Это говорит Павел – «Еврей от Евреев, по учению фарисей» ( Фил.3:5 ), «воспитанный при ногах Гамалиила» ( Деян.22:3 ), который никогда бы не дерзнул говорить о «духовной пище» и «духовном питии», если бы не был уверен, что именно этот смысл передал ему Законодатель, которому известно истинное учение. А так как он убежден и осмеливается говорить о смысле чистой и нечистой пищи, то он прибавляет, что исполнять это установление должно не по букве, но по духу, и говорит: «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» ( Кол.2:16 ). Итак, ты видишь, как все, что Моисей говорит о пище и питии, Павел, наученный в этом лучше тех, которые гордо именуют себя учителями, называет «тенью будущего» (ср. Кол.2:17 ). Поэтому, как мы сказали, должно нам взойти от этой тени к истине. Это говорит христианин христианам, для которых авторитет апостольского слова должен быть непререкаем. Если кто-то, исполнившись гордости, презрит или отвергнет эти апостольские слова, это его дело. «А мне благо приближаться к Богу» ( Пс.72:28 ) и Господу нашему Иисусу Христу, к Его апостолам и понимать Божественное Писание согласно их преданию. Апостол Петр во время своего пребывания в Иоппии «взошел на верх дома помолиться» (ср. Деян.10:9 ). Я убежден, что о том, что он не захотел молиться внизу, но «взошел на верх», сказано не случайно. Решение взойти «на верх», чтобы помолиться, апостол принял не просто так, но, насколько я могу судить, оно показывает, что Петр, умерший «со Христом» (ср. Рим.6:8 ), помышляет о горнем, где «Христос сидит одесную Отца», а не о земном (ср. Кол.3:1–2 ). Вот Петр и взошел на эту кровлю, на эту вершину, о которой и Господь говорит: «Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего» ( Мф.24:17 ). И для того, чтобы знал ты, что нет ничего подозрительного в том, что Петр «взошел на верх», посмотри, что следует далее, и ты с этим согласишься. Сказано: «Петр взошел на верх дома помолиться, и видит отверстое небо» ( Деян.10:9,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Сравните с выражением «щедрая земля». См.: ( Еф.5:9 ): «...плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». 36 Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t.10, Romae, 1844, p. 38–39, а также Успенский Н.Д. Из истории молитвы „Никтоже достоин.”). 37 Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т. н. песенной Утрени. 39 «Достояние Твое», т. е., всё, что принадлежит Тебе (Народ Божий, в т. ч. и будущие поколения христиан, святыни). См. ( 1Петр.1:18–19 ): «Возлюбленные... не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца»; ( 1Петр.2:9–10 ): «... вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы». 44 С христианской точки зрения Святая Троица и есть Царство, Сила и Слава. В Ней – «автовасилиа=самоцарственность». „Царство“, „Сила“, „Слава“ – слова-субтитулы, помогающие избегать произносить слово „Бог“, заменяющие священное Имя Божие, которое нельзя произносить всуе. Христос, вознесшись на небеса, воссел „одесную Силы“, т. е., воссел по правую руку Отца ( Мк.14:62 ). Единородный Сын Божий есть Слава Отца ( Ин.17:24 ). 46 Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого. 48 Бог-Слово, божественное Слово – по–гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иногда похитители людей оправдывают свои действия якобы «высокими» целями. Например, чтобы потребовать свободу своим сообщникам или предъявить властям определенные политические требования. Но сам факт лишения свободы людей не по решению законных судебных инстанций, а для своих целей, практически всегда с угрозой жизни заложников, является смертным грехом. Обратите внимание на поразительную глубину смысла этой библейской Заповеди: свобода человека не может быть измерена никаким богатством. Именно это понимание и привело за исторически относительно короткий срок к отмене рабства как социального института уже до эпохи раннего средневековья. Но у этого греха имеются и другие современные проявления, неизвестные в древности. Человек может стать рабом своим привычкам, пристрастиям, которые внешне выглядят довольно безобидно. Если кто-то не может и дня прожить без табака, спиртного, каких-то зрелищ, даже по телевидению, он становится их рабом. Компьютерные или другие игры, например, карточные; ежедневное участие в работе социальных сетей, и т. д. — вот формы современного рабства человека. В этом заключается смысл отрицательного отношения церкви к пристрастию курению, винопитию, различным играм и т. д. Дело не в том, что сами эти занятия плохи (хотя, бывает, что так оно и есть), а в том, что человек теряет свою свободу и становится рабом своих пристрастий. И горе тому, кто научит хотя бы одного «из малых сих» этим подслащенным приманкам в новое рабство. Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти ( Исх. 21:16 ). Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя ( Втор. 24:7 ). Несоблюдение субботы и праздников Этот грех вызывает, может быть, наибольшее недоумение людей нецерковных: в чем же он? Обычно (традиционно) его связывают с неисполнением определенных ритуалов, разумеется, уже не актуальных для нас. Подобное недоумение связано, по-видимому, с непониманием природы времени в Священном Писании, отношением к нему в народе Божием.

http://azbyka.ru/smertnye-grehi-v-svyash...

По случаю приближения праздника Пасхи Христос отправился или, точнее, поднялся ( νβη) к Иерусалиму, который всякому израильтянину представлялся стоящим на самом высшем пункте Палестины (ср. Мф.20:17 ). С Ним были в этот раз и ученики Его (стих 17), а может быть, Мать и братья. Ин.2:14 .  и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. По обычаю богомольцев, Христос тотчас же по прибытии в Иерусалим посетил храм. Здесь, конечно, главным образом, во внешнем дворе, служившим местом, где позволено было молиться язычникам, а отчасти и в храмовых галереях, Он нашел людей, которые продавали богомольцам жертвенных животных или заняты были разменом денег, так как к Пасхе каждый еврей обязан был внести подать на храм (дидрахму, см. Мф.17:24 ) и непременно древнееврейской монетой, которая и предлагалась богомольцам менялами. Монета, которую требовалось вносить в храмовую сокровищницу, была полусикль (на наши деньги 40 коп., что соответствует восьми граммам серебра). Ин.2:15 .  И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. Эта торговля и обмен денег нарушали всякое молитвенное настроение пришедших помолиться. В особенности было это тяжело для тех благочестивых язычников, которые не имели права входить во внутренний двор, где молились израильтяне, и которые, таким образом, должны были слышать блеяние и мычание животных и крики торговцев и покупателей (торговцы, нужно заметить, запрашивали за животных часто втридорога, и покупатели, естественно, поднимали с ними спор). Христос не мог потерпеть такого оскорбления храма. Он сделал из валявшихся около животных обрывков веревок бич и выгнал с храмового двора торговцев вместе с их скотом. Еще строже поступил Он с менялами, рассыпав их деньги и опрокинув столы. Ин.2:16 .  И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. Более мягко Христос отнесся к продавцам голубей, повелев им убрать клетки с птицами ( τατα – «сие», а не τατας – «сих» или голубей). Этих продавцов Он удостоил и разъяснения, почему Он выступил на защиту храма. Он сказал им: «дома Отца Моего не делайте домом торговли». Христос считает Себя обязанным вступиться за честь дома Своего Отца, очевидно, потому, что считает только Себя истинным Сыном Божиим, Сыном единственным, Который и может распоряжаться в доме Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Покоренные народы и пленники, по общему обычаю востока, употреблялись на оброчные государственные работы. Поэтому всех хананеев Соломон употреблял для бессменных тяглых работ ( 3Цар.5:15 ). Природные же евреи от таких работ были освобождены или, по крайней мере, поставляемы на подобные работы в нарочитых случаях, как при построении храма ( 3Цар.5:13 ) или при реставрации городской крепости ( 3Цар.11:27 ), когда рабочими были евреи из колен Ефремова и Манассиина (ст. 28), что и послужило поводом к восстанию Иеровоама. 3Цар.9:23 .  Вот главные приставники над работами Соломоновыми: управлявших народом, который производил работы, было пятьсот пятьдесят. О неодинаковом числе приставников по указанию данного стиха, ( 3Цар.5:16 ), а также ( 2Пар.2:18,8:10 ); см. примеч. к ( 3Цар.5:16 ). Разность цифр, вероятнее всего, объясняется действительно неодинаковым количеством приставников Соломона в разное время, в зависимости от неодинакового числа и стоявших на работе в то или другое время рабочих. 3Цар.9:24 .  Дочь фараонова перешла из города Давидова в свой дом, который построил для нее Соломон; потом построил он Милло. Сн. ст. 15 и ( 3Цар.3:1 ). Побуждением для поселения жены Соломона, дочери Фараона, в особом дворце в ( 2Пар.8:11 ) указано благоговейное опасение Соломона, как бы не оскорбить святости дома Давидова, лежавшего близ храма, поселением женщины. 3Цар.9:25 .  И приносил Соломон три раза в год всесожжения и мирные жертвы на жертвеннике, который он построил Господу, и курение на нем совершал пред Господом. И окончил он строение дома. Из ряда обыденных жертв Соломона выделяются жертвы, приносившиеся им три раза в год, т. е. в великие праздники древнееврейского церковного года: Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, ( 2Пар.8:12–13 ). 3Цар.9:26 .  Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. 3Цар.9:27 .  И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; 3Цар.9:28 .  и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отходя от богослужений, переставая посещать их, мы отключаемся от участия в домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных даров, от познавания и переживания Истины. Различают богослужения общие и таинствосовершительные. На последних совершаются таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т. д. Совершать их могут только получившие дар и благодать священства. Все общие богослужения: часы, утреню, вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и панихиды может совершать любой православный христианин. Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, священнических возгласов и читать тайные молитвы» священников. Уберите ектении из вечерни и утрени — сущность службы останется практически неизменной с ее молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т. д. Конечно, при внехрамовом богослужении несколько изменится его восприятие. В церкви мы погружаемся в молитвенно–эмоциональное восприятие духа службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в текстуально–смысловое значение совершаемых песнопений, — при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума. В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни.   Место богослужения Самарянка спросила Христа, говоря: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть иудеи — Авт. ) говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4:20–24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Отходя от богослужений, переставая посещать их, мы отключаемся от участия в домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных даров, от познавания и переживания Истины. Различают богослужения общие и таинствосовершительные. На последних совершаются таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т.д. Совершать их могут только получившие дар и благодать священства. Все общие богослужения: часы, утреню, вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и панихиды может совершать любой православный христианин. Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, священнических возгласов и читать «тайные молитвы» священников. Уберите ектении из вечерни и утрени – сущность службы останется практически неизменной с ее молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т.д. Конечно, при внехрамовом богослужении несколько изменится его восприятие. В церкви мы погружаемся в молитвенно-эмоциональное восприятие духа службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в текстуально-смысловое значение совершаемых песнопений, – при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума. В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни. Место богослужения Самарянка спросила Христа, говоря: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть, иудеи – Авт.) говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Подсчитано, что больше всего в Писании (по крайней мере, в Новом Завете) встречается пожелание не бояться. Один из постоянных авторов Правмира — священник Филипп Парфенов — поздравляет читателей с наступающим Рождеством. «Больше радоваться и меньше бояться» — такое пожелание я мог бы высказать как самому себе, так и всем читателям Правмира по случаю нынешнего праздника. Подсчитано, что больше всего в Писании (по крайней мере, в Новом Завете) встречается пожелание не бояться . Чего бы то ни было – бури на море, неожиданных видений или откровений, врагов, болезней, катастроф, да мало ли чего ещё. Бог постоянно на протяжении всей истории шлёт людям Радостную весть – и до Рождества, и во время, и после него. « Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся от Неё есть от Духа Святого » (Мф. 1, 20). «Не бойтесь!» — говорил Иисус ученикам в различных ситуациях. Не бойтесь тех, кто убивает тела людей, но не в состоянии убить их души (см.: Мф. 10, 28). Не бойтесь бурных волн моря житейского, готовых уже поглотить вас и увлечь в пучину своих вод (см.: Мф. 8, 24-27). « Не бойся, только веруй » (Мк. 5, 36), – говорил Иисус начальнику синагоги, дочь которого только что скончалась, перед тем как возвратить ей жизнь. Настоящая вера как доверие Богу, при всём том, что лёгкой и безмятежной жизни никому не было обещано, обратно пропорциональна страхам всякого вида. За свою жизнь, за близких, за будущее… Если наша страна вступила в очередную фазу кризиса, что буквально значит «суд», то здесь нет худа без добра и можно найти повод для той же радости. Бог входит в нашу общую жизнь примерно так же, как Он входил две тысячи с небольшим лет назад в жизнь Израиля или всего цивилизованного мира (Рима), испытывавшего тогда не меньший кризис; Он не покидает нас в житейских водоворотах, но даёт возможность возрасти духом и закалиться, что происходит не в комфортном состоянии, когда часто нет стимула для приложения усилий над собой, а в обстоятельствах подчас стеснённых. Непрерывно радоваться в них, конечно, не получается, но есть непременный универсальный закон, который всегда действует: « Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои » (Псалом 125).

http://pravmir.ru/bolshe-radovatsya-i-me...

Ливан, или ладан, который полагали на муку или на хлеб или зерна. Соль, о которой в законе сказано: «всякое приношение твое хлебное солью да осолится, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси Господу Богу твоему соль» ( Лев.2:13 ). Соль служила знамением завета, который должен быть столько прочен, сколько соль предохраняет пищу от порчи 41 . Иногда на хлебное приношение возливалось вит ( Чис.15:5 ). Мера хлебного приношения была различна. В соединении с жертвами из животных она зависела от количества их ( Чис.15 ). Дар бескровный приносим был к священнику, который брал часть его с елеем и Ливаном и сжигал на жертвеннике в воню благоухания Богу. Остаток дара принадлежал священникам и всем потомкам Аароновым мужеского пола, которые должны были питаться им, как великою святынею, в месте святе, в притворе храма ( Лев.6:14–18 ). Бескровные жертвы, или дары, иногда приносимы были вместо кровных ( Лев.5:11 ), а большею частью служили дополнением их ( Чис.15 ). К дару бескровному должно отнести 12 хлебов предложения, которые еженедельно предлагаемы были на трапезе святилища от 12 колен Израиля, для засвидетельствования Богу благодарности за ежедневную пищу и в память Завета и общения с Ним ( Лев.24:5–9 ). II. Для жертв кровных употребляемы были животные и птицы чистые: телец, юница, овен, овца, козел, коза, голубь и горлица, и притом лучшие, без всякого на теле порока, чтобы приношение было приятно Богу. «Рече Господь к Моисею: глаголи Аарону и сыном его, и всему сонму Израилеву: если кто из дома Израилева или из пришельцев, поселившихся между израильтянами, по обету ли какому или по усердию приносит какую бы то ни было жертву Господу: то, чтобы сим приобрести благоволение от Бога, жертва должна быть без порока. Никакого животного, на котором есть порок, не приносите Господу; ибо это не приобретет вам благоволения. Животного слепого, или поврежденного, или изуродованного, или больного, или коростового, или паршивого не приносите Господу, и в жертву не дадите на жертвенник Господень» ( Лев.22:17–25 ). Аще приведете слепо на жертву, говорил пр. Малахия: не зло ли; и аще приведете хромо или недужно, то не зло ли; приведи е князю твоему, егда приимет е; егда приимет лице твое ( Мал.1:8 ). За исполнением закона о жертвенных животных поручено было наблюдать главным образом священникам ( Лев.10:10–11 ). Они должны были смотреть, чтобы все приносимое Богу было свято и чисто ( Лев.27:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

5,9). Тем не менее, налицо и другое толкование, которое видит в старцах ангелов, однако находящихся в особливо близком отношении к 24 священническим чредам, — ангелов, если можно так выразиться, особенно человечных. При таком толковании ангелы–животные соответственно выражают природные стихии (четыре стороны света, четыре знака Зодиака, расположенные по перпендикулярным диаметрам, совокупность жизненных сил природы). И тогда мы имеем в ангельском мире полноту земного мира, как человеческого, так и природного. И к их славословию присоединяются все ангелы и «всякое создает». Т. е. ангелологически и антропологически, точнее, ангело–антропологический смысл этой картины при разных толкованиях частностей, в общем, остается один и тот же. 266 Возможно разное понимание в этом отношении гл. 22, 6 ст. Можно считать, что с 12–го стиха, или, по крайней мере, с 16–го, речь ангела сменяется словами Самого Христа. Но это во всяком случае не может быть сказано о примыкающем к ним по смыслу ст. 7 и может быть оспариваемо ст. 12–15. 267 Здесь мы имеем случай, обратный обычному, когда в явлении ангелов говорит Сам Бог. 268 Св. Церковь косвенно и подтверждает это, развертывая краткие слова Евангелия Благовещения в целую беседу Марии с архангелом — в каноне и стихирах праздника (служба Благовещения). 269 Арх. Гавриил говорит о себе Даниилу: «Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего. Итак, я с первого года Дария Мидянина стал ему подпорой и подкреплением» (Дан. 10, 20–21–11,4). Надо же с открытыми глазами читать эти строки. Некоторые новейшие комментаторы (Charles, Lomeyer) видят в «ангеле сильном» (Откр. 10,1), ισχυρς, евр. гвр, архангела Гавриила. Если эта догадка верна, она лишь подтверждает наше наблюдение относительно текста пророка Даниила. Этот ангел, ставящий одну ногу на землю, другую на море, возвещает последние тайны, что «времени уже не будет», и дает съесть таинственную книжку тайнозрителю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010