Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Казанский девичий монастырь Россия, г. Калуга, ул. Дарвина, д. 13/33. Монастырь возник вскоре после Смутного времени в начале царствования Михаила Федоровича не ранее 1625 года. Перестраивался в 1685 и 1726 годах. При игуменье Мариамне Пальчиковой (1673–1680) обнесен каменной оградой. В 1680 году к монастырю была приписана калужская церковь во имя святителя Алексия Московского , построенная царским дядей Никитой Ивановичем Романовым. Монастырь был третьеклассным со штатом 16 монахинь. В обители был старинный храм, на месте которого в начале ХХ в. был сооружен со бор в честь Казанской иконы Божией Матери, в византийском стиле, освященный 6 июля 1903 года. В нем было три престола: центральный в честь Казанской иконы Божией Матери, северный – Ченстоховской иконы Божией Матери и южный – преподобного Алексия, человека Божия. Ежегодно 8 июля – в день празднования Казанской иконы Божией Матери – совершался крестный ход. Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами. Внутри монастыря располагались большая каменная колокольня и монастырские постройки: больничный корпус, кельи для игумении и сестер. На месте первого монастырского храма стояла небольшая часовня, где находилась Казанская икона Божией Матери. Другая часовня, принадлежащая монастырю, была у Смоленской заставы (в конце нынешней Смоленской улицы). При обители существовал странноприимный дом. До 1917 года монастырь был третьеклассным. Основным занятием монахинь являлось шитье белья, вязание и вышивание золотом. Во время Восточной войны в 1878 году в монастыре был образован отряд сестер милосердия из 10 послушниц. В 1918 году монастырь был закрыт. Чтобы сохранить в нем монашескую жизнь, насельницы монастыря организовали здесь женскую трудовую артель. При артели действовала больница и мастерская по пошиву и ремонту обуви. По состоянию на 28 июля 1922 года в монастыре проживало и трудилось 118 монахинь и послушниц. В июле 1922 года решением Ревтрибунала была создана комиссия по ликвидации Казанского монастыря в городе Калуге, монастырское имущество было описано и изъято, и часть его в октябре 1924 года передана в исторический музей города Калуги. Группа монахинь была осуждена на срок от 6 месяцев до 1,5 лет, а остальные выселены.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Октябрьск. Старо-Костычёвский Смоленский женский монастырь. Собор Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Смоленской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1905 и 1914. Год утраты:приблизительно 1930 (снесён) Архитектор: А.А. Щербачёв Ссылки:   Адрес: Россия, Самарская область, г. Октябрьск, Проходной пер., Костычёвское кладбище Координаты: 53.175446, 48.720743 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1869 году близ села Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии (с 1928 г. Самарской губернии) была основана женская община сестер-келейниц, впоследствии преобразованная в монастырь. Основателем и вдохновителем общины стал схимонах Пантелеимон (Петр Савельевич Прохоров, бывший крестьянин). Симбирская Духовная консистория в 1884 году своим указом утвердила официальное существование общины, которая в июле 1905 года была преобразована в общежительный женский монастырь с наименованием Старокостычевский Смоленский. Первая монастырская церковь была деревянная, однопрестольная, во имя Смоленской иконы Божией Матери, построенная и освященная в 1869 году. Храм имел 16 окон с двойными рамами и колокольню. В 1884 году здание перестроил и расширил крестьянин села Бестужевка Сенгилеевского уезда Г.А. Силантьев на основании заключенного с ним договора. Для этого община приобрела лес, бутовый камень, известь, гвозди на сумму свыше 2000 рублей. В процессе реконструкции устроили два придела: с восточной стороны – во имя евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна; с западной стороны – во имя Архангела Гавриила. Кроме того, западный придел имел паперть с двумя дверями. В церкви перед алтарем располагался липовый иконостас, украшенный резьбой и позолотой. Великой ценностью являлась особо чтимая икона Смоленской Божией Матери, пожертвованная неизвестным лицом в 1889 году. В октябре 1891 года сызранский купец А.Н. Сопляков пожертвовал для этой иконы серебряную с позолотой ризу чеканной работы.

http://sobory.ru/article/?object=47511

Храм иконы Божией Матери «Смоленская» (Ильинское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Смоленская» (Ильинское) — каменная четырехпрестольная церковь с ярусной колокольней, построена в 1796 году. Теплые приделы: Ильинский, Никольский и Архангельский. Содержание История [ править править код ] Известно, что в 1628 году, когда село Ильинское «на озере» находилось во владении старицы, княжны Ирины Ивановны Мстиславской, здесь стояла деревянная церковь с шатровым верхом, освященная во имя Пречистой Богородицы Одигитрии. Рядом на церковной земле располагались поповский и пономарский дворы, три двора бобыльских и келья просвирницы. В 1780-х годах в Ильинском была церковь Пророка Ильи. По сведениям за 1806 год в селе находился храм Смоленской Божией Матери с приделами Николая Чудотворца и Ильи Пророка. Каменная Смоленская церковь была построена в 1796 году на месте обветшавшей прежней и имела четыре престола: в холодном храме — Смоленской Божией Матери (главный), в тёплом — Святителя Николая, Святого Пророка Илии и Архистратига Михаила. Из Тверских епархиальных ведомостей известно, что в 1899 году к Ильинскому приходу относилось более 20 деревень, располагавшихся от 1,5 до 10 верст от церкви. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика. В приходе значилось более 2 тысяч душ обоего пола. Стараниями местного священника П. Думыкина при храме был организован хор певчих. Была обширная библиотека, выписывались духовные журналы. В Ильинском приходе работали две земские школы — одна в самом селе, другая в деревне Аннино. В обеих школах законоучителем был местный священник. При волостном правлении находилась бесплатная народная читальня, которой заведовали местные учитель и учительница. Церкви принадлежало три дома, один из которых занимал священник, семь каменных лавок. Два церковных дома и лавки сдавались в аренду. Валовый доход Смоленской церкви составлял 2500 рублей в год, причтовой земли при храме — 86 десятин. В 1929 году храм был закрыт, вновь открылся в 1997 году. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Углич. Воскресенский монастырь. Собор Воскресения Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Воскресения Христова, что была в монастыре, сооружена в 1676 г. митрополитом Ростовским Ионою Сысоевичем. Двухэтажная. Престолов в ней четыре: Воскресения Господня, Владимирской Божией Матери, Знамения Божией Матери и Смоленской Богоматери. Земли при ней 67 десятин. Приход состоит из 27 домов, в них 108 душ муж. пола и 141 жен. Апол. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии». - Ярославль, от типографии Германа Фалька, 1861 г. Воскресенская (бывшая монастырская) церковь при угличском духовном училище с 1803 г., каменная, с таковою же при ней колокольнею, прочная. Престолов четыре: в холодной - во имя Воскресения Христова, в приделе по правую сторону - во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя Смоленской Божией Матери, по левую сторону внизу, в теплом приделе - во имя Знамения Божией Матери и Божией Матери, именуемой Живоначальный Источник. При церкви часовня - Знаменская, каменная, построенная, по преданию, из ворот монастырской ограды. При церкви усадебной земли длиною по лицу 63 саж., шириною в одном конце 15 саж., а в другом 7 саж. Церковный дом деревянный, ветхий - для церковнослужителей. Церковного капитала в процентных бумагах 1150 руб. Прихожан 47 муж. пола и 72 жен. Штатный состав причта – священник, причтового капитала в процентных бумагах 1968 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Архитектурной доминантой ансамбля Воскресенского монастыря является двухъярусный Воскресенский собор с южным и северным приделами, соединёнными небольшой галереей, огибающей строение с запада, где устроено крыльцо и лестница, ведущая в храм и на галерею. Собор довольно разнообразно украшен снаружи – подклет здания прорезан арками, порталы декорированы кирпичом разной формы, аркада галереи – изразцами, стены выше галереи опоясаны декоративным фризом. Венчают храм пять луковичных глав на высоких тонких глухих барабанах, причём центральная глава намного больше боковых. До закрытия храма в нём хранились святыни обители: храмовая икона «Воскресение со страстями» I трети XVII в., серебряный с позолотой крест, звездица и потир 1678 г., Евангелие 1644 г.

http://sobory.ru/article/?object=05716

и., эпитет «Муромская» носят 2 др. иконы. Выдропусская Одигитрия, икона Божией Матери , получила название «Муромской», т. к., по сказанию, она была унесена из Выдропусска (ныне с. Выдропужск Спировского р-на Тверской обл.) муромским боярином во время похода Иоанна III на Новгород в 1478 г., а позже чудесным образом вернулась. Вместе с ней прибыла икона «Умиление Божией Матери (Муромской)». Список 1630 г. чудотворной Выдропусской иконы имелся в Торжке, где в Спасо-Преображенском соборе был освящен придел во имя «Богоматери Одигитрии Муромской» (Чудотворные иконы Матери Божией. Коломна, 1993. Ч. 2. С. 479-483). Не совсем понятно, почитали одну или 2 «Муромские» иконы, под 2-й, «Умиление», могла скрываться реплика М. и. «Муромской» называют также икону Божией Матери «Одигитрия» нач. XV в. из муромского собора Рождества Пресв. Богородицы (ГТГ; Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966. С. 108, 239-241; Гусева Э. К. Об иконе Богоматери Одигитрии нач. XV в. из Рождественского собора в Муроме//Уваровские чт., 2-е. М., 1994. С. 68-71). Она включена в ряд чудотворных образов, хранящихся в ГТГ (Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее/Авт.-сост.: А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 2001. С. 22. Кат. 9. Ил. на с. 23). По иконографии представляет собой тип, близкий к образу, почитавшемуся на Руси как «Одигитрия Смоленская». Учитывая время создания этой «Муромской» иконы, можно предполагать, что именно перед ней в 1446 г. буд. митр. Иона принял на свою епитрахиль детей вел. кн. Василия Тёмного (событие зафиксировано в рус. летописях). Грабарь даже высказал мнение, что именно она может быть копией чудотворного образа, принесенного в Муром блгв. кн. Константином. Писцовые книги Мурома 1-й трети XVII в. называют этот образ «поставленьем царя и великого князя Ивана Васильевича», не уточняя, какого из двух (Иоанна III или Иоанна IV). Икона попала в ГТГ непосредственно с места своего почитания. Лит.: Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской епархии. М., 1820; Тихонравов К.

http://pravenc.ru/text/Муромской иконой ...

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

20) Николо-Ляпуновская (Николо-Девичья тоже), по Большой Проломной ул. Приделы: а) Св. Николая Чудотворца (9 Мая и 6 Декабря), б) Обновления храма Воскресения Христова (13 Сентября) и в) Св. Архангела Михаила 8 Ноября). 21) Николо-Низская (тоже Николо – магистратская), вблизи детского приюта-на Проломной улице. Холодная церковь построена в XVII в., а теплая в 1885 году по-…… Николая М. Варушкина. Престолы: а) во имя Св. Николая Чудотворца и б) Покрова Пресвятыя Богородицы. 22) Смоленско-Варлаамская , на Варлаамской улице и Поперечно-Ямской, построена на месте прежней деревянной (1655 г.), бывшей в честь Преображения Господня. В настоящей церкви престолы: а) в честь Смоленской иконы Божией Матери (28 Июля) и преп. Варлаама Хутынского (6 Ноября). Здесь имеется древний напрестольный крест с св. мощами (1688 г.) и ковчежец с мощами же. 23) Троицкая , в Ямской ул., построена в 1722 г. вместо прежней деревянной (XVII в.). Престолы: а) в холодной во имя Живоначальной Троицы, б) в теплой во имя Знамения Пресвятыя Богородицы (27-го Ноября). Здесь имеется древний напрестольный крест, данный Иваном Г. Свешниковым в 1631 году, при попе Андрее Одинцове. 24) Макарьевская , в Адмиралтейской слободе. Престолы: а) во имя пр. Макария Унженского (25 Июля) и б) Рождества Пресвятыя Богородицы (8 Сентября). 25) Ильинская , на Мокрой улице, построена вместо прежней деревянной в 1722 г. Престолы: а) во имя Св. Пр. Илии (20 Июля) и б) Толгской Божией Матери (8 Августа). Здесь имеется древняя икона Смоленской Божией Матери, пожертвованная Никитою М. Боборыкиным, бывшим окольничим в Казани в 1668 г. 26) Екатерининская (Боголюбская тоже), в Адмиралтейской слободе. Престолы: а) во имя Св. великомученицы Екатерины (24 Ноября), б) Боголюбской иконы Божией Матери (18 Июля) и в) Св. Николая Чудотворца. 27) Смоленско-Димитриевская , в Ягодной сл. Престолы: а) в честь Смоленской иконы Божией Матери (28 Июля) и б) Св. Димитрия Солунского (26 Октября). 28) Духосошественская , в Суконной слободе. Престолы: а) в честь Сошествия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В киоте в главном храме находится небольшая древняя икона Владимирской Божией Матери, в басменном окладе с цатою, венец и цата убраны недорогими камешками. На западной стороне главного храма помещена икона Божией Матери, бывшая прежде в одном из верхних иконостасов. Придел во имя преп. Варлаама, хутынского чудотворца, находится на левой стороне трапезы. Налево от царских ворот находится икона Владимирской Божией Матери, в жемчужной ризе, шитой по фольге, направо – Спаситель, воскресший из гроба, с крестом в левой руке, риза серебряная, вызолоченная, устроена в 1821 г. Икона преп. Варлаама в житии, перед ним вверху Преображение Господне, как напоминание о том, что Смоленско-Варлаамская церковь в 1655 г. называлась Преображенскою, внизу у преподобного, в клейме, св. Алексей человек Божий, по краям – житие преп. Варлаама. Риза на иконе серебряная. В иконостасе икона св. Николая, за правым клиросом живописная икона Божией Матери. На колокольне еще в 1774 – 89 гг. было 7 колоколов: большой в 69 пуд., полиелейный – без весу, повседневный – 22 пуд. 1 фунт и 4 малых – без весу. В настоящее время всех так же 7 колоколов. На большом колоколе находится надпись: «1855 года сей колокол в царствование Государя Александра Николаевича, по благословению высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа казанского и свияжского, в Смоленско-Варлаамовскую церковь. Весу 127 пуд. 27 ф., лит усердием крестьянина Михаила Платонова и другими лицами при священнике Иоанне Стратилатове». Приход Смоленско-Варлаамский немногочисленный, поэтому церковь считается одноприходною, т. е. священник при ней был 1, диакон 1, дьячок 1, пономарь 1. По новому штату 1876 г. при церкви положено быть одному настоятелю и одному псаломщику. Дворов в приходе православных 41 и раскольников 23, всего 191 душа муж. пола. Для жительства церковного причта при церкви существуют два дома, церковные деревянные. Первый пожертвован был со всей принадлежащею к дому землею вдовою коллежскою асессоршею Анною Петровною Апелляциониною по духовному завещанию, учиненному 29 сентября 1827 г., второй дом состоит из двух флигелей, один флигель сгорел в пожар 1859 г., а другой ветхий. Прихожанами в 1877 г. был приобретен дом, в котором и проживают приходский священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=33085

Богородицкий Игрицкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородицкий Игрицкий мужской монастырь построен на месте явления в 1624 году Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. Закрыт в 1919 году. Большинство построек разобрано на кирпич в 1930-1940-х военными и колхозом. С 2011 восстанавливается как подворье Ипатьевского монастыря. Содержание История [ править править код ] Богородицкий Игрицко-Песоченский мужской монастырь расположен в окрестностях Костромы, при речке Песочне. Построен на месте явления в 1624 году Игрицкой Песоченской иконы Богоматери. В Богородицком монастыре были четыре храма: в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы, во имя святителя Николая Чудотворца, во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова. Игрицко-Песоченская икона Божией Матери находилась в Игрицком мужском монастыре, в пустыни, называемой Игрицкой при р.Песочне. Икона обретена 12 июля 1624 г. в с. Савицком, недалеко от Костромы, где жил боярский сын Емилиан Исаев Севрюг. Он лишился зрения и в течении 5 лет искал помощи у врачей, но все было напрасно. И вот, однажды, крестьяне его, пася овец в пустыни Игрица, пришли к церкви очень ветхой, готовой обрушиться. Пастухи вошли в церковь и увидели на престоле икону Божией Матери, держащей на руках Иисуса Христа, как будто только что написанную. Они помолились с благоговением и поспешили рассказать своему боярину. Емилиан обрадовался и послал в Кострому за своим духовным отцом Феодором, чтобы он пришел отслужить молебен. Молебен был совершен с водоосвящением. Когда святой водой священник стал кропить икону, вода вбиралась в нее, как в губку, только на очах долго держалась и потом стекала, как струя. Священник покропил святой водою слепого Емилиана и он прозрел. На месте явления иконы был устроен Песоченский монастырь на правом берегу Волги, в 16 км. от Костромы. В XVI в. на месте монастыря существовала пустынь св. Николы Великорецкого. В рукописном сказании о явлении Смоленской - Игрицкой иконы говорится, что во время царствования царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного в 1530 г. постиг Россию великий мор, который достиг Костромских пределов и пустынь опустела на 54 года. После обретения иконы Смоленской Божией Матери 12 июля 1624 г., видя многочисленные исцеления от иконы, горя усердием послужить Богородице, нашлись иноки, которые основали монастырь. Это были благочестивые мужи, жители города Костромы: Потапий, Григорий и Карп. С этого началось созидание обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородицкий_И...

Кострома. Церковь Космы и Дамиана в Кузнецах. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Богородицкая в Кузнецах г. Костромы. Каменная, с такою же колокольней, построена в 1730-е гг.; придельные храмы и колокольня устроены в 1812 г. на средства прихожан. Ограда каменная с железными решетками. Престолов 3: в холодной в честь явления иконы Божией Матери Смоленской и во имя блгв. кн. Феодора и чад его Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев; в теплой правый в честь явления иконы Божией Матери Боголюбской, левый во имя свв. бесср. Космы и Дамиана и святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, московских чудотворцев. Церковь была закрыта в 1929 г. и разрушена весной 1934 г. http://www.old-churches.ru/ko_021.htm Каменная, с каменною колокольнею; о времени построения сведений не сохранилось; приделы же и колокольня построены в 1812 году. Престолы в честь Божией Матери, празднования Ея Иконы Смоленския; Божией Матери, празднования Ея Иконы Боголюбския; св. Космы и Дамиана безсребреников; св. благовернаго Князя Феодора и чад его Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотворцев. Причта состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви по планам, составленным в 1773 и 1766 годах, числилось десятина 1,747 кв. саж.; по плану же, учиненному в 1825 году, значится 1,067 кв. саж. Кроме того в 1827 году, по завещанию купца Василя Дурыгина, поступило в пользу церкви огородной земли 2 десят. 2,175 кв. саж. Планы на землю при церкви имеются. Прихожан муж. пола 223, жен. 258, дворов 48. Проценты с капитала 1,885 рубл. поступают в пользу причта, а с капитала 659 рубл. в пользу церкви. Церкви принадлежит каменная полулавка в гостином дворе, с которой выгоды, по завещанию купца Петра Колодезникова, поступают в пользу церкви и причта по равным частям. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета, кафедрального Успенского Собора Протоиереем Иоанном Беляевым. – СПб: Типография Почтового Департамента, 1863, 198, V с. С. 16-17. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=39856

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010