Л. И. был по происхождению сирийцем из г. Германикия (ныне Кахраманмараш, Турция). В числе других жителей Сев. Сирии семья была переселена в Месемврию (ныне Несебыр) во Фракии в 1-е царствование Юстиниана II (685-695). Когда тот возвращался из херсонской ссылки в 705 г., Л. И. встретил его во Фракии и преподнес в дар 500 овец. Император возвел его в ранг спафария и приблизил к себе. Клеветники обвиняли Л. И. в том, что он хочет завладеть престолом, но ему удалось доказать свою невиновность. Вскоре Л. И. была поручена чрезвычайно сложная миссия отправиться в Аланию с целью сформировать союз против арабов. Следуя наущению Л. И., аланы напали на контролируемую арабами Абасгию. Однако Юстиниан забрал предназначавшиеся для аланов деньги, которые Л. И. оставил в Фасисе (ныне Поти). Абасги посулили аланам 6000 номисм за выдачу Л. И. Те притворно согласились на сделку, а сами тайно переправили его через Кавказские горы в Лазику. Несмотря на многочисленные опасности, Л. И. удалось благополучно вернуться в К-поль. Возможно, в 711 г. он участвовал в карательной экспедиции в Херсон и принял там участие в мятеже против Юстиниана II ( Афиногенов. 2002). При имп. Анастасии II (713-715) Л. И. становится стратигом фемы Анатолик. В 715 г. он не признал Феодосия III императором, но заключил союз со стратигом Армениака Артаваздом, за к-рого впосл. выдал дочь Анну, и вел переговоры с арабами под командованием Масламы ибн Абд аль-Малика, начавшими в 716 г. масштабное вторжение в Анатолию. Согласно недоброжелательным источникам, Л. И. обещал ему сдать К-поль в обмен на имп. титул. Так или иначе, в результате этих переговоров Л. И. сумел уберечь от разграбления подчиненные ему провинции в М. Азии. Введя Масламу в заблуждение, Л. И. ускользнул от врага. Затем Л. И. одержал победу над войсками, верными Феодосию, и в преддверии осады столицы по общему согласию был провозглашен императором, причем Феодосий по совету патриарха К-польского свт. Германа I и синклита добровольно уступил ему власть. Л. И. был женат на Марии, от к-рой имел дочь Анну, сына Константина (род. в 718) и дочерей Космо и Ирину (время рождения неизв.). Погребен в саркофаге из проконнесского мрамора в герооне Юстиниана в храме св. Апостолов в К-поле. Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2463283.html

М., сведения для к-рого заимствованы, видимо, из печатного Пролога, из Жития прп. Афанасия Афонского (ссылка на него дана в тексте), а также, вероятно, из какого-то варианта краткого Жития М. М. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 321-321 об.). Здесь повествуется о рождении М. М. по «обещанию», данному Пресв. Богородицей его матери (этого сюжета нет в печатном Прологе), его успехах в книжном учении и об уходе из мира, причем повторяются сведения Пролога о том, что он поселился на вост. окраине Афона («вскрай» Афона), где находится Киминская обитель на горе Малеон. Там М. М. начал свои иноческие подвиги, а впосл. стал игуменом обители. Принимая от братии роптания и хулу, он тем не менее заботился об их спасении. Будучи в К-поле по монастырским делам, он встретил юношу Авраамия (впосл. прп. Афанасий Афонский), к-рого вскоре постриг в своем монастыре. Богоугодно прожив жизнь, М. М. отошел к Богу в глубокой старости. Прозвище Малеин свт. Димитрий Ростовский связывает с горой Малеон, на к-рой якобы подвизался святой. Эта ассоциация подтверждается памятью прп. Фомы под 7 июля, поселившегося на горе Малея или Малеон (точное местонахождение неизв.), свт. Димитрий Ростовский тоже именует его Малеин. В Житии прп. Афанасия Афонского под 5 июля сообщается, что М. М. пришел в К-поль «из Кименского, что подле Афонской горы, монастыря» (Там же. Л. 243 об.). Возможно, это указание принадлежит свт. Димитрию, т. к. в славянском и греческом Житиях прп. Афанасия точное нахождение мон-ря не указано. Редакторы «Книги житий» свт. Димитрия Ростовского заменили текст Жития М. М. другим, в к-ром дали верные исторические сведения о М. М.: после смерти имп. Льва VI Мудрого М. М. ушел в пределы Вифинские, на гору Киминскую, где был пострижен старцем Иоанном Еладитом (греч. Элатит); после великих подвигов иноческой жизни М. М. основал лавру на горе Киминской, близ р. Галл, на юго-западе Вифинии; Малеином святой называется по родовой фамилии (ЖСв. Июль. С. 326-327).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТЕРНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Терновский Сергей Григорьевич (+ 1868 ) , прот., известный проповедник, писатель, магистр Московской духовной академии. Место и дата рождения неизвестны. В 1822 г. окончил МДА . Служил в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами . О. Сергий скончался в 1868 г. Его проповеди высоко ценились митр. Филаретом (Дроздовым) . Петр Иванович Бартенев об о. Сергии Терновском: 12 декабря 1855 г. " Был у Серпуховских ворот и слушал проповедь Сергея Григорьевича Терновского о деятельности. Он говорил хорошо, потому что от полноты сердца и убедительно… " 19 декабря 1855 г " Сергей Григорьевич говорил о ложном страхе в деле спасения. Хорошо, но не так, как в прошлое воскресенье. Он начал так: от лености происходит ложный страх. Видно, что у него одна проповедь вяжется с другою, предшествующею " . Интересно его восприятие проповеди митрополита Филарета , послушать которого он с другом специально ездил на подворье: " Митрополит был бодр и здоров. Послезавтра ему минет ровно 70 лет, а в голове почти нет седых волос: только борода вся седая… Служба шла прекрасно. " Иже херувимы " пели восхитительно. Ни малейшей шероховатости в звуках: они лились полною рекою… Служба шла от 11 до 22 часов. Я устал очень. " Избранные цитаты Сочинения (неполный перечень) Некоторые из проповедей Терновского печатались в журнале " Душеполезное чтение " . Внешние ссылки   цит. неизв. статьи о. Сергия по источнику: http://www.zamos.ru/dossier/?qid=274 Редакция текста от: 14.05.2007 20:33:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1091.html

Получив признание как выдающийся портретист эпохи, Н. не оставлял работу над религ. сюжетами. Для религиозно-философских работ 30-х гг. XX в., как и для портретов кисти Н. того времени характерен отход от созерцательного начала в сторону деятельного. Сюжетами нового цикла картин 1932 г., посвященного прп. Сергию Радонежскому, стали не монастырские труды святого, а труды по защите родной земли («Небесные всадники», «Пересвет и Ослябя», «Дозор», «Гонец»). В послереволюционном творчестве Н. получил новое толкование образ Христа - мимолетно встреченного, но неузнанного путника («Путник», 1921, Обл. картинная галерея, Тверь). Итогом темы рус. Православия в творчестве Н. стала картина «Страстная седмица» (1933, ЦАК МДА), символизирующая путь рус. народа через страдания и Голгофу к буд. Воскресению. Н. не занимался преподавательской деятельностью, его единственным учеником был П. Д. Корин , с которым он познакомился во время работы над росписями Марфо-Мариинской обители. В 1913 г. Н. подарил г. Уфе собственное собрание картин рус. художников, на основе к-рого создан Уфимский художественный музей (ныне Башкирский гос. худож. музей им. М. В. Нестерова), наполнением фондов к-рого художник занимался и в дальнейшем. Помимо живописного Н. также обладал лит. талантом - в 1942 г. вышло 1-е издание его мемуарных очерков «Давние дни», оформленное худож. Е. Е. Лансере, где не только содержатся воспоминания художника, но и сформулированы мн. идеи и принципы его творчества. Соч.: О пережитом: 1862-1917 гг.: Восп. М., 2006; Давние дни: Встречи и восп.: (Очерки). М., 2017. Лит.: Дурылин С. Н. Нестеров-портретист. М.; Л., 1949; он же. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1965, 19762, 20043; Михайлов А. М. М. В. Нестеров: Жизнь и творчество. М., 1958; Никонова И. И. М. В. Нестеров. М., 19842; Русакова А. А. Михаил Нестеров. М., 1990; Климов П. Ю. Монументальная живопись М. В. Нестерова: АКД. СПб., 1994; Хасанова Э. В. Религиозная проблематика в живописи М. В. Нестерова советского периода: АКД. Екат., 2005; Громова Е. В. Михаил Нестеров. М., 2011; Михаил Нестеров, 1862-1942: (Кат.)/Ред.: П. Ю. Климов, А. Г. Низамутдинова. СПб., 2012; Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр им. И. Э. Грабаря: Страницы истории/Ред.-сост.: А. А. Горматюк. М., 2012. Т. 1; Бобровская Л. Н. Нестеров - портретист//Третьяковская галерея. М., 2013. 1(38). С. 100-117; Бубчикова А. Михаил Нестеров - монументалист и иконописец//Там же. С. 50-61; Колузаков С. В. Творческий союз М. В. Нестерова и А. В. Щусева: Неизв. работы//Там же. С. 62-77; Михаил Нестеров: В поисках своей России: К 150-летию со дня рождения/Ред.: А. А. Ефимова, Л. Л. Правоверова. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2565106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иванович Сокардин († май 1930, с. Лепсинск Алма-Атинского окр. Казахской АССР), мч. (в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в с. Герасимовка Лепсинского у. Семиреченской обл., в крестьянской семье (точная дата рождения неизв.). Отличался благочестием, во все воскресные и праздничные дни посещал сельский храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. Весной 1930 г. местные власти решили закрыть храм и передать здание церкви под клуб. Жителей Герасимовки предупредили, что тех, кто окажут сопротивление, будут убивать. Священник, узнав об этом, заранее выехал из села, и богослужения прекратились. 29 апр. 1930 г. власти сделали 1-ю попытку захватить церковь. И. стал бить в набат, прихожане собрались защищать храм. 30 апр. прибыл комотряд (из вооруженных членов ВКП(б)), к-рый арестовал пытавшихся протестовать крестьян. И. увели в правление и жестоко избивали в течение 2 дней. По дороге в больницу И. скончался. Тело И. по приказу властей тайком вывезли и закопали в поле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 27 дек. 2000 г. Лит.: ККНмч. С. 11; ЖНИР. Янв. С. 489-490. Игум. Дамаскин (Орловский),В. В. Королёва Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/469356.html

hagiogr. С. 523-524). Во 2-й четв. XVI в. памятник был включен в Новгороде в ВМЧ, составленные по инициативе архиеп. свт. Макария (впосл. митрополит). К числу древних переводов относится, по всей вероятности, и помещенная там же «Похвала и мучение» М. (нач.: «Всяк произшед и рождением на зрение света…»; более ранняя рукописная традиция не выявлена и не изучена, южнослав. списки неизв.). Краткое Житие М. переведено на Руси или для Руси не позднее XII в. в составе нестишного Пролога и на протяжении XIII - 1-й пол. XIV в. получило через рус. посредство широкое распространение у южных славян, как в составе Пролога, так и в качестве чтения по 6-й песни канона в Минеях служебных. При формировании учительной части Пролога (не позднее сер. XII в.), представленной до сер. XVI в. исключительно восточнославянскими списками, в нее было включено приуроченное к памяти М. «общее» Слово равноап. Климента Охридского на память апостола или мученика под заглавием «Поучение святого апостола [и евангелиста] Марка» ( Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1970. Т. 1. С. 119-143). Начиная с 1642-1643 гг. (1-е полное издание) данная редакция Жития М. и Слово, приуроченное ко дню его памяти, достаточно регулярно издавал Московский Печатный двор (а с посл. четв. XVIII в. и старообрядческие типографии) в составе Пролога. В 1-й пол.- сер. XIV в. Житие было дважды переведено (болг. и серб. книжниками) в составе стишного Пролога (возможно, на Афоне). Помимо собственно стишного Пролога оно входит в состав чтений по 6-й песни канона в многочисленных списках Миней служебных южнослав. и славяно-румын. происхождения XIV-XVII вв. (в славяно-молдав. традиции оно встречается только в составе Миней, Пролог как тип книги там отсутствует). Болг. перевод (т. н. Тырновская редакция) через серб. посредство не позднее кон. XIV в. попал на Русь (старший список - ГИМ. Чуд. 17-перг., рубеж XIV и XV вв.), где в XV-XVI вв. получил распространение преимущественно в монастырской среде. Вскоре после появления на Руси стишного Пролога в его состав было включено «общее» Слово на память М.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

Кроме надгробного храма в Вел. Устюге единоличные изображения И. находились в немногих церквах региона, тесно связанных с почитанием святого. Наряду с храмами во имя И. и св. Иоанна Предтечи (выстроен в 1764 вместо деревянной Духовской ц. в пригородном с. Пухове, на месте рождения И.) это придел ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» 90-х гг. XVI в. в сольвычегодском Борисоглебском мон-ре - родовой обители Строгановых и центре местного почитания устюжских юродивых. Скорее всего именно для этого придела в кон. XVI в. была создана упомянутая житийная икона И., находящаяся в СИХМ. Крупный образ 2-й четв.- сер. XVII в. (ГИМ, происхождение неизв.; согласно надписи, в 1902 реставрировался В. П. Гурьяновым) в неск. измененном виде повторяет иконографию житийных икон блаженных Прокопия и И.- строгановского вклада 1602 г. Кроме характера жестов (правая рука святого воздета, пальцы сложены двуперстно, левая рука раскрыта ладонью перед грудью) этот памятник отличают необычные для И. внешность (тонкие усы) и одежда (рубаха, почти скрывающая тело), что отмечено в нек-рых подлинниках. Единоличные изображения И. изредка исполнялись для рукописей, включавших его Житие. Такова миниатюра в сборнике Житий 2-й пол. XVII в. (ГИМ; см.: Москва православная. 1996. С. 529), на к-рой фигура молящегося И. помещена на пейзажном фоне с рекой и условной панорамой города (видимо, Вел. Устюга); вместо Богоматери с Младенцем в сегменте неба представлена Св. Троица (эта деталь может иметь как универсальное, так и конкретное истолкование, поскольку напоминает об устюжском Троице-Гледенском мон-ре, находящемся рядом с родиной И., с. Пуховом). Судя по сохранившимся произведениям и письменным источникам, в становлении и распространении иконографии И. (как и блж. Прокопия) исключительную роль сыграли представители семейства Строгановых. На особое почитание ими устюжских юродивых указывают сведения об убранстве Благовещенского собора в Сольвычегодске. Соборная опись, составленная в 1579 г. и дополнявшаяся в 1-й трети XVII в. (о датировке см.: Силкин А. В. Опись сольвычегодского Благовещенского собора 1579 г. как источник по истории строгановского искусства//Древнерус. искусство: Исслед. и реставрация: Памяти Н. Н. Померанцева: Сб. науч. тр. М., 2001. С. 105-116), сообщает о том, что иконы «Прокопия Устюжского и Ивана уродивого» входили в число 8 образов, добавленных Н. Г. Строгановым к первоначальному деисусному чину главного иконостаса; этот чин, видимо созданный к освящению храма в 1584 г. и дополненный в последующие годы, в 1606 г. был передан в ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» сольвычегодского Борисоглебского мон-ря ( Савваитов П. И. Строгановские вклады в сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. СПб., 1886. С. 23-24. (ПДПИ; Вып. 61)).

http://pravenc.ru/text/469408.html

Порядок, в к-ром Послания П. расположены в изданиях НЗ, не соответствует тому, в к-ром они предположительно были написаны (ср. предисловие в: Ioan. Chrysost. In Rom. Praef.). О совр. реконструкции хронологического порядка, в к-ром Послания могли появляться, см. в разд. «Канон Нового Завета» в ст. Канон библейский , а также в соответствующих статьях о Посланиях П. Другие источники Данные о жизни П., к-рые можно почерпнуть из кн. Деяний и Павловых Посланий, дополняются сведениями, сохранившимися в предании раннехрист. Церкви. Эти сведения в основном касаются последнего периода жизни П.- того, который выходит за хронологические рамки кн. Деяний. Они сохранились у авторов II в.- Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского и Иринея Лионского, у авторов III в.- Тертуллиана и Лактанция, у писателей IV в.- Иеронима, Евсевия Кесарийского и Иоанна Златоуста. Важными для восстановления исторического контекста жизни П. являются сочинения иудейских, греческих и римским историков, посвященные этому периоду. Биография Детство, юность, образование Вопрос о дате рождения П. не имеет окончательного решения. В рассказе из кн. Деяний о гибели первомч. Стефана во время гонений от иудеев Савл назван «юношей» (νεανος; возможно, в возрасте 20 с небольшим лет). Это является важным указанием на возраст П. Убиение Стефана, вероятно, произошло в 33 г. по Р. Х. (согласно Евсевию Кесарийскому, мученичество Стефана совпало по времени с избранием ап. Иакова епископом Иерусалимской Церкви - Euseb. Hist. eccl. II 1. 1-2; в «Хронике» оно датируется 1-м годом 203-й олимпиады и 19-м годом правления Тиберия - Idem. Die Chronik//GCS. 20. S. 213, что соответствует 33 г. по Р. Х.). Если к этому моменту П. было от 20 до 25 лет, значит, он род. между 9 и 14 гг. по Р. Х. П. род. в киликийском г. Тарсе (ныне Тарсус, Турция), по месту рождения он неск. раз назван Тарсянином (Деян 9. 11; ср.: 21. 39; 22. 3; 23. 34); у блж. Иеронима зафиксирована др. традиция: П. «происходил... из города Гискалиса в Иудее. После захвата города римлянами родители увезли мальчика с собой в киликийский город Тарс» - Hieron. De vir. illustr. 5//PL. 23. Col. 615 (на каком предании Иероним основывает это утверждение, неизв.). Тарс был столицей Киликии , исторической области на юго-востоке М. Азии, входившей в состав Римской империи (с 27 г. в составе пров. Сирия, Киликия и Финикия, с 70-х гг. I в. получила статус провинции, управлялась претором). Будучи крупным ремесленным и торговым центром ( Johnson. 1981. P. 11), Тарс был также центром культуры, науки и образования ( Strabo. Geogr. 14. 5, 12-13). Провинция отличалась этническим разнообразием, в ней компактно проживали также евр. переселенцы ( Philo. Leg. Gai. 36). Греч. язык был основным языком Тарса, поэтому П. должен был с детства свободно владеть им наряду с арамейским (ср.: Деян 21. 37).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312, Тверь), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), 2-я жена вел. кн. Владимирского Ярослава (Афанасия) Ярославича , невестка блгв. вел. кн. Владимирского Александра Ярославича Невского , мать блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и прп. Софии Тверской. Большинство историков, начиная с Н. М. Карамзина ( Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 58, 218), считают К. Ю. дочерью новгородского боярина, основываясь на летописном сообщении о женитьбе в нач. 1265 г. в Новгороде посаженного новгородцами на княжеский стол Владимирского вел. кн. Ярослава Ярославича: «...поя за ся Юрьеву дщерь Михайловичя» (ПСРЛ. Т. 18. С. 72; Т. 25. С. 145). Согласно позднейшей «Повести о тверском Отроче монастыре» (2-я пол. XVII в.), К. Ю. была дочерью пономаря из с. Едимонова под Тверью. Брак с К. Ю. был вторым для Ярослава Ярославича (имя 1-й жены, погибшей при взятии Переяславля Залесского монголами в 1252, неизв.). Блгв. кнг. Ксения Юрьевна Тверская. Икона. 2012 г. Мастер Н. Колтова. (частное собрание) Блгв. кнг. Ксения Юрьевна Тверская. Икона. 2012 г. Мастер Н. Колтова. (частное собрание) К. Ю. покинула родной город, видимо в 1268 г., когда кн. Ярослав уехал из Новгорода, оставив там наместника, во Владимир. К тому времени в браке с кн. Ярославом К. Ю. родила 2 дочерей. В кон. 1271 г. на обратном пути из Орды Ярослав умер, его тело привезли в Тверь. К. Ю. и 1-й Тверской еп. Симеон похоронили князя в ц. святых Космы и Дамиана. Зимой 1271/72 г. К. Ю. родила в Твери сына Михаила (в одном из поздних списков Похвального слова блгв. кн. Михаилу Ярославичу стоит дата его рождения - 1 нояб. (ГИМ. Барс. 807. Л. 29 об.)). Согласно пространной редакции Жития блгв. кн. Михаила Тверского (составлена ок. 1319-1320 игуменом тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря Александром), К. Ю. принимала активное участие в воспитании сына: «Роди же ся от блаженыя воистину от преподобныа матери великие княини Оксиньи, егоже святаа та премудрая мати воспита в страсе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости» ( Кучкин. 1999. С. 130). После кончины Ярослава Ярославича тверским князем стал Святослав Ярославич (1271-1282/85), пасынок К. Ю. В 1282 г. К. Ю. выдала старшую дочь замуж за холмского и галицкого княжича Юрия Львовича, буд. князя галицко-волынского. Кн. Юрий приехал за невестой в Сев.-Вост. Русь («до Суждали») осенью 1282 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 884).

http://pravenc.ru/text/2462131.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить КСЕНИЯ ТВЕРСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. кнг. Ксения Юрьевна Тверская. Икона. 2012 г. Мастер Н. Колтова. (частное собрание) Ксения Юрьевна (в монашестве Мария ) (+ 1312 ), княгиня Тверская, вторая жена вел. кн. Владимирского Ярослава Ярославича , мать блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и прп. Софии Тверской , святая благоверная Память 24 января и в Соборе Тверских святых Большинство историков, начиная с Н. М. Карамзина , считают Ксению Юрьевну дочерью новгородского боярина, основываясь на летописном сообщении о женитьбе в начале 1265 года в Новгороде посаженного новгородцами на княжеский стол Владимирского вел. кн. Ярослава Ярославича: " ...поя за ся Юрьеву дщерь Михайловичя " . Согласно позднейшей " Повести о тверском Отроче монастыре " (вторая половина XVII века), Ксения Юрьевна была дочерью пономаря из с. Едимонова под Тверью. Брак с Ксенией Юрьевной был вторым для Ярослава Ярославича (имя 1-й жены, погибшей при взятии Переяславля Залесского монголами в 1252, неизв.). Ксения Юрьевна покинула родной город, видимо в 1268 году, когда кн. Ярослав уехал из Новгорода, оставив там наместника, во Владимир. К тому времени в браке с кн. Ярославом Ксения Юрьевна родила двух дочерей. В конце  1271 года на обратном пути из Орды Ярослав умер, его тело привезли в Тверь. Ксения Юрьевна и первый Тверской еп. Симеон похоронили князя в ц. святых Космы и Дамиана. Зимой 1271/72 года Ксения Юрьевна родила в Твери сына Михаила (в одном из поздних списков Похвального слова блгв. кн. Михаилу Ярославичу стоит дата его рождения - 1 ноября ). Согласно пространной редакции Жития блгв. кн. Михаила Тверского (составлена ок. 1319-1320 игуменом тверского Отроча монастыря Александром), Ксения Юрьевна принимала активное участие в воспитании сына: " Роди же ся от блаженыя воистину от преподобныа матери великие княини Оксиньи, егоже святаа та премудрая мати воспита в страсе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости "   . После кончины Ярослава Ярославича тверским князем стал Святослав Ярославич (1271-1282/85), пасынок Ксении Юрьевны. В 1282 году Ксения Юрьевна выдала старшую дочь замуж за холмского и галицкого княжича Юрия Львовича , буд. князя галицко-волынского. Кн. Юрий приехал за невестой в Сев.-Вост. Русь («до Суждали») осенью 1282 года .

http://drevo-info.ru/articles/13679767.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010