Переплет кожаный в досках ветхий. 68-й. Синодик, писанный уставом 1733-го года в лист на 58-ми листах. С 59 до 106 не писано ничего. На обороте заглавного листа в кругу овальном написано время написания сего синодика 1733-го года. На 1-м листе в заставке нарисован Деисус, и заглавная буква раскрашена разными красками. Переплет кожаный в досках, местами ветхий. 69. Синодик, писанный уставом 18-го века в поллиста, на 125-ти листах. С 126 до 141-го ничего не писано. На 1-м листе заставка и кругом бордюры напечатаны черными красками. Вверху в средине изображено Благовещение Пресвятые Бцы – На 105-м листе писан род крестника святейшого патриарха Никона , думного диака, Андрея Андреева сына Переплет кожаный в досках с оторванными застежками. Листы из переплета повыбиты. 70-й. Синодик, писанный уставом конца 18-го века в лист на 20-ти листах. С 21 по 47. ничего не писано. На 1-м листе в четвероугольной рамке нарисована смерть, с ее символами. На 2-м листе в четыреугольной раскрашенной рамке написано название сей книги. На 3-м листе заставка с изображением Всевидящого ока, креста и скрижалей. Переплетен в зеленый бархат с досками внутри. Средники, наугольники и места, где утверждаются застежки, безпробного серебра. По обрезу золочено. 71-й. Синодик, писанный уставом конца 18-го века в лист на 21-м листе; 22, 23 и 24 не писаны. Переплет кожаный. 72-й. Поминание Натальи Никитиной, Нащокиной, писанное скорописью 1774-го года на 3-х листах в поллист. Обложено политурою. 73-й. Отправление вселенских паннихид, в 2-х книжках, писанное уставом в лист в конце 18 века; 1-я на 5-ти листах, а 2-я на 13-ти листах. Переплет кожаный. 74-й. Сократительный реестр целогодного поминовения царей и цариц, писанный уставом в поллиста в 2-х книжках в конце 18-го века; 1-я на 12-ти листах, и 2-я на 12-ти листах. Переплет кожаный без политуры. 75-й. Творения св. Дионисия Ареопагита с толкованием, писанные уставом во многих листах в два столбца, из коих один, толковательный, писан довольно мелким уставом, в лист, Сербским наречием на толстой серой бумаге на 316-ти листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

1) «Книга Беседы Евангельские на Евангелиста Матфея. Писано мелким уставом». 2) «Триодь цветная харатейная в десть знаменная». 3) «Книга правило Никонское в десть, полууставное мелкое письмо». 8) «Две книги Антиоха письменные, одна на хартии, а другая на бумаге». Другая только сначала писана на бумаге. 5) «Книга Матфея иеромонаха правильная в десть, писана уставом. Застежки же серебряные». С 474 по 494 лист описаны здания бывшего деревянного монастыря. – 495 – 524. Конюшенный двор и другие вне монастыря здания. – 525 – 532. Описание пустыни св. патриарха Никона : – Переплет корешковый. 172-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1681-го года в поллиста на 122-х листах. С 116-го листа до конца написано росписание имен и Фамилий, служащих при мнтре. Без переплета в тетрадях. 173-й. Опись церковному имуществу Воскресенского мнтр, писанная скорописью 1698-го года в поллиста на 107-ми листах. Но листам скреплено постриженником св. патриарха Никона , иеромонахом Мардарием, иеромонахом Мисаилом, иеромонахом Акиндином и Ризничим иеродиаконом Сосипатром. Без переплета в тетрадях. 174-й. Книги приходные и расходные деньгам великих гдрей жалованья на городовое казенное строение со рчн (1690), рч (1691) с (1692) са (1693) св (1694) годов, писанные скорописью в поллиста, на 58-ми листах. Без переплета в тетрадях. 175-й. Приходорасходные книги 1693-го года, писанные в поллиста скорописью на 119-ти листах. Выписываю из тех и других книг любопытное и достойное замечания: Л. 19 об. Октябрь. Въ г. днь принято у гробового старца Ироклимана свечных днгъ девятнадцать алтын четыре деньги. В д днь продано с Фаворского скотного двора двадцать баранов села Вознесенского бобылю Пашке Корнильеву, взято два рубли восемь алтын две денги. – 22. Декабрь. въ днь гдрн благородна црвна и велнка кнжна Татиана Михайловна пожаловала властем и братии за стол на корм денег сорок рублев. Да на митню сорок рублев и те млтинные днги все розданы, в приход и в росход их не класть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

– 241. После пятой главы вдруг следует 56, о пошествии с кодомны царя и великого князя Ивана Васильевича и о рядстве его, и оканчивается 63-ю главою. На 251 листе написано: рчг года (1685) марта в днь поносной влсти приказной старец Сергий. – 252. Григория Смиренного инока и презвитера слово похвальное преподобным и Богоносным отцем, иже в посте просиявшим. В субботу сырную. – 279 об. От Никонския книги о Феодоре священнем. – 281 об. Св. отца нашего Анастасия Синайского о неизглаголанных помыслах хульных не кончено. Писан в 17 веке. Переплет корешковый. 156-й Родословная книга великих князей, удельных князей и царей, писанная скорописью в поллиста на 152-х листах в 17-м веке. Оканчивается царем и велик. князем Феодором Иоанновичем. Л. 145. Родословие великих князей Литовских. – 147. Родословец великих князей Литовских выписан в Казани из е Преображенские книги. А первому несогласует. – 151. О Великом князе Витовте. Переплет кожаный с 2-мя медными застежками. 157-й. Родословная князей и бояр, начинающаяся с родословной великого князя Ивана Даниловича Калиты, оканчивается родом Сорокоумыхъ–Глебовых, писанная скорописью в 17-м веке в поллиста на 88-ми листах. С 89 до 123 листа почти все листы неписаны. Л. 74. Господство великих князей Литовских. – 119. Род Шереметевых. – 122. Краткая выписка из летописца Нижегородского княжения. На обороте верхней переплетной доски написано: «книга Родословная обители стаго живоноснаго Хртова мнтр нового Иерусалима казначея старца Марка Щербакова келейная письма его руки». Казначей Марк жил в 2-й половине 17-го века. Переплет кожаный с 2-м медными застежками. 158-й. Космография краткая, писанная скорописью казначеем Маркою Шербаковым в поллиста на 75-ти листах. На 1–8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26 28 и 30-м листах в 1690-м году казначеем Щербаковым внизу по листам так скреплено: «Лета зрчн (1690). Сия книга глема Космография обители стаго живоноснаго Хртова мнтр, нового Иерусалима казначея старца Марка Щербакова». На 71-м листе им же написано так: « Кнга Космография обители стаго живоноснаго Хрттова д мнтр новаго казначея старца Марка Щербакова келейная письма его руки». Переплет корешковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

На 2-й строке молитва трисвятаго: ο τρισαγα φωνη над две точки, под а йоты подписной нет и сложное прилагательное τρισαγιος поставлено в женском роде, хотя другия сложные прилагательные в сей же рукописи поставлены и в мужеском роде при женском существительном. На 21-й строке молитвы трисвятаго: επισχεψε по древнему написано вместо: επσχεψαι Вместо иногда пишется η напр.μολησμν вм. μολσμων, ημων вм. μων. Есть много и других отличий в правописании, которых при кратком описании сих рукописей, нельзя поместить. Но все отличия мною особо отмечены. В возгласе: В первых помяни Господи архиепископа нашего вверху над архиепископом, другим, но древним почерком, надписано Διμητηγ. В каком городе Греческой области был архиепископ Димитрий, не имея каталога Греческих святителей, не могу определить. Пергамен местами ветх. Буквы некоторые пожелтели, а другия очень черны, как будто теперь писано. 33. Один пергаминный листок, в роде же свитка, на котором часть литургии св. Василия Великого написана на древнем Греческом языке. Длины без вершка аршин, ширины 1 четверть аршина и 1.25 вершка. В шести местах проедено, как заметно, мышами. Начинается неполною молитвою 3-го антифона; оканчивается неполною молитвою трисвятого. Почерк письма прекрасный. Правописание почти везде правильное. Иота подписная в дательном и сослагательном употребляется. Древних дыханий не видно. По почерку письма относится к X–XI веку. 20 Оборот сего свитка не писан. II. Рукописи на бумаге. 1. Четвероевангелие, писанное уставом на толстой лощеной сероватой бумаге в лист в два столбца на 231 листе. Со 2-го, пропусти 6-й лист с вставленною в нем шелковою материю лилового цвета для сбережения заставки при начале Евангелия от Матфея по 46-й лист включительно, в 1658 году скреплено рукою св. Патриарха Никона так же, как и в других книгах здешней Библиотеки, с тою только разницею, что на 18, 19 и 20 листах написано своего Гдр ва строения. Пред началом каждого Евангелиста заставки фигурные и раскрашенныя. Начальные буквы в начале каждого Евангелия также раскрашены и фигурные. С 219 по 223-й об., сборник 12 месяцем. Далее следует устав, какия читаются Евангелия с недели мытаря и фарисея по понедельник а по пятьдесятнице. После сего устав Евангелий на всяку потребу. На листе 226-м об., о приобретшем сие четвероевангелие на Афоне так написано: «В лето (1430) прек плена бысть книга сиа. Ермона. хом Афанасием Русином в стой горе афонстей. в обители царстей, в пандократору. в нарицаемей лавре в царство греческого царя кур Калоуана Палеолога, и при святейшем Патриарсе Константинополь кур и пренесена бысть от Греческого царства на Роусь Бго спасаемого и Бгом възлюбленного града тфери. При Блгочьстивом и при Бголюбивом и многомилостивом, и монахолюбивом Великом князи Борисе Александровиче, и дана бысть книга стй Бце на перемр въ лто цнд (1436) при игумене

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

3 марта 1753 г. еп. Серапион был определен на Переславскую кафедру, Можайская епископия упразднялась. 20 марта того же года открыта Переславская ДС. Еп. Серапион продолжал работы по перестройке кафедрального Горицкого мон-ря, однако они были малоуспешными и в основном сводились к разрушению древних монастырских строений (преемники еп. Серапиона исправляли допущенные при нем ошибки). 29 окт. того же года еп. Серапион был переведен на Вологодскую кафедру, на Переславскую кафедру назначен архимандрит Новоиерусалимского мон-ря Амвросий (Зертис-Каменский ; впосл. архиепископ). 17 нояб. состоялась архиерейская хиротония архим. Амвросия. Ему было определено местопребывание в Новоиерусалимском мон-ре, которым он продолжал управлять. Указом от 20 дек. 1753 г. еп. Амвросий перевел консисторию в Новоиерусалимский мон-рь, а в Переславле создал Переславскую «катедральную контору», фактически ставшую одним из духовных правлений. Конторе были подчинены Переславская градская и уездная десятины, а также округ, к-рым ранее ведало Александровское духовное правление (последнее было преобразовано в заказ, т. е. благочиние). Также при еп. Амвросии в заказ преобразовано духовное правление в Троицкой Нерльской слободе. Во главе духовных правлений архиерей поставил монашествующих. Вскоре после вступления на кафедру для упорядочивания консисторских дел еп. Амвросий организовал «особливый архив», куда частично были переданы дела из Горицкого мон-ря (в кон. 1753 нек-рые оставшиеся в Горицком мон-ре документы сгорели при пожаре). В периоды отъезда еп. Амвросия из Новоиерусалимского мон-ря архиерей управлял епархией через домовую контору, созданную по указу еп. Амвросия от 12 мая 1754 г. в обители для работы в его отсутствие. 7 авг. 1755 г. еп. Амвросий запретил без разрешения консистории жениться сыновьям священно- и церковнослужителей. Архиерей предписал экзаменовать желавших вступить в брак, проверяя их знание церковнославянского и русского языков, умение петь по нотам и писать. Успешно прошедшим испытание разрешалось жениться, от остальных требовалось пройти обучение и успешно выдержать повторное испытание.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Инокиня Ксения (Чернега) предложила ввести в законодательство понятие «религиозно-исторических мест» 30 января, 2014. Новостная служба Глава юридической службы Московской патриархии выступила на Рождественских парламентских встречах с инициативой ввести в законодательство понятие «религиозно-исторических мест» для государственной охраны монашеской жизни 30 января, ПРАВМИР. С инициативой ввести в законодательство понятие «религиозно-исторических мест» для государственной охраны монашеской жизни выступила в среду на Рождественских парламентских встречах в Думе глава юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега), сообщает Newsru.com. «Решение о создании таких мест должно приниматься уполномоченным органом во взаимодействии с централизованными религиозными организациями», — пояснила инокиня Ксения. По ее словам, понятие «религиозно-исторических мест» должно распространяться на крупные монастыри, в частности, на Соловецкий, Валаамский и Новоиерусалимский. «Главное, что государственной охране в границах таких мест будут подлежать не только объекты культурного наследия, материальные объекты, но и формы монашеской жизнедеятельности, осуществляемой соответствующими религиозными организациями, такое нематериальное благо», — приводит ИТАР-ТАСС слова инокини Ксении. Она добавила также, что это и ряд других законодательных предложений, в том числе нацеленных на оказание финансовой помощи со стороны государства в содержании переданных в собственность РПЦ памятников культуры, готовились совместно с профильными комитетами Госдумы. Глава Отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, со своей стороны, отметил в интервью ИТАР-ТАСС, что введение в законодательство понятия «религиозно-исторических мест» позволит защитить их от застройки и неподобающего поведения граждан. «Эти места сегодня надо защищать от новой застройки, чтобы не произошло того, что происходило в деревне под Радонежем, которую пытаются застроить коттеджными поселками», — пояснил Чаплин.

http://pravmir.ru/inokinya-kseniya-chern...

Президент рассказал, что перед началом заседания он вместе со Святейшим Патриархом через веб-камеру посмотрел, как идет восстановление, и то же самое может сделать любой желающий. " Это означает, что мы работаем открыто, прозрачно " , - сказал Д.Медведев. Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря привлек свыше 450 млн. рублей и млн. долларов на восстановление святыни, сообщил первый вице-премьер, председатель правления фонда Виктор Зубков. Выступая на заседании попечительского совета под руководством президента, В.Зубков напомнил, что в этом году фонду были перечислены бюджетные средства в объеме 1 млрд. рублей. " Аналогичные объемы запланированы в бюджете на 2010-2011 годы " , - сказал он. " Несмотря на сложные экономические условия, простые граждане, госслужащие, представители бизнес-сообщества живо откликнулись на инициативу возрождения монастыря, и на специально открытый счет фонда уже поступило свыше 450 миллионов рублей и полмиллиона долларов " , - сказал В.Зубков. По его словам, благотворительные средства направляются на противоаварийные и предпроектные работы. " Результаты первого года деятельности фонда свидетельствуют о том, что мы лишь в начале пути " , - сказал первый вице-премьер. Первый этап восстановления монастыря предполагает проведение противоаварийных работ и комплексных научных исследований, решение имущественных вопросов, разработку концепции воссоздания обители. Второй этап - проведение реставрационных работ и работ по восстановлению утраченных объектов, третий - оказание помощи монастырю в создании паломнического, информационного и образовательного центра. В.Зубков напомнил, что в августе была выбрана компания-застройщик, задача которой - провести конкурсы по отбору генерального проектировщика и генподрядчика. По словам первого вице-премьера, одновременно фондом были проведены противоаварийные и предпроектные инженерные и научно-исследовательские работы, утверждены структура концепции восстановления монастыря и техническое задание.

http://drevo-info.ru/news/7487.html

По инициативе П. А., пытавшегося сохранить антитур. Священную лигу (Российское гос-во присоединилось к ней после подписания «Вечного мира» 1686 г. с Речью Посполитой), приобрести новых союзников, укрепить армию с помощью закупки вооружения и найма иностранных специалистов, в европ. страны была направлена дипломатическая миссия - Великое посольство 1697-1698 гг. во главе с Лефортом, Ф. А. Головиным и П. Б. Возницыным, к-рое побывало в Прибалтике, Бранденбургском курфюршестве, Голландии, Англии, Священной Римской империи и Речи Посполитой. В ходе визитов посольства царь, входивший в его состав под именем десятника Петра Михайлова, посетил фабрики, заводы, верфи, арсеналы, музеи, обучился кораблестроению (в Амстердаме, на Ост-Индской верфи; получил патент корабельного мастера). П. А. был вынужден прервать зарубежную поездку и отменить посещение Венеции из-за Стрелецкого бунта 1698 г., к-рый он воспринял как новую попытку царевны Софии Алексеевны взойти на рус. престол. Четыре полка Московского гарнизона стрелецкого войска, принимавшие участие в Азовских походах и направленные на место службы на зап. границу Российского гос-ва, отказались повиноваться полковникам и двинулись к столице, намереваясь расправиться с боярами и возвести на престол малолетнего царевича Алексея Петровича при регентстве Софии Алексеевны. Вернувшись в Россию, П. А. возобновил следствие над мятежными стрельцами, усмиренными Шеиным 18 июня под стенами Новоиерусалимского мон-ря. Осенью 1698 г. и зимой 1699 г. царь участвовал в их пытках и казнях, распорядился расформировать стрелецкое войско (процесс ликвидации продолжался неск. лет). В окт. 1698 г. царевна София Алексеевна была пострижена в монахини. Визит П. А. в Вену в рамках Великого посольства (июнь-июль 1698) показал бесперспективность попыток сохранения антитур. коалиции. Укрепить союзнические отношения удалось только с Речью Посполитой во время встречи П. А. c саксонским курфюрстом и новым польск. кор. Августом II Сильным в городке Рава-Русская в июле-авг. 1698 г., на обратном пути в Москву, однако эти отношения приняли др. направление - против Швеции. С осени 1698 г. царь начал дипломатическую подготовку к войне, вел тайные переговоры с дипломатами Дании и Саксонии о создании антишвед. коалиции (соглашения подписаны 23 нояб. и 11 нояб. 1699 соответственно). Вместе с тем П. А. стремился усыпить бдительность швед. кор. Карла XII (в 1699 в Москве вторично ратифицирован Кардисский мир 1661 г.; Ф. А. Головин заверил швед. посольство в неизменности русско-швед. дружбы). В то же время П. А. торопил Е. И. Украинцева с заключением мирного договора с Османской империей (Константинопольский мир был подписан 3 июля 1700), чтобы обеспечить ее нейтралитет. С 1706 г., после смерти Головина, П. А. единолично руководил внешней политикой России, придав ей открыто наступательный характер. Северная война 1700-1721 гг.

http://pravenc.ru/text/2580356.html

Уваровых. Всего указано 91 рукопись; из них 30 писаны па пергамине, 14 на бомбицине, 1 на лощеной бумаге, остальные бумажные. Рукописей с годами 20 Описаны по отделам: I) Св. Писание и толкование на оное, II) Писания св. отцов, III) Канонническое право, IV) Жития святых, V) Исторический отдел, VI) Богослужебные и VII) Сборники. В прошедшем же году, незадолго до кончины архим. Леонида, явилось в печати сообщенное им „Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новоиерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского“, составленное известным археографом П. М. Строевым еще в 20-х годах. Это описание, с предисловием и указателем Н. Барсукова, издано Обществом Любителей Древней Письменности. Здесь следует еще назвать следующие библиографические труды архим. Леонида: 1) „Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX­X вв.: памятники сих веков по сохранившимся спискам вв.“ ( Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1890, III). 2) „О славянских переводах церковного богослужебного устава“ (там же, 1867, II). 3) „Сведение о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных“ (там же, 1890, IV). 4) Два памятника древне-русской киевской письменности XI и XII вв.: а) Слово о перенесении мощей преп. Феодосия Печерского , соч. мниха Нестора и б) Похвала Феодосию Печерскому , неизвестного (архим. Серапиона)“, – там же, 1890, И. 5) „Заметка об одной старопечатной книге“ (книга о Вере, 1625 г.), – там же, 1880,1 и 6) „Евангелие, напечатанное в Москве 1564­1568 гг.“, библиографическое изследование, с приложением 8 рисунков, – изд. Общ. Люб. Древн. Письменности Спб. 1883, 34 стр. Так много потрудился архим. Леонид на пользу изследователей русско-славянской письменности. К времени пребывания архим. Леонида в Иерусалиме и Константинополе относятся: 1) описание рукописей Иерусалимской патриархии и других книгохранилищ Востока, сделанное одним английским путешественником в 1858 г. и напечатанное архим. Леонидом в „Чтен. Общ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Скит ориентирован длинной осью по линии восток-запад, что связано с тем, что в нем находятся церкви. В то же время, дорога, идущая к скиту из Ново-Иерусалимского монастыря, идет по линии юго-восток-северо-запад. Поэтому с дороги от монастыря видны сразу две стороны здания – южная и восточная. Обе эти стороны архитектурно организованы таким образом, что с дороги, идущей от монастыря, они образуют как бы единый «фасад», на котором третий этаж и постройки на крыше объединены друг с другом при помощи переплетающихся симметричных группировок ... Симметричные группировки образованы проемами построек, расположенных на крыше, и окнами третьего этажа. Проемы построек оказываются как раз посередине между окнами третьего этажа. Южная сторона скита (при фронтальной проекции) не обладает подобными группировками – постройки на крыше и окна третьего этажа оказываются не связанными друг с другом... Дорога, идущая от Воскресенского монастыря, огибает скит и далее продолжается до реки Истры в том же направлении юго-восток-северо-запад. Если смотреть с того места, где дорога упирается в реку, то также, как и со стороны монастыря, северная и западная стороны здания «разворачиваются», образуя единый «фасад». При этом так же, как и с предыдущей точки зрения, архитектурные элементы крыши и третьего этажа образуют симметричные группировки. Вернее, наблюдателю кажется (возникает иллюзия), что эти элементы образуют симметричные группировки. Поэтому совершенно неожиданным оказывается вид северной стороны здания, снятый фронтально. Так же как и при наблюдении с первой точки зрения, наблюдатель ожидает симметричного расположения проемов третьего этажа и проемов сооружений, находящихся на крыше, и ... обманывается из-за того, что более углубленные постройки, расположенные на крыше, «уплывают» в сторону от места предполагаемого их расположения. Это .... пример того, что наблюдатель, глядя на здание сбоку, «воображает» его симметричным, исходя из того, каким образом обычно искажается симметричное здание, если на него смотреть сбоку.

http://sobory.ru/article/?object=02015

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010