Тула. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спас на горе Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью После чумы 1771 г. было отведено место под кладбище вне города «на оружейной стороне» в местечке Большие Гончары. Первоначальный деревянный храм был построен в 1772—1773 гг. и освящён в честь Нерукотворного Образа Христа. В 1807 г. вместо деревянной церкви усердием жителей воздвигнут каменный храм с двумя приделами: с южной стороны — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и с северной — Усекновения Главы Иоанна Предтечи (последнего алтаря в настоящее время нет). По своему архитектурному плану церковь принадлежит к распространённому в Туле трапезному виду: западная часть храма, более широкая и вместительная, соединяется узким проходом с небольшим по величине собственно храмом. Обращает на себя внимание иконостас, отделанный мрамором (перенесён из Знаменской церкви). Речная позолоченная сень над плащаницей сооружена в 1971 г. Площадь храма 112,7 м², площадь двух алтарей 24 м², площадь паперти 10,5 м².   http://www.kollekcia.ru/ Наряду со Всехсвятским кладбищем, для кладбища оружейников на " оружейной стороне " (в Оружейной слободе) в Больших Гончарах, после эпидемии чумы в 1771 году, власти города выдели место. В 1772-1773 годах на кладбище возвели деревянную кладбищенскую церковь в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В 1807 году был построен каменный храм на пожертвования прихожан. В храме устроили два придела: с северной стороны в честь иконы Усекновения Главы Иоанна Предтечи и с южной стороны во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм исполнен в затрапезном стиле. Обратная сторона храма более значительная и соединена с основным храмом узким проходом. Особенностью храма является перенесённый сюда из закрытого Свято-Знаменского храма иконостас, который отделан мрамором. Он входит в число четырех тульских православных культовых зданий, которые всегда оставались действующими. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Спасская кладбищенская. Возникновение этой церкви относится к 1773 г. После страшнаго года чумы (1771) запрещено было иметь кладбища внутри городов. Вследствие этого отведено было кладбище на оружейной стороне. При этом кладбище в 1772 г. начата, а в следующем окончена церковь деревянная во имя Нерукотвореннаго Образа Спасителя. В 1807 г. вместо деревянной построена усердием жителей оружейной стороны каменная церковь с двумя приделами: Живоноснаго Источника и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. На содержание храма получаются % с капитала 1456 р. Причт состоит из священника, дьякона и двух псаломщиков. В пользу причта получаются % с 4560 р.

http://sobory.ru/article/?object=02372

Саратов. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Усекновения главы Иоанна Предтечи , Всех Святых Год постройки:приблизительно 1712 - 1750. Перестроена в формах классицизма после пожара 1811 . Год утраты:Не установлен. Архитектор:Д.Е. Ефимов (1848 реконструкция) Ссылки:   Адрес: Саратовская область, г. Саратов, ул. Лермонтова, 42 Координаты: 51.528105, 46.058171 Проезд:находилась возле Музейной площади, на углу улиц Лермонтова и Челюскинцев Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью По преданию, деревянная Казанская церковь была построена ещё в левобережном Саратове. При переносе города обратно на правый берег была разобрана и восстановлена на новом месте. До 1704 года храм был монастырским, после чего был обращён в приходской, однако во время крупного пожара 1712 года полностью сгорел. Новое здание было построено уже из камня. В мае 1811 года церковь была вновь повреждена огнём, окончательно восстановлена три года спустя. В 1820 году на средства купца Фрола Рагожина были реорганизованы приделы: правый в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя и Предтечи, левый во имя Всех Святых. Возле храма ежегодно проводилась майская ярмарка. В приходе насчитывалось более двухсот домов и около тысячи прихожан, в штат причта входили священник и псаломщик-диакон, проживавшие в церковном доме. В советские годы храм был закрыт и разрушен. Сохранился лишь причтовый дом, ныне признанный охраняемым памятником градостроительства и архитектуры федерального значения. Казанская церковь: о первоначальном происхождении ее нет сведений. В 1831 г. она была возобновлена попечением купца А. Рыбакина, придельные храмы перестроены в 1820 г. попечением саратовского купца Флора Рогожина на собранные суммы. Церковь каменная, теплая; престолов в ней три: главный – в честь иконы Казанской Божией Матери, в правом приделе – во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, в левом – во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=40192

Берёзово. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1818 и 1822. Адрес: Одоевский район, с.Березово Координаты: 53.84011, 36.942043 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Дряплы (Березово). Село от Тулы находится в расстоянии 70 вер., от Одоева в 20 в.; ближайшая станция моск.-к. ж. д. Сергиево в 28 в.; расположено при проездной дороге из Одоева на станцию Сергиево. Время возникновения прихода точно неизвестно, потому что все документы сгорели в 1818 г. вместе с деревянным храмом; по сказанию старожилов-прихожан, село это издавна было вотчиною Анастасова монастыря, близ Одоева (ныне село Анастасово). Название села, по народному преданию, произошло от местности: в давние времена местность села представляла из себя болото, покрытое густым вековечным лесом; топкое, рыхлое место, но народному названию «дряблое, дряплое» сообщило название селу. Приход в настоящее время, кроме села, состоит из деревень: Гостыжи, Валуевки или Гостыжских выселок. Население прихода составляют 1018 душ м. п. и 1088 д. ж. п. Главное занятие земледелие, но многие занимаются добыванием и обработкою камня. Существующий храм каменный, во имя Иоанна Предтечи, построен на место сгоревшаго деревяннаго в 1818 г., освящен в 1822 г., построен храм исключительно на средства прихожан. В 1894 г. построен придел во имя св. Параскевы мученицы. В храме находится особо чтимая икона св. Иоанна Предтечн. Исторических сведений об этой иконе никаких не сохранилось. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Земли церковной 36 десятин: 3 д. усадебной и 33 пахотной. Почва черноземная. С 1893 г. существует школа грамоты. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Одоевский уезд, стр. 606. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=31546

Ивановское (Медновское с/п). Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Предтеченская церковь в Ивановском-Шишковых Карта и ближайшие объекты Каменная церковь в Ивановском начала строиться в 1877 году, хотя средства на строительство стали собирать раньше. Поскольку приход был беден, то для строительства был использован готовый проект каменной кладбищенской церкви Вознесения в Торжке. Проект был упрощен — без верхнего яруса колокольни, но и в таком виде церковь получилась достаточно эффектной, за счет красивого расположения на местности, с большой луковичной главой, ныне рухнувшей. Над входом в храм располагалась некогда закладная доска, сбитая и затем случайно выкопанная возле храма ныне живущими дачниками. На ней находится надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Основана сия церковь в честь и память святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в 1877 году августа 29 дня при державе Благовернаго Императора Александра Николаевича II-ro по благословению Алексия Архиепископа Тверскаго при священнике Иоанне Архангельском при строителе Стефане Григорьеве Кудряшове». Церковь строилась в дополнение к уже имевшейся деревянной, и изначально была теплой, отапливаемой. Престол в ней был всего один, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. После закрытия церковь использовалась под склад; когда были разворованы все деревянные части, вплоть до дубовых подоконников, она была просто разбита и заброшена, долгое время в нее заходил скот и стояли днем лошади. В 1990-х гг. состояние здания стало резко ухудшаться, окончательно разрушилась кровля. Немногие оставшиеся верующие местные жители и дачники, в том числе многодетная семья Печерниковых из подмосковных Химок, уже несколько лет стараются поддерживать относительный порядок в помещении храма, в нем проходят время от времени небольшие службы, молебны, читаются акафисты. Но для ремонта храма нужны большие средства, которыми прихожане в Ивановском, к сожалению, не располагают. Из свода памятников Тверской области, т.2 можно узнать следующее о церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи: Стоит к югу от главной улицы села , на кладбище на холме склон которого спускается к реке Шостка. Была возведена на средства прихожан в 1879 - 82 г.г. по проекту новоторжского городского архитектора С.А. Гребенщикова, взявшего по желанию заказчиков за образец Вознесенскую церковь в г. Торжке (1851 - 61 г.г.). Храм построен был рядом с деревянной церковью 1780 - 82 года постройки.

http://sobory.ru/article/?object=20814

– Приход с. Крестовскаго выделился из Маслянскаго; в состав его входят деревни Верхозина и Камышевка. Численность населения в приходе равняется 922 м. п. и 954 ж. п. Прихожане все православные, раскольников и сектантов нет. Главное занятие их – земледелие, но преимущественным источником жизненных средств служит для них ярмарка. Храм в селе Крестовском каменный, трехпрестольный. До возникновения самостоятельнаго прихода в селении Крестовском или «Крестах» была каменная часовня, воздвигнутая взамен креста на месте явления иконы Усекновения Главы Св. Иоанна Крестителя. С развитием ярмарки, из доходов, получаемых за аренду торговых помещений, явилась возможность устроить храм. В деле его устроения особенно потрудился дворянин В. Ст. Иванов. Первоначальный храм, в честь Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя, освященный в 1872 г., был не очень больших размеров, напоминал собою большую часовню, не имел даже колокольни, которую заменяла устроенная на столбах деревянная звонница. В последнее время храм расширен, к нему пристроены с южной и северной приделы и высокая каменная колокольня. Южный придел освящен в 1894 году в честь Благовещения Пр. Богородицы, а северный во имя Св. Иоанна Златоуста в 1898 году. Храм, при очень обширных размерах, отличается полным благоустройством и особенным благолепием. Иконостас главнаго храма в русском стиле, а в приделах – в готическом. Главную святыню храма составляет явленная икона Усекновения главы Св. Иоанна Крестителя. В приходе, кроме упомянутой каменной часовни на месте обретения иконы, находится еще другая каменная же в самом селе, устроенная на средства общества в память священнаго коронования Их Императорских Величеств 14 Мая 1896 года и – деревянная в д. Верхозиной в честь преподобных Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. В первую, каменную, часовню с самаго основания прихода ежегодно совершается крестный ход 25 Мая и 29 Августа. При церкви имеются три дома для помещения причта и просфорни. В селе Крестовском имеется земская школа, а в д. Верхозиной – школа грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=10949

Подробнее... Храм Воскресения Словущего (Шадринск) [ править править код ] Век с четвертью стоит на Шадринской земле Воскресенский храм. Назван он в честь праздника Воскресения Словущего, который отмечается 13 (26) сентября каждого года, посвященного памяти освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Сегодня этот иерусалимский храм всемирно знаменит тем, что на включенный в его стены Гроб Господень каждый год в Великую Субботу исходит благодатный огонь, от которого зажигают светильники и развозят по всему миру как свидетельство об истинности нашей православной веры. Воскресением СЛОВУЩИМ праздник называется потому, что он только " СЛОВЕТ " , то есть слывет, воскресением, в отличие от собственно Воскресения Христова (Пасхи). Строился храм с 1872 по 1880 год в качестве кладбищенской церкви, приписанной к Спасо-Преображенскому собору. В сравнении с другими храмами города он казался небольшим. Адрес храма: 641882, Россия, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Комсомольская, д. 51 Телефон: 8 (35253) 7-44-60 Подробнее... Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (Крестовское) [ править править код ] Как гласит предание, однажды, крестьяне на окраине своей деревушки у берёзового пня обнаружили икону Усекновения Главы Св. Иоанна Предтечи. После этого икона несколько раз была уносима с крестным ходом в Маслянскую церковь, но каждый раз невидимо уходила на прежнее место. На том месте, где неоднократно появлялась икона, пробился родник. Слух об этом чуде разошелся далеко по всей России. Был поставлен огромный, в несколько саженей высоты, крест. После этого деревню стали называть «Кресты». Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Крестовском был построен на средства прихожан при особом участии купца В. С. Иванова. Перестраивался в конце XIX века (пристроены боковые приделы и колокольня). Адрес : Россия, Курганская область, Шадринский район, село Крестовское Подробнее... Богоявленский храм (Утятское) [ править править код ] После очередного восстановления разоренной набегами кочевников Утятской слободы в середине 1690-х гг. здесь была построена деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. С середины XVIII столетия церковь называется Богоявленской. Вероятно, это связано с тем, что в это время храм переносился на другое место, которое, по преданию, было указано явленной в 1749 г. иконой Николая Чудотворца. При этом он был перестроен в двухпрестольный с главным престолом в честь Богоявления Господня и придельным во имя Святителя Николая.

http://azbyka.ru/palomnik/Курганская_обл...

В 1525году храм был построен деревянным для жителей подмонастырской слободы, которых в нем крестили, венчали и отпевали. Во второй половине XVIbeka на месте деревянной церкви построили новую из кирпича высотой около 35м. Она была шатровой, подобно церкви Никиты Мученика в селе Елизарово и церкви Рождества Христова в селе Беседы. В конце XVIIbeka в связи с увеличившимся числом прихожан рядом с кирпичной шатровой церковью построили ее придел-небольшой пятиглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Храмовый ансамбль просуществовал до 1812года. Во время французской оккупации Москвы церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Николая стала одним из немногих московских храмов, взорванных по приказу Наполеона. В 1816году на другом месте была построена новая церковь для жителей слободы у Девичьего поля, освященная во имя Отцов Седьмого Вселенского Собора, которые поминаются в день, когда войска Наполеона покинули Москву. В 1930-егоды и этот храм был уничтожен, но уже по приказу безбожной власти. Пустующее место церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи на протяжении двух столетий оставалось раной, нанесенной Москве нашествием «двунадесяти языков». В 2012году, в год 200-летия победы в Отечественной войне 1812года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил восстановление церкви как храма-памятника подвигу российского народа, освободившего Европу от тирана. Однако для дословного восстановления облика взорванной церкви отсутствовали научные и методические основания, так как до 1812года не было, да и быть не могло фиксационных чертежей. Не обладая данными о профилировке, о точных высотных отметках, о соотношении частей, можно было лишь создать усредненное подобие утраченного произведения шатрового зодчества, не обладающее его индивидуальными особенностями, которые остаются нам неизвестными. Поэтому авторы проекта отказались от попыток буквального воспроизведения форм взорванного здания. При всей фрагментарности данных об облике разрушенного в 1812году храма, его типологическая принадлежность не вызывала сомнений. Поэтому авторы обоснованно выбрали тип шатрового храма. Таким образом, устанавливается преемственная связь с предшествующим сооружением.

http://sobory.ru/article/?object=34914

132-158 с. 14. Святогорская общежительная Успенская пустынь. - Святогорская пустынь. 1994. 132 с. - М.: Типография Бахметева на Малой Дмитровке. 1868. 15. Ткаченко нариси у двох книгах. Книга Ткаченко. - Суми: Слобожанщина, 2000. С. 276 16. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия/прот. Г. Флоровский - Paris.: YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne Ste-Genevieve., 1983. 599 c. 17. Харьков: его прошлое и настоящее в рисунках и описаниях/сост. А.Н. Гусев. - Х.: Типография Адольфа Дарре, 1902. 246 с. 18. Харьковская старина: из воспоминаний старожила В.П. Карпова (1830-1860 гг.). - Х.: Типография " Южного Края " , 1900. Источник: shulika-art.kh.ua В историческом центре города Харькова, там, где улицу Пушкинскую венчает старинный парк, в его уютном уголке стоит храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Храм построен в русско-византийском стиле. Архитектор – академик архитектуры Андрей Андреевич Тон. В 1857 году храм был освящен архиепископом Харьковским и Ахтырским святителем Иннокентием Борисовым. Первым настоятелем Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский, который скончался 18 февраля 1859 года и погребен у северной стены храма. В Харьковском календаре 1878 года, изданном Харьковским Статистическим комитетом, в разделе «Церкви г. Харькова, не имеющие приходов» есть упоминание: Кладбищенская церковь во имя Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. Настоятель — священник Оникевич Никандр Иванович и помощник настоятеля — священник Волобуев Георгий Иванович (оба в церковном кладбищенском доме). За отца Никандра известно, что он нес послушание инспектора и законоучителя при Харьковском Епархиальном Женском училище, находившемся недалеко от храма по ул. Немецкой, 50 (ныне ул. Пушкинская), имел степень кандидата богословия Киевской духовной академии. А отец Георгий там же нес послушание помощника законоучителя. С 1882 по 1884 годы в Иоанно-Усекновенском храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, член Харьковской городской думы, член Государственного совета протоиерей Тимофей Иванович Буткевич. Он много сделал для развития духовной жизни в городе Харькове. Это был выдающийся человек своего времени, его труды бесценны и пользуются большой популярностью в наше время. В 1903 году настоятелем Иоанно-Усекновенской кладбищенской церкви назначен протоиерей Иоанн Христофорович Пичета. Известный священник того времени, много трудов положивший на развитие духовных школ православной церкви, родом из Сербии.

http://sobory.ru/article/?object=04036

Торжок. Воскресенский женский монастырь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, каменная, круглая с двумя престолами, - главный посвящен усекновению главы святого Иоанна Предтечи (Серафима Саровского по данным 1914 года), а второй престол на хорах - сошествию Святого Духа на апостолов. Эта церковь была построена в 1840 году при игумении Ерминингельде и освящена на новых антиминсах 1 февраля (Предтеченский престол) и 30 сентября (в честь Святаго Духа). Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи совершается 29 августа с малым крестным ходом. Построена по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова в 1840 году. Цилиндрический объём храма украшен ионическими пилястрами, круглый барабан с арочными проёмами увенчан куполом. По материалам издания: Набор открыток. Торжок. Монастыри и храмы.-Торжок, ОАО " Пожтехника " Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи находится на территории Воскресенского монастыря, расположенного на высоком левом берегу Тверцы. Каменная двухпрестольная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, где главный престол посвящен Усекновению Главы Иоанна Предтечи и пророка Серафима Саровского, а второй (на хорах) - сошествию Святого Духа на апостолов, возведена по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова в 1833-1840 годах. Необычная храмовая композиция в стиле классицизма представляет собой высокий цилиндрический объем, завершенный световой ротондой, увенчанной шлемовидным куполом и главкой. Здание украшено ионическими пилястрами и карнизами с кирпичным узором, закрыли в 1923-1931 годах. В настоящее время здание церкви не принадлежит Православной Церкви и нуждается в срочной помощи. http://www.voronezhgid.ru/architecture / В 1625 г. монастырь имел два храма деревянных - один во имя Воскресения Христова с приделом во имя Усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи, " на полатех " , другой во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Эти храмы простояли до 1702 г., после чего началось строительство каменных храмов.

http://sobory.ru/article/?object=08548

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преп. Иустин (Попович). Проповедь в День усекновения главы Иоанна Предтечи   Св. Иоанн Креститель, Кипр, XV в. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня - малая Великая Пятница, вторая Великая Пятница. Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами - святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшнего святого великого праздника люди убили наибольшего из людей. Наибольшего - это говорю не я. Чего стоят мои похвалы великому и славному Предтече Господню, которого уста Господни восхвалили более, чем кого-либо из людей, более, чем кого-либо из апостолов, из Ангелов, из пророков, из праведников, из мудрецов. Ибо уста Господни изрекли о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Нет большей похвалы во всей вселенной. И потому сегодняшний день - малая Великая Пятница. Смотри, безумные люди убивают величайшего между праведниками. Он мешает им? Да, мешает развратному царю Ироду и распутной Иродиаде. Правда Божия и Истина Божия мешают беззаконникам, мешают убогим грешникам, мешают всем, одурманенным разными страстями. Смотри, разве и сегодня христоборцы не кричат: Распни, распни его! Разве и сегодня христоборцы не требуют главы Иисуса из Назарета? Его главы требуют, а тем более главы Иоанна Крестителя. Что это? Неужели этот мир превратился в сумасшедший дом? Люди не хотят Бога, не хотят наибольшего Праведника в этом мире. Кого вы хотите? Кого желаете? Кем вы Христа замените? Кем замените святого Иоанна Крестителя? Собою?! О, моль! О, букашки смертные! Да, люди, когда обезумеют от гордости, когда от самолюбия лишатся рассудка, тогда им Бог не нужен, тогда не нужна им правда Божия. Они себя провозглашают богами. Они свое мелкое, лживое подобие истины выставляют великой, спасительной истиной. Они свои мелкие, земные, тленные подобия правды провозглашают самыми великими правдами; Христова, мол, Правда не нужна нам, Божией Правды мы не хотим. Да, люди, слепые умом, слепые душой, не видят и не хотят видеть того, что в этом мире человек, истинный человек, не может удержаться без Бога. Почему? Потому что мир сей полон иродов, полон фарисеев. Ироды требуют главы Иоанна Крестителя, ироды требуют главы всех праведников земли, а фарисеи, лживые книжники, лживые мудрецы мира сего, требуют смерти Богочеловека Христа.

http://sedmitza.ru/text/1219590.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010