Богатство – некий дар от Господа. Хозяин богатства – Господь. Данное нам богатство мы можем использовать по воле его Хозяина во славу Божию, если думаем при его употреблении, что благоугодно Господу. И сколько можно сделать хорошего, прекрасного, имея богатство! Итак, в Бога богатеть. Но можно пользоваться богатством лишь по своей греховной воле – есть, пить, веселиться, ничего не делать или себя прославлять. Такое употребление богатства ведет к смерти вечной. Кому дано много. ... с того больше взыщут – слова эти относятся и к богатству ( Лк. 12:48 ). Притча о званых на вечерю. (Лк. 14:16–24) Неделя 28-я по Пятидесятнице Сегодня в Евангелии читалась притча Господня: один человек сделал большой ужин и звал на него многих. Когда ужин был готов, то послал своего раба сказать, чтобы пришли. Тогда все начали извиняться: один сказал: я купил землю, и нужно пойти посмотреть ее ( Лк. 14:18 ); другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их ( Лк. 14:19 ); третий сказал: я женился и потому не могу прийти ( Лк. 14, 20 ). Разгневался господин дома и приказал созвать на ужин с улицы нищих, увечных, хромых и слепых. И еще оставалось место. И сказал господин: много званых, но мало избранных ( Лк. 14:24 ). Эта притча относится прямо к нам. Господин дома – это Господь, званые – это все люди, рабы зовущие – служители Церкви Христовой. Ужин – это молитва в храме, Тайная вечеря, литургия. Почти каждый день, в каждое воскресенье и в каждый праздник зовут нас на молитву открытые двери храма. Кто слышит этот зов? Кто на него откликается? У одного – хозяйство, надо сходить на базар; у другого – работа, надо заработать деньги; у третьего – просто хочется поспать и посидеть дома. И так все отказываются: сегодня, завтра, послезавтра... пока не умрет человек, и тогда только везут его иногда в храм Божий. Но не может он уже приступить к трапезе Господней. Вот о чем говорит сегодняшняя притча. Господь зовет всех на трапезу, но люди не идут. Не Господу нужна эта трапеза, а нам для поддержания огонька жизни духовной. О, если бы русские люди откликнулись на этот зов Господа! Притча о богаче и Лазаре. (Лк. 16:19–31)

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Жертва, имеющая столь глубокое – знаменование смысл непостижимого для ума человеческого таинства, без сомнения, установлена от Бога и служила спасительным преобразованием всемирной жертвы Сына Божия ( Рим.3:25 . Еф.5:2 ): якоже избра нас Бог в Нем прежде сложения мира ( Еф.1:4 ). До закона синайского жертвы приносимы были на всяком месте. Но когда Моисей, по повелению Божию, создал жилище Господу среди избранного племени Иакова: с тех пор жертвы надлежало приносить только на дворе храма, на устроенном для того жертвеннике, в присутствии священно-церковнослужителей. «Если кто из дома Израилева, или из пришельцев, присоединившихся к вам, говорит закон, заколет тельца, или овцу, или козу в стане или вне стана, и не приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы принести ее во всесожжение или в жертву о спасении, угодную Господу, в приятное благоухание: то человеку вменена будет кровь, и истребится человек тот из народа своего» ( Лев.17:1–9 ). Самые предметы для жертв, напр., хлебы и животных, можно было покупать при храме ( Мф.21:12 ). Предметы жертвы бескровной хранились при храме, под надзором священно-церковнослужителей ( Неем.13:12 ). Таким образом совершенно устранялась при жертвоприношении всякая небрежность и неправильность. Израильтяне, подобно язычникам, не смели, под страхом отлучения, принести ни тайно убитого в поле животного в жертву Богу Истинному, ни жертвы идолу. Ревнители благочестия восставали против тех, кои, вопреки закону, созидали особенные жертвенники, и называли их отступниками от Бога и противниками Ему ( Нав.22:16–34 ). Впрочем, люди, возбуждаемые Самим Богом, изъяты были от этого закона. Поступая по непосредственному откровению Божию, они иногда приносили жертвы и вне храма, например: Иисус Навин ( Нав.8:30 ), Гедеон ( Суд.6:11–24 ), Маной ( Суд.13:9–20 ), Давид ( 2Цар.24:18–25 ), Илия ( 3Цар.18:19–39 ). С самого начала жертвы приносимы были Богу от земных плодов и животных ( Быт.4:3–4. 8:20 ). Равно и жертвы, предписанные законом, были двоякого рода: бескровные и кровные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ибо, когдá бýдут говорить: «мир и безопáсность», тогдá внезáпно постигнет их пáгуба, подóбно как мýка рóдами постигáет имéющую во чрéве, и не избéгнут. Но вы, брáтия, не во тьме, чтóбы день застáл вас, как тать. Ибо все вы – сыны свéта и сыны дня: мы – не сыны нóчи, ни тьмы. Итак, не бýдем спать, как и прóчие, но бýдем бóдрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят нóчью, и упивáющиеся упивáются нóчью. Мы же, бýдучи сынáми дня, да трезвимся, облёкшись в броню вéры и любви и в шлем надéжды спасéния. ( 1Фес 5:1–8 ) Пятница 24-й седмицы по Пятидесятнице К солýняном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Бог определил нас не на гнев, но к получéнию спасéния через Гóспода нáшего Иисýса Христá, умéршего за нас, чтóбы мы, бóдрствуем ли, или спим, жили вмéсте с Ним. Посемý утешáйте друг дрýга и назидáйте один другóго, как вы и дéлаете. Прóсим же вас, брáтия, уважáть трудящихся у вас, и предстоятелей вáших в Гóсподе, и вразумляющих вас, и почитáть их преимущественно с любóвью за дéло их; бýдьте в мире между собóю. Вéрен Призывáющий вас, Котóрый и сотворит сие. Брáтия! Молитесь о нас. Привéтствуйте всех брáтьев лобзáнием святым. Заклинáю вас Гóсподом прочитáть это послáние всем святым братиям. Благодáть Гóспода нáшего Иисýса Христá с вами. Аминь. ( 1Фес 5:9–13, 24–28 ) Суббота 24-й седмицы по Пятидесятнице К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! О, éсли бы вы нéсколько были снисходительны к моемý неразумию! Но вы и снисхóдите ко мне. Ибо я ревную о вас рéвностью Бóжиею; потомý что я обручил вас единому мýжу, чтóбы предстáвить Христý чистою дéвою. Но боюсь, чтóбы, как змий хитростью своéю прельстил Еву, так и вáши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христé. Ибо éсли бы кто, придя, нáчал проповéдовать другóго Иисýса, котóрого мы не проповéдовали, или éсли бы вы получили инóго Дýха, котóрого не получили, или инóе благовéстие, котóрого не принимáли, – то вы были бы óчень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чём нет недостáтка против высших апóстолов: хотя я и невéжда в слóве, но не в познáнии. Впрóчем мы во всём совершéнно извéстны вам. ( 2Кор 11:1–6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В доказательство такого мнения враждебные Божественному Откровению мыслители указывают с одной стороны на то, что в изображении библейских писателей Бог является иногда говорящим и действующим во огне, дыме и мраке, громе и молнии, а с другой – на праздник кущей, который, по их мнению, ничем существенно не отличался от греческих оргий в честь Дионисия или Вакха. Правда, Бог являлся Аврааму во мраке, дыме и пламени огня ( Быт. 15, 12, 17 ); Моисею он говорил „в пламени огня из среды тернового куста“, который горел огнем и не сгорал ( Исх. 3, 2 ); на Синае Бог дал закон народу еврейскому в густом облаке и огне, при громе, молнии и весьма сильном трубном звуке ( Исх. 19, 9, 16, 18 ; Второз. 5, 5. 24, 26.); Моисей называет Бога прямо „огнем поядающим“ (Второз. 4, 24); а в книге числ (16, 35) рассказывается даже о том, что „вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение“ (Срв. Лев. 10, 2 ). Правда и то, что в книгах Св. Писания Ветхого Завета Бог представляется часто человекообразно имеющим очи, уши, уста, руки и ноги. Но несправедливо то, будто бы такое образное (по словоупотреблению рационалистов, натуралистическое) представление о Боге было свойственно еврейскому религиозному сознанию лишь в первобытное и слишком отдаленное время. На самом деле оно встречается у Давида и пророков, т. е., в позднейшую эпоху жизни еврейского народа. Там мы читаем пс. 103, 2. 3: „Господи Боже Мой!.. ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса как шатер; устрояешь над водами горние чертоги твои, делаешь облака твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра! Пс. 96, 1–6 : „Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; пред Ним идет огонь; молнии Его освещают вселенную; горы, как воск, тают от лица Господа“ и т. д. Пс. 28 : Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. Глас Господа сокрушает кедры и заставляет их скакать подобно тельцу; глас Господа высекает пламень огня“...

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Если у тебя, возлюбленный собрат, зародилось хотя бы слабое ощущение или чувство того, что Воскресший Христос с тобою, то упроси, умоли Его остаться с тобою, и из этого слабого ощущения при дальнейшем общении с Ним не замедлит явиться у тебя и признание Его верою. Общение с Ним приводит к совершенной уверенности в истине Воскресения Христова. Так было это с эммаусскими путниками, так будет и с тобою. Вот почему моя смиренная пастырская молитва за тебя, дорогое собрание, в этот час нашего пасхального вечера такова: Господи! Если кто из этого собрания очами своей веры узрел Тебя сейчас как Воскресшего, то останься с ним до вечера его жизни. Ах, останься, Господи, останься с ним, останься и со мною, останься и со всеми нами! Аминь. Слово на третий день Пасхи 77 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал, им. Тогда, открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них ( Лк.24:28–31 ) Вот история, которую мы выслушали и нынешнем Евангелии. Это было вечером в день Пасхи. В Иерусалиме, куда по случаю праздника Пасхи собрались израильтяне со всех сторон земли, было полно и в домах, и на улицах, и в храме, и на рынке. Всюду движение и суета. Всюду говор и шум: шум от покупателей и продавцов товаров, привезенных на рынок сельскими обывателями, шум и от веселой, ликующей, по-праздничному настроенной толпы; но среди этого шума и ликования были группы и серьезных мужчин и женщин, опечаленных событием дня, которые со скорбью и полушепотом говорили об Иисусе из Назарета, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли ( Лк.24:19–20 ). К числу таковых принадлежали и те два ученика Иисуса, которых мы видим идущими из Иерусалима в деревню и в разговоре которых принял участие примкнувший к ним незнакомый человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Скачать Акафист — это священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: Они расположены сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе…» и пр. Фото: spbda.ru Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу Акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1, 48). Читайте также — Похвала Пресвятой Богородицы Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл. Фото: spbda.ru Похвала Пресвятой Богородицы. История праздника На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда Она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

http://pravmir.ru/subbota-akafista-poxva...

Сам Иисус Христос подтвердил высокое достоинство и святость храма и необходимость существования его в новом завете. Пришедши однажды в храм иерусалимский и увидев там торгующих и меняльщиков денег, Он изгнал их всех оттуда и сказал: дома Отца Моего не делайте домом торговли... Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников ( Ин.2:13–16 ; Мк.11:17 ). Клянущийся храмом, говорит Христос Спаситель в другом месте, клянется им и Живущим в нем ( Мф.23:21 ). Своим примером Спаситель учил уважать храм, посещая этот последний в праздники Пасхи, Кущей. Пятидесятницы ( Ин.2:13–14 и далее 7, 10 и другие) и уча в нем народ. Каждый день с вами сидел Я, уча в храме, – говорил Он врагам Своим ( Мф.26:55 ; Лк.19:47, 22:53 ). Апостолы и первые христиане также с благоговением относились к храму и совершали в нем молитву. По свидетельству евангелиста Луки, они пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк.24:53 ). Каждый день единодушно пребывали в храме ( Деян.2:46 ; чит. Деян. гл. 3–4). Апостол Павел из дальних путешествий приходил в иерусалимский храм для молитвы и поклонения ( Деян.24:11–12 ); в храме же иерусалимском он удостоился получить и откровение Божие о назначении его для проповеди язычникам ( Деян.22:17–21 ). Кроме храма иерусалимского, во времена апостолов у христиан были и свои храмы, или церкви, в особо для того назначенных домах ( Деян.11:26, 20:7–9 ). Эти церкви апостолы строго отличали от обычных домов, придавали им значение храмов Божиих и строго обличали верующих за неблагоговейное отношение к ним. Слышу, писал апостол Павел коринфянам, что когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? не похвалю ( 1Кор.11:18:22 ). Жены ваши в церквах да молчат, – пишет тот же апостол, – если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Вот что нужно сказать по поводу Рождества Христова. Теперь смотрите, как Церковь сжимает это время в своём богослужебном строе, и вот мы опять канон великого праздника Крещения, и вот сочельник Крещенский в воскресенье, а в понедельник само Крещение Господне. Будучи чистым, Он идёт креститься от Иоанна, чтобы явить Себя И вот, Тот, Кто послал меня крестить, – скажет Иоанн, – сказал: над Кем увидишь разводящиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Нь, Тот и есть крестящий Духом Святым; и я видел и свидетельствую, что это Сын Божий (см. Ин. 1:32–34 ). Ну почему мы не принимаем, ну почему не принимает такого свидетельства? Мыслимо ли, чтобы такой пророк говорил неправду и своё воспалённое воображение выдавал за действительность? Я видел Его и свидетельствую и глас Его слышал. А Спаситель и говорит: А вы и гласа не слышали. Ну-ка, крещение Иоанново от кого было, с неба или от людей? – вот и заставил их замолчать. Почему? Потому что, если скажем от людей, нас народ тут же опозорит, потому что все почитали Иоанна за пророка. Он не мог говорить неправду (см. Мф. 21:24–27 ). Ну, а если скажем, что свыше было крещение – второе положение: а почему вы тогда не верите, если Сам Отец Небесный произнёс эти слова: Сей есть Сын Мой возлюбленный, – акцент: Его слушайте. – Не знаем, – вот ответ. И Я не скажу вам, какой властью Я делаю это. Вот видите, досужая человеческая логика: она запуталась, она запуталась сама в противоречиях, и люди от этих противоречий, которые они выдают за какую-то науку глубокую, страдают. Страдают, потому что не хотят принять прямое и ясное свидетельство Иоанна. Откройте Евангелие от Иоанна (и на этом мы эту тему закончим), где он нам говорит – 21-я глава, 24-й стих: «Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем; что истинно есть свидетельство его». Посмотрите 20-ю главу, 30-й стих: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос [и дальше, чтобы мы поняли, какого Христа он имеет в виду; ибо христов было много], Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во Имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

     «Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)» (Рим. 2:11–15). Такими словами начинается апостольское чтение 2-й Недели по Пятидесятнице. Сегодня мы спокойно скользим глазами по этому тексту, но для современного апостолу Павлу иудея подобные стихи звучали революционно. Иудеи были уверены, что Бог относится к ним с особой благосклонностью, ибо они происходили от Авраама и были обрезаны. Однако Павел настаивает, что иудейство вовсе не равняется обрезанию, но должно быть соединено с искренним и глубоким исполнением заповедей Божиих. Обрезать необходимо свое сердце, т. е. очистить от греха. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:28–29), – пишет апостол. Согласно учению Павла, многие так называемые иудеи, являющиеся потомками Авраама, имеющие на своём теле знак обрезания, вовсе не иудеи по духу. Равным образом те необрезанные язычники, которые никогда не слышали об Аврааме, но жили по закону совести, оказываются ближе к Богу, чем представители богоизбранного народа. Конечно же, для евреев подобные мысли были очень неприятны. Не приходится удивляться тому, что они всегда гнали апостола Павла, считая его богохульником и нарушителем закона. Какое значение все это имеет в наше время? Как часто случается у нас, братья и сестры, что неверующие люди, иноверцы или инославцы живут чище и праведнее православных. Бывает, на производстве неверующий делает свою работу качественнее и имеет лучшую репутацию, чем человек, посещающий Церковь. Или, например, мусульманин оказывается более преданным и отзывчивым другом, чем братья-христиане. А насколько грустно наблюдать, что в какой-нибудь баптистской семье дети идеально слушаются родителей, вся семья ежедневно молится и читает Библию, искренне старается исполнить заповеди Божии во всей точности – а наш человек вроде и крест носит, и по праздникам в храм ходит, а живет по-язычески и Библию не открывал ни разу. И тогда на православных людях исполняются слова апостола: «Ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24).

http://pravoslavie.ru/104542.html

Первый мученик христианства Стефан исповедал: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого одесную Бога» (Деяния, гл.7). Вознесение и одесную Отца пребывание – символы Божественной славы Христа. Но физического Вознесения н е т в Евангелиях по Матфею и по Иоанну, и н е т в древнейших рукописях Евангелий по Луке и по Марку. «Вознесся на небо и воссел одесную Бога», – так совмещены натуральный и символический планы повествования в позднейшем добавлении к Евангелию по Марку (гл.16). Или в «воссесть одесную» понималось тогда тоже натурально?.. «И когда благословлял, отступил от них и стал возноситься на небо», – так читается в позднейшем тексте Евангелия по Луке (гл.24). Однако слов «и стал возноситься на небо» нет в древнейших рукописях; да этих слов И НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ, ибо по контексту ясно, что речь идет о ПЕРВОМ ДНЕ Воскресения. Миф о физическом Вознесении легко мог возникнуть из тогдашних представлений о «трехъэтажной» Вселенной… Учитывая все соображения, строго говоря, следовало бы в других условиях выдвинуть соборный вопрос: не отменить ли отдельный церковный праздник Вознесения (не случайно литургически столь бедный, бесцветный) – не заменить ли его заключительным торжеством Воскресения. МЫ НЕ ЗНАЕМ во всей полноте и точности проповеди Иисуса Христа. Она продолжалась, как полагают, не менее года или даже трех лет; а то, что написано в Евангелиях, можно прочитать за какой-нибудь час… В главе 20 книги Деяний святых апостолов проводятся слова Господа Иисуса, которые «Он Сам сказал», но которые НЕ ЗАПИСАНЫ в Евангелиях: “Блаженнее давать, нежели принимать». Сколько же было сказано других таких незаписанных слов, каково было их содержание? А то, что записано – ведь это только пересказы, притом пересказы даже не на том языке, на котором говорил Учитель… Если бы даже я и умел – есть ли вообще смысл в «систематическом» изложении столь явно фрагментарных и неточных текстов? Ниже я рассматриваю евангельскую проповедь только по поводу критических замечаний о ней, высказанных на страницах 8 – 8.

http://azbyka.ru/pochemu-i-ya-xristianin

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010