Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ III Бенедикт III, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Visits pantificum. 1626) Бенедикт III, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Visits pantificum. 1626) († 17.04.858, Рим), папа Римский (29 сент. 855 - 17 апр. 858). Согласно Liber pontificalis , Б., сын римлянина Петра, уже в юности выделявшийся среди сверстников благочестием, способностями к учению и знанием Свящ. Писания, был принят в школу при Латеранском дворце, что впосл. способствовало его церковной карьере. Папа Григорий IV рукоположил Б. в диаконы, а Лев IV во пресвитеры и возвел его в сан титулярного кардинала-пресвитера ц. св. Каллиста, его подпись есть среди участников Собора 853 г. в Риме. После смерти Льва IV († 17 июля 855) и отказа его вероятного преемника кардинала ц. св. Марка Адриана (буд. папы Адриана II ) духовенство, сенаторы и народ Рима (т. н. народная партия) единогласно избрали папой Б., к-рый вопреки своему желанию был силой доставлен в Латеранский дворец. Декрет об избрании Б. был отправлен, согласно обычаю, имп. Лотарю, но утвержден им не был. Сторонники имп. Лотаря выдвинули кандидатуру Анастасия Библиотекаря , отлученного и низложенного ранее Львом IV. Избранный в пригороде Рима г. Орте папой, Анастасий направился в Рим вместе с имп. послами, захватил Латеранский дворец и заточил в нем Б. (21 сент. 855). Эти насильственные действия вызвали беспорядки в Риме, а епископы отказались даже под страхом пытки признать понтификом человека, с к-рого не сняли отлучение. Имп. сторонники отказались от поддержки Анастасия и признали законность избрания Б. Торжественная церемония возведения Б. на кафедру прошла в ц. Санта-Мария Маджоре, позднее он получил и утверждение императора. После смерти имп. Лотаря (сент. 855) Б. способствовал примирению имп. Людовика II с братьями Лотарем II, кор. Лотарингии, и кор. Прованса Карлом (856). По настоянию архиеп. Реймсского Гинкмара папа утвердил постановления Собора в Суассоне (853) о незаконности возведения архиеп.

http://pravenc.ru/text/78030.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕТУЛИЙ, АМАНТИЙ, КЕРЕАЛ И ПРИМИТИВ [лат. Getulius, Amantius, Cerealis, Primitivus], мученики Римские (пам. зап. 10 июня), современники имп. Адриана (117-138). Согласно Житию (BHL. T. 1. N 3524-3525), Г. был знатным человеком из Тибура (ныне Тиволи, Италия), где находилась загородная резиденция имп. Адриана. Г. оставил жену и детей и отправился проповедовать веру во Христа в Габии (обл. Сабина; 50 км по Соляной дороге от Рима). Амантий, брат Г., трибун рим. армии, тайный христианин. По приказу имп. Адриана, знакомый Амантия трибун Кереал должен был арестовать Г., но сам обратился ко Христу и принял крещение. Император приказал арестовать всех троих вместе с их другом Примитивом. В тюрьме они не отказались от веры во Христа и были приговорены к сожжению, но огонь не коснулся Г., и он был обезглавлен. Мощи Г. покоились в одном из его имений в Сабине. Совр. исследователи считают Житие Г. легендарным; по стилистическим и композиционным признакам оно сближается со «Страстями св. Симфорозы» (BHL. T. 2. N 7971; VI-VIII вв.). У Жития Г. есть множество текстологических совпадений и с Житием св. Зотика (BHL. T. 2. N 9028); при этом остается неясным, какое из житий следует считать первичным, а какое - заимствованием. В рим. традиции поздней античности Г. и Амантий поминались в храмах на Лабиканской дороге 10 февр. вместе со св. Зотиком. Св. Примитив в Мартирологе блж. Иеронима упомянут под различными датами; сообщается, что его могила находилась на Пренестинской дороге. В эпоху поздней античности известен культ некоего святого в Сабине, но его имя нигде не упоминается. Ист.: MartHieron. P. 122, 311-312; MartRom. P. 232, 251, 252; ActaSS. Iun. T. 2. P. 261-264; Mara M. G. I martiri d. Via Salaria. R., 1964. Лит.: Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 542-543; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 19332. P. 278, 286, 288, 295; DHGE. T. 12. Col. 163; T. 20. Col. 1123-1124. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/164917.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИУСТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иуст (греч. Ιοστος; + ок. 130), епископ Александрийский (ок. 120 - ок. 130), святитель Память 6 июня (Александр.; РПЦЗ ) Самые ранние сведения об Иусте находятся у Евсевия, еп. Кесарии Палестинской . В " Церковной истории " Евсевий пишет, что Иуст стал преемником еп. Прима приблизительно в то же время, кода на Римской кафедре папа Сикст I сменил Александра I (третий год правления имп. Адриана (119/120)). Иуст скончался спустя год и несколько месяцев после Сикста I (+ 128), т. о., его кончину следует отнести к 129 году. Однако в " Хронике " Евсевия дата кончины Иуста не совпадает с той, что выводится согласно " Церковной истории " . Латинский перевод " Хроники " блж. Иеронима и армянский Самуила Анийского также расходятся между собой в отношении этой даты. В " Церковной истории " Евсевий не указал, как долго Иуст занимал кафедру, но в латинской версии " Хроники "  указывается 10 лет, в армянской - 11. И если латинский перевод датирует его кончину 14-м годом правления имп. Адриана (130/1), то армянский - 16-м годом (132/3). Датировка блж. Иеронима, вероятно, более близка к той, которую приводит Евсевий в " Церковной истории " , однако в последующей византийской и коптско-арабской традиции принято считать, что Иуст был епископом 11 лет. В " Истории патриархов Александрийской Церкви " , традиционно приписываемой Севиру ибн аль-Мукаффе (IX-X вв.), говорится об 11 годах епископства Иуста и о его кончине 12-го паони (6 июня) в 16-й год правления имп. Адриана, в то время как его предшественник, еп. Прим, скончался в 5-й (а не в 3-й, как у Евсевия) год правления этого императора. Т. е. епископство Иуста приходилось на 121/122-132/133 годы. Более серьезны расхождения с датировками современника Севира мелькитского (православного) патриарха Александрийского Евтихия , который говорит о 10 годах епископства Иуста, начавшегося с 11-го года правления имп. Траяна, т. е. с 108/109 по 117/8 год. Коптско-арабский хронист Бутрос ибн ар-Рахиб (XIII в.) сообщает, что 12 паони, день смерти Иуста, приходилось на субботу. Опираясь на это указание, болландист Д. Папенброх предложил датировать 11 лет епископства Иуста 123-134 годами.

http://drevo-info.ru/articles/13680493.h...

Н. род. в семье чиновника имп. канцелярии Феодора. Возможно, Н. связывали родственные отношения с семьей будущего патриарха К-польского свт. Тарасия (784-806) ( Афиногенов. 1997. С. 39). Феодор подвергся репрессиям со стороны имп. Константина V (741-775). По сообщению Игнатия Диакона, это произошло из-за его иконопочитательских убеждений. Феодор был дважды отправлен вместе с семейством в ссылку (не ранее 761), а затем, вероятно, вновь приближен ко двору (о чем Житие Н. умалчивает) и скончался не ранее 767 г. После смерти отца Н. получил в К-поле светское образование, включавшее знакомство с античной лит-рой и основными положениями аристотелевской логики ( Boor. 1880. P. 150-151). Между 770 и 780 гг. Н. стал асикритом и служил предположительно под началом буд. патриарха Тарасия, бывшего в это время главой имп. канцелярии (протоасикритом). Точно датировать назначение Н. нельзя. Видимо, Игнатий Диакон не желал акцентировать внимание читателя на том, что Н. был приближен ко двору императоров-иконоборцев, поэтому датировка в Житии отсутствует. В 787 г. Никифор принял участие во Вселенском VII Соборе , восстановившем иконопочитание. В качестве представителя двора «славнейший асикрит» Н. зачитал на 2-м заседании Собора греч. перевод послания папы Римского Адриана I (772-795) к имп. Константину VI и имп. Ирине ( Mansi. T. 12. P. 1055A). Нек-рое время спустя Н. оставил службу, покинул столицу и, согласно Игнатию Диакону, удалился в пустынное место на азиатском берегу Босфора, недалеко от К-поля (возможно, там располагалось его семейное имение), где впоследствии основал мон-рь ( Boor. 1880. P. 147). Вероятно, это был либо Агафов мон-рь, либо мон-рь св. Феодора, в к-рых Н. позже находился в ссылке. Согласно др. источникам, Н. поселился в Пропонтиде (на побережье Мраморного м.) (PG. 100. Col. 176A; SynCP. Col. 724). Игнатий Диакон не называет иных причин отставки Н., кроме желания вдали от столицы обрести возможность в спокойствии изучать Свящ. Писание. Большинство исследователей склонны относить эти события к 797 г. и связывать их с возвращением к власти имп. Ирины и тем, что она одержала верх в конфликте с Константином VI, за которого, по всей видимости, выступил Н. ( Alexander. 1958. P. 63; Pratsch. 1999. S. 115). После свержения Ирины (31 окт. 802) и возведения на престол Никифора I Н. вернулся в К-поль и был назначен птохотрофом (руководителем богоугодных заведений столицы). Это могло произойти уже после коронации соправителем Ставракия в дек. 803 г.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

. По содержанию Мученичество Е. представляет собой традиц. для этого жанра описание пыток, при к-рых святой не чувствовал боли, и диалог между императором и мучеником. По форме описания страдания Е. более похожи на театральное действо, где имп. Адриан представлен в комическом виде безумного тирана, нежели на историческое повествование. Последнее весьма характерно для рим. апокрифики Деяний апостолов Петра и Павла ( Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. СПб., 2000. С. 94-95), оказавшей влияние на рим. агиографию. Комические аспекты образа имп. Адриана были неск. сглажены Симеоном Метафрастом. Житие Е. Отец Е., Евгений, служил в Риме, был сенатором и трижды назначался консулом. Мать Е., Анфия, была обращена в христианство и крещена ап. Павлом (по версии Метафраста); в более ранних редакциях Мученичества Е. говорится, что она лишь видела апостола. Своего сына она воспитывала в благочестии и посвятила Богу, отдав для церковного служения папе Аникету (155-166). Тот рукоположил 15-летнего Е. во диакона, через 3 года - во пресвитера и еще через 2 - во епископа, отправив проповедовать христианство в пров. Иллирик. В это время имп. Адриан начал гонения на христиан и послал в Иллирик комита Феликса, чтобы арестовать Е. и доставить в Рим. Феликс исполнил приказание, однако сам был обращен Е. и сделался тайным христианином. В Риме император лично допрашивал Е. Затем его пытали огнем, бросали зверям, привязывали к колеснице, но после пыток Е. оставался невредимым. Его посетил ангел. При истязаниях присутствовал префект Корив, к-рый, видя чудеса и слыша молитву мученика, обличил беззаконие императора и объявил себя христианином, за что был брошен в печь, приготовленную для Е., но остался невредим, после чего был обезглавлен. Такую же смерть принял и Е. Св. Анфия была убита по приказу имп. Адриана, когда оплакивала оставленное без погребения тело сына. История почитания Е. В Реатской редакции Мученичества Е. сообщается, что еп. Реаты Прим взял тела мучеников и похоронил их в местности Урбаниан на Соляной дороге (в 1 миле от Реаты и в 61 - от Рима). Эканская редакция принципиально отличается только в 1-й части, где говорится о жизни Е. до поставления в епископы. Здесь умалчиваются исторические детали: не указано ни имя, ни кафедра епископа, при к-ром Е. проходил служение; не названо даже место рождения Е. Епископское служение Е. связывается здесь не с Иллириком, а с Эканой, туда был послан Феликс, чтобы доставить святого в Рим. Мн. эканские жители прибыли после кончины мучеников, взяли тела Е. и Анфии, перенесли в свой город и похоронили. В наст. время мощи Е. и Анфии находятся в городах Троя и Риети (где их подлинность официально признана Римской Церковью), не считая их мелких частиц в др. городах Италии (напр., в Террачине) и за ее пределами (напр., палец Е. в г. Антверпен, Бельгия).

http://pravenc.ru/text/189703.html

Папа Римский Геласий I, имп. Карл Великий, свт. Григорий Великий. Миниатюра из «Сакраментария». Ок. 870 г. (Paris. lat. 1141. Fol. 2v) Папа Римский Геласий I, имп. Карл Великий, свт. Григорий Великий. Миниатюра из «Сакраментария». Ок. 870 г. (Paris. lat. 1141. Fol. 2v) Благодаря активной законодательной деятельности франкских правителей, церковных Соборов и епископов все большее значение приобретали новые источники К. п.- капитулярии и епископские статуты. Капитулярии могли издаваться и светской (король, император), и церковной (Собор, епископ) властью, но в постановлениях, относившихся к Церкви, повторялись и разъяснялись нормы К. п. (имп. капитулярии могли утверждаться Собором). Так, большая часть посвященного вопросам церковной дисциплины «Всеобщего увещания» основана на «Собрании Дионисия-Адриана». Церковные капитулярии имели правовую силу во всем гос-ве Каролингов, если иное не оговаривалось в тексте. В большом количестве издавались епископские капитулярии - инструкции для духовенства, их целью было разъяснение и приспособление общих церковно-правовых норм к конкретным обстоятельствам; нередко рассматривались не только дисциплинарные, но и догматические и литургические вопросы. Епископские капитулярии могли утверждаться диоцезальным синодом, нек-рые такие постановления пользовались особым авторитетом, напр. статуты Теодульфа , еп. Орлеанского (кон. VIII в.), Гинкмара , архиеп. Реймсского (852, 858 и 874). Из сборников капитуляриев наибольшее значение имел свод, составленный в 827 г. Ансегизом, аббатом монастыря Фонтенель (Сен-Вандрий-де-Фонтенель), и утвержденный затем имп. Людовиком Благочестивым . В сборнике из 4 книг 2 содержат церковные капитулярии, в 2 других собраны капитулярии, изданные Карлом Великим и Людовиком Благочестивым ( Fournier, Le Bras. 1931. T. 1. P. 112-114; Van Hove. 1945. P. 256-258, 262-265; K é ry. 1999. P. 92-100). В каролингскую эпоху в качестве источника К. п. широко применялись пенитенциалии, к-рые служили руководством при рассмотрении вопросов, связанных с каноническими преступлениями. Первоначально на континенте использовались в основном брит. и ирл. пенитенциалии VI-VIII вв. Это были частные сборники, не имевшие определенного авторитета, их указания носили рекомендательный характер, при этом в разных пенитенциалиях предлагались разные наказания. С целью унификации пенитенциальных норм в 813 г. в Арле, Реймсе, Туре и Шалоне (ныне Шалон-сюр-Сон) проводились Соборы, постановления которых собраны в особый свод. Унификации покаянных норм были сделаны в пенитенциалиях Халитгара, еп. Камбре (817-831), и в 2 пенитенциалиях Рабана Мавра , основанных на «Собрании Дионисия-Адриана» и «Испанском собрании» ( Fournier, Le Bras. 1931. T. 1. P. 84-94, 98-100, 108-112; Erd ö . 2002. S. 58-67, 69-71).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона. XVII - XVIII вв. (ГМИИ) Сщмч. Игнатий Богоносец. Икона. XVII - XVIII вв. (ГМИИ) О мученической кончине И. Б. в Риме свидетельствуют Ориген, Евсевий и позднейшие церковные писатели. «Рассказывают, что он был отправлен из Сирии в Рим и отдан на съедение зверям за исповедание Христа,- писал Евсевий.- Проходя по Асии под надзором строжайшей охраны, он в городах на остановках укреплял верующих беседой и увещаниями, уговаривал прежде всего беречься ересей, тогда только что явившихся на свет Божий, и убеждал крепко держаться апостольского Предания, которое он, идя на мученичество, счел необходимым закрепить письменно» ( Euseb. Hist. eccl. III 36). Описание страданий И. Б. сохранилось в 2 мартирологах - Антиохийском (V-VI вв.) и Римском (после V в.). Время ареста и осуждения И. Б. на мучительную казнь большинством исследователей датируется примерно серединой правления имп. Траяна и началом правления имп. Адриана , т. е. 107-118 гг. Это было время непродолжительного, но жестокого гонения на христиан - такое гонение произошло в М. Азии во времена Плиния Младшего и перешло в Сирию. Антиохийский мартиролог датирует гонение периодом пребывания имп. Траяна в Антиохии перед походом на Армению и Персию, т. е. примерно 113 г., этот же год указывает и Римский мартиролог (ок. 223-й олимпиады, т. е. 113-114). Согласно Евсевию, епископство И. Б. продолжалось с 1-го года царствования имп. Веспасиана (69-79) до 10-го года царствования имп. Траяна (98-117) («Пасхальная хроника» отмечает 107 как год мученичества И. Б.), однако датировка Евсевия подвергается сомнению. В то время как в Римском мартирологе говорится, что И. Б. осужден и казнен в Риме, в Антиохийском уточняется: осужден в Антиохии и казнен в Риме; визант. хронист VI в. Иоанн Малала сообщает о страдании И. Б. в Антиохии во времена правления имп. Траяна ( Ioan. Malal. Chron. P. 276), но это единичное мнение противоречит посланиям И. Б. И. Б. с радостью воспринял приговор и охотно отправился в крестный путь в Рим ( Ign.

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

Фрагмент саркофага с лат. надписью. III в. (Кафедральный собор Палермо) Фрагмент саркофага с лат. надписью. III в. (Кафедральный собор Палермо) Конец династии Северов (235), большинство представителей к-рой были убиты в результате заговоров, ознаменовал вступление Римской империи в период серьезного социально-политического кризиса, вызванного резким ростом влияния армии на политическую жизнь. Между 235 и 284 гг. императоры провозглашались армией и полностью от нее зависели. Поддержка армии, однако, не обеспечивала удержание власти; по этой причине «солдатские императоры» были вынуждены заниматься постоянной борьбой со своими конкурентами. Кульминацией кризиса стало появление на территории Римской империи сепаратистских образований (Галльская империя и Пальмирское царство). Данные территории вернулись под власть Рима при имп. Аврелиане (270-275), а окончательно восстановить систему управления и добиться политической стабильности удалось лишь имп. Диоклетиану (284-305), положившему начало системе домината. Страница трактата «О вере» свт. Амвросия Медиоланского. IX в. (St. Gallen. Schiftsbibl. Sang. 95. Fol. 5). Страница трактата «О вере» свт. Амвросия Медиоланского. IX в. (St. Gallen. Schiftsbibl. Sang. 95. Fol. 5). По мнению М. фон Альбрехта, период поздней латыни следует разделить на 2 этапа - эпоху средней (от имп. Адриана (117-138) до имп. Диоклетиана) и поздней (от св. равноап. имп. Константина (306-337) до св. имп. Юстиниана I (527-565)) империи,- границей между к-рыми является разрыв лит. традиции, вызванный кризисом III в. (число произведений языческих авторов на Л. я., написанных в это время, крайне незначительно) ( Альбрехт. 2003-2005. Т. 3). Верхняя граница поздней латыни определяется в лит-ре по-разному; одна из предлагаемых датировок - время перевода Библии на Л. я., выполненного блж. Иеронимом Стридонским по настоянию папы Римского св. Дамаса I (366-384) (см. Вульгата; Vulgata - простая, общая, обыкновенная). С политической т. зр. этой границей является падение Зап. Римской империи (476), с литературоведческой - смерть Боэция (524 или 526); лингвисты считают окончанием этого периода рубеж VIII и IX вв., когда носители протороманских языков (rustica Romana lingua) перестали понимать классическую латынь.

http://pravenc.ru/text/2463178.html

В 850 г. в Риме состоялся Собор 75 епископов под председательством папы. На Соборе было принято решение о церковном отлучении Анастасия Библиотекаря , которого Л. приблизил к себе и в 847 (или 848) г. возвел в достоинство кардинала. Анастасий интриговал против папы и стал агентом имп. Людовика II. Поводом для отлучения Анастасия Библиотекаря стал тот факт, что он 2 года не посещал свою титульную церковь, а также пренебрег призывами явиться на Собор и дать отчет о своем поведении. Анастасий Библиотекарь бежал в Аквилею под защиту императора. Осуждение кардинала было подтверждено в Равенне 29 мая 853 г. на встрече Л. с имп. Людовиком II, а затем на Соборах в Риме 19 июня 853 (в присутствии 56 епископов) и 8 дек. того же года (в присутствии 62 епископов, в т. ч. представителей императоров Лотаря I и Людовика II). Из 42 постановлений Римского Собора, заседавшего в дек. 853 г., 38 повторяют правила Собора 826 г., созванного папой Евгением II (824-827); они касаются дисциплинарных аспектов и вопросов обучения клириков. Собор подтвердил церковное отлучение Анастасия Библиотекаря; участники Собора пригрозили той же мерой тем, кто будут способствовать получению Анастасием епископского сана. Это решение должно было служить предостережением магнатам из имп. окружения, сочувствовавшим опальному кардиналу. К нач. 50-х гг. IX в. относится конфликт Л. с магистром армии Грацианом, который захватывал церковные владения и грабил направлявшихся в Рим паломников. Более значительным был конфликт с архиеп. Равенны Иоанном VII (850-878) и его братом Георгием (в более поздних источниках - Григорий), которого имп. Людовик II назначил герцогом Эмилии. При поддержке брата архиеп. Иоанн VII захватил некоторые владения Римской Церкви на территории бывш. Равеннского Экзархата, а его сторонники, представители знати Петр и Адриан, даже напали на папских легатов, направлявшихся ко двору имп. Лотаря I. Папа резонно полагал, что подобные деяния совершались при попущении имп. Людовика II, который в отличие от отца непосредственно контролировал положение дел в Италии. Накануне Пасхи 853 г. Л. отправился в Равенну, чтобы встретиться с императором, согласившимся передать ему Петра и Адриана для проведения судебного разбирательства. Они были приговорены к смертной казни, но обратились с апелляцией к императору и были помилованы. Папа остался недоволен. Тогда Людовик II предложил отправить их в Рим и судить там, что еще больше обеспокоило Л., т. к. появление этих в людей в Риме, по его словам, могло нарушить порядок в городе и подвергнуть опасности жизнь понтифика; в результате дело так и не было решено. Что касается архиеп. Иоанна Равеннского и герц. Георгия, то они избежали судебного преследования.

http://pravenc.ru/text/2463259.html

Местность претерпела значительные изменения после Иудейской войны 66-70 гг. История участка до 325-326 гг. недостаточно изучена, поскольку неясна историческая топография Иерусалима той эпохи. По всей исследованной территории над уровнем пожара и разрушений 70 г. лежит слой запустения, перекрываемый слоями визант. эпохи IV-VII вв. Картина меняется только со 130 г., после начала перестройки города в Элию Капитолину. В 1993 г. Дж. Бар предположил, что лагерь легиона располагался не внутри Первой стены, а к северу, внутри Элии Капитолины, между Третьей (зап.) и Второй стеной. В этом случае участок Г. Г. должны были выровнять и застроить сразу после 70 г., при подготовке крепости для легиона. Согласно Евсевию Кесарийскому (Euseb. Vita Const. III 26), его засыпали грунтом и вымостили камнем, чтобы построить языческий храм. Блж. Иероним добавляет (ок. 395), что с эпохи имп. Адриана (117-138) до эпохи имп. Константина (306-337) ситуация оставалась неизменной: над местом Воскресения (т. е. над Г. Г.) стояла статуя Юпитера, а на скале Распятия - статуя Венеры (Hieron. Ep. Paul. 58/3//PL. 22. Col. 581). Археологами открыты остатки большого общественного здания рим. периода, стоявшего на месте буд. храма Гроба Господня, но точно датировать его и подтвердить сакральный характер постройки не удалось. В 20-х гг. IV в. Евсевий мог видеть постройки имп. Адриана, наблюдать их снос и открытие равноап. имп. Еленой св. мест. Большинство ученых полагают, что иного места в Иерусалиме и его окрестностях, к-рое с такими же основаниями может быть отождествлено с Г. Г., нет, как нет и причин отвергать его аутентичность. Место погребения Иисуса Христа и данные археологии Археологические исследования подтверждают точность сообщаемых Евангелиями сведений о погребальных традициях и обрядах иудеев в I в. по Р. Х. и опровергают доводы евангельской критики, пытавшейся показать, что описанные события не отвечают обрядовой стороне, известной по др. источникам. Так, Дж. Д. Кроссан утверждал, что Иисус Христос не мог быть захоронен, потому что унизительная и жестокая казнь преступников из низших классов через распятие обрекала их на лишение погребения.

http://pravenc.ru/selected.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010