У церкви было пять приписных часовен: в дер. Голосове каменная, в дер. Терехове, Панове, Лызлове и близ дер. Велькино деревянные. В приходе были деревни: Терехово, Паново, Голосово, Лапино, Велькино, Тимонино, Ульево, Кривошеино, Лызлово. Местная, храмовая икона Смоленской Божией Матери почиталась за чудотворную. В советское время церковь была закрыта и пришла в руинированное состояние. Полностью обрушилась северная стена трапезной. Реставрационные работы пока не проводились. http://orthodox-ruza.ru Церковь известна с 1708 г. Кирпичный храм строился с 1758 по 1796 гг. в вотчине секунд-майора кн.И.М. Кольцова-Мосальского. Первый этап- строительство нижней церкви во имя прпмчц.Евдокии Илиопольской с 1758 по 1763 гг. Верхний храм во имя Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " был освящен лишь в 1796 г. Под церковью находилась родовая усыпальница Кольцовых-Мосальских. Незначительные обновления - 1881-1884 гг. Храм закрыт в 1930-х, сильно пострадал в ходе боев в 1941 г. В настоящее время восстанавливается. Храм двухэтажный, в стиле позднего барокко, интересен своей архаичной композицией, восходящей к XVI-XVII вв. Редкая особенность для Подмосковья - опоясывающие основной объем крытые галереи. На основном объеме сохранился первоначальный ажурный металлический крест. Историческая внутренняя отделка и настенная живопись полностью утрачены. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в с.Ново-Горбово Рузского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов, 03 апреля 2015 г. Церковь Смоленской Божией Матери в селе Горбове, Одигитриевское тож. В писцовых книгах Рузского уезда Кремичевской волости 1625-26 гг. написано: «за Богданом Алексеевым сыном Голохвастовым старинная вотчина отца его, пустошь, что была деревня Горбово». Она после была населена вновь и названа сельцом, которое в 1705 г. принадлежало жене князя Федора Никитича Приимкова-Ростовского. Здесь построена была вновь церковь Пресвятой Богородицы Смоленской владелицею сельца Горбова княгинею Ириною Тимофеевною.

http://sobory.ru/article/?object=06546

В приход церкви входили часть г. Обояни и пригородная слобода Стрелецкая. По данным на 1915 г., в составе прихожан были: в Обояни –духовенства 9 домов (20 муж., 22 жен.), дворянства 24 дома (41 муж., 38 жен.), мещанства 212 домов (599 муж., 662 жен.); в сл. Стрелецкой — 267 крестьянских дворов (916 муж., 969 жен.). В 1892 г. за храмом числилось 91 десятин 149 сажени отведенной или подаренной земли, в т. ч. 45 десятин пахотной земли при сл. Пушкарной. Престолов в храме три: главный – во имя Смоленской Божией Матери, правый – во имя Иоанна Блаженного Устюжского Чудотворца, левый – во имя великомученицы Параскевы. Ближайшим к Смоленской церкви храмом был Свято-Троицкий собор г. Обояни. Об облике и состоянии храма свидетельствует составленная в 1920 г. опись: храм теплый, одноэтажный, с одной главой, покрытый железом, крест на главе железный прорезной, наружная поверхность оштукатурена, размеры в плане 47 аршин 12 вер. × 30 аршин 12 вер. На колокольне 10 колоколов: 498 пудов 20 фунтов, 156 пудов 20 фунтов, 35 пудов 20 фунтов, остальные семь малые (вес не указан). При храме имелась часовня размером 9 × 6 аршин, каменная, холодная, покрытая железом и окрашенная. Храм обнесен каменной оградой с двумя железными воротами. Внутри церковной ограды находились здание церковно-приходской школы и жилой флигель, сдававшийся в наем, оплата за него использовалась на содержание школы. За храмом находился сад, который также сдавался в аренду на нужды церкви. Роспись стен храма, возобновленная в 1911 г., была в хорошем состоянии. Храм освещался люстрами, против алтаря в куполе и в трапезе они были трехъярусными, а в главном алтаре и в приделах одноярусные. Иконостасы в церкви поражали богатством и красотой. Главный –шестиярусный, два других четырехъярусные, деревянные, вызолоченные. На царских вратах было 6 икон небольшого размера в серебряных позолоченных ризах. Иконы главного иконостаса: образ Спасителя, Сошествие святого Духа, Тихвинской Божией Матери, Смоленской Богоматери, Св. Николая Чудотворца, Матери Божией – Утоли Моя Печали, великомученицы Параскевы, Тайная вечеря – почти все в золоченых ризах. В южном приделе в киотах стояли иконы Св. Иоасафа Белгородского и образ Серафима Саровского в серебряной золоченой ризе. В часовне были 2 иконы большого размера – Смоленской Богоматери и Песчанской, 12 икон разных Угодников Божиих.

http://sobory.ru/article/?object=08495

Сайт «Вятка – православное прошлое»  Собор в честь иконы " Божией Матери Смоленской " - один из первых в Поволжье храмов-памятников Государю Императору Александру II, поставленных ещё при жизни. Поводом для возведения столь грандиозного сооружения в небольшом уездном городе Козьмодемьянске стало чудесное спасение драгоценной жизни императора при покушении на него 4 апреля 1866 года. Спустя некоторое время строителями храма-памятника выступили отставной губернский секретарь М. И. Дьяконов, купцы II гильдии Яков Морозов и Василий Замятин, а также неравнодушные к произошедшему горожане. Был заказан проект собора у одного из архитекторов школы популярного на то время Константина Тона, работавшего в русско-византийском стиле. Выстроенный и освящённый к 1872 году Козьмодемьянский собор имеет внешнюю схожесть с московским храмом Христа Спасителя: килевидное завершение стен с медальонами в нефе, фасадные гранённые колонны и купола. Килевидная форма закомар, завершающих куб собора, повторяются в оформлении оконных проёмов, белая окраска которых великолепно смотрится на красно-коричневом фоне стен собора. Всё это придаёт фасаду монументальный, стройный и праздничный вид. Ленты поребрика визуально отделяют верхние части здания от основных. Широкие и приземистые луковыцы ребристых куполов с крестами, напоминают одновременно царский головной убор - шапку Мономаха - и ратные шлемы русичей. Творение провинциальных зодчих с широко расставленным пятиглавием позже дополнилось семи колоколами. Самый большой колокол весил 139 пудов 10 фунтов (2 т 228 кг), звук которого слышен был за многие километры от города. В соборе три алтаря: главный - во имя Смоленской иконы Божией Матери, правый - во имя Архистратига Михаила, левый - во имя великого князя Александра Невского. Внутри храма четыре мощных колонны поддерживают свод. На северной стороне расположены хоры. Стены и верхние своды были расписаны масляной живописью. Главными святынями храма были древние иконы больших размеров - Вознесения Господня, св. Архистратига Михаила и Смоленской Божией Матери. К храму были приписаны 2 часовни: одна в честь 300-летнего юбилея Козьмодемьянска, другая - в честь восшествия на престол Государя Императора Александра III. При Смоленском соборе была открыта церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=05482

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Храмы: во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси; в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»; во имя святых мучеников 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Святыни: иконы преподобной Анны Кашинской и преподобного Антипы Валаамского с частицами их святых мощей; частицы святых мощей святого апостола и Евангелиста Марка, святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), святого великомученика Димитрия Солунского, преподобного Феодора Санаксарского, святого преподобноисповедника Александра, архимандрита Санаксарского, святого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского, преподобного Кукши Нового, преподобного Амвросия Оптинского, трех неизвестных мучеников III – IV веков, одного из Вифлеемских младенцев; частицы от гроба преподобного Феодора Санаксарского и гроба святой праведной Иулиании Муромской; частица облачения преподобного Иова Почаевского; частица мантии святителя Игнатия (Брянчанинова); частицы покровов с мощей святых благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских; икона преподобного Серафима Саровского с частицей его святых мощей. В настоящее время продолжается благоустройство территории монастыря и восстановление его хозяйства. К празднику Крещения Господня 1999 года был сооружен баптистерий, возведен келейный сестринский корпус. 25 июня 2000 года состоялось освящение нового придела старого храма в честь великой княгини Анны Кашинской. 20 сентября 2004 года на строящийся в обители новый храм были установлены купола. 4 декабря 2008 года в Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а затем в стенах нового храма была отслужена первая литургия. 11 января 2011 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма во имя святых мучеников 14000 малденцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, расположенного под храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

1937 год и 76 лет ожидания Храм в Малой Шалаге был закрыт в 1937 году. Имя последнего священника неизвестно. Александру Александровичу 86 лет, большую часть которых он прожил в Малой Шалге. Он помнит церковь до закрытия, помнит, как его в ней крестили в трёхлетнем возрасте. Священник и его матушка, по его словам, были высокими красивыми людьми, у них было много детей, их любили в деревне, часто приглашали к себе. Однако имя священника и его судьба неизвестны. Известно только, что после закрытия церкви священник тяжело заболел и вскоре скончался. Его супруга с детьми были вынуждены уехать из деревни. Судьба духовенства окрестных деревень была незавидна. В те же годы была закрыта церковь в соседней деревне Казаково. К священнику Петру Беляеву пришли представители власти и сказали, что принято решение разобрать у его дома крышу, священник вышел из дома, благословил их и дал пришедшим свой инструмент для разборки крыши. После этого он скрывался в лесу на болотах три года, деревенские жители приносили ему еду, однако его нашли, арестовали и отправили в Няндому на лесоповал, где он и скончался. Церковь Смоленской Иконы Божией Матери стоит на старом Няндомском тракте, который связывал города Няндома и Каргополь. В 70-е годы прошлого века была построена новая трасса в обход деревни. Теперь в Малой Шалаге не осталось ни одного жителя – только одинокие дома вдоль старого тракта. Няндомский тракт представляет собой одноколейную глинистую дорогу, непроходимые места устланы старыми досками, по которым с трудом пробираются " буханки " и трактора. Во время дождей проехать по тракту практически невозможно. Добровольно и своими силами В храме Смоленской иконы Божией Матери в селе Малая Шалга крыша алтаря была разбита упавшим на него деревом. Участники экспедиции укрепили стропильную конструкцию крыши, над поврежденными участками была возведена консервационная кровля. В алтаре был отремонтирован и укреплен пол, восстановлен амвон, также из храма был вынесен значительный объем мусора, была проведена генеральная влажная уборка, алтарная преграда была вычищена и вымыта от накопившегося за десятилетия птичьего помета. Также были расшиты от досок окна, находящиеся под куполом храма, они были затянуты плотным армированным полиэтиленом, который пропускает свет. Участники экспедиции привезли в дар храмовую икону Смоленской иконы Божией Матери, а также установили в иконостасе 12 праздничных икон. Храм был украшен к праздничной литургии.

http://religare.ru/2_102156_1_21.html

вяземская жен. община 1 окт. 1832 г. была обращена в Аркадиевский вяземский монастырь ; в 1833-1834 гг. восстановлены храм и трапеза этой обители. С «особенною отеческою благосклонностию» И. относился к вяземской игум. Августе (Ширинской-Шихматовой) и вверенному ей Аркадиевскому мон-рю ( Жмакин. 1897. С. 331). При И. также проводился ремонт в вяземских соборе во имя Св. Троицы и ц. Рождества Христова, возводились храмы, в т. ч. Преображения Господня (по др. сведениям, Рождества Пресв. Богородицы) (1828) в с. Велисто, Вознесения Господня (1827) в с. Кузьмичи, Всех святых (1830) в с. Козулине, Преображения Господня (1833) в с. Спасск. Заботясь об улучшении духовного образования паствы, И. неоднократно обращался в Синод с прошениями об открытии уездных и приходских уч-щ в городах Белом, Юхнове, Дорогобуже и Рославле. Однако в ответ на один из запросов архиерея Комиссия духовных уч-щ разрешила открыть уч-ще лишь в Рославле. Также по ходатайству епископа Синод принял в штат духовных уч-щ Смоленской епархии Ахтырское приходское уч-ще. К нач. XX в. в б-ке Смоленского архиерейского дома хранилась подаренная И. «старая рукопись, переплетенная в кожаный корешок, в полуустав, писанная на твердой бумаге» - Сказание об обретении мощей св. кн. смоленского Андрея († ок. 1390). Согласно надписи на картонной обложке, 9 нояб. 1825 г. И. вложил эту рукопись в приписанную к архиерейскому дому надвратную Одигитриевскую ц. Смоленского кремля. Архиеп. Никанор (Каменский) , опубликовавший рукопись, предположил, что И. мог вывезти сказание из переславль-залесского Данилова мон-ря (см.: Никанор (Каменский), архиеп. Обретение мощей св. блгв. Андрея кн. Смоленского, по древнему сказанию (1556 г.)//ПС. 1908. Дек. С. 641-652). По поручению И. историк свящ. Н. А. Мурзакевич составил «Историческое описание Смоленской чудотворной иконы Божией Матери», о чем вспоминал сын историка (см.: Мурзакевич Н. Н. Записки, 1806-1883//РС. 1887. Год 18. Т. 53. С. 263-298). В 1828 г. И. распорядился вскрыть дубовые гробы митрополитов Симеона (Милюкова) , Сильвестра (Черницкого) и Сильвестра (Крайского) в архиерейской усыпальнице смоленского Троицкого мон-ря; облачения митрополитов были заменены новыми.

http://pravenc.ru/text/578499.html

В киоте в главном храме находится небольшая древняя икона Владимирской Божией Матери, в басменном окладе с цатою, венец и цата убраны недорогими камешками. На западной стороне главного храма помещена икона Божией Матери, бывшая прежде в одном из верхних иконостасов. Придел во имя преп. Варлаама, хутынского чудотворца, находится на левой стороне трапезы. Налево от царских ворот находится икона Владимирской Божией Матери, в жемчужной ризе, шитой по фольге, направо – Спаситель, воскресший из гроба, с крестом в левой руке, риза серебряная, вызолоченная, устроена в 1821 г. Икона преп. Варлаама в житии, перед ним вверху Преображение Господне, как напоминание о том, что Смоленско-Варлаамская церковь в 1655 г. называлась Преображенскою, внизу у преподобного, в клейме, св. Алексей человек Божий, по краям – житие преп. Варлаама. Риза на иконе серебряная. В иконостасе икона св. Николая, за правым клиросом живописная икона Божией Матери. На колокольне еще в 1774 – 89 гг. было 7 колоколов: большой в 69 пуд., полиелейный – без весу, повседневный – 22 пуд. 1 фунт и 4 малых – без весу. В настоящее время всех так же 7 колоколов. На большом колоколе находится надпись: «1855 года сей колокол в царствование Государя Александра Николаевича, по благословению высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа казанского и свияжского, в Смоленско-Варлаамовскую церковь. Весу 127 пуд. 27 ф., лит усердием крестьянина Михаила Платонова и другими лицами при священнике Иоанне Стратилатове». Приход Смоленско-Варлаамский немногочисленный, поэтому церковь считается одноприходною, т. е. священник при ней был 1, диакон 1, дьячок 1, пономарь 1. По новому штату 1876 г. при церкви положено быть одному настоятелю и одному псаломщику. Дворов в приходе православных 41 и раскольников 23, всего 191 душа муж. пола. Для жительства церковного причта при церкви существуют два дома, церковные деревянные. Первый пожертвован был со всей принадлежащею к дому землею вдовою коллежскою асессоршею Анною Петровною Апелляциониною по духовному завещанию, учиненному 29 сентября 1827 г., второй дом состоит из двух флигелей, один флигель сгорел в пожар 1859 г., а другой ветхий. Прихожанами в 1877 г. был приобретен дом, в котором и проживают приходский священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=33085

В 1995 году храм был передан церкви и возрождён. При Космо-Дамианской церкви, по описи Бартенева, была теплая деревянная церковь во имя св. муч. Екатерины. В 1804 г. деревянный храм сгорел и вместо него на горе близ древней церкви устроен каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с теплым приделом в честь св. вмц. Екатерины. В 1838 г. теплая трапеза расширена и в ней устроен другой придел в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости». Каменная довольно высокая колокольня построена в 1832 г. Церковь и колокольня носят на себе ясные следы влияния архитектуры времени императора Александра I. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. В церкви сохраняются некоторые иконы из Космо-дамианской церкви: Смоленская икона Божией Матери в дорогой ризе, иконы св. и чудотв. Космы и Дамиана, св. вмц. Екатерины и другие. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причта получается: проценты с причтового капитала 3100 руб. – около 120 руб. и от служб и треб до 500 руб. в год. Церковных домов для причта нет. В приходе по клировым ведомостям числится 150 душ муж. пола и 162 жен.; все православные и живут в городе. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. " Кто не видел Мурома с Оки, тот не видел русской красоты " , - писал в своё время великий певец Волги и Оки писатель Максим Горький. Действительно, немалая часть городских достопримечательностей здесь расположена близ окских берегов. Именно отсюда открываются незабываемые виды на водную гладь красавицы Оки, на местные храмы и монастыри, одним из которых является храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. В обиходе его нередко называют просто Смоленским или же Ново-Козьмодемьянской церковью. Последнее название проистекает от бывшего монастырского Козьмодемьянского храма XVI века, выстроенного чуть ниже по склону и закрытого в связи с обрушением шатрового покрытия. Согласно уже известной Бартеневской описи, у Козьмодемьянской церкви прежде имелся тёплый деревянный храм Святой Великомученицы Екатерины. В 1804 году его деревянное здание поглотил пожар, и тогда местный купец М. И. Елин на свои средства строит каменную церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00986

В 1774 г. по представлению экономического казначея Флора Верховского о дозволении оковецким священно-церковнослужителям на имевшиеся в их церкви 500 рублей церковной суммы починить и укрепить против церкви берег, подмываемый водой реки Пыршни, с разрешения преосвященного Платона, архиепископа Тверского, берег оный починен и укреплен, где оказалась надобность, и сверх того, около самой церкви – вокруг ее идущие во все стороны покатости, для удобного совершения крестных ходов, заравнены на некоторое протяжение насыпанной землей. Церковь, ныне существующая, – с одной главой и имеет четыре престола: в настоящем храме во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, в придельном теплом во имя Св. Николая Чудотворца и Преподобного Серафима Саровского. Она в нижней части квадратная, в верхней – восьмигранная. У окон наличники имеют вид полупилястр, состоящих из вытесанных попарно, одна на другой стоящих каменных баляс. Крыша на всей церкви железная, устроенная вместо прежней деревянной в 1825 г. с деревянными подзорами. Прежние иконостасы каменного храма Пресвятой Богородицы и каменного придела Св. Николая Чудотворца и бывший иконостас деревянного храма во имя Происхождения Честных Древ были следующего устройства. Иконостас храма Богородицы имел 5 ярусов: в 1-м были местные иконы, во 2-м – Господние и Богородичные двунадесятые праздники, в 3-м – образ Спасителя с Апостолами, в 4-м – образ Богоматери с пророками, в 5-м – образ Господа Саваофа с Праотцами и наверху иконостаса – Крест Господень с предстоящими. Такой же отчасти иконостас, только без Праотцев и без Креста наверху его и более древнего устройства, нежели сейчас упомянутый, был и в деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ. А иконостас придела Св. Николая Чудотворца состоял из ряда местных икон и над ними: икона Распятия, иконы Господа Саваофа и иконы Великомученицы Параскевы. В паперти каменной церкви были иконы: второго Пришествия Христова и притч Евангельских. Некоторые иконы из этих иконостасов стоят в двух часовнях – в одной, что на месте прежней церкви во имя Происхождения Честных Древ, и другой, что на Св. Ключе. Иконостас главного каменного храма, устроенный в 1831–1832 гг. мастером, осташковским купцом Николаем Терентьевичем Глазухиным, в 1891 г. был снят, и на месте его устроен новый иконостас на церковные средства мастером, осташковским мещанином Акимом Ивановым Артюховым. Иконостас пятиярусный с золоченой резьбой и золочеными колоннами; гладь иконостаса посеребрена. Иконы в иконостасе сделаны все новые, заново же переписана и стенная живопись. Иконостас придела во имя Св. Николая Чудотворца резной с колоннами, устроенный в 1850–1851 гг., в 1894 г. заменен новым.

http://sobory.ru/article/?object=02721

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010