Вахитовский район. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Варлаамовская). Варлаамовская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Смоленско-Варлаамовская церковь, каменная, построена неизвестно когда, и на какие средства. Однако первое упоминание о ней существует уже в 1726 году. Престолов два, теплые: главный – во имя Смоленской иконы Божией Матери, придел - во имя Варлаама Хутынского. На начало ХХ века приход очень маленький всего - 24 дома, около ста прихожан. Священник Григорий Иванович Львов, 60 лет. Церковь стояла посередине улицы Большой Варламовской (ныне ул. Мартына Межлаука) и прекрасно просматривалась с двух ее сторон. Полностью разрушен храм в 1932 году. По материалам издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии» Казань-1904 г, Православный Собеседник 1 КДС г. Казань-2008 г. Смоленско-Варлаамская церковь находилась недалеко от церкви московских чудотворцев, на улице Варлаамской и поперечной Ямской. В первое время своего основания, по всей вероятности до XVIII ст., церковь Смоленско-Варлаамская носила другое название и состояла из двух храмов: церковь деревянная Преображения Господня освящена была в 1655 г., при этой церкви был придел Благовещения Богородицы; вторая церковь была каменная во имя Божией Матери чудотворной ее иконы Казанской с приделом Варламия, когда была построена эта каменная церковь – неизвестно. В настоящее время прихожане уже не имеют даже воспоминаний о церквах во имя Преображения Господня и Казанской иконы Божией Матери: признак, что они давно переименованы. Теперь главный храм – во имя иконы Смоленской Божией Матери, так он называется с 1789 г. Деревянная церковь Варлаама чудотворца существовала до пожара 1749 г., а в этом пожаре она погорела и, вероятно, уже после пожара вся устроена была каменною. При главном храме Смоленской Божией Матери в трапезе имеется придел во имя препод. Варлаама, чудотворца хутынского. Церковь в народе известна, главным образом, под именем Варлаамовской. В одной связи с каменною церковью находится каменная колокольня, устроенная одновременно с самою церковью. Только по бокам колокольни сделаны в 1857 г. небольшие пристройки: для жительства церковного сторожа и кладовая.

http://sobory.ru/article/?object=33085

Советск. Часовня Смоленской иконы Божией Матери. Часовня у Смоленцевского ключа Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:1994. Адрес: Россия, Кировская область, город Советск, улица Нагорная (бывшая деревня Смоленцево). Координаты: 57.586335, 48.976952 Проезд:От центра города на юго-восток по ул. Красноармейской, затем через мост на правый берег реки Кукарка, 1 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Родник " Смоленцевский ключ " освящен во имя Смоленской иконы Божией Матери. Давным давно у родника была явлена икона Божией Матери Смоленская. С тех пор источник стал почитаться святым. После обретения иконы у родника была построена часовня, а сам обретённый образ Пресвятой Богородицы хранился в Преображенской церкви слободы Кукарка. В 1918 году слободу Кукарка переименовали в город Советск. После революции 1917 года, в годы гонений на Русскую Церковь, часовню на источнике разобрали, а у родника построили прачечную (по местному - портомойня). В 1994 году деревянная Смоленская надкладезная часовня была восстановлена на старом фундаменте. Вода из источника подаётся по деревянной колоде. Святой источник расположен в восточной части города, на территории бывшей деревни Смоленцево, на правом берегу небольшой речки Кукарка. В 2009 году был разработан проект полной реконструкции места, которое вот уже более двух веков почитается православными жителями Кукарки и ее окрестностей. 22 сентября 2018 года, день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны, митрополит Вятский и Слободской Марк посетил с архипастырским визитом Кукарское благочиние Вятской епархии. Архиерей совершил чин освящения часовни Смоленской иконы Божией Матери. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12899

Грицовский. Церковь иконы Божией Матери " Целительница " . Церковь. Действует.   Престолы: " Целительница " иконы Божией Матери Год постройки:Между 2002 и 2003. Адрес: Россия, Тульская область, Венёвский район, поселок городского типа Грицовский, ул. Молодежная, д. 20 Координаты: 54.140292, 38.162684 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход был основан 29 декабря 1997 г. в честь иконы Божий Матери, именуемой «Целительница», по благословению Высокопреосвященного Серапиона митрополита Тульского и Белевского, с назначением на должность настоятеля храма и председателя Приходского совета иеромонаха Ефрема (Поляка). В органах юстиции Приход был зарегистрирован 14 января 2000 года. 1 ноября 2002 года на основании заявления Приходского совета и договора дарения приходу было предоставлено нежилое здание постройки 1956 года, которое усилиями прихожан было приспособлено для богослужений. Богослужения в этом здании проводятся по настоящее время. Престол освящён малым чином в 1998 году. http://venev-blagochin.ru/?page_id=1329 Существовавшая ранее церковь во имя Смоленской Божией Матери в селе Смоленском, Грецово (Грицово) тож. Село Смоленское лежит на реке Шате, в 35 верстах от Тулы, в 40 верстах от Богородицка. Название села «Смоленское» произошло от храма во имя Смоленской Божией Матери; когда присоединено к нему название Грецово и почему такое название присоединено, на то никаких сведений не имеется. Указать с точностью время возникновения прихода нет возможности. В настоящем своем составе приход образовался постепенно. Первоначально в состав его, кроме села, входили деревни: сельцо Дмитриевское-Маклец, Павловка и Дикое поле; в настоящем столетии к нему присоединены были деревни: Каменка, слившаяся с селом и утратившая свое название, Докторово или Степановка, Масловка, Прохоровка, Павловка и Урусово Веневского уезда. Приходский храм каменный, во имя Смоленской Божией Матери, построен в 1774 г. поручиком гвардии Николаем Дмитриевичем Пашковым. Перестройкам храм не подвергался, кроме того, что колокольня его, стоявшая отдельно, в 1859 г. была соединена с ним двумя каменными стенами, и в этом новом помещении устроены в 1860 г. два теплых придела во имя св. Николая чудотворца и вмчц. Варвары на средства помещицы Марьи Григорьевны Мясоедовой.

http://sobory.ru/article/?object=40049

Никола-Немощенка. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1851. Год утраты:1944 (разрушена в ходе боёв) Адрес: Смоленская обл., Холм-Жирковский район, дер. Никола-Немощенка Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью По преданию, на месте села Никола-Немощёнка Бельского уезда Смоленской губ. находился монастырь, устроенный шайкой разбойников, пришедших с награбленным добром с Волги. Как говорит предание, вскоре после основания монастыря пришёл ещё один из этой шайки разбойников, который принёс с собой икону Святителя Николая, находящуюся в храме доселе, и небольшой колокол с надписью, что этот колокол ранее принадлежал Макарьевскому монастырю, что на р. Унже Костромской губ. Некогда в селе был храм во имя Святителя Николая, на что указывает название села. Между тем, уже в 1691 г. такого храма в селе уже не было. Второй (после Никольского) деревянный храм, во имя Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1691 г. дьяконом Никифором Феодоровичем Румянцевым. Этот храм упоминается в 1774 и 1780 годах. Третий, также деревянный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1794 г. на средства секунд-майора Стефана Михайловича Нахимова. Колокольни при этом храме не было, и колокола висели на столбах. Эта церковь сгорела. Нынешний каменный храм, во имя Смоленской иконы Божией Матери был построен в 1851 г. усердием коллежского секретяря Николая Матвеевича Нахимова. Тёплый придел во имя Иоанна Предтечи был устроен на средства местного священника Иоанна Михайловича Смирягина в 1883 г. и освящён 5 Ноября 1885 г. Особо чтимой в храме является икона Святителя Николая. Приход храма состоит из священника и псаломщика. Согласно воспоминаниям старожилов, храм был разрушен в ходе боёв в годы Великой Отечественной войны. Источник: Редковъ Н.Н. Историко-статистическое onucahie церквей и приходовъ Смоленской enapxiu. Выпускъ 1-й. Бeльckiй уездъ. Смоленскъ, 1915. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58019

Большие Кемары. Неизвестная часовня. Гремячий ключ Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Нижегородская область, Перевозский район, с. Большие Кемары, кладбище Координаты: 55.507822, 44.662782 Проезд:Проехать за Б. Кемары по шоссе, перед поворотом на Пергалей свернуть вправо. Источник - с нижней стороны кладбища. Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Родник, святой источник Гремячий Ключ у села Большие Кемары Село Большие Кемары Перевозского района Нижегородской области основано ещё в XVI веке. С марийского перевод слова Кемары означает «каменные люди». В полутора километрах от села, на одном из холмов, стоит белый каменный столб с крестом и рельефными кругами. Раньше, до начала ХХ века, в этом месте, откуда хорошо видно всю округу левобережье Пьяны и купол церкви в селе Ягодном и само село как на ладони, устраивались ярмарки. На склоне горы – кемарское кладбище. Спустившись слева от него, под гору - там между старых деревьев стоит надкладезная часовня небесно-голубого цвета. Источник этот называют Гремячий ключ. Существует предание, что на этом месте стояла деревянная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Позже поставили часовню, а затем и деревянную церковь срубили. После этого вблизи источника поселились монахи и монахини, устроили кельи и стали совершать Богослужения. А после революции или гражданской войны кельи, церковь и часовню разрушили или сожгли. Согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, у кладбища в Больших Кемарах – на Гремячем Ключе – в 1810 году был возведен деревянный кладбищенский храм (престолы: главный – иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской, приделы: правый – пророка Ильи, левый – святого Николая Чудотворца). В «Адрес-календаре» за 1888 год говорится еще об одной святыне Больших Кемар – иконе Божией Матери Одигитрии Смоленской, находившаяся в церкви на Гремячем ключе, написанной около 1706 года и прославившейся исцелениями более 10 людей. Сейчас этого храма нет, но над ключом находится часовня. http://www.gttp.ru/map_NN/perevoz.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ранее на этом месте стояла деревянная кладбищенская церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная в 1810 г. 8 августа 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13593

Оковцы. Церковь Смоленской иконы Божией Матери " Одигитрия " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Смоленской Богоматери Одигитрии в селе Оковцы сооружена на месте, на котором, согласно преданию, в 1539 г. произошло чудесное явление местным жителям двух чудотворных икон: Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрии. В январе 1540 г. иконы были привезены в Москву, где находились до июля. Затем они были возвращены в Оковцы, где на месте их явления были выстроены две небольших деревянных церкви. Строительство каменной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в Оковцах на месте старых деревянных церквей началось в 1750 г. Руководил постройкой каменных дел мастер Иван Семенов Мосягин из Осташкова, который также построил ряд зданий в Ниловой Пустыни. Вначале был выстроен храм с характерной для того времени композицией " восьмерик на двусветном четверике " . С запада к нему примыкала трапезная церковь. В 1755-56 гг. над входом в церковь построили небольшую звонницу. В 1767-70 гг. с южной стороны церкви устроили придел. В XIX - начале XX века храм был значительно перестроен. В 1874 г. вместо первоначальной возвели новую обширную трапезную церковь. Церковь в Оковцах традиционна для местного зодчества. Четверик и восьмерик храма имели богатый декор. Это ярче всего проявилось в килевидных наконечниках окон с " разорванными " фронтонами, наборными узорчатыми колоннами, полуколонками с перехватами и каменными " дыньками " оконных обрамлений. Однако отдельные элементы декора, такие, как ордерные пилястры, характерны для столичных зодчих XVIII века. В 20-е годы XX века храм был закрыт, находившиеся в нем чудотворные иконы исчезли. Недавно в Смоленской церкви начались реставрационные работы, в отремонтированном приделе начались богослужения. Оковецкая церковь стоит на окраине села Оковцы, на высоком холме, круто обрывающемся к восточному берегу реки Пырошни. Построена осташковским мастером Иваном Мосягиным в 1751 году на месте явления чудотворных икон Оковецкой Божией Матери и Животворящего Креста. В 1755-1957 годах им же сооружена отдельно стоящая колокольня. Церковь обнесена оградой на средства купца И. Фуфаева в 1860 году.

http://sobory.ru/article/?object=02721

Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда. Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона. Феодоровская летняя церковь Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…». Внутренне пространство храма наполнено светом, льющимся из куполов и многочисленных окон. Главное его сокровище - росписи. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым. «…внутренность храма по стенам расписана изображением чудес от Феодоровской иконы Божией Матери. На своде обращают на себя особенное внимание четыре клейма: 1) Воскресения Христова, 2) пресвятые Троицы, 3) Рождества Христова, 4) Богоявления Господня, весьма хорошей живописи, кисти известнаго художника покойнаго Медведева, равно как и в куполе изображение Господа Саваофа и двенадцати апостолов, писаное им же» – пишет игумения Исмарагда. Роспись включает архитектурные орнаменты – иллюзорно написанные плоскости стен, карнизы, арки, колонны, визуально дополняющие, но не разрушающие пространство, заменяющие подлинные детали.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Москва. Церковь Николая Чудотворца в приходском доме церкви Смоленской иконы Божией Матери. Домовая церковь Николая Чудотворца Домовая церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1671. Ссылки:   Адрес: Россия, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.23, с.1 Координаты: 55.775855, 37.602934 Проезд:Ближайшая ст. метро " Новослободская " . Далее пешком по ул. Долгоруковская в сторону Садового кольца, либо одна остановка на троллейбусе 3, 3к, 47 (остановка " Киностудия «Союзмультфильм» " ). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История храма Название местности «Новая слобода» указывает на то, что при своём основании она находилась за чертой города, являясь продолжением Большой и Малой Дмитровской слобод вдоль одноимённой дороги на Дмитров. Время первоначального устроения церкви святого Николая Чудотворца неизвестно, но предполагается, что она существовала ещё в XVII веке. 1625 год – первое упоминание о церкви в делах патриарших приказов. В народе храм называли «Николой под вязками», по-видимому, указывая на вязы, окружавшие храм. В первое время существования храма его прихожанами были местные разночинцы. В 1631 году в приходе числилось 26 дворов. Год начала строительства каменной церкви во имя Смоленской Божией Матери точно неизвестен. На западной стене ныне разобранной трапезной находилась плита надгробия священника Кирилла Феодотова с надписью, свидетельствующей о том, что священно-иерей Кирилл Феодотов служил при Николаевской, что в Новой слободе, церкви 40 лет, с 1672 года по 1712 год и при нем церковь была отстроена. Главный престол во имя Божией Матери Смоленской был освящен в 1703 году. Храм был двусветным, квадратным в плане и имел размеры 4×4 сажени. 1703 год – храм св. Николая был полностью перестроен и освящен. Главный престол церкви был освящен во имя Смоленской иконы Божьей Матери, при нём – придел св. Николая Чудотворца. Полностью храм был закончен не позднее 1712 году, так как в этом году умер настоятель – о. Кирилл Феодотов, занимавшийся строительством храма (похоронен возле трапезной и колокольни). К этому времени в приходе числилось уже 116 дворов.

http://sobory.ru/article/?object=27237

Церкви Ржевской иконы Божией Матери в Москве Ржевская икона Божией Матери В старой Москве были всего две церкви во имя Ржевской иконы Божией Матери – на Пречистенском (Гоголевском) бульваре и на Поварской улице. Ни одна из них не дожила до нашего времени – обе были разрушены при большевиках. Ржевская икона названа по месту своего чудесного явления – близ города Ржева в деревне Клочки Оковецкой волости. В мае 1539 году там случилось чудо: в Духов день местные жители увидели на сосне в дремучем лесу большой железный крест, неведомо как попавший на дерево. Рядом на другой сосне чудесно помещалась икона Богоматери, старинного письма, причем слева от Богородицы с Младенцем был изображен свт. Николай Чудотворец. (Оттого в храмах, освящаемых во имя Ржевского образа, обычно устраивали Никольский придел). Инок Стефан, которого позвали прослышавшие о чуде местные жители, поднялся за святынями и когда ступил с ними на землю, от иконы засиял яркий необычный свет, и раздался сильный шум. Люди пали на колени, а потом узнали, что исцелился крестьянин, страдавший болезнью ног. Чудеса исцеления совершались во множестве – на одной только неделе их оказалось около 30. О  чуде, наконец, решили сообщить в Москву, царю и митрополиту. Узнав о том, власти решили соорудить в стольном граде  храм во имя новоявленной чудотворной иконы и, согласно старинной традиции, перенести святыни в Москву – для освящения устроенного храма, для всенародного поклонения и для снятия списка.  Будущему первому русскому царю Иоанну Васильевичу было тогда всего девять лет, но он пожелал видеть святыни в столице: за ними отправились игумен Новинского монастыря Исайя и дьякон Афанасий Курицын. В январе 1540 года  святая икона и крест были принесены в Москву. Малолетний государь с митрополитом Иоасафом, духовенством и всем московским людом торжественно встречали их в Новинском монастыре на Пресне.  К тому времени   в Москве уже воздвигли деревянную церковь недалеко от Кремля, близ будущих Пречистенских ворот – местность тогда именовалась Чертольем, ведь ни стены Белого города, ни ее Пречистенских ворот еще не было. Эту новосозданную церковь и собирались освятить во имя Ржевской иконы во время ее пребывания в Москве. Есть версия, что именно эта церковь, освященная во имя образа Пречистой Богоматери, потом дала имя улице Пречистенка. Обычно же считается, что царь Алексей Михайлович, часто молившийся в Новодевичьем монастыре пред Смоленским образом Божией Матери, повелел переименовать эту улицу, по которой с крестным ходом отправлялся в обитель к иконе Пречистой Богородицы. Еще говорили, будто бы церковь построили Ржевские, оттого она так и называлась. Но это – миф.

http://pravoslavie.ru/343.html

Троице, второй - Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия». По благословению митр. Филарета прошение на строительство было подано от лица груз. царевны Тамары, почитавшей старца и согласившейся «быть орудием устроения» 1-го храма в З. п. (Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р. Ч. 1. С. 195-198). Указом Синода от 4 нояб. 1837 г. разрешалось возведение храма «для слушания грузинской царевне Тамаре, по слабости ее здоровья, литургии» (ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 624. Д. 33. Л. 35). В июне 1838 г. состоялась закладка, а в кон. того же года - освящение каменного храма во имя Св. Троицы с колокольней. К 1855 г. на средства московского купца С. Л. Лепёшкина и др. благотворителей храм был расширен приделами во имя прп. Зосимы Соловецкого и сщмч. Симеона Персидского (южный) и прп. Марии Египетской (северный), покровительницы вкладчицы М. И. Головиной. Великое освящение расширенного Троицкого собора совершил 1 окт. 1855 г. митр. Филарет, затем он прочитал «Беседу на освящение храма» (Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332). Храм возведен в формах, отражающих влияние русско-визант. стиля К. А. Тона . К необычному, значительно вытянутому в длину основному объему, перекрытому 2-скатной кровлей и увенчанному главой на невысоком основании (восьмерик на четверике), примыкают низкие, также вытянутые в длину объемы боковых приделов. В Троицком храме похоронены игум. Вера (Верховская), схим. Маргарита (Верховская; 27 июля 1859). Надвратный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» возведен в память одноименного чудотворного образа, хранившегося в часовне ближнего сел. Рыжкова (Кузнецова). Икону приносили в обитель для молебнов. На средства некой женщины, исцелившейся от этой иконы, был построен и 27 июля 1852 г. освящен надвратный Одигитриевский храм, в к-рый мать исцеленной, титулярная советница Е. П. Арсеньева, отдала «древнюю чудотворную икону Одигитрии Смоленской» (Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. 1903. С. 38). Храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи был устроен в колокольне (на средства братьев В.

http://pravenc.ru/text/200057.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010