Голод вел активную рекламную кампанию по телевидению, методом бесплатной рассылки, и издает книжки про чудесное воздействие пирамиды. Недавно он начал «заряжать» в большой пирамиде маленькие пирамидки из фарфора, обладающие всеми замечательными свойствами. Фарфоровая пирамидка стоит 100 у.е., размещается в спальне владельца и… это самое… гармонизирует личные отношения в семье. Она ведь заряжена! Прямо злость берет – ну чем, чем заряжена?! Так ведь вам сказали – зарядом. Как в том анекдоте: «Армянин лучше, чем грузин. – Ну чем, чем же лучше? – А чем грузин!» Недавно Голод учудил еще один вольт. Он начал продавать «информационную матрицу пирамиды». Это такие две бляшки размером с железный рубль на липухах. Натурально приклеиваешь их на монитор компьютера, на телевизор, на микроволновку и устраняешь вредное электромагнитное излучение. Я был в пирамиде. Сразу за поворотом открывается роскошный вид на внеземное сооружение цвета детской неожиданности. Стоит полсотни автомобилей, все больше иномарки. В гору тянутся алчущие исцелиться и приобщиться, всю траву вытоптали. В пирамиде есть дверка – захожу внутрь, там на песчаном полу сидят и даже лежат граждане одной восьмой части суши и внимают рассказу бородатого Ученого. Речь идет об информационных полях и биоэнергетике кварцевого песка, запоминающего структуру Вселенной и передающего ее посредством пирамиды обалдевшим митохондриям крови и мозга. А рядом, в пирамидальном углу, мощными слоями расположились упаковки воды «Новоиерусалимская», продажа которых организована возле пирамиды. Там же продается славянский шка… то есть заряженный горный хрусталь, бусы из сердолика, руководства Голода, опирамиченное подсолнечное масло и прочие нужные в хозяйстве предметы. Вот оно! Великий Голод догадался – продается никогда не товар, а «имидж» товара. Не штаны, а знаменитые ковбойские джинсы, не колбаса, а продукция микояновского, цеховского комбината – продается близость к вождям. Не воду истринских братков купил я в пирамиде, а Гармонизацию. Мало того – изобретатель создал великолепную торговую точку. Попробуй продать что-нибудь в Зюзино – а на Красной площади с руками оторвут. «Это не просто у нас на столе водичка стоит, а гармонизированная минеральная из пирамиды. Сам ездил, уже третий раз. Оттягивает, типа, с утра конкретно».

http://sueverie.net/antimuldashev-ot-kog...

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная музею-монастырю «Новый Иерусалим» 9 марта 2007 г. 19:32 6 марта в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии прошла пресс-конференция, посвященная выходу в свет двух книг из очередного тома «Сводного каталога культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», под названием «Историко-архитектурный и художественный музей " Новый Иерусалим " ». В рамках пресс-конференции была организована демонстрация редких кино- и фотодокументов, рассказывающих о разрушении знаменитого памятника в 1941 году и этапах его восстановления. Как сообщает православный проект «Новый Иерусалим», к настоящему времени Минкультуры России и Роскультурой опубликовано 14 томов каталога в 29 книгах на русском языке. Две новые книги Сводного каталога — «Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» — продолжают издаваемый с 1999 года полный свод данных об утратах российских учреждений культуры в период Второй мировой войны. Сводный каталог является уникальным справочно-информационным изданием, в котором систематизированы сведения, остававшиеся в течение 50 послевоенных лет засекреченными. Публикуемый с 2004 года Роскультурой, он предлагает вниманию специалистов и широкой общественности документально установленные факты утрат культурных ценностей Российской Федерации. К настоящему времени выпущено 14 томов каталога в 29 книгах на русском и английском языках, в которых систематизированы сведения об утраченных коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев Царского Села, Павловска, Воронежа, Орла, Гатчины, Петергофа, Смоленска, Калуги, Таганрога, а также библиотечных и архивных собраниях. В годы Второй мировой войны в России от оккупантов пострадало более 170 музеев, свыше 4000 библиотек (погибло 115 млн. изданий), архивы 19 областей (утрачено 17 млн. дел). В первые послевоенные годы Чрезвычайной Государственной комиссией были составлены лишь общие списки «культурных потерь», поскольку проблема выявления утраченных ценностей и по сегодняшний день остается чрезвычайно сложной. Создателями Сводного каталога проводятся комплексные работы по выявлению документов, касающихся «военной судьбы» российских культурных ценностей, сбору, систематизации и сравнительному изучению их информации. Уникальный памятник истории и культуры XVII–XVIII вв. — ансамбль Воскресенского Новоиерусалимского монастыря — был взорван саперами дивизии СС «Рейх» 10 декабря 1941 года при отступлении немецко-фашистских войск от Москвы. Коллекции располагавшегося с 1919 года в монастырских стенах Московского областного музея в г. Истре были уничтожены и разграблены. Факт о преднамеренном уничтожении Нового Иерусалима фигурировал в обвинительном заключении Международного военного трибунала в Нюрнберге в 1946 году. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/210681.htm...

Лил сей колокол мастер Федор Моторин» Декор этого колокола тоже состоит из трех орнаментальных поясов. Верхний пояс – арабески обычного для того времени рисунка. Второй пояс под надписью невероятно сложен. Он состоит из нескольких переплетающихся раппортов. Основные их мотивы - это два типа вазонов с цветами. От них отходят две симметричные пары завитков. В верхние завитки заключены птицы, прикусывающие стебли с цветами и плодами. Нижние пары - это причудливо изогнутые рога изобилия тоже с цветами и плодами. Рисунок этот столь прихотлив, что в нем даже сложно уловить какой-либо ритм. Под фризом проходит пояс из уже знакомых нам фигур ангелов с плодовыми гроздьями. На поле помещен картуш с именем мастера. В его обрамление включены существа геральдического характера: единороги, обнаженные крылатые фигуры в рост и двуглавый орел, впервые появившиеся в колокольном декоре. Неожиданными для него являются и птицы-«папагаи», до этого известные только в резьбе по дереву и изразечном деле. Многие из сюжетов, использованных Федором Моториным и Михаилом Лодыгиным: рог изобилия, ангелы со связками плодов, крылатые львиные головы (здесь сказалось и немецкая литейная традиция), пришли в русское литейное дело во второй половине XVII века под влиянием изразцов 1660-х годов, созданных в Иверском Валдайском и Новоиерусалимском монастырях. Над ними трудились польские и белорусские мастера, приглашенные патриархом Никоном. В эти же годы в Иверском монастыре работал и Федор Моторин, видимо изучавший сложные и нарядные орнаменты. Эти мотивы имели глубокий смысл. Так, крылатый лев обозначал святого апостола Марка и, одновременно, царственное достоинство Спасителя, которое являлось главным аспектом Евангелия от Марка. Связки цветов и плодов (особенно винограда) - это излюбленный символ Небесного Иерусалима и Райского сада, изогнутый рог изобилия - ветхозаветный атрибут царя Давида, помазанника Божия (Пс. 88: 18, 25). Чуть позже, на одном из колоколов сына Федора Моторина – Ивана ( «Набатный» колокол 1714 года) эти элементы еще раз сложатся в единую систему.

http://sobory.ru/article/?object=02280

мънога же летъ. дароуи б сътяжавшоумоу елие се. на оутешение мъногам д шам кр стианъскамъ. даи емоу г б бл ние ст ых еванг лист Ииоана. МатФеа. Лоукы. Марка и ст ых прао ц Авраама. и Исаака и Иякова. и самомоу емоу. и подроужию его Феофане, и чядом ею. и подроужием чад ею. създравъствоуите же мънога летъ. сдрьжяще пороучение свое. аминь. Аз Григории диаконъ. написах е лие, е. да иже горазнее сего напише. то не мози зазърети мъне; грешъникоу. почах же писати м ца ок тя ка . на память илариона. а оконъчах м ца. маия в Ь и на па м. епифана :: молю же въсех почитаиющихъ. не мозете кляти. нь исправльте почитаите, такобо и с ты ап л паул г лет блте. а не клънете. аминь.» NB. Здесь буква у курсивом в подлиннике писана юсом. А в конце Сборника приписано следующее: «конъчашася книгы сия роукою грешънааго Иоана. избърано измъног книг княжыхъ. идеже криво братиие исправивъше чьтеше. бл гсловите а не клънете : аминь. Конъчах книжькы сия в ле SФHД лето при с тославе князи Роусъкы земля. аминь.» Здесь есть сомнение, что в летоисчислении буква Н, написанная по нынешнему почерку, подправлена из буквы П; ибо в древних славянских книгах, да и в сей самой, буква Н писана с косвенной черточкой. И потому надобно, может быть, читать SФNД, т. е. 1076. Это согласнее будет и со временем великого князя Святослава, который родился в 1027 году, до 107З княжил в Чернигове, а на великокняжеский престол вступил в 1073, и в 1076 году скончался. Сказывают, недавно найден еще в Московском Воскресенском Новоиерусалимском монастыре Сборник или разные выписки из Св. Писания, составленный в 1073 году повелением великого князя Святослава Ярославича, писанный в большой лист на тонком белом пергамине в два столбца, чистым уставным письмом и украшенный живописными картинами. (В.) В самом конце первого из этих Евангелий приписано: «г и бе оц нашихъ, авраамов исаков ияковль, и семене их праведънааго. сподобивъимя грешнааго раба свого алексоу написати сиие еуангелие блговеръноуоумоу и хрстолюбивоωмоу и бгмъчьстимоомоу князю Феωдороу а мирскы мъстиславоу. въноукоу соущю въсеволожю а сноу володимирю. князю новъгородъскоуомоу. Иже съверши си еулие на блвни престеи. чстеи владчци нашеи бци. даиже моу ге б млость свою и наследи црства нбсънааго идълголетно княжени и с всеми своимя. аминь : Вы же брат почитающе в си еугл ащекде криво налезете. то исправивъше чътъте же а не кльнете. аз бо грешныи раб алекса написах си еугл сн лазорев прозвтера.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

У Н. мелкие черты лица: темные глаза под нависшими веками, прямой нос, немного впалые щеки; каштановая до середины груди борода разделена на мелкие пряди, длинные волосы лежат на плечах. Вероятно, портрет был создан по заказу царя Феодора Алексеевича для храмового дворцового комплекса в Московском Кремле. В 1689 г. принадлежал боярину В. В. Голицыну, к-рому, возможно, был подарен царевной Софией Алексеевной. Поновлен, вероятно, в 40-х гг. XVIII в., при ремонтных работах в Высокопетровском мон-ре (авторская живопись на лике под записью). Аналогичный по технике портрет Н. с противоположным поворотом фигуры и др. положением рук был изготовлен по заказу царевны Татьяны Михайловны; в 1698 г. описан как «Персона Святейшаго Никона Патриярха на полотне, изображен живописным письмом, ризы и одежда наклеена клеем корлуком разных бархатов и атласов» (находился в Новоиерусалимском мон-ре, не сохр., опубл.: Собрание памятников церк. старины. 1913. С. 37. 9). Ряд более поздних портретов Н. имеет традиционную для этого жанра иконографию: поясной образ иерарха в повороте влево в полном богослужебном облачении (саккос, омофор, высокая митра греч. типа, крест и панагия) на темном фоне. Патриарх средних лет, спадающие на плечи темные пряди волос и окладистая борода средней величины без проседи, черты лица восходят к прижизненным изображениям, но, как правило, более идеализированы. Правой рукой Н. именословно благословляет, в левой держит жезл с навершием греч. формы, без сулока. Погрудный портрет патриарха сер. XVIII в. (из собрания МГА МИД, ГИМ) восходит к его изображению на парсуне нач. 60-х гг. XVII в.: отличия в рисунке жезла (здесь он с большим фигурным навершием и сулоком), креста и панагии, в красном цвете саккоса. На портрете кон. XVIII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АОКМ; по описи 1866 г. находился в ризнице: ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 42. Л. 294 об.) и на портрете того же времени (и, возможно, того же автора) из Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ; см.: Варлаам (Денисов) , архим.

http://pravenc.ru/text/2566254.html

Крутицкий Теремок. Фотография. 2011 г. Крутицкий Теремок. Фотография. 2011 г. Декор Теремка представляет собой уникальную по размерам, не имеющую аналогов в рус. архитектуре облицовку сооружения изразцами целиком. Декор был создан одновременно со строительством: румпы изразцов уходят в глубь стенной кладки. Парадный, сев. фасад сооружения сплошь покрыт полихромными изразцами: облицовка насчитывает более 2 тыс. изразцов различной формы. В убранстве Теремка использованы рельефные многоцветные ценинные изразцы, изготовленные белорусскими мастерами-изразечниками, работавшими в 50-х гг. XVII в. по приказу патриарха Никона в Иверском Святоозерском и Новоиерусалимском монастырях. Во 2-й пол. XVII в. новые технологии (цветная эмаль, высокий рельеф) и художественные особенности (полихромия, орнаменты, сложные композиции) внесли существенные изменения во внешнее и внутреннее убранство различных строений. Благодаря привлечению в Россию резчиков по дереву, изготовлявших формы для изразцов и перенесших с их помощью в изразцовые рельефы пластику резьбы, в это время появились новые версии европ. орнаментов, отчасти ренессансных, но по преимуществу барочных, с пластичным восприятием поверхности художественного изделия. В XVII в. развитие в Москве приемов оформления зданий изразцами шло по пути укрупнения отдельных деталей и создания из них универсальных композиций. Крутицкий Теремок. Рисунок. 1854 г. Худож. Ф. Ф. Рихтер Крутицкий Теремок. Рисунок. 1854 г. Худож. Ф. Ф. Рихтер Крутицкие изразцы выполнены из красной глины, в основном в форме прямоугольника, изогнутого по дуге в обрамлении оконных сандриков. Отдельные изразцы имеют форму круга (розетки над окнами), треугольника с выгнутой одной стороной или сложную барочную форму венчающего фронтоны окон гребешка. Профили изразцовых частей карнизов выполнены в виде полочек, валиков, гуськов, каблучков и т. д. Кроме изразцов применены поливные и крашенные в полоску кирпичи. Использовались формы, имеющие прямые аналоги среди элементов ордерной архитектуры: профилированные базы, коринфские капители, колонки, триглифы, розетки и т. д., но они лишены конструктивного значения. Так же как при создании фризовых полос и обрамлений проемов, большое распространение получили раппортные схемы, позволявшие сделать крупный, рассчитанный на высоту размещения рисунок и покрыть значительную площадь, используя немногочисленные по ассортименту детали, элементы которых повторяются в заданных сочетаниях.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Во-вторых, пленум ЦК накануне 27-го съезда партии весной 1986 г. призывал к усилению идеологической работы; а в новой Программе КПСС, принятой на съезде, говорилось о необходимости распространения «научно-атеистического мировоззрения для преодоления религиозных предрассудков». И по старой марксистской традиции к «атеистическому воспитанию» и борьбе с религией была приравнена борьба со взяточничеством, пьянством, хищениями, то есть религиозность продолжала рассматриваться как аномалия, патологическое и почти криминогенное отклонение от нормы. В старом ключе начал свою деятельность и горбачевский идеолог второй секретарь ЦК Егор Лигачев. Сначала, в сентябре 1986 г., в ряде газет появились антирелигиозные передовицы, цитировавшие знаменитые ленинские слова о нетерпимости любой формы «кокетничанья с боженькой». Затем в начале октября на совещании глав вузовских кафедр общественных наук Лигачев набросился на русскую творческую интеллигенцию за то, что она связывает вопросы морали с христианством. Опять цитировались вышеприведенные слова Ленина, что свидетельствовало о начале новой кампании против религии. Кстати, в это же время произошел инцидент в Новоиерусалимском монастыре-музее Истры, где одна из сотрудниц, Галина Зеленская, оказалась верующей, да к тому же привлекла в качестве консультантов по вопросам церковного искусства двух ученых Московской духовной академии и в священном сане. За это она была лишена работы. А когда сотрудники музея подали коллективное письмо в ее защиту, прибывший из Москвы инструктор ЦК разъяснил, что перестройка включает в себя и интенсификацию атеизма, так что лишение сотрудницы работы за контакты с Церковью вполне оправданно. Как покажет будущее, это была последняя антирелигиозная кампания. Время было уже не то, и вместо трагедии или даже драмы, она превратилась в фарс. Интеллигенция ее просто не приняла всерьез, высмеяв в «Новом мире» присяжного атеистического религиоведа Крывелева и его безграмотные выпады против писателя Астафьева за глубоко христианские рассказы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1970. Ч. 1. С. 174). При М. в Новгороде велась летописная работа, возобновленная после определенного перерыва. Составление новгородского летописного свода в 1539 г. в связи с деятельностью М. впервые было отмечено А. А. Шахматовым ( Шахматов А. А. О так называемой Ростовской летописи. М., 1904). А. Н. Насонов считал, что в 1528 г. появился связанный с летописанием домакариевского периода «сокращенный новгородский летописец», отразившийся в списке Новгородской IV летописи из собрания Никольского (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 3. С. 580-615). В 1539 г. при архиепископской кафедре в Новгороде был составлен владычный летописный свод, продолжавший Новгородскую IV летопись. Данный свод дошел в 2 редакциях, работа над одной, отразившейся в Новгородской летописи Дубровского и Архивской (Ростовской) летописи, была продолжена при М. в 1542-1548 гг. ( Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 467-470). К ведению летописных записей, по мнению Насонова, были причастны находившиеся на службе у М. представители боярского рода Квашниных ( Он же. Мат-лы и исследования по истории рус. летописания//Проблемы источниковедения. М., 1958. Т. 6. С. 270-274; см. также: Макарий (Веретенников), архим. Андрей Квашнин - владычный летописец//ИКРЗ, 2003. Ростов, 2004. С. 212-218). О. Л. Новикова отметила, что первые записи макариевского времени дошли в составе Отрывка летописи по Воскресенскому Новоиерусалимскому списку (ГИМ. Воскр. 154 (б)), где они продолжили записи свода 1528 г. Свод, доведенный до 1539 г. и отразившийся наиболее полно в летописи Дубровского (ПСРЛ. Т. 43), не был завершен при М.; окончание работы над ним исследовательница относит к 1542-1548 гг., периоду святительства Новгородского архиеп. Феодосия. Параллельно с созданием этого свода при владычной кафедре велась работа по созданию «Краткого летописца новгородских владык», который был построен по хронографическому принципу и охватывал всю историю Новгородской кафедры (см.: Новикова О. Л. Новгородские летописи XVI в.: АКД. СПб., 2000; Она же. Из истории новгородского летописания XVI в.: Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского и родственные ей памятники//ОФР. 2005. Вып. 9. С. 3-40).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Все эти годы, вместе с Никоном и после Никона, принимал активное участие в строительстве Нового Иерусалима как зримого архитектурного воплощения грандиозных никоновских церковных реформ, касавшихся не только «исправления» богослужебных книг и троеперстия. Регент патриаршего хора Герман, будучи в одном лице и поэтом и композитором, создавал новые формы русских гимнов, молитв. В рукописных сборниках того времени сохранилось его переложение 140 псалма, покаянное песнопение («Память предложити смерти…»), гимны Рождеству Христову («Христос рождается…»), Воскресению Христову («Ангельскую днесь ти радости…», «Веселия день…», «Радуйся зело, дщи Сиона…»), Преображению Господню («Да восприимут ныне горы радость…»), Пресвятой Богородице («Богородице Дево и пречистое чрево…», «Радости ходатаице…»), Николаю Чудотворцу («Небо радуется согласно…», «Вси земнороднии…»), Феодору Стратилату и другие. Его преемник архимандрит Никанор напишет в эпитафии архимандриту Герману: …Изрядная сочини псалмопения, Разумностию та и расположения Сложно писание над гробом положи, Известно о бытии отчи сотвори. Как и многие из виршевиков, он был мастером акростиха. Известный современный исследователь А.М.Панченко пишет по этому поводу: «Герман и поэты его круга отвели акростиху роль передатчика информации об авторе гимна. Наряду с рифмованными фразами Герман сообщает о себе различные сведения прозой – о монастырской карьере («типикарь», «уставщик», «Убоги чернец», «иеромонах», «строитель»), о принадлежности к братии новоиерусалимской обители («Воскресенский»), наконец, о состоянии здоровья («майя месяца болезнен»). Это разнообразие сведений стало возможным благодаря техническому совершенству акростиха, который содержал до трех фраз, стихотворных и прозаических. Для примера укажу на гимн в честь Богородицы «Радуйся, Благодатная, ангел царю дарованная». В рукописи текст, снабженный нотами, написан в 7 столбцов, так что повторяющийся акростих-рефрен читается слева направо вниз под прямым углом, снизу вверх налево так же под прямым углом, зигзагом и т.д. Внизу по трем строкам слева направо – дополнительное акростишное двустишие: «Господь с тобою//Герман пою». Вся его молитва «Господи! Воззвах к Тебе, услыши мя», в основе которой 140 псалом, – акростих «Герман монах моляся писах». Господи! Воззвах к Тебе, услыши мя, Егда воззову к Тебе, сам призри мя. Руку моею милостивно прийми, Молебная воздеяния вонми, Аще бо не Ты мене услышиши, На моления моя сам призриши, Мне к тому несть прибежища инаго, О Тебе сокрушаю врага злаго. Накажи меня, праведный, сам в милости, Ангельский и всех царю, во благости. Христе, туне мук вечных свободи мя. Мое моление да исправится, От Тебе в кадило да ухается Любовию яко жертву приятну Яви милость яко и преизрядну Спасителя нигде же обретаю, Яко Тя единаго Бога знаю. Прегрешенми бо аще и связахся, Ибо веры никогда отлучахся, Со гневом бо аще назриши наш грех, Абие мал обрящется во всех спех. Христе, воскресением обнови мя.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Московский патриарх Никон (Минов) , узнав от Арсения (Суханова) об учености П. Л. и о его желании увидеть Московского предстоятеля, писал к молдавским и валашским властям (дек. 1656), чтобы они отпустили П. Л. в Москву. Но скорый приезд П. Л. не состоялся; П. Л. прибыл в Россию через неск. лет, 12 февр. 1662 г. Патриарх Никон, первоначально рассматривая П. Л. как посредника в разрешении своего конфликта с царем Алексеем Михайловичем , направил к нему с приветствием Арсения Грека . Но в Москве П. Л. принял самое активное участие в подготовке и проведении Большого Московского Собора 1666-1667 гг. В июне 1662 г. патриарх Никон обратился к П. Л. с посланием, в котором объяснял причины своего ухода с кафедры. П. Л. ответил на это письмо призывом к Никону вернуться на Патриарший престол, а в авг. 1662 г. составил ответы на 30 вопросов боярина С. Л. Стрешнева о правомочности поступков патриарха. В июне 1663 г. П. Л. советует царю ускорить рассмотрение дела Никона и сообщить обо всем происходящем в К-поль (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 615; СГГД. T. 4. 28). 18 июля 1663 г. в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре произошла 1-я встреча П. Л. и патриарха Никона, прошедшая со взаимными упреками и оскорблениями. Не зная рус. языка, П. Л. обратился к патриарху на латыни, но Никон не стал его слушать. Он не признавал права П. Л. говорить с патриархом, потому что тот не имеет доказательств в пользу своего святительского сана и своих полномочий. П. Л. отвечал, что у него есть ставленые грамоты, но предъявлять их патриарху, покинувшему свой престол, он не станет. Обвинение П. Л. в нелегитимности стало одним из основных положений в защите патриархом Никоном своих действий как до начала Московского Собора, так и во время его заседаний. В авг.-сент. 1667 г. П. Л. составил записку царю, в к-рой отвергал все нападки патриарха Никона (РГАДА. Ф. 62. Оп. 1. 2, 1667 г.). Деятельность П. Л. на Большом Московском Соборе, а также его влияние на принятые Собором решения оцениваются в научной литературе преимущественно негативно. Эта историографическая традиция, восходящая к трудам авторитетнейших специалистов по истории РПЦ (митр. Макария (Булгакова), Н. Ф. Каптерева ), преобладает и сегодня. Между тем важнейший вопрос, решавшийся на Соборе, о соотношении власти царя и патриарха по-прежнему изучается без привлечения непереведенных на рус. язык глав сочинения П. Л. Сравнительный анализ греческих и русских текстов всего комплекса источников мог бы существенно расширить источниковую базу исследования.

http://pravenc.ru/text/2578683.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010