Одним из крупнейших храмов И. ранневизант. эпохи и наиболее важной постройкой имп. Евдокии была базилика св. Стефана к северу от Дамасских ворот Старого города (совр. территория доминиканского мон-ря). Уже в кон. IV в. в этом районе появилась жилая и монастырская застройка. Базилика была заложена во время 1-го приезда Евдокии в И. (438-439) и строилась почти до самой ее смерти; храм был освящен 15 июня 460 г. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 35; Evagr. Schol. Hist. eccl. I 22; Georg. Mon. Chron. P. 609-610). Впрочем, из источников ( Gerontius. Vita Melaniae Junioris//Vie de Ste. Mélanie/Ed. D. Gorce. P., 1962. P. 57-58; Johannes Rufus. Vita Petri Iberi// Raabe R. Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh. Lpz., 1895. S. 33) можно сделать вывод, что в 438-439 гг. строительство храма было окончено, а в 460 г. была завершена следующая постройка на том же месте. Раскопки базилики проведены доминиканцами в 1885-1893 гг. Нефы (33×20 м) были разделены рядами по 6 колонн, 2 из к-рых найдены in situ. Вост. апсида граненая, ее основание вырублено в скале; эта форма уникальна для И. и, подобно синтрону Силоамской базилики (см. ниже), свидетельствует о связях с традицией К-поля. Сохранились развалины атриума, в к-ром использованы детали рим. построек предположительно небольшого форума эпохи Адриана. Храм был разрушен в 614 г. Согласно источникам, рядом со Старым городом Евдокия основала приют для престарелых (gerontocomium) с небольшой часовней св. Георгия. Вероятно, с этими зданиями можно отождествить группу построек с базиликальным храмом (17,5×14 м), посвященным св. Георгию (сохр. мозаичная надпись), открытую в 1949 г. раскопками М. Ави-Йоны в р-не Гиват-Рам к западу от Старого города. Базилика стандартна: 3-нефная, с 4 колоннами в каждом ряду, поднятыми на небольшой стилобат. Особенностью можно назвать прямоугольную апсиду, к-рая в следующий строительный период была обрамлена 2 пастофориями. Силоамская базилика (см. Силоам ), по-видимому, также относится к строительству имп. Евдокии ( Ovadiah. 1970. P. 91). Она построена над одноименной купелью у подножия горы Офел в районе города Давида, внутри стены Евдокии. Впервые упомянута в итинерарии анонимного паломника из Пьяченцы (ок. 570). Это наиболее сложная по композиции из всех построек ранневизант. И. Трехнефная 6-колонная базилика была построена к северу от купели; в ее юж. стену была встроена древняя колоннада купели, сквозь к-рую из храма открывался вид на воды Силоама. Вход в здание вел с севера, через небольшие атриум и нартекс. Во 2-ю строительную фазу (ее время не определено) 3-нефная базилика с 2-скатным перекрытием превратилась в 4-колонную купольную. В Палестине это единственный пример купольной базилики, хотя сходную конструкцию могли иметь синагоги (напр., в Бет-Альфа, нач. VI в.?); вне Палестины базилики с куполом на 4 опорах появляются к кон. V в. (Мериамлык, 471-494, и Алахан-манастыр , кон. V в., оба у юж. побережья М. Азии).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Головы Адриана заменены портретными головами К. Над средним пролетом арки с обеих сторон помещена надпись о том, что арку как символ триумфа сенат и рим. народ посвятили К., поскольку он божественным вдохновением (instinctu divinitatis) и величием разума (mentis magnitudine) со своим войском освободил гос-во от тирана. Выражение «instinctu divinitatis» привлекло к себе большое внимание исследователей и обсуждалось во мн. работах (напр.: De Rossi. 1863; Lietzmann. 1937; Pierce. 1989; Hall. 1998). Большинство ученых сходятся во мнении, что столь обтекаемое описание отношений императора с Божеством было результатом компромисса между традиционалистами-язычниками и прохристианской партией в окружении К. Подобные выражения, как указано выше, часто встречались и в посланиях К. 10-20-х гг. IV в. Каждая из придворных партий вполне могла истолковывать их в свою пользу, сложные отношения внутри рим. элиты не доводили до открытого противостояния. Т. о., спустя почти 3 года после освобождения Рима все инновации К. в публичной репрезентации имп. власти состояли лишь в неких ограничениях участия императора в жертвоприношениях в честь Юпитера (притом, что на арке барельефы со сценами таких жертвоприношений были представлены), а также в несколько нарочитом использовании расплывчатых философских терминов в описании отношений гос. власти со сферой божественного. И то и другое вполне могло укладываться в давно сложившиеся традиции рим. религ. политики, которая в кон. II-III в. знала и гораздо более решительные реформы. Тенденция постепенного дрейфа политики и пропаганды К. в сторону христианства очевидна, если знать ход ее развития в следующие 20 лет, но для абсолютного большинства подданных Римской империи в 10-х гг. IV в. она еще была практически не заметна. Уже в нач. 20-х гг. IV в. К. провел важную реформу, в к-рой сохранилась та же религ. двусмысленность. Согласно имп. эдикту, который был издан в 321 г. (7 марта - в CTh. II 8. 1; 3 июля - в CJC. III 12. 3), по всей империи праздничным днем провозглашался 1-й день каждой недели, к-рый получил наименование «День рождения непобедимого Солнца» (Dies natalis Solis Invicti) или кратко «Dies Solis» (день Солнца).

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Для упрочения контроля над И. Карл Великий передал важные в стратегическом отношении альпийские долины Вальтеллина и Валь-Камоника крупным франк. мон-рям - св. Дионисия (Сен-Дени) близ Парижа и св. Мартина (Сен-Мартен) в Туре. Имп. Карл Великий и его сын Пипин. Миниатюра из «Leges Barbarorum». Между 829 и 836 гг. (Modena. Biblioteca capitolare. O.I.2. Fol. III) Имп. Карл Великий и его сын Пипин. Миниатюра из «Leges Barbarorum». Между 829 и 836 гг. (Modena. Biblioteca capitolare. O.I.2. Fol. III) В 774 г. король прибыл в Рим, где папа даровал ему титул «патриций римлян». Беневентское герц-ство сохранило фактическую независимость, герц. Арихис II (758-787), зять кор. Дезидерия, вел себя как самостоятельный правитель. Герцог принял титул «принцепс» (князь) и издал ряд законов в дополнение к королевским законам лангобардов. В 787 г. по инициативе папы Адриана I Карл Великий возглавил поход против герцога, обратившегося за помощью к византийцам. После внезапной смерти Арихиса II Карл назначил преемником его сына Гримоальда III (787-806), к-рый находился у франков в качестве заложника. Впосл., несмотря на то что герцог признал главенство Карла Великого, он продолжал проводить самостоятельную политику, чеканил от своего имени монету и неоднократно вступал в конфликт с франками. Независимость от франков сохранили визант. владения в И., в т. ч. Неаполитанский дукат. В годы правления Карла Великого большинство лангобардских герцогов вошли в состав королевской администрации в качестве графов (комитов), со временем на адм. должности стали назначаться также представители франк. и алеманнской знати. Мн. судебные должности занимали королевские (впосл. императорские) чиновники - посланники (missi). Однако в целом основой политической элиты в королевстве оставалась лангобардская знать. В 781 г. Карл Великий передал титул короля лангобардов своему 4-летнему сыну Пипину (781-810), однако королевство, к-рым в это время управляли опекуны и воспитатели (baiuli) Пипина - сначала Адалард, аббат мон-ря Корби, затем Вальдон, аббат Райхенау, и дукс Ротхильд, осталось в составе державы франков.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Во мн. агадических повествованиях отображены споры между И. б. Х. и Элиезером бен Гирканом, приверженцем школы Шаммая , при этом проводятся параллели со взаимоотношениями между основоположниками данных школ - Гиллелем и Шаммаем. Несмотря на многолетнюю дружбу, они расходились во взглядах по мн. вопросам галахического характера (Иерусалимский Талмуд. Швиит. 7. 8; Вавилонский Талмуд. Берешит Рабба. 70; Когелет Рабба. 1. 15; Киддушин. 31а). В результате длительных диспутов, переросших в конфликт, И. б. Х. ради сохранения единства в руководстве Ямнийского синедриона выступил в роли инициатора отлучения рабби Элиезера из-за нежелания последнего согласиться с галахическим постановлением, к-рое было принято большинством законоучителей (Вавилонский Талмуд. Бава Мециа. 59 а-б). В раввинистической лит-ре И. б. Х. представлен как человек, относившийся терпимо к иноверцам. Ему приписывается утверждение, что неевреи, отличающиеся благочестием и набожностью, смогут попасть в рай (Тосефта Санхедрин. 13. 2). Как опытный полемист И. б. Х. вместе с такими авторитетными лидерами, как Гамалиил II и рабби Елеазар бен Азария, неоднократно бывал в составе евр. представительств в Риме, где, согласно Вавилонскому Талмуду и палестинским мидрашам, участвовал в нескольких религиозных диспутах, в т. ч. с имп. Адрианом (Вавилонский Талмуд. Хуллин. 59б - 60а). В источниках отражено участие И. б. Х. в диалогах о сотворении мира (Берешит Рабба. 10), об ангелах (Там же. 78), о воскресении мертвых (Там же. 28. 3; Когелет Рабба. 2. 11), о 10 заповедях (Берешит Рабба. 21). Авторитет И. б. Х. как полемиста подтверждается в рассказах о его спорах с эллинистическими мудрецами и иудеохристианами (Вавилонский Талмуд. Бехорот. 8b). Интересны также его ответы представителям александрийской евр. диаспоры на 12 вопросов: 3 на галахические вопросы, 3 на вопросы об агаде, 3 на вопросы практического характера и 3 на вопросы, называемые «борут» (т. е. каверзные вопросы) (Вавилонский Талмуд. Нидда. 69b - 70a). После кончины Гамалиила II И. б. Х. стал играть наиболее важную роль в Ямнийском синедрионе, став духовным лидером всего еврейства (Вавилонский Талмуд. Моэд Катан. 27а; Иерусалимский Талмуд. Моэд Катан. 83а). Его заслугой в последние годы жизни является предотвращение выступлений евр. населения против рим. власти, вызванных отказом имп. Адриана разрешить запланированное ранее восстановление Иерусалимского храма (Берешит Рабба. 64. 8).

http://pravenc.ru/text/673733.html

В отличие от храмов в Филе и Александрии храмы Исиды в др. местностях Е. не имели самостоятельного значения, будучи второстепенными по отношению к храмам особо чтимых местных божеств и Сераписа. В Верхнем Е. известно до 70 мест почитания Исиды, причем в каждом из них к ее имени добавляли особый эпитет. Изображения Исиды обыкновенно выполнялись в егип. стиле, однако в Александрии и в меньшей степени в др. местах встречались изображения, выполненные по канонам греч. искусства. В целом почитание Исиды в Е. было куда более распространено среди природных египтян, нежели среди греков и эллинизированных слоев населения. Третьим божеством, почитание к-рого было в наибольшей степени характерно для Александрии, был Гарпократ, сын Исиды. Изначально это одно из проявлений бога Гора, но постепенно он объединил свойства всех егип. божеств, имевших то или иное отношение к солярному культу (Ра, Мендес, Мин, Себек). Военный аспект почитания Гарпократа привел к его отождествлению с греч. Гераклом, отчего возникло почитание Геракла-Гарпократа. Также было распространено отождествление Гарпократа с Аполлоном. От рим. времени не имеется примеров посвящения храмов Гарпократу, и его культ встречается исключительно в связи с культом др. божеств, особенно Исиды. Впрочем, его почитание было весьма распространено в широких слоях египтян. Количество найденных статуэток Гарпократа в греко-рим. период намного превосходит количество статуэток др. божеств. Наряду с александрийским культом Гарпократа продолжало процветать почитание Гора в его традиц. егип. форме. Старые храмовые комплексы Е. в Карнаке, в Идфу (Эдфу), на о-ве Филе, в Дандаре, в Ком-Омбо и в Исне поддерживались и восстанавливались в птолемеевский и рим. периоды; внутри этих комплексов возникали новые постройки. Так, в храме Амона в Луксоре сохранились кирпичный саркофаг эпохи имп. Адриана, алтарь с надписью эпохи Константина Великого, а также росписи III - нач. IV в., указывающие на то, что данное помещение служило местом имп. культа. Упоминания о мастерах, выполнявших на камне иероглифические надписи религ.

http://pravenc.ru/text/187963.html

На протяжении I-II вв. АПЦ не испытывала гонений от гос. власти (ап. Марк пострадал в ходе возмущения толпы, а не по приговору суда). Нет сомнений, что христиане неоднократно становились жертвами погромов. Сами рим. императоры, видимо, не всегда хорошо разбирались в религ. ситуации в Египте. В сб. «Scriptores Historiae Augustae» (Писатели истории Августов, кон. IV в.) приведено письмо посетившего Египет в 132 г. имп. Адриана , где отмечается неоднозначность религ. привязанностей александрийцев: «Почитающие Сераписа являются христианами, а те, кто называет себя епископами Христа, преданы Серапису; нет ни одного главы иудейской синагоги [archisynagogus Iudaeorum], самаритянина или христианского пресвитера, кто не был бы астрологом, гаруспиком, шарлатаном; даже сам патриарх (ipse ille patriarcha - очевидно, иудейский первосвященник.- И. Ч.), когда прибывает в Египет, увлекаем одними к почитанию Сераписа, другими - Христа» (Ser. hist. Aug. Quadr. Tyran. 8). Несмотря на то что аутентичность этого послания подвергается сомнению, во всяком случае, оно отражает представления об Александрии этой эпохи. I. Гонения Септимия Севера (193-211) В 202 г. имп. Септимий Север посетил Палестину, после чего запретил под угрозой жестоких наказаний обращение в иудаизм и принял такие же меры применительно к христианству (Ibid. Sever. 17. 1). Прибыв в Александрию, он издал декрет против христиан. Преследование коснулось всех Церквей, но нигде оно не было столь свирепым, как в Александрии, поскольку со всех концов Египта и Фиваиды в город стекались самые мужественные ревнители веры. Верующие стойко претерпевали мучения. Климент Александрийский писал за неск. лет до этого: «А если Господь и говорил: «Когда будут преследовать вас в этом городе, бегите в другой»,- увещевает бежать от преследований не из боязни смерти и не повелевает бегством уклоняться от нее, но хочет, чтобы мы ни для кого не стали виновниками или совиновниками какого-либо греха, ни для самих себя, ни для преследующего и губящего нас» (Strom. IV 10). Сам Климент прекратил свои занятия в Александрийской школе и покинул страну. Др., напротив, пользовались возможностью проявить свою неустрашимость. Одним из первых мучеников был св. Леонид (пам. 5 июня), сын к-рого Ориген, также пострадавший от гонителей, описал мученичество отца. Многие ученики Оригена (Плутарх, два Серена, Ираклид, Ирон), вдохновленные учителем, отдали свою жизнь за веру. Прошедшая оглашение мц. Ираида была «крещена огнем»; жестокой казни подверглась дева Потамиена , сохранившая целомудрие во имя Христа. Гонения, прекратившиеся вскоре после смерти Септимия Севера, не достигли цели. Напротив, стойкость невинных мучеников подвигла к обращению в христианство многих александрийцев.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Только духом можно познать Дух как высшее естество и существо всех вещей и людей. Только через живую, огненную любовь можно познать, что Бог есть Любовь. Только тот, кто чувствует себя «сыном» в духе и любви, может воззвать к Отцу. И тот, кто испытает и постигнет это, и после этого прочтет и прочувствует Евангелие, тот увидит во Христе подлинного, единородного Сына Божия и примет его духом, любовью и верой. Человек не может жить без веры. Без веры в Бога жизнь человека становится бесплодной, пошлой и разрушительной – мнимой жизнью, ведущей к бесчисленным страданиям и всеобщему разложению. Путь же к вере и к Богу именуется духовной любовью. И первое, что она может и должна дать, есть свобода.       И. Ильин Вера, Надежда, Любовь и мать их София Один из самых почитаемых духовных образов Святой Руси, отмечается 17/30 сент. Во втором столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского имп. Адриана, в Риме жила вдова по имени София, что значит «премудрость». У нее были 3 дочери – Вера, Надежда и Любовь. Благочестивая мать так воспитала дочерей, что, нося имена трех христианских добродетелей, они показывали их примеры своей жизнью. Девочки не скрывали своей веры и оказались настолько крепки в ней, что Господь призвал их для мученического подвига, несмотря на то, что старшей – Вере – было всего 12 лет, а младшей – Любови – 9. Мать и трех ее малолетних дочерей вызвали к императору и потребовали отречения от веры под угрозой пыток. Три дня готовила св. София своих дочерей к мученическому подвигу. Сила Божия помогала святым. Первой претерпела мучения старшая Вера. После жестоких пыток ей отсекли голову. Потом была предана мучениям и десятилетняя Надежда. Велено было отсечь голову и ей. Св. отроковица поцеловала мать и сестру со словами: «Предстанем вместе Святой Троице». Настал черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но она поцеловала мертвые тела своих сестер и сама вошла в уготованную ей горящую печь. Огонь не опалил ее. Концом ее мучений было усечение головы. Тела своих дочерей София вывезла за город и похоронила. Мать не подвергли мучениям по жестокому расчету: оставляя ей жизнь при безысходном горе. Но Господь утешил св. Софию. Похоронив детей, она 3 дня провела у их могилы в непрерывной молитве и здесь же уснула сном смерти, соединившим ее с детьми в царстве Того, любовью к Которому были преисполнены их сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже при нем сенат явился в положении органа государственной жизни, зависящего в своих функциях от воли императора, и начальник гвардии, префект претория, занял фактически положение всевластного наместника императора. Деятельность народного собрания в выборах магистратов и законодательстве прекратилась. Вольноотпущенники императора, исполнявшие при его особе всякого рода службы, возвысились при Клавдии до положения всевластных направителей государственной политики. В императорском доме явились целые ведомства, состоявшие под управлением вольноотпущенников. Это были канцелярии: a rationibus – ведомство финансов, ab epistolis – императорская переписка по всем делам управления, a libellis – канцелярия прошений и жалоб. Осуществление императором судебной власти и перенесение на его суд как уголовных, так и гражданских дел, по желанию самих тяжущихся и обвиняемых, создало ведомство a cognitionibus, возникшее, вероятно, также при Клавдии. Эти канцелярии, получившие уже тогда значение общегосударственных органов центрального управления, стали замещаться свободными людьми, и со времени имп. Адриана во главе их стояли лица из всаднического сословия. В III веке явился титул магистра, magister, для обозначения начальников этих ведомств. Всадники сменили вольноотпущенников и рабов в управлении финансов, и постепенно выработалась иерархия государственных чиновников всаднического ранга. Старое деление провинций на императорские и сенатские исчезло с течением времени и явилось однообразное государственное управление, имевшее своим центром особу императора. Коренное изменение произошло и в осуществлении законодательной инициативы в империи. Помимо отношения к законодательной деятельности государства через народное собрание, или сенат, на императора перешла с самого начала нового порядка та часть законодательства, которая искони осуществлялась в виде поручения, данного от сената одному лицу. Законы этой категории носили название leges datae. Сюда относится прежде всего дарование права гражданства как отдельным лицам, так и целым общинам, основание новых городов и их организация.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ниспав мыслью с неба духовного, потеряв способность мыслить Бога сверхчувственным, каков Он есть в действительности, но всё ещё сохраняя смутное воспоминание о Его нематериальности, они остановили своё внимание на небе чувственном и обоготворили сначала светила небесные – солнце, луну и звёзды т. е. то, что в физическом мире было наиболее одухотворённого. Но для их омрачённого ума, культ звёзд оказался слишком возвышенным, поэтому с неба, хотя бы и чувственного, они начинают опускаться всё ниже и ниже в область грубо-материального. От звёзд они переходят к обоготворению стихий: теплоты, холода, влажности, от стихий – к поклонению обоготворённым людям, от людей – к культу животных действительно существующих, от этих последних – к почитанию воображаемых животных, богов с головой собаки, змеи, осла. Наконец, не довольствуясь всем этим, они объявляют богами проявления низменного сластолюбия и животных страстей, каковы Эрот и Афродита, или возводят в сонм богов предмет гнусной и противоестественной страсти имп. Адриана – прекрас- —463— ного юношу Антиноя. Упавши в тину, они погружаются в неё всё глубже и глубже 459 . Мы изложили учение св. Афанасия о первобытном состоянии Адама. Сущность, начертанного им идеального образа, состоит в том, что прародитель с одной стороны был носителем Духа св. и вследствие этого участвовал в божественной нетленной жизни, с другой – хотя он и имел местом своего жительства землю, но важнейшая часть его существа, ум, не жил земной жизнью: он был сожителем бесплотных сил и обитал на небе. С одной стороны, Адам в изображении св. Афанасия, напоминает древнего харисматика, с другой является идеалом христианского подвижника, отшельника египетских пустынь. Как харисматик, он обладал даром пророчества, как отшельник, он телом только жил на земле, а всеми своими помыслами на небе. IV. Обожение человеческой природы в лице Искупителя Падение первого человека обратило его в естественное состояние. Прекращение общения с истинно сущим имело последствием смертность и неведение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

29 Собр. Госуд. Грам. т. 4, 89–90; Калачов, о Кормчей, 96–97. П. Лигарид, в противоположность Никону, когда думал примирить царя с патриархом, то писал последнему так: «Без ласкательства скажу: Алексей и Никон, самодержец и патриарх, один всякий день оказывает милости, другой молится и благословляет. Не благо многогосподствие, один господин да будет (из Гомера)! Один царь, потому что и Бог один, как и солнце одно между планетами» и т. д. (Соловьев, 11, 315–316; любопытно послание патр. Адриана, Библ. Имп. Общ. ист. И древн. Рос. 2. Строева, М. 1845, с. 118). 30 Жизнь п. Никона в ссылке и заключении после осуждения его на московском соборе 1666 г. Историч. исслед. по неиздан. бумагам (Госуд. арх. и Синод. библ.), И. Николаевского (Христ. Чт. 1886, янв.–февр., с. 70–71). Впоследствии Никон свое прощение взял назад (т. е. не дал письменного, которому придали тогда особенное значение), так как ц. Алексей его не освободил (Соловьев, 13, 244). 31 В так называемой, духовной царь пишет: «От отца моего духовного, великого господина святейшего Никона иерарха и блаженного пастыря – и аще и не есть ныне на престоле – прощения прошу и разрешения» (Платон, Крат. церковн. рос. ист., 2, 220). Необходимо заметить, что в «Отчете Общества любит. древней письменности за 1881 год» (Журн. Мин. Нар. Пр. 1882, 9, с. 9–10) сообщается об открытии списка означенной духовной, причем прибавлено, что до сих пор не было известно о существовании такого памятника и приведен отрывок из этого последнего. Но означенное заявление неверно. Памятник этот был ухе неоднократно напечатан (Церк. ист. Платона 2, 216–222; Русская Вивлионика изд. Н. Полевым, М. 1833, 375–381; Записки русск. людей, изд. Сахаровым, Крекшина, Сиб. 1841, с. 14–17). Притом правильнее смотреть на «духовную» как на литературный, а не исторический памятник (как принимает ее г. Гиббенет в интересах п. Никона , 2, 466). Е. Е. Замысловский считает ее подложным документом (Цар. Фед. Алексеевича, 09). 32 Соловьев, т. 13, 151–158, 244–248, пр. 190; т. 11, с. 393. Автор очевидно допускает некоторую достоверность в этих обвинениях. Защитники Никона отвергают их (см. исслед. о. Николаевского, март–апр., стр. 401–428).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010