» переводится иногда и через σμα (например, Лев.6:10 ), то уже в Новом Завете принципиальная разница между ними устанавливается Самим Христом Спасителем, а затем очень отчетливо проводится в апостольской и святоотеческой литературе. Так, уча о Причащении как о вкушении Своей Плоти и Крови, Иисус Христос ни разу не употребляет слова «тело», говорит лишь о Своей Плоти, отдаваемой Им за жизнь мира ( Ин.6:51 ). Но вместе с тем тут же намечается и тесная связь между «плотью» и самим Существом Спасителя, т. е. той Его Божественной индивидуальностью, которая объемлется понятием «тело». «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ), потому что, продолжает Господь, «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). А затем тотчас же следует и окончательное установление теснейшей связи между вкушаемой Плотью и Личностью Господа: «ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). И не только «жить», но «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Таким образом, евхаристическая мысль подготавливается к тому, что вскоре будет возвещено на Тайной вечери, а затем, по сошествии Святого Духа, войдет в самое существо верующих в таинстве Причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Таким образом, личность не может быть выразима, в отличие от индивида, какими бы то ни было качествами своей природы. Она не сводится к характеристикам индивидуализированной природы. Утверждается «инаковость личности по отношению к индивидуальности» . Следствием надприродности личности является невозможность ее познания аналитическими методами, а также путем внешнего объективного наблюдения. Личность невозможно познать путем изучения различных качеств и закономерностей ее индивидуализированной природы . Следовательно, естественно-научные дисциплины, в том числе эмбриология, не могут дать не только понятия о человеческой личности, но и о времени ее возникновения. Чтобы ответить на вопрос о времени возникновения человеческой личности необходимо обратиться к другим источникам. Православная антропология ответ на этот вопрос дает на основании Священного Писания и Предания Церкви. Свидетельства Священного Писания о внутриутробной жизни достаточно скудны. В основном они показывают участие Бога в одушевлении человека: «Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри его» (Зах. 12:1); «Господь… распростерший землю, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим на ней» (Ис. 42:5), аналогично в Псалтири (Пс 32:15) и в книге Екклесиаст (Еккл. 12:7). Существуют места Писания, которые косвенно дают понять, что признается личностный характер плода, т.к. воздействие Бога (освящающее в частности) происходит только на личность: в начале своего пророческого призвания прор. Иеремия приводит слова Господа: «Прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:5). Новый Завет дает более убедительные свидетельства о признании личностного характера эмбриона. Это свидание Богородицы и Елисаветы. Иоанн Креститель, находясь во чреве прав. Елисаветы на 6-ом месяце внутриутробного развития, исполнился Духа Святого и, по словам Писания, «взыгрался»  (Лк. 1:36-45) – поскольку освящающее действие Бога может быть направлено только на личность, то здесь мы имеем свидетельство о признании личности у плода на стадии 6 месяцев внутриутробного развития.

http://bogoslov.ru/article/4477258

Точно также каждому члену принадлежит своя особенная деятельность, но деятельность каждого члена и всех исходит из одного какого-то невидимого центра и направляется к одной цели. Листья дерева берут пищу из воздуха и эфира, корни – из земли; но те и другие питанием поддерживают жизнь дерева и возращают его. О связи между членами человеческого, а следовательно и всякого животного, тела хорошо говорит апостол Павел: теперь членов много, а тело одно. He может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова – ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее... Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор. 12:20,21,22,24,25,26 ). Деятельность каждого члена отлична от деятельности другого, но потому-то они и нужны друг для друга и для всего тела. Отсюда из соединения множества членов выходит один организм; разнообразная деятельность их объединяется в одном духе, в одной жизни, в одной цели – поддержать бытие организма. Организм личности есть только маленькая модель общественного организма. Человеческое общество состоит из множества членов или отдельных людей. Каждый член общества имеет свой индивидуальный характер, свою меру дарований, свой образ жизни и проч. Но различие соединяет их чрез то, что каждый заимствует что-нибудь от другого, каждый нуждается в другом, каждый волей и неволей помогает другому; каждый, живя и работая для себя, тем самым живет и действует и для общества; каждый связан со всем обществом узами семьи и родства, происхождением, образованием, взаимными нуждами, общим языком, обычаями и проч. Как из лиц составляются народы, так из народов составляется вся семья человеческого рода, происшедшего от одного родоначальника, от одной крови. Но главная действующая сила, все и всех соединяющая, есть любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010