С авг. 1892г. до окт. 1913г. о. Философ являлся настоятелем храма во имя прмч. Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг. При его содействии с 1895 года при Экспедиции были открыты читальня и техническая средняя школа под его заведыванием, где он был также и законоучителем.   В апреле 1893 года о. Философ был избран гласным СПб. городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них – храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала 9 . Прот. Философ был не только талантливым организатором и администратором, но выдающимся священнослужителем, гармонично сочетавшим в своей пастырской деятельности дерзновенное творчество и традиционное благочестие. Его многочисленные проповеди  и статьи публицистического характера  печатались в Синодальных «Церковных  Ведомостях» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям» (1888–1918); в издаваемом СПб. Дух. академией «Церковном Вестнике» и в неофициальной его части (отд. ежемесячной книжке) – «Прибавлениях»; в  «Православном Обозрении»; в основанном им и 6 лет им редактируемого «СПБ. Духовном Вестнике», а также в «Православно-Русском Слове», в «Церковном Голосе», «Отдыхе Христианина», «Трезвой Жизни», «Воскресном Благовесте», цензором которых он являлся. В этих и многих других периодических изданиях  он неоднократно печатался.   Его проповеди в различных храмах Северной столицы в церковные праздники и по особенным, либо торжественным случаям; его семь резонансных проповедей в храмах Саровского монастыря при открытии мощей преп. Серафима Саровского , произнесенных по поручению митрополита Антония (Вадковского) в 1903 году, твердого сторонника канонизации преп. Серафима Саровского ; его слово на литургии перед отпеванием 23.12.1908 г. о. Иоанна Кронштадтского ; его выступления в Городской Думе, в том числе и в 1908 году, против превозношения личности графа Льва Толстого, навязывающего обществу идею «христианства» без Христа, принесли ему заслуженную славу не только как выдающегося проповедника, но и как крупного общественного деятеля  всероссийского масштаба.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

На следующий день, 19 июля позднюю литургию в Успенском Соборе совершали все присутствовавшие на торжестве преосвященные архиереи, в присутствии Государя, Государыней, всех других Высочайших особ и множества молящихся. На малом входе, при пении «Придите поклонимся», архимандриты подняли стоявший посредине Собора гроб со святыми мощами и обнесли его вокруг св. престола и затем положили в уготованную раку. По заомвонной молитве преосвященный Димитрий, архиепископ Казанский, произнес слово и за сим начался торжественный молебен преподобному Серафиму. После пения тропаря преподобному гроб со святыми мощами был вынут священнослужителями из раки и теперь уже открытый с крестным ходом понесен из Собора вокруг тех же монастырских церквей, что и накануне; Его Величество и Их Высочество также, как и накануне, принимали участие в несении гроба на носилках. Народ с таким же глубоким благоговением взирал на несомую святыню и опять так же, как и накануне вечером, из среды его слышались плач, рыдания и молитвенные воздыхания. По возвращении крестного хода в собор молебен преподобному закончился чтением Владыкою митрополитом молитвы преподобному и обычными многолетиями. Их Императорские Величества и Высочества, приложившись к св. мощам, вложенным опять в раку, вышли из Собора... Заключительным актом церковно-богослужебного торжества в честь и славу Серафима Саровского чудотворца, в эти знаменательные дни, было освящение сооруженных во имя преподобного храмов в самом Сарове над его келлиею и в Дивееве. Освящение первого храма совершено было высокопреосвященным Антонием, митрополитом С-Петербургским, 21-го июля, при чем в новоосвященный храм им принесены были из Успенского Собора на голове частицы святых мощей преп.Серафима. Освящение храма в Серафимо – Дивеевском монастыре совершено было 22 июля преосвященными Назарием, епископом Нижегородским. V Описанные нами торжества в честь преп.Серафима были не единственными в эти дни, а лишь центром целого ряда других, совершавшихся на пространстве всей православной России. Этими другими торжествами были всенощные бдения с литиями и величаниями преподобному Серафиму 18 июля и Божественные литургии с молебнами ему 19-го, совершенные в храмах если не всех селений, то несомненно всех градов и обителей православной России. Жаль только, что составленная к 19 июля особая служба преподобному, или по крайней мере тропарь и молитва ему не были обнародованы своевременно, хотя бы чрез издающаяся при Св. Синоде «Церковные Ведомости»; так что служба везде была общепреподобническая. В большинстве случаев пред богослужением освящались уже приготовленныя к этому разу иконы преподобного Серафима, пред которыми и совершались молебные пения и к которым прикладывались верующие, всюду собиравшиеся в огромном количестве; в некоторых храмах, особенно столичных и губернских городов, иконы преподобного были изготовлены, больших размеров, в драгоценных ризах и богатых киотах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Здесь кончаем мы сказание о прославлении преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и переходим к выяснению его догматического смысла и церковно-канонического значения в противодействие кривотолкам рационализма и неверия. Догматический смысл и церковно-каноническое значение торжества 19 июля Нельзя указать предельной грани в прославлении преподобного Серафима, начавшемся еще во дни его земной жизни, равно как невозможно исчислить и все формы, в которых проявлялось, проявляется и будет проявляться это прославление; но в этом необозримом океане славы угодника Божия есть пункт, остановившись на котором можно отчетливее представить себе это явление и уяснить его значение. Таким пунктом нужно назвать бывшее 19 июля торжество церковного прославления преподобного Серафима. Торжество это сугубое и слагается из двух актов: канонизации преподобного Серафима, или причтения его к лику святых и открытия честных мощей его. Первое состоит в том, что творимая Церковью «вечная память» об усопшем подвижнике Саровском, доселе выражавшаяся в молитве об упокоении души его, с 19-го июля стала молитвою к самому усопшему, а открытие святых мощей его – в том, что сокрытые доселе в земле (подспудом) останки ого изнесены из могилы и открыто предложены верующим для такого же поклонения им, какое мы воздаём животворящему кресту Христову и святым иконам. В настоящий раз оба эти акта совершены были одновременно и совместно, так что с внешней стороны едва ли удобно их разграничение; тем не менее это – два отдельные и самостоятельные акта, которые в других случаях, нередко, совершаются разновременно, на расстоянии иногда целых столетий один от другого. Поэтому и наша речь будет отдельною о каждом из них. I Если миллионами нужно считать таких, которые, как доселе с любовию вписывали имя раба Божия Иеромонаха Серафима в свои заупокойные помянники и служили об нем паннихиды, так и теперь с таким же усердием – с 19 июля начали и конечно не перестанут служить молебны ему, не об нем молиться, а просить его молитв о себе самих; то не мало конечно и таких, которые и доселе не знали и знать не хотели имени Серафима Саровского так и 19-го июля не принимали никакого молитвенного участия в Саровском торжестве и теперь не молятся преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

487  В начале печатания своих записок я имя его обозначил буквой В. он ещё жив был тогда, возлюбленный наш Старец, а о живых подвижниках благочестия не след нам, христианам, глаголати иначе, как прикровенно. – Примечание С.А. Нилуса. 490  Отец Варсонофий возвращался тогда к Оптину из Маньчжурской действующей армии, куда он был командирован в качестве священнослужителя в одну из частей. См. также примечание к беседе от 27 декабря 1909 г. 492  Тихонова пустынь (в 30 км от Калуги) была основана в XV b. преп. Тихоном Калужским (там доныне пребывают его мощи); славилась строгим уставом. Её посещала св. преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Обитель известна чудотворным источником, подобным источнику преп. Серафима Саровского . (Ныне возрождается.) 493  «Хибарками» на самом деле назывались пристройки к кельям старцев снаружи Скита. Здесь старцы принимали особ женского пола, которым входить в Скит воспрещалось. 494  Карцова родная сестра Е.Ю. Концевич), автор известной книги «Православное женское монашество». 495  Проповедь архиепископа Феофана Полтавского//Православная Русь. Свято-Троицкий монастырь: Джорданвиль, 1952. 499  Более подробно и развёрнуто эта поучительная история рассказана в духовном очерке Сергея Фомина под пространным названием: «О великом грешнике Павле Ильинове, послушнике Валаамского монастыря, Георгиевском кавалере, красном командире и питерском дворнике, чудесно исцелённом по молитвам батюшки Иоанна Кронштадтского и Оптинского старца Варсонофия». М.: Паломник, 2001. 501  Оптинского старца преп. Анатолия (Потапова), который в то время был духовником богомольцев; келья его располагалась при больничной Владимирской церкви. 502  Митрополит Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов; 1861–1934) в 1887 г., после университета, поступил послушником в Оптину к преп. Амвросию. В 1890 г. стал иеромонахом, а в 1901 г. – епископом. См. также примечание 249. 503  По-видимому, имеется в виду община (будущий монастырь) «Отрада и утешение» в Калужской губернии, Ферзиковском уезде, на реке Дугне – в 105–110 вёрстах от Оптиной Пустыни. Основана обитель в начале ХХ в. Софией Евгеньевной Гринёвой (будущей схиигуменией), духовной дочерью преп. Варсонофия, с отрочества посещавшей Оптину Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

487 В начало печатания своих записок я имя его обозначал буквою В.: он еще жив был тогда, возлюбленный наш Старец, а о живых подвижниках благочестия не след нам, христианам, глаголати иначе, как прикровенно. – Примеч. С. Л. Нилуса. 490 Отец Варсонофий возвращался тогда в Оптину из Манчьжурской действующей армии, куда он был командирован в качестве священнослужителя в одну из частей. См. также примеч. к беседе от 27 декабря 1909 г. 492 Тихонова пустынь (в 30 км от Калуги) была основана в XV в. преп. Тихоном Калужским (там доныне пребывают его мощи); славилась строгим уставом. Ее посещала св. преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна. Обитель известна чудотворным источником, подобным источнику преп. Серафима Саровского . (Ныне возрождается.) 493 «Хибарками» на самом деле назывались пристройки к келлиям старцев снаружи Скита. Здесь старцы принимали особ женского пола, которым входить в Скит воспрещалось. 494 Карпова (родная сестра Е. К. Концевич), автор известной книги «Православное женское монашество». 495 Проповедь архиепископа Феофана Полтавского//Православная Русь. Свято-Троицкий монастырь: Джорданвилль, 1952. 499 Более подробно и развернуто эта поучительная история рассказана в духовном очерке Сергея Фомина под пространным названием: «О великом грешнике Павле Ильинове, послушнике Валаамского монастыря, Георгиевском кавалере, красном командире и питерском дворнике, чудесно исцеленном по молитвам батюшки Иоанна Кронштадтского и Оптинского старца Варсонофия». М., Паломник, 2001. 501 Оптинского старца преп. Анатолия (Потапова), который в то время был духовником богомольцев; келлия его располагалась при больничной Владимирской церкви. 502 Митрополит Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов, 1861–1934) в 1887 г., после университета, поступил послушником в Оптину к преп. Амвросию. В 1890 г. стал иеромонахом, а в 1901 г. – епископом. См. также примеч. 249. 503 По-видимому, имеется в виду община (будущий монастырь) «Отрада и утешение» в Калужской губернии, Ферзиковском уезде, на реке Дугне – в 105–110 верстах от Оптиной Пустыни. Основана обитель в начале XX в. Софией Евгеньевной Гриневой (будущей схиигуменией), духовной дочерью преп. Варсонофия, с отрочества посещавшей Оптину Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В городе Мологе, Ярославской губернии, на городском кладбище, у алтаря церкви Всех Святых стоял простой мраморный памятник с обозначением имени Ивана Григорьевича Путилова. На обратной стороне было написано, что памятник воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Саров, где полагал начало монашеской жизни Тимофей, находился в то время в полном процветании. Уже тридцать семь лет жил там великий старец преп. Серафим, там же пребывал схимонах, носивший подвиг юродства, Марк, и там жил «на покое» восстановитель Валаама игумен Назарий. Строитель Саровский Исаия был тоже известен строгостью жизни. Тимофей имел тяжелое послушание в хлебне, а потом ходил за больным строителем о. Исаией; во время трехлетнего пребывания в Сарове Тимофей много пользовался наставлениями саровских старцев. Неизвестно почему, простившись с отцом, Тимофей не вернулся более в Саров, а его брат, оставшись там, стал впоследствии Саровским игуменом. Тимофей же поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. Вероятно, его привлекала близость Рославльских и Брянских лесов, где в то время спасалось много пустынножителей. К числу этих отшельников в 1811 году присоединился и Тимофей Иванович. В Рославльских лесах Тимофей Иванович провел десять лет. Он вручил себя руководству иеросхимонаха Афанасия. Этот мудрый старец, ученик преп. Паисия Величковского , пребывал постоянно в духовном трезвении и имел дар умной молитвы. Безпопечительность его о всем житейском была безгранична. Этим старцем и пострижен Тимофей Иванович в монашество с именем Моисея, в честь преп. Моисея Мурина. Это имя было дано ему по общей мысли пустынников за гостеприимство, которое с любовью оказывал преп. Моисей странникам, приходившим к пустынникам. Преподобный Моисей Мурин любил успокаивать странников. Пустынники, с которыми поселился в лесу преп. Моисей, ввосьмером жили в трех кельях. Место уединения их находилось в дачах помещика Броневского, в сорока верстах от Рославля, в пяти от сельца Якимовского, в семи от села Лугов и в тридцати от сельца Межова, на берегу лесной речки Богдачевки.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

В Кунцеве уже давно организовывали митинги и сбор подписей о закрытии храма. Состоялось заседание пленума Кунцевского горсовета. На нем было решено прекратить деятельность прихода. Около месяца прихожане не знали об этом, пока приходской совет не решил отправить запрос в Кунцевский горсовет с просьбой подтвердить или развеять слухи об участи храма. В том же 1929 г. состоялось заседание президиума Моссовета, на котором также было постановлено закрыть храм. Прихожане обращались с заявлением о пересмотре дела во ВЦИК, но оно не было удовлетворено. Храм был закрыт. Однако приход не распался, а присоединился к храму в честь Нерукотворного Образа Спаса на Сетуни. Трагическая судьба постигла священнослужителей и некоторых прихожан храма преп. Серафима Саровского в Кунцеве. Первый настоятель храма – протоиерей Александр Владимирович Русинов. Родился он в 1878 г. Был настоятелем храма с 1907 по 1922 г. На его долю выпали работы по постройке храма, и тяжелые годы революционной власти. В 1938 г. он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских. Второй настоятель – иерей Сергий Фелицын. Возглавил церковь преп. Серафима Саровского в 1926 году. В 1937 г. он был арестован в храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни и расстрелян вместе с диаконом В.И.Краснокутским и ещё одним церковнослужителем, имя которого пока не известно. С.Н.Фелицын вместе Краснокутским были прославлены, как новомученики и исповедники российские. После закрытия храма хозяева здания часто менялись. Сначала в нем помещались различные детские учреждения, потом производственные предприятия. Во время Великой Отечественной войны на территории обители был полигон для аэростатов. За годы советской власти храм подвергся следующим перестройкам: были уничтожены все главы; сломана алтарная апсида, входной тамбур и два боковых крыльца; здание было разделено на два этажа; окна четверика заделаны, а с юга и севера на втором этаже пробиты новые, маленькие; для прохода на второй этаж с юга снаружи пристроена крытая деревянная лестница; с запада, севера и востока храм был полностью облеплен одно- и двухэтажными каменными пристройками. К 1993 году в храме уже никакого производства не было. Внутри - полный разгром и разорение. В ободранном доме узнать церковь было невозможно.

http://sobory.ru/article/?object=04755

Но молитва эта, только тогда может быть сильной и действенной, когда она творится не одними лишь устами, внешне и формально, а  умом и сердцем . Такую умно-сердечную молитву преп. Серафим называет «непобедимой победой». В пример такой молитвы он приводит ветхозаветного праведника Моисея, который, «ходя по полкам, безмолвно молился  сердцем , и Господь сказал Моисею: «Моисее, Моисее, что вопиеши ко Мне?» Когда же Моисей воздвигал руки свои на молитву, тогда побеждал Амалика... Вот что есть молитва . Это – непобедимая победа» . И мы, по учению преп. Серафима, подвизаясь в умно-сердечной молитве, сможем побеждать «мысленного Амалика», то есть греховные страсти и врагов нашего спасения. Особенно важным считал преподобный держать в устах и в сердце ту великую молитву, которая завещана всем нам христианам еще от времен древнехристианского подвижничества. Это так называемая  молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» . «Призовем Имя Господне – и спасемся!» любил говорить преподобный Серафим. Самой характерной и глубоко поучительной для нас чертой в преподобном Серафиме была его пламенная ревность . Оправдывая свое имя  «Серафим» , что значит «пламенный», он весь пламенел в молитве и в подвигах Богоугождения, уподобляясь пламенным серафимам, непрестанно предстоящим престолу Божию и восхваляющим Господа. Эта пламенная ревность есть главный залог успеха в христианской жизни. Не нужны Господу люди вялые, с теплохладным сердцем. Пришедши на землю воплотившийся Сын Божий в следующих словах, как учат нас святые отцы, молил Бога Отца о даровании Своим последователям-христианам этой огненной ревности:  «Огнь пришел Я низвести на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся»   ( Лук. 12, 49 ). Другой важной и назидательной для нас чертой в преп. Серафиме было то, что его подвиг сопрягался всегда с  кротостью и глубоким смирением и послушанием . В этом отношении он следовал высочайшему примеру Самого Подвигоположника-Христа, Который  смирил Себя, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя   ( Филип. 2,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В это время он читал житие св. Серафима Саровского – раскрытая книга лежала у него на столе. В грустном раздумии Николай стал ходить по комнате. Но вдруг его озарила мысль: «Какой же я неверующий! Ведь св. Серафим Саровский и сейчас жив. Он у престола Святой Троицы. Он и сейчас может разрешить все недоумения и вопросы, если мы с верою будем обращаться к нему в своих молитвах. Подойду я сейчас к столу, на котором лежит книга с жизнеописанием св.Серафима Саровского. Обращусь к нему, как к живому, упаду на колени, буду умолять его решить мой жизненный вопрос: жениться ли мне и быть священником или же принять монашество?» Так Николай и сделал. Положив земной поклон, с молитвой раскрыл книгу и прочел то место, которое ему попалось. Вот что было там написано: «В 1830 г. один послушник Глинской пустыни, чрезвычайно колебавшийся в вопросе о своем призвании, нарочно прибыл в Саров, чтобы спросить совета у о.Серафима. Упав в ноги преподобному, он молил его разрешить мучивший его жизненный вопрос: «Есть ли воля Божия поступить ему и брату его Николаю в монастырь? Св. старец отвечал послушнику: «Сам спасайся и брата своего спасай». Эти слова преп. Серафима Саровского Николай принял как дивное откровение от Бога – о необходимости для него принять монашество, что отвечало его глубокому сердечному желанию. С этого момента он начал думать, что монашество не только его собственный жизненный путь, заповеданный ему Богом, но и путь его родного брата Миши, впоследствии архимандрита Сергия. Когда наступило время пострижения Николая Соболева в монашество, его спросили какое имя он желает получить при постриге. Он сказал, что так как монах должен с самого начала монашества отречься от своей воли, то он согласен принять всякое имя, какое ему дадут. «Ну, смотрите – сказал ему инспектор архимандрит Феофан, – как бы Вам не тягостно было, когда получите некрасивое имя». Впоследствии выяснилось, что Николаю было решено дать имя Досифей. Но случилось иначе. Ректор Академии, епископ Сергий, который должен был постригать его, накануне пострижения поехал ужинать к старосте академического храма – купцу Рубахину. Две юные дочери Рубахина стали расспрашивать ректора, какое имя даст он новому монаху и услыхав, что имя будет Досифей, стали очень настойчиво упрашивать его, выбрать не только другое, но и самое хорошее имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

29 июня 1904 г. были подняты кресты на куполах. 29 июня произошло освящение престола нижнего храма в честь преп. Серафима Саровского. В самом же храме строились следующие престолы: средний – во имя Святой Троицы, правый – во имя Василия Великого, левый – во имя Св. Евфросинии. Позднее престол во имя Св. Евфросинии был помещен в нижний храм, а левый стал носить имя преп. Серафима Саровского. С 1905 по 1907 гг. произошла остановка строительства по причине нехватки средств, и из-за сырости в нижнем храме стали портится иконы. Городская дума выделила 15 000 руб. на сооружение иконостаса, и заключила договор с иконных дел мастером Стрелковым и художником Сафоновым. Все работы были выполнены к концу 1909 г. И 7 июня 1910 г. во второй день Троицы – праздник Святого Духа произошло торжественное освящение храма. В 1911 – 1912 гг. произвели ремонтные работы в нижнем храме, который освятили 1 ноября 1912 г. Во дворе церкви была церковно-приходская школа и 8-е городское начальное училище. К сожалению, храм был действующим всего 20 лет. В 1934 г. он был закрыт. После чего через 12 лет в 1942 г. по разрешению оккупационных властей, богослужение было возобновлено. Однако, по окончании войны, собор снова был закрыт. Во время запустения всё, что находилось в церкви, было экспроприировано советской властью: драгоценная утварь, иконы, мебель, иконостасы. Светильники и канделябры были отправлены в Горисполком, а церковная ограда собора по сей день, стоит по периметру детской больницы находящейся по улице Тургенева. До 1972 г. в храме были склад и засолочная база. Росписи храма было приказано замазать масляной краской в несколько слоев. После всего совершенного правительство решило использовать помещение храма в качестве скульптурного цеха Краснодарского художественного Фонда СССР. Практически все памятники, которые сейчас можно увидеть в г. Краснодаре и крае были сооружены в Троицком соборе в те годы. В 1989 г. верующие г. Краснодара собрали более 2000 подписей и добились от Горисполкома возвращения здания церкви Кубанскому Епархиальному управлению. В 1990 г. собор был возвращен верующим и в нем стали совершаться богослужения. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010