Из книги Исход берется 14-ть паремий, именно: по одной паремии на каждый день страстной седмицы (пон.1:1–20, вторн.2:5–10, сред.2:11–22, четв.19:10–19, пят.33:11–23), кроме субботы 122 , когда из Исхода полагаются две паремии (12:1–11; 13:20–15, 1–19); восьмая паремия в праздник Введения во храм пр. Богородицы ( Исх.40:1–34 : об освящении скинии); девятая в праздник Сретения Господня (13:1–15: о посвящении Богу первенцев); десятая (14:15–20) и одиннадцатая (15:22–27) в праздник Крещения Господня; двенадцатая ( Исх.24:12–18 ) и тринадцатая (33:11–23 и 34:1–8) в праздник Преображения Господня; четырнадцатая (15:22–16, 1) в праздник честного и животворящего Креста Господня. Из книги Числ берутся две паремии, именно: одна в день Рождества Христова ( Чис.24:3–9, 17–18 : пророчество Валаама) и другая в день Пятидесятницы или сошествия Св. Духа на апостолов (11:16–17, 24–29: о семидесяти старейшинах, получивших дары Св. Духа и пророчествовавших). Из Второзакония берутся четыре паремии, именно: две (гл.4:1, 6, 7, 9–15 и 5:1–6, 10–28, 25, 26–6, 3–5, 13, 18) во дни праздников господских, и две читаются в неделю св. праотцсв, отцев и в день трех святителей (гл.1:8–17 и 10:1–5). Кроме всего этого, песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бо прославися» ( Исх.15:1–19 ) читается на утренних богослужениях пред первою песнью церковных канонов, а содержание ирмоса первой песни всегда заимствуется из этой песни Моисеевой; другая песнь Моисея: «Вонми небо, и возглаголю» (Вт.32) читается пред второю песнью канонов во дни св. Четыредесятницы и служит основою второго ирмоса канонов. § 115. Указание прообразовательного значения исторических лиц, событий и важнейших обрядовых установлений, о которых говорится в Пятокнижии Моисеевом. – Господь от самого начала основания Своей Церкви на земле просвещал и спасал членов ее богооткровенным учением, пророчествами и нравственными узаконениями. Но так как совершенство и спасение членов Церкви ветхозаветной зависили не от настоящего только их умственного развития и нравственного достоинства, а главным образом от будущего дела спасения чрез Христа, которое они усвояли верою; то по милости Божией это дело спасения чрез Христа, имевшее совершиться в будущем, простирало свою животворящую силу и бросало свой свет на лица, церковные события и на обрядовые установления ветхозаветные, и таким образом лица и события ветхозавтлные делались «образами грядущего Христа» ( Рим.5:14 ) и событий новозаветных ( Гал.4:24 ), а обрядовые установления были «тенью грядущих, небесных благ» ( Кол.2:17 и Евр.8:5; 10:1 ). Посему как во многих лицах и событиях, так и во многих обрядовых установлениях ветхоз. Церкви нужно видеть значение и смысл преобразовательные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI, VII, VIII и IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах...» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), Косма Маиумский (канон) и другие. Подготовительный период к празднику Рождества Христова Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах, под 25 декабря значится: «Пасха. Праздник тридневный»), Церковный Устав назначает перед праздником пост, начинающийся с 15 ноября, по продолжительности равный предпасхальному, т.е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называем «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, празднуется память св. апостола Филиппа. По строгости же своей этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе, под 14 ноября. (Наиболее строгое воздержание – «сухоядение», т.е. воздержание от вареной пищи, – назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, – разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста – с 20 по 24 декабря – Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени.) Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же что «коливо», – вареные зерна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества.) Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте литургии», которая служится с утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

По совр. Типикону, на «Бог Господь» (т. е. сразу после «Бог Господь») поются 3 или 4 тропаря. В седмичные дни в память святого - это тропарь святого дважды, «      :», богородичен ; в память 2 святых - тропарь первого святого дважды, «  :», тропарь 2-го святого, «    :», богородичен; в Господские и Богородичные праздники без соединения с др. последованиями - тропарь праздника дважды, «      », тот же тропарь в 3-й раз; в попразднства и предпразднства, а также при соединении службы Господского или Богородичного праздника со службой святого тропарь праздника тоже поется трижды, а тропарь святого - на «  »; при соединении служб 2 праздников (или службы праздника с попразднством или предпразднством) поется тропарь 1-го праздника дважды, «      », 2-го (обычно на это место ставится тропарь Богородичного праздника: см. 16 августа - Типикон. [Т. 2.] С. 769, 771). В воскресные дни на «Бог Господь» поется воскресный тропарь, «  :», тропарь святого (если есть), «    :», богородичен; если в воскресенье случаются 2 святых с тропарями, тропари поются по 1 разу: воскресный, 1-го святого, «  », 2-го святого, «    », богородичен. Указанные варианты не описывают полностью весь устав пения тропарей на «Бог Господь»; возможны случаи сложных сочетаний тропарей (напр., в седмицу после недели жен-мироносиц), существует целый ряд правил о выборе богородична. В рус. рукописной традиции стих «Бог Господь» с нотацией фиксировался в Октоихе и позднее в обиходе (XVII в.). В знаменном распеве мелодии «Бог Господь» близки к напевам прокимнов 8 гласов (Обиход нотного пения. М., 1909. Ч. 1. Л. 32-34об.; до XVIII в. эти же напевы обычно использовались для распевания последних слов тропарей). В рус. церковной музыке XVIII-XX вв. существуют разные варианты пения «Бог Господь» (обычно поется на напев тропаря) (Свод напевов. С. 43-44). Псалом 117 в богослужении важнейших праздников Этот псалом имел хвалебное значение уже в иудейском богослужении. Судя по его содержанию (ср. стихи 24, 26b, 27), он был составлен для одного из главных ветхозаветных праздников - возможно, для праздника Кущей (Талмуд. Сукка 3). В синагогальной практике псалом вошел в состав галлела (букв.- хвала), исполняемого на утренней службе праздников Пасхи и Пятидесятницы, 8 дней праздников Кущей и Обновления, а также в дни новолуний ( Idelsohn A. Z. Jewish Liturgy and It " s Development. N. Y., 1932, 1995r. P. 134, 158; Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 211). В христ. богослужении Пс 117 имеет особое значение в богослужении праздников Входа Господня в Иерусалим и Пасхи, что, возможно, следует объяснять его связью с иудейской традицией. Вход Господень в Иерусалим

http://pravenc.ru/text/ Бог Господь ...

В этот день богослужение совершается только по Триоди; канон рядового святого Минеи переносится на одно из повечерий по усмотрению настоятеля. Сразу отметим, что служба Великого канона не совмещается ни с каким-либо праздником, ни даже с предпразднством или отданием Благовещения. Более того, даже в среду 5й седмицы, то есть накануне службы Великого канона, совершение праздничной службы невозможно. В противном случае на литургии в среду пришлось бы вместе со стихирами праздника петь 24 стихиры Великого канона, а это не только неудобно с точки зрения Устава, но несовместимо в смысле идейного содержания. Потому полезно запомнить следующие правила: — если в среду или четверг случится праздник полиелейный, то служба святого переносится на вторник; — если в среду или четверг случится Благовещение Пресвятой Богородице или храмовый праздник, то на вторник переносится служба Великого канона (стихиры Великого канона в таком случае поются на вечерне в понедельник); — если в четверг случится предпразднство Благовещения Пресвятой Богородице (соответственно, сам праздник — в пятницу), то служба канона остается на месте, а служба предпразднства переносится на среду. В целом в день Великого канона службы совершаются по великопостному чину, но имеют немало индивидуальных особенностей.   Литургия Преждеосвященных Даров (в среду) Все особенности службы ограничиваются только пением стихир на «Господи, воззвах…»; в остальном — обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. На «Господи, воззвах…» всего поется 30 стихир (с учетом стихиры на «И ныне» — 31 стихира): дневные стихиры Триоди на 6 (самогласен — дважды , мученичен и подобныпо разу ) и 24 стихиры Великого канона, называемые также «стихиры по алфавиту». «Слава» — последняя стихира «по алфавиту»; «И ныне» — еще одна стихира, не входящая в число 24 стихир, но имеющая ту же заключительную фразу «Господи, прежде даже до конца…». Припевы для стихир указаны в самой Триоди: они берутся преимущественно из «Господи, воззвах…» от стиха «Падут во мрежу свою…» и до конца; когда же закончатся эти стихи, берутся два стиха из стиховны, а для оставшихся — припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

http://azbyka.ru/stoyanie-mariino

В греч. житиях А. содержатся разночтения. В пространном житии (BHG, N 175) местом мученической кончины А. назван Вули в Азии, в кратких синаксарных житиях (BHG, N 175b и 175с) - Валвини (Βαλβνη); житие в составе Минология Василия II повествует о мирной кончине святого. В календарях память А. указывается 8 окт., 24 марта, 12 и 13 апр. Под 8 окт. она содержится как в зап. календарях (напр., в Римском мартирологе), так и в визант. агиографических памятниках к-польского происхождения: Типиконе Великой ц .IX-X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 64), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 121-122), Петровом Синаксаре XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 312). Под 24 марта житие А. (BHG, N 175b) помещено в печатной греч. Минее (изд. Венеция, 1596). Под 12 апр. память А. отмечается в Типиконе Великой ц. X в. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 266), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 397-398) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 597-600), под 13 апр.- в памятниках Иерусалимского устава , начиная с древнейших списков: Sinait. gr. 1096, XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 37), ГИМ. Син. греч. 272, 1297 г. В совр. церковном календаре греч. Церквей память А. празднуется 12 апр. Пространное житие А. (BHG, N 175) сохранилось в 2 слав. переводах. Древнейший находится в составе старослав. Супрасльской Четьи-Минеи XI в. под 24 марта (Супраслъски, или Ретков сборник. София, 1982. Т. 1. С. 220-236). Др. перевод этого жития включен в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 41 (2-я паг.)). Служба А. с каноном Георгия Никомидийского включена под 13 апр. в состав Минеи РНБ. Соф. 199. Л. 3-5, XII в. В 1-й редакции нестишного Пролога, перевод к-рой был осуществлен на Руси в 1-й пол. XII в., краткое житие А. помещено под 12 апр.; во 2-й редакции, составленной в кон. XII в.,- под 24 марта. Гимнография. По используемому ныне в РПЦ Типикону (Типикон. Т. 2. С. 595) 13 апр. совершается служба А. без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ). Последование, помещенное в рус. печатной Минее, известно по мн. греч. кодексам визант. периода (напр., РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.). Канон А. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с алфавитным акростихом принадлежит гимнографу Георгию, имя к-рого вписано в богородичны (AHG. Т. 8. P. 176-184, 409-411). Из 2 известных седальнов 4-го гласа один (Vindob. hist. gr. 66. Fol. 68-73, XII в.) помещен в рус. печатной Минее, др. (РНБ. Греч. 553. Л. 83об.- 86, XI в.) не вошел в печатные богослужебные книги. В греч. рукописях студийского типа сохранился корпус стихир 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, полностью отличный от опубликованного в совр. слав. Минее. В совр. греч. печатной Минее последование отсутствует, однако по 6-й песни канона помещен стишной синаксарь (Μηναον. Απρλιος. Σ. 89).

http://pravenc.ru/text/76390.html

Вы поддерживаете это? На все 100%. Даже считаю, что есть некто другой, который это поддерживает и с которым необходимо считаться – его не успела побороть даже коммунистическо-интернациональная конъюнктура 1968 года, которая заставила БПЦ принять новый стиль. Этот “некто” – святой великомученик Георгий Победоносец. И если спросить, почему мы празднуем день св. Георгия 6 мая, то есть старому стилю, а не 23 апреля по новому, то ответ ясен – просто этот святой не хочет нового стиля, что бы не предпринимали патриарх и архиереи вместе с людьми, вмешивающимися в жизнь Церкви. И св. Трифон… Да. Не говоря уже о празднике 24 мая, который остался в нашей национальной традиции. Это в сущности 11 мая – день святых братьев Кирилла и Мефодия. Когда мы вернемся к старому стилю (если это произойдет, хотя я скептик в этом отношении), мы будем праздновать в один день и церковный праздник в честь святых братьев (ныне 11 мая по новому стилю – пер.), и День славянской письменности (ныне государственный праздник 24 мая – пер.). Рождество возвратится на свое старое место. Единственная проблема для болгар будет только в плане быта: на Новый Год нужно будет поститься. Но у меня другой взгляд на эту проблему: Господь нас терпит, терпит и наших мэров, терпит политиков и премьер-министров, наши правительства и наши парламенты. Мы же, в свою очередь, должны проявить уважение к Нему и поститься на Новый Год. Бог неизменен и отношение к нему должно быть неизменно. То, что мы не будем праздновать праздник, который празднуют в мире, для меня не является проблемой. Мы празднуем событие, а не дату. Кто-то от Вашего имени спровоцировал дискуссию на сайте dariknews.bg. Что случилось? Это плагиат, или появился человек, использовавший Ваше имя? Я думаю, что больше не буду писать в этом сайте, так как огорчен тем, что каждый может писать от чужого имени. Это нарушение моих личных прав и я не буду писать в сайте по крайней мере до тех пор, пока не будет наведен какой-то порядок. При регистрации нужно дать свое имя. Оно должно быть обозначено и никто другой не будет иметь право зарегистрироваться под тем же именем. Потому что какой-то человек начал “говорить” от моего имени и притом невообразимые вещи и клевету.

http://pravmir.ru/xristos-ne-rozhden-ni-...

Время начала пощения определялось разными Соборами по-разному (11, 15 нояб. или 23 сент.- осеннее равноденствие) и еще в 1-й пол. XI в. вызывало споры. Тогда же появилось запрещение совершать таинство Брака в период А. до праздника Богоявления (1-е и 3-е прав. Собора в Зелигенштадте; 1023). С XVIII в. пост считался обязательным только в 1-ю неделю А. (см. Четыре времени года ) и в рождественский сочельник (см. Навечерие ). Кодексом канонического права 1917 г. пост в указанную неделю А. был отменен, сохранилось ее значение как времени усиленной молитвы. Начало А. всегда приходится на воскресенье («1-е воскресенье А.»): в рим. обряде - ближайшее ко дню св. ап. Андрея (30 нояб.), в амвросианском и испано-мосарабском - ко дню св. Мартина. Соответственно в А. входят 4 или 6 воскресений. В рим. обряде А. делится на 2 периода: до 16 дек. (включительно) - преимущественно покаянный по характеру с преобладанием эсхатологических мотивов и с 17 дек., дня, называемого «O Sapientia» (лат.- О, Премудрость), по 24 дек. (канун Рождества) - радостный, посвященный Таинству Боговоплощения. Темы богослужебного празднования определяются особыми евангельскими чтениями для 4 воскресений А., взятыми из Мф (24. 37-44; 3. 1-12; 11. 2-11; 1. 18-24). В Novus ordo эти чтения вошли в лекционарий литургического года «А», в годы «B» и «C» используются отрывки из Мк (1. 1-8; 13. 33-37), Лк (1. 26-38, 39-48; 3. 1-6, 10-18; 21. 25-28) и Ин (1. 6-8). Особые чтения и молитвы назначены также для будней. Др. тексты Бревиария (чтения из ВЗ и НЗ, молитвы, гимны, О-антифоны к «Magnificat» ) говорят о Грядущем Искупителе, Его страданиях, Крестной смерти и конечной Славе и призывают верующих к духовному бодрствованию, радостному ожиданию Спасителя, Его достойной встрече и прославлению. Богословское содержание А. носит одновременно исторический и эсхатологический характер: ожидание Рождества Спасителя соединяется с ожиданием Второго пришествия Христова . С этим связаны и др. богословские аспекты А.- призыв к надежде, обращению и нестяжанию; возвещение Царства Божия ; понимание спасения как нового творения (Ис 45. 7-8). Такое восприятие А., по мнению католич. богословов, призвано способствовать созиданию как отдельных христиан, так и всей христ. общины, долженствующей стать душой мира (Bergamini. P. 245).

http://pravenc.ru/text/адвента.html

В 1797 г. имп. Павел I учредил общий К. д. для всех российских орденов - 8 нояб. (память архистратига Михаила), издал общий орденский статут, причислил нек-рые иностранные ордена к российским, закрепил за нек-рыми российскими орденами ряд петербургских церквей, освященных во имя того же святого. В их число входили: 1) собор ап. Андрея Первозванного на Васильевском о-ве; 2) ц. вмц. Екатерины в Таврическом дворце; 3) соборная церковь Александро-Невской лавры; 4) ц. святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Литейной части С.-Петербурга. За кавалерским обществом в целом была закреплена ц. святых Бесплотных сил в Михайловском замке. Церкви, закрепленные за орденами, назывались орденскими или капитульными, и праздничные богослужения К. д. совершались преимущественно в них. Впосл. орденские храмы могли меняться: напр., в 1845 г. для ордена вмц. Екатерины была назначена церковь училища этого ордена (домовый храм, построенный в 1798 на набережной Фонтанки). При Павле I отмечался К. д. католич. Мальтийского ордена - празднование Рождества Иоанна Предтечи 24 июня. Накануне вечером разводились костры, на к-рых сжигались простыни (традиция, напоминающая о сожжении постельного белья больных), а в сам день праздника кавалеры Мальтийского ордена присутствовали на литургии и молебне (в правосл. и католич. храмах). При Александре I Мальтийский орден теряет влияние и празднование К. д. 24 июня перестает совершаться. Установление 1797 г. завершает в целом оформление системы К. д. для синодального периода. В качестве К. д. в календарях, документах и лит-ре XIX - нач. XX в. отмечаются 6 дней - 3 февр., 30 авг., 22 сент., 8, 24, 30 нояб. Из-за иностранного происхождения или относительно низкого статуса награды формально имевшиеся даты К. д. нек-рых орденов не включались в общероссийские календари и табели. Польский орден св. Станислава был принят в России согласно статутам 1815 и 1831 гг.; в последнем была указана и дата К. д. этого ордена - 8 мая (видимо, дата по григорианскому календарю). Согласно статуту 1839 г., К. д. ордена св. Станислава является 25 апр. (7 мая) - день учреждения ордена. В календарях и табелях синодального времени этот К. д. не отмечается - возможно, по причине его иностранного происхождения и отсутствия памяти св. Станислава в правосл. месяцеслове. Польск. орден Белого орла был принят при Александре I в качестве российского, однако статут ордена издан не был, дата К. д. не была назначена. Между тем еще в XVIII в. при имп. дворе имели место светские мероприятия, посвященные этому ордену: напр., в придворном церемониальном журнале за 1739 г. отмечается «торжество польской кавалерии ордена Белаго орла» под 23 июля. Днем награждения Мариинским знаком отличия беспорочной службы, учрежденным в 1827 г., было 14 окт., что не является в полном смысле К. д., но привязка награждения к определенной дате является данью традиции К. д. В календарях и табелях этот день не отмечается.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

ольга 25 ноября 2013, 14:15 Ком в горле..Второй раз на выставке..Все выстроено хронологически, все доступно, понятно, сопровождается музыкальным сопровождением. И вот ты окунаешься во времена Смуты, в правление Михаила Федоровича....Петра Великого,Екатерины... вникаешь в реформы Столыпина, понимаешь безнадежное положение Николая второго,несправедливость расстрела его семьи.. Сколько же вложили они в процветание России! Сколько пережила ты достойного и унизительного многострадальная и терпеливая Матушка Русь. Огромное спасибо всем за организацию этого праздника души! За возможность соприкоснуться с историей своего Отечества.Чувствуешь себя частицей этой истории, мыслишь, сопереживаешь, чувствуешь... Пишу под пламя свечи. Царство небесное и вечная память всей династии Романовых! Людмила 25 ноября 2013, 14:06 Замечательная выставка,получила огромное удовольствие от увиденного и прочитанного,от масштаба выставки.Спасибо устроителям,они постарались для нас и нам во благо .Слышала некоторые люди приходили по нескольку раз,что бы посмотреть еще .Было бы время и я пришла бы во второй раз. Гость 25 ноября 2013, 01:27 Захотелось увидеть проект, посвященный Святой Руси, или периоду до " смутного времени " . Очень захотелось ... хоть в каком-нибудь виде. Открыла для себя " Достойно Есть " Царя Феодора Алексеевича. И строительство им двух соборов в честь Пресвятой Богородицы: в Великом Новгороде и главного Храма Сретенского монастыря в Москве. Людмила 24 ноября 2013, 21:57 Огромное спасибо Святейшему Патриарху Кириллу, всем, кто подготовил и организовал эту прекрасную и необходимую нашему народу выставку!Низкий вам поклон и благодарность, идущая от сердца, за этот огромный труд, за бережное отношение к истории нашей страны. Эта выставка - пример того, что может объединить нацию. Нас может объединить высокодуховный образ последнего русского царя, его высочайшая нравственность,талант руководителя, Любовь к России и беззаветная преданность своему народу. Владимир 24 ноября 2013, 19:24

http://pravoslavie.ru/65101.html

Так искусно и умело ведут свою «работу» враги Христовы! Печально, что и многие наши православные русские люди вовлекаются в это стихийное течение «холодной войны» против христианства. А между тем, наша св. Церковь учит нас совсем иной встрече этого великого праздника и призывает нас, еще за 40 дней до наступления его, достойно готовить себя к его радостному празднованию. Конечно, и подарки делать друг другу не только можно, но и похвально. Однако, не в одном этом должно состоять наше празднование. Истинно, по-христиански праздновать наши христианские праздники можно только тогда, когда мы прежде всего и больше всего позаботимся об очищении наших душ от всякой греховной скверны и нечистоты. И вот, с этой именно целью, наша св. Церковь еще с первых веков христианства установила перед праздником Рождества Христова сорокадневный пост, во время которого христиане говеют, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Этот Рождественский пост начинается с 15-го ноября по нашему православному календарю, и так же, как и Великий пост, называется в Церковном Уставе «Четыредесятницей», или «Филипповым», потому что начинается он сразу после дня памяти Ап. Филиппа 14-го ноября. Богослужение в некоторые дни Рождественского поста напоминает собою великопостное Богослужение – читается молитва преп. Ефрема Сирина с поклонами и, вместо литургии, совершаются часы с междочасиями и изобразительные (обедница) с чтением дневного Апостола и Евангелия. Пост этот не отличается столь большой строгостью, как Великий пост: по понедельникам, средам и пятницам запрещается вкушать рыбу, вино и елей, а в остальные дни запрещается только рыба, зато по субботами, воскресным дням и великим праздникам, а также в дни празднования памяти великих святых, если эти дни случатся во вторник или четверг, разрешается вкушать рыбу, а если они придутся в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушать только вино и елей. От 20 до 24 декабря включительно вкушать рыбу нельзя. Последний день поста 24-го декабря называется «сочельником», или правильнее – «сочевником» от «сочива», которое полагается в этот день вкушать за трапезой. Сочиво это то же, что «коливо» то есть «скудное кушание». Это – кушание из сухих зерен пшеницы, гороха, чечевицы или ячменя. Едят его, размочив водой или с медом. Оно же называется «кутиею». У православных всегда сохранялся благочестивый обычай – не есть ничего до появления первой вечерней звезды, которая напоминает о явлении на Востоке звезды, возвестившей о рождении Христа Спасителя. Этот обычай внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010