Годы безбожного лихолетья не обошли стороной Серафимовский храм. Богослужения были прерваны в 1937 году. Храм лишился пятиглавия и шатровой звонницы. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году богослужения в храме были возобновлены и продолжались до 1956 года. В 1959-1960 годах храм перестраивают под музыкальную школу имени Глинки. Возрождение церковной жизни Свято-Серафимовской общины началось в 1993 году, когда начали совершаться богослужения в западной одноэтажной части здания музыкальной школы. Постепенно здание храма стало воссоздаваться. Проект воссоздания храма в изначальном виде был выполнен архитектором Б. А. Райченковым. В 1995 году начались строительные работы. В этом же году в храм была перенесена храмовая икона преподобного Серафима Саровского, которая после закрытия храма находилась в Ростовском кафедральном соборе. С марта 1996 по август 2003 г. архитектурный ансамбль Свято-Серафимовской церкви с шатровой колокольней был полностью восстановлен. Замечательно, что к 100-летию прославления преп. Серафима Саровского завершено и восстановление интерьеров храма. Епархиальной иконописной мастерской выполнены иконы для трехъярусного иконостаса, завершено его золочение. При храме расположен Епархиальный отдел по социальному служению и церковной благотворительности. Работает ежедневная благотворительная столовая, открыта воскресная школа. В 2005 году начал свою работу Епархиальный кризисно-реабилитационный центр. На приходе работает Епархиальное сестричество им.прп.Серафима Саровского, школа будущих матерей. Клирики прихода посещают клинический военный госпиталь, детский приют «Надежда», женскую консультацию роддома 5. Источник: Православные жители станицы Гниловской одними из первых в России в 1904 году начали возводить храм во имя преподобного Серафима Саровского, оказывавшего огромное благодетельное влияние на русский народ. За год им удалось собрать средства, достаточные для составления необходимого проекта здания будущей церкви. К концу 1905 года опытный ростовский зодчий Козлов заказ исполнил.

http://sobory.ru/article/?object=10455

Тема «Беседническое движение в РПЦ» выбрана не случайно. В настоящее время внимание многих церковных людей направлено на изучение мирянских движений в Церкви. Заволжские подвижники благочестия, или, как их называют, беседники, являясь одним из таких движений, существуют уже около двухсот лет. Но широкая известность к ним стала приходить лишь в последнее десятилетие. Во многом такой возрастающий интерес связан с тем, что, по утверждению самих движенцев, традиция беседников начинается с преп. Серафима Саровского, одного из самых чтимых и наиболее таинственных русских святых. Имя святого, как известно, получило и продолжает получать особое прославление после возвращения его мощей в Дивеево в 1991 году. Однако до сих пор отношение к беседникам не однозначное: начиная от полного неприятия с навешиванием ярлыка сектантов до чрезмерного нетрезвенного восхваления. Наша работа не будет иметь полемический характер, мы не собираемся занимать ни апологетическую точку зрения, ни осудительную. Наша задача состоит в том, чтобы приблизиться к пониманию сути процессов, происходящих в движении. При этом мы не будем вносить в работу большой описательный и фактический материал. Обширные исторические данные представлены в книгах о. Павла Алексахина, недавно почившего руководителя беседников, а также в дипломной работе выпускника Самарской Духовной Семинарии протоиерея Бориса Якубовского 1 .   Часть 1. Краткая история беседнического движения 1.1.  Истоки Считается, что движение беседников восходит прямо к преп. Серафиму Саровскому. Согласно исследованиям Кирилла Серебренитского 2 можно обнаружить связь между заволжским православным беседничеством и учением афонских исихастов VII–VIII века. Традиция исихазма распространялась на Руси через преп. Антония и Феодосия Печерских (ранняя ветвь) и преп. Нила Сорского и Паисия Величковского (поздняя ветвь) 3 . Преп. Серафим Саровский является учеником саровских подвижников Пахомия, Иосифа и Исайи 4 . Когда Прохор Мошнин (в будущем о. Серафим) совершал паломничество в Киев, он от старца Досифея получил благословение идти в Саров. Старец Досифей имел общение с преп. Паисием Величковским 5 . Подвиг и особенность служения преп. Серафима заключается в том, что он начал учить исихии мирян и передавать сугубо монашескую традицию людям семейным и хозяйственным. Известно, что к преп. Серафиму ходили тысячи людей разных сословий.

http://bogoslov.ru/article/2764753

К 1937 году храм оставался единственным православным храмом не только в Болотнинском районе, но и в окружающих районах Томской, Новосибирской и Кемеровской областей. Накануне престольного праздника 30 июня 1937 года за отказ от передачи храма властям были арестованы настоятель храма священник Пётр Манойленко, староста Василий Баннов и псаломщик Демьян Литвинов. По приговору особой тройки НКВД мученики были расстреляны 14 августа 1937 года. После этого храм был закрыт и разграблен (распоряжение Облисполкома за о закрытии церкви вышло позже, 9 апреля 1940 г). В закрытом храме размещался клуб, затем зерносклад. Несмотря на запустение, кресты стоят на всех главах до сих пор. Сохранилось немного икон и церковной утвари. Церковь как памятник архитектуры была взята под государственную охрану. С момента постановки церкви под гос. охрану национально-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия проводились мероприятия по восстановлению церкви как памятника архитектуры, были выделены средства на первоочередные противоаварийные работы. В 1988 году архитектором С.Н. Богомазовой были выполнены обмеры. Но при недостаточности средств мероприятия по восстановлению храма были прекращены. После празднования Тысячелетия Крещения Руси, 19 января 1989 года церковь была передана Новосибирской епархии. С 2000 года начались работы по восстановлению храма при участии Регионального общественного фонда воздействия восстановлению церкви во имя преп. Серафима Саровского (председатель РОФ «Сибирские Кижи» И.А. Андрикенус), при поддержке прихода во имя Серафима Саровского, настоятелем которого является священник Анатолий Рублёв. Авторы проекта ремонта и реставрации храма - архитектор А.И. Лыкова, конструктор – С.М. Клепиков. Источник: сайт Искитимской епархии Новосибирской митрополии 1 августа 2014 года исполнилось 100 лет со дня завершения строительства и освящения храма во имя Святого Серафима Саровского в селе Турнаево Болотнинского района – памятника деревянного зодчества. К этой дате Новосибирской епархией был выпущен буклет, в котором описана история создания храма и его последующей жизни. В буклете есть три любопытных строчки: «В августе 2003 года началась реставрация Серафимо-Турнаевского храма, которая к настоящему времени успешно завершена». Что же это за реставрация такая, которую авторы удостоили целых трёх строк?

http://sobory.ru/article/?object=23049

В Кунцеве уже давно организовывали митинги и сбор подписей о закрытии храма. Состоялось заседание пленума Кунцевского горсовета. На нем было решено прекратить деятельность прихода. Около месяца прихожане не знали об этом, пока приходской совет не решил отправить запрос в Кунцевский горсовет с просьбой подтвердить или развеять слухи об участи храма. В том же 1929 г. состоялось заседание президиума Моссовета, на котором также было постановлено закрыть храм. Прихожане обращались с заявлением о пересмотре дела во ВЦИК, но оно не было удовлетворено. Храм был закрыт. Однако приход не распался, а присоединился к храму в честь Нерукотворного Образа Спаса на Сетуни. Трагическая судьба постигла священнослужителей и некоторых прихожан храма преп. Серафима Саровского в Кунцеве. Первый настоятель храма – протоиерей Александр Владимирович Русинов. Родился он в 1878 г. Был настоятелем храма с 1907 по 1922 г. На его долю выпали работы по постройке храма, и тяжелые годы революционной власти. В 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских. Второй настоятель – иерей Сергий Фелицын. Возглавил церковь преп. Серафима Саровского в 1926 году. В 1937 г. он был арестован в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни и расстрелян вместе с диаконом В.И.Краснокутским и ещё одним церковнослужителем, имя которого пока не известно. С.Н.Фелицын вместе Краснокутским были прославлены, как новомученики и исповедники российские. После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия. Во время Великой Отечественной войны на территории обители был полигон для аэростатов. За годы советской власти храм подвергся следующим перестройкам: были уничтожены все главы; сломана алтарная апсида, входной тамбур и два боковых крыльца; здание было разделено на два этажа; окна четверика заделаны, а с юга и севера на втором этаже пробиты новые, маленькие; для прохода на второй этаж с юга снаружи пристроена крытая деревянная лестница; с запада, севера и востока храм был полностью облеплен одно- и двухэтажными каменными пристройками. К 1993 году в храме уже никакого производства не было. Внутри - полный разгром и разорение. В ободранном доме узнать церковь было невозможно.

http://sobory.ru/article/?object=04755

Но молитва эта, только тогда может быть сильной и действенной, когда она творится не одними лишь устами, внешне и формально, а  умом и сердцем . Такую умно-сердечную молитву преп. Серафим называет «непобедимой победой». В пример такой молитвы он приводит ветхозаветного праведника Моисея, который, «ходя по полкам, безмолвно молился  сердцем , и Господь сказал Моисею: «Моисее, Моисее, что вопиеши ко Мне?» Когда же Моисей воздвигал руки свои на молитву, тогда побеждал Амалика... Вот что есть молитва . Это – непобедимая победа» . И мы, по учению преп. Серафима, подвизаясь в умно-сердечной молитве, сможем побеждать «мысленного Амалика», то есть греховные страсти и врагов нашего спасения. Особенно важным считал преподобный держать в устах и в сердце ту великую молитву, которая завещана всем нам христианам еще от времен древнехристианского подвижничества. Это так называемая  молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» . «Призовем Имя Господне – и спасемся!» любил говорить преподобный Серафим. Самой характерной и глубоко поучительной для нас чертой в преподобном Серафиме была его пламенная ревность . Оправдывая свое имя  «Серафим» , что значит «пламенный», он весь пламенел в молитве и в подвигах Богоугождения, уподобляясь пламенным серафимам, непрестанно предстоящим престолу Божию и восхваляющим Господа. Эта пламенная ревность есть главный залог успеха в христианской жизни. Не нужны Господу люди вялые, с теплохладным сердцем. Пришедши на землю воплотившийся Сын Божий в следующих словах, как учат нас святые отцы, молил Бога Отца о даровании Своим последователям-христианам этой огненной ревности:  «Огнь пришел Я низвести на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»   ( Лук. 12, 49 ). Другой важной и назидательной для нас чертой в преп. Серафиме было то, что его подвиг сопрягался всегда с  кротостью и глубоким смирением и послушанием . В этом отношении он следовал высочайшему примеру Самого Подвигоположника-Христа, Который  смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя   ( Филип. 2,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Серафим Саровский – один из признанных духовных лидеров нашего государства, считает Радий Илькаев. По его мнению, история России имеет православные корни, а Православная Церковь сыграла важную роль в становлении российской государственности; наша страна должна заботиться о духовном здоровье своего народа. Илькаев считает, что закрытость города не помешает достойно провести праздник. Количество гостей, которые смогут въехать в Саров, будет определяться Ядерным Центром, исходя из критериев обеспечения национальной безопасности России. Кульминационным событием торжеств будет освящение Патриархом Алексием II храма во имя преподобного Серафима Саровского – одного из немногих храмов, сохранившихся на территории монастыря. До недавнего времени в нем располагался городской драматический театр. В настоящее время в Сарове строится новое здание театра, в которое предполагается перевести труппу. Храм был выстроен в 1897-1903 годах над кельей преп. Серафима. Когда храм приспосабливали под театр, келья была сломана, а купола сбиты. Храм Серафима Саровского передан Церкви в бесплатное бессрочное пользование, но как памятник культуры он остается собственностью государства. Сейчас реставрация идет полным ходом: перестелена крыша, восстановлены купола, ведется работа по внутренней отделке храма. Во время реставрационных работах в храме был найден фундамент кельи преподобного Серафима, после чего организационным комитетом было принято решение ее воссоздать. Планируется восстановить иконостас и подготовить храм к освящению и проведению регулярных богослужений. С середины апреля более 60 иконописцев начнут работы по внутренней росписи храма. В будущем Церковь планирует восстановить Саровскую обитель в качестве действующего монастыря с передачей всех зданий, входящих в монастырский комплекс. После торжеств 1903 года Саровский монастырь стал одним из самых известных в России. Увеличился приток паломников, который не уменьшался даже с приходом советской власти. Монастырь был закрыт в 1927 году. На основе комплекса монастырских зданий была организована Детская исправительная колония, которая просуществовала до 1938 года. С началом Второй мировой войны в Сарове было организованно оборонное предприятия и появился рабочий поселок. В 1946 году это место было выбрано для проведения работ по созданию ядерного оружия. Поселок был объявлен закрытой территорией и получил название КБ-11 (почтовый адрес – Арзамас-16).

http://religare.ru/2_2862.html

В 1870 г. игумен Дамаскин на месте прежнего своего уединения задумал устроить скит во имя Коневской (Акафистной) иконы. Ею в 1393 г. благословили на Афоне Преп. Арсения на основание в северных пределах Руси монастыря во имя Пресвятой Богородицы. Особенностью иконы являются два голубиных птенца, которых держит Богомладенец - очистительная жертва за младенца мужского пола. Преп. Арсений основал Коневский монастырь, от которого икона получила свое имя. Она особо почиталась в С.- Петербурге, Новгороде, Приладожье. С 1956 г. чудотворный образ находится в соборе Ново-Валаамского монастыря. Бывшая в скиту копия этой иконы утеряна. Проект деревянной церкви на скалистом мысу между озерами Игуменским и Мустаярви составил Е И. Карпов. Скромный одноглавый храм с колокольней над притвором, самый маленький на Валааме, встал рядом с двумя избами-кельями. На праздники приезжал служить с близкого Порфирьевского острова схиигумен Федор, живший на нем в уединении 15 лет. С соседних островов на Порфирьевский он возил землю, носил до 150 ведер воды для поливки разведенных им сада и огорода, а остальное время славил Бога в часовне во имя Преп. Серафима Саровского. О службе о. Федора и о. Николая в Коневском скиту писал Б. К. Зайцев. В середине 1950-х годов строения Коневского скита были разобраны до фундаментов. Церковь была перевезена на Центральную усадьбу и приспособлена под кормокухню для свинарника. Позже оскверненная святыня была почти полностью уничтожена пожаром. Официальный сайт Валаамского монастыря На Валааме каждый скит имеет свой неповторимый облик. Коневский скит, расположенный в полукилометре к северу от горы Елеон, на берегу трёх соединённых между собой внутренних озёр, - самый маленький, тихий, уютный. Здесь никогда не было многолюдно. Число его братии не превышало трёх человек: старца и 1-2 послушников. Церковь скита, установленная на живописном мысу между двух озёр, была перестроена по проекту архитектора Г. И. Карпова из часовни, находившейся прежде на Предтеченском острове. Главным украшением этой церковки стала её гаромоничная вписанность в окружающий пейзаж, когда скромность, ненавязчивость архитектурных форм ещё более подчёркивает лиричность, редкую для сурового Валаама задушевность этого уголка острова. Освящена церковь была игуменом Дамаскиным в 1870 году в честь Коневской иконы Божией Матери, которая была привезена с Афона в конце XIV века новгородским иноком Арсением и особое почитание получила в Приладожье. Имея при себе этот благодатный образ, прп. Арсений в 1393 году согласно одному из списков его жития посетил Валаам, где застал " многолюдное иноческое братство " . С Валаама он поплыл дальше, но внезапная буря прибила его лодку к безлюдному острову Коневец. Арсений, повинуясь воле Божией, остался на Коневце, где положил начало монашеской обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. И монастырь, и чудотворный образ Матери Божией стали с тех пор именоваться " Коневскими " .

http://sobory.ru/article/?object=09544

Кто-нибудь скажет, – да что же это за нанизывание событий и чудес, неужели уж так все это одновременно и на деле происходило? Да, одновременно! Да, почти с 1-го июля и до 21-го в течение трех недель в Сарове было одно сплошное чудо, только смена одного необычайного события другим еще более поразительным. Всего не описать никакому перу, а здесь пред читателем лишь слабый, ничтожный отголосок того, что было в действительности. 18 июля – 6 час. вечера; гулкий колокол Саровской пустыни возвестил, что наступило время первого всенощного бдения в честь преп. Саровского чудотворца. – Бдение совершает высокопреосвященный митрополит Петербургский Антоний с тремя иерархами Казанским, Нижегородским и Тамбовским; двенадцать архимандритов и десять протоиереев сослужат архиерейскому Собору. К началу всенощного бдения прибыл в собор Государь император с Государынею Императрицею – Матушкою Марией Феодоровной и Супругою Императрицею Александрою Феодоровной. Бдение стройно обычным порядком идет до литии. Во время литийных стихир начинается крестный ход за мощами преп. Серафима в Зосимину церковь , потом с мощами св. угодника вокруг Успенского главного собора Саровского и наконец следует внесение их в этот собор. Государь Император впереди всех изволил нести массивную «колоду» – со св. мощами... И вносит в собор и поставляет ее среди собора... И становится рядом с нею и рядом со св. ракою и великолепную сению, которую Он принес в дар преподобному. И снова молится... Снова Царь молится за свою св. Русь, имея рядом такую великую опору Державы Своей – цельбоносные мощи нового Чудотворца Русского. И велика та молитва Его... «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания израильтян, и воздвиг руки свои к небу, и сказал. Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим... Призри на молитву раба Твоего и на прошение Его, Господи Боже мой, услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне... Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: Мое имя будет там; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй»... (3 Ц. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Не будем забывать, что за 12 лет, прошедших со дня второго обретения мощей преподобного Серафима, его имя связано с тем церковным возрождением, свидетелями которого мы являемся. Почитание преподобного наглядно выражается в том, что от 10 до 20 тысяч паломников ежегодно приезжают в Дивеево поклониться его мощам в день памяти святого. В этом году паломников будет значительно больше. Называют разные цифры – от 25 до 100 тысяч и даже более. Назвать более точную цифру сложно; я думаю, будет около 70 тысяч человек. Какова роль государства в торжествах? Это сложный вопрос, и на него есть по крайней мере два ответа. Прежде всего, стоит вспомнить, как готовилась канонизация преподобного Серафима в 1903 году. Мы знаем, что роль главы государства – императора Николая II – была очень значительной в подготовке канонизации. Сегодня в участии государственной власти я вижу знак преемственности и желание строить новую российскую государственность, опираясь на те духовные основания и православные святыни, которые были значимы для России в прошлом. Есть и другой, практический, аспект в участии государства. Один из двух центров празднования – Саров – является закрытым городом, и в ближайшее время его открывать не будут. Без участия администрации города и Федерального ядерного центра как градообразующего предприятия невозможно даже попасть на территорию Сарова. Участие властей помогает оперативно решить возникающие проблемы, а их немало. Комплекс монастырских зданий в Сарове все еще находится в ведении Ядерного центра и города. Одно из зданий, храм преп. Серафима Саровского, освящённый 100 лет назад над кельей преподобного, и прилегающее здание трапезной возвращено Церкви, но это связано со строительством нового здания для размещавшегося в храме театра. Есть и другие социальные, организационные проблемы, в решении которых без помощи государства не обойтись. Когда я говорю " государство " , я имею в виду все уровни власти, вплоть до районного. Кто принимал решение об участии президента в торжествах?

http://religare.ru/2_4800.html

Вскоре Варнава был посвящен в иеродиакона. В 1921 году, 11 сентября, митрополит Вениамин рукоположил отца Варнаву в иеромонаха. Вместе с пастырской деятельностью он занимался и экономическими вопросами, связанными с хозяйственными нуждами. Здесь ему пригодился прежний предпринимательский опыт. Приблизительно в 1926-27 годах отец Варнава облекся в великую схиму и получил новое имяСерафим, в честь преп. Серафима Саровского. Вскоре на общем собрании обители он был избран духовным руководителем Лавры. Рассказывают, что в 1927 году отец Серафим предсказал архиепископу Алексию (Симанскому) будущее посвящение в Патриарха. Дар прозорливости не раз проявлялся в отце Серафиме и по отношению к прочим людям, в том числе простым, искавшим у него совета и благословения. Кроме того, он возвещал о грядущем усилении гонений на Церковь, что и произошло. Через три года служения в должности духовника здоровье отца Серафима серьезно подпортилось. Сказались долгие пребывания в холоде, стояние на ледяном полу во время богослужения. Какое-то время он пытался скрывать свою болезнь, продолжал исполнять пастырский долг. Между тем состояние здоровья ухудшалось. А однажды он даже не смог подняться с постели. В 1930 году, по благословению митрополита Серафима (Чичагова), он перебрался на жительство и служение в Вырицу. Тамошний климат лучше соответствовал его немощному состоянию. Вместе с ним, также с благословения митрополита, в Вырицу переселилась схимонахиня Серафима (Ольга Ивановна Муравьева) и двенадцатилетняя послушница Маргарита, их внучка. Отныне главное послушание двух этих близких страдальцу людей заключалось в уходе за ним. Между тем к старцу тянулось огромное множество людей. Родные и близкие, опасаясь за его здоровье, хотели было ограничить круг общения, но он категорически заявил, что покуда хватит сил, будет принимать тех, кто имеет в этом нужду. Более того, отец Серафим, несмотря на физическую слабость, старался не ослаблять бдение, молитву и пост. Священнослужители местной Церкви еженедельно причащали его Святых Христовых Таинств. Примерно в 1935 году Вырицкий пастырь принял на себя подвиг молитвы на камне, в подражание святому Серафиму Саровскому. Делал он это по мере возможности и сил, когда позволяло здоровье. После же того как Советский Союз вступил в войну с фашисткой Германией, отец Серафим стал молиться на камне ежедневно.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010