О детстве и юности К. известно мало. Ребенком его отдали на воспитание в соборную школу в Констанце; он был рукоположен во пресвитера (дата неизв.), затем стал членом соборного капитула. Нотинг, еп. Констанца (919/20–934), объявил К. своим преемником. После смерти Нотинга, на выборах нового епископа в дек. 934 г., кандидатуру К. поддержал еп. Ульрих Аугсбургский, высоко ценивший его ( Maurer. 2003. S. 126). В. Бершин полагает, что сведения о дружеских отношениях между епископами могли быть придуманы составителем Жития Одальскальком ( Berschin. Odascalcs Vita S. Konradi. 1975. S. 95–96). В янв. 947 г. К. принимал участие в рейхстаге во Франкфурте (ныне Франкфурт-на-Майне). Его имя стоит среди имен церковных иерархов и светских правителей, заверивших диплом кор. Оттона I о подтверждении привилегий мон-ря Эссен (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 85. P. 166–168). В июне 948 г. К. участвовал в Соборе в Ингельхайме (MGH. Conc. T. 6. Pars 1. N 13. P. 135–163). Вероятно, сопровождал кор. Оттона I во время похода в Италию (осень 961 — янв. 962), присутствовал на его имп. коронации в Риме (2 февр. 962). 21 февр. 962 г. в Риньяно-Фламинио в Италии имп. Оттон I передал К. 2 земельных владения в обл. Брайсгау, конфискованные в 952 г. у гр. Гунтрама. После смерти К. эти земли должны были перейти соборному капитулу Констанца «ради спасения души императора и его родителей» (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 236. P. 327–328). По мнению Г. Альтхофаи Х. Маурера, диплом косвенно свидетельствует о том, что между императором и К. был заключен договор о взаимном поминовении ( Althoff. 1984. S. 335; Maurer. 2003. S. 130). В кон. лета 972 г. император вместе с сыном (впосл. кор. и имп. Оттон II ), возвращаясь из итал. похода, посетил Констанц и 18 авг. подтвердил дипломом права и привилегии монастыря Райнау (близ Констанца). В преамбуле документа говорится, что Оттон сделал это по прошению К. (cuius petitioni assensum prebentes) (MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 1. N 418. P. 570–571). Поскольку в грамоте дарения мон-рю вместо имени аббата стоит имя К., исследователи полагают, что имперское аббатство Райнау находилось во владении Констанцского епископа; речь могла идти о знаке милости правителя к К. ( Maurer. 2003. S. 129). В грамоте от 1 нояб. 972 г. К. упомянут в числе лиц, подавших прошение Оттону I о предоставлении иммунитета монастырю Оттобойрен в В. Баварии (Ibid. S. 130).

http://pravenc.ru/text/2452980.html

(1804 г„ М.; с фр. пер. И. Красовский). 48) «Человек по физике и морали» (1804 г„ М.; перев. Д. Дмитревский). 49) «Краткие нравоучит. правила на каждый день года»... Штилинга (1806 г., Спб.; пер. с нем. А. Лабзин). 50) Демутъе «Учение нравственности» (1806–1807 гг.; с фр. пер. K. Н.). 51) Вейса «Основание философии или существенные правила политики и нравственности» (1807 г., Спб.; пер. с фр. А. Струговщиков). 52) Рейнгарда «Система практической философии» (1807 г., М.; перев. с фр. Сем. Кувичинский). 53) «Нравоучение для детей» (1807 г., М.; с фр. пер. И. Барышников). 54) «Нравственность и политика» (1807 г., М., пер. с фр.). 55) «Учение, нравственность... честного человека»... (1807 г. Спб.; пер. с франц. А. Бестужев). 56) «Нравоучит. книга для малых детей»... (1803 г., М.; на фр. и русск. яз.). 57) «Нравственная соль, т. е. случаи, мысли, наречения, изьяснннные политич., юридически и инде исторически, но с некоторою умеренною критикою» (1808 г. Спб.; пер. А. Урусов). 58) Дюкло «Рассуждения о правах сего века» (1813 г., Спб.; с фр. пер. К. Смиттен). 59) Якоба «Курс философии для гимназий»...; ч. IV: «Начертание нравственной философии» (Спб. 1811–1814 гг.). 60) «Курс (начальный) философии» Снелля (Казань, 1813–1814 гг.; с нем. перев. Лубкин и Кондырев)·. ч. IV: «Нравоучение и право естественное»; ч. V: «Нравственное вероучение»... При желании можно было бы назвать еще много нравоучительных переводных сочинении, обращавшихся в рассматриваемую нами эпоху [напр., 1) св. И. Златоуста «из бесед на посл. к Ефес. нравоучение» (М.; неизв. год изд.; изд. сделано А. Сыромятниковым)·, 2) «Учение, правила и нравоучительные изречения, на нем. и росс. яз.» (М. 1803 г.); 3) «Нравоучение (христианское), состоящее из истинно-христианских и душеспасительных 229 статей»... (1783 г., М.; перев.); 4) «Нравственный Псалтырь»... (1792 г., М.; собрал материал «из древних и новых писателей и издал» Ф. Богомолов); 5) «Натура и благодать»... (1784 г., Москва); 6) «Рассуждение о монашеской жизни» – Корнел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛЬДЕФОНС [лат. Ildefonsus, Hildephonsus] († 667), св. (пам. зап. 23 янв.), еп. г. Толет (ныне Толедо, Испания), богослов, церковный писатель. В средние века один из самых почитаемых испанских святых. Достоверные сведения о жизни и деятельности И. содержатся в его сочинениях, а также в краткой биографической заметке, составленной 2-м преемником И. на епископской кафедре св. Иулианом (680-690), вероятно лично его знавшим (BHL, N 3917-3918). В заметке, к-рую Иулиан добавил к соч. И. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus), приведены лишь основные сведения о святом и его лит. творениях. Текст сохранился в 2 редакциях. Редакция, представленная в самой древней рукописи (León. Biblioteca Capitular. MS 22. Fol. 145v - 146r, IX в.), считается первоначальной (ActaSS. Ian. T. 2. P. 537). Во 2-ю редакцию, более позднюю, внесено сообщение о бегстве И. из дома и о гневе его отца ( Fl ó rez. 1750. T. 5. P. 463-464). Существует также особый вариант произведения с интерполированными эпизодами из более поздней агиографической традиции И. ( Ledesma. 2005. P. 56-58). А. Брегельман включала в число основных источников также Мосарабскую хронику 754 г. ( Braegelmann. 1942. P. 2), испан. исследователи (А. К. Вега, Ф. Ривера Ресио) рассматривали как достоверные сведения, собранные в Житии И., составителем которого считается Толетский еп. Сихила (Сихилан; 774-783). Однако информация, приведенная в Житии и др. памятниках мосарабской эпохи, не всегда согласуется с данными более ранних источников. Ильдефонс Толетский перед Богоматерью. Фрагмент алтаря. Кон. XV в. Мастер св. Ильдефонса (Лувр, Париж) Ильдефонс Толетский перед Богоматерью. Фрагмент алтаря. Кон. XV в. Мастер св. Ильдефонса (Лувр, Париж) По свидетельству Иулиана, И. с юности отличался благочестием и стремлением к аскезе. Оставив родителей, он поселился в Агалийском мон-ре, находившемся в окрестностях Толета, и прожил там долгое время. Тогда же И. на собственные средства основал жен. мон-рь «в Деибском поместье» (in Deibiensi (Delbiensi) villula; место неизв.). По свидетельству И., еп. Элладий (615-632) незадолго до смерти удалился в Агалийский мон-рь и рукоположил его во диакона (Me, ad monasterium rediens memoratum, ultimo vitae suae tempore levitam fecit - Hildefonsus. De viris illustribus. 7). Впосл. И. стал аббатом Агалийского мон-ря, проявил себя как деятельный и способный настоятель. Подпись аббата И. сохранилась под актами VIII (653) и IX (655) Толетских Соборов. «По принуждению короля» (principali violentia) он был доставлен в Толет и после смерти св. Евгения II ( Евгения III ; 646-657) возведен на епископскую кафедру. Иулиан восхваляет достоинства И., среди которых выделяет образованность и особенно красноречие, перечисляет его лит. произведения. И. занимал кафедру 9 лет и 2 месяца и пользовался всеобщим уважением; был погребен в базилике св. Левкадии у ног св. Евгения II.

http://pravenc.ru/text/389445.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОНСТАНЦИЙ II Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бюст Констанция II из коллекции Археологического музея Пенсильванского университета Констанций II (Флавий Юлий Констанций; лат. Flavius Iulius Constantius; греч. Κωνστντιος; 317 - 361 ), римский император (с 21 мая 337) Второй сын имп. Константина I Великого (306-337) и Флавии Максимы Фавсты, дочери имп. Максимиана Геркулия, родился 7 августа 317 года в Иллирике , вероятно в Сирмии (ныне Сремска-Митровица , Сербия), где в тот момент находилась имп. ставка Константина I. После победы Константина над имп. Лицинием 8 ноября 324 года в Никомидии (ныне Измит, Турция) Констанций II в семилетнем возрасте был провозглашен цезарем и стал соправителем Константина. В конце 328 года было отпраздновано начало пятилетия правления Констанция II. В 332 году в возрасте 15 лет Констанций II помогал своему брату Константину II вести боевые действия против варваров на Дунае и в Галлии. В 335 году присутствовал в Константинополе на праздновании 30-летия правления Константина I; тогда же Констанций II женился на дочери Юлия Констанция, сводного брата своего отца (ее имя неизв.; + ок. 352). Вторично Констанций II женился в начале 353 года на Евсевии из Фессалоники; ее происхождение неизвестно (+ 360). В начале 361 года в Антиохии Констанций II вступил в третий брак - с Фаустиной (о ее происхождении сведений также нет). Уже после смерти Констанция II она родила его единственного известного ребенка - дочь Флавию Максиму Констанцию. В конца 335 - начале 336 года Констанций II провел успешную кампанию на Дунае против сарматов , за что получил титул Сарматского (Sarmaticus). Вскоре Констанций II срочно был отправлен отцом в Месопотамию , чтобы задержать наступление персов , пока Константин I готовил основную армию для большого похода на Восток. С этого времени противостояние с персами и защита восточной границы империи на всю жизнь стали главной заботой Констанция II. В конце 336 года в Константинополе Константин I принял персидское посольство; переговоры с ним завершились перемирием и ненадолго задержали развитие конфликта. Тем не менее Константин продолжал готовиться к столкновению с персами и для этого оставил Констанция II в Антиохии , поручив его управлять римским диоцезом Восток. Весной 337 года Констанций II получил известие о болезни отца и отправился в Константинополь , однако по дороге его настигло известие о кончине имп. Константина Великого в Никомидии (22 мая 337). Констанций II присутствовал на погребении отца в Константинополе.

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

Кроме вышеозначенных пятидесяти пяти списков второй редакции, привлекаем к сравнению еще одну рукопись Евангелия, не вошедшую в наше издание Евангелия от Марка (1894 г.). Это – Терновское четвероевангелие юсового письма, XIII в. библиотеки Югославской академии в Загребе (из рукописей Михановича 35). Приводим разночтения из сего Евангелия по описаниюи извлечениям М. Вальявца, в загребском академическом журнале «Starine», кн. XX–XXI (Zagreb, 1888–1889). Писано оно в мал. 8-ку по 23–27 строк некрупным письмом, на пергамине и частию на бумаге. Не полное, – недостает из Ев. Мф. гл. 1–9, 5; сохранилось 247 лл. На последнем листе имеется запись, из которой видно, что евангелие это писано при болгарском царе Константине (Техе, 1258–1277), и патриархе Игнатии, на иждевение иеромонаха Максима, рукой пресвитера Драгана в стольном городе Тернове. О сем Евангелии – Григорович, В. Очерк путешествия по Европ. Турции, 2-е изд. М. 1877, стр. 155; Срезневский, Свед. И заметки о маолизв. И неизв. Памятниках, статья XLVIII, стр. 177–181; A. Leskien, Die Unterschrift des Evangeliums von Trnovo (Archiv fur Slav. Philologie, B. IV, 1880, S. 512–513) и Valjavec, M. Trnovsko tertajevangelije (Starine, kn. XX–XXI). Григорович, Срезневский и Миклошичь (в Словаре церк. слав. языка) годом написания сей рукописи называют 1273-й, на основании имеющейся под подлинною записью позднейшей копии с нее, в которой значится: Въ л па (6781). цртвющ лговрном црю константин и михаил сн его. блающ въсми льгары. и при игнатии бльгар(м)ъ. ачесе и съврьшисе тетраеуль сьи и цною а ркою провутера драгы(и). писаны с вь цриград трьнов. да до его дондть исправите а не кльнте писавшаго ю (Срезневский, И. Свед. и зам. XLVIII, стр. 177). О четвертом болгарском патриархе Игнатии – в Извест. Импер. Ак. Наук, т. I, стр. 154. – Евангелие это представляет довольно много отличительных особенностей второй редакции славянского евангельского текста. Впрочем, что касается до вариантов, то Терновская рукопись в Евангелии от Марка только в четырех местах согласуется с Мстиславовым и другими списками второй редакции, именно: ( Мк. 10:35; 12:14; 13:18; 14:22 ). Отношение сей рукописи к спискам второй редакции собственно в переводе будет показано ниже, в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

P. 127-145; Stroumsa G. G. From Cyril to Sophronius: The Christian Literature of Byzantine Jerusalem//The History of Jerusalem: The Roman and Byzantine Periods (70-638 CE)/Ed. Y. Tsafrir, S. Safrai. Jerusalem, 1999. P. 419-440 (на ивр.); Лённгрен Т. П. Соборник Нила Сорского. М., 2000. Ч. 1; 2002. Ч. 2; 2004. Ч. 3; Hombergen D. Cyril of Scythopolis and the Second Origenist Controversy: Summary of a Critical Study on Cyril " s Monastic Biographies Concerning their Reliability as Historical Sources for VI-Century Origenism//StMon. 2001. Vol. 43. N 1. P. 31-46; idem. The Second Origenist Controversy: A New Perspective on Cyril of Scythopolis " Monastic Biographies as Historical Sources for VI-Century Origenism. R., 2001. (StAnselm.; 132); Kalogeras N. A. The Role of the Audience in the Construction of a Narrative: A Note on Cyril of Scythopolis//JÖB. 2002. Bd. 52. S. 149-159; idem. The «rhetoric of emulation» in the Work of Cyril of Scythopolis and the «Vita Abraamii»//Bsl. 2003. Vol. 61. P. 113-128; Toneatto V. Le récit hagiographique: réinterprétation de l " histoire et construction idéologique: Le cas des vies d " Euthyme et de Sabas par Cyrille de Scythopolis//Les Vies des saints à Byzance: Genre littéraire ou biographie historique?: Actes du IIe Colloque Intern. Philologique «Hermeneia», Paris, 6-8 juin 2002. P., 2004. P. 137-159; Trampedach K. Reichsmönchtum: Das politische Selbstverständnis der Mönche Palästinas im 6. Jh. und die historische Methode des Kyrill von Skythopolis//Millennium: Jb. zu Kultur und Geschichte des ersten Jahrtausends n. Chr. B., 2005. Bd. 2. S. 271-296; Афиногенов Д. Е. Общий день памяти преподобных Евфимия Великого и Саввы Освященного (неизв. свидетельство Кирилла Скифопольского)//Sacrum et Profanum. Севастополь; Краков, 2007. Вып. 2. С. 27-29; он же. Утраченные визант. источники в древнерус. словесности//Slavica Slovaca. Bratislava, 2008. Ro. 43. is. P. 29-44; Leppin H. Power from Humility: Justinian and the Religious Authority of Monks//The Power of Religion in Late Antiquity/Ed.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

С. 110-118; Письма к А. Ф. Малиновскому… М., 1860; Переписка с Лафатером СПб., 1893 [уточненный текст в кн.: Карамзин Н. М. Письма рус. путешественника. Л., 1984. С. 464-498]; Н. М. Карамзин в переписке с имп. Марией Федоровной/Предисл.: Е. Шумигорский//РС. 1898. Т. 96. 10. С. 31-40; Письма к А. И. Тургеневу (1806-1826)/Предисл.: В. Сомтов//Там же. 1899. Т. 97. 1. С. 211-238; 2. С. 463-480; 3. С. 707-716; Т. 98. 4. С. 225-238; Из неизд. писем Н. М. Карамзина//Рус. лит-ра. 1991. 4. С. 88-98; Письма Н. М. Карамзина. 1806-1823//Рос. архив. М., 1992. Т. 2/3. С. 7-49; «Навеки преданный вам»: Письма к С. С. Кушникову, 1817-1825 гг.//ИА. 1993. 2. С. 169-185; «…О Шиллере, о славе, о любви»: (Вильгельм фон Вольцоген и Н. М. Карамзин)//Лица: Биогр. альманах. М.; СПб., 1993. 2. С. 176-204; Письма к В. М. Карамзину (1795-1798)//Рус. лит-ра. 1993. 2. С. 80-131; Письма к А. Д. Засядко, 1824-1825 гг.//ИА. 1994. 4. С. 181-184. Лит.: Погодин М. П. Н. М. Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников. М., 1866. 2 ч.; Пономарев С. И. Мат-лы для библиографии лит-ры о Н. М. Карамзине. СПб., 1883; Сиповский В. В. Н. М. Карамзин, автор «Писем рус. путешественника». СПб., 1899; Н. М. Карамзин: Его жизнь и сочинения: Сб. ист.-лит. статей/Сост.: В. И. Покровский. М., 1908 2; Эйхенбаум Б. М. Карамзин// Он же. Сквозь литературу: Сб. ст. Л., 1924. С. 37-49; Гуковский Г. А. Карамзин//История рус. лит-ры: В 10 т. М.; Л., 1941. Т. 5. С. 55-105; Лотман Ю. М. Эволюция мировоззрения Н. М. Карамзина (1789-1803)//УЗ Тартуского гос. ун-та. 1957. Вып. 51. С. 122-162; он же. Сотворение Карамзина. М., 1987, 1998. (ЖЗЛ); он же. Карамзин: Сотворение Карамзина. Статьи и исслед. Заметки и рец. СПб., 1997; Виноградов В. В. Неизв. сочинения Н. М. Карамзина// Он же. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. С. 219-361; Крестова Л. В. Древнерус. повесть как один из источников повестей Н. М. Карамзина «Райская птичка», «Остров Борнгольм» и «Марфа Посадница»: (Из истории раннего рус. романтизма)//Исслед.

http://pravenc.ru/text/1680981.html

Ст. 1296,35–36 сим (крестом) знаменанующеся христиане разнствуют от неверных (Посл. к Симону Будному); сравн. ст. 1335,18–20 (Посл. к князю). Ст. 1247,10–14 ниж бо, рече Господь, яко вси поклонятся духом, но таковех ищет Отец являа, яко мало таковых и оскудни сут и Богу точию единому ведоми (Посл. к Люторским учит.); сравн. ст. 1444,43–1445,5 ни бо пишет в евангелии, яко вси поклонятся духом, но таковых ищет Отец, являа, яко мало таковых и оскудни суть, и Богу точию единому видемо (Посл. к Евст. Воловичу). Ст. 1213,13–16 [подобает] кротостью наказывати противищаяся и молитися о них, да даст им Бог покаяние в разум истинны възникнути от диаволскиа сети (К Люторск. учит); сравн. ст. 1275,13–15 паче молитися о них, еда когда даст им Бог покаяние в разум истинны възникнути им от диаволскиа сети (К Ив. Зарецкому). 583 Ст. 1373,13–34 (Посл. к сущим в скорби): Григорие Богослов глаголет: егда к Ироду приведен будеши, не отвещавая вяще, Ирод же всяк плотский иже не приемлет духовнаа. Зриши ли, яко не отечески, ниж братски хотяще исправити въпрошают, но яко волки… и т. д. – большая тирада, дословно повторяющаяся на ст. 1399,1–22 (Посл. к неизвестному). Ст. 1272,26 sqq. яко убо в лепоту предложишася образы безобразных, ни едину вину речем меры человеческаго разума немогущим кроме видимых на умная взятися видениа (Посл. к Черторыйскому); сравн. ст. 1281,21–24 (К Ив. Зарецкому) – цитата из Дионисия Ареопагита . Ст. 1394,10–11 Вемы бо известно, яко ни отлучению, ниж паки разрешению неправедному суд Божий не последует, по великому Деонисию Ареопагиту (Посл. к неизв.); сравн. ст. 1410,32–33 – та-же цитата из Дионисия Ареопагита , но в несколько сокращенном виде (Посл. в вопросившему сл. Б.). Ст. 1237,38–1238,7 Аз же отвещаю к сим, рече великий Деонисие, аще священник удобрение просвещателное весма отпал ест, священническаго чина же и силы иже непросвещателен и непщуя Богу не видети, яже той събою разумел ест, и прелстити мнит, иже лжеименны от того отца нарицаемого и смеет сквернаваа своя злохулениа, не бо имам рещи молитвы и на божественых знамениах Христово видение глаголати, – несть сие священник, но злый лстец и поругатель себе, волк на Божиа люди, в кожу оболчен (Посл. к Люторск. учит.); сравн. ст. 1345,3–17 (Посл. к князю).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Образ «Мадонна Ручеллаи», отражающий влияние искусства Чимабуэ, изобилует готическими мотивами. В конструкции трона видны архитектурные элементы заальпийской готики: ниши боковин напоминают бифории и трифории, спинка увенчана тонкими точеными пинаклями, между к-рыми перекинуты изящные арки. Фигуры ангелов отличаются мягкостью моделировки форм. Поверхность фона, ювелирно проработанная насечкой, декорированные сложными розетками нимбы, золотой ассист на одеянии Младенца, орнаментация трона и тканей - придают монументальному образу качество вещественной драгоценности, роднящее его со средневековым искусством. Этому способствуют декоративность цветовой гаммы, открывшейся после реставрации, сочетающей киноварь, золото, азурит с розовыми, лиловыми, голубыми, светло-зелеными оттенками, и каллиграфия текучих линий (кайма мафория Богоматери) (Il restauro della «Maestà» di Duccio/A cura di C. Brandi. R., 1959). В 1295 г. Д. д. Б., так же как и Дж. Пизано и сановники Сиены был включен в комиссию, определявшую место строительства фонтана у Порта д " Овиле. В 1285-1308 гг. Д. д. Б. написал 3 образа Мадонны с Младенцем (Национальная галерея Умбрии, Перуджа; Национальная галерея, Лондон; ранее собрание А. Стоклета, Брюссель, ныне местонахождение неизв.), передающие нежное чувство, объединяющее Богородицу и Ее Сына, и 2 небольших образа Мадонны на троне (Музей искусств, Берн; Национальная пинакотека, Сиена), раскрывающие ту же тему монументально и торжественно. Относительно датировки образа «Мадонна францисканцев» из Сиены (24×17,1 см), авторство к-рого приписывают Д. д. Б., есть разногласия (Дж. Стабблбайн - 70-е гг. XIII в.; Дж. Уайт - 90-е гг. XIII в.; Ф. Дойхлер - 1300). Богоматерь изображена восседающей на троне, к Ее стопам припадают 3 францисканских монаха. Рисунок ткани, поддерживаемой 4 ангелами, сходен с мотивами миниатюр франц. манускриптов. Готическая стилистика в пропорциях фигур, ритме гибких линий, декоративности палитры и орнаментов, сочетается с широтой и свободой классических образов, воспринятых через образцы визант. искусства.

http://pravenc.ru/text/180700.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Гробница Авраама и Сарры [Пещера патриархов, Гробница патриархов; евр.     - «пещера двойных гробниц»], название поля и пещеры, к-рые были куплены Авраамом для погребения Сарры, его жены. Представляет собой комплекс подземных камер, расположенных в старом городе Хеврона . М. стала св. местом для иудеев, мусульман и христиан. Согласно иудейской традиции, название комплекса отражает представление о М. как о двойных погребениях иудейских патриархов и их жен: Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии (ср.: Быт 23. 9, 16-20; 25. 9; 49. 30-31). Здесь же традиция локализует и захоронение Адама и Евы , поэтому Хеврон (место, где пещера была расположена) получил еще одно название - Кирьят-Арба («город четырех», т. е. 4 гробниц - Эрувин. 53a; Сота. 13a; ср.: Берешит раба. 63. 4). Согласно Деян 7. 16, пещера патриархов была расположена в Сихеме. В письменных источниках Иудейские Согласно трактату Пирке равви Элиезер (36), пещера принадлежала иевусеям и Авраам купил ее, случайно увидев в М. гробницу Адама и Евы; хозяева участка потребовали от него дать клятву, что его потомки после завоевания Ханаана не разрушат иевусейский город (впосл. Иерусалим ). Эта договоренность часто рассматривалась как причина, по к-рой потомки колена Вениамина не изгнали из города местных жителей (Суд 1. 21). Покупка М. была закреплена подписями 4 свидетелей (Сефер хай-Йашар. Хаййе Сара. С. 37a; ср.: Берешит раба. 79. 9). (Христ. источникам также известна традиция о гробнице Адама и Евы в М., напр. со ссылкой на блж. Августина упом. Зевульф (нач. XII в.) и неизв. автор трактата «О земле Иерусалимской» (XIII в.) - см.: Горелов Н. С., изд. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII-XIV вв. СПб., 2006.) Погребение сыновей Иакова, в т. ч. Иосифа, в М. известно из иудейских апокрифов (напр.: Завещание Иосифа 20. 6; Завещание Вениамина 12. 3; Юб 29. 16-19; 37. 14, 16-17). Учитывая, что, согласно Книге Иисуса Навина, кости Иосифа были перенесены в Сихем (Нав 24. 32), эти различия в определении местонахождения гробницы Иосифа можно объяснить еврейско-самаритянской полемикой и спором о значении горы Гаризим. Христианские

http://pravenc.ru/text/2562726.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010