Глава VI. Обоснование и раскрытие апостольского учения о Церкви как о теле Христовом §I 1 . В выводе из рассмотренных нами определений Церкви, как мы уже видели, получается следующее: Церковь невозможно определять как только общество или собрание верующих с особыми, принадлежащими ему свойствами и признаками, с правами и обязанностями, средствами и целями, видоизменяющимися сообразно с тремя главными христианскими вероисповеданиями, потому что из идеи общества или собрания верующих невозможно вывести понятия ни о существе и свойствах Церкви, ни о церковной организации и христианской жизни. Православно-богословская наука, – как показано было в своем месте, – имеет возможность, а, по существу дела, и прямой долг – указать такое определение Церкви, которое было бы и чуждо вышеозначенных недостатков, и в то же время совершенно отвечало бы своему предмету. – Приступая к выполнению этой задачи, считаем должным заметить, что мы будем идти прежним путем, раскрывая неисчислимое богатство истинной жизни, дарованной Церкви Ее благодатною Главою, Господом И. Христом. 2 . Всякая жизнь, как это понятно из ее существа, течет по известным, заключающимся в самой природе ее и управляющим ею законам. Быть не может и мы не знаем еще никакой даже более или менее истинной жизни, существующей без или вне данных ей законов. Как бы, по-видимому, ни была одностороння и ничтожна известная жизнь, но и она, если не хочет быть отрицанием себя самой, необходимо должна быть подчинена своим законам. Но Церковь есть полнота истинной жизни и потому всего менее может существовать без соответствующих ей законов. По каким же именно законам совершается течение церковной жизни? Какие законы действуют в Церкви? Законы жизни органической – так можно кратко формулировать ответ на этот вопрос. Но чтó такое эти законы в отличие от других? 3 . Обращаясь прежде всего к видимому миру, мы наблюдаем в нем неисчерпаемое разнообразие жизни – индивидуальной и вместе общей, отдельной и мировой. Видимый мир представляет собою единый стройный космос, единый величественный организм , объемлющий собою все отдельные творения. Каждое из них имеет свое определенное место в мировом организме и живет общею с ним жизнью, в то же время нисколько не теряя своей индивидуальной жизни. – Каждое существо здесь является необходимым звеном в бесконечной цепи других существ и каждое несет от себя посильную дань благосостоянию целого. Естественно, что существа высшего порядка сравнительно с низшими живут и высшею жизнью, и высшими законами и более содействуют благосостоянию мировой жизни. Так, наприм., растительное царство выше минерального; в свою очередь, над растительною жизнью возвышается органическая, начиная от самых низших организмов и до самого совершеннейшего из всех – человеческого организма.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Скачать epub pdf Глава V. Откровение Одной из важнейших и неотъемлемых положений любого религиозного учения является вера в возможность и необходимость Божественного Откровения. В каждой религии учение о нем имеет свои особенности. § 1. Виды откровений Откровение обычно разделяют на сверхъестественное и естественное. Под сверхъестественным Откровением подразумевается непосредственное дарование Богом знаний, необходимых человеку для спасения. Это Откровение может быть общим и индивидуальным. Общее Откровение ниспосылается через особо избранных людей – пророков и апостолов – для возвещения истин веры и жизни или отдельному народу (закон и пророки ( Мф. 7, 12; 22, 40 и пр.) – Ветхозаветные книги Библии), или всему человечеству (Новый Завет). Индивидуальное откровение дается отдельному человеку с целью его назидания (иногда, и ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений нельзя пересказать ( 2Кор. 12, 4 ). Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается, фактически, лишь их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем. Естественным откровением, или естественным богопознанием, принято называть те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим. 1, 20 ). Богоискание и богопознание всегда было естественно для человека. § 2. Общее Откровение и его признаки Общее Откровение дано было, отчасти, прикровенно, через ветхозаветных пророков, в полноте же – через явление Бога во плоти и Его Евангелие. Какие особые признаки присутствуют в христианском Откровении, позволяющие отличить его от человеческих догадок, фантазий, интуиций, философских прозрений и т.д.?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

2. Воплощение Бога в Иисусе Христе проявляет Божию любовь по отношению к созданному Им миру и людям (Ин. 3, 16). Через воплощение Христос соединил Свою Божественную природу с человеческой природой и тем сделал возможным спасение. Будучи образом Божиим, человек призван поступать соответственно Божией любви и милосердию. Следуя пострадавшему за людей Христу, воплотившемуся Богу, он должен жертвенно любить ближних (Фил. 2, 5-11). 3. Существование человека предусматривает как права, так и обязанности. Ко всем людям необходимо относиться по факту творения с уважением, в соответствии с их человеческой ценностью. Права человека не должны нарушаться, они принадлежат каждому человеку, и обеспечение их реализации является задачей общества. 4. Осуществляя права человека и свободы, христиане должны следовать примеру своего Господа и быть верными заповедям Божиим (Мк. 10, 29-31). Это предусматривает также ответственность перед ближними и обществом. 5. Свобода вероисповедания – основополагающее право человека. Государство имеет особую ответственность – создать условия как для индивидуального, так и для совместного исповедания веры. 6. Для христиан важно иметь возможность исповедовать свою веру в обществе и проявлять веру и любовь в различных областях общественной деятельности (Гал. 5, 6). 7. В случае, если общественное законодательство трактует основные права граждан вразрез со Словом Божиим или препятствует их реализации, Церкви и христианам необходимо, следуя совету Апостола, слушать больше Бога, нежели людей (Деян. 4, 19-20; 5, 29). 8. В права человека входят, кроме права на вероисповедание, также право на жизнь, основные социальные, политические и экономические права, в том числе свобода собраний и ассоциаций, свобода слова, а также право на труд и достойную жизнь. Перед Церковью стоит задача защищать права человека по отношению ко всем людям и, кроме того, подчеркивать важность выполнения обязанностей в соответствии с принципом взаимности (Мф. 7, 12; Рим. 13, 8). 9. Следует продолжать дискуссию о ценности человеческой личности, о правах и обязанностях человека между нашими Церквами. В ходе наших дискуссий возник также вопрос о власти и о применении силы. Нам необходимо изучать эту проблематику более подробно на последующих богословских собеседованиях.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208348...

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Закрыть itemscope itemtype="" > О красоте человеческих лиц Небольшой экскурс в «лицеграфию» 22.03.2012 1271 Время на чтение 4 минуты У замечательного русского поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «О красоте человеческих лиц». Поэт вложил в него своё представление о внутренней душевной красоте человека, которая угадывается и непременно отражается в его лице, что есть видимая часть его скрытого мира - чувственного, эмоционального, духовного. Лицо человека может очень многое сказать о его обладателе, и как бы ни пытался он им играть - слов из песни не выкинешь... Уже давно замечено: каждая эпоха, каждое новое поколение - это новая галерея лиц с различной «вместимостью», за которой угадывается тональность времени, ритм событий, высота устремлений и многое другое, что не может передать ни один письменный документ. Не забираясь в дебри истории, сравните, к примеру, фотографии лиц разных людей до октябрьского переворота и газетные фото «победителей» 20-30-х годов и откройте для себя «Россию, которую мы потеряли». Прекрасные, напоённые внутренней красотой, чистые и одухотворенные лица - там, и плакатные портреты с пустыми глазами - здесь. Внутреннее содержание, как говорится, НА ЛИЦО. Лицо вбирает в себя и как в зеркале отображает духовно-нравственный потенциал его носителя, оно свидетельствует о гармонии мыслей и чувств или душевном разладе, внутреннем дискомфорте. Но как часто в жизни мы обманываемся, пленяясь кукольной смазливостью, подложной красивостью и гибнем, бездарно растрачивая себя в водовороте пустопорожних страстей. Особенно верно это сегодня, когда рыночная индустрия (ТВ, СМИ, «жёлтые» журналы) навязывают некий «модельный стандарт» лица-маски - бездушной, холодной, отчуждённой. Посмотрите на лица «покорителей» мира сего - новый класс богатеев-миллионщиков. Деньги уродуют человека, изымая естество, но вкладывают пресыщенное самодовольство, циничную показную самоуверенность и мертвенный взгляд. А вот череда лиц, приклеенных рыночной раскруткой к длинной шеренге поп-секс-звёзд,- величин различных объёмов, мастей и колеров: очень редко да промелькнёт в них простодушное удивление и добрая естественная улыбка: жанр обязывает казаться чем угодно - только не самим собой. Естественная самоценность человеческого лица, его индивидуальная неповторимость, обесцениваются до нулевой отметки: их заменяет вульгарная грим-маска, призывающая познать все грешные удовольствия падшего мира...

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/23/...

  Слово в Неделю о мытаре и фарисее Божественная Литургия 4 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня наш путь повернул к Великому Посту, и со вчерашнего дня в храме уже звучит Постная Триодь - книга, которую надо иметь каждому православному христианину, потому что в ней сказаны самые главные слова о покаянии. Грубый грех совершаем мы, пропуская воскресную всенощную, хотя это твердое правило и древняя заповедь. А тем более, - пропуская воскресную службу в дни, когда Церковь готовит нас к покаянию. И прежде всего, как основание покаяния, как то, что должно сопутствовать нам в течение всей нашей жизни, сегодня Церковь ставит перед нами пример молитвы людей, которые пришли помолиться в храм так же, как приходим и мы с вами. Один из них фарисей, другой - мытарь. То, что сказано об этих людях в Евангелии, может приводить в недоумение человека, не знающего сути христианской жизни. Один из них, наверное, блудник, а, может быть, и вор, и вообще неизвестно, какими грехами он согрешает (по крайней мере, со стороны это увидеть невозможно), но он уходит из храма оправданным. Другой человек - знаток Божьего Закона (и не на словах только, не теоретически, а и посты твердо соблюдает, и молится Богу, и добрые дела творит, и от своего имения раздает нуждающимся) - уходит из храма осужденным. Что же происходит в мире? Что происходит в Церкви? С самого начала Господь предупреждает нас о том, что есть такая болезнь в роде человеческом, которая называется " фарисейство " . Эта болезнь - самая страшная, на самом деле, и самая опасная, даже для Церкви. Она прогрессирует в роде человеческом из поколения в поколение. И в личном, в индивидуальном плане такая болезнь, как фарисейство, является источником всех искажений, какие только могут быть в жизни человека, потому что это - устремленность, прежде всего, к самоправедности. Устремление к самоправедности в общественном плане приводит к чудовищным последствиям и к оправданию самых страшных преступлений общества. Фарисейскою моралью мы подведены к тем событиям, которые переживаем в наши дни и которые еще более зловеще раскроются в скором будущем. Бездна, которая раскрывается перед человечеством, и особенно перед нашим бедным российским народом, может быть объяснена только этим. Страшно то состояние, в котором находятся сегодня люди, но одновременно они не желают признать над собою суда Божия и еще более утверждаются в своей самодостаточности.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_6....

Закрыть Наиболее значимые события в 2022 году И о напутствии на 2023-й год для каждого из нас 27.12.2022 541 Время на чтение 4 минуты Фото: narodsobor.ru Первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, политический философ Александр Щипков в интервью Патриархия.ru подвел главные итоги уходящего 2022 года. Главным событием, по мнению Александра Щипкова, можно считать выступление Святейшего Патриарха Кирилла, которое открыло пленарное заседание XXIV Всемирного русского народного собора 25 октября 2022 года: «Тему очередного Собора Патриарх определил почти три года назад — " Православие и мир в XXI веке " , но " ковидные времена " откладывали ее обсуждение. В XXIV Соборе традиционно принимали участие представители традиционных конфессий России, разных политических сил и всех сфер общества в целом. И объединяющая речь Предстоятеля Русской Православной Церкви осветила самую суть происходящих в стране и мире событий. Патриарх говорил о традиции, которая означает передачу из поколения в поколение ценностей, необходимых для устойчивости народа, о духовном опыте множества поколений, отраженном в культурной матрице. Западная секулярная идеология совершила покушение на устройство мира, в котором основой жизни всегда была преемственность, почеркнул Его Святейшество. Она теснит духовные представления большинства людей о ходе человеческой истории, грозит запретом на индивидуальное проявление религиозности, которая может оказаться изгнанной из общественного пространства и помещена в " гетто " ». В своей речи Святейший подверг критике и глобализацию — проект мирового всеединства, который разрушает многовековые культурные слои, и трансгуманизм, наметивший радикальные изменения человеческой природы. Глобальный мир Патриарх Кирилл назвал ареной для добывания денег, убивающей духовную сущность человека. Церковь же, как он сказал, дает различение добра и зла, и потому роль ее в противостоянии секуляризму, трансгуманизму, глобализации огромна, и потому к ней враждебно настроен запад», — подчеркивает слова Патриарха Александр Щипков .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/na...

Истина бытия Божия Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью Речь, произнесенная и д инспектора Санкт-Петербургской духовной академии иеромонахом Михаилом перед защитой диссертации на степень магистра богословия 3 апреля 1888 года Преосвященные архипастыри и милостивые государи! Православие, которое мы все исповедуем, имеет вселенское значение и призвание; мы веруем, что оно – кафолично. Но это – совсем не та внешняя кафоличность, которой гордится Римская Церковь и по которой она всеми способами завербовывает себе последователей на всех концах земного шара. По началам нашей Церкви внешняя ее распространенность должна быть лишь выражением внутреннего ее роста, проявлением внутренней ее силы, на которые и должно быть главнее всего устремлено внимание ее членов. Вся красота должна быть внутри нас: тогда только она воистину спасет тех, которые по милости Бога становятся способными пленяться ею. Но наша кафоличность с другой стороны, и не такова, как та, к которой, по-видимому, идет протестантство и по которой оно внутренние основы веры отдает на произвол отдельных лиц, представляя каждому свободно толковать Христово учение, как ему угодно, как требует его индивидуальная природа, его наличное душевное состояние – и уровень его образования. Мы твердо держимся того, что исповедание веры никогда не должно принижаться до личных желаний всякого отдельного человека, никогда не должно видоизменяться и искажаться по личному нашему усмотрению. Мы никак не можем желать такой кафоличности, по которой наше учение перетолковывалось бы всей вселенной на всевозможные лады до полной неузнаваемости. Наоборот, по началам нашей Церкви, всякий должен сам дорастать до того, сам приспособляться к тому, что провозгласила вся Церковь , как свой догмат. Наша кафоличность в том, что исповедание нашей веры вполне соответствует тому внутреннему истинному человеку, который как образ Божий, как отпечаток неба таится внутри каждого, когда бы он ни жил, где бы он ни находился, как бы низко ни пал, как бы мало образован он ни был. Кто возжег в себе искру истинной человечности, кто живет духом, волнуется и движется высшими стремлениями и чаяниями сердца, кто решил прояснить себе весь этот свой духовный мир, для того православное исповедание веры будет совершенно своим, родным, будет соответствовать тому, что им переживается внутри, будет вполне пояснять и осмысливать его. И наоборот, кто принял православное исповедание и будет искренно и самоотверженно стремиться к тому, чтобы возвыситься до него своим разумом, своим настроением, всем порядком своей внутренней и внешней жизни, тот через это самое вступит на путь истинно-человеческой жизни, даст возможность расцвесть своей истинной идеальной природе. Вот в чем наша кафоличность: все могут, все должны принять православное учение, если хотят быть истинно людьми и осмыслить свою истинную человечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Сергий Якимов Суеверие и гадание есть грех " decoding="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Причем, в последнее время появились так называемые околоцерковные суеверия. Многим прихожанам больше нравится доверять устным источникам информации – нашим бабушкам. Предрассудки, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, объясняются недостатком знания о них. Заблуждения людей усугубляются, когда они занимаются гаданием или изучением гороскопов. О том, как важно православному христианину не поддаться суевериям, а тем более гадать в Святочные дни, об этом мы беседуем с членом миссионерского отдела Московской епархии настоятелем храма преп. Сергия Радонежского священником Сергием Якимовым. Что такое суеверие? Под суеверием необходимо понимать любую форму ложных верований. Исторический опыт убеждает нас в том, что человеческие общества и отдельные его представители всегда были подвержены религиозным, моральным и прочим заблуждениям. Массовым суевериям противостояли аристократы духа — гении святости и гении высокого творчества. Обличая человеческие заблуждения, они ставили вопрос об истине и путях ее достижения. В обывательской среде вопрошание: “ Что есть истина ?” – за долгие века человеческих исканий превращается в трюизм , но, несмотря на это, индивидуальная борьба за высшую правду продолжает сдерживать мировые силы зла. Несомненно, вопрос об истине множество раз в истории решался концептуально, но по-прежнему этот вопрос неразрешен для каждой личности в отдельности. “ Истина не дается нам так, как даются камни и вещи этого мира. ” Одно дело содержать в памяти закрепленное традицией учение об Истине и соглашаться с ним, другое дело иметь в сердце саму Истину. Одно дело знать «книжного» Христа, другое — знать Его в живом опыте встречи. Дисбаланс внешнего знания и внутреннего опыта приводит к суеверию и составляет проблему, значимость которой обсуждается не только христианами, но даже такими представителями безрелигиозной психологии, как Эрих Фром и Аниэла Яффе. Эти исследователи убеждены в том, что дисбаланс внешнего знания и внутреннего опыта свидетельствуют о разладе сознания и подсознания человека и приводит к серьезным психическим расстройствам.

http://sueverie.net/sueverie-i-gadanie-e...

УЧЕБНИК ЖИЗНИ Священник Артемий Владимиров [ < < назад вперед > > к оглавлению ] X. НАШ ЯЗЫК И НАШЕ СЛОВО      Личность каждого из нас своеобразна и, более того, неповторима. Казалось бы, все имеют душу и тело, сыщется немало схожих друг с другом людей, но все-таки... Внешность, осанка, манера одеваться всегда индивидуальны, а особенно - наш язык, речь, слово.      Скажи мне несколько слов, и я многое расскажу тебе о твоей душе. Действительно, наше слово волей-неволей обнаруживает то, что сокрыто глубоко в сердце, или, как сказано в Евангелии, " от избытка сердца говорят уста " . В чем же здесь загадка?      Давайте попытаемся исследовать, где рождается в человеке слово. Принято считать таким родоначальником ум, хотя Библия свидетельствует о тесной связи ума с сердцем и не сводит первый лишь к деятельности рассудка. Порожденная умом мысль соприсутствует ему; всякому ведомо, что мысли живут в нас, рождаясь и сменяя одна другую, побуждают ум к внутренней деятельности. Но вот мысль становится словом. Мысль воплощенная, облачившаяся в звуковые или буквенные одежды, есть слово. Слово, исходя из нас и входя в сердце слушающего или читающего, продолжает жить в нас. Сказав или написав, мы ничего не теряем, в то время как воспринимающий наше слово, очевидно, приобретает. При этом слово исполнено некоей духовной силы, источник которой - наше сердце. Эту силу всякий внимающий слову ощущает и осознает. Говорят, что дар слова особенно уподобляет человека своему Создателю Богу. Тайна Божественной Троицы находит свое отражение в человеческой душе. Безначальный Отец (Ум) от вечности порождает Сына (Мысль), который стал человеком, воплотился и именуется в Библии Словом. Третье же Лицо Троицы - Дух Святой. Он исходит от Отца и почивает на Сыне. Наподобие этого и наш ум, конечно, ограниченный и слабый, рождает мысль, которая по воплощении именуется словом. Каждому слову соответствует духовная сила, что исходит от ума, тесно связанного, по Библии, с этим сердцем.      Кратко сказать, слово обнаруживает тайны ума и сердца. Слово раскрывает образ мыслей человека. Слово свидетельствует о том, какая сила, добрая или злая, живет в человеческой душе.

http://zavet.ru/book/07deti/001/010.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010