Итак, главный престол храма села Дьяково освящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-восточный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, северо-восточный – Зачатия Праведной Анны, юго-западный придел в настоящее время освящен во имя святителей московских Петра, Алексея и Ионы (первоначально, примерно до 1596 года, во имя перенесения мощей святителя Петра - митрополита Московского), а северо-западный - двенадцати апостолов (первоначально апостола Фомы). Над западным притвором расположен придел во имя равноапостольных Константина и Елены Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест. На основе некоторых исторических данных, принятую «архитектурную» датировку можно несколько скорректировать. Согласно данным летописей и разрядных книг, Иоанн IV наиболее интенсивно посещал село Коломенское с 1550 по 1564 год. После этого периода он почти не бывал в столице, живя то в Александровой слободе, то в Вологде Кроме того, в 1554 году именно в Коломенском государь, в день своих именин (29 августа) получил известие об успешном завершении похода на Астрахань – событии, сопоставимом по своей значимости для государственной власти со взятием Казани. Таким образом, становится возможным очень осторожное предположение о начале строительства храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (учитывая подготовительные работы) около 1556-1557 годов.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Впоследствии К. Р. не раз вспоминал о беседе со старцем Амвросием, а также и со скитоначальником о. Анатолием (Зерцаловым). Он был на молебне в скитском храме св. Иоанна Предтечи и особенно запомнил там икону «Усекновения Главы Честнаго славнаго Пророка» (как называет ее К. Р. в своем письме). Вернувшись в Петербург, он послал в Оптинский Скит хорошей работы дорогую лампаду. «Я бы желал, – писал К. Р. архимандриту Исаакию, – чтобы эта лампада неугасимо теплилась перед святою Иконой, постоянно поддерживая духовное единение, установившееся между вашей обителью и мною со дня нашего первого знакомства» (10.11.1887). Очень рад был К. Р. получить от старца Амвросия благословение для его сына князя Иоанна – икону Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, копию скитской, и при этом письмо. Старец писал: «Ваше Императорское Высочество, Благовернейший Государь, Великий Князь Константин Константинович! Радоваться Вам о Господе и здравствовати со всем Августейшим Семейством от всей души желаю. По немощи моей и болезненности после других я, меньший, приношу Вашему Императорскому Высочеству искреннейшее и признательнейшее благодарение за милостивую память и милостивое внимание к худости моей и за присланную в Скит наш лампаду к иконе Усекновения Главы Великого Пророка и Предтечи и Крестителя Господа Иоанна, главного по Боге и Богородице ходатая о спасении нашем. Сам Господь свидетельствует о нем в Евангелии: “Болий в рожденных женами Пророка Иоанна Крестителя никтоже есть”. И потому более всех святых он имеет дерзновение к Рожденному от Девы Господу нашему Иисусу Христу ходатайствовать о спасении нашем. Сильные молитвы Предтечи и Крестителя Господня да сохраняют Августейшего сына Вашего Иоанна, как носящего имя, и Ваше Императорское Высочество и все Августейшее Ваше Семейство да ограждают от всех скорбных обстояний. В знамение видимого заступления сего Великого Заступника посылаю Вашему Императорскому Высочеству Его икону Усекновения Главы. Неугасимая же теплющаяся лампада пред иконою Великого Предтечи и Крестителя Господня да служит нам, скитским и оптинским обитателям, всегдашним напоминанием незабвенного Вашего пребывания в обители нашей и милостивого внимания к худости нашей.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Церковь в честь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, что в селе Никольском на Молокше, каменная, приходская, летняя и зимняя вместе. Престолов в ней три: в летней - в честь Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, в зимней - во имя св. Николая чуд. и во имя св. Тихона, Амафунтского чуд. Церковь построена в 1793 г. тщанием прихожан. Церковной земли 76 десятин 1377 кв. саж., кроме того, церкви принадлежит дарственная пустошь «Турчиха», состоящая из 66 десятин 2311 кв. саж. Церковный дом для жительства священника; церковного капитала 3650 руб. Прихожан 675 муж. пола и 801 жен. пола. Село, вернее погост, расположено на пригорке при реке Молокше. В приходе земская школа и при ней библиотека. Состав причта – священник и псаломщик, причтового капитала 8900 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. О создании этого храма существует легенда. Очень давно в с. Николо-Молокша случился пожар, жители деревни обратились за помощью к святителю Николаю. Молитва их была услышана, пожар затушен. Благодарные жители срубили здесь церковь в честь святого угодника Божия Николая. Сколько времени она простояла неизвестно. Вскоре случился новый пожар и деревянный храм сгорел. Крестьяне не пожалели ни рублей, ни трудов, и выстроили новый каменный храм, строительство которого было закончено в 1793 г. Трехпрестольный храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи включает элементы барокко и классицизма. Основной объем представляет двухсветный четверик, увенчанный пятью главами на граненых барабанах. Через трапезную храма пристроена четырехъярусная колокольня. Фасады декорированы пилястрами, барочными наличниками, сандриками. Внутреннее убранство храма почти не сохранилось, большая часть церковной утвари и икон переданы в другие приходы, часть разграблены, пострадал иконостас. Приход опустел,богослужения проходят очень редко. http://www.rusroads.com Имеются печатные источники с описанием прихода. 1. " Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии " (Аполлинарий Крылов, 1861г.).

http://sobory.ru/article/?object=09069

Источник: сайт историка Оксаны Корневой Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Крестовском был построен на средства прихожан при особом участии купца В.С. Иванова. Перестраивался в конце XIX века (пристроены боковые приделы и колокольня). Первыми основателями села Кресты (Крестовское) были крестьяне соседнего села Маслянского. Со своими семьями, скотом и лошадьми они спустились вниз по течению реки Мостовки, и здесь на необжитых землях, стали застраиваться и распахивать нетронутые рукою человека земли. Это случилось примерно в первой трети XIX века. Первоначально безымянный выселок, в связи с удобным топографическим положением, с наличием хороших рыбных, лесных и земельных угодий, а также почтовой и земской дорогами, начал застраиваться и вскоре превратился в довольно большую деревню. Своего прихода они в это время не имели и входили в приход села Маслянского. Как гласит предание, однажды, крестьяне на окраине своей деревушки у берёзового пня обнаружили икону Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. После этого икона несколько раз была уносима с крестным ходом в Маслянскую церковь, но каждый раз невидимо уходила на прежнее место. На том месте, где неоднократно появлялась икона, пробился родник. Слух об этом чуде разошелся далеко по всей России. Был поставлен огромный, в несколько саженей высоты, крест. После этого деревню стали называть «Кресты». Через несколько лет, на месте креста была построена деревянная часовня, в которой находилась икона, а в 60-е года XIX века была заменена каменной с алтарем во имя иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. Ежегодно 29 августа (ст. ст.) совершался крестный ход из Маслянской церкви, и собирались окрестные жители для поклонения иконе, которую считали чудодейственной. Слух об этом распространился, и с каждым годом сюда стало приходить всё больше и больше богомольцев. А торговцы привозили для них съестные припасы, что и положило начало торжку. Упоминания о торжке стали появляться в работах исследователей и путешественников (исследователь Урала и Зауралья иеромонах Макарий, путешественник В.П. Паршин, А. Третьяков, А. Серафимов, приходской священник и математик с мировым именем Иван Михеевич Первушин), опубликованных ими в крупнейших российских изданиях.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи По донесению Трубчевского духовного правления за 1768 г., «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решётки вставлены». Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов. Село Ямное не сразу получило своё нынешнее название: в документах 1780-х г.г. оно называется Яменской слободой, но уже к концу XVIII века именуется так же, как и сегодня. В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь – в последней из них позднее появился собственный храм. В храме села Ямное было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х гг. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27×7 м, высота колокольни – 14 м. Колоколов имелось 4; печей в храме не было. Главной святыней храма являлась икона Глава Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX в. стояла небольшая деревянная часовня-«капличка». В 1899 году эта часовня сгорела. Богослужения в храме продолжались почти до Великой Отечественной войны. Лишь весной 1941 года храм был закрыт официально; его здание, по стандартной формулировке, должно было использоваться «под культурные нужды». В годы войны церковь была взорвана, а её руины местные жители постепенно разобрали на стройматериал. Место церкви обозначено памятным крестом, поставленным около 2010 г. 2 декабря 2015 г. на кордоне Старое Ямное состоялось освящение деревянной часовни в честь Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, сооружённой в память о существовавшем здесь монастыре, на средства благотворителей при поддержке музея-заповедника «Брянский лес» и братии Богородицкой Площанской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=54523

Впоследствии Константин Константинович не раз вспоминал о беседе со старцем Амвросием, а также и со скитоначальником отцом Анатолием (Зерцаловым) . Он был на молебне в скитском храме и особенно запомнил там икону Усекновения главы Иоанна Крестителя. Вернувшись в Петербург, он послал в Иоанно-Предтеченский скит дорогую лампаду хорошей работы. «Я бы желал, – писал он архимандриту Исаакию, – чтобы эта лампада неугасимо теплилась перед святою иконою, постоянно поддерживая духовное единение, установившееся между вашей обителью и мною со дня нашего первого знакомства» (10 сентября 1887) 323 . Великий князь очень рад был получить от старца Амвросия благословение для его сына, князя Иоанна, – икону Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, копию скитской 324 , и при этом письмо. Старец писал: «Ваше Императорское Высочество, Благовернейший Государь, Великий князь Константин Константинович! Радоваться Вам о Господе и здравствовати со всем Августейшим Семейством от всей души желаю. По немощи моей и болезненности после других я, меньший, приношу Вашему Императорскому Высочеству искреннейшее и признательнейшее благодарение за милостивую память и милостивое внимание к худости моей и за присланную в скит наш лампаду к иконе Усекновения главы великого пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, главного по Боге и Богородице ходатая о спасении нашем. Сам Господь свидетельствует о нем в Евангелии: Болий в рожденных женами пророка Иоанна Крестителя никтоже есть. И потому более всех святых он имеет дерзновение к Рожденному от Девы Господу нашему Иисусу Христу ходатайствовать о спасении нашем. Сильные молитвы Предтечи и Крестителя Господня да сохраняют Августейшего сына Вашего Иоанна, как носящего его имя, и Ваше Императорское Высочество и все Августейшее Ваше Семейство да ограждают от всех скорбных обстояний. В знамение видимого заступления сего Великого Заступника посылаю Вашему Императорскому Высочеству Его икону Усекновения главы. Неугасимая же теплящаяся лампада пред иконою Великого Предтечи и Крестителя Господня да служит нам, скитским и оптинским обитателям, всегдашним напоминанием незабвенного Вашего пребывания в обители нашей и милостивого внимания к худости нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Приход с. Крестовскаго выделился из Маслянскаго; в состав его входят деревни Верхозина и Камышевка. Численность населения в приходе равняется 922 м. п. и 954 ж. п. Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет. Главное занятие их – земледелие, но преимущественным источником жизненных средств служит для них ярмарка. Храм в селе Крестовском каменный, трехпрестольный. До возникновения самостоятельнаго прихода в селении Крестовском или «Крестах» была каменная часовня, воздвигнутая взамен креста на месте явления иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. С развитием ярмарки, из доходов, получаемых за аренду торговых помещений, явилась возможность устроить храм. В деле его устроения особенно потрудился дворянин В. Ст. Иванов. Первоначальный храм, в честь Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя, освященный в 1872 г., был не очень больших размеров, напоминал собою большую часовню, не имел даже колокольни, которую заменяла устроенная на столбах деревянная звонница. В последнее время храм расширен, к нему пристроены с южной и северной приделы и высокая каменная колокольня. Южный придел освящен в 1894 году в честь Благовещения Пр. Богородицы, а северный во имя Св. Иоанна Златоуста в 1898 году. Храм, при очень обширных размерах, отличается полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главнаго храма в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя. В приходе, кроме упомянутой каменной часовни на месте обретения иконы, находится еще другая каменная же в самом селе, устроенная на средства общества в память священнаго коронования Их Императорских Величеств 14 Мая 1896 года и – деревянная в д. Верхозиной в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В первую, каменную, часовню с самаго основания прихода ежегодно совершается крестный ход 25 Мая и 29 Августа. При церкви имеются три дома для помещения причта и просфорни. В селе Крестовском имеется земская школа, а в д. Верхозиной – школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=10949

В январе 1731 " вышеописанные просители Колошин и Сытин в поданном прошении писали, что " церковь Вознесения Господня, да в приделах против трапезы по правую сторону чудотв. Николая, а по левую сторону муч. Флора и Лавра построены и к освящению совсем изготовлены... " . В сентябре 1735 г. " Яков Григорьев сын Сытин в синод. казен. приказ писал: " в прошлых годех в Тушебине стану построена была приходская церковь во имя Собора Пр. Богородицы, а ныне на том месте желаю построить каменную церковь, да в трапезе в приделе вновь другой престол во имя Усекновения честные Главы Иоанна Предтечи, и прошу повелеть оную деревянную церковь снять и на том месте построить каменную церковь и о том в Галич кому надлежит послать указ " . В октябре 1735 г. " запечатан указ о строении церкви Якову Григорьеву сыну Сытину, по его прошению велено в Тушебинской волости вместо деревянной церкви Собора Пр. Богородицы построить вновь тот же престол, да придел во имя Усекновения честныя Главы Иоанна Предтечи каменные... " . http://old-churches.ru/ga_088.htm Наиболее значительный по своим художественным достоинствам сельский храмовый комплекс на территории Галичского района, основные постройки которого принадлежат к архаизирующей тенденции в провинциальной архитектуре 18 в. В обеих церквах преобладают черты допетровского зодчества, которые сочетаются с декоративными элементами барокко. Наиболее раннее документальное упоминание о Тушебине относится к 1534 г. В нач. 17 в. село принадлежало Ксении Ивановне Романовой, матери царя Михаила Федоровича. В 1628 г. здесь стояла деревянная церковь Собора Богородицы с приделом Николая Чудотворца. В 1653 г. упоминается и Вознесенская деревянная церковь с приделом Флора и Лавра. В 1730-е гг. оба храма были выстроены заново. В 1730 г. по заказу прихожан Дмитрия Юрьевича Колошина и Якова Григорьевича Сытина сооружена деревянная Вознесенская церковь с приделами Николая Чудотворца и Флора и Лавра. В середине — второй половине 1730-х гг. была построена сохранившаяся до нашего времени каменная церковь Собора Богородицы с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храмоздательная грамота и указ о ее строительстве по прошению Я.Г. Сытина были получены в сентябре-октябре 1735 г.

http://sobory.ru/article/?object=30859

Отпевали отца Александра Меня 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Именно поэтому, когда на месте мученической кончины священника было решено построить памятную часовню, освятили ее в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Строительство часовни началось в 1995 году по проекту главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. В 1997 году при финансовой поддержке благотворителей и добровольных помощников к часовне были пристроены алтарь и притвор. В сентябре 1998 года храм был торжественно передан Фондом имени о. Александра Меня в дар Московской епархии Русской Православной Церкви. 25 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Престола. Со временем сюда стали приезжать паломники не только из Москвы и Подмосковья, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Небольшая часовня уже не могла вместить всех прихожан. Тогда было принято решение построить рядом с часовней более просторную церковь. 9 сентября 2000 г., в 10-ю годовщину со дня мученической кончины протоиерея Александра Меня, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил основание новой церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского. По свидетельству историков, в древние времена именно в этом месте проходила Переславская дорога, соединявшая Московское и Ростовское княжества. По ней из Радонежа шел преподобный Сергий, чтобы найти место для молитвенного уединения. Древняя дорога отмечена здесь Поклонным Крестом и памятным камнем с надписью: «Здесь во времена преподобного Сергия проходил древний путь, соединявший Радонеж с Троицким монастырем». Проект храма был выполнен архитектором-дизайнером Ю.В. Серегиным под руководством главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. Автор проекта взял за основу тип бесстолпного кубического одноапсидного храма с трехлопастным завершением фасада. На территории России такие церкви начали строиться в первой половине XVI века, сначала в Москве, а затем и за ее пределами. Ярким примером подобного сооружения являются церкви мученика Трифона в Напрудном и святителя Николая в Мясниках. Характерным отличием подобных храмов является крестчатый сомкнутый свод с врезанными по центральным осям цилиндрическими сводами. На их пересечении стоит глава со световым барабаном. Снаружи фасады расчленены пилястрами. К западному фасаду храма примыкает притвор с четырехгранной открытой шатровой колокольней над главным входом.

http://sobory.ru/article/?object=00088

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010