§ 12. За сим все иноверцы, получившие миропомазание от своих епископов, как-то: Римские католики, армяне и др., присоединяются просто чрез одно только отречение, исповедь и причащение св. тайнам, по уставу (Чин присоединения к правосл.) Впрочем, если бы при этом возникло какое-либо сомнение, в действительности миропомазания обращаемого, то его так же надобно миропомазывать, как и при обращении других иноверцев. Но в этом случае священник должен действовать уже не сам, а обращаться к епархиальному архиерею и затем уже, согласно его наставлению поступать по обычаю. § 13. В случае смертной опасности, иноверцы принимаются в православие без соблюдения предварительных формальностей чрез одно только миропомазание и при том на одном даже челе в случае особенной какой надобности, если они не миропомазаны; при этом священник должен только прочитать над ними следующие две молитвы, полагаемые в чине присоединения: а) просительную: Господи Боже, Вседержителю, Едине Святе и во святых почиваяй... и б) разрешительную: Господъ наш Иисус Христос , ключи царствия небеснаго... и затем приобщить св. тайнам, по обычаю (Ук. Св. Синода 1800 г. Февраля 20 дня). Впрочем, и в этом случае от обращающихся таким образом священники должны брать формальную подписку о желании их принять православие, как и в обыкновенных обстоятельствах (ср. выше § 10).Если больной, принимающий православие, сам по болезни не в состоянии будет подписаться, то вместо его, по его поручению, могут расписаться другие (Руковод. для С. П. 1862 г. 23). Само собой разумеется, что больные, присоединившиеся таким образом к православию, должны оставаться православными и по своем выздоровлении, хотя бы случалось даже и так, что иные из них напр., принуждены были исповедываться и причащаться у православного священника, за отсутствием священника иноверного, в случае смертной опасности, и т.п. (сравн. ниже, о причащении и литургии, Отд. VII, ст. 1, § 139). § 14. Затем, запись о присоединении иноверцев в метрические книги вообще принято производить по следующей форме: в 1-й части о родившихся, в графе звание, имя, отчество и фамилии родителей и т. д., пишется.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По определению Курской Духовной Консистории, утвержденному Его Преосвященством 18 Ноября 1871 г. священники Крутов, за неоднократное повенчание, им чужих прихожан без соблюдения предбрачных предосторожностей, был штрафован 25 руб. в пользу бедных духовного звания, со внесением сего штрафа в послужной о службе список его. 7 Прилож. к §§ 35 (к выноске), 37 (к выноске 3) п 39. Форма послужного списка. Прил. к 779 ст. по прод. 1890 г. Уст. Сл. Прав. I. Чин, имя, отчество, фамилия, должность, лет отроду, вероисповедание, знаки отличия и получаемое содержание. Из какого звания происходить. Есть ли имение. Где получил воспитание и окончил ли полный курс наук в учебном заведении; когда поступил в службу; какими чинами, в каких должностях и где проходил оную; не было ли каких особых по службе действий или отличий; не был ли особенно чем-либо награждаем, кроме чинов. Месяцы числа. Был ли в походах против неприятеля и в самых сражениях, и когда именно? Подвергался ли наказаниям или взысканиям, соединенным с ограничениями в преимуществах по службе, когда и за что именно; по судебным приговорам или в дисциплинарном порядке; не был ли оставляем в подозрении по преступлениям, влекущим за собой такие ограничения; когда, каким судом и за что именно? Был ли в отпусках, когда и на сколько именно времени; являлся ли на срок, и если просрочил, то, когда именно явился и была ли причина просрочки признана уважительною? Был ли в отставке с награждением чином, или без оного, когда и с которого по какое именно время? Холост или женат, на ком; имеет ли детей, кого именно; год месяц и число рождения детей; где он находятся и какого вероисповедания? У него самого и у родителей. У жены, если женат. Родовое. Благоприобретенное. Родовое. Благоприобретенное. Надворный Советник Дмитрий Алексевич N.N. Начальник Отделения N.N. Департамента, тридцати шести лет, Православного исповедания. Кавалер ордена Св. Владимира 4 степени. Жал. 1000 p. Стол. 420 p. (Если получает) добавочного жалованья. Пенсии. Арендных денег . . Квартирных . . . Итого 0000. h6 Примеч. Если иностранец, то объяснять: присягнуть ли на подданство России, где и когда выполнил присягу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

— А это над больными или умирающими такое таинство совершается священником. И человек после этого таинства становится чистым-чистым. И все грехи ему Господь отпускает. — Значит, в Царствие… — мечтательно произнес Вася. — А если бы дядя Петрович до этого таинства умер, тогда куда? В озеро огненное? Да? Бабушка задумалась. Ответила не сразу: — Не знаю, милый, — произнесла она, тяжело вздохнув, — милость Господа нашего беспредельна. Ему одному решать, кто куда пойдет. А наше дело стараться не грешить. А то смерть придет внезапно, и не успеешь покаяться. И что тогда хорошего ожидать? — и бабушка перекрестилась. — Ба, а давай мы всегда будем молиться за дядю Петровича. А в поминальной записке так и писать: “За упокой Петровича”? — Нет, у него есть имя. А Петрович — это его отчество. Просто привыкли все его так звать. — А какое у него имя? — Как и у тебя, Василий. Василий Петрович, Царство ему небесное, вечный покой! Хороший был человек, да только несчастливый, — ответила бабушка, и добавила: — Конечно, мы будем за него молиться. И записки подавать в храме. А теперь мне надо печь блины. Ты уроки-то сделал? Скоро ведь уже все вернутся, и мы пойдем на поминки. Давай-ка садись заниматься, времени мало осталось. Вася побрел в свою комнату. Он вспоминал Василия Петровича в его старой, изношенной куртке и с неизменным приветствием: “Здорово, Василий!” Мальчику было грустно и светло на душе. Он пытался представить себе Царствие Небесное, и в его воображении возник цветущий весенний сад. Вася вздохнул и принялся наводить порядок в комнате, напевая все ту же песню: Это было давно, лет пятнадцать назад… Где вы были? — Бабушка, бабушка, расскажи что-нибудь!Что же тебе поведать, внученька? Я уже все тебе сказывала-пересказывала. — Нет, не все! — А что же? — Почему ты своего сына, моего дедушку, батюшкой зовешь? — Да потому как мой сынок теперь батюшка и есть. А было это так. В армии он был, мой сыночек, на фронте. Почувствовало мое сердце, что неладно с ним. Давно не пишет. Места себе не нахожу. А тут телеграмма: приезжайте, ваш сын в тяжелом состоянии в больнице лежит.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-gost/

§ 10. В частности, что до самого способа присоединения иноверцев к православию, то оно совершается следующим образом. Прежде всего, таковые все должны, если не знали прежде, изучить символ веры , молитвы православные, и вообще познакомиться основательно с вероучением и уставами церкви православной (Чинопосл. соед, из иноверия к Правосл. Католич. Восточ. церкви). Потом священник берет от них расписку следующего содержания: Я, нижеподписавшийся (или нижеподписавшаяся) NN (имя, отчество и фамилия) вероисповедания NN, сим изъявляю решительное намерение присоединиться к Православной Восточной церкви и обещаю пребывать в послушании ее всегда неизменно. …. года месяца N, 00 числа. (Указ 1840 года Февраля 20, Уст. Духов. Консист. § 22, 25). В случае принятия православия целыми семействами подобные подписки должны быть также взимаемы священником и от каждого члена семьи, достигшего совершеннолетия. (Резолюц. Митропол. Филарета в Душепол. чтении 1872 г.) За сим несовершеннолетние принимаются без всякой подписки под ответственность родителей, по обычаю. § 11. После сего священник предлагает обращающемуся исповедать грехи свои, какие вообще доселе совершил он в жизни; впрочем, при этом священник не должен читать над присоединяемым разрешительную молитву, как под недействительным еще членом православной церкви, а сообразно обычному чину присоединения иноверцев, прежде всего должен совершить над ним обряд присоединения, помазать св. миром, и только после этого разрешить его от грехов, и если то бывает пред обедней, тут же приобщить св. тайн, по обычаю. При этом, как по древнему обычаю, так и по узаконению церковному, при миропомазании иноверцев также должны быть восприемники, как и при крещении (Зак. по церковн. Зак. прот. И. Скворцова , изд. 1857 г. стр. 167; Уст. Духов. Консист. § 25). Впрочем, восприемники эти в сем последнем случае имеют характер по преимуществу свидетелей обращения, а потому ни по обычаю, ни по уставу ни в какое духовное родство не вступают ни с обращающимися в православие, ни с его родителями и т. д. (Сравп. ниже о браке, Отд. III, § 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Мы поужинали, Галя все сидела над тетрадью, время приближалось к полуночи. Завтра нас ждал тяжелый день – музыкальный конкурс. – Сколько можно сидеть над этой ерундой! – наконец возмутилась я. – Сдала бы что-то, лишь бы отделаться. Что это за предмет такой, чтобы столько времени тратить на домашнее задание?! Конечно, я была неправа. Нельзя учить ребенка халтурить – ни при каких обстоятельствах. Но сердце мое обливалось кровью: дочке не оставалось времени на сон, хоть на какой-то отдых. – Мама, ты не понимаешь, – спокойно ответила Галя. – Все пренебрегают учительницей, а мне ее жалко. Я делаю это для нее. Как стыдно мне стало! Ведь, возмущаясь предметом, я ни разу не подумала о человеке, который его преподает… Мне стало стыдно. Как стыдно мне стало! Ведь, возмущаясь предметом ОДНКНР, я ни разу не подумала о человеке, который его преподает. Что привело эту женщину в школу? Почему она преподает именно этот предмет? Впоследствии выяснилось, что хромота ее – это результат автомобильной катастрофы, в которой погиб ее единственный сын. Больше я ничего не говорила про предмет ОДНКНР до самого конца года, а Галя иногда, но уже не каждый четверг, рассказывала о проделках мальчишек. После последнего урока ОДНКНР дочка вернулась со своей законной годовой пятеркой и маленьким мешочком вкусных конфет. – Представляешь, мама, – сказала она, – учительница каждому дала на прощание конфеты, и всем мальчишкам, которые ее обижали, тоже. Она не стала им мстить и ставить плохие оценки. А всем поставила четверки и пятерки. Раздавая конфеты, она каждого назвала по имени. А ведь многие мальчики за весь год так и не выучили ее имя-отчество. Я видела, как у Севы горели уши, им всем было стыдно. Мне кажется, они бы хотели попросить у нее прощения. Просто стеснялись друг друга… – Ничего, они потом еще вспомнят это… – сказала я. Такой духовно-нравственный урок не получишь из учебников и книг. Какое, оказывается, сокровище таилось за грубой и отталкивающей аббревиатурой ОДНКНР. Как мне стыдно за свое критиканство, которое не видит дальше собственного носа. А Господь приходит к нам через живое человеческое сердце, умеющее любить.

http://pravoslavie.ru/115625.html

Другое , со вложением письма к Щепкину, ты, без сомнения, также , вместе с приложеньем «Развязки Ревизора». Теперь посылаю к тебе предуведомленье к «Ревизору». Прочитавши его и узнавши, в чем дело, ты собери всех тех, которых имена увидишь в конце предуведомленья , к себе и с ними потолкуй и объяви им мою просьбу, которую обращаю я к людям, любящим меня. Кто из них отшатнется и не захочет взять на себя обязанность раздачи бедным, грех будет на душе того. Потому что дело это ради Христа, а не ради меня. Кому же, точно, невозможно за множеством дел и хлопот этим заняться, тот пусть объявит это сейчас же, чтобы имя его вычеркнуть. Всех же остальных напиши исправно имена и отчества, с означеньем адресов и мест их жительства, и отправь немедленно в Петербург, чтобы это было припечатано в таком же виде и в петербургском экземпляре. Взамен ты получишь от Плетнева обстоятельное поименование лиц в Петербурге с их адресами. Одно издание «Ревизора» должен печатать ты в Москве (это будет числом четвертое). Другое ( пятое) Плетнев в Петербурге. Заглавие, как я уже писал, должно быть такое: «Ревизор с Развязкой. Комедия в пяти действиях, с заключеньем. Соч. Н. Гоголя. Издание четвертое, в пользу бедных. Цена 1 рубль серебром». Печатать два завода, в Петербурге же печатается один завод. Ибо у меня какое-то предчувствие, что в Москве разойдется больше экземпляров «Ревизора», особливо когда узнают, с какой целью он издается. Оба издания должны выйти в день представления, в Москве в бенефис Щепкина, в Петер в бенефис Сосницкого, так что продаваться они должны тот же вечер, по представлении пиесы. Объявить об этом должен публике сам бенефициант по вызове его, присовокупивши, что всяк из желающих дать более положенной цены за книгу дал бы в его собственные руки и принял бы от него самого экземпляр, взошедши по закрытии занавеса к нему самому на сцену. Деньги эти Щепкин должен принести к тебе, равно как и все деньги от театральных и всяких книгопродавцев, а ты должен разделить эти деньги всем поровну раздавателям вспомоществовая .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

6 апреля 1918 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Тогда же в первопрестольной были снесены памятники императорам Александру II и Александру III, великому князю Сергию Александровичу, генералу Скобелеву и другим. «Что в имени тебе моём?..» Вспомним, как завораживает нас родословие Иисуса Христа с первых же строк Евангелия от Матфея, как начинаются молитвы наши и церковные службы: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И это неудивительно, ведь имяэто не просто слово, а ещё и мистический образ личности! Более того, наше отчество связывает нас с нашим отцом, а фамилия — с целым родом. Причём не просто звуковым и графическим образом. Правда, вот незадача, в письме писательницы из Красноярска Т.В. Акуловской прочёл: «Вспомнила недавний случай вопиющего невежества в церкви — служительница на мой вопрос, как её отчество, ответила: “По отчеству не православно!“Вот такое у нас “православие” нынче». Ну, что можно на это ответить — увы, случается и такое. Правда, не редкость, когда по имени, а нередко и в уменьшительно-ласкательной форме, обращается к своим чадам батюшка. Так то ж совсем иное дело! Наречение имени, как выясняется, не просто действо, не заурядная традиция. Это ещё и символ некоей высшей власти. И совершенно закономерно поэтому, что в Священном Писании Господь благословляет Адама назвать, дать имена насельникам созданного Им мира. Таким образом, через звучание кого и чего-либо раскрывается их суть. Какая же высокая честь — если вдуматься — была оказана первому человеку, какое доверие, какая высокая миссия поручена, какое дадено превосходство! Труд отца Павла Флоренского, который так и называется «Имена», содержит рассуждение и о том, что люди часто называют детей по имени матерей, в честь родивших их жён. При этом сам первый человек, по мнению Святых Отцов, был назван Господом так именно потому, чтобы смиренно помнил о своём сотворении «из праха земного» ( Быт. 2:7 ), как сказано в Писании, и не возгордился бы. Ведь Адам назван так по Эдему, что значит «девственная земля». Святителю Иоанну Златоусту приписывают слова: «Этим именем Бог хотел напомнить ему ничтожество природы его, и на имени, как на медном столпе, выставил низость его происхождения, чтобы имя учило его смиренномудрию, чтобы не слишком много думал о своём достоинстве».

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

— Вы с ним общаетесь? Насколько тесно?   — Общаюсь. Хотелось бы больше.   — Закрывая тему про переименования: недавно приезжавший в регион Сергей Степашин напомнил об идее переименования Свердловской области. Этотоже не «сверхсрочная» идея?   — Это логичная идея. Как ваше отчество? Евгеньевич? Вот вы — Дмитрий Евгеньевич, а вам вдруг скажут: вы — Дмитрий Ростиславович. Понравится вам? Вы носите отчество своего отца. Если Екатеринбург — центральный город региона, то и регион должен называться соответствующим образом. Да и личность человека, имя которого носит область, омрачена его участием в событиях начала XX века. За этим человеком море крови. Зачем людям, которые живут и трудятся здесь, носить эту печать? Они никак не связаны с той резнёй, которую устроили стараниями товарища Свердлова.   «Верующих людей должно быть больше» — Меняется ли в городе и в области число православных верующих? Есть ли у вас какая-то статистика? По воскресеньям в храмах на службах много людей, но сколько их всего? Становится ли их больше или меньше?   — Вопрос не в том, больше их или меньше. Больно, что уходит пласт людей, которые были в церкви какое-то время назад, — так называемые «белые платочки». Это люди, которые ходили в церковь в 1960-70-е годы. Они оставались верными своей национальной религиозной традиции. Они любили Бога и воспитывали своих детей и внуков так, как это положено. Этих людей становится все меньше.   — И новые на их место не приходят?   — Приходят. Но уходят носители той церковной культуры, которая когда-то была, и вдумчиво, осознанно воспитывала людей. Это уходящее поколение, и его очень жалко. Но каждый приход может сказать, что и новые люди появляются.   Здесь, рядом с нами, Храм Святых Царственных Страстотерпцев, рядом Вознесенский храм, и в них есть люди. И если еще через 500 метров мы построим еще один храм — там тоже будут люди, поверьте мне. Это проверено опытом. Люди приходят в церковь, ищут себя, ищут общину, свой народ, ищут своего священника.   — …Но цифры вы называть остерегаетесь.  

http://pravmir.ru/vesti-voynu-na-kazhdom...

Приступив к изучению Ветхого Завета мы повстречали трех людей, имена которых были изменены Богом: Аврам стал Авраамом, Сара Саррой, а Иаков стал Израилем. В каждом случае новое имя означало, что Бог повелевает человеку как бы начать «новую» жизнь и совершить особое дело для Него. Поговорите о значении имен членов вашей семьи. У каждого вы можете спросить: • Как было выбрано его имя? • Назван ли он в честь кого-нибудь из своих предков? Или же в честь кого-либо другого? В таком случае почему взято именно это имя? • Знаете ли вы значение своего имени? • Знаете ли вы святого, носившего такое имя? Известно ли вам его житие? • Есть ли некие особые качества или черты характера, на которые указывает данное имя? (Некоторые из этих вопросов можно задать и о фамилии и отчестве) Если мы посмотрим на имена, встречающиеся в Священном Писании, то увидим, как часто они да вались для напоминания о том, что Бог всегда близок, и в знак благодарности Ему. Например, имя Иисус означает «спасение Божие», Матфей означает «дар Божий», Иеремия – «Бог вознесет». Иногда имена напоминают нам о том, как мы должны жить. Например, о чем говорит нам имя Надежда? О каком важном событии Священной истории напоминает имя Анастасия? Имена могут также связывать нас с людьми, сотворившими великие дела во имя Божие. Владимир был князем, крестившим Русь, а приблизила возможность крещения русского народа его бабушка – княгиня Ольга, учившая Православной вере своих ближних. А еще спросите у молодых людей: если бы нужно было назвать девочку, какое бы имя они для нее Вы выбрали? И почему именно такое имя? А если для мальчика? Наконец, поговорите об имени, которое объединяет всех нас: христианин. Это ведь тоже имя, данное Богом. Что означает это имя? Как следует жить, как поступать в повседневной жизни, чтобы соответствовать этому имени? Рождество Божией Матери День Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии мы празднуем 21 сентября (8-го по старому стилю). На праздничной иконе изображены ее родители Иоаким и Анна, а также женщины помогающие при родах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В этом мы видим продолжение тех ветхозаветных традиций, когда имя человека должно было выражать особое его отношение к Богу. Такое же отношение к имени как выражению личности имело место и в эпоху первых христиан. Так, вмч. Пантелеимон первоначально был назван родителями Пантолеон, что значит: во всем лев. Предполагалось, что мужеством он будет подобен льву. Но впоследствии он был переименован в Пантелеимона, то есть всемилостивого, ибо всем оказывал милосердие: бесплатно лечил больных, раздавал щедрую милостыню нищим. Из сказанного необходимо сделать один важный вывод, касающийся наречения имени. Имена давали и дают люди: так, например, Адам и Ева сами нарекали своих детей – так были названы Авель, Каин, Сиф ( Быт.4:1-2, 25 ) и др. Также и Господь дает имя – как в Ветхом Завете Исааку ( Быт. 17:19 ) и др., так и в Новом Завете – Иоанну Крестителю ( Лк.1:13 ) и Ему Самому ( Мф.1:20-21 ) и некоторым святым. Таким образом, само Священное Писание, подтверждая право родителей самим нарекать имена своим детям и одновременно свидетельствуя об участии Бога в этом деле, предполагает тем самым прямое сотворчество Бога и человека в выборе имени. Итак, читая Священное Писание, мы понимаем, как возникли первые имена. Мы видим, что они были неразрывно связаны с божественным предназначением человека в контексте священной истории и имели целью приблизить человека к Богу. С наступлением эры христианства и появлением христианских святых имена стали давать в их честь. Эти имена стали новыми проводниками, которые связали людей с истинным Богом – Христом— союзом со святыми угодниками Его, ибо, как говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский , «Бог во святых почивает и в самом имени их». С установлением безбожной власти в России активно вытравлялся, выхолащивался духовный смысл имен. Они превращались в примитивный буквенный код – наподобие порядкового номера, который в сочетании с отчеством и. фамилией должен был служить целям государственной инвентаризации населения. Однако человек, как образ Божий, своей личностью всегда одухотворял имя, несмотря на все попытки отсечь его божественный смысл. Насколько свят носитель, настолько он освящает свое имя. Христиане святят имя Бога своей жизнью. Конкретный человек призван святить свое личное имя. Жизнь без Бога, вне Церкви есть отсутствие святости, при которой имя не святится, а предается поруганию, теряет свой божественный смысл. Только в живой связи с Церковью – этим «сообществом святых» – и имя получает достоинство святого. Обычные суетные соображения при выборе имени. Мнимая «красота» имен

http://azbyka.ru/kakoe-imya-vybrat-novor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010